Имя существительное постоянные и непостоянные признаки 4 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Физминутк а : (если учитель называет о душев лённо е имя су щ ествитель ное, то дети должны прис есть,
Учитель: Но это то льк о в данно м к онтек сте. Т о есть, е сли рассма т рива ть данное слово в масштабах
На партах в гру ппах лежа т к онвер ты с заданиями. На карт очк ах записаны части слов, в то м числе есть и
выво ду , чт о многие су ще ствительные изм еняются по числам . У станав ливают , что э то не по сто янн ый
признак имён существи тельных. Но нек от орые существительные н евоз можно измен ить по числам. Т ог да
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi_4_klass.doc
Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном, уточнить знания о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.
Задачи: 1. Обучающая
• систематизировать знания об имени существительном
• тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
• обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
• Развивать устную и письменную речь учащихся;
• развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
• формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
• Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
• Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность
Тип урока: повторение и обобщение ранее изученного.
Форма проведения урока: урок открытых мыслей.
Основной дидактический метод: частично-поисковый.
Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
Методическая литература:
Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: “ Баласс”, 2002.
2. Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В, Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса (1–4). Под научной редакцией академика А. А Леонтьева. – М.: “Баласс”, 2002.
3. История и культура марийского народа. Хрестоматия для учителей начальной школы, Йошкар-Ола, 1992.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.; 1997.
Минутка чистописания. ( Зи ез ле )
Зима без снега – лето без хлеба.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Подберите и запишите однокоренные слова:
1 вариант с корнем зим. Зимний, зимовать, зимушка, зима.
2 вариант с корнем хлеб. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебница, хлебороб.
2. Языковая разминка. Есть в русском языке много интересных слов. Запишем слова под диктовку.
Словарь: алмаз, газета, капитан, корабль, облако, памятник, собака.
- Назовите слова, в которых есть орфограмма гласная буква, орфограмма буква согласная.
-В каком слове есть обе эти орфограммы? ( Алмаз ).
- Что вы можете сказать об этих словах? (имена существительные)
- На какие группы их можно разделить?(одуш. и неодуш., мужского рода, женского рода и среднего рода)
- Кто догадался, о чём сегодня будем говорить?
- Тема урока. Имя существительное .
- Прочитайте ключевые слова к уроку и сформулируйте задачи урока.
Задачи урока: повторить признаки имён существительных, чем является имя существительное в предложении.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
3. Введение в раздел.
-Прочитайте название новой большой главы.
– С помощью схемы-подсказки, вспомните, на какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
– Какие вы знаете самостоятельные части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.)
– Служебные? (Союзы и предлоги.)
– Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)
– Слова – главный работник в языке, с их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния и т. д. Без слов мы бы не могли сформулировать мысли. В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
– Слова, какой части речи мы чаще всего употребляем? (Имени существительного.)
– Сегодня на уроке мы вспомним постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
5. Повторяем то, что знаем.
1) Роль имен существительных в речи.
– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”.
– Где происходят события? (У самого леса.)
- Что вы узнали о героях рассказа из этого отрывка?
– Какие части речи преобладают в этом тексте? (Имена сущ., их – 19 , слов других частей речи – 34.)
– Какую роль они играют? (Обозначают предметы, явления, состояния и т.д.)
Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.
2) Признаки имен существительных (Таблица)
- Какие из этих признаков являются постоянными, а какие – непостоянными?
– Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? ( Есть всегда, в любой форме данного слова, не меняется)
Упр. 102, с. 97 выполняют на доске 2 ученика по заданию.
- Какое задание нам необходимо выполнить?
- Что такое начальная форма имени существительного? (ед. число, отвечают на вопрос кто? что?)
– Выписать в два столбика по 3 одушевленных и 3 неодушевленных имени существительного в начальной форме. Указать род, число каждого существительного.
Остальные учащиеся работают в тетради.
одуш. (кто?)
Охотник – м. р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч.
Внучок – м.р., ед.ч.
неодуш. (что?)
избушка – ж. р., ед.ч.
лес – м.р., ед. ч
свет – м.р., ед. ч.
– Для тех, кто работал быстро, объем работы увеличивается.
- Какие из перечисленных признаков – постоянные, а какие – непостоянные?
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4) Какими членами предложения являются имена существительные?
– Найдите имена существительные, надпишите существительные.
– Подчеркните грамматические основы.
Неустанно куковала в бору кукушка.
Цапля вымахнула из сухих старых тростников.
- Какими членами предложения являются имена существительные: главными или второстепенными?
Вывод: имена существительные могут являться как главными членами предложения, так и второстепенными.
1. Подчеркни в предложении слова, которые повторяются.
2. Определи, какие из них являются именами существительными.
1. Кошка пила молоко.
Пила хорошо наточена.
2. Дети встали в строй.
Строй кормушки для птиц!
- Как определили, какие слова являются именами существительными?
7. Работа в парах.
Вспомним правила работы в парах.
1. Отгадать загадку.
2. Выписать имена существительные, указать их признаки (одушевлённость, род, число)
8. Итог.
- О какой части речи сегодня говорили?
– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)
– Что еще узнали об имени существительном? (Ответы детей)
- Какими членами предложения могут быть имена существительные?
Лестница успеха.
9. Домашнее задание: упр. 103 дописать, упр. 105 стр. 99 - устно.
Русский язык. Тетрадь для закрепления знаний. 4 класс. 7-е издание. Составитель Романенко О.В.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Учитель закладывает на компьютере электронный материал урока - презентацию (Приложение 1).
Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.
2. Словарная работа.
Итак, начинаем урок русского языка со словарной работы.
1..Алмаз, газета, десерт, капитан, камыш, карниз, ладонь, металл, обаяние, падеж, пальто, ремонт.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согласный в корне или на конце слова?
2. Фонетический разбор.
Карниз- карнис- 2 сл. 2 гл. 4 согл.
К- согл, парн, глух, тв.
Р- согл, непарн, зв, тв.
Н- согл, непарн, зв, мягк.
З-с- согл, парн, глух, тв.
3. Актуализация знаний.
- Записываем слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь лестница, наполнение, орех, ежиха.
- Подчеркните, пожалуйста, слова, в которых есть орфограмма-гласная буква, красным карандашом, а орфограмму-согласную букву-синим карандашом.
- В каком слове есть другая орфограмма-буква?(егерь)
- Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Что объединяет эти слова? (им. сущ.)
- Запишите, пожалуйста, первые буквы из данных слов, какое слово у вас получилось? (существительное)
- Какой буквы не хватает?
- Какова ее роль в этом слове?
Дайте полное название этой части речи.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
-Каковы задачи урока?
-Что такое имя существительное? (примеры)
-Какие части речи мы знаем?
- Что такое глагол?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое местоимение?
-К каким частям речи они относятся?
- Другая группа как называется?
- Перечислите служебные части речи.
- Как вы думаете, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
-Чтобы убедиться в этом прочитайте замечательное стихотворение.
"Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом."
- Давайте прочитаем имена существительные, ставя в нач. форму. (что? год, что? ряд, что? душа, что? усердие, что? ум, что? награда.)
- Сколько им. сущ-ных? 7
- Прочитайте глаголы (учите, ждет). Сколько слов? 2 - 1 ряд.
- Прочитайте им. прил. (русский, великая). Сколько слов? 2 - 2 ряд
- Прочитайте местоимения (вас, в нем, самом) .Сколько слов? 3 - 3 ряд
- Какой вывод можно сделать из этого?
Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.
- Чему побуждает нас данное стихотворение?
- Скажите, пожалуйста, почему нужно учить и знать русский язык?
- Помимо русского языка, какой еще язык вы должны знать? (родной)
-Ребята в какой Республике мы с вами живем?(Башкортостан)
- Тогда знание, какого языка обязательна?
- Почему? (государственный язык)
-Республика, в которой мы с вами живем богата удивительно красивыми местами: пещерами, горами, родниками. В заповеднике "Шульган-Таш" имеется Капова пещера. Этот уникальный памятник природы яв-ся не только символом Башкортостана, но местом паломничества многих туристов. Там сохранились настенные изображения и неповторимая первозданная красота природного ландшафта.
Также особая гордость нашей Республики- горы: Янгантау, Башкирские шиханы, самая высокая гора Иремель.
На сегодняшний день - Башкортостан единственное место на земле, где сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и лечебные свойства. Но самое главное это граждане нашей Республики- патриоты своей страны, такие как, Салават Юлаев. Он не пощадил своей жизни ,ради будущего Башкортостана. Памятник Салавату Юлаеву яв-ся самой большой скульптурой всадника в Европе. Это только малая доля всех достопримечательностей. Ни каждая республика может таким богатством похвастаться. Поэтому мы с вами должны гордиться тем, что живем в Башкортостане и с увлечением учить и знать государственный башкирский язык. Ребята, помните, только тот добьется успеха в жизни, кто уважает свою родину, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам успехов в изучении языков!
Слушайте музыку, следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами.
Слайд 19 (текст физминутки )
5. Работа с учебником.
- Откройте учебники стр. 85, найдите упр. 102
- Как вы понимаете выражение "постоянный признак?"
(Это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)
- Какой признак называют "непостоянным признаком"?
(Признак, который меняется в зависимости от формы слова).
Какие постоянные признаки у им. сущ. вы знаете? (одуш или неодуш, собств. или нариц, род).
-А непостоянные признаки? (число).
- На какой вопрос отвечают одуш. им. сущ? кто?
- На какой вопрос отвечают неодуш. им. сущ? что?
Охотник - м.р. ед. ч. Избушка - ж.р. ед. ч.
Емеля - м. р. ед. ч. лес - м. р. ед..ч.
Внучок - м. р. ед. ч.. земля - ж. р. ед. ч..
Гришутка - м. р. ед. ч.. свет - м. р. ед. ч..
Окно - ср. р. ед. ч..
Крыша - ж. р. ед. ч..
Труба - ж. р. ед. ч..
Кирпич - м. р. ед. ч.
Забор - м. р. ед. ч..
Сарай - м.. р. ед. ч..
- Перечислите признаки им. сущ -ых?
- Какие из них относятся к постоянным и непостоянным признакам?
- Тогда какой вывод можно сделать?
Одушевленность - неодушевленность, собственное и нарицательное, род - это постоянные признаки имен сущ - ых, число - непостоянный признак им. сущ -ых.
Найдите упр. 103. Прочитайте , пожалуйста, последнее предложение. Нужно выполнить синтаксический разбор этого предложения.
Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.
-Какое это предложение?
- Прочитай предл. с расстановкой знаков препинания.
- Почему там ставятся запятые?
(Повеств. невоскл. сложн. распр, )
- Какими членами предл. могут быть им. сущ - ые?
- Давайте сделаем вывод.
Имена сущ-ые в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.
- Из чего состоят предложения? (из слов )
Слово - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия. В предложение слово выполняет свою синтаксическую роль.
- О какой части речи говорили на уроке?
- Что такое им. сущ-ое?
- Почему она так называется?
- Какие признаки имеет им. сущ-ое?
-Назовите постоянные признаки им. сущ-ых.
- Назовите непостоянные признаки им. сущ-ых..
- Каким членом предложения может быть имя сущ-ое?
Слайд 25 (рефлексия.)
7. Домашнее задание.
1. Написать три предложения на тему "Красив мой край Башкортостан!"
2. Найти в нем им. сущ-ые и определить постоянные и непостоянные признаки.
Урок с использованием образовательных технологий, направленных на развитие у обучающихся критического мышления.
ФИО Егорова Ольга Николаевна
ФИО научного руководителя Кузалов А.В.
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;
воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Личностные: самоопределение, смыслообразование, создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, положительное отношение к изучению русского языка.
Метапредметные:
Познавательные: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, управление своей деятельностью, контроль и коррекция, самостоятельность, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, речевая деятельность, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, формулировать своё мнение; работать в малых группах; воспринимать различные точки зрения и приходить к совместному решению.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: карточки со словами, презентация.
Организационный этап.
Цель: встреча друг с другом, приветствие, эмоциональный настрой.
- Солнце встало из-за тучки
Протянуло свои ручки.
- Поприветствуем партнера по плечу ладошками, а партнера по лицу – кулачками.
Мотивация (самоопределение) учебной деятельности учащихся.
Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.
У: Объясните смысл этих слов.
У: Так что - многое в жизни зависит от нас самих! В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание. Я думаю, у нас все получится. Ведь Вы такие умные, старательные и любознательные ученики.
У: Вспомним правило, как нужно писать на уроке.
Д: Правильно, чисто, аккуратно.
Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.
Цель: повторение изученного материала
У: Прочитайте слова на карточке.
Д: Девочка, окно, здание, сердце, собака, машины, ветер, улыбка, урок.
У: Подумайте, что объединяет эти слова. Время на обдумывание 30 секунд.
У: Обсудите свой ответ с партнером по плечу. Начинает партнер А. (Структура РЕЛЛИ РОБИН)
У: Проверяем. Отвечает …
Д: Это имена существительные.
У: Докажите.
Д: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?
У: Как вы думаете, почему вам были даны эти слова?
У: Давайте поразмышляем. Сегодня на уроке мы будем открывать новое или повторим изученное? Д:
У: Откройте учебник, прочитайте тему урока и проверьте свои предположения.
У: Верно ли вы размышляли? Определим цель урока.
Д: Признак, который есть всегда.
Обобщение и систематизация знаний
У: Итак, прочитайте задание на экране. СЛАЙД 5.
Д: Разделите слова на две группы
У: Возьмите карточку со словами. Подумайте и запишите на листочке. Время на обдумывание - 3 минуты. (Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН).
У: Обсудите свои ответы в группе поочередно. Начинает обсуждение партнер … 3.
У: Проверяем. Отвечает … Докажите.
Д: Девочка, собака, врач – отвечают на вопрос кто?
Окно, здание, сердце, машины, ветер, улыбка - отвечают на вопрос что? СЛАЙД 5.
У: Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? (что?). Одушевленность – неодушевленность – это постоянный признак или непостоянный признак?
У: Прочитайте следующее задание на экране. СЛАЙД 7.
Д: Найдите лишнее слово. Докажите.
У: Подумайте 40 секунд.
У: Обсудите свой ответ с партнером по лицу поочередно. Начинает партнер В. (Структура РЕЛЛИ РОБИН)
У: Проверяем. Отвечает …
Д: Лишнее слово – машины. Это слово во множественном числе, а остальные в единственном. СЛАЙД 7.
У: Как определить число имени существительного?
У: Число – это постоянный признак или непостоянный признак?
У: Прочитайте третье задание на экране. СЛАЙД 9.
Д: Разделите слова на три группы
У: Возьмите карточку со словами. Подумайте и запишите на листочке. Время на обдумывание - 3 минуты. (Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН).
У: Обсудите свои ответы в группе поочередно. Начинает обсуждение партнер … 2.
У: Проверяем. Отвечает … Докажите.
Д: Врач, ветер – м. р.
Девочка, собака, машины, улыбка – ж. р.
Окно, здание, сердце – с. р. СЛАЙД 9.
У: Род – это постоянный признак или непостоянный признак?
Физминутка. Слайд 10 (гиперссылка)
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.
У: Смешиваетесь под музыку, замираете, когда музыка прекращается, объединяетесь в группы. (Структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП)
У: Сколько букв в слове кит (парта, дети). (3)
Сколько слогов в слове окунь. (2)
Количество букв в русском алфавите, которые не обозначают звука. (2)
Какая по счету буква Г в русском алфавите? (4)
Сколь звуков в слове соль? (3)
Применение знаний и умений в новой ситуации
обобщить знания детей о роли существительных в предложении, формировать навык самоконтроля
У: Перемешайте карточки со словами и разложите их в формате 3 х 3. Составьте предложение, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, или диагонали). (Структура ТИК-ТЭК-ТОУ).
У: Проверяем. Отвечает …
У: Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения.
У: Проверяем. Отвечает …
У: Какой частью речи выражено подлежащее?
Д: Именем существительным.
У: Каким членом предложения может быть имя существительное?
Д: Подлежащим.
У: Всегда ли имя существительное в предложении бывает подлежащим? Значит это какой признак постоянный или непостоянный?
Д: Непостоянный СЛАЙД 12.
Итог урока. Рефлексия.
подведение итогов урока с использованием Модели Фрейер
У: Подведем итог. Составьте модель Фрейер к понятию имя существительное.
У: Проверяем. Отвечает …СЛАЙД 13 (11).
У: Вспомним, какую цель ставили в начале урока.
У: Достигли мы этой цели? Выскажитесь, используя слова: СЛАЙД 14.
Читайте также:
- Твори добро конспект классного часа
- Специализированная технологическая оснастка для ремонта двигателей конспект
- Теория электрических цепей конспект лекций смирнов фриск
- Конспект конструирование школьные принадлежности подготовительная группа
- Конспект первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте