К д ушинский чужое яичко конспект урока 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

- продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;

- знакомство с содержанием произведения.

- развивать навыки чтения (осмысленное чтение, выразительность, правильность);

- развивать умение анализировать произведение

- воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения;

- воспитывать уважительное отношение к родному языку.

I . Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II . Подготовка к восприятию.

- Ребята, а кто помнит когда Константин Дмитриевич жил? (почти 150 лет назад)

- А что вы еще помните об этом писателе? (ответы детей)

- Какое произведение Константина Дмитриевича Ушинского мы уже читали? ( ответы детей: Пчёлы и Муха)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого замечательного писателя.

- Откройте с.130 в учебнике. Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете о чем будет рассказ? (ответы детей)

III . Первичное чтение.

- А теперь послушайте это произведение. Внимательно глазками следим за тем, как я читаю: с какой скоростью, интонацией, как ставлю ударение.

(чтение рассказа учителем).

IV . Анализ произведения.

- Понравился ли вам рассказ? (ответы детей)

- Какие вы испытали чувства при прослушивании рассказа? (ответы детей)

- Что вам было интересно больше всего? (ответы детей)

Словарная работа

(На доске записаны слова: барышник, коробейник, овчар, плетень)

- Как вы понимаете слова, записанные на доске? (ответы детей)

Барышник (устаревшее) - торговец лошадьми. (Словарь С.И.Ожегова)

Коробейник (устаревшее) – торговец в разнос продававший мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту. (Словарь С.И.Ожегова)

Овчар – работник, ухаживающий за овцами. (Большой толковый словарь)

Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей. (Большой толковый словарь)

- Какие слова вам были непонятны?

Продолжение анализа произведения

- Где происходило действие? (в русской деревне)

- Кого спас старик? (Богатого купца)

- Как купец отблагодарил старика? (Угостил и подарил кусок золота)

- Кого первого встретил старик по дороге домой (барышника с лошадьми)

- На что старик обменял золото? (на коня)

- Кого встретил старик вторым по дороге домой (пастуха)

- На что старик обменял коня? (на вола)

- Кого третьим встретил старик по дороге домой (овчара)

- На что старик обменял вола? (на барана)

- Кого четвертым встретил старик по дороге домой (свинопаса)

- На что старик обменял барана? (на поросенка)

- Кого встретил старик по дороге домой после свинопаса (коробейника)

- На что старик обменял поросенка? (на иголку)

- Что дальше произошло с иголкой? (старик ее потерял)

- Каким образом старик потерял иглу? (он перелезал через плетень)

- Кто встретил старика дома? (старушка)

- Как встретила старика старушка? (радостно, волновалась за него)

- Ругала старушка старика? (нет)

- Как стали дальше жить старик со старухой? (счастливо)

V . Физминутка

Дети сидят на своих местах

ГРОМКО ТИКАЮТ ЧАСЫ

Громко тикают часы

(Ходьба сидя.)

(Наклоны вправо-влево, проговаривая слова.)

В школу нам пора идти,

(Ходьба сидя.)

(Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали,

(Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

(Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

В школу дружно зашагали,

(Ходьба на месте.)

(Наклоны головы.)

Дети встают рядом со своими местами

ПО ДОРОЖКЕ, ПО ДОРОЖКЕ

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

V . Вторичное чтение .

- Найдите правильную последовательность обмена: (А)

А. Золото, конь, вол, баран, поросёнок, игла

В. Конь, золото, вол, поросёнок, баран, игла

С. Золото, вол, конь, поросёнок, игла, баран

- Зачем старик нес домой иголку? (подарить старушке)

- Найдите слова, где старик рассказывает об этом. (« Променял на иглу: хотел тебе…)

- Маша, прочитай, что говорит старик, зачем он нес домой иглу (« Хотел тебе… старая, подарочек принести, стал через плетень перелезать и потерял.)

- Каким по-твоему был старик? (ответы детей)

- Найдите эпизод, где старушка встречает старика.

- Глеб, прочитай, что сказала при встрече старушка старику (А х, голубчик мой! я без тебя здесь совсем было пропала…)

- Найдите, что говорит старушка старику после его рассказа

- Ваня прочитай (Н у, слава же богу, мой голубчик, что ты сам вернулся, пойдём в избу ужинать)

- Как относится старуха к старику? (любит его)

- В каких случаях человека называют голубчиком? (когда любят)

VI . Обобщение.

- Как по-вашему, относится автор к старику и старушке: смеется, издевается над ними или уважает их и восхищается ими? Объясните свое мнение.

- Чему учит эта сказка?

С. Любви и уважению

VII . Домашнее задание

IX . Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Определение жанра.

Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.

2. Тема рассказа.

3. Особенности сюжета.

Это рассказ о том, как отец спасает сына, проявляет находчивость в трагический момент.

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Акула плыла прямо на мальчиков.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

5. Анализ образа героев

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.

совместной деятельности воспитателя с детьми :

в подготовительной группе детей с ЗПР

воспитатель : Кириллова Т. Н.

2. Расширять и систематизировать знания детей о домашних птицах.

Оборудование: иллюстрации с изображением курицы, петуха, цыплят, утёнка.

Словарная работа: курятник, хохлатка, перепончатые лапы.

Ход ОД.

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня у нас пойдёт разговор о домашних птицах. Многие из вас, бывая у бабушки в деревне, хорошо знакомы с курами и цыплятами, знают, что куры несут вкусные яички, что из яичек могут появиться маленькие пушистые цыплята, и когда они вырастут, станут петушками и курочками.

В далёком прошлом, много тысяч лет назад, все животные были дикими. Постепенно люди приручили, одомашнили некоторые из них. Дикие куры, например, имели жёсткое мясо, откладывали по 5-6 яиц в год. Людям удалось вывести породы кур с нежным, вкусным мясом; яйценоских кур, которые откладывают по 300 и даже больше яиц в год.

- Расскажи, каких домашних птиц ты знаешь?

- Чем они питаются?

- Как их содержат?

- Подумай и скажи, чем домашние птицы отличаются от своих диких предков.

Рано утром встала старушка Дарья, выбрала темное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.

Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и побольше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает поклевать зернышек, попить водицы, и опять на место; даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не дает подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в темном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклевываться, один за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнется и станет бегать, ножками пыль разгребать, червяков искать.

Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел: кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. "Странный у меня вышел цыпленок, - думает курица, - клюет, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается". Подивилась курица своему цыпленку, однако же какой ни на есть, а все сын. И любит, и бережет его курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо и кинулся в нее. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый еще раз в своей жизни заорал сиплым голоском: "Ку-ку-ре-ку!" Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет! Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: "Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу".

А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать, бедную.

- Вытянуть шею, как гусак и пошипеть.

- Петух взлетает на забор (Прыжки).

- Хлопает крыльями (Махи руками).

- Клюёт зёрнышки (Наклоны).

4. Беседа по содержанию рассказа.

- Что сделала старушка Дарья рано утром в курятнике? ( Ответы детей: посадила в корзинку с тринадцатью яйцами хохлатку).

- Чего не рассмотрела в полутьме старушка? ( Ответы детей: тринадцатое яичко зеленоватое и побольше других).

- Расскажите, как курочка сидела на яичках. ( Ответы детей: сидела прилежно, грела яички, только сбегает поклевать зёрнышек и попить водички).

- Через сколько недель стали из яичек цыплята выклёвываться? ( Ответы детей: через три недели).

- Как выклёвывались один за другим цыплята из яичек? ( Ответы детей: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнётся и станет бегать).

- Каким появился на свет цыплёнок из зеленоватого яичка? ( Ответы детей: кругленький, пушистый, жёлтый, с коротенькими ножками и широким носиком).

- Как относилась курица к этому своему цыплёнку? ( Ответы детей: любила и берегла, как и прочих).

- Куда привела курочка деток, чтобы учить, как из земли червячков выкапывать? ( Ответы детей: на берег пруда).

- Что сделал коротконогий цыплёнок, завидев воду? ( Ответы детей: кинулся в воду).

- Опишите поведение курицы, когда она увидела в воде своего цыплёнка. ( Ответы детей: кричит, крыльями машет, к воде кидается).

- Как чувствовал себя в воде цыплёнок? ( Ответы детей: плавал по воде, загребая воде перепончатыми лапами).

- Кем оказался на самом деле этот цыплёнок? ( Ответы детей: утёнком).

- Из какого яйца он вывелся? ( Ответы детей: из утиного яйца, которое сослепу подложила старая Дарья).

- Чем закончился рассказ? ( Ответы детей: курицу насилу смогли отогнать от пруда).

Как вы думаете, почему так вела себя курочка, когда утёнок плавал в пруду?

Действительно, курочка считала утёнка своим сыном, ведь это она вывела его из яйца. А мамы всегда защищают своих детей от опасностей, не думая о себе, вот и курочка, не умея плавать, кидалась спасти из воды своего сыночка.

уметь извлекать пользу на основе анализа поступков литературных персонажей.

воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.

Пусть доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам думать, слушать друг друга.

Работа по сюжетным картинам К. Д. Ушинского.

К какому произведению относятся и о чем говорится ?








- Какая картина вам оказалась не знакомой? Чужое яичко

Мы сегодня познакомимся еще с одним произведением К. Д. Ушинского


портрет на экране

4. Работа над рассказом

А) стр.21. Внимательно слушайте и следите за чтением. Подумайте над вопросами

-Кто главные герои рассказа? Что интересного произошло?

Читают подготовленные учащиеся.

5. Словарная работа. На доке слова.

6. Фото-глаз ( на цыпленке слова курятник , старуха, яйцо ) за 1 сек. Прочит.

А) читаем про себя

Б) читаем вместе в полголоса

8. Чтение рассказа по абзацам

Что означают цифры 13, 3.

Чему удивилась курица

Самостоятельное чтение до конца

Найдите и прочитайте предложение которое нужно прочитать с интонацией тревоги в голосе.

1 вариант. Найти в начале рассказа все глаголы о том , как курочка заботилась о своих детях.

2 вариант. Найти все прилагательные которые описывают цыпленка проклюновшегося из зеленого яичка.

Работа по картинкам в книге.

Найти предложение в тексте которым можно подписать 1 картинку.

1 ряд. Предложения ко 2 картине

2 ряд. К 3 картине

3 ряд К 4 картине

Но братец не утонул , а …… ( плавал)

Почему он не утонул?

8.Работа над выразительностью.

Найдите предложение в котором выражено отношения автора к курице. Читаем выразительно.

10. Игра на внимание

Вставте нужные гласные ( на экране )

11. Работа с пословицей

Материнская ласка конца не знает.

Прочитайте про себя.

Найдите отрывок соответствующий этой пословице. ( подивилась курица своему цыпленку .однако же какой ни наесть , а все сын)

Вот видите ребята , как животные любят своих детенышей и ваши мамы тоже любят вас.

Поверь мне. Счастье только там,

Где любят нас , где верят нам.

Похожие документы:

Годовое планирование лексических тем на 2013 2014 учебный год месяц

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения Центра развития ребёнка детского сада №2568

. Я. Острогорский, А. М. Пешковский, И. И. Срезневский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и другие ученые). В настоящее . Послушай, слепой! - сказал Янко, - ты береги то место. . и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. одних .

Лариса саломатина у природы нет плохой погоды

. , грамматике; средство осознания чужого стиля и средство формирования . Свердловск, 1982, 448 с. С. 394. Занятие 6 Тема. "К.Д. Ушинский. "Осень" (отрывок). Разделительные ъ и ь . нем постоянно. "Видно, наносила яичек и сидит теперь на них", .

Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемами современной психологии

. в собственной своей деятельности К.Д.Ушинский Об этом возрасте известно очень . кончалось всегда неизбежно это тем, что чужим оставался чужой. Если малый собрат . них энергию напрасно. В перегретых яичках сперматозоиды возбуждаются раньше времени (а они .


У Ушинского была большая семья. В школе Костя учился хорошо, много читал. В 16 лет Константин учился в университете. В 22 года Константин Дмитриевич работал учителем. К. Д. Ушинский много работал. Он проверял школу. Ушинский писал книги.


Книги для детей Книги для учителей


Книги для детей


Памятник Ушинскому в Санкт-Петербурге Умер Ушинский К. Д. в Одессе (22 декабря 1870 года) 3 января 1871 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.



Клохчет кидается Хохлятка хлопчатая Вылиняла клок Выклевываться перепончатые косолапый осиплый Словарная работа



-Кто главные герои рассказа? - Что интересного произошло? Закончите предложение Но братец не утонул , а …… Почему он не утонул?


Игра на внимание Вставьте нужные гласные Кур.чка ск.рлупа Ц.пленок ч.рвяк К.рзина ж.лтый


Материнская ласка конца не знает. Поверь мне. Счастье только там, Где любят нас , где верят нам. М. Ю. Лермонтов

Читайте также: