Правописание суффиксов ек ик конспект урока 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

Ф.И. учащегося (заполняется учеником)

(заполняется учителем)

(заполняется учеником)

Что входит в состав слова?

Что такое корень?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое окончание?

Устно, если не можешь ответить на вопросы выучи правило с. 112

Чистописание

Словарная работа.

_ди__надцать, с_йчас, тр_вога, б_седа

Запиши в тетрадь

Спишите, вставляя пропущенные буквы

Прочитай и вспомни

Давно уже отцв…ли многие д…рев…я в парках и г…родских с…дах. Давно уже они покрылись густой з…лёной л…ствой. И вдруг в тех же с…дах , в парках и даже на ул…цах ч…десно з…пахло цв…тами. Это зацв…ли липы.

Дикие л…сные липы с мелкими л…сточ(?)ками зацв…тают раньше , а в г…родах сажают крупнолистную липу. Эти д…рев…я украшают себя сочной тёмно - з…лёной л…ствой , наполняют воздух благоуханием своих скромных цв…тов. Придите в солнеч(?)ный день в сквер, где растут старые липы. Присядьте на скамейку и прислушайтесь. В выш…не , в густой кроне д…рев…ев гудят пчёлы.

1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Спиши предложение, подчеркни грамматическую основу. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

В вышине , в густой кроне деревьев гудят пчёлы.

3. Разбери по составу слова : отцвели, городских, лесные, скамейку

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выполни задание к тексту.

Дом. задание

Закончить предложение в тетради

Закончить предложение в тетради

Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)

Когда выполнишь все задания в тетрадях, сфотографируй свою работу и отправь мне на проверку. Можно с помощью родителей. У тебя всё получится! Удачи!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель .Ознакомить с суффиксами –ек, ик, со способами действия при выборе суффиксов -ек, -ик; повторить и закрепить знания о составе слова.

Планируемые результаты:

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;

метапредметные:

регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка учебных действий;

коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой информации, применение практических навыков правила правописания суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.

1.Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

2.Актуализация знаний.

Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : познакомить с правописанием суффиксов -ек и –ик и отработать полученные навыки на практике.

- Добрый день. Пусть этот урок принесёт нам радость общения. Сегодня вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

(сели, открыли тетради, записали число)

Орфографическая минутка.

- Что записано у меня на доске?

к очк оньк енок ек ик (суффиксы)

- Запишите их в тетрадь.

- О какой части слова мы будем говорить на уроке? (о суффиксе).

3. Актуализация знаний.

Найди верное утверждение: (листочки, подчёркиваем верные утверждения)

1.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

4. Постановка проблемы.

-Что же такое суффикс?

- Дочитайте карточку самоконтроля до конца.

Карточка самоконтроля.

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

Выделить в слове суффикс, подобрав слова с таким же суффиксом.

Суффиксы – оньк, - еньк,- ок, - очк, –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Суффиксы – чик, - щик, - ист, - тель называют лицо по роду занятий, по профессии.

Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

– Какие вопросы у вас возникли при чтении карточки? (Поставил ? знак возле цифры .. и …, потому что )

- Действительно, суффиксы –ик–, а когда –ек– вызывают затруднение на письме. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

Эпизод из сказки. (правописание –ек и –ик)

- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

(Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.)

( какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–)

– Этот вопрос и у нас вызвал затруднение.

- Какую цель поставим на уроке? (научиться правильно писать суффиксы –ик, -ек)

- Тема нашего урока. (Правописание суффиксов существительных –ик-, -ек-)

- Мы сегодня с вами будем искать ключики к замочкам, а вернее, к словам, к их правильному написанию. Я надеюсь, что вы пополните свои знания о суффиксах, будете развивать свою наблюдательность, речь, обогащать свой словарный запас.

Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. (работа в четвёрках)

Групповая работа

– Вы будете работать в группе. Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

(Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбуз ик – нет арбуз ик а

Есть бант ик – нет бант ик а

Есть бараш ек – нет бараш к а

Есть горошек – нет горош к а.

Вывод: Мы сравнили пару слов: …

Карточка № 2

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вывод: А мы соединили пары слов и тоже заметили, что

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:…

Решили, что если изменив форму слова..

Потом мы изменили форму других слов. Например: …

Сделали вывод, что если изменив форму слова,…

- Можем ли мы сказать, что вы пришли к одинаковым выводам?

- Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (фрагмент мультфильма)

– Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

( Надо прочитать правило в учебнике)

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 101. Прочитайте правило…

Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали?

Физкульминутка для глаз. (презентация)

. Выработка алгоритма “Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

Определяю по опознавательному признаку вид орфограммы

Выделяю морфему, где находится орфограмма

Определяю часть речи

Ставлю слово в форму Р.п.

Определяю, выпадает ли гласная из суффикса (если да, то пишу - -ек-, если нет, то пишу - -ик-)

Определяю по опознавательному признаку вид орфограммы

Выделяю морфему, где находится орфограмма

Определяю часть речи

Ставлю слово в форму Р.п.

Определяю, выпадает ли гласная из суффикса (если да, то пишу - -ек-, если нет, то пишу - -ик-)

– Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.

hello_html_m701609a9.jpg

Закрепление.

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

- Когда слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –? (правило)

- Выполним упр. 171 (Запишите слова по образцу, вставляя буквы е или и в суффикс, 5 слов)

Работа в парах. Проверка.

- Молодцы. Сейчас мы проведём необычную работу: напишем фотодиктант. Глядя на картинку, вам необходимо называть детёнышей животных существительными с суффиксами -ик и -ек. В правый столбик вы будете записывать слова с суффиксом –ик.. – в левый с суффиксом – ек. Листать картинки буду в темпе, так что будьте внимательны.

(слайды с картинками) Бегемот, лев, котёнок, тигр, слон, торт.

Прочитайте то, что у вас получилась. (можно сравнить с образцом)

- Сделайте вывод о том, какое значение придают эти суффиксы сущ. (придаёт им уменьшительно-ласкательное значение, помогает назвать маленькие предметы).

- Возьмите карточку и выполните самостоятельную работу.

1) Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

2) Озаглавьте текст, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён заборч…ком из иголоч…к. Природа хранит ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать.

- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

В какой части слова находиться эта орфограмма?

Как надо проверять, какой суффикс пишется в слове?

- У вас на партах лежат замочки и ключики. Если сегодня на уроке открыли для себя новое знание, возьмите ключик.

Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек.

Думается, что урок был для вас полезен, настроение у вас замечательное, так как мы справились со всеми заданиями и работали хорошо.

- Спасибо за активность, за урок.

Домашнее задание. Файл прикреплён

1. В каком слове пропущена буква И?

2. В каком слове пропущена буква Е?

3. В каком слове пропущена буква Е?

4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?

6. В каком слове нет суффикса –ЕК?

1) козлёноч…к 2) телёноч…к

3) ребёноч…к 4)кирпич…к

7. В каком слове один суффикс?

1) чайничек 2) подарочек 3) огонечек 4) чулочек

8. В каком слове нет суффикса –ИК?

9. В каком слове есть суффикс –ИК-?

1) финик 2) веник

3) блокнотик 4) дворник

10. В каком слове есть суффикс – ИК?

1) супчик 2) укропчик

3) перчик 4) помидорчик

Вставьте пропущенные буквы.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 251 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.02.2019 3585
  • DOCX 29.3 кбайт
  • 190 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Новосельцева Татьяна Владиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Организационный момент
Открыли тетради, записали дату, классная работа.
Прочитай предложения задом наперед (по ряду):

!атябер еигород, орту еорбоД
!ьтедив сав адар ьнечо Я
!вохепсу и яинеортсан мав огешороХ
?укору к ывотог ил есВ

Я рада, что вы готовы к уроку. Начинаем урок.

Актуализация знаний

Минутка чистописания.
- С какой целью мы с вами каждый урок проводим минутку чистописания?
Б – проблемная. Билет – ударение, орфограммы в какой части слова?

Орфоэпия

Самоопределение к деятельности

Выполнив данное задание, как думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? Задачи урока? (вспомнить какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах, правильно писать слова с этими видами орфограмм)

- Ребята, проведём самооценку на начало урока, кто знает, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, может распознавать орфограммы в суффиксах и приставках – поднимите зелёный листок, у кого есть какие-то незначительные трудности, вопросы – поднимите жёлтый листок, кто совершенно не понимает данную тему – красный листок.

- Хорошо, думаю, что за сегодняшний урок мы ответим на все ваши вопросы, и зелёных листочков станет больше!

Работа по теме урока, самостоятельная работа

1. Поработаем с учебником. Откройте стр. 61 упр. 100. Читаем задание.
- Какие из данных значимых частей слов могут быть корнем? Приставкой? Суффиксом?
- Что знаете об этих частях слова? (Карточка приставка, корень, суффикс)
- Вспомним, что надо знать о правописании приставок? (пишутся слитно)
- Составьте и запишите одно слово с каким-либо из данных значимых частей, выделите эти части. Что нужно сделать? 1 мин. (Самостоятельно, один человек у доски)
Выбери верный вариант.

Возникли трудности? Давайте попробуем разобраться. Чтобы верно написать букву в суффиксе, что надо знать? (правило) Изучали ли мы какое-либо правило на данную тему? (нет). Сейчас мы попробуем сами в парах его составить.
На столах у вас лежат конвертики, в которых 10 полосочек с информацией. Нужно составить правило, приклеить полосы в правильном порядке. Время на работу 3 минуты.
(проверка) – Читаем правила, которые у вас получились.

Проверим, верны ли наши суждения, для этого откроем учебник стр. 62 схема.
- Правописание каких суффиксов нам надо запомнить? (-ик, -ек, -ок, -онок)
- Как проверить написание суффиксов –ик? –ек? (нужно изменить форму слова)
- В каком случае нужно писать –ик?/-ек?
- В каком случае пишутся суффиксы –ок, -онок? (после шипящих под ударением)

Использовав правило, которое мы составили, выполним работу по карточкам. Читаем задание. Что нужно сделать? (самостоятельное выполнение)
(Проверка. Доказательства)

Рефлексия

Вспомним ребята, какую цель мы ставили на урок? Выполнили ли мы её?
- Правописание каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
- Что надо запомнить о правописании приставок? Суффиксов?
- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Проведём самооценку на конец урока.
- Ребята, оценим себя на конец урока, если вы знаете, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, может распознавать орфограммы в суффиксах и приставках – поднимите зелёный листок, у кого есть какие-то незначительные трудности, вопросы – поднимите жёлтый листок, кто совершенно не понимает данную тему – красный листок.

Читайте также: