Имя существительное постоянные и непостоянные признаки 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Физминутк а : (если учитель называет о душев лённо е имя су щ ествитель ное, то дети должны прис есть,

Учитель: Но это то льк о в данно м к онтек сте. Т о есть, е сли рассма т рива ть данное слово в масштабах

На партах в гру ппах лежа т к онвер ты с заданиями. На карт очк ах записаны части слов, в то м числе есть и

выво ду , чт о многие су ще ствительные изм еняются по числам . У станав ливают , что э то не по сто янн ый

признак имён существи тельных. Но нек от орые существительные н евоз можно измен ить по числам. Т ог да

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi_4_klass.doc

Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном, уточнить знания о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.

Задачи: 1. Обучающая
• систематизировать знания об имени существительном
• тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
• обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
• Развивать устную и письменную речь учащихся;
• развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
• формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
• Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
• Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность

Тип урока: повторение и обобщение ранее изученного.

Форма проведения урока: урок открытых мыслей.

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

Методическая литература:

Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: “ Баласс”, 2002.
2. Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В, Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса (1–4). Под научной редакцией академика А. А Леонтьева. – М.: “Баласс”, 2002.
3. История и культура марийского народа. Хрестоматия для учителей начальной школы, Йошкар-Ола, 1992.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.; 1997.

Минутка чистописания. ( Зи ез ле )

Зима без снега – лето без хлеба.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Подберите и запишите однокоренные слова:

1 вариант с корнем зим. Зимний, зимовать, зимушка, зима.

2 вариант с корнем хлеб. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебница, хлебороб.
2. Языковая разминка. Есть в русском языке много интересных слов. Запишем слова под диктовку.

Словарь: алмаз, газета, капитан, корабль, облако, памятник, собака.

- Назовите слова, в которых есть орфограмма гласная буква, орфограмма буква согласная.

-В каком слове есть обе эти орфограммы? ( Алмаз ).

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена существительные)

- На какие группы их можно разделить?(одуш. и неодуш., мужского рода, женского рода и среднего рода)

- Кто догадался, о чём сегодня будем говорить?

- Тема урока. Имя существительное .

- Прочитайте ключевые слова к уроку и сформулируйте задачи урока.

Задачи урока: повторить признаки имён существительных, чем является имя существительное в предложении.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

3. Введение в раздел.

-Прочитайте название новой большой главы.

– С помощью схемы-подсказки, вспомните, на какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные.)

– Какие вы знаете самостоятельные части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.)

– Служебные? (Союзы и предлоги.)

– Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)

Слова – главный работник в языке, с их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния и т. д. Без слов мы бы не могли сформулировать мысли. В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

– Слова, какой части речи мы чаще всего употребляем? (Имени существительного.)

– Сегодня на уроке мы вспомним постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

5. Повторяем то, что знаем.

1) Роль имен существительных в речи.

– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”.

– Где происходят события? (У самого леса.)

- Что вы узнали о героях рассказа из этого отрывка?

– Какие части речи преобладают в этом тексте? (Имена сущ., их – 19 , слов других частей речи – 34.)

– Какую роль они играют? (Обозначают предметы, явления, состояния и т.д.)

Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.

2) Признаки имен существительных (Таблица)

- Какие из этих признаков являются постоянными, а какие – непостоянными?

– Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? ( Есть всегда, в любой форме данного слова, не меняется)

Упр. 102, с. 97 выполняют на доске 2 ученика по заданию.

- Какое задание нам необходимо выполнить?

- Что такое начальная форма имени существительного? (ед. число, отвечают на вопрос кто? что?)

– Выписать в два столбика по 3 одушевленных и 3 неодушевленных имени существительного в начальной форме. Указать род, число каждого существительного.

Остальные учащиеся работают в тетради.

одуш. (кто?)

Охотник – м. р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч.
Внучок – м.р., ед.ч.

неодуш. (что?)

избушка – ж. р., ед.ч.
лес – м.р., ед. ч
свет – м.р., ед. ч.

– Для тех, кто работал быстро, объем работы увеличивается.

- Какие из перечисленных признаков – постоянные, а какие – непостоянные?

Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

4) Какими членами предложения являются имена существительные?

– Найдите имена существительные, надпишите существительные.

– Подчеркните грамматические основы.

Неустанно куковала в бору кукушка.

Цапля вымахнула из сухих старых тростников.

- Какими членами предложения являются имена существительные: главными или второстепенными?

Вывод: имена существительные могут являться как главными членами предложения, так и второстепенными.

1. Подчеркни в предложении слова, которые повторяются.

2. Определи, какие из них являются именами существительными.

1. Кошка пила молоко.

Пила хорошо наточена.

2. Дети встали в строй.

Строй кормушки для птиц!

- Как определили, какие слова являются именами существительными?

7. Работа в парах.

Вспомним правила работы в парах.

1. Отгадать загадку.

2. Выписать имена существительные, указать их признаки (одушевлённость, род, число)

8. Итог.

- О какой части речи сегодня говорили?

– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)

– Что еще узнали об имени существительном? (Ответы детей)

- Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Лестница успеха.

9. Домашнее задание: упр. 103 дописать, упр. 105 стр. 99 - устно.

Русский язык. Тетрадь для закрепления знаний. 4 класс. 7-е издание. Составитель Романенко О.В.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Учитель закладывает на компьютере электронный материал урока - презентацию (Приложение 1).

Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

2. Словарная работа.

Итак, начинаем урок русского языка со словарной работы.

1..Алмаз, газета, десерт, капитан, камыш, карниз, ладонь, металл, обаяние, падеж, пальто, ремонт.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согласный в корне или на конце слова?

2. Фонетический разбор.

Карниз- карнис- 2 сл. 2 гл. 4 согл.

К- согл, парн, глух, тв.

Р- согл, непарн, зв, тв.

Н- согл, непарн, зв, мягк.

З-с- согл, парн, глух, тв.

3. Актуализация знаний.

- Записываем слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь лестница, наполнение, орех, ежиха.

- Подчеркните, пожалуйста, слова, в которых есть орфограмма-гласная буква, красным карандашом, а орфограмму-согласную букву-синим карандашом.

- В каком слове есть другая орфограмма-буква?(егерь)

- Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Что объединяет эти слова? (им. сущ.)

- Запишите, пожалуйста, первые буквы из данных слов, какое слово у вас получилось? (существительное)

- Какой буквы не хватает?

- Какова ее роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Каковы задачи урока?

-Что такое имя существительное? (примеры)

-Какие части речи мы знаем?

- Что такое глагол?

- Что такое имя прилагательное?

- Что такое местоимение?

-К каким частям речи они относятся?

- Другая группа как называется?

- Перечислите служебные части речи.

- Как вы думаете, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

-Чтобы убедиться в этом прочитайте замечательное стихотворение.

"Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом."

- Давайте прочитаем имена существительные, ставя в нач. форму. (что? год, что? ряд, что? душа, что? усердие, что? ум, что? награда.)

- Сколько им. сущ-ных? 7

- Прочитайте глаголы (учите, ждет). Сколько слов? 2 - 1 ряд.

- Прочитайте им. прил. (русский, великая). Сколько слов? 2 - 2 ряд

- Прочитайте местоимения (вас, в нем, самом) .Сколько слов? 3 - 3 ряд

- Какой вывод можно сделать из этого?

Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.

- Чему побуждает нас данное стихотворение?

- Скажите, пожалуйста, почему нужно учить и знать русский язык?

- Помимо русского языка, какой еще язык вы должны знать? (родной)

-Ребята в какой Республике мы с вами живем?(Башкортостан)

- Тогда знание, какого языка обязательна?

- Почему? (государственный язык)

-Республика, в которой мы с вами живем богата удивительно красивыми местами: пещерами, горами, родниками. В заповеднике "Шульган-Таш" имеется Капова пещера. Этот уникальный памятник природы яв-ся не только символом Башкортостана, но местом паломничества многих туристов. Там сохранились настенные изображения и неповторимая первозданная красота природного ландшафта.

Также особая гордость нашей Республики- горы: Янгантау, Башкирские шиханы, самая высокая гора Иремель.

На сегодняшний день - Башкортостан единственное место на земле, где сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и лечебные свойства. Но самое главное это граждане нашей Республики- патриоты своей страны, такие как, Салават Юлаев. Он не пощадил своей жизни ,ради будущего Башкортостана. Памятник Салавату Юлаеву яв-ся самой большой скульптурой всадника в Европе. Это только малая доля всех достопримечательностей. Ни каждая республика может таким богатством похвастаться. Поэтому мы с вами должны гордиться тем, что живем в Башкортостане и с увлечением учить и знать государственный башкирский язык. Ребята, помните, только тот добьется успеха в жизни, кто уважает свою родину, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам успехов в изучении языков!

Слушайте музыку, следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами.

Слайд 19 (текст физминутки )

5. Работа с учебником.

- Откройте учебники стр. 85, найдите упр. 102

- Как вы понимаете выражение "постоянный признак?"

(Это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)

- Какой признак называют "непостоянным признаком"?

(Признак, который меняется в зависимости от формы слова).

Какие постоянные признаки у им. сущ. вы знаете? (одуш или неодуш, собств. или нариц, род).

-А непостоянные признаки? (число).

- На какой вопрос отвечают одуш. им. сущ? кто?

- На какой вопрос отвечают неодуш. им. сущ? что?

Охотник - м.р. ед. ч. Избушка - ж.р. ед. ч.

Емеля - м. р. ед. ч. лес - м. р. ед..ч.

Внучок - м. р. ед. ч.. земля - ж. р. ед. ч..

Гришутка - м. р. ед. ч.. свет - м. р. ед. ч..

Окно - ср. р. ед. ч..

Крыша - ж. р. ед. ч..

Труба - ж. р. ед. ч..

Кирпич - м. р. ед. ч.

Забор - м. р. ед. ч..

Сарай - м.. р. ед. ч..

- Перечислите признаки им. сущ -ых?

- Какие из них относятся к постоянным и непостоянным признакам?

- Тогда какой вывод можно сделать?

Одушевленность - неодушевленность, собственное и нарицательное, род - это постоянные признаки имен сущ - ых, число - непостоянный признак им. сущ -ых.

Найдите упр. 103. Прочитайте , пожалуйста, последнее предложение. Нужно выполнить синтаксический разбор этого предложения.

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

-Какое это предложение?

- Прочитай предл. с расстановкой знаков препинания.

- Почему там ставятся запятые?

(Повеств. невоскл. сложн. распр, )

- Какими членами предл. могут быть им. сущ - ые?

- Давайте сделаем вывод.

Имена сущ-ые в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.

- Из чего состоят предложения? (из слов )

Слово - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия. В предложение слово выполняет свою синтаксическую роль.

- О какой части речи говорили на уроке?

- Что такое им. сущ-ое?

- Почему она так называется?

- Какие признаки имеет им. сущ-ое?

-Назовите постоянные признаки им. сущ-ых.

- Назовите непостоянные признаки им. сущ-ых..

- Каким членом предложения может быть имя сущ-ое?

Слайд 25 (рефлексия.)

7. Домашнее задание.

1. Написать три предложения на тему "Красив мой край Башкортостан!"

2. Найти в нем им. сущ-ые и определить постоянные и непостоянные признаки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием образовательных технологий, направленных на развитие у обучающихся критического мышления.

ФИО Егорова Ольга Николаевна

ФИО научного руководителя Кузалов А.В.

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;

воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Личностные: самоопределение, смыслообразование, создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, положительное отношение к изучению русского языка.

Метапредметные:

Познавательные: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, управление своей деятельностью, контроль и коррекция, самостоятельность, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, речевая деятельность, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, формулировать своё мнение; работать в малых группах; воспринимать различные точки зрения и приходить к совместному решению.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: карточки со словами, презентация.

Организационный этап.

Цель: встреча друг с другом, приветствие, эмоциональный настрой.

- Солнце встало из-за тучки

Протянуло свои ручки.

- Поприветствуем партнера по плечу ладошками, а партнера по лицу – кулачками.

Мотивация (самоопределение) учебной деятельности учащихся.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

У: Объясните смысл этих слов.

У: Так что - многое в жизни зависит от нас самих! В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание. Я думаю, у нас все получится. Ведь Вы такие умные, старательные и любознательные ученики.

У: Вспомним правило, как нужно писать на уроке.

Д: Правильно, чисто, аккуратно.

Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.

Цель: повторение изученного материала

У: Прочитайте слова на карточке.

Д: Девочка, окно, здание, сердце, собака, машины, ветер, улыбка, урок.

У: Подумайте, что объединяет эти слова. Время на обдумывание 30 секунд.

У: Обсудите свой ответ с партнером по плечу. Начинает партнер А. (Структура РЕЛЛИ РОБИН)

У: Проверяем. Отвечает …

Д: Это имена существительные.

У: Докажите.

Д: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?

У: Как вы думаете, почему вам были даны эти слова?

У: Давайте поразмышляем. Сегодня на уроке мы будем открывать новое или повторим изученное? Д:

У: Откройте учебник, прочитайте тему урока и проверьте свои предположения.

У: Верно ли вы размышляли? Определим цель урока.

Д: Признак, который есть всегда.

Обобщение и систематизация знаний

У: Итак, прочитайте задание на экране. СЛАЙД 5.

Д: Разделите слова на две группы

У: Возьмите карточку со словами. Подумайте и запишите на листочке. Время на обдумывание - 3 минуты. (Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН).

У: Обсудите свои ответы в группе поочередно. Начинает обсуждение партнер … 3.

У: Проверяем. Отвечает … Докажите.

Д: Девочка, собака, врач – отвечают на вопрос кто?

Окно, здание, сердце, машины, ветер, улыбка - отвечают на вопрос что? СЛАЙД 5.

У: Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? (что?). Одушевленность – неодушевленность – это постоянный признак или непостоянный признак?

У: Прочитайте следующее задание на экране. СЛАЙД 7.

Д: Найдите лишнее слово. Докажите.

У: Подумайте 40 секунд.

У: Обсудите свой ответ с партнером по лицу поочередно. Начинает партнер В. (Структура РЕЛЛИ РОБИН)

У: Проверяем. Отвечает …

Д: Лишнее слово – машины. Это слово во множественном числе, а остальные в единственном. СЛАЙД 7.

У: Как определить число имени существительного?

У: Число – это постоянный признак или непостоянный признак?

У: Прочитайте третье задание на экране. СЛАЙД 9.

Д: Разделите слова на три группы

У: Возьмите карточку со словами. Подумайте и запишите на листочке. Время на обдумывание - 3 минуты. (Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН).

У: Обсудите свои ответы в группе поочередно. Начинает обсуждение партнер … 2.

У: Проверяем. Отвечает … Докажите.

Д: Врач, ветер – м. р.

Девочка, собака, машины, улыбка – ж. р.

Окно, здание, сердце – с. р. СЛАЙД 9.

У: Род – это постоянный признак или непостоянный признак?

Физминутка. Слайд 10 (гиперссылка)

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.

У: Смешиваетесь под музыку, замираете, когда музыка прекращается, объединяетесь в группы. (Структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП)

У: Сколько букв в слове кит (парта, дети). (3)

Сколько слогов в слове окунь. (2)

Количество букв в русском алфавите, которые не обозначают звука. (2)

Какая по счету буква Г в русском алфавите? (4)

Сколь звуков в слове соль? (3)

Применение знаний и умений в новой ситуации

обобщить знания детей о роли существительных в предложении, формировать навык самоконтроля

У: Перемешайте карточки со словами и разложите их в формате 3 х 3. Составьте предложение, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, или диагонали). (Структура ТИК-ТЭК-ТОУ).

У: Проверяем. Отвечает …

У: Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения.

У: Проверяем. Отвечает …

У: Какой частью речи выражено подлежащее?

Д: Именем существительным.

У: Каким членом предложения может быть имя существительное?

Д: Подлежащим.

У: Всегда ли имя существительное в предложении бывает подлежащим? Значит это какой признак постоянный или непостоянный?

Д: Непостоянный СЛАЙД 12.

Итог урока. Рефлексия.

подведение итогов урока с использованием Модели Фрейер

У: Подведем итог. Составьте модель Фрейер к понятию имя существительное.

У: Проверяем. Отвечает …СЛАЙД 13 (11).

У: Вспомним, какую цель ставили в начале урока.

У: Достигли мы этой цели? Выскажитесь, используя слова: СЛАЙД 14.

Читайте также: