В гостях у народной мастерицы у бабкиной русская глиняная игрушка 1 класс презентация конспект

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Каргопольская глиняная игрушка Составитель Большаков С.В." — Транскрипт:

1 Каргопольская глиняная игрушка Составитель Большаков С.В.

2 Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы органически соотнося его с живой традицией промысла.

3 Деревня Гринёво – родина каргопольских игрушечников.

8 Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами- тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.

11 Ульяна Ивановна Бабкина, фото 1972 г.

12 Чудо-игрушки разноцветные зверушки.

13 Конь олицетворение солнца. Конечки-бегунки, верные помощники земледельца.

21 Литература. Колбасенко М.Н., Севастьянова З. П. Дидактические материалы по экологии. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1- 4 классы (региональный компонент). - Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002.



Целевая аудитория: для 1 класса

Задумка урока интересна, имеет воспитательное значение, развивает творческий потенциал учащихся, их самостоятельность. Структура урока соответствует его цели и типу. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. Презентация качественная, выполнена в едином стиле, соответствует возрастным особенностям детей и санитарным нормам.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Цель: Вызвать у детей интерес к работам дымковских мастеров.

Познакомить с традициями в изготовлении игрушек дымковскими мастерами (форма, цветовая гамма, основные сюжеты);

Усилить восприятие игрушки через народный фольклор

Материал: образцы дымковских игрушек, глина, дощечки.

- Сегодня мы с вами познакомимся с самой известной русской игрушкой из глины. Посмотрите на эту полку, сколько на ней игрушек:

- Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну назовите меня.

Фигурку барыни лепили иначе (показ). Её лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикреплялись детали.

Готовые фигурки сушились, а затем обжигались в печи.

Всю зиму курились- дымились над избами голубые дымки. Оттого, наверно, и назвали деревню Дымково, а игрушки - дымковские.

- Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные.

Показывает игрушку, читает потешку:

- Индя- индя- индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой-

Красный, белый, золотой!

Румянец на лице,

-Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает.

-Вот петух нарядный,

Весь такой он ладный

У большого петуха

Все расписаны бока

Выставляет игрушки на стол.

Считалочкой выбирают ловишку. После слов:

« Мы птички - невелички,

Любим по небу летать,

Дети перебегают на другой край площадки, ловишка старается их поймать.

- Посмотрите на эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми украшают своё жилище.

-Для чего нужны дымковские игрушки?

Обратите внимание на то, какие фигурки лепят в Дымково?

Станешь дуть, а она:

Рассматривает птичку, отмечает, из каких частей она состоит, форма частей.

Показывает последовательность и приёмы лепки.

Самостоятельная работа детей.

В конце занятия выставляют птичек на стол, рассматривают их.

План – конспект по ознакомлению с филимоновской игрушкой

Цель: Познакомить детей с народными филимоновскими игрушками.

Вызвать интерес к работам филимоновских мастеров

Выявить отличительные особенности филимоновской игрушки: вытянутая форма, цветовая гамма росписи;

Формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в народной игрушке.

Оборудование: Выставка филимоновских игрушек, силуэты филимоновских игрушек из бумаги, кисти, краски, палитры.

Вступительное слово педагога

Объяснение нового материала

Ход занятия:

Дети входят в зал и под спокойную музыку рассматривают игрушки.

После просмотра дети рассаживаются.

Ведущий: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Вступительное слово педагога.

Объяснение нового материала.

Педагог: Сегодня я приглашаю вас в музей филимоновской игрушки

Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны: это барыни, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лисы. Все игрушки очень веселые, и когда они в большом количестве – это настоящий праздник. Роспись яркая, в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый и белый цвета. А расписывают мастерицысвои игрушки анилиновыми красками и не кисточками, а пером.

Эта игрушка условна как по форме, так и по росписи. Шея у барашка длинная, вытянутая, голова маленькая, с вытянутой мордой, туго закрученные рога. Окрашен баран по-филимоновски яркими полосами, основной цвет желтый, а на груди пересекающиеся линии, образующие цветок.

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой

Что за конь! Только тронь-

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Конь расписан красными полосами по желтому фону, наездник в зеленом наряде. У фигурок длинные шеи, маленькие головы. Всадник в удивительном головном уборе.

В шляпке, да с бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

У барыни высокая колокообразная юбка с незаметным расширением книзу. Верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Ее напарник длинноногий и вытянутый, в характерном костюме: френч в талию, полосатые штаны. Лица фигурок белые, и лишь небольшими штрихами и точками намечены глаза, рот, нос.

«Пришла из леса птичница

Основной цвет окраски - оранжевый. Лиса окрашена яркими полосами. В передних лапах у лисы петух. Игрушка полыхает огнем, переливается всеми цветами радуги.

Закрепление изученного.

Дети читают стихи:

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров из Филимоново

Никогда нам не забыть!

2. Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Практическая работа.

Дети под запись русских народных песен расписывают силуэт игрушки.

Итог занятия:

Какого цвета глина у филимоновских мастеров? (сине-черная)

Какого цвета она становится после обжига? (белая с кремовым оттенком)

Почему она меняет цвет? (выгорают красящие вещества)

Почему филимоновские игрушки имеют вытянутые формы (из-за пластичности при сушке игрушка трескается, ее все время заглаживают мокрыми руками)

Чем расписывают игрушку? ( пером)

Какие краски используют? ( анилиновые)

План – конспект по ознакомлению с каргопольской игрушкой

Цель: Познакомить детей с каргопольскими народными игрушками из глины; с народно-славянской легендой о Полкане.

Познакомить с технологией изготовления каргольской игрушки: основная форма, цветовая гамма, сюжеты;

Развивать образное мышление.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Оборудование.

Закрепление полученных знаний

Ход занятия:

На столе 2 -3 плоских изображения деревенских изб, елочки.

Ведущий – педагог:

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Педагог: А приехали мы с вами в старинный город Каргополь. Впервые Каргополь упомянут в год Куликовской битвы, более 600лет назад. Места здесь дивные: река Онега, простор земли, ширь неба. Одним словом – Русский Север! Издавна селились здесь люди неторопливые, работающие споро и ладно. Пустого и лишнего они не терпят. Меткое слово, доброе дело ценят и помнят.

Родилась тут глиняная игрушка, завелась она по избам окрестных деревень, по городским домам, глубоко выразив народный характер. Лепят игрушки, как пирожок, сушат, обжигают в печи, раскрашивают немудреными красками.

И вот появляется на свет не то птаха, не то девица

Это птица Сирин – образ, дошедший до нас из древнерусской языческой Мифологии. Он символизировал радость, был своего рода эмблемой счастья. Поэтому из века в век украшал прялки, туеса…

Так долетела до нас мечта наших далеких пращуров о солнце и воле.

Но каргопольцы не только работали, они любили играть.

Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру, записанную в Архангельской области.

Поле черное, просторное

Чем тебя я обряжу?

Я посею рожь отборную,

Дуб зеленый посажу!

-Сеятель идет по полю, одной рукой держит лукошко, а другой – разбрасывает семена. Так сеяли очень давно, когда не было еще специальных машин – сеялок. Теперь в каждом хозяйстве, колхозе есть такие машины и они быстро засевают огромные поля, а игрушка лишь напоминает людям о том, как это было раньше.

Дымковские игрушки статичны, они как бы замерли в одном положении, а каргопольские динамичны: старичок поит коня, играет на гармошке, собирает грибы.

-Отличает каргопольскую игрушку и скромность оформления, она без налепов и яркой росписи.

Иди, весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок

Большой урожай в наш край.

Девочки поют частушки:

1.У меня на сарафане

Я сама не косолапа-

2.По улице мостовой

По широкой столбовой

Шла девица за водой,

За ней парень молодой.

Если дымковские барыни- щеголихи слободские, а филимоновские барыни – куклы городские, то каргопольские – это деревенские красавицы. Все они одеты скромно: сарафаны, кофты, юбки.

А на голове у них вместо кокошника или шляпки обыкновенный платок.

Стоит олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

Ходит конь по бережку

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечушки-то бряк!бряк!бряк!

Золотые они звяк.звякя,звяк!

-Каргопольские игрушки - зверушки на высоких ногах, голова у них сравнительно небольшая, шея короткая, а туловище массивное.

Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором.

Они обычно изображают жанровые сцены, хозяйственные работы: поездка на санках, старичок поит коня, рубит дрова, собирает грибы…

Итог занятия.

Ответить на вопрос:

Что я узнал(а) нового во время путешествия?

Цель: Познакомить детей с калининскими народными игрушками;

Показать выразительные средства калининской игрушки: налепы, передача движения с помощью головы и шеи, цветовая гамма;

Вызвать интерес к работе калининских мастеров.

Игрушки из глины, вылепленные детьми заранее;
Поворотный круг, кисти, краски, палитры.

План занятия:

Ход занятия

Дети рассаживаются полукругом, на столе витрина с калининской игрушкой.

Ведущий: Народ собирается!

Выходят мальчик и девочка:

Дети, взявшись за руки, идут по ругу говорят:

Уточка идет и утят ведет

По лесам ходили,

По лугам бродили,

В скрипочку играли,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород!

Ваня догоняет обидчиков.

Ведущий: Ребята малые резвятся,

Петуха со шпорами боятся!

Трух – трух, трух-трух-трух!

Ходит по двору петух1

Хвост с узорами,

Под окном стоит

На весь двор кричит

Кто услышит, тот бежит.

Ведущий: Где песня льется,

Там легче живется!

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную - прибауточную.

Дети рассматривают калининскую птицу:

Станешь дуть, а она

Закрепление

Ведущий: Шутки! Прибаутки! Веселье!

Приглашаю покататься на карусели!

Ведущий: Дети любят игрушки,-

Так все говорят.

Ну, а разве игрушки

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают!

Практическая работа

Приглашает детей расписать силуэт калининской игрушки.

Итог занятия:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XI.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XI.

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX –XX в.

Богородская игрушка

Традиции богородской игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохранили.

Традиции богородской игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Движущиеся деревянные игрушки, сделанные в российской глубинке мастерами народного творчества, несут тепло рук мастера и доброту в дом. Народные мастера, работая простыми инструментами, создают из липы правдивые, реалистические образы людей и животных, сюжеты.

Кузнец и медведь

Кузнец и медведь

Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву за.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни. Появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь. Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, н.

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине. На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла. Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блекл.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края. Основа фигур белая Красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Калининская игрушка Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вски.

Калининская игрушка Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вскинутой головой. Это не обычная лошадь, а именно конь, крутогривый, сказочный, полный напряжения. Такого впечатления мастер достиг лепкой основных объемов фигурки и мягкой пластичностью их переходов. Лишь заостренно поднятые уши нарушают общую мягкость, скругленность и создают ощущение настороженности, встревоженности.

Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневно.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного тво.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства. Между руками мастера и материалом не было посредника-инструмента, который мог так или иначе воздействовать на создаваемый предмет. Аналогичного происхождения и многие человеческие фигурки. Они изображают скоморохов - народных певцов, музыкантов и актеров, нередко водивших за собой дрессированных зверей. С 15 века на Руси начались гонения на скоморохов со стороны светской и духовной власти. Любопытно, что фигурки скоморохов датируются именно этим временем – 16-17 веками. Скоморохи изображены играющими на музыкальных инструментах, вроде волынки, танцующими, ведущими медведей. Лепка игрушек весьма примитивна, но передает характерные позы, жесты, даже самозабвенную увлеченность игрой.

Филимоновская игрушка – жемчужина народного искусства.

Филимоновская игрушка – жемчужина народного искусства.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сох.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого ка.

Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «.

 В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции мож.

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века. Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон

Читайте также: