По н сладкову лисица и еж е тараховская заяц конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Вы бывали в лесу? Хорошо бродить по лесу! Столько
вокруг интересного, необычного! И если хорошо
приглядеться, прислушаться, то можно что-то интересное
найти.
О ком мы сегодня будем говорить, догадайтесь сами.
Для этого отгадайте загадку.

На уроке будем …
ЧИТАТЬ
ДУМАТЬ
РАЗМЫШЛЯТЬ
УЗНАВАТЬ НОВОЕ
ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ
ЧИТАТЬ ПО РОЛЯМ

Сегодня мы познакомимся с произведениями двух
авторов, Евгения Чарушина и Николая Сладкова. Эти
авторы посвятили свои произведения зайцам.

Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на
вопросы:
- Как называют зайчат?
- Какие наказы даёт мама своим деткам зайчатам?
- Почему надо меньше бегать?
- Какие качества воспитываются у зайчат, трусость
или осторожность?

Работа по учебнику.
страница 72
Николай Сладков
Лиса и Заяц
- Как вы думаете, в этом рассказе заяц трусливый
или осторожный?

Анализ прочитанных произведений
- Сравните зайцев из произведений Евгения
Чарушина и Николая Сладкова. Они одинаковые или
разные? Какие зайцы у Чарушина, а какие у
Сладкова?
У Чарушина – осторожные, послушные.
У Сладкова – трусливые, боязливые.
- А вам пример с кого хотелось бы брать? Почему?

Анализ прочитанных произведений
- Сравните зайцев из произведений Евгения
Чарушина и Николая Сладкова. Они одинаковые или
разные? Какие зайцы у Чарушина, а какие у
Сладкова?
У Чарушина – осторожные, послушные.
У Сладкова – трусливые, боязливые.
- А вам пример с кого хотелось бы брать? Почему?

Анализ прочитанных произведений
- Сравните зайцев из произведений Евгения
Чарушина и Николая Сладкова. Они одинаковые или
разные? Какие зайцы у Чарушина, а какие у
Сладкова?
У Чарушина – осторожные, послушные.
У Сладкова – трусливые, боязливые.
- А вам пример с кого хотелось бы брать? Почему?

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Учебные задачи: узнать, чем рассказ о животных отличается от сказки, давать оценку поступкам героев, пересказывать текст по иллюстрации, узнать особенности научно-познавательного ; текста и сравнить его с художественным текстом.

Оборудование: текст речевой разминки, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II, Актуализация умений

(Выразительное чтение стихотворений, выставка иллюстраций к произведениям. Дети комментируют содержание своих рисунков.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Еж морской на дне морском

Пел о ежике лесном:

Ах ты еж, братец еж,

Как без моря ты живешь?

Еж живет в глуши лесной,

Елка — дом его родной.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Постановка целей и учебной задачи урока

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Еж.)

— Ребята, что вы знаете о ежах?

Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о еже.

— Откройте учебник на с. 61. Назовите Учебную задачу. (Узнаем, чем рассказ о животных отличается от сказки.)

V. Работа по теме урока

Материал для учителя

Ежи живут в лесах, чаще смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае — полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.

Вопреки широко распространенному поверью ежи не умеют специально носить что-либо на колючках. Охотятся они чаще по ночам, в основном на слух. За ночь ежи проходят несколько сот метров, собирая корм с земли или неглубоко раскапывая почву. Хотя ежик кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.

Ежи легко расправляются со змеями, даже с гадюками, так как их яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не действуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.

Колючки и сворачивание в клубок — это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает — некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. Алиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.

Неправда, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действительно очень любят молоко, и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожидая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.

Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи — разносчики опаснейших для человека клещей.

— Прочитайте на с. 61, кто автор следующего произведения.

— Подумайте, какое произведение мы будем читать, сказку или рассказ?

(Чтение произведения учителем. Беседа по вопросам учебника на с. 61. Выразительное чтение в лицах.)

— Чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе происходят реальные события, а в сказке — вымышленные.)

— Прочитайте вывод в учебнике. Правы ли мы были?

VI. Физкультминутка

Катились колеса, колеса, колеса.

(Вращательные движения вперед согнутыми в локтях руками.)

Катились колеса все влево, все косо.

(Вращательные движения назад согнутыми в локтях руками.)

Скатились колеса на луг, под откос,

(Наклоны туловища влево и вправо, руки на поясе.)

И вот что осталось от этих колес.

(Выпрямиться, развести руки в стороны.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте написанные на доске слова. Составьте из них пословицу.

Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят. (Сто малодушных не заменят одного мужественного.)

Малодушие — отсутствие твердости духа, решительности, мужества.

Малодушный — проявляющий малодушие, слабовольный.

— Объясните смысл этой пословицы.

Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о животных. Узнаем что-то новое, интересное.

— Откройте учебник на с. 62. Прочитайте, кто автор рассказа. (В. Осеева.)

— Прочитайте первое предложение рассказа.

— Как вы думаете, о чем будет рассказ?

Ярость — сильный гнев.

(Чтение рассказа учителем.)

— Что произошло в рассказе?

— Как автор описал собаку?

— Найдите описание котенка.

— Кто спас котенка?

— За что женщина осудила ребят? (За бездействие.)

— Как бы вы поступили на месте ребят? Могли ли они помочь? Каким образом?

(Здесь необходимо объяснить детям опасность ситуации. Ведь разъяренная собака могла накинуться и на самих ребят. Поэтому, чтобы спасти котенка, нужно было позвать на помощь взрослых.)

— Прочитайте рассказ выразительно.

— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу В. Осеевой.

— Оказывается, можно пересказать рассказ и по рисунку. Откройте учебник на с. 20 и прочитайте о том, как это сделать.

(Пересказ текста по предварительно составленному плану.)

План

1. Котенок в беде.

2. Женщина спасла котенка.

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало?

— Ребята, а вы знаете, какие бывают собаки? (Ответы детей.)

— Прочитайте об этом на с. 64.

— Что нового вы узнали о собаках?

Тот текст, который написан научным языком, называется научным текстом.

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Чему вы учились на уроке?

— Что нового вы узнали?

Рекомендации для занятий дома

ТЕМА УРОКА : "Д. ХАРМС. ХРАБРЫЙ ЁЖ.

Н. СЛАДКОВ. ЛИСИЦА И ЁЖ.

• Учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения;

• Сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты;

• Характеризовать героев и их поступки;

• Рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации;

• Участвовать в обсуждении проблемных ситуаций;

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

Эстетические чувства, в т. ч. чувство точного, яркого слова.

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Адекватно оценивать свои достижения;

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Осознавать познавательную информацию;

Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

ТИП УРОКА : изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова, текст для речевой разминки,

Ход УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

• Выставка рисунков к изученным стихотворениям.

3. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:

Ёж морской на дне морском

Пел о ё жике лесном:

Ах ты ёж, братец ёж,

Как без моря ты живёшь?

Ёж живёт в глуши лесной,

Ёлка – дом его родной.

-Прочитайте, чётко проговаривая каждое слово и каждый слог.

-Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.

-Прочитайте стихотворение выразительно.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ЁЖ)

-Ребята, что вы знаете о ежах?

-Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о ежах, а также познакомимся с рассказом из старинных книг.

5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1) Работа по учебнику:

-Открорйте учебник на с. 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас с вами будем читать? (Д. ХАРМС)

-Как называется произведение?

-Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа?

-С чего началась история?

-Кто подошёл к ящику?

-Как они проверяли, что там находится?

-Кто выскочил из ящика?

-Как повели себя звери?

-Кто из зверей оказался храбрым?

-Могла ли такая история произойти на самом деле?

-Что в этой истории правда, а что вымысел?

3) Выступление подготовленного ученика о еже:

ЁЖ живет в лесах, чаще в смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае – полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.

Охотятся ежи чаще по ночам, в основном на слух. Хотя ежик на вид кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например, с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.

Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита ёжиков от хищников. Однако она не всегда помогает – некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ёжика. А лиса даже может откатить ежика в воду, чтобы он развернулся.

4) ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:

- Ёж – удивительное создание природы. Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – расночсики опаснейших для человека клещей.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

6. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА :

1) Работа по учебнику:

-Прочитайте на с. 73, кто автор следующего произведения.

-Подумайте, что мы будем читать?

2) Чтение произведения учителем.

3) Беседа по вопросам учебника.

4) Выразительное чтение в лицах.

5)Продолжение работы по теме урока :

-Последнее произведение, которое мы сегодня прочитаем, из старинных книг. Откройте с. 74 и прочитайте, кто его написал. (С. АКСАКОВ)

6) Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.

-О чем рассказал нам автор?

-Чему он хотел научить нас?

-Разделите текст на части. Озаглавьте их.

-Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

-Что вас огорчило?

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Произведения каких писателей мы читали на уроке?

-Что вы о них узнали? Чему учат нас эти произведения?

Д. З. подготовить пересказ произведения С. Аксакова «Гнездо



Описание: данный конспект урока нацелен на знакомство детей с творчеством писателя Николая Сладкова и воспитание любви к природе. Материал будет полезен учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Автор: Королькова Марина Михайловна, учитель начальных классов, ГБОУ Школа №1514, г. Москва.
Цель: знакомство учащихся с творчеством писателя Николая Сладкова.
Задачи:
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– формировать положительное отношение к учению;
– воспитывать любовь, чуткость и бережное отношение к природе.
Материально-техническое обеспечение урока: электронная доска и проектор для показа презентации, распечатанные рассказы Н. Сладкова, игрушка ёжик, распечатанные яблочки для этапа рефлексии.
Предварительная подготовка: дети должны выучить небольшие стихотворения о лесных животных.

Учитель:
Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнем сейчас.

Ребята, к нам на урок пришел гость. А чтобы узнать какой, отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной:
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
Кто это?
Ученики:
Ёжик.



Учитель:
Верно. Оглянитесь, найдите нашего гостя. (Игрушка ежика находится на шкафу позади детей, учитель приносит гостя и усаживает на учительский стол).



Учитель:
К сегодняшнему дню, я просила подготовить стихи. Есть ли у кого-то стихотворение про ежика? Давайте его порадуем.
(Ученики рассказывают стихотворения о ежике).
А про его лесных друзей кто расскажет?
(Еще несколько учеников рассказывают стихотворения о лесных животных).
Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о чем будет сегодняшний урок.



Учитель:
И о мхе, и о малине. Как назвать все это одним словом? О чем будет наш урок?
Ученики:
О природе.
Учитель:
Правильно, о природе. В этом нам поможет один талантливый человек, который очень любил природу. Давайте прочитаем его рассказ. Что за животные изображены на иллюстрации к рассказу?


Ученики:
Сороку и лося.
Учитель:
На иллюстрации мы видим только голову лося. А какой он размером, знаете? Боится ли он кого в лесу, волков, например?
Ученики:
Нет, он очень большой.

Сорока и Лось
— Дяденька, что случилось: целый день из озера не вылезаешь? Уж не волки ли тебя стерегут?
— Э-э, Сорока, что мне волки! Покусачее звери на берегу поджидают, покровожадней.
— Кто же они, злодеи, кто же они, кровопийцы?
— Да комары-ы!

Учитель:
Вот кого боятся лоси. Кусачих комаров! Такой большой лось, а боится таких малюток.

Физминутка "Ежики"
Приходили, приходили (шаги на месте)
Ежики, ежики (ладонями вверх с растопыренными пальцами показываем ежиков)
Наковали, наковали (кулачок на кулачок и меняем их местами)
Ножницы, ножницы (скрещиваем руки)
Бег на месте, бег на месте (бег на месте)
Зайчики, зайчики (ладошки над головой как ушки)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе
Девочки (шёпотом кричат девочки)
Мальчики (тихо кричат мальчики)
(Можно провести еще раз с ускорением).

Учитель:
Смешной рассказ мы прочитали, правда? Кто же его автор? Давайте с ним познакомимся.



Учитель:
Почему же отказался от охоты?
(Предположения детей)
Он много наблюдал за природой и так сильно ее полюбил, что не мог больше стрелять по животным.



Учитель: Что такое фоторужье? Персонаж какого мультфильма гонялся за зайцем с фоторужьем?
Ученики:
Шарик из Простоквашино.



Учитель:
Чему мы можем научиться в Н.Сладкова, какая цель нашего урока?
Ученики:
Любить, ценить природу, быть внимательными к ней. А сейчас будем работать в группах. Вам надо прочитать рассказ Н.Сладкова и выбрать лучших чтецов в группе. Затем они прочитают выразительно всему классу по ролям.
(Детям выдаются рассказы Н. Сладкова, зачитываются первые три. Дети стоят на фоне презентации, чтобы все животные были наглядно представлены. Смысл и юмор каждого рассказа обсуждается).


(2 чтеца)
- Дятел, а Дятел, ты когда есть хочешь - что делаешь?
- Сухое дерево долблю.
- А когда пить хочешь?
- Сочное дерево долблю.
- А когда наешься и напьёшься?
- Всё подряд долблю! Мне тогда ни пить ни есть не надо, только подолбить дайте.


(2 чтеца)
- Уклеечка, душечка, сколько же тебе, деточка, лет?
- Уже пять лет исполнилось!
- Ой, какая малышка! Уж наверное, маменькина дочка?
- Я не дочка.
- А кто же ты - мама?
- Нет, и не мама.
- Неужели бабушка?
- Нет, и не бабушка.
- Так кто же ты в пять-то годков?
- Я уже прапрабабушка!


(3 чтеца)
(1) - Терпеть не могу непонятных имён! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже?
(2) - Вот я: у меня на крапиву аппетит - я Крапивница! У неё на капусту аппетит - она Капустница! Просто всё и понятно!
(3) - А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасного лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.

Физминутка - изображают порхающих бабочек.

Учитель:
Наш ежик уж очень любит стихи. Кто еще не читал наизусть? (Выслушивают еще несколько стихотворений. Затем продолжение выразительного чтения рассказов Н.Сладкова).


(2 чтеца)
- Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А днём?
- И днём ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда.


(2 чтеца)
- Вот бы тебе, Заяц, лисьи зубы!
- Э-э, Барсук, всё равно плохо.
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Барсук, не велико счастье.
- Вот бы тебе, косой, да рысиные когти!
- Э-э, Барсук, что мне клыки да когти! Душа-то у меня всё равно заячья.


(2 чтеца)
- Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?
- Люблю!
- А птенцов и яйца любишь?
- Люблю!
- А лягушек и ящериц любишь?
- Люблю!
- А жуков и сороконожек любишь?
- Люблю!
- А. а червяков и улиток любишь?
- Тоже люблю!
- А чего же ты тогда не любишь?
- Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

Учитель:
Какое настроение, какие эмоции вызвало чтение рассказов Н.Сладкова? (Дети дают ответы).
Стало ли в ваших сердцах чуть больше любви к природе, лесным зверям и птицам? (Да).
Значит, цель нашего урока достигнута.
Оцените свою работу и настроение. У вас на столах лежит нераскрашенное яблочко.


У каждого цвета есть свой сигнал.
Зелёный – замечательное настроение, жёлтый – обычное, красный – грустное, скучно.
Чтобы гость ушел не с пустыми руками, закрасьте ему яблочки. Ежик всякие яблоки любит.
(Ученики раскрашивают яблочки и отдают гостю-ежику).
Вы отлично справились! Урок окончен.

Читайте также: