Выготский легкое дыхание конспект

Обновлено: 02.07.2024

В чём заключается метод

Замысел состоял в том, чтобы, анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней деятельности, которую оно вызывает.

За основу для анализа Выготский предлагает брать не автора или зрителя, а непосредственно само произведение.

В итоге анализ произведения по Выготскому построен на анализе формы и материала.

Анализируем новеллу вместе с Выготским

Начинаем анализ с выстраивания хронологической последовательности событий в жизни Оли Мещерской и в жизни Классной дамы, т.е. составляем схему диспозиции.

Оля Мещерская

  1. Детство
  2. Юность
  3. Эпизод с Шеншиным
  4. Разговор о легком дыхании
  5. Приезд Малютина
  6. Связь с Малютиным
  7. Запись в дневнике
  8. Последняя зима
  9. Эпизод с офицером
  10. Разговор с начальницей
  11. Убийство
  12. Похороны
  13. Допрос у следователя
  14. Могила.

Классная дама

  1. Классная дама
  2. Мечта о брате
  3. Мечта об идейной труженице
  4. Разговор о легком дыхании
  5. Мечта об Оле Мещерской
  6. Прогулки на кладбище
  7. На могиле

Если составить аналогичную схему не по хронологии, а по порядку описания событий в новелле, то можно заметить, что они абсолютно не совпадают. Если хронологически расположенные события — прямая, то полученная композиция новеллы — кривая.

Так, например, вместо того чтобы рассказать приведенное выше содержание в хронологической последовательности – как Оля Мещерская была гимназисткой, как она росла, как она превратилась в красавицу, как совершилось ее падение, как завязалась и как протекала ее связь с офицером, как постепенно нарастало и вдруг разразилось ее убийство, как ее похоронили, какова была ее могила и т. п., — вместо этого автор начинает сразу с описания ее могилы, затем переходит к ее раннему детству, потом вдруг говорит о ее последней зиме, вслед за этим сообщает нам во время разговора с начальницей о ее падении, которое случилось прошлым летом, вслед за этим мы узнаем о ее убийстве, почти в самом конце рассказа мы узнаем об одном незначительном, казалось бы, эпизоде ее гимназической жизни, относящемся к далекому прошлому.

Зачем автор прибегает к подобному приёму? На это Выготский даёт ответ на примере событий, которые приведут к убийству:

Одно получится впечатление, если мы раньше познакомим читателя с тем, что герою угрожает опасность, и будем держать читателя в неизвестности относительно того, сбудется она или не сбудется, и только после этого напряжения расскажем о самом убийстве. И совершенно иное получится, если мы начнем с рассказа об обнаруженном трупе и только после этого, в обратном хронологическом порядке, расскажем об убийстве и об угрозе

Автор не только не скрывает, но, наоборот, обнажает и дает нам почувствовать во всей ее реальности ту правду, которая лежит в основе рассказа. Еще раз повторяем: суть его, взятая с этой стороны, может быть определена как житейская муть, как мутная вода жизни. Однако не таково впечатление рассказа в целом.

Прямая линия – это и есть действительность, заключенная в этом рассказе, а та сложная кривая построения этой действительности, которой мы обозначили композицию новеллы, есть его легкое дыхание. Мы догадываемся: события соединены и сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть.

Далее Выготский рассматривает приём, использованный Буниным в новелле:

Но если с самого начала автор ставит нас перед могилой и если мы все время узнаем историю уже мертвой жизни, если дальше мы уж знаем, что она была убита, и только после этого узнаем, как это произошло, — для нас становится понятным, что эта композиция несет в себе разрешение того напряжения, которое присуще этим событиям, взятым сами по себе; и что мы читаем сцену убийства и сцену записи в дневнике уже с совершенно другим чувством, чем мы сделали бы это, если бы события развертывались перед нами по прямой линии. И так, шаг за шагом, переходя от одного эпизода к другому, от одной фразы к другой, можно было бы показать, что они подобраны и сцеплены таким образом, что все заключенное в них напряжение, все тяжелое и мутное чувство разрешено, высвобождено, сообщено тогда и в такой связи, что это производит совершенно не то впечатление, какое оно произвело бы, взятое в естественном ходе событий.

Отсюда мы понимаем, что если внимательно взглянуть на структуру формы, то можно заметить, что все эти скачки рассказа имеют одну цель – погасить, уничтожить то непосредственное впечатление, которое исходит на нас от этих событий, и превратить его в совершенно обратное и противоположное первому.

Этот закон уничтожения формой содержания Выготский дополнительно демонстрирует на примере сцены убийства и сцены разговора с начальницей:

Многое значат последние предложения новеллы. Именно они являются доминантой произведения, объединяют все события, сливают историю Оли Мещерской от рассказа о лёгком дыхании до проносящегося над могилой ветра.

Выводы Выготского о форме и содержании

Несмотря на утверждение, что форма дополняет содержание, создавая гармонию, на данном примере мы можем увидеть обратное. Бунин не случайно использует именно такие ужасные события, а чтобы показать борьбу фабулы и сюжета, где сюжет уничтожил житейскую муть и оставил только лёгкое дыхание.

В течение столетий эстетики твердят о гармонии формы и содержания, о том, что форма иллюстрирует, дополняет содержание, и вдруг мы обнаруживаем, что это есть величайшее заблуждение. Форма воюет с содержанием, борется с ним, преодолевает его и в этом диалектическом противоречии содержания и формы как будто заключается истинный психологический смысл нашей эстетической реакции. Нам казалось, что, желая изобразить легкое дыхание, Бунин должен был выбрать самое лирическое, самое безмятежное, самое прозрачное, что только можно найти. Почему он не рассказал нам о прозрачной, как воздух, какой-нибудь первой любви? Почему он выбрал самое ужасное, грубое, тяжелое и мутное, когда он захотел развить тему о легком дыхании?

Читайте также: