Конспект занятия формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.
- совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных изображений.
- развивать мыслительные процессы – сопоставление, обобщение;
- развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета; пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация;
- развивать внимание, переключение с одного вида деятельности на другой;
- развивать моторику рук.
- воспитывать усидчивость, аккуратность, внимательность.
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
1. Вступительная часть. Настрой на занятие.
Психолог: Мы гостей сегодня ждали.
Мы готовились, старались.
Не судите слишком строго
Ведь учились мы не много.
Улыбнитесь все друг другу, ну и нам конечно тоже
Создаем хорошее настроение.
Педагог-психолог: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Молодцы, ребята, а теперь повторяйте за мной движения и слова:
Прекрасно все на небе (руки вверх)
Прекрасно все на земле (руки вниз)
Прекрасно все в этом мире (руки в стороны улыбаемся)
Прекрасно все во мне (обнимаем себя).
Работа у световой панели.
Педагог-психолог: Ребята, сейчас я задам вам несколько загадок, а вы постараетесь их разгадать.
1) Ни угла ни стороны,
А родня одни блины. (Круг)
2) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну пожалуй и довольно,
Что ты видишь? (Треугольник)
3) Растянули мы квадрат,
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим.
Ни кирпич, не треугольник, Стал ребята? (Прямоугольник)
4) Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
5) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - . (треугольник)
6) Обведи кирпич мелком,
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(Прямоугольник)
Физминутка для глаз (видео)
3. Цветная сказка.
- А еще цветные полоски помогут нам в рассказывании сказок. Я вам буду читать сказку, а вы поднимите те цвета, о которых будет идти речь.
«Пришел дед в огород и стал копать землю. (Какую? Черную.) Посадил он репку. Выросла репка. (Какая? Желтая.) А листики у нее большие и… (Какие? Зеленые.) Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у деда от натуги стало …(Какое? Красное.) Позвал дед бабку. Стали вдвоем тянуть репку. Бабка побледнела. Лицо у нее стало … (Какое? Белое.) Сели дед с бабкой на скамейку… (Какую? Коричневую.) и зовут внучку. Прибежала внучка в платочке …(Каком? Оранжевом.) Стали тянуть репку и вытянули. Наступил вечер … (Какой? Фиолетовый.) Сварили кашу. (Какую? Желтую.)
5. Конструирование из геометрических фигур
Ход работы. Ребята на столе у вас лежат наборы геометрических фигур, рассмотрите их. Этот набор фигур, называется головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Из этих фигур можно составить много интересных изображений. Что мы сейчас и будем делать.
- Разделите фигуры на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
- Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сколько всего треугольников и какого они размера?" (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)
- Ребенок у доски: Поставьте в ряд от маленького до большого треугольника.
- Возьмите 2 больших треугольника и составить из них: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Педагог просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры.
Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: "Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры".
В нашей волшебной стране "из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам". (Показывает на фланелеграфе.)
Ребята посмотрите, что вы видите? показывают расчлененный образец (заяц) Вам нужно составить такой же:
Из каких фигур он состоит? Ответы детей. Молодцы.
Ребята пришла пора возвращаться домой. Закройте глаза, полетели.
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?
- Что научились делать?
- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?
- Нарисуйте свое настроение
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, тактильного восприятия, зрительной памяти, мыслительных операций анализа и синтеза;
воспитание прилежания и учебной мотивации.
Ход занятия:
Организационный момент.
Скажите, как можно назвать одним словом те предметы, которые вы доставали из мешочка.
(Это геометрические фигуры. Если ребята затрудняются ответить учитель сам дает обобщающие понятие ребятам и просит их повторить.)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Я ставлю все фигурки на стол, а вы должны запомнить их расположение.
С геометрическими фигурами мы встречаемся в жизни. Посмотрите вокруг себя, и скажите, какую геометрическую фигуру нам напоминает книга, телевизор, дерево, дом, крыша.
Ребята, используя геометрические фигуры, мы сочиним сказку. Хотите попробовать.
(Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур).
В большом красивом доме, скажите мне пожалуйста какие фигурки похожи на дом, какого они цвета, найдите пожалуйста у себя такую же фигурку и приклеите ее к себе в листочек. Далее жили брат и сестра из каких фигур состоит мальчик, а из каких девочка? ( треугольник, круг, квадрат )
(на доске появляется образец, анализируется и после анализа выполняется детьми)
(Каждому обучающемуся оказывается индивидуальная помощь в необходимом виде и объеме).
(Имена мальчику и девочке придумывают сами обучающиеся.)
Молодцы ребята, а теперь мы с вами давайте отдохнем
Динамическая пауза.
Речь с движениями:
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись,
Руки в стороны пошире:
Раз, два, три, четыре.
Ты пониже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
И посадили рядом с домом елку: На какие фигурки похожа наша елочка? Каким цветом она?
По пути в школу они переходили дорогу. Помогите Саше и Маше правильно перейти дорогу на светофоре. Скажите мне, пожалуйста, на какую геометрическую фигуру похож светофор (прямоугольник), теперь ответьте на какой свет правильней перейти проезжую часть (зеленый). Вот теперь Саша и Маша благополучно перешли дорогу и пошли в школу.
Заключение занятия Вспомните какие геометрические фигуры мы с вами сегодня повторили.
Коррекцион но - развивающая: развитие зрительного во сприятия, зритель ной памяти.
Воспитательная : развитие аккуратности, у сидчивости.
Оборудование : к омпьютер с к олонками, дидактическ ая игра «Какие бывают
квадрат ы; р аздат очный материал: кру ги и квадраты и з картона - по три фигу ры
каждой формы для каждого ребенка (в конвертах)), мультиме дийная презентация
«К нам в гости пришла кукла Таня. Она что - то принесла. Давайте посмотрим, что у
нее в корзиночке. (Педагог достает из корзиночки пакет , а из пакета вынимает
« Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А тепе рь ко мне подойдет Саша
и покажет кукле Тане, как надо обводи ть пальчиком круг. Правильно, Саша, садись.
движение. При необходим ости педагог вызывает ребенка, не справившегося с
заданием, и предлагает выполнить движен ие одновременно с остальными детьми,
«Как называется эта фи гура? Правильно, это круг. А вот это - квадрат. Я тоже
обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом
угол, - палец повернул вни з, снова повернул, и снова угол - палец по шел вверх.
попеременно показывает картонные фигу ры (круги и квадраты), спрашивая их
название у отдельных детей. «А теперь достаньте фи гурк и и з своих конве ртов и
ошибается, педагог п редлагает обвест и фигуру пальцем по к онтуру . Ку кла Таня
Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" на тему "Группировка предметов по форме (объемные и плоские" для 4 класса.
Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Целевая аудитория: 4 класс
Тема: Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные).
Цель: Ознакомление с геометрическими фигурами (объёмными и плоскостными) на ощупь.
сформировать у обучающихся представления о форме предмета.
научить детей дифференцировать объёмные и плоскостные геометрические фигуры на ощупь, соотносить тактильный образ предмета со зрительным.
развивать логическое мышление обучающихся, мелкую моторику, внимание, тактильное восприятие;
развивать речь, пополнять словарный запас.
формирование интереса к занятиям, стремления доводить начатое дело до конца, развитие самоконтроля, аккуратности;
Воспитание трудолюбия; повышение мотивации учения через игровые ситуации.
Оборудование: рабочие тетради, плоскостные и объёмные геометрические фигуры, логические блоки Дьенеша (учебно-игровое пособие), мешочек для проведения дидактической игры, индивидуальные карточки, цветные карандаши.
1.Орг. Момент.
Мы друг другу улыбнёмся, за работу мы возьмёмся.
Постановка проблемной ситуации
(на доске 2 картинки:
с прямоугольниками и с предметами, имеющими форму бруса
с плоскими предметами прямоугольной формы)
Мама попросила Витю раскрасить картинку с предметами только прямоугольной формы. Как вы думаете, выполнил ли он задание Мамы? Почему? Давайте ему поможем.
Сегодня мы будем учиться различать форму предметов.
3.Основная часть.
Перед детьми фигуры (объемные и плоскостные: круг, квадрат, брус, шар, треугольник).
Коррекционное задание на развитие логического мышления: разложите на 2 группы данные фигуры. Цель: научить классифицировать предметы по одному признаку
-Объясните свой выбор.
Объяснение темы учителем.
Все ли фигуры удобно поместить на нашем рисунке?
– Какие фигуры трудно будет поместить на нашем рисунке? Почему?
2. Исходя из этого задания, на какие две группы можно разложить все фигуры?
– Почему в первую группу вы объединили именно эти фигуры, а во вторую группу эти фигуры?
Возьмите любую фигуру из первой группы. Положите на тетрадь и прижмите ладонью.
– Что произошло? Изменилась ли фигура? Почему так получилось?
– Положите на парту фигуру из другой группы.
– Можно ли прижать ладонью эту фигуру, не сломав её?
– У фигур из первой группы, есть какие измерения?
– А у фигур из второй группы есть длина, ширина и…высота. Т. е. Такие фигуры называют объёмными.
– Так как назовём фигуры первой группы? (плоские)
-А второй группы? (объемные)
Перед детьми деревянные фигуры:
Треугольник, круг, прямоугольник, шар.
Треугольник, куб, шар, брус.
Детям предлагается подумать и назвать предмет, который не подходит к другим по форме. Почему?
Обучающимся предлагается по образцу в тетрадях дорисовать фигуры по пунктирным линиям. Назвать их.
4.Закрепление.
1). Закрепление умения различать геометрическую форму.
Уч-ся нужно подобрать к изображенным предметам геометрическую форму (как пример-картинка на доске)
3). Уточнение названий основных фигур.
Учитель читает стихотворения, а дети называют фигуры хором.
Кто же я? (треугольник)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг
Называют меня…(круг)
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ..(квадрат)
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Какой? . (прямоугольник).
Он похож на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…(овал)
Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек надо положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.
Читайте также: