Конспект век бед и побед

Обновлено: 07.07.2024

2. Рассмотри схему на с. 43. Сравни ее с современной схемой Московского метрополитена, которую ты можешь найти в интернете. Запиши, что изменилось.

Старая схема метро (1935 год)

Новая схема метро (2021 год)

Основные отличия старой схемы метро 1935 года от новой схемы:

  • существенно возросло количество станций и линий метро. В 1935 году 13 станций и одна линия. В 2021 году 236 станций метро (более 200 станций) и 15 линий.
  • на новой схеме мы видим две кольцевые линии, которые связывают вместе все ветки метро
  • некоторые станции поменяли свои названия, например Кировская (старое название) — Чистые пруды (новое название), Дворец Советов (старое название) — Кропоткинская (новое название)
  • появились монорельсовые линии метро
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. Зенкина Любовь Алексеевна

Программа: Перспектива

Предмет: Окружающий мир

Раздел: Путешествие по реке времени.

Место урока в изучаемой теме: 18 урок

Время реализации урока: 45 минут

Год: 2018/2019 уч.г.

Цель: знакомство с преобразованиями в стране после революции 1917 года

Задачи урока:

Образовательные:

- Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

- Формировать представления о выдающихся исторических личностях (В.И. Мухина)

Развивающие:

- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность.

- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, плакатами, дополнительной литературой.

- Развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений.

- Развивать наблюдательность, воображение, эстетическую восприимчивость, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, в паре.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Технологии:

Планируемые результаты:

Предметные :

- Учащиеся узнают, чем был 20 век для России.

- Учащиеся узнают о "Всемирной выставке" в Париже, узнают, что хотели показать скульпторы павильонов Германии и СССР.

Личностные УУД:

- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

- Умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредметные УУД:

- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Оборудование: автоматизированное место учителя, презентация, фонограммы.

Раздаточный материал: учебники, рабочие тетради, листы самооценки, карточки для групповой работы и парной работы.

Организация урока.

Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

У нас сегодня необычный урок. В нашем классе присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им.

- Я хочу вам рассказать одну притчу, а вы подумайте, пожалуйста, как она связана с нашим уроком.

ВЕЛИКОДУШИЕ (притча)

Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мама, что это за птицы?- спросил он.

- Наши друзья,- ответила орлица сыну.- Орел живет в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу,- наши верные друзья.

Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай-ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

- Так как эта философская притча связана с нашим уроком? ( необходимо терпеливо, по доброму относиться к друг другу, помогать своим одноклассникам ).

- Хочу узнать, каков ваш настрой на работу. Покажите нужную карточку: если спокойны, доброжелательны, то покажите карточку зеленого цвета; кто готов проявить активную деятельность на уроке, то желтого цвета; если вы грустны, у вас плохое настроение, то покажите карточку красного цвета.

Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу, обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствуют учителя, друг друга и присутствующих гостей.

Доброжелательность, учебная мотивация.

Познавательные:

Готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Цель: Создание условий для активизации знаний через беседу.

- Ребята, скажите, какой раздел учебника мы с вами продолжаем изучать. (Путешествие по реке времени).

1) - Для того чтобы повторить изученный материал, я предлагаю вам сейчас поработать в парах. На каждой парте лежит конверт с вопросами. Вы по очереди берете карточки с вопросами из конверта и отвечаете друг другу.

- Каких перемен хотели люди, совершая революцию?

- Что такое гражданская война?

- За что воевали люди друг с другом во время Гражданской войны?

- Как стала называться наша страна с 1922 года?

- У вас для работы в парах и группах лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой очень хорошо – раскрасьте кружок зеленым цветом , если хорошо, но с ошибками, недочетами – желтым, плохо поработали – красным.

1812г – Отечественная война с Наполеоном.

1837г – строительство первой железнодорожной станции в России между Санкт-Петербургом, Павловском и Царским Селом.

1851г- строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.

1891г – строительство Транссибирской магистрали (Транссиба).

1900г – Всемирная выставка в Париже.

1861г – Манифест об отмене крепостного права.

1914г – начало Первой мировой войны.

1917г – Великая социалистическая революция.

1922г – создание СССР.

- Ребята, какие события, произошедшие в нашей стране в начале 20-го века, вызывают у вас горечь, сожаление? Почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в паре.

Знакомятся с листом самооценки.

Оценивают свою работу.

Называют события, соответствующие датам.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Постановка учебной задачи.

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, планирование работы.

Выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Чтобы узнать или хотя бы предположить, о чем мы будем с вами разговаривать, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Слайд №2.

- Кто-нибудь знает, как называется эта музыка?

- Что вы услышали в этой музыке?

( Стремительный поток, безостановочное движение, чеканные ритмы, призывные, напряженные интонации).

В конце урока попробуйте ответить мне на вопрос, почему именно эта музыка стала символом прошлого века.

- В этой музыке жила вся страна, как мы сейчас это увидели.

- Предположите, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

- Тема нашего урока "Век бед и побед". Слайд №3.

- Попробуйте сформулировать цель урока.

( Знакомство с преобразованиями в стране после революции 1917 года)

Участвуют в диалоге с учителем.

Ставят перед собой учебные задачи.

Познавательные:

Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

участие в диалоге и коллективном обсуждении проблем, аргументированное своих высказываний, уважительное отношение к позиции другого, объяснение своего несогласия и попытка договориться.

Регулятивные:

Развитие умения высказывать свое предположение. Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Интерес к изучению предмета.

Открытие новых знаний.

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Цель: Создать условия для релаксации, предупредить утомляемость.

- После революции и Гражданской войны наша страна вступила на неведомый путь. Таким путем не шло ни одно государство мира. Страной теперь правил не царь, а Советы народных депутатов. Страна стала республикой. Необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, доказать всему миру, что страна живет и развивается в новых условиях.

- Скажите: все ли у вас получается сразу, когда вы начинаете заниматься новым делом?

- На пути строительства нового общества ее ждали беды и победы, взлеты и падения, успехи и разочарования, открытия и ошибки.

- Рассмотрите новый герб нашей страны. Слайд №5.

- Как вы думаете, что символизирует серп и молот в центре герба? Колосья хлеба? Над страной восходит солнце. Что это может символизировать? Отличительным знаком новой страны стала пятиконечная звезда.

( Серп и молот - орудия труда рабочих и крестьян – олицетворяли их союз. Лучи солнца – зарю новой власти. Колосья хлеба – богатство народов. Переплетенные ленты – символы 15 национальных республик. Красная звезда – торжество над православным крестом.)

- Ребята, а чтобы лучше узнать, что происходило в России 20 века, откройте свои учебники на с. 72.

- Кто хочет прочитать первый абзац? Прочитай.

- Так как начался 20 век для России?

(Россия вступила на новый, неведомый путь)

Рассмотрите иллюстрации после абзаца.

- Прочитайте второй абзац.

- Что происходило в стране 20 века? (Строились заводы, фабрики, электростанции.) Слайды №6-7.

- Кто понял, что такое колхоз? Кто может объяснить своими словами.

- Прочитайте третий абзац?

- Что вы узнали из него?

(Очень сильная у народа была тягота к знаниям. Все хотели быть образованны, поэтому даже взрослые люди сели за парты. Для этого создавались различные учебные заведения.) Слайд №8.

- Через двадцать лет после революционных преобразований, в 1937 году, Россия приняла участие во всемирной выставке в Париже. Первая после окончания Первой мировой войны выставка проходила под девизом "Искусство и техника в современной жизни". Слайд №9.

Это был смотр достижения всех стран мира. Советский павильон, созданный по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана, отражал идею торжества творческих способностей человека.

- Это была почти 25- метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Слайд №11.

- Вы можете посмотреть её в учебнике на с. 74 справа.

- Образу этой скульптуры созвучна музыка известного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

- Представьте себя дирижерами и передайте выразительными жестами характер звучания Праздничной увертюры.

- Выберите слова, наиболее точно передающие характер звучания этой музыки: торжественная, праздничная, величественная, радостная, устремленная, стремительная, мощная.

- Справа от Эйфелевой башни расположенный Павильон СССР "Рабочий и колхозница", пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ.

- Как вы думаете, почему рабочий и колхозница держат в руках серп и молот?

- Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. Автором статуи была Вера Игнатьевна Мухина, гениальный скульптор и великая труженица.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать представление о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования

Задачи урока: 1.Актуализировать знания о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг 2.Обеспечить условия для выработки обучающимися алгоритма изучения новой темы 3.Обеспечить контрольно - оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Регулятивные УУД: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

Коммуникативные УУД: формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД: выполнять задания на основе упражнений; выполнять действия по заданному алгоритму.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Технология: ИКТ, Технология развивающего обучения, технология деятельностного метода.

Методы: активные методы обучения, словесный метод, наглядный метод.

Приемы: побуждающий диалог

Евлановой Марией Евгеньевной.

Тип и вид урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: сформировать представление о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования

Задачи урока:
1.Актуализировать знания о СССР в период начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
2.Обеспечить условия для выработки обучающимися алгоритма изучения новой темы
3.Обеспечить контрольно - оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

Коммуникативные УУД: формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД: выполнять задания на основе упражнений; выполнять действия по заданному алгоритму.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Технология: ИКТ, Технология развивающего обучения, технология деятельностного метода.

Методы: активные методы обучения, словесный метод, наглядный метод.

Приемы: побуждающий диалог

Структура урока:

Дидактическая структура урока

Здравствуйте, ребята, меня зовут, Мария Евгеньевна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебники, рабочие тетради, письменные принадлежности.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

- Отлично, молодцы. Идем дальше! Я предлагаю вам написать графический диктант, для того, чтобы проверить свои знания. Сейчас буду зачитывать высказывания, вам нужно будет поставить + , если вы согласны с этим высказыванием, если не согласны то -, затем проверим.
1.В 1861 г. Александр II подписал манифест об освобождении крестьян. (+)

3. Последним русским царем был Александр II. (-)

4. Первая мировая война началась в 1917 г. (-)

5. Она называлась мировой, потому что в нее были вовлечены многие государства (+)

6. В октябре 1917 г. к власти пришли белые (-)

7. В гражданской войне участвовали Англия, Франция, Германия. (-)

8. Людей, которые хотели жить в Советской стране называли красными (+)

9.Гражданская война привела к голоду, разрушению городов и разорениям сел (+)

10. После революции страну возглавил царь (-)

11. В Советы входили депутаты от рабочих, крестьян и солдат (+)

12. Гражданская война шла между красными и белыми (+)

-У кого все знаки поставлены верно? Кто допустил 1-2 ошибки? 3-5 ошибок? У кого 6 и более ошибок?

- Кто желает проанализировать работу класса по этому заданию? Какой вывод можно сделать о готовности класса к изучению нового материала?

Отвечают:
1. - Каких перемен хотели люди, совершая революцию? (Люди выходили на улицы с требованием "Долой самодержавие". Они хотели справедливости)

2.-За что воевали люди друг с другом во время Гражданской войны? (Люди, которые хотели жить в советской республике, сражались в рядах Красной армии. Им противостояла Белая армия. Каждая сторона считала, что именно она знает, как построить справедливое общество. Каждый хотел силой навязать другому свою правду.)

3.-Как стала называться наша страна с 1922 года? (Советский Союз)

Пишут диктант и проверяют.

Подготовка к основному этапу занятия

- Кто-нибудь, знает автора этой песни?

- О чем эта песня? Каким настроением она проникнута?
- Как в те времена друг друга называли соотечественники?

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

- Ребята, откройте учебник на странице 72 и прочитайте как названа тема в учебнике.

- Как вы понимаете это выражение?

-Как вы думаете, какие цели мы себе сегодня поставим?

Слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача, музыка Исаака Осиповича Дунаевского

О нашей Родине, о нашей стране

Усвоение новых знаний и способов действий

- Ребята, для того, чтобы нам ближе познакомиться с историей России в 20в, я предлагаю вам прочитать статью со страницы 72- 75. Читайте внимательно, после я вам задам вопросы, и мы поговорим по статье.

- Те кто уже прочитал, пробегитесь по тексту глазами и приготовитесь отвечать на вопросы.

-Какие задачи стояли перед разрушенной страной?

-В каких новых условиях стало работать сельское хозяйство страны?

- Как расшифровывалось слово колхоз?

- Как изменилась система образования в стране?

- Для чего это было нужно?

Перед разрушенной страной стояли задачи залечить раны и с надеждой вступить на новый, неведомый путь.

Крестьяне стали применять в земледелии сельскохозяйственные машины и объединяться в коллективные хозяйства-колхозы.

У людей была сильная тяга к знаниям. Создавались различные учебные заведения для подготовки специалистов.

Эти специалисты требовались в строительстве, автомобильной и авиационной промышленности, металлургии, на предприятиях транспорта и связи, в медицине и образовании.

Первичная проверка понимания

-Давайте немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Ребята, рассмотрите иллюстрации данные на страницах 72-73. Объясните, что на них изображено?

Выполняют физические упражнения.

Закрепление знаний и способов действий

- Рассмотрите плакат на странице 73, прочитайте подпись под ним. К чему призывал плакат советских людей?

-Ребята, а кто мне скажет, когда Россия участвовала во Всемирной выставке в 1й раз? (1937 г.)
- За что тогда была получена золотая медаль?

- Что было представлено в павильоне? (Достижения страны советов за 20 лет)

Плакат призывал к получению образования, обретения грамотности.

Золотая медаль была получена за павильон, который стал эмблемой выставки.

В залах павильона были показаны достижения Страны Советов за 20 лет.

Обобщение и систематизация знаний

- Что из себя, представляет, этот монумент?

-Кто автор этого монумента?

- Кто поделится результатами?

Юноша и девушка держащие у себя над головой серп и молот, они олицетворяют собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство.

Вера Игнатьевна Мухина

1)Молот - рабочий инструмент рабочего, серп - рабочий инструмент колхозницы. Они символизируют их труд.

2) 20 век - это век небывалого развития науки и техники. В 20-30-х годах в первую очередь стали строить заводы, фабрики, электростанции, потому что индустриальное развитие - это показатель силы страны.

Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе, на странице 42. Прочитайте задание под номером 1.

-Что нам нужно сделать?

-Кто хочет попробовать поразмышлять вслух?

- Кто хочет поделиться, что получилось?

-Отлично, давайте теперь прочитаем №2.
-Что нам нужно сделать?
- Для удобства, я выведу современную схему Московского метрополитена.

- Сравните схемы и запишите отличия. (самостоятельная работа)

- Давайте проверим, насколько вы внимательны. Зачитайте свои ответы.

- Нам нужно рассмотреть советские плакаты 20-30-х годов прошлого века и написать своими словами к чему они призывают.

Первый плакат обращен к детям. Он призывает их выбирать себе профессию еще в детстве, иметь мечту, цель в жизни и стремиться к ней. Вторые два плаката обращены ко взрослым людям. Они призывают больше учиться, чтобы быть грамотным и больше работать на благо страны.

- В этом задание нам нужно рассмотреть схему на с. 43. Сравнить ее с современной схемой Московского метрополитена и записать что изменилось.

На схеме в учебнике можно увидеть всего 13 станций метро (в 1935 году). В настоящее время работают 200 станций метро и, есть кольцевая линия, которая связывает все ветки (направления) метро. Некоторые станции поменяли свои названия. Например, Кировская (старое название) - Чистые пруды (новое название).

Подведем итог нашей работы на уроке.

-какие преобразования совершились в нашей стране после революции?

- почему это было необходимо?

- Давайте сверим наши выводы с выводом учебника на с. 75.

Ребята, давайте вспомним, какая же тема урока у нас сегодня была?

-А какую цель мы себе ставили?

- Запишите домашнее задание.

-Всем спасибо, все молодцы. Урок окончен!

Наша страна уверенно вступила на путь промышленного индустриального развития.

Это было необходимо, ведь 1я мировая война показала, как хрупок мир на Земле, как сложны и напряжены отношения между разными странами и что в таком мире нужно быть сильной страной.

Читайте также: