Конспект занятия формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.

  • совершенствовать знания о геометрических фигурах;
  • учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных изображений.
  • развивать мыслительные процессы – сопоставление, обобщение;
  • развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета; пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация;
  • развивать внимание, переключение с одного вида деятельности на другой;
  • развивать моторику рук.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, внимательность.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

1. Вступительная часть. Настрой на занятие.

Психолог: Мы гостей сегодня ждали.
Мы готовились, старались.
Не судите слишком строго
Ведь учились мы не много.
Улыбнитесь все друг другу, ну и нам конечно тоже

Создаем хорошее настроение.
Педагог-психолог: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Молодцы, ребята, а теперь повторяйте за мной движения и слова:
Прекрасно все на небе (руки вверх)
Прекрасно все на земле (руки вниз)
Прекрасно все в этом мире (руки в стороны улыбаемся)
Прекрасно все во мне (обнимаем себя).
Работа у световой панели.
Педагог-психолог: Ребята, сейчас я задам вам несколько загадок, а вы постараетесь их разгадать.

1) Ни угла ни стороны,
А родня одни блины. (Круг)

2) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну пожалуй и довольно,
Что ты видишь? (Треугольник)

3) Растянули мы квадрат,
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим.
Ни кирпич, не треугольник, Стал ребята? (Прямоугольник)

4) Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

5) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - . (треугольник)

6) Обведи кирпич мелком,
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(Прямоугольник)

Физминутка для глаз (видео)

3. Цветная сказка.

- А еще цветные полоски помогут нам в рассказывании сказок. Я вам буду читать сказку, а вы поднимите те цвета, о которых будет идти речь.

«Пришел дед в огород и стал копать землю. (Какую? Черную.) Посадил он репку. Выросла репка. (Какая? Желтая.) А листики у нее большие и… (Какие? Зеленые.) Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у деда от натуги стало …(Какое? Красное.) Позвал дед бабку. Стали вдвоем тянуть репку. Бабка побледнела. Лицо у нее стало … (Какое? Белое.) Сели дед с бабкой на скамейку… (Какую? Коричневую.) и зовут внучку. Прибежала внучка в платочке …(Каком? Оранжевом.) Стали тянуть репку и вытянули. Наступил вечер … (Какой? Фиолетовый.) Сварили кашу. (Какую? Желтую.)

5. Конструирование из геометрических фигур

Ход работы. Ребята на столе у вас лежат наборы геометрических фигур, рассмотрите их. Этот набор фигур, называется головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Из этих фигур можно составить много интересных изображений. Что мы сейчас и будем делать.

  • Разделите фигуры на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
  • Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сколько всего треугольников и какого они размера?" (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)
  • Ребенок у доски: Поставьте в ряд от маленького до большого треугольника.
  • Возьмите 2 больших треугольника и составить из них: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Педагог просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.

Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры.

Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: "Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры".
В нашей волшебной стране "из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам". (Показывает на фланелеграфе.)
Ребята посмотрите, что вы видите? показывают расчлененный образец (заяц) Вам нужно составить такой же:

заяц фигура

Из каких фигур он состоит? Ответы детей. Молодцы.
Ребята пришла пора возвращаться домой. Закройте глаза, полетели.

IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?

- Что научились делать?

- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?

- Нарисуйте свое настроение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, тактильного восприятия, зрительной памяти, мыслительных операций анализа и синтеза;

воспитание прилежания и учебной мотивации.

Ход занятия:

Организационный момент.

Скажите, как можно назвать одним словом те предметы, которые вы доставали из мешочка.

(Это геометрические фигуры. Если ребята затрудняются ответить учитель сам дает обобщающие понятие ребятам и просит их повторить.)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Я ставлю все фигурки на стол, а вы должны запомнить их расположение.

С геометрическими фигурами мы встречаемся в жизни. Посмотрите вокруг себя, и скажите, какую геометрическую фигуру нам напоминает книга, телевизор, дерево, дом, крыша.

Ребята, используя геометрические фигуры, мы сочиним сказку. Хотите попробовать.

(Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур).

В большом красивом доме, скажите мне пожалуйста какие фигурки похожи на дом, какого они цвета, найдите пожалуйста у себя такую же фигурку и приклеите ее к себе в листочек. Далее жили брат и сестра из каких фигур состоит мальчик, а из каких девочка? ( треугольник, круг, квадрат )

(на доске появляется образец, анализируется и после анализа выполняется детьми)

(Каждому обучающемуся оказывается индивидуальная помощь в необходимом виде и объеме).

(Имена мальчику и девочке придумывают сами обучающиеся.)

Молодцы ребята, а теперь мы с вами давайте отдохнем

Динамическая пауза.

Речь с движениями:

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

И посадили рядом с домом елку: На какие фигурки похожа наша елочка? Каким цветом она?

По пути в школу они переходили дорогу. Помогите Саше и Маше правильно перейти дорогу на светофоре. Скажите мне, пожалуйста, на какую геометрическую фигуру похож светофор (прямоугольник), теперь ответьте на какой свет правильней перейти проезжую часть (зеленый). Вот теперь Саша и Маша благополучно перешли дорогу и пошли в школу.

Заключение занятия Вспомните какие геометрические фигуры мы с вами сегодня повторили.

Коррекцион но - развивающая: развитие зрительного во сприятия, зритель ной памяти.

Воспитательная : развитие аккуратности, у сидчивости.

Оборудование : к омпьютер с к олонками, дидактическ ая игра «Какие бывают

квадрат ы; р аздат очный материал: кру ги и квадраты и з картона - по три фигу ры

каждой формы для каждого ребенка (в конвертах)), мультиме дийная презентация

«К нам в гости пришла кукла Таня. Она что - то принесла. Давайте посмотрим, что у

нее в корзиночке. (Педагог достает из корзиночки пакет , а из пакета вынимает

« Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А тепе рь ко мне подойдет Саша

и покажет кукле Тане, как надо обводи ть пальчиком круг. Правильно, Саша, садись.

движение. При необходим ости педагог вызывает ребенка, не справившегося с

заданием, и предлагает выполнить движен ие одновременно с остальными детьми,

«Как называется эта фи гура? Правильно, это круг. А вот это - квадрат. Я тоже

обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом

угол, - палец повернул вни з, снова повернул, и снова угол - палец по шел вверх.

попеременно показывает картонные фигу ры (круги и квадраты), спрашивая их

название у отдельных детей. «А теперь достаньте фи гурк и и з своих конве ртов и

ошибается, педагог п редлагает обвест и фигуру пальцем по к онтуру . Ку кла Таня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" на тему "Группировка предметов по форме (объемные и плоские" для 4 класса.


Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Целевая аудитория: 4 класс
Тема: Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные).
Цель: Ознакомление с геометрическими фигурами (объёмными и плоскостными) на ощупь.

сформировать у обучающихся представления о форме предмета.

научить детей дифференцировать объёмные и плоскостные геометрические фигуры на ощупь, соотносить тактильный образ предмета со зрительным.

развивать логическое мышление обучающихся, мелкую моторику, внимание, тактильное восприятие;

развивать речь, пополнять словарный запас.

формирование интереса к занятиям, стремления доводить начатое дело до конца, развитие самоконтроля, аккуратности;

Воспитание трудолюбия; повышение мотивации учения через игровые ситуации.

Оборудование: рабочие тетради, плоскостные и объёмные геометрические фигуры, логические блоки Дьенеша (учебно-игровое пособие), мешочек для проведения дидактической игры, индивидуальные карточки, цветные карандаши.

1.Орг. Момент.

Мы друг другу улыбнёмся, за работу мы возьмёмся.

Постановка проблемной ситуации

(на доске 2 картинки:

с прямоугольниками и с предметами, имеющими форму бруса

с плоскими предметами прямоугольной формы)

Мама попросила Витю раскрасить картинку с предметами только прямоугольной формы. Как вы думаете, выполнил ли он задание Мамы? Почему? Давайте ему поможем.

Сегодня мы будем учиться различать форму предметов.

3.Основная часть.

Перед детьми фигуры (объемные и плоскостные: круг, квадрат, брус, шар, треугольник).

Коррекционное задание на развитие логического мышления: разложите на 2 группы данные фигуры. Цель: научить классифицировать предметы по одному признаку

-Объясните свой выбор.

Объяснение темы учителем.


Все ли фигуры удобно поместить на нашем рисунке?

– Какие фигуры трудно будет поместить на нашем рисунке? Почему?

2. Исходя из этого задания, на какие две группы можно разложить все фигуры?

– Почему в первую группу вы объединили именно эти фигуры, а во вторую группу эти фигуры?

Возьмите любую фигуру из первой группы. Положите на тетрадь и прижмите ладонью.

– Что произошло? Изменилась ли фигура? Почему так получилось?

– Положите на парту фигуру из другой группы.

– Можно ли прижать ладонью эту фигуру, не сломав её?

– У фигур из первой группы, есть какие измерения?

– А у фигур из второй группы есть длина, ширина и…высота. Т. е. Такие фигуры называют объёмными.

– Так как назовём фигуры первой группы? (плоские)

-А второй группы? (объемные)

Перед детьми деревянные фигуры:

Треугольник, круг, прямоугольник, шар.

Треугольник, куб, шар, брус.

Детям предлагается подумать и назвать предмет, который не подходит к другим по форме. Почему?

Обучающимся предлагается по образцу в тетрадях дорисовать фигуры по пунктирным линиям. Назвать их.



4.Закрепление.

1). Закрепление умения различать геометрическую форму.

Уч-ся нужно подобрать к изображенным предметам геометрическую форму (как пример-картинка на доске)


3). Уточнение названий основных фигур.

Учитель читает стихотворения, а дети называют фигуры хором.

Кто же я? (треугольник)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг

Называют меня…(круг)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня ..(квадрат)

Что сейчас увидим мы?

Все углы мои прямы,

Есть четыре стороны,

Но не все они равны.

Какой? . (прямоугольник).

Он похож на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность-

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…(овал)


Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек надо положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.

Читайте также: