Доклад сообщение конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели: познакомить учащихся с особенностями реферата как одного из видов письменного высказывания в научном стиле речи; формировать умение составлять реферат.

Учитель должен ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию учителя.

Оценить 1134 0

Урок № 60 в 9 классе

Тема: Р. р. Реферат

Цели: познакомить учащихся с особенностями реферата как одного из видов письменного высказывания в научном стиле речи; формировать умение составлять реферат.

тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Организационный этап

Актуализация опорных знаний. Беседа.

- Каковы особенности научного стиля современного русского литературного языка?

- Какая лексика и синтаксис характерны для научного стиля речи?

- Какова сфера применения этого стиля речи?

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Вы уже имеете представление о стилистических разновидностях речи. Сегодня на уроке, опираясь на знания и навыки, полученные в предыдущих классах, мы продолжим работу над составлением высказываний в научном стиле — формированием умения составлять реферат.

Цель научной речи — доказательное изложение научной информации, точное и строго логичное изложение мысли.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

объяснение учителя

Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Тематика рефератов определяется учителем, а право выбора темы реферата предоставляется самому учащемуся.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Учитель должен ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию учителя.

Подготовка реферата включает такие этапы:

Сбор материала предусматривает конспектирование литературных источников по данной проблеме, выписывание необходимых цитат, организацию полученной информации.

После того как материал собран, его перечитывают и составляют окончательный план, на основе которого пишется текст реферата. При необходимости проводится дополнительный сбор материала, чтобы каждый пункт плана был раскрыт полнее.

План реферата, как правило, состоит из трёх частей:

Во введении отмечается актуальность темы, место данной проблемы среди других, связанных с нею; раскрывается история вопроса; указывается, что не решено, а только решается современной наукой. Введение может содержать также краткий обзор используемой в реферате литературы.

В основной части должны быть представлены в обобщённой форме основные положения реферируемой литературы по проблеме.

В заключительной части формулируются общие выводы из всего сказанного, отмечается, какие вопросы удалось рассмотреть, намечается перспектива дальнейшей работы.

Этапы работы над рефератом

Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Содержание реферата

- знание современного состояния проблемы;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

- актуальность поставленной проблемы;

- материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Компоненты содержания реферата

- Титульный лист.

- План-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

- Введение. Во введении реферата должны быть: актуальность темы реферата; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели; краткая характеристика структуры реферата (введение, три главы, заключение и библиография); краткая характеристика использованной литературы.

Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы. (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).

- Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы). Главы реферата могут делиться на параграфы. Главы можно заканчивать выводами (по паре фраз), хотя для реферата это и не обязательно.

- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). В заключении должны быть ответы, на поставленные во введении задачи и дан общий вывод. Объем заключения реферата - 1-1,5 стр.

- Список литературы (в соответствии со стандартами). Список литературы у реферата - 4. 10 позиций, бывает и 20. Сюда входят нормативные акты, книги, бумажная периодика, интернет-источники.

И еще по тексту должны быть ссылки - от 2 до 10.

Требования к оформлению реферата

Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.

На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя.

Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.

Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются черной пастой. Они не входят в общий объем работы

Объем работы: 10-15 листов машинописного текста.

Иллюстративный материал (диаграммы, чертежи, схемы) может быть включён прямо в текст или выполнен на отдельных листах. Ссылки на цитируемую или упоминаемую литературу оформляются по-разному: в виде сноски в конце страницы или в скобках после процитированного высказывания.

В конце реферата, как правило, приводится список использованной литературы.

Каждая из этих частей начинается с новой страницы.

И еще по тексту должны быть ссылки - от 2 до 10.

2. Формирование умения готовить реферат

А) Анализ лучших рефератов, подготовленных учащимися в предыдущие годы Обращается внимание на их структуру, содержание каждой части.

Б) Оформление титульного листа

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16

Реферат по литературе.

Особенности жанра и композиции поэмы

Выполнила: ФИО, ученик 9А класса.

Руководитель: ФИО, учитель…

С. Кобылки 2018 г.

Цель урока : научить правильно составлять и оформлять реферат.

обучающая : познакомить учащихся с рекомендациями по составлению реферата, этапами работы, структурой

развивающая : формировать навыки и умения реферирования, то есть краткой логичной записи прочитанного, развивать речь учащихся

воспитательная : умение применять полученные знания на практике.

Оборудование урока : учебник, тетради, ручки, компьютер (для работы с электронным словарём и просмотра презентации урока)

Методические приёмы: лекция учителя, работа учащихся на компьютере, показ видеопрезентации, записывание в тетради материалов урока

Вид урока : объяснение новой темы ( урок развития речи), с использованием ИКТ.

II.Теоретическая часть урока.

1.Словарная работа. Определение понятия.

Запись в рабочих тетрадях даты, темы урока. Учитель ставит перед учениками задачи урока и сообщает цель.

Слайд № 2 . Реферат – (лат. referre – сообщать, докладывать). Краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Доклад на определённую тему, включающий в себя обзор соответствующих источников информации.

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

Реферат – одна из форм устного экзамена.

Работа над рефератом предполагает следующие этапы. Слайд № 3.

Прежде всего, необходимо определить область знаний, к которой относится текст (статья), сформулировать главную мысль текста, цель автора. Затем следует проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и на основании этих операций сделать краткую запись статьи. Так мы получим реферат .

3. Знакомство с одним из видов учебно-исследовательских работ – рефератом.

Этапы работы над рефератом:

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕФЕРАТА Слайд № 4.

Оглавление (в нём последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел её, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

Заключение (подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации)

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА Слайд № 5.

Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылка на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написания библиографи- ческого аппарата.

2. Смотрим презентацию, вспоминаем ключевые моменты научного стиля.

3. Пишем то, что выделено курсивом и ВНИМАТЕЛЬНО знакомимся с содержанием.

Научный стиль речи делится на следующие разновидности – подстили:

- научно-популярный,

- научно-учебный,

- собственно научный,

- научно-информативный,

-научно-справочный.

Собственно-научный подстиль .Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

В текстах данного подстиля очень много терминов, значения которых понятны в основном только специалистам. Определения терминам даются лишь в том случае, если данный компонент впервые вводится автором или термин используется не традиционном значении.

Научно-информационный подстиль . Жанры научных текстов, относящихся к данному подстилю (реферат, конспект и т.п.) объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля – обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.

Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они наследуют общие признаки и особенности научного стиля.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа


Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации- примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Доклад – небольшая научно-исследовательская работа, посвященная одной узкой теме. Он может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Скорее всего, студенту придется делать его в обеих формах.

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Если вы уже писали эссе, вы знаете, как это делается. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Это главное отличие доклада от эссе. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.

Этап четвертый. Работа над введением и заключением

Введение и заключение доклада типичны для любой студенческой работы. Во введении формулируем проблему (тезис), даем обоснование выбору темы (опционально), оцениваем актуальность, указываем цель и задачи доклада, характеризуем литературу, которую использовали.

В заключении делаем выводы, обобщаем изложенную в основной части информацию.

Вот, собственно, и все. Остается только оформить титульный лист и список литературы. Перед тем, как распечатать доклад, не поленитесь перечитать его еще раз, а лучше – проверить в сервисах на уникальность и ошибки.

Статья́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Такому жанру как статья присуща ширина практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Также в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

Отличительным аспектом статьи является её готовность. Если подготавливаемый материал так и не был опубликован (не вышел в тираж, не получил распространения), то такой труд относить к статье некорректно. Скорее всего данную работу можно назвать черновиком или заготовкой. Поэтому целью любой статьи является распространение содержащейся в ней информации.

В современной журналистике выделяют пять видов статей:

1.Передовая статья

2.Теоретико-пропагандистская статья

3.Информационная статья

4.Общеисследовательская статья

5.Практико-аналитическая статья.

4 Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: освоение способа действия при выборе жанрообразующих признаков эссе.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение.

Конспект урока русского языка в 9 классе

в условиях реализации ФГОС

Цель урока: освоение способа действия при выборе жанрообразующих признаков эссе.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора признаков эссе;

б) формировать навык создания эссе;

в) развить умение формулировать определение понятий;

г) обогащать словарный запас учащихся;

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б)воспитание уважения к национальной культуре;

в) воспитание ценностного отношения к слову;

г) развитие коммуникативных УУД:

д) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

е) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: определение эссе, его жанрообразующие признаки;

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Методическое обеспечение урока:

I Ввод в тему.

1. Учащийся читает стихотворение Ирины Гавриловой

Люблю бескрайние просторы,

Край необъятный странный наш,

Платков изящные узоры,

Степей и гор простой пейзаж.

Люблю зимы трескучий холод

И лета томную жару,

На окнах - роспись и узоры,

Росу на листьях поутру,

Урала жгучую прохладу,

Степей бескрайний наш простор,

В лесу из зелени преграду -

Сосновый стройный частокол.

2. Слово учителя.

Родная земля… Землица, как ласково называли ее наши предки. Родная земля, она и кормилица, и поилица, она и нянька, и воспитательница, она раскрытая книга природы.

Родную землю беззаветно любят, ради нее жертвуют своей жизнью.

О ней слагают стихи и пишут песни.

II Создание проблемной ситуации. Фиксация затруднения в деятельности.

Немало написано и о земле Оренбуржья рассказов, повестей, романов, лирических зарисовок. Я предлагаю вам прочитать одно из таких произведений, сочинение вашей ровесницы и землячки Смыковой Виктории, и определить стиль и тип речи данного текста, его жанр (читает подготовленный учащийся).

И где бы я ни был, в какой стороне

вдруг волей судьбы окажусь,

Я - Оренбуржец и этим горжусь!

Меня зовут Виктория. Мне 14 лет. Я учусь в 9 классе. Родилась и живу я в Оренбургской области, которой есть чем гордиться.

Я горжусь тем, что первый космонавт, покоривший космос, Юрий Гагарин учился в нашем летном училище. Здорово ходить по улицам Оренбурга и знать, что по ним когда-то гулял Гагарин. Многие космонавты учились или родились в Оренбургской области. Несколько лет назад в наше село приезжал космонавт Роман Романенко. С виду обычный молодой мужчина, общительный, веселый. Он легко находил общий язык с односельчанами. Не подумаешь, что за его плечами тысячи часов тяжелейших тренировок, много дней, проведенных далеко от родных, Родины, Земли!

Я горжусь, что на моей малой родине есть памятник архитектуры - Храм во имя благоверного князя Александра Невского. Он был построен в 1855 году петербургским помещиком Стобеусом. Этот пятиглавый храм в настоящее время восстанавливается. Восстановлена наружная отделка, кровля, отлиты и повешены купола. Сейчас во время праздников звонят колокола. Магическая музыка разливается по всей округе. Во время сильного ветра колокола перезваниваются, как будто разговаривают друг с другом. Наш храм отнесен к памятникам истории и культуры Оренбургской области.

Я горжусь оренбургской природой. Она разнообразна. Далеко простирается степь. Леса, как островки, зеленеют среди ковыля. А видели ли вы Бузулукский бор? Поднимешь голову вверх – увидишь устремленные ввысь стройные, величественные сосны. В бору всегда светло и дышится легко.

Я горжусь людьми, которые живут в Оренбуржье. Это трудолюбивые, гостеприимные, всегда готовые прийти на помощь люди. Это настоящие оренбуржцы!

Дивный край, простор Урала

Горы, степи и леса.

Мы тебя храним и славим

Я оренбурженка. И этим горжусь.

(Примерные ответы ребят:

Это не репортаж, так как речь в нём идёт не о событии из общественной жизни, хотя личность автора присутствует

Это не очерк, так как нет главного героя, который был бы примером для других, или важного события.

Это не статья, потому что автор этого текста не привлекает внимание читателя к проблеме.)

- Почему возникли затруднения? (Этот текст не относится ни к одному из перечисленных жанров, но назвать нужный жанр затрудняемся, так как не знаем других жанров публицистики).

- Да, ребята, перед нами новый жанр публицистики – эссе.

III. Целеполагание.

- Итак, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об эссе как жанре публицистики)

- Чему мы должны научиться на уроке? (определять особенности эссе как жанра публицистики, научиться писать эссе)

IV. Открытие нового знания.

1. Работа с определением эссе. (слайды 3, 4)

- Прочитайте определение эссе в учебнике на стр. 154 – 155 и на листочках (раздаёт каждому) и на основании прочитанного выделите основные признаки эссе:

1. небольшой объём

2. свободная композиция

3. индивидуальные впечатления

4. конкретная тема

6. разговорная интонация и лексика.

- А теперь давайте рассмотрим эти признаки на примере нашего текста.

– Ещё раз выразительно прочитайте текст.

- Как вы думаете, о чем этот текст? (о любви к родной земле).

- Как развивается эта мысль? За счет чего реализуется?

- Обратимся к признакам эссе.

2. – Назовите первый признак (информация на слайде, учащиеся записывают в тетрадь): небольшой объем. Этот признак не является обязательным, но мы видим, что произведение действительно небольшого объема.

- Сколько здесь абзацев? (10)

- Какие микротемы можем выделить? Подготовка к ОГЭ (задание 1). Запись в тетрадь и на доске.

1. Оренбургской области есть чем гордиться

2. Символ Оренбуржья – оренбургский пуховый платок.

3. Первый космонавт, Юрий Гагарин, учился в Оренбургском летном училище

4. Известные писатели,чья жизнь связана с Оренбуржьем.

5. Достопримечательности Оренбуржья.

6. Моя малая родина. Храм во имя благоверного князя Александра Невского в селе Александровка Грачёвского района.

7. Оренбургская природа.

8. Люди Оренбуржья.

9. Моя Родина начинается с Оренбуржья.

10. Я оренбурженка. И этим горжусь.

V. Физминутка. Получите эстетическое удовольствие, послушав пение птиц в наших оренбургских лесах, можете встать из – за парт.

VI. Продолжение работы с текстом.

3. Работа со схемой.

В центре объект речи (на проекторе презентация: слайд №5).

– Посмотрите на первый абзац. Какая тема в нём заявлена? (Оренбургской области есть чем гордиться)

– Посмотрите на второй абзац. О чем в нем говорится? Прочитайте первое предложение (Оренбургский пуховый платок).

Г. – Охарактеризуйте следующий абзац (Юрий Гагарин, учился в Оренбургском летном училище)

– В следующем абзаце говорится об известных писателях, чьи жизнь и творчество связаны с Оренбургом.

- Далее – гордость Оренбуржья – его достопримечательности.

- В следующем абзаце раскрывается мысль о гордости за свою малую Родину.

- Новый абзац – родная природа, которой нельзя не гордиться.

Е. – А теперь скажите, какие слова являются ключевыми в данном тексте? (Оренбургской области есть чем гордиться). Они и служат для выражения авторской позиции (Наш край удивителен, им нельзя не гордиться).

4. Таким образом, мы подошли к самому главному признаку эссе.

5. Желание раскрыть свою мысль наиболее полно требует от эссеиста особых художественных средств.

Следующая особенность эссе – это образность.

- На какие средства художественной выразительности, используемые в эссе, вы обратили внимание?

1). Очень много эпитетов.

Найдите эпитеты: 1 вариант из второго и третьего абзацев, 2 варинт – из 6 и 7. (2 абзац – тонкая работа; 3 абзац – общий язык, тяжелейшие тренировки; 6 абзац – пятиглавый храм, магическая музыка, 7 абзац - стройные, величественные сосны, дышится легко).

6. Ребята, выражению авторской мысли служит еще и синтаксис.

- Давайте посмотрим на синтаксические особенности текста. Что вы видите? (восклицательные предложения, риторические вопросы, вводные слова, помогающие передать авторское отношение, прямые обращения к собеседнику ; автор как будто с читателем ведет разговор, это как бы рассуждение вслух, что характерно для жанра эссе. Много однородных членов, многоточие. Благодаря этому текст приобретает особое эмоциональное звучание, лирическую взволнованность. Таким образом, мы выяснили еще один жанровый признак эссе – особенности синтаксиса.

7. И последняя особенность – это разговорная интонация и лексика.

VII. Закрепление. Творческая работа. Создание своего эссе.

- А теперь, ребята, попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты, как бы продолжая этот текст, используя сведения об эссе, которые получили сегодня на уроке. Можете взять любую тему, связанную с образом родной земли.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой: получилось ли эссе?

Поэтому вашим домашним заданием будет написание эссе о той земле, на которой вы живете. Данный вид работы также служит и подготовкой к выполнению задания 9 ОГЭ

IX. Рефлексия.

- Чему вы научились на уроке? Назовите существенные признаки эссе.

- Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Какую оценку вы бы себе поставили?

Читайте также: