Презентация буква я показатель мягкости согласных конспект урока 1 класс школа россии

Обновлено: 03.07.2024

Цели:

  1. познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
  2. раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
  4. воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я.

– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний.

– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

– А что мы произносили? (звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)

– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)

– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд

– Буква Я – хитрая буква

– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.

– Как он называется? (Москва)

– Правильно, столица нашей Родины.

– В России очень ценятся яблоневые сады

– Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.

– Помогать нам в этом будет девочка Рая.

– За правильные ответы вы будете получать яблочки.

IV. Открытие нового.

– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К какой группе букв относится буква Я?

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)

– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

– Обведём контур звуковки красным цветом

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

– Положите перед собой карточку №1. слайд

– Прочитайте верхнее слово. (яблоки)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

– Какой согласный стоит перед ним? ([л])

– Назовите 3 слог? ([кииии]

Какой гласной образован ? ([и])

– Какой согласный стоит перед ним? ([к`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

– Значит мы не до конца ответили на вопрос.

– Положите перед собой карточку №2.

– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)

– Назовите 1 слог. ([рааа])

– Каким гласным образован слог? ([а])

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

– Какой он? (твёрдый)

– Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)

– Назовите 2 слог. ([й`аааа])

– Каким гласным образовании слог? ([а])

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите согласный перед ним. ([й`])

– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите звуки второго слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

Какую работу выполняет буква Я в слиянии?

– Положите перед собой карточку №1.

– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)

– Сравните схемы слов. (они одинаковые)

– Чем отличаются слова? (буквами)

– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)

– Произнесите последний слог и послушайте его.

– Каким гласным образован? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой буквой обозначен звук? (я)

– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])

– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?

– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.

– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)

Сказка про букву Я

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

Чтение слогов-слияний с буквой Я

– Посмотрите на экран. слайд со слияниями

Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом

Обобщите, что вы знаете о букве Я?

(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

V. Первичное закрепление.

Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)

– Найдите текст в учебнике

– найдите в словах букву я

– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

– прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

– прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация1.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Если есть друзья на свете - Всё прекрасно, всё цветёт, Даже самый сильный вет.

Если есть друзья на свете - Всё прекрасно, всё цветёт, Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнёт. Мы и в дождь, и в снег и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим - Дружбы этой не порвать.


Жадность всякому горю начало

Жадность всякому горю начало

Жадность – всякому горю начало

Жадность – всякому горю начало




Выбранный для просмотра документ Урок обучения грамоте для 1 класса.doc

Урок обучения грамоте для 1 класса

Тип урока: урок открытия новых знаний ОНЗ

Цель: знакомство с новой ролью буквы я: показателем мягкости предшествующего согласного

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой чтения, овладение приёмами драматизации с целью развития речи детей, приёмами понимания прочитанного, формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Логические - совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение рассуждений в форме простых суждений, установление причинно- следственных связей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь координировать действия по выполнению задания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формирование нравственных качеств личности.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах, использование ЭОР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умения систематизировать полученную информацию.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, умение работать с текстом, чётко отвечать на поставленные вопросы.

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

А каким бы вы хотели, чтобы был наш урок? (интересный, познавательный, скучный, занимательный, вкусный, сонный)

А какими должны быть ученики? ( ленивые, умные, шумные, внимательные, глупые, активные, старательные)

- А что же мы будем с вами на уроке делать? Соберите слова подсказки.

Учиться … (тать чи, ве отчать, лять состав, уз вать на)

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей такое же хорошее, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

Мы – дружные! Слайд 3

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать. Слайд 4

Поднять голову вверх – вдох, опустить вниз – выдох.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- А для этого разбудим наш язычок, сделать зарядку.

Артикуляционная разминка Слайд 5

Поскакал наш язычок. (щелкать язычком медленно, потом быстрее)

Н – на нёбе язычок

Постучался в потолок. (постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. сначала звук произносим медленно, постепенно убыстряем темп)

Разминка по слоговой таблице

Актуализация опорных знаний

- С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

— Посмотрите на доску (на слайд): Слайд 6

— Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я — настоящая морячка. И сегодня она подготовила для вас интересные задания.

У буквы Я накопилось много вопросов и, я думаю, что вы сможете ей помочь найти на них ответы.

Верно ли что, наша речь состоит из предложений?

Верно ли что, звуки мы пишем, а буквы слышим?

Верно ли что, звуки делятся на гласные и согласные?

Верно ли что, согласные звуки образуют слог?

Верно ли что, согласные звуки бывают твердые и мягкие?

Верно ли что, согласные звуки всегда только звонкие?

Верно ли что, гласные буквы указывают на твердость или мягкость согласных?

Самопроверка (сверяют с образцом на слайде, ошибки исправляем). Слайд 7

Постановка проблемы урока.

- Буква Я так спешила к нам на урок, что по пути растеряла в словах некоторые буквы. Давайте поможем букве Я вернуть потерянные буквы.

_ ма, зме_, _ блоки, реб_та, ма_к

- Какие слова получились? Буква Я мне шепнула, что эти слова можно разделить на группы? Какие слова отнесем к первой группе? Почему? Слайд 9

Ко второй группе? Почему?

- Какое слово у нас осталось? Почему вы не отнесли его ни к первой, ни ко второй группе?

- Давайте разделим это слово на слоги, поставим ударение. Слайд 10

А теперь медленно произнесем слово по слогам и прислушаемся к каждому звуку в нем.

Составление схемы слова ребята.

А сейчас произнесем только слог с буквой Я. Назовите первый звук в этом слоге. Что вы можете о нем рассказать? Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?

Осмысление новых умений и навыков.

- А сейчас буква Я предлагает поиграть вам с ней в игру. Замените гласную букву, чтобы твердый согласный звук стал мягким.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе с использованием учебника "Азбука", В.Г.Горецкого по УМК "Школа России".

Тема урока: "Буква "я"показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии" и презентация к уроку.

когда она стоит после согласного;

развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.

Задачи: формировать у учащихся представление о функциях буквы я;

совершенствовать навыки чтения;

развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;

Обучение УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; объяснять употребление заглавной буквы в словах; различать части речи.

развивающие (метапредметные)

познавательные: учить сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения.

-воспитательные (личностные): способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, оказывать помощь.

1.Кораблик, вырезанный из цветного картона;

2. Картинки: кит, дерево и дятел, земляника;

6. Картинки с изображением птиц;

7. Названия птиц, напечатанные на отдельных листочках;

8. Схемы, разрезная азбука, слоговая таблица;

9. Презентация к уроку( если есть проектор).

Ход урока

Приветствие. Организация внимания учащихся. (Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня наш урок будет необычным. Сейчас мы с вами отправимся в плавание , где будем выполнять разные задания.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься во время плавания? Что вы можете рассказать о букве я?

Но для того, чтобы нас пропустил капитан на корабль, надо купить билеты.

(У всех на парте лежат листочки-билеты (туловище осьминога)). (Слайд 3)

Нам сегодня помогут купить билеты …..(учитель вызывает к доске 4 ученика).

….печатает слово, ….пишет это слово прописными буквами, …составляет слово из разрезной азбуки, …составляет схему слова. А остальные работают в своих билетах-листочках.

-Акула, рыба, земля,кит, дятел. (Слайд 4)

Ребята, мы все купили билеты и можем отправляться в плавание.

Займите свои места.

Полный вперёд! (Имитация звука )

-Теперь послушайте капитана. У каждого из вас на парте, в коробочке, лежат ножки осьминожка. За каждое задание, выполненное правильно, вы должны осьминожке поставить одну ножку. В конце плавания мы сможем посмотреть, что у нас получилось и над чем ещё нужно поработать.

Пока плывём прочитаем карту нашего путешествия. (читают по слоговой таблице).

-Что подарит нам Земля?

-Куда плывут моряки?

Что делает тракторист?

Почему слово земля: в одном предложении с большой буквы, а в другом с маленькой?

Молодцы! Вы справились с заданием и кит нас пропускает.

Физминутка(Слайд 6)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Прямо к острову большому.

III. Изучение нового материала.

(На доске нарисован остров, на нём поляна и на ней напечатаны слова из текста (стр. 114 Азбука)).

А пока спускаемся с корабля, споём песенку: ля,ля…

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- . (Слайд 8)

— Назовите в слоге –ля- первый звук – [л’]

— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите? [а]

Вывод (делают учащиеся):

осле согласной буквы.

-Ой, что это от нас спряталось под листочек. (Слайд 9)

(Напечатано на доске)

Красная, сладкая, ароматная, крупная, садовая, лесная .(Читают хором 2 раза, затем цепочкой).

Что вы представили, когда услышали эти слова?

Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос какая?

т.к. стоит после гласной буквы)

Давайте вместе с капитаном подбирем слова, указывающие на признаки берёзы. (Слайд 10)

Выполним ещё одно задание, которое нам приготовил дятел. (учитель срывает листочек с дерева , с заданием).

Найдём рассказ и послушаем, как его прочитает капитан.

(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику).

-Кто ещё хочет прочитать этот рассказ так же как капитан. (Спросить 2-х хорошо читающих учеников).

Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

(если ученики дают не полный ответ, то учитель дополняет ответы).

Дятел будет задавать вопросы по рассказу, а вы найдёте ответ в рассказе и зачитаете его

Что Катя ответила о землянике?

С чем Валя сравнила ягоду?

Что Оля рассказала о землянике?

Как Коля разрешил спор девочек?

А что вы знаете о землянике?

Молодцы, ребята! Пойдём дальше по острову.

Физминутка(Слайд 12)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем.

Крылья сложили назад.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.(Напечатано на доске)

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке

Мы так громко говорили, что все птицы на острове испугались и разлетелись. Давайте, поможем им вернуться в свои гнёзда.

(На доске гнёзда, на которых прикрепленны листочки с названием птиц. Картинки с птицами находятся в разных местах класса (на окне), на шкафу и т.д.).

Но вначале прочитаем как называются эти птицы.

(Напечатано на доске)

Сорока, тетерев, дятел, зяблик, ворона.

(Динамическое чтение, чтение хором).

А теперь, кто поможет птицам вернуться в свои гнёзда.

(Ученик находит картинку с птицей, которую он знает, прикрепляет рядом с гнездом. Затем читает вслух слово и если знает что-то о птице, то рассказывает. И так пока все птицы не вернуться в свои гнезда).

Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли птицы заняли свои гнезда.

(Чтение за учителем). (Слайд 13)

Ребята, давайте расскажем капитану, как нужно себя вести в лесу, чтобы не тревожить лесных птиц и зверей.

V. Итог урока (Слайд 14)

А теперь наступило время возвращаться домой.

Понравилось ли вам путешествовать?

А чему вы учились на этом уроке?

С какой буквой мы работали на уроке?

Рефлексия.

Давайте оценим свою работу. Посмотрим у кого из вас получился осьминожка. Дети дают самоценку.

Читайте также: