Ломоносов лишь только дневный шум умолк конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: интерактивная доска, портрет М.В.Ломоносова, репродукции картин.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Откроем тетради и запишем тему урока:

Михаил Васильевич Ломоносов

“Все испытал и все проник”

Более 20 лет своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Какими науками занимался Ломоносов и какой вклад внес в развитие научной мысли России? Об этом моя небольшая лекция.

Ваша задача, ребята, слушать меня внимательно и запоминать то, о чем я буду говорить, потому что после моего рассказа вы должны будете выполнить одно задание. А вот какое задание, об этом вы узнает позже.

Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.

Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Он первый в мире географ-полярник.

Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

Полтавская баталия. Мозаика Ломоносовской мастерской. 1762-1764. Общий вид

В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

- Как вы думаете, чье имя он носит?

( имя Михаила Васильевича Ломоносова).

Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник).

Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Моховой

А теперь, ребята, вспомните все то, о чем я вам сейчас говорила, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых преуспел М.В.Ломоносов.

Если вы затрудняетесь выполнить это задание, что-то забыли, то можете посовещаться с ребятами, сидящими рядом с вами.

Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.

Я думаю, что вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В.Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.

Работа с учебником.

Чтение стр. 51 – вслух или можно предложить кому-то из ребят, заранее подготовленных, рассказать кратко о детстве и юности М.В.Ломоносова.

Мемориальный дом-музей на месте дома Ломоносовых

Подведем итог первой части нашего урока.

- Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.


Со временем, жанр басни претерпевает серьёзные изменения, и стиль произведений, относящиеся к этому жанру, меняется.

Автор текста: Ирис Ревю

Лишь только дневной шум замолк…

Лишь только дневной шум замолк,
Надел пастушье платье волк
И взял пастушей посох в лапу,
Привесил к поясу рожок,
На уши вздел широку шляпу
И крался тихо сквозь лесок
На ужин для добычи к стаду.
Увидев там, что Жучко спит,
Обняв пастушку, Фирс храпит,
И овцы все лежали сряду,
Он мог из них любую взять;
Но, не довольствуясь убором,
Хотел прикрасить разговором
И именем овец назвать.
Однако чуть лишь пасть разинул,
Раздался в роще волчий вой.
Пастух свой сладкой сон покинул,
И Жучко с ним бросился в бой;
Один дубиной гостя встретил,
Другой за горло ухватил;
Тут поздно бедной волк приметил,
Что чересчур перемудрил,
В полах и в рукавах связался
И волчьим голосом сказался.
Но Фирс недолго размышлял,
Убор с него и кожу снял.
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицой не бывать.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Технологии: ИКТ, игровые технологии.

Оснащение:

К плану прилагается презентация, просмотреть которую Вы сможете по этой ссылке.

Данный классный час проводился в 2011 г. в 5 классе в День Знаний. Разработка содержит в себе основные факты из жизни М. Ломоносова, обсуждение "ломоносовских" мест в Санкт-петербурге, конкурс кроссвордов, викторину, дополнительное задание на выразительное чтение стихотворений М. Ломоносова. Класс делится на 2 или 3 команды, победителям можно приготовить небольшие поощрительные призы ко Дню Знаний.

ВложениеРазмер
tematicheskiy_urok_v_5a_klasse.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовлен Михайлишиной Е.Ю.

- дать основное представление о жизни, деятельности и личности М.В. Ломоносова;

- способствовать накоплению сведений об истории родного города и страны;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь.

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление.

1. Вступительное слово учителя.

Вы когда-нибудь слышали о нем? Посмотрите на портрет. ( Слайд 1 )

Если в этом году исполняется 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова, скажите, в каком году он родился?

2. Основные факты биографии М.В. Ломоносова

Сегодня мы проведем небольшой конкурс посвященный М.В. Ломоносову, а предшествующим этапом будет рассказ о годах жизни Ломоносова, приготовьтесь внимательно слушать и смотреть- это вам поможет в работе с кроссвордом.

Михайло Ломоносов, родился 19 ноября 1711 года в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Это современное название. ( Слайд 3 : Слева - Земля Ломоносова - живописный Холмогорский край – сегодня; справа - Макет деревни Мишанинской с домом, где родился Михайло Ломоносов).

Во времена Ломоносова оно звучало так – Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня Мишанинская (около середины XVIII века она слилась с соседней деревней Денисовкой, которую ошибочно стали считать его родиной). В настоящее время Денисовка и другие слившиеся с ней деревни образовали село Ломоносово. ( Слайд 4 . План мест , прилежащих к Куростровской волости, где родился М.В. Ломоносов. 1788.)

Лучшими моментами в детстве Михайло Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Он начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасные плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями (( Слайд 6 . Место, где находился дом Ломоносова. Модель гукора).

Слайд 9 . В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739, затем он учился в Фрайберге, и, в общей сложности, пробыл в Германии до 1741 г., после чего вернулся в Петербург. (Слева - Вид города Марбурга XVIII века. Акварель. Справа- Вид города Фрейберга XVIII века. Акварель.)

Слайд 11 . С колько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его" Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова", собрал отзывы о своих работах и оформил их как "Свидетельства о науках советника Ломоносова". ( нижнее изображение - Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж).

4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался. (слева - Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре).

Слайд 12 . Места Ломоносова в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич Ломоносов учился и жил в Петербурге до самой смерти, поэтому очень многие места в нашем городе напоминают нам о нем. Одно из этих мест вы уже можете назвать сами – оно было изображено на предыдущем слайде.

Площадь Ломоносова в Санкт-Петербурге (правое верхнее изображение), которая находится на набережной реки Фонтанки, в историческом центре города. Она является предмостной площадью моста Ломоносова (нижнее правое изображение). К площади также подходит улица Ломоносова.

В Санкт-Петербурге также находится Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.), который ранее назывался Императорский фарфоровый завод.

Класс разделен на 4 команды. Между ними проводится соревнование.

А) Разгадывание мини-кроссворда (Время – 5 мин. За каждое отгаданное слово –1 балл).

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с личностью, литературной деятельностью и удивительной жизнью русского учёного- М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности стихотворения; обучать выразительному чтению;

развивать умения находить в тексте юмористические моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный текст;

воспитывать интерес к истории развития русского языка, к литературе, её теоретическим аспектам.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Слово о Ломоносове.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Беседа по тексту.

Словарная работа: ритор, механик, минералы. Астроном, очаг. Весь­ма, слыл, о сём.

Оборудование: книги Ломоносова, репродукции мозаик, портрет.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень важный.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Запишите тему урока в тетради и скажите, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что нового мы узнаем?

Историк, ритор, механик, химик,

минералог, художник и сти­хотворец,

он всё испытал и всё прошёл.

1. Объясните значение непонятных слов.

2. Что нам сказали о Ломоносове эти пушкинские слова?

3. Слово о Ломоносове.

Подобно всем детям из крестьянских семей, Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в десятилетнем возрасте стал ходить в море вместе с отцом. В одиннадцать-двенадцать Ломоносов стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился он старательно и плодотворно. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год по­сле начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему всё, что знал, и ничему его больше научить его не может.

В 1730 году тайком от отца Ломоносов уходит пешком вместе с обо­зом рыбы в Москву, надеясь там продолжить своё учение. В возрасте де­вятнадцати лет (то есть в возрасте выпускника) он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось закончить двенадцатилетний куре менее чем за шесть лет, и в 1735 году его в числе двенадцати лучших уче­ников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для про­должения образования. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Гер­манию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.

В Германии Ломоносов учился с 1736 по 1741 год, сначала в Марбургском университете (вторым великим русским, обучавшимся там, был Борис Пастернак) под руководством известного философа и физика Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге под руководством профессора химии и гор­ных дел Иоганна Ганкеля. Наряду с физикой, химией и геологией Ломоно­сов за это время овладел немецким, французским, итальянским и англий­ским языками (латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но, пожалуй, самым главным за этот период стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы, блестящий ре­форматор русского стихосложения.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Словарная работа:

-Какие слова в стихотворении вам показались непонятными, сложными?

Коперник, Птолемей, астроном, очаг, слыл, о сем, весьма.

Астроном - астроном (ученый).

Весьма - очень сильно.

В жару - в пылу спора (сильно).

Слыл - все его знали.

Коперник — польский астроном.

Птолемей - древнегреческий астроном.

Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Беседа по тексту.

- Какова тема этого стихотворения? В чём его необычность?

- О чём спорили учёные Коперник и Птолемей?

— Кто разрешил их спор?

- Какие доводы использовал для этого повар?

- Что хотел сказать своим произведением автор?

- Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит смеш­но?

- Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно – насмешливое отношение к чему- нибудь.

РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Вы начинаете читать и обсуждать произведения рус­ской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художест­венной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то по­лучится, что мы знаем произведения эпические, лириче­ские, драматические.

Эпические произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос вклю­чает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы и т. д.; лирика — стихотворе­ния; драма — пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расши­ряться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэ­мах и одах.

Домашнее задание.

С.52 (наизусть); с. 55 (термины), с.56- 64 (чтение, 2 басни наизусть)

Оценки. Итоги.

Работа с таблицей. Укажите в таблице стрелкой соответствия.

произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене

произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Эпос включает в себя жанры:

оды, стихотворения, баллады, поэмы, песни

Лирика включает в себя жанры:

пьесы, сценки, комедии, трагедии

Драма включает в себя жанры:

рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы, эпопеи, трилогии.

Читайте также: