Презентация буква я показатель мягкости согласных конспект урока 1 класс школа россии
Обновлено: 03.07.2024
Цели:
- познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
- раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков.
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
- воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я.
– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.
II. Актуализация знаний.
– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд
– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)
– А что мы произносили? (звуки)
– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)
– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)
– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)
– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)
– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд
– Буква Я – хитрая буква
– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.
– Как он называется? (Москва)
– Правильно, столица нашей Родины.
– В России очень ценятся яблоневые сады
– Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.
– Помогать нам в этом будет девочка Рая.
– За правильные ответы вы будете получать яблочки.
IV. Открытие нового.
– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
К какой группе букв относится буква Я? |
(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)
– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Какая это буква? (гласная)
– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)
– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
– Положите перед собой звуковку буквы Я.
– Обведём контур звуковки красным цветом
– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)
– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.
– Впечатайте второй звук буквы. ([а])
– Какой он? (гласный)
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
– Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
К каких случаях буква Я обозначает два звука? |
– Положите перед собой карточку №1. слайд
– Прочитайте верхнее слово. (яблоки)
– Давайте прочитаем схему к этому слову.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)
– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])
– Каким гласным образован этот слог? ([а])
– Впечатайте звук в схему.
– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Впечатайте звук в схему.
– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])
– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])
– Назовите 2 слог. ([лоооо])
– Какой гласной образован? ([о])
– Какой согласный стоит перед ним? ([л])
– Назовите 3 слог? ([кииии]
Какой гласной образован ? ([и])
– Какой согласный стоит перед ним? ([к`])
– Какой слог ударный? (первый)
– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы их обозначим? (я)
– Напечатайте букву я над слиянием.
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)
– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.
– Значит мы не до конца ответили на вопрос.
– Положите перед собой карточку №2.
– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)
– Назовите 1 слог. ([рааа])
– Каким гласным образован слог? ([а])
– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)
– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])
– Какой он? (твёрдый)
– Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)
– Назовите 2 слог. ([й`аааа])
– Каким гласным образовании слог? ([а])
– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)
– Впечатайте звук в схему.
– Назовите согласный перед ним. ([й`])
– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)
– Впечатайте звук в схему.
– Какой слог ударный? (первый)
– Назовите звуки второго слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы их обозначим? (я)
– Напечатайте букву я над слиянием.
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы. |
– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
Какую работу выполняет буква Я в слиянии? |
– Положите перед собой карточку №1.
– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)
– Сравните схемы слов. (они одинаковые)
– Чем отличаются слова? (буквами)
– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)
– Произнесите последний слог и послушайте его.
– Каким гласным образован? ([а])
– Впечатайте звук в схему.
– Какой буквой обозначен звук? (я)
– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])
– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?
– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.
– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.
Чтение слогов-слияний с буквой Я
– Посмотрите на экран. слайд со слияниями
Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?
– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?
Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии. |
– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
– Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом
Обобщите, что вы знаете о букве Я? |
(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)
V. Первичное закрепление.
Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)
– Найдите текст в учебнике
– найдите в словах букву я
– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1
– прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука
– прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация1.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Если есть друзья на свете - Всё прекрасно, всё цветёт, Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнёт. Мы и в дождь, и в снег и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим - Дружбы этой не порвать.
Жадность всякому горю начало
Жадность – всякому горю начало
Выбранный для просмотра документ Урок обучения грамоте для 1 класса.doc
Урок обучения грамоте для 1 класса
Тип урока: урок открытия новых знаний ОНЗ
Цель: знакомство с новой ролью буквы я: показателем мягкости предшествующего согласного
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой чтения, овладение приёмами драматизации с целью развития речи детей, приёмами понимания прочитанного, формирование необходимого уровня читательской компетентности;
Логические - совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение рассуждений в форме простых суждений, установление причинно- следственных связей.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь координировать действия по выполнению задания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формирование нравственных качеств личности.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах, использование ЭОР.
Развивать умения систематизировать полученную информацию.
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, умение работать с текстом, чётко отвечать на поставленные вопросы.
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
А каким бы вы хотели, чтобы был наш урок? (интересный, познавательный, скучный, занимательный, вкусный, сонный)
А какими должны быть ученики? ( ленивые, умные, шумные, внимательные, глупые, активные, старательные)
- А что же мы будем с вами на уроке делать? Соберите слова подсказки.
Учиться … (тать чи, ве отчать, лять состав, уз вать на)
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей такое же хорошее, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
Мы – дружные! Слайд 3
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать. Слайд 4
Поднять голову вверх – вдох, опустить вниз – выдох.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- А для этого разбудим наш язычок, сделать зарядку.
Артикуляционная разминка Слайд 5
Поскакал наш язычок. (щелкать язычком медленно, потом быстрее)
Н – на нёбе язычок
Постучался в потолок. (постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. сначала звук произносим медленно, постепенно убыстряем темп)
Разминка по слоговой таблице
Актуализация опорных знаний
- С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
— Посмотрите на доску (на слайд): Слайд 6
— Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я — настоящая морячка. И сегодня она подготовила для вас интересные задания.
У буквы Я накопилось много вопросов и, я думаю, что вы сможете ей помочь найти на них ответы.
Верно ли что, наша речь состоит из предложений?
Верно ли что, звуки мы пишем, а буквы слышим?
Верно ли что, звуки делятся на гласные и согласные?
Верно ли что, согласные звуки образуют слог?
Верно ли что, согласные звуки бывают твердые и мягкие?
Верно ли что, согласные звуки всегда только звонкие?
Верно ли что, гласные буквы указывают на твердость или мягкость согласных?
Самопроверка (сверяют с образцом на слайде, ошибки исправляем). Слайд 7
Постановка проблемы урока.
- Буква Я так спешила к нам на урок, что по пути растеряла в словах некоторые буквы. Давайте поможем букве Я вернуть потерянные буквы.
_ ма, зме_, _ блоки, реб_та, ма_к
- Какие слова получились? Буква Я мне шепнула, что эти слова можно разделить на группы? Какие слова отнесем к первой группе? Почему? Слайд 9
Ко второй группе? Почему?
- Какое слово у нас осталось? Почему вы не отнесли его ни к первой, ни ко второй группе?
- Давайте разделим это слово на слоги, поставим ударение. Слайд 10
А теперь медленно произнесем слово по слогам и прислушаемся к каждому звуку в нем.
Составление схемы слова ребята.
А сейчас произнесем только слог с буквой Я. Назовите первый звук в этом слоге. Что вы можете о нем рассказать? Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?
Осмысление новых умений и навыков.
- А сейчас буква Я предлагает поиграть вам с ней в игру. Замените гласную букву, чтобы твердый согласный звук стал мягким.
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе с использованием учебника "Азбука", В.Г.Горецкого по УМК "Школа России".
Тема урока: "Буква "я"показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии" и презентация к уроку.
когда она стоит после согласного;
развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.
Задачи: формировать у учащихся представление о функциях буквы я;
совершенствовать навыки чтения;
развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
Обучение УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; объяснять употребление заглавной буквы в словах; различать части речи.
развивающие (метапредметные)
познавательные: учить сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения.
-воспитательные (личностные): способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, оказывать помощь.
1.Кораблик, вырезанный из цветного картона;
2. Картинки: кит, дерево и дятел, земляника;
6. Картинки с изображением птиц;
7. Названия птиц, напечатанные на отдельных листочках;
8. Схемы, разрезная азбука, слоговая таблица;
9. Презентация к уроку( если есть проектор).
Ход урока
Приветствие. Организация внимания учащихся. (Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний.
Сегодня наш урок будет необычным. Сейчас мы с вами отправимся в плавание , где будем выполнять разные задания.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься во время плавания? Что вы можете рассказать о букве я?
Но для того, чтобы нас пропустил капитан на корабль, надо купить билеты.
(У всех на парте лежат листочки-билеты (туловище осьминога)). (Слайд 3)
Нам сегодня помогут купить билеты …..(учитель вызывает к доске 4 ученика).
….печатает слово, ….пишет это слово прописными буквами, …составляет слово из разрезной азбуки, …составляет схему слова. А остальные работают в своих билетах-листочках.
-Акула, рыба, земля,кит, дятел. (Слайд 4)
Ребята, мы все купили билеты и можем отправляться в плавание.
Займите свои места.
Полный вперёд! (Имитация звука )
-Теперь послушайте капитана. У каждого из вас на парте, в коробочке, лежат ножки осьминожка. За каждое задание, выполненное правильно, вы должны осьминожке поставить одну ножку. В конце плавания мы сможем посмотреть, что у нас получилось и над чем ещё нужно поработать.
Пока плывём прочитаем карту нашего путешествия. (читают по слоговой таблице).
-Что подарит нам Земля?
-Куда плывут моряки?
Что делает тракторист?
Почему слово земля: в одном предложении с большой буквы, а в другом с маленькой?
Молодцы! Вы справились с заданием и кит нас пропускает.
Физминутка(Слайд 6)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Прямо к острову большому.
III. Изучение нового материала.
(На доске нарисован остров, на нём поляна и на ней напечатаны слова из текста (стр. 114 Азбука)).
А пока спускаемся с корабля, споём песенку: ля,ля…
1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- . (Слайд 8)
— Назовите в слоге –ля- первый звук – [л’]
— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите? [а]
Вывод (делают учащиеся):
осле согласной буквы.
-Ой, что это от нас спряталось под листочек. (Слайд 9)
(Напечатано на доске)
Красная, сладкая, ароматная, крупная, садовая, лесная .(Читают хором 2 раза, затем цепочкой).
Что вы представили, когда услышали эти слова?
Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос какая?
т.к. стоит после гласной буквы)
Давайте вместе с капитаном подбирем слова, указывающие на признаки берёзы. (Слайд 10)
Выполним ещё одно задание, которое нам приготовил дятел. (учитель срывает листочек с дерева , с заданием).
Найдём рассказ и послушаем, как его прочитает капитан.
(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику).
-Кто ещё хочет прочитать этот рассказ так же как капитан. (Спросить 2-х хорошо читающих учеников).
Как называется поляна, на которой растёт много земляники?
(если ученики дают не полный ответ, то учитель дополняет ответы).
Дятел будет задавать вопросы по рассказу, а вы найдёте ответ в рассказе и зачитаете его
Что Катя ответила о землянике?
С чем Валя сравнила ягоду?
Что Оля рассказала о землянике?
Как Коля разрешил спор девочек?
А что вы знаете о землянике?
Молодцы, ребята! Пойдём дальше по острову.
Физминутка(Слайд 12)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем.
Крылья сложили назад.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.(Напечатано на доске)
а) в прямом порядке;
б) в обратном порядке
Мы так громко говорили, что все птицы на острове испугались и разлетелись. Давайте, поможем им вернуться в свои гнёзда.
(На доске гнёзда, на которых прикрепленны листочки с названием птиц. Картинки с птицами находятся в разных местах класса (на окне), на шкафу и т.д.).
Но вначале прочитаем как называются эти птицы.
(Напечатано на доске)
Сорока, тетерев, дятел, зяблик, ворона.
(Динамическое чтение, чтение хором).
А теперь, кто поможет птицам вернуться в свои гнёзда.
(Ученик находит картинку с птицей, которую он знает, прикрепляет рядом с гнездом. Затем читает вслух слово и если знает что-то о птице, то рассказывает. И так пока все птицы не вернуться в свои гнезда).
Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли птицы заняли свои гнезда.
(Чтение за учителем). (Слайд 13)
Ребята, давайте расскажем капитану, как нужно себя вести в лесу, чтобы не тревожить лесных птиц и зверей.
V. Итог урока (Слайд 14)
А теперь наступило время возвращаться домой.
Понравилось ли вам путешествовать?
А чему вы учились на этом уроке?
С какой буквой мы работали на уроке?
Рефлексия.
Давайте оценим свою работу. Посмотрим у кого из вас получился осьминожка. Дети дают самоценку.
Читайте также: