Социальное неравенство конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тема: социальное неравенство.

Цель: формирование представлений у детей 7 – го года жизни о социальном неравенстве.

актуализация представлений детей о богатстве и бедности, о возможности бедному стать богатым, а богатому – бедным;

упражнение в умении разрешать проблемные ситуации;

развитие способности оперировать противоположностями;

воспитание умения обосновать свое мнение.

Методы и приемы:

введение правил и норм взаимодействия;

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель здоровается с детьми и сообщает о том, что сегодня к детям пришел гость.

(Педагог вынимает карточки с заданиями из коробки; последнее задание: богатый – бедный).

3. Беседа по вопросам

«Ребята, я говорила, что Гном – эконом многое знает, но знать все очень трудно. Гном – эконом хочет попросить вас ему разобраться в очень непростых вопросах. (Воспитатель показывает две картинки с изображениями двух разных домов, один – элитный коттедж, другой – покосившийся домик).

4. Физкультурная пауза (5-6 повторов)

Жил на свете добрый Гном (дети изображают движениями рук крышу дома,

Его звали Эконом (сжимают руки в кулаках,

И ребятам рассказал (прыгают и радуются).

5. Моделирование (работа на демонстрационной доске)

7. Окончание занятия

Воспитатель и герой благодарят детей, и прощается с ними.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник Боголюбова, тестовый материал, карточки с понятиями.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учащихся.
  3. Учебная деятельность (активизация знаний, систематизация понятий, усвоение системы знаний…).
  4. Заключение.

Жил да был, жил да был, жил да был
Один король!
Правил он, как мог страною и людьми.
Звался он - Луи Второй, звался он – Луи Второй,
Но, впрочем, песня не о нем, а о любви…
В те времена жила красавица одна,
У стен дворца она пасла гусей,
Но для Луи была милее всех она!
Решил Луи, что женится на ней. И далее…

Как известно, король Луи не женился на красавице пастушке, зато женился на уродливой принцессе. Почему?

- Назовите самостоятельно тему нашего урока.

Открывается 1 слайд презентации.

Учитель выписывает на доске все ассоциации, названные учащимися.

Теперь посмотрим на экран, я записала понятия, относящиеся к данной теме. Слайд №2 (социальная группа, стратификация, дифференциация, страта, класс, каста, сословие, социальный статус, социальная роль…).

А у вас на столах лежат карточки с объяснением этих понятий, но нет самого понятия. Нам необходимо объединить наш учебный материал. Я называю понятие, а вы пытаетесь найти его толкование в своей карточке…

А сейчас я перечислю признаки неоднородности общества, а вам предстоит определить, на какие социальные группы подразделяется общество по принципу неравенства:

Общество людей никогда не было однородным. Сама природа позаботилась об этом:

  • люди разделы по полу, возрасту, на поколения…;
  • на планете существует 3 крупные расы: негроидная, монголоидная и европеоидная (мы различаемся по цвету кожи, разрезу глаз, структуре волос…);
  • на нашей планете живет более 300 народов и национальностей со своим языком, обычаями, культурой….

Люди выбирают для себя место поселения и род занятия, или наследуют их от предков:

  • на Земле люди селятся в различной местности и делятся на городских и сельских жителей;
  • одни люди занимаются физическим трудом, другие интеллектуальным;
  • среди людей есть правители и подданные, управляющие и управляемые…;
  • люди не равны по отношению к имуществу, есть богатые и бедные….

- Проверим, справились ли вы с заданием.

Социальная группа – социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер дохода, уровень образования, место в системе властных отношений), но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными и демографическими признаками. Любая социальная группа объединяет людей со сходным положением и уровнем.

Учитель: Для удобства мы будем подразделять общество на страты – социальные слои, общности, обладающие набором отличительных признаков от других.

Учитель: Посмотрите на следующий слайд и скажите, как правильнее выразить структуру общества при помощи схемы? Слайд №5

Обобщение: социальные слои и группы занимают различные социальные позиции, обладают неравным объемом власти, имущества, привилегий. В этом выражается СТРАТИФИКАЦИЯ общества, ведущая к социальному НЕРАВЕНСТВУ. Социальное неравенство определяется делением общества на низшие, средние и высшие слои.

Попробуем поискать ответы на поставленный вопрос?

Проверим себя. Слайд №6.

  1. Божий промысел.
  2. Фактор рождения.
  3. За заслуги (заработал, заслужил, сам виноват)
  4. По причине разделения труда.
  5. Несправедливое устройство общества.

Мы можем продолжить перечень общественных теорий, но остановимся на этих. Попробуем прокомментировать их. Остановим пристальное внимание на последней…

Опыт борьбы с несправедливым общественным устройством продемонстрировала миру наша страна в ХХ веке. Откажемся от теории К.Маркса и В.Ленина. Какие в современном мире существуют способы усовершенствования общественного устройства.

Работаем в паре в течение 3 минут, и называем существующие способы или предлагаем свои…

  • min заработной платы;
  • отказ от фиксированного налога на прибыль;
  • социальные инвестиции;
  • стимулирование предпринимательства и т.д.

Учитель: Как мы знаем, общество – саморегулирующаяся система. Чтобы решить возникающие проблемы, общество развивается и изменяется. От закрытых общественных систем (кастовое, сословное расслоение) общество переходит к открытому типу общественного устройства.

Слайд №8 позволяет не только наблюдать деление общества на классы – большие группы людей, занимающее различное место в обществе по отношению к собственности, власти, труду, способам получения дохода, но и большей открытостью, возможностью изменить свое положение в системе.

Учитель: возможности, которые люди получают в открытом обществе, ведут к социальной мобильности, т.е. к возможности изменить свое положение.

Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, нисходящей и восходящей. Можно перепрыгивая через ступеньки, оказаться наверху, а можно кубарем слететь на самый низ Можно долго и старательно карабкаться наверх и достичь нового места и положения. Место и положение в структуре общественных отношений называется – СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ. Место, которое ты занимаешь в обществе, требует соответствующего поведения, т.е. такого поведения, которое от тебя ожидают исходя из твоего положения. Соответствующее статусу поведение – ЭТО - СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ.

Факторы, позволяющие менять свой социальный статус, получили название СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ. Их известно – 3. Ученый Питирим Сорокин в качестве лифтов назвал: Армию. Церковь. Школу.

Как вы думаете почему? Приведите исторические примеры.

Весь мир насилья мы разрушим до основанья.
А затем, мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем…

В каких событиях в России 1917 года это проявилось исторически?

Ознакомиться с карточкой в конверте, которую вам положил на парту учитель. В конверте скрывается задание. В форме пантомимы вся группа или ее представитель через 3 минуты сыграет роль, определяемую социальным статусом, указанным на карточке. Роль должна соответствовать статусу.

(Монарх, подданный, бизнесмен, бродяга – нищий, служащий банка – менеджер среднего звена, рабочий завода)

Все течет и меняется
Не всегда улыбается
Нам удача, но все-таки
Мир чертовски хорош!
Ждем, что все переменится,
Только ветер изменится,
День сегодняшний часто
Мы не ценим ни в грош.
Ах, как жизнь переменчива!
Мы как дети доверчивы!
Ничего постоянного в мире нынешнем нет!
Что вы? В мире вечных констанций – вечен
Солнечный свет, Божий промысел и богатый сосед…

Кто услышал основную мысль стихотворения?


Образовательная: разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, виды социальных групп, современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;

Развивающая: сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью, социальную структуру любого общества;

Воспитательная: способствовать развитию культуры межличностных отношений.

Тип урока: смешанный

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Основные понятия: социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, иерархия, социальная мобильность, вертикальная и горизонтальная мобильности, нисходящая и восходящая социальная мобильность, социальный лифт, маргиналы, люмпены, деклассирование.

Домашнее задание: конспект, §18, анализ своего социального статуса

Этапы урока:

Организационный момент (2-3 мин.)

Организация домашнего задания (1 мин.)

Опрос домашнего задания (10-12 мин.)

Мотивационный момент (3 мин.)

Изучение нового материала (10-15 мин.)

Рефлексия, подведение итогов урока (10 мин)

План урока:

Организационный момент (2-3 мин.)

Организация домашнего задания (1 мин.)

Опрос домашнего задания (10-12 мин)

Итак ребята, давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке.

Какие мы знаем сферы жизни общества? - экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизни общества.

Какую из этих сфер мы изучаем сейчас? - социальную

Что охватывает социальная сфера?

Посмотрите пожалуйста на схему и дополните пропущенный заголовок

Дайте определение социальной структуры

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

О чём идет речь в данной схеме? Что за слои общества в ней представлены?

Что такое страта?

Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.

Давайте определим какие категории населения относятся к трём основным стратам.

Ребята, а все ли представленные категории населения обладали одинаковым статусом? Что это такое статус?

Статус – это ниша или место человека в социальной структуре общества (группы).

Что такое социальные группы?

Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по социально значимым

По каким критериям мы выделяем социальные группы?

образование и т.д.

Социальные группы бывают: большие, малые

Всё выше перечисленное является элементами…

Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе.

Давайте распределим предметы по статусам в соответствии с имиджем.

Золотая ручка Паркер

Костюм от Юдашкина

iPhone Princess Plus за 137 тыс. долларов

Выдача карточки №1 5-6 детям

Ответы к карточке №1

Мотивационный момент (3 мин.)

Итак, ребята, мы проверили домашнее задание, а теперь давайте посмотрим на экран, и опираясь на знакомый нам материал, рассмотрим статус, имидж, проанализируем иллюстрации и предположим, какая же тема урока будет сегодня…

(бедные и богатые) - Социальное неравенство, и…

перемещение, движение

Социальная мобильность, и…

Социальная мобильность (от лат. mobilis - – подвижный)

Изучение нового материала (10-15 мин.)

Итак, ребята, мы уже выяснили, что общество стоит на вертикальных опорах – слоях

(стратах) и классах, входящих в социальную стратификацию.

Социальная стратификация = социальное расслоение, т.е. разделение всего общества

на группы (слои) богатых, зажиточных, обеспеченных бедных, очень бедных и нищих.

Эти группы не просто различаются между собой. Они образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы. Иерархия - последовательное расположение слоев или служебных званий от низших к высшим в порядке их подчинения.

Откройте учебник на стр. 118, найдите термин социальное расслоение, что это такое и из каких частей он состоит. Назовите их.

В современной науке термину социальное расслоение соответствуют: дифференциация и стратификация.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных.

Для чего чаще всего использую термин расслоение? – для разделения общества на бедных и богатых.

чтение абзаца из учебника.

Работа с текстом учебника стр.120

Ответьте на вопрос - За счет, каких категорий человек относится к той или иной социальной группе?

За счёт чего один человек богаче другого?

От чего зависит доход?

Образование, престиж, квалификация, престиж

Все ли профессии престижны?

работа с таблицей

А какие из этих профессий обладают большей властью?

Депутат, министр

депутат, президент, судья, банкир и др.

Привилегия – преимущество, исключительное право, предоставляемое кому-нибудь в отличие от других.

Такое расположение социальных групп свидетельствует об имеющемся в обществе социальном неравенстве.

Факты. В дореволюционной России начала прошлого века доход крупного заводчика составлял примерно 21,0 тыс. р. в год. Среднегодовая зарплата чернорабочего была 238 р., а поденного рабочего у помещика — около 60 р.

Основными критериями разделения общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж.

Иными словами, различают группы:

по уровню дохода, включая и накопленный доход (богатство);

по возможностям влиять на принятие политических решении, контролировать деятельность людей; по степени образованности;

по престижности — общественной оценке значимости, привлекательности тех или иных социальных позиций.

Как правило, на верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование.

Ребята, а возможно ли поменять свой социальный слой?

Если возможно, то предположите как.

выйти замуж, получить образование, устроится на др. работу и т. д.

Социальная мобильность (от лат. mobilis - – подвижный) – перемещение индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую, изменение места человека в социальной структуре.

Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.

Горизонтальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты.

Вертикальная социальная мобильность выражается в движении по ступеням социальной лестницы. Причем это может быть как восхождение — в этом случае говорят о восходящей мобильности, так и движение вниз — нисходящая социальная мобильность.

Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы. В первые годы после революции 1917 г. в нашей стране привилегированные ранее сословия и классы (дворянство, духовенство, буржуазия) сначала резко понизили свое социальное положение, а затем и просто перестали существовать как значимые социальные группы. В 90-е гг. минувшего столетия упал престиж ряда профессии связанных с интеллектуальным трудом.

Ситуация. Арабы-бедуины непрерывно кочуют из одной местности в другую.

Отражается ли данная ситуация на изменении их социального положения?

Это никак не отражается на изменении их социального положения. Иными словами, в данном случае географическая мобильность и социальная никак не пересекаются.

Но бывает и по-другому. Человек переезжает из деревни в город, делает успешную карьеру руководителя фирмы. Здесь изменение места жительства ведет к подъему по социальной лестнице — географическая мобильность способствует социальной.

Понятно, что большинство людей в современном обществе стремятся двигаться вверх, к более высоким социальным позициям. Какие же механизмы, или, как их называют социологи, лифты, способствуют восходящей социальной мобильности?

Социальный лифт – перемещение человека вверх по социальной лестнице.

Конечно, все люди стремятся двигаться вверх, к более высоким социальным позициям. Как же это можно сделать?

Вступление в правящую партию, активная работа и выдвижение на руководящею должность.

В каждом обществе существуют люди, которые не вписываются в социальную структуру общества. Что это за люди?

дети предполагают

Деклассирование – процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается.

Группы со специфическим статусом:

маргиналы (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.

с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .

люмпены (лохмотья в переводе с французского) – бродяги, нищие, бомжи. Их называют деклассированные элементы.

Маргинальность - это понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты, статусы…Маргиналы - это те, кто покинул социальный статус, но еще не вошел в другой, находясь на рубеже. Причинами возникновения маргиналов являются какие-либо социальные явления, социальные конфликты, реформы.

Сегодня на уроке мы познакомились со следующими понятиями:

социальная дифференциация

вертикальная и горизонтальная мобильности

нисходящая и восходящая социальная мобильность

Поняли, что цель человека в обществе и его высший интерес – подъем по стратификационной лестнице с низших ступенек на всё более высшие.

Рефлексия, подведение итогов урока (10 мин)



Ответы к карточке №2:




Ответы к карточке №3:



-75%

Проблема социального неравенства существует столько, сколько существует человеческое общество. Данная проблема напрямую связана с неравномерностью распределения доходов в обществе и в результате порождает социальное напряжение, иначе говоря, враждебное отношение бедных к богатым. Поощряя индивидуализм, рыночная экономика формирует в обществе систему ценностей, ориентированную на личностный материальный успех. Когда значительная часть населения оказывается не в состоянии добиться его, она чувствует себя обделенной и обманутой, и тогда враждебное отношение перетекает в открытые протесты, нередко имеющие радикальный характер.

Поэтому в современных развитых обществах существует ряд институтов социальной защиты, так как повышение благосостояния широких слоев населения является обязательным условием стабильности в стране.

Прежде чем начать знакомиться с неравномерностью распределения доходов в обществе, необходимо рассмотреть принципы их распределения.

Итак, начинаем. В разных странах в разные времена действовали различные системы распределения доходов. Однако, обобщив все их сходства и различия, можно выделить 4 основных принципа распределения доходов в обществе: 1) уравнительное распределение; 2) рыночное распределение; 3) распределение по накопленному имуществу; 4) привилегированное распределение.

Второй принцип предполагает, что каждый из владельцев какого-либо фактора производства получает разный (по сумме денег) доход – в соответствии с его продуктивностью и востребованностью в данный момент времени на рынке.

Третий принцип проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность.

Четвёртый характерен для стран с неразвитой демократией и пассивным гражданским обществом. В таких странах правящая элита перераспределяет общественные блага в свою пользу.

В реальной жизни трудно назвать страну, в которой мы смогли бы четко отследить действие какого-либо одного из вышеназванных принципов. Обычно они по-разному сочетаются в том или ином виде.

Однако, какой бы система распределения ни была, в любом обществе неизбежно неравенство доходов.

Проблема неравенства доходов в обществе

Рыночная система экономики, существующая на сегодняшний день лишь за малым исключением во всех странах мира, представляет собой механизм, который вознаграждает людей лишь по конечному результату эффективности их деятельности, т.е. объективно задает существование неравенства в обществе.

И ведь действительно, все люди очень отличаются друг от друга: трудолюбием, активностью, способностями, образованием, владением собственностью, склонностью к накоплению или, напротив, к потреблению. А это значит, что они не могут одинаково работать, значит, не могут одинаково зарабатывать и одинаково жить. Что и является причинами неравенства доходов.


Рисунок 1 – Противоречие между равенством и эффективностью в рыночной экономике

Сталкиваясь с этим противоречием, каждое общество должно решить для себя два главных вопроса. 1) В чем оно видит социальную справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания? 2) Что лучше: бОльший пирог, но разделённый на неравные порции (то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе), или всем поровну, но уже от меньшего пирога (то есть равенство, но при неэффективной экономике)? Разные ответы на эти вопросы раскрывают и одно из главных различий между капитализмом и социализмом. Тем не менее, проблему оптимальности размеров перераспределения доходов государством вынуждены решать многие общества. Необходимо помнить, что вмешательство государства должно быть осторожным и гибким. Что же касается неравенства доходов, то получается, что оно не только неизбежно, но даже необходимо. Почему? Для поощрения трудовой активности людей: чтобы расслабленные и ленивые хотели брать пример с усердных и волевых.

Кривая Лоренца

Читайте также: