Конспект век бед и побед
Обновлено: 07.07.2024
2. Рассмотри схему на с. 43. Сравни ее с современной схемой Московского метрополитена, которую ты можешь найти в интернете. Запиши, что изменилось.
Старая схема метро (1935 год)
Новая схема метро (2021 год)
Основные отличия старой схемы метро 1935 года от новой схемы:
- существенно возросло количество станций и линий метро. В 1935 году 13 станций и одна линия. В 2021 году 236 станций метро (более 200 станций) и 15 линий.
- на новой схеме мы видим две кольцевые линии, которые связывают вместе все ветки метро
- некоторые станции поменяли свои названия, например Кировская (старое название) — Чистые пруды (новое название), Дворец Советов (старое название) — Кропоткинская (новое название)
- появились монорельсовые линии метро
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. Зенкина Любовь Алексеевна
Программа: Перспектива
Предмет: Окружающий мир
Раздел: Путешествие по реке времени.
Место урока в изучаемой теме: 18 урок
Время реализации урока: 45 минут
Год: 2018/2019 уч.г.
Цель: знакомство с преобразованиями в стране после революции 1917 года
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
- Формировать представления о выдающихся исторических личностях (В.И. Мухина)
Развивающие:
- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность.
- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, плакатами, дополнительной литературой.
- Развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений.
- Развивать наблюдательность, воображение, эстетическую восприимчивость, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, в паре.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Технологии:
Планируемые результаты:
Предметные :
- Учащиеся узнают, чем был 20 век для России.
- Учащиеся узнают о "Всемирной выставке" в Париже, узнают, что хотели показать скульпторы павильонов Германии и СССР.
Личностные УУД:
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Метапредметные УУД:
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Оборудование: автоматизированное место учителя, презентация, фонограммы.
Раздаточный материал: учебники, рабочие тетради, листы самооценки, карточки для групповой работы и парной работы.
Организация урока.
Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
У нас сегодня необычный урок. В нашем классе присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им.
- Я хочу вам рассказать одну притчу, а вы подумайте, пожалуйста, как она связана с нашим уроком.
ВЕЛИКОДУШИЕ (притча)
Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы?- спросил он.
- Наши друзья,- ответила орлица сыну.- Орел живет в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу,- наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай-ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
- Так как эта философская притча связана с нашим уроком? ( необходимо терпеливо, по доброму относиться к друг другу, помогать своим одноклассникам ).
- Хочу узнать, каков ваш настрой на работу. Покажите нужную карточку: если спокойны, доброжелательны, то покажите карточку зеленого цвета; кто готов проявить активную деятельность на уроке, то желтого цвета; если вы грустны, у вас плохое настроение, то покажите карточку красного цвета.
Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу, обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствуют учителя, друг друга и присутствующих гостей.
Доброжелательность, учебная мотивация.
Познавательные:
Готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Цель: Создание условий для активизации знаний через беседу.
- Ребята, скажите, какой раздел учебника мы с вами продолжаем изучать. (Путешествие по реке времени).
1) - Для того чтобы повторить изученный материал, я предлагаю вам сейчас поработать в парах. На каждой парте лежит конверт с вопросами. Вы по очереди берете карточки с вопросами из конверта и отвечаете друг другу.
- Каких перемен хотели люди, совершая революцию?
- Что такое гражданская война?
- За что воевали люди друг с другом во время Гражданской войны?
- Как стала называться наша страна с 1922 года?
- У вас для работы в парах и группах лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой очень хорошо – раскрасьте кружок зеленым цветом , если хорошо, но с ошибками, недочетами – желтым, плохо поработали – красным.
1812г – Отечественная война с Наполеоном.
1837г – строительство первой железнодорожной станции в России между Санкт-Петербургом, Павловском и Царским Селом.
1851г- строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
1891г – строительство Транссибирской магистрали (Транссиба).
1900г – Всемирная выставка в Париже.
1861г – Манифест об отмене крепостного права.
1914г – начало Первой мировой войны.
1917г – Великая социалистическая революция.
1922г – создание СССР.
- Ребята, какие события, произошедшие в нашей стране в начале 20-го века, вызывают у вас горечь, сожаление? Почему?
Отвечают на вопросы учителя.
Работают в паре.
Знакомятся с листом самооценки.
Оценивают свою работу.
Называют события, соответствующие датам.
Отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные:
Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Постановка учебной задачи.
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, планирование работы.
Выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения.
- Чтобы узнать или хотя бы предположить, о чем мы будем с вами разговаривать, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Слайд №2.
- Кто-нибудь знает, как называется эта музыка?
- Что вы услышали в этой музыке?
( Стремительный поток, безостановочное движение, чеканные ритмы, призывные, напряженные интонации).
В конце урока попробуйте ответить мне на вопрос, почему именно эта музыка стала символом прошлого века.
- В этой музыке жила вся страна, как мы сейчас это увидели.
- Предположите, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
- Тема нашего урока "Век бед и побед". Слайд №3.
- Попробуйте сформулировать цель урока.
( Знакомство с преобразованиями в стране после революции 1917 года)
Участвуют в диалоге с учителем.
Ставят перед собой учебные задачи.
Познавательные:
Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
участие в диалоге и коллективном обсуждении проблем, аргументированное своих высказываний, уважительное отношение к позиции другого, объяснение своего несогласия и попытка договориться.
Регулятивные:
Развитие умения высказывать свое предположение. Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Интерес к изучению предмета.
Открытие новых знаний.
Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.
Цель: Создать условия для релаксации, предупредить утомляемость.
- После революции и Гражданской войны наша страна вступила на неведомый путь. Таким путем не шло ни одно государство мира. Страной теперь правил не царь, а Советы народных депутатов. Страна стала республикой. Необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, доказать всему миру, что страна живет и развивается в новых условиях.
- Скажите: все ли у вас получается сразу, когда вы начинаете заниматься новым делом?
- На пути строительства нового общества ее ждали беды и победы, взлеты и падения, успехи и разочарования, открытия и ошибки.
- Рассмотрите новый герб нашей страны. Слайд №5.
- Как вы думаете, что символизирует серп и молот в центре герба? Колосья хлеба? Над страной восходит солнце. Что это может символизировать? Отличительным знаком новой страны стала пятиконечная звезда.
( Серп и молот - орудия труда рабочих и крестьян – олицетворяли их союз. Лучи солнца – зарю новой власти. Колосья хлеба – богатство народов. Переплетенные ленты – символы 15 национальных республик. Красная звезда – торжество над православным крестом.)
- Ребята, а чтобы лучше узнать, что происходило в России 20 века, откройте свои учебники на с. 72.
- Кто хочет прочитать первый абзац? Прочитай.
- Так как начался 20 век для России?
(Россия вступила на новый, неведомый путь)
Рассмотрите иллюстрации после абзаца.
- Прочитайте второй абзац.
- Что происходило в стране 20 века? (Строились заводы, фабрики, электростанции.) Слайды №6-7.
- Кто понял, что такое колхоз? Кто может объяснить своими словами.
- Прочитайте третий абзац?
- Что вы узнали из него?
(Очень сильная у народа была тягота к знаниям. Все хотели быть образованны, поэтому даже взрослые люди сели за парты. Для этого создавались различные учебные заведения.) Слайд №8.
- Через двадцать лет после революционных преобразований, в 1937 году, Россия приняла участие во всемирной выставке в Париже. Первая после окончания Первой мировой войны выставка проходила под девизом "Искусство и техника в современной жизни". Слайд №9.
Это был смотр достижения всех стран мира. Советский павильон, созданный по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана, отражал идею торжества творческих способностей человека.
- Это была почти 25- метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Слайд №11.
- Вы можете посмотреть её в учебнике на с. 74 справа.
- Образу этой скульптуры созвучна музыка известного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
- Представьте себя дирижерами и передайте выразительными жестами характер звучания Праздничной увертюры.
- Выберите слова, наиболее точно передающие характер звучания этой музыки: торжественная, праздничная, величественная, радостная, устремленная, стремительная, мощная.
- Справа от Эйфелевой башни расположенный Павильон СССР "Рабочий и колхозница", пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ.
- Как вы думаете, почему рабочий и колхозница держат в руках серп и молот?
- Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. Автором статуи была Вера Игнатьевна Мухина, гениальный скульптор и великая труженица.
Цели урока: сформировать представление о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования
Задачи урока: 1.Актуализировать знания о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг 2.Обеспечить условия для выработки обучающимися алгоритма изучения новой темы 3.Обеспечить контрольно - оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Регулятивные УУД: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
Коммуникативные УУД: формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам.
Познавательные УУД: выполнять задания на основе упражнений; выполнять действия по заданному алгоритму.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная.
Технология: ИКТ, Технология развивающего обучения, технология деятельностного метода.
Методы: активные методы обучения, словесный метод, наглядный метод.
Приемы: побуждающий диалог
Евлановой Марией Евгеньевной.
Тип и вид урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: сформировать представление о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования
Задачи урока:
1.Актуализировать знания о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
2.Обеспечить условия для выработки обучающимися алгоритма изучения новой темы
3.Обеспечить контрольно - оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
Коммуникативные УУД: формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам.
Познавательные УУД: выполнять задания на основе упражнений; выполнять действия по заданному алгоритму.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная.
Технология: ИКТ, Технология развивающего обучения, технология деятельностного метода.
Методы: активные методы обучения, словесный метод, наглядный метод.
Приемы: побуждающий диалог
Структура урока:
Дидактическая структура урока
Здравствуйте, ребята, меня зовут, Мария Евгеньевна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.
Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебники, рабочие тетради, письменные принадлежности.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Проверка домашнего задания
- Отлично, молодцы. Идем дальше! Я предлагаю вам написать графический диктант, для того, чтобы проверить свои знания. Сейчас буду зачитывать высказывания, вам нужно будет поставить + , если вы согласны с этим высказыванием, если не согласны то -, затем проверим.
1.В 1861 г. Александр II подписал манифест об освобождении крестьян. (+)
3. Последним русским царем был Александр II. (-)
4. Первая мировая война началась в 1917 г. (-)
5. Она называлась мировой, потому что в нее были вовлечены многие государства (+)
6. В октябре 1917 г. к власти пришли белые (-)
7. В гражданской войне участвовали Англия, Франция, Германия. (-)
8. Людей, которые хотели жить в Советской стране называли красными (+)
9.Гражданская война привела к голоду, разрушению городов и разорениям сел (+)
10. После революции страну возглавил царь (-)
11. В Советы входили депутаты от рабочих, крестьян и солдат (+)
12. Гражданская война шла между красными и белыми (+)
-У кого все знаки поставлены верно? Кто допустил 1-2 ошибки? 3-5 ошибок? У кого 6 и более ошибок?
- Кто желает проанализировать работу класса по этому заданию? Какой вывод можно сделать о готовности класса к изучению нового материала?
Отвечают:
1. - Каких перемен хотели люди, совершая революцию? (Люди выходили на улицы с требованием "Долой самодержавие". Они хотели справедливости)
2.-За что воевали люди друг с другом во время Гражданской войны? (Люди, которые хотели жить в советской республике, сражались в рядах Красной армии. Им противостояла Белая армия. Каждая сторона считала, что именно она знает, как построить справедливое общество. Каждый хотел силой навязать другому свою правду.)
3.-Как стала называться наша страна с 1922 года? (Советский Союз)
Пишут диктант и проверяют.
Подготовка к основному этапу занятия
- Кто-нибудь, знает автора этой песни?
- О чем эта песня? Каким настроением она проникнута?
- Как в те времена друг друга называли соотечественники?
- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
- Ребята, откройте учебник на странице 72 и прочитайте как названа тема в учебнике.
- Как вы понимаете это выражение?
-Как вы думаете, какие цели мы себе сегодня поставим?
Слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача, музыка Исаака Осиповича Дунаевского
О нашей Родине, о нашей стране
Усвоение новых знаний и способов действий
- Ребята, для того, чтобы нам ближе познакомиться с историей России в 20в, я предлагаю вам прочитать статью со страницы 72- 75. Читайте внимательно, после я вам задам вопросы, и мы поговорим по статье.
- Те кто уже прочитал, пробегитесь по тексту глазами и приготовитесь отвечать на вопросы.
-Какие задачи стояли перед разрушенной страной?
-В каких новых условиях стало работать сельское хозяйство страны?
- Как расшифровывалось слово колхоз?
- Как изменилась система образования в стране?
- Для чего это было нужно?
Перед разрушенной страной стояли задачи залечить раны и с надеждой вступить на новый, неведомый путь.
Крестьяне стали применять в земледелии сельскохозяйственные машины и объединяться в коллективные хозяйства-колхозы.
У людей была сильная тяга к знаниям. Создавались различные учебные заведения для подготовки специалистов.
Эти специалисты требовались в строительстве, автомобильной и авиационной промышленности, металлургии, на предприятиях транспорта и связи, в медицине и образовании.
Первичная проверка понимания
-Давайте немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Ребята, рассмотрите иллюстрации данные на страницах 72-73. Объясните, что на них изображено?
Выполняют физические упражнения.
Закрепление знаний и способов действий
- Рассмотрите плакат на странице 73, прочитайте подпись под ним. К чему призывал плакат советских людей?
-Ребята, а кто мне скажет, когда Россия участвовала во Всемирной выставке в 1й раз? (1937 г.)
- За что тогда была получена золотая медаль?
- Что было представлено в павильоне? (Достижения страны советов за 20 лет)
Плакат призывал к получению образования, обретения грамотности.
Золотая медаль была получена за павильон, который стал эмблемой выставки.
В залах павильона были показаны достижения Страны Советов за 20 лет.
Обобщение и систематизация знаний
- Что из себя, представляет, этот монумент?
-Кто автор этого монумента?
- Кто поделится результатами?
Юноша и девушка держащие у себя над головой серп и молот, они олицетворяют собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство.
Вера Игнатьевна Мухина
1)Молот - рабочий инструмент рабочего, серп - рабочий инструмент колхозницы. Они символизируют их труд.
2) 20 век - это век небывалого развития науки и техники. В 20-30-х годах в первую очередь стали строить заводы, фабрики, электростанции, потому что индустриальное развитие - это показатель силы страны.
Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе, на странице 42. Прочитайте задание под номером 1.
-Что нам нужно сделать?
-Кто хочет попробовать поразмышлять вслух?
- Кто хочет поделиться, что получилось?
-Отлично, давайте теперь прочитаем №2.
-Что нам нужно сделать?
- Для удобства, я выведу современную схему Московского метрополитена.
- Сравните схемы и запишите отличия. (самостоятельная работа)
- Давайте проверим, насколько вы внимательны. Зачитайте свои ответы.
- Нам нужно рассмотреть советские плакаты 20-30-х годов прошлого века и написать своими словами к чему они призывают.
Первый плакат обращен к детям. Он призывает их выбирать себе профессию еще в детстве, иметь мечту, цель в жизни и стремиться к ней. Вторые два плаката обращены ко взрослым людям. Они призывают больше учиться, чтобы быть грамотным и больше работать на благо страны.
- В этом задание нам нужно рассмотреть схему на с. 43. Сравнить ее с современной схемой Московского метрополитена и записать что изменилось.
На схеме в учебнике можно увидеть всего 13 станций метро (в 1935 году). В настоящее время работают 200 станций метро и, есть кольцевая линия, которая связывает все ветки (направления) метро. Некоторые станции поменяли свои названия. Например, Кировская (старое название) - Чистые пруды (новое название).
Подведем итог нашей работы на уроке.
-какие преобразования совершились в нашей стране после революции?
- почему это было необходимо?
- Давайте сверим наши выводы с выводом учебника на с. 75.
Ребята, давайте вспомним, какая же тема урока у нас сегодня была?
-А какую цель мы себе ставили?
- Запишите домашнее задание.
-Всем спасибо, все молодцы. Урок окончен!
Наша страна уверенно вступила на путь промышленного индустриального развития.
Это было необходимо, ведь 1я мировая война показала, как хрупок мир на Земле, как сложны и напряжены отношения между разными странами и что в таком мире нужно быть сильной страной.
Читайте также: