Диктатура партии пролетариата конспект урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Пролетариат возник и развивался вместе с появлением капитализма. Совместная работа на крупных предприятиях неизбежно способствует объединению рабочих в их борьбе с буржуазией. Пролетариат как наиболее организованный, политически сознательный, до конца революционный класс выступает во главе крестьянства и угнетенных народов колоний, руководит борьбой всех трудящихся против эксплуататоров. В ходе классовой революционной борьбы он создает свой передовой отряд – коммунистическую партию – вождя и руководителя всех трудящихся.

Среди современных марксистов, пожалуй, наиболее обсуждаемый вопрос, какие социальные слои сегодня объединяет пролетарский класс.

Диктатуры пролетариата – государственная власть победившего рабочего класса в переходный период от капитализма к коммунизму. В период своей диктатуры пролетариат является совершенно новым классом – рабочим классом, освобожденным от эксплуатации и направляющим развитие общества к коммунизму.

Диктатура пролетариата – не есть только насилие и даже не главным образом насилие. Важнейшая ее задача – осуществлять государственное руководство рабочего класса трудящимися массами крестьянства, непролетарскими слоями трудящихся города и интеллигенцией, укреплять союз с ними в целях перевоспитания их и вовлечения в социалистическое строительство.

Диктатура пролетариата – особая форма классового союза рабочего класса с многомиллионными слоями трудящихся, прежде всего с трудовым крестьянством при руководящей роли рабочего класса в этом союзе.




Диктатура пролетариата выражает и защищает интересы трудящихся. Она представляет собой новую, высшую форму демократии по сравнению с буржуазной демократией.

Руководящей и направляющей силой в системе диктатуры пролетариата является коммунистическая партия, направляющая все развитие социалистического общества. После уничтожения кулачества в СССР не стало антагонистических классов. Следовательно, не было и почвы для существования нескольких партий.

В период капитализма основными формами классовой борьбы пролетариата является экономическая, политическая и теоретическая борьба. Экономическая и теоретическая формы борьбы подчинены задачам политической борьбы. Политическая борьба, завершающаяся социалистической революцией и установлением диктатуры пролетариата, есть решающее условие освобождения рабочего класса и всего общества от эксплуатации.

С установлением диктатуры пролетариата классовая борьба не заканчивается, а становится еще более ожесточенной, принимая новые формы. Ленин отметил пять новых форм классовой борьбы в период диктатуры пролетариата:

1) Подавление сопротивления эксплуататоров, 2) гражданскую войну как крайнюю форму обострения классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией, 3) борьбу за социалистическое преобразование мелкого крестьянского хозяйства, за руководство пролетариатом непролетарскими трудящимися массами, 4) борьбу за использование буржуазных специалистов, против вредительства и саботажа с их стороны и 5) борьбу за воспитание новой, социалистической дисциплины труда.

В период от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия Сталинской Конституции (1936 год) основная задача диктатуры пролетариата заключалась в организации социалистического хозяйства по всей стране и ликвидации последних остатков капиталистических элементов, в проведении культурной революции, в организации вполне современной армии для обороны страны.

Когда с эксплуатацией в стране было покончено, вместо функции подавления появилась у диктатуры пролетариата функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Свое полное развитие получила функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов.

В 1937 году на февральско-мартовском пленуме ЦК Сталин сделал вывод на основе опыта строительства социализма в СССР, что в период строительства социализма происходит обострение классовой борьбы, ибо капиталистические элементы не хотят добровольно уступить своих позиций. Чем больше успехи социалистического строительства, тем сильнее сопротивление этих элементов, так считал Сталин.

Но история разрушения КПСС и СССР подтвердила правоту Сталина об обострении классовой борьбы в период строительства социалистического общества. Следовательно, на весь период социализма не исключена возможность реставрации капитализма, поэтому коммунисты не должны терять революционную бдительность, а также необходимо применение адекватных и предельно жестких мер борьбы в отношении тех лиц, которые мешают и вредят делу социализма.

В противоположность капиталистическому строю с его непримиримыми классовыми противоречиями социалистический строй представляет собой дружественное сотрудничество рабочих, крестьян и интеллигенции. В СССР стирались, падали классовые грани и различия между рабочим классом и крестьянством, равно как и между этими классами и интеллигенцией. При этом государственное руководство в социалистическом государстве на всем протяжении его существования принадлежит рабочему классу как самому передовому и революционному классу общества.

Свидетельством творческого развития марксизма является открытие марксистами-ленинцами новой формы диктатуры пролетариата – народной демократии. Она нашла применение в других социалистических государствах, образовавшихся после второй мировой войны.

Диктатура пролетариата в СССР утвердилась в результате социалистической революции, осуществленной путем вооруженного восстания народа и гражданской войны, навязанной народу внутренней и внешней контрреволюцией.

Сегодня между марксистами ведется дискуссия о возможности мирного развития социалистической революции. КПРФ не исключает такой возможности. Это возможно в тех случаях, когда господствующие классы, убедившись в безнадежности сопротивления, не рискнут прибегнуть к вооруженной борьбе против революции.

Пролетариат возник и развивался вместе с появлением капитализма. Совместная работа на крупных предприятиях неизбежно способствует объединению рабочих в их борьбе с буржуазией. Пролетариат как наиболее организованный, политически сознательный, до конца революционный класс выступает во главе крестьянства и угнетенных народов колоний, руководит борьбой всех трудящихся против эксплуататоров. В ходе классовой революционной борьбы он создает свой передовой отряд – коммунистическую партию – вождя и руководителя всех трудящихся.

Среди современных марксистов, пожалуй, наиболее обсуждаемый вопрос, какие социальные слои сегодня объединяет пролетарский класс.

Диктатуры пролетариата – государственная власть победившего рабочего класса в переходный период от капитализма к коммунизму. В период своей диктатуры пролетариат является совершенно новым классом – рабочим классом, освобожденным от эксплуатации и направляющим развитие общества к коммунизму.

Диктатура пролетариата – не есть только насилие и даже не главным образом насилие. Важнейшая ее задача – осуществлять государственное руководство рабочего класса трудящимися массами крестьянства, непролетарскими слоями трудящихся города и интеллигенцией, укреплять союз с ними в целях перевоспитания их и вовлечения в социалистическое строительство.

Диктатура пролетариата – особая форма классового союза рабочего класса с многомиллионными слоями трудящихся, прежде всего с трудовым крестьянством при руководящей роли рабочего класса в этом союзе.

Диктатура пролетариата выражает и защищает интересы трудящихся. Она представляет собой новую, высшую форму демократии по сравнению с буржуазной демократией.

Руководящей и направляющей силой в системе диктатуры пролетариата является коммунистическая партия, направляющая все развитие социалистического общества. После уничтожения кулачества в СССР не стало антагонистических классов. Следовательно, не было и почвы для существования нескольких партий.

В период капитализма основными формами классовой борьбы пролетариата является экономическая, политическая и теоретическая борьба. Экономическая и теоретическая формы борьбы подчинены задачам политической борьбы. Политическая борьба, завершающаяся социалистической революцией и установлением диктатуры пролетариата, есть решающее условие освобождения рабочего класса и всего общества от эксплуатации.

С установлением диктатуры пролетариата классовая борьба не заканчивается, а становится еще более ожесточенной, принимая новые формы. Ленин отметил пять новых форм классовой борьбы в период диктатуры пролетариата:

1) Подавление сопротивления эксплуататоров, 2) гражданскую войну как крайнюю форму обострения классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией, 3) борьбу за социалистическое преобразование мелкого крестьянского хозяйства, за руководство пролетариатом непролетарскими трудящимися массами, 4) борьбу за использование буржуазных специалистов, против вредительства и саботажа с их стороны и 5) борьбу за воспитание новой, социалистической дисциплины труда.

В период от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия Сталинской Конституции (1936 год) основная задача диктатуры пролетариата заключалась в организации социалистического хозяйства по всей стране и ликвидации последних остатков капиталистических элементов, в проведении культурной революции, в организации вполне современной армии для обороны страны.

Когда с эксплуатацией в стране было покончено, вместо функции подавления появилась у диктатуры пролетариата функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Свое полное развитие получила функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов.

В 1937 году на февральско-мартовском пленуме ЦК Сталин сделал вывод на основе опыта строительства социализма в СССР, что в период строительства социализма происходит обострение классовой борьбы, ибо капиталистические элементы не хотят добровольно уступить своих позиций. Чем больше успехи социалистического строительства, тем сильнее сопротивление этих элементов, так считал Сталин.

Но история разрушения КПСС и СССР подтвердила правоту Сталина об обострении классовой борьбы в период строительства социалистического общества. Следовательно, на весь период социализма не исключена возможность реставрации капитализма, поэтому коммунисты не должны терять революционную бдительность, а также необходимо применение адекватных и предельно жестких мер борьбы в отношении тех лиц, которые мешают и вредят делу социализма.

В противоположность капиталистическому строю с его непримиримыми классовыми противоречиями социалистический строй представляет собой дружественное сотрудничество рабочих, крестьян и интеллигенции. В СССР стирались, падали классовые грани и различия между рабочим классом и крестьянством, равно как и между этими классами и интеллигенцией. При этом государственное руководство в социалистическом государстве на всем протяжении его существования принадлежит рабочему классу как самому передовому и революционному классу общества.

Свидетельством творческого развития марксизма является открытие марксистами-ленинцами новой формы диктатуры пролетариата – народной демократии. Она нашла применение в других социалистических государствах, образовавшихся после второй мировой войны.

Диктатура пролетариата в СССР утвердилась в результате социалистической революции, осуществленной путем вооруженного восстания народа и гражданской войны, навязанной народу внутренней и внешней контрреволюцией.

Сегодня между марксистами ведется дискуссия о возможности мирного развития социалистической революции. КПРФ не исключает такой возможности. Это возможно в тех случаях, когда господствующие классы, убедившись в безнадежности сопротивления, не рискнут прибегнуть к вооруженной борьбе против революции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диктатура партии пролетариата 9 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Диктатура партии пролетариата 9 класс

Диктатура партии пролетариата 9 класс

Учредительное собрание 7 января ВЦИК официально подтвердил роспуск Учредитель.

Учредительное собрание 7 января ВЦИК официально подтвердил роспуск Учредительного собрания. 5 января 1918 года в Петрограде в Таврическом дворце собралось большинство избранных депутатов. 10 января в Петрограде открылся Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Создание нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Из протокола собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда, март 1918 г.

Примечание: На каждом уроке в обязательном порядке разбираются новые исторические понятия, термины и даты.

Урок 1. (1 час) Работа по опорному конспекту:

“Революционные преобразования и установление большевистской диктатуры” (§ 19,20)

- “Мир народам” = Декрет о мире.

- “Земля крестьянам!” = Декрет о земле.

- “Фабрики рабочим” = Декрет о рабочем контроле.

Итог: Большевики поддержали всё, что происходило;

Главное: удержать власть любой ценой.

Что получилось?

  1. Развал единого государства (св. 25 небольшевистских правительств в стране).
  2. “Похабный мир” = Россия потеряла: 8 млн. армию ?0,8 млн. кв.км. территории. 40% раб.кл. и 60% пром. потенциала страны.
  3. Развал экономики: нет единого рынка, источников сырья, трудовой дисциплины.

Итог: Города в феврале–марте 1918 г. получили 12,3% необходимого хлеба.

- в армии (железная дисциплина);

- на производстве(“очередные задачи Советской власти”);

- на селе (Комбеды);

- в правительстве = Левые эсеры, вышли из правительства из-за Бреста;

- Правые эсеры, меньшевики, кадеты - в оппозиции.

Итог: Однопартийная диктатура.

- Национализация и централизация+ ВЧК.

- Продразверстка вместо продналога.

Обоснование: = диктатура пролетариата;

Итог: Любой ценой к коммунизму.

Примечание: В конце урока:

1. Закрепляем основные понятия и термины:

- декрет, аннексии и контрибуции;

- декларация, большевистская диктатура, комбеды, военный коммунизм.

2. Распределяем задания по группам на семинарское занятие.

Урок 2-й. (2 часа) Семинарское занятие по теме: “Гражданская война в России”(§ 20-22)

Перечень основных проблем для обсуждения:

1-я тема: “Разгон учредительного собрания”

2-я тема: “Демократическая контрреволюция”

3-я тема: “Белое движение”

4-я тема: “Интервенция”

Опорные конспекты по обсуждаемым вопросам.

- 370 пр. + 40 л. – эсеров = 57%

-175 большевиков = 24%

- 93 кадетов = 13%,15 меньш. = 2,1% + 2 Н.С.

выход: Уч.собрание не приняло “Декларацию прав трудящихся” и большевики его разогнали.

Закономерный итог: Начало гражданской войны.

- Мятеж чехов (май 1918) = эсеро-меньшевистские правительства в Поволжье, Сибири, Ср. Азии и других.

Итог: Борьба за демократические завоевания революции.

- на севере Е.К. Миллера

- на сев.западе Н.Н. Юденича

- на юге А.И. Деникина

- на востоке А.В. Колчака

и в руководстве;

и в целях войны;

и в идеологии;

Итог: Начинали “почти святые”, а закончили “почти бандиты” (В.В.Шульгин)

- подавление очага революции;

- максимальное ослабление России.

Попытка территориального раздела бывшей Российской империи.

А в итоге: сыграли на руку большевикам, дискредитировав Белое движение.

  1. Политическая история: Россия-СССР-Россий.Федерация, В 2 т.Т2-М, Терра,1996.
  2. История России. Под редакцией Леонова С.В. в2т. М, Владос,1997.
  3. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. Сост. Козлов В.А. М., Политиздат, 1991.
  4. Головатенко А. История России: Спорные проблемы М., Школа – Пресс,1994
  5. Долуцкий И.И Отечественная история, XX век М., Мнемозина, 1996.

Урок 3 (1 час). Урок обобщения “Почему победили красные?”

Вопросы для повторения и обобщения темы.

  1. Какие проблемы стояли перед большевиками после прихода к власти, и как они их решали?
  2. Почему столь острой была борьба в партии по вопросу о Брестском мире?
  3. Была ли альтернатива “военному коммунизму”?
  4. Почему гражданскую войну белые проиграли, а красные выиграли?
  5. Как повлияла гражданская война и “военный коммунизм” на Российское общество?

Ответы.

1. Революционные массы вполне справились с разрушительными функциями, но не созидательными.

В итоге: кризис всеобщий: экономический, политический, теоретический. Фактически - это революционная ситуация.

Спасло большевиков то, что благодаря своему вождю Ленину они проявили политическую волю и тактическую гибкость.

Главный принцип - революционная целесообразность, то есть отсутствие всяких принципов.

2. В.И.Ленин считал главным врагом революции- мелкобуржуазную стихию. В тех тяжелейших условиях, не заключив мира, нельзя было решить никаких задач. Поэтому любой ценой (угрозой выхода из ЦК и перехода в подполье) мир в Бресте был заключен. А осенью 1918 г. Германия капитулировала и мы денансировали мирный договор.

3. Альтернативой, а может “военным коммунизмом” только наоборот (как ликвидаторы и отзовисты), был госкапитализм, который предусматривал:

- строжайший учёт и контроль (“фордизация”);

- жёсткая централизация управление экономикой и принуждение;

- массовое наступление на деревню (продармия и 1920 = 80 тыс.);

- в марте 1918 на 7 съезде РКП(б) решили перераспределить функции Советов партии,

- установив однопартийную диктатуру в стране;

- но 29 апреля 1918 СНК резко поднял з/плату специалистам и чиновникам, чтобы восстановить функциопирование гос. аппарата (доля прежних чиновников в органах власти выросла до 90%).

4. Главные причины поражения белых:

- аполитичность офицерского корпуса;

- в целом белые части были больше военизированы, а не политизированы. Не было идеи, сплачивавшей бойцов, как в Красной армии: солдаты не понимали, за что они должны были умирать;

- не было согласованности руководства; наоборот, был личный антогонизм военачальников (Колчак-Семёнов, Деникин-Краснов);

- главной стратегической ошибкой белых было то, что они, не признавая итогов революции, хотели возродить великую Россию.

Почему победили красные?

- Истоки их победы в успешной организации работы тыла и проводимого ими государственного строительства;

- Благодаря тактической гибкости большевиков и беспринципности во имя великой цели, в короткие сроки были созданы боеспособные вооруженные силы (к осени 1920 г. насчитывалось 5,4 млн. бойцов), в которых служили более 160 тыс. офицеров царской армии;

- Большевики, несмотря на все негативные моменты их политики, казались народным массам меньшим злом, т.к. выполнили то, что обещали, хотя бы для бедных;

- И, наконец, у красных была единая идея, цель, единое командование и единый с непререкаемым авторитетом вождь- Ленин В.И.

Вывод: отбрасывая все нюансы, следует признать, что итог гражданской войны в нашей стране был закономерен.

5. Ожесточённые сражения гражданской войны,

Политика “военного коммунизма”, военная интервенция, однопартийная диктатура большевиков подготовили Российское общество и проведению невиданных революционных экспериментов в нашей стране, созданию административно-командной системы управления и тоталитарного режима.

В завершении урока проводится контрольный опрос всего класса по заранее подготовленным тестам.


По схеме на с. 78 определи, какие политические порядки (демократия или диктатура) преобладали в Советской России в 1918 году.


Плакат партии эсеров


Ленин выступает на митинге

Из обращения большевистского правительства Советской России к трудящимся (май 1918 г.):


Добровольцы вступают в ряды Красной армии

Брестский мир позволил Советской России выйти из мировой войны, но вызвал новый раскол в обществе.

2. Распад Российской империи.

Весной 1918 года на территориях Российской империи, отданных по Брестскому миру под контроль Германии, немцы стали создавать национальные антисоветские правительства. Украинской республикой управлял гетман П. Скоропадский, Латвией и Эстонией - правительства местных националистов, Финляндией - финские белогвардейцы. Молдавия была присоединена к Румынии. В Закавказье возникли три национальные республики: Грузией правили местные социал-демократы (меньшевики), Арменией и Азербайджаном — местные демократы-националисты. Войска Германии и Турции, нарушая условия Брестского мира, продвигались на советские территории (Крым, Дон, Закавказье).

По карте на с. 66 определи, на какие государственные образования распалась Российская империя.

Весной 1918 года бывшая Российская империя распалась на республики Советской России и антисоветские государства.

3. У власти - одна партия.

Революционные преобразования в экономике России (1917—1918 гг.)


По схеме перечисли основные революционные преобразования в области экономики, ак на них должны были среагировать основные общественные слои?


В.И. Ленин на Красной площади. Худ. Д. Налбандян


Изъятие зерна у крестьян. Худ. И. Владимиров


Выдача хлеба по карточкам


Трудовая повинность. 1919 г.

В 1918 году в Советской России была установлена диктатура пролетариата в форме диктатуры пролетарской коммунистической партии большевиков.

1. Сравни новую цель коммунистической партии большевиков и сложившуюся в начале 1918 года систему советской власти. Сделай вывод: насколько советское народовластие соответствовало цели коммунистов?

2. Определи, чем угрожал советской власти и большевикам распад Российской империи весной—летом 1918 года.

3. ак и почему изменилось отношение к большевикам многих рабочих и крестьян весной 1918 года? Почему большевики силой отстранили от советской власти другие социалистические партии?

• Сравни происхождение двух источников: что в них должно преобладать — факты или оценки?

• Судя по тексту этого источника, большевики стремятся через советскую власть установить в России диктатуру или демократию?

Из протокола собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда, март. 1918 года

• Судя по этому источнику, в России установлена диктатура или демократия? Сравни свой ответ с предыдущим. В чём главное противоречие? Какой возникает вопрос?

Уроки по истории 9 класс и другие полезные материалы для учителя истории, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А. и др. 3-е изд., испр. - М.: 2015. - 384 с.


Движение декабристов

Уроки


Задания для отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ по истории. Эпоха контрреформ. Вторая половина XIX века

Уроки

Рассматриваемая методическая разработка позволит быстро проверить уровень знаний учащихся по теме Александр 3. Вариант представлен в формате ЕГЭ 2020 по истории


Битва за Сталинград.Курская битва.

Уроки


Разработка открытого урока по истории "Героизм советского народа на фронтах Великой Отечественной войны"

Уроки

Разработка открытого урока по истории "Героизм советского народа на фронтах Великой Отечественной войны"


Великая Отечественная война 1941-1945г

Уроки

Когда на западной границе СССР солнечные лучи только собирались озарять землю, первые солдаты гитлеровской Германии ступили на советскую землю. Великая отечественная война (ВОВ).


Тема. Промышленное развитие края в 19 – начале 20 века. Отрасли и районы лидеры. Причины успехов промышленности.

Уроки

работа знакомит с историей промышленного развития московской области в 19-20 века, показывает тенденции развития края, в том числе Наро-Фоминского района. представлены.


Эссе на тему " Вежливые люди"

Уроки

Эссе ученика о войсках ВДВ. О их роли в Российской истории и в современной армии. Можно использовать разработку, как один из элементов урока.В эссе отражается история создания.


Презентация к уроку истории "Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома"

Уроки

Презентация к уроку истории "Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома" содержит основные сведения, иллюстративный материал, задания по теме.


Интегрированный урок по истории и историческому краеведению

Уроки

Данный урок проводится в 9 классе и представляет собой интеграцию двух учебных курсов: истории и исторического краеведения


Россия в начале 20 века

Уроки

Методическая разработка включает в себя конспект урока, презентация, а так же карточки для активной работы учеников, подробно рассматривает состояние Российской империи в начале.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Читайте также: