Графики функций конспект 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока – повторить и систематизировать знания об изученных функциях и их графиках.

Для достижения цели поставлены три задачи:

– обучающая: повторить свойства изученных функций, а также их графики.

– развивающая: развивать математическую речь, логическое мышление, познавательный интерес к предмету, воображение, память;

– воспитательная: воспитывать аккуратность, внимание к слову учителя.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование и оформление: проектор, таблица, сигнальные карточки, шаблоны функций у = х?, у = х?

Ход урока

1. Оргмомент.

Объявление темы и цели урока. Запись в тетради даты, темы.

2. Математический диктант.

Диктант проводится с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, для того, чтобы в дальнейшем их можно было ликвидировать. Учащиеся получают два чистых листа бумаги и копирку и выполняют работу под копирку в двух экземплярах.

1 вар: y=(x-1)?; 2 вар: y= -x?+3.

  1. Запишите формулу для вычисления координаты х вершины параболы.
  2. Постройте график функции
  1. Как называется график функции, в каких четвертях расположен график функции
  2. 1 вар: у = 2 вар: у = – ? Запишите уравнение прямой в общем виде.
  3. На рисунке изображён график функции у = х 2 – х -6. Используя график функции, решите неравенство (слайд 2)

1 вар: х 2 – х-6 >0 2 вар: х 2 – х – 6 2 , у = х 2 , у = (х+3) 2 -2,

у = х 2 -2. Построение графиков производится с использованием шаблонов графиков функций.

При построении графиков функций ученики рассказывают свойства этих функций.

Выполните задания: график какой функции изображён на рисунке? (Слайд 5)

В) Построение графика функции y = ах 2 + вх + с

Постройте график функции y =x 2 -5x+6. Ученики выполняют построение по алгоритму. Один ученик работает у доски.

Выполните задание: квадратичная функция y = ax 2 + bx + c задана графиком, изображённым на рисунке. Определите знаки коэффициентов a, b и c. (Слайд 6)

1) a > 0, b 0;
2) a > 0, b > 0, c > 0;
3) a > 0, b 0, b = 0, c 2 -x-6|

Чтобы построить график функции y=|f(x)|, достаточно построить график функции y=f(x) и ту часть графика, которая расположена в нижней полуплоскости, симметрично отразить относительно оси 0x. (Слайд 8)

5. Самостоятельная работа.

Задания самостоятельной работы дифференцированы по сложности. (Слайд 9)

1 уровень: 1 вар: y=(x+2) 2 -4, y= х 3 -2;

2 вар: y=(x-4) 2 -1, y= (х+5) 3 .

2 уровень: 1 вар: y = 4x – х 2 , у = ;

2 вар: y = x 2 – 6х, у = -.

3 уровень: 1 вар: y =x 2 -2x-3, y =|2х-1|;

2 вар: y =-x 2 -2x-3, y =|0,5х+1|.

6. Подведение итогов.

Рефлексия.

Включаем светофор: если на уроке ученику было всё понятно и не возникли вопросы, то он поднимает сигнальную линейку зелёного цвета, в противном случае – красную.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок алгебры 9 класс

Г рафики функций
у = ах 2 + п и у = а ( хт ) 2

Образовательные: изучить правила построения графиков функций

у = ах 2 + п и у = а ( хт ) 2 , научиться их строить с помощью шаблонов; вывести правило построения графика функции у = а ( хт ) 2 + п , для того чтобы, на следующих уроках рассмотреть квадратичную функцию, её свойства и график.

Развивающие: развивать уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные: формирование волевые качества, формирование коммуникабельность, выработка объективной оценки своих достижений, формирование ответственности. Слайд 1, 2

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый .

Тип урока : Урок овладения новыми знаниями.

Основные: учебник, рабочая тетрадь

Дополнительные: шаблоны парабол, презентация по теме, ПК учителя,

I . Организационный момент

Поприветствовать учащихся, проверить их готовность к уроку, объявить тему урока и цель урока. Наша с вами задача к концу урока научиться строить график такой квадратичной функции у=(х+4) 2 -2 и у=2(х-3) 2 +2 , для этого нам надо рассмотреть и изучить правила построения графиков функций у = ах 2 + п и у = а ( хт ) 2 , которые помогут выполнить нам построение этих графиков . Слайд 3

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

1) Сформулировать свойства функции у = ах 2 по известной схеме

1. Область определения функции;

2. Область значений функции;

3. Вершина параболы;

4. Расположение графика функции;

5. Промежутки возрастания и убывания функции.

2. Если а > 0, то Е ( у ): [0; +∞).

Если а Е ( у ): (–∞; 0].

3. у = 0 при х = 0.

4. Если а > 0, х ≠0, у>0 , график расположен в верхней полуплоскости

Если а х ≠0, у график расположен в нижней полуплоскости

5. Если а > 0, то : [0; +∞);

: (–∞; 0].

Если а : (–∞; 0];

: [0; +∞).

2) Как из графика функции у = х 2 могут быть получены графики функций

у= - х 2 , у=2х 2 и у= х 2 ?

3) Для каждой из данных функций у=2х 2 , у=-2х 2 , у=0,3х 2 , у=5х 2 , у= х 2 ,

у= х 2 найдите ее график.

а) б) в)

hello_html_5b0568d3.jpg

г) д) е)

Ответы: а) у=5х 2 ; б) у= х 2 ; в) у=-2х 2 ; г) у= х 2 ; д) у=2х 2 ; е) у=0,3х 2 . Слайд5

III . Объяснение нового материала.

Рассмотрим каждое преобразование отдельно.

1) Построение графика функции у = ах 2 + п .

Разберём это преобразование на примере функций у=х 2 , у=х 2 +1и у= х 2 -1 . Сравним значения этих функций занесённые в таблицу значений.

Вывод: Значения функции у=х 2 +1 больше на одну единицу соответствующих значений функции у=х 2 а значение функции у= х 2 -1 меньше на одну единицу соответствующих значений функции у=х 2 . Слайд 6

Теперь посмотрим на графики функций у=х 2 , у=х 2 +1и у= х 2 -1.

Видим, что график функции у = х 2 + 1 может быть получен из графика функции у = х 2 с помощью параллельного переноса на 1 единицу вверх вдоль оси у , так же график функции у = х 2 - 1 может быть получен из графика функции у = х 2 с помощью параллельного переноса на 1 единицу в низ вдоль оси у. Слайд 7

Значит, график функции у = ах 2 + п можно получить из графика функции у = ах 2 с помощью параллельного переноса вдоль оси у на п единиц вверх, если п > 0, или на – п единиц вниз, если п (Читает учащийся).

Теперь двое учащихся на доске, остальные самостоятельно в тетрадях с помощью шаблонов строим графики функций у=х 2 -4 и у=2х 2 +1.

2) Построение графика функции у = а ( хт ) 2 .

Разберём это преобразование на примере функций у=х 2 , у=(х-1) 2 и у=( х+1) 2 . Сравним в таблице теперь значения переменной х, у которых соответствующие значения функции равны.

Вывод: у функции у=(х-1) 2 значения переменной х больше на единицу соответствующих значений переменной х функции у=х 2 , а у функции у=( х+1) 2 значения переменной х меньше на единицу соответствующих значений переменной х функции у=х 2 . Слайд 9

Теперь посмотрим на графики функций у=х 2 , у=(х-1) 2 и у=( х+1) 2 .

Видим, что график функции у=(х-1) 2 может быть получен из графика функции у = х 2 с помощью параллельного переноса на одну единицу вправо вдоль оси х , то есть в положительном направлении оси х , так же график функции у=( х+1) 2 может быть получен из графика функции у = х 2 с помощью параллельного переноса на одну единицу влево вдоль оси х, то есть в отрицательном направлении оси х . Слайд 10

Значит, график функции у = а ( хт ) 2 можно получить из графика функции у = ах 2 с помощью параллельного переноса вдоль оси х на т единиц вправо, если т > 0, или на т единиц влево, если т (Читает учащийся) .

3) Построение графика функции у = а ( х – т ) 2 + п .

А теперь мы подошли к нашим графикам функции у=(х+4) 2 -2 и

у=2(х-3) 2 +2.

Учащиеся сами делают вывод, о том, что график функции у = а ( х – т ) 2 + п можно получить из графика функции у = ах 2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси х на т единиц вправо, если т > 0, или на т единиц влево, если т вдоль оси у на п единиц вверх, если п > 0, или на – п единиц вниз, если п Слайд 12

IV. Формирование умений и навыков учащихся.

1. Для каждой из функций а) у = – ( х – 2) 2 ; б) у = ( х + 1) 2 – 3; в) у = х 2 + 1;

hello_html_c5f7f97.jpg

г) у = – ( х + 2) 2 + 3 укажите номер соответствующего графика.

2. № 112. Используя шаблон параболы у = х 2 , постройте график функций:

а) у = ( х - 2) 2 + 3; б) у = - ( х - 3) 2 + 5.

V. Итоги урока.

1. В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Что является графиком функций у = ах 2 + п и у = а ( х – т ) 2 ?

– Как может быть получен график функции у = ах 2 + п из графика функции у = ах 2 ?

– Как может быть получен график функции у = а ( х – т ) 2 из графика функции у = ах 2 ?

– Как может быть получен график функции у = а ( х – т ) 2 + п из графика функции у = ах 2 ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщение по теме "Графики функций. Подготовка к ОГЭ". Можно проводить как занятие элективного курса.

Тема: «Графики функций.

г. Козловка 2017

Пояснительная записка

Подготовка учеников к успешной сдаче ОГЭ по математике является основной задачей учителя, ведущего уроки в 9 классе. Данная разработка может быть использована как урок или как занятие элективного курса по подготовке к ОГЭ. Каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения. Повысить эффективность уроков и интереса к ним позволяет ИКТ, применение дифференцированного и деятельностного подхода к обучению, индивидуальная работа, работа в группах.

План-коспект

Предмет: алгебра

Тема: Графики функций. Подготовка к ОГЭ.

Продолжительность: урок 45 минут

Обучающие:

Развивающие:

развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение давать адекватную самооценку;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,

воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Тип урока: обобщающий урок.

Обеспечение урока:

Раздаточный материал: карта продуктивности учебной деятельности, карточки для самостоятельной работы с заданиями из ОГЭ по математике

Организационный момент – 3 мин.

Разминка. Устный счет.-5 мин

Актуализация и целеполагание – 5 мин.

Обобщение знаний по теме – 15 мин.

Физкультминутка – 2 мин.

Тест-игра. Построение графиков – 10 мин.

Подведение итогов – 5 мин.

Этапы урока

Действие учителя

Действия учеников

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! У вас на столах помимо школьных принадлежностей лежит карта продуктивности учебной деятельности. Подпишите, пожалуйста, их и отметьте ваше состояние на начало урока. Ваша работа на каждом этапе урока оценивается и вы будете заносить оценку в карту, в конце урока среднее значение, округленное до целого, выставляем в дневник. Запишите в тетрадях дату.

Знакомятся с картой продуктивности учебной деятельности и подписывают её, записывают дату в тетрадь

Разминка. Устный счет.

Для разминки, давайте вспомним основные проверяемые умения задания №1 тестов ОГЭ

Устный счет (работа с десятичными дробями) с последующей проверкой

0,14+0,06= 2,06+1,04=

2,09 - 0,79= 3,18 -1,08=

100·0,012= 5,4·0,1=

Вычисляют, проверяют, ставят оценку в карту

Мотивация и

целеполагание.

Какие знания и умения вам необходимы при выполнении задания №5 тестов ОГЭ.

Вспомним какими формулами задаются функции, раннее нами изученные, как называются их графики, геометрический смысл коэффициентов, соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов.

Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Графики функций”.

Ёжику Понятно

Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

Содержание страницы:

Система координат – это две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них.

Координатные оси – прямые, образующие систему координат.

Ось абсцисс (ось x ) – горизонтальная ось.

Ось ординат (ось y ) – вертикальная ось.

декартова система координат

Функция – это отображение элементов множества X на множество Y . При этом каждому элементу x множества X соответствует одно единственное значение y множества Y .

Линейная функция – функция вида y = a x + b где a и b – любые числа.

Графиком линейной функции является прямая линия.

Рассмотрим, как будет выглядеть график в зависимости от коэффициентов a и b :

Если a > 0 , прямая будет проходить через I и III координатные четверти.

b – точка пересечения прямой с осью y .

Если a 0 , прямая будет проходить через II и IV координатные четверти.

b – точка пересечения прямой с осью y .


Если a = 0 , функция принимает вид y = b .

Отдельно выделим график уравнения x = a .

Графиком функции y = a x 2 + b x + c является парабола .

Для того, чтобы однозначно определить, как располагается график параболы на плоскости, нужно знать, на что влияют коэффициенты a , b , c :

  1. Коэффициент a указывает на то, куда направлены ветки параболы.
  • Если a > 0 , ветки параболы направлены вверх.
  • Если a 0 , ветки параболы направлены вниз.
  1. Коэффициент c указывает, в какой точке парабола пересекает ось y .
  2. Коэффициент b помогает найти x в – координату вершины параболы.
  1. Дискриминант позволяет определить, сколько точек пересечения у параболы с осью .
  • Если D > 0 – две точки пересечения.
  • Если D = 0 – одна точка пересечения.
  • Если D 0 – нет точек пересечения.

Графиком функции y = k x является гипербола .

Характерная особенность гиперболы в том, что у неё есть асимптоты.

Асимптоты гиперболы – прямые, к которым она стремится, уходя в бесконечность.

Ось x – горизонтальная асимптота гиперболы

Ось y – вертикальная асимптота гиперболы.

На графике асимптоты отмечены зелёной пунктирной линией.

Если коэффициент k > 0 , то ветви гиперолы проходят через I и III четверти.

Если k 0, ветви гиперболы проходят через II и IV четверти.

Чем меньше абсолютная величина коэффиента k (коэффициент k без учета знака), тем ближе ветви гиперболы к осям x и y .

Функция y = x имеет следующий график:

Функция y = f ( x ) возрастает на интервале , если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует большее значение функции (большее значение y ) .

То есть чем больше (правее) икс, тем больше (выше) игрек. График поднимается вверх (смотрим слева направо)

Примеры возрастающих функций:

Функция y = f ( x ) убывает на интервале , если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует меньшее значение функции (большее значение y ) .

То есть чем больше (правее) икс, тем меньше (ниже) игрек. График опускается вниз (смотрим слева направо).

Примеры убывающих функций:

Для того, чтобы найти наибольшее значение функции , находим самую высокую точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наибольшим значением функции.

Для того, чтобы найти наименьшее значение функции , находим самую нижнюю точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наименьшим значением функции.

Читайте также: