Опыты подтверждающие сложное строение атома конспект 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

Явления, подтверждающее сложное строение атома. Радиоактивность. Опыты Резерфорда по рассеиванию a– частиц. Состав атомного ядра.

Цель: познакомить учащихся с ядерной моделью атома. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

I . Организационный момент

II . Изучение нового материала

Конкретные представления о строении атома развивались по ме­ре накопления физикой фактов о свойствах вещества. Открыли элек­трон, измерили его массу и заряд. Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 году, развил Л. Ло­ренц. Именно он создал электронную теорию; электроны входят в состав атома.

Однако в физике уже более 200 лет принято правило: оконча­тельный выбор между гипотезами вправе сделать только опыт. Та­кой опыт поставил в 1909 г. Эрнест Резерфорд (1871-1937) со свои­ми сотрудниками.

Пропуская пучок а-частиц (заряд +2е, масса 6,64-1 (Г 27 кг) через тонкую золотую фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что какая-то из частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего перво­начального направления, а небольшая часть а-частиц отражается от фольги. Но, согласно модели атома Томсона, эти а-частицы при взаимодействии с атомами фольги должны отклоняться на малые углы, порядка 2°. Однако несложный расчет показывает: чтобы объ­яснить даже такие небольшие отклонения, нужно допустить, что в атомах фольги может возникать огромное электрическое поле на­пряженностью свыше 200 кВ/см. В полиэтиленовом шаре Томсона таких напряжений быть не может. Столкновения с электронами тоже не в счет. Ведь по сравнению с ними, tr -частица, летящая со скоро­стью 20 км/с, все равно, что пушечное ядро с горошиной.

Прошло два года. За это время Гейгер и Марсден сосчитали более миллиона сцинтилляций и доказали, что назад отражается примерно одна а-частица из 8 тысяч.

Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоре­чии с его опытом. Обобщая результаты своих опытов, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель строения атома:

1. Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с раз­мерами самого атома.

2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.

3. Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома.

Расчеты показали, что а-частицы, которые взаимодействуют с электронами в веществе, почти не отклоняются. Только некоторые а-частицы проходят вблизи ядра и испытывают резкие отклонения.

Если верить электродинамике, такая система существовать не может, поскольку электрон, вращающийся по ее законам, неизбежно и очень скоро упадет на ядро. Приходилось выбирать: либо электро­динамика, либо планетарная модель атома. Физики молча выбрали первое. Молча, потому что нельзя было ни забыть, ни опровергнуть опыты Резерфорда. Физика атома зашла в тупик.

III . Закрепление материала

- В чем заключается сущность модели Томсона?

- Начертите и объясните схему опыта Резерфорда по рассеива­нию а-частиц. Что наблюдаем в этом опыте?

Природу частиц, вызывающих свечение газа в трубке, установил в 1897 г. английский физик Томсон.

Томсон в ходе своих опытов получил следующие результаты:

- оценил отношение заряда частицы к её массе;
- установил, что отношение заряда частицы к её массе не зависит от состава газа и от рода металла;
- пришёл к выводу, что в состав атомов различных элементов входят отрицательно заряженные частицы.

Из атома любого химического элемента могут быть высвобождены отрицательно заряженные частицы, имеющие одинаковую массу и одинаковый заряд. Эти мельчайшие частицы, являющиеся носителями электричества, были названы электронами.

Рентгеновское излучение представляет собой электромагнитные волны, которые излучают электроны при торможении в результате столкновения с анодом.


Открытие катодных лучей. Открытие электрона. Опыты, подтверждающие сложное строение атома. Строение атома по Резерфорду.

Содержимое разработки

Открытие электрона. Опыты, подтверждающие сложное строение атома.

Открытие электрона. Опыты, подтверждающие сложное строение атома.


-80%

Учитель, преподаватель физики

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Открытие электрона. Опыты, подтверждающие сложное строение атома. (5.43 MB)

Раздел ОГЭ по физике: 4.2. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома.

Проводя опыты по изучению строения вещества, Резерфорд показал несостоятельность модели Томсона. Резерфорд облучал тонкую металлическую фольгу α-частицами, имеющими большую энергию. В соответствии с моделью Томсона а-частицы должны были отражаться от атома. Однако очень небольшое число частиц рассеивалось на углы от 90° до 180°. Большинство частиц проходило через фольгу, отклоняясь от направления движения на незначительные углы.


В результате экспериментов Резерфорд предложил новую модель строения атома, названную планетарной моделью. Он сделал следующие выводы:

  • в атоме существует положительно заряженная частица, названная ядром атома, которая отталкивает α-частицы;
  • размеры ядра малы по сравнению с размерами атома, поскольку отталкивается очень небольшое число α-частиц, а большинство α-частиц свободно проходит через фольгу; ядро имеет диаметр порядка 10 –14 — 10 –15 м.
  • масса ядра сравнима с массой β-частицы, поскольку масса электронов в 8000 раз меньше массы а-частицы и электроны не смогли бы изменить направление её движения.

Таким образом, в соответствии с моделью атома Резерфорда в центре атома расположено положительное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Поскольку масса электронов мала, то масса атома в основном сосредоточена в ядре.

Так как атом в целом нейтрален, то положительный заряд ядра должен быть равен суммарному заряду электронов. Число электронов в нейтральном атоме равно порядковому номеру Z элемента в периодической системе Д.И. Менделеева. Заряд атомного ядра qR равен произведению Z и заряда электрона е: qR= Z • е.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование понятий о сложном строении атома, развитие умений объяснять явления с научной точки зрения.

Задачи:

Образовательные:

1.Изучить планетарную модель атома.

2.Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.

Цель: Формирование понятий о сложном строении атома, развитие умений объяснять явления с научной точки зрения.

Образовательные:

Изучить планетарную модель атома.

Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.

Развивающие:

Развитие компетенций:

учебно-организационных (умение осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, соблюдать технику безопасности при работе с приборами).

Учебно-интеллектуальных (умения доказывать, обобщать анализировать и делать выводы, объяснять явления, выбирать главное).

Учебно-информационных (умение работать с текстами учебника).

Учебно-коммуникативных (умение слушать других учащихся и учителя, сотрудничать в группе, планировать свою деятельность).

Воспитательные:

1. Экологическое воспитание

2. Духовно-нравственное воспитание

Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Ожидаемые результаты:

Ученик составляет вопросы высокого порядка; сравнивает, рассуждает, аргументирует свою точку зрения; строит продуктивный диалог, оценивает свою деятельность и деятельность группы.

Ученик применяет ранее изученную информацию; умеет находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; оценивает себя и видит деятельность группы.

Ученик знает состав атома, может строить модели атомов, умеет работать с текстом, строит диалог и сотрудничает в паре и группе; оценивает свою деятельность.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный этап

Цели этапа:

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока.

Добрый день. Садитесь, пожалуйста.

Ученики в тетрадях записывают тему урока

II. Этап постановки целей и задач урока. Актуализация знаний

Цели этапа:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе

которого выявляется и фиксируется отличительное свойство

задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

согласовать цель и тему урока

Делю класс на 4 группы

В группы раздаю листы самооценивания учащихся и листы оценивания работы группы.

Давайте мысленно перенесемся на века назад и погрузимся в вечность. Было время, когда как будто ничего не существовало. Кроме тьмы. Попробуйте представить себе ее. Приглядевшись, вы различите в этой кромешной темноте частички и искорки света. Они движутся. Вы наблюдаете за ними и видите, что они движутся все быстрее и быстрее, сталкиваются, разлетаются, иногда обращаются в вихри. И вот чрез миллионы лет мы видим яркий шар, вращающийся вокруг яркой звезды на краю Млечного пути. В нем много различных химических элементов и веществ, которые отличаются друг от друга мельчайшими частичками.

Работают в группах

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цели этапа:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения

нового способа действия, устраняющего причину выявленного

затруднения;

зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной

форме и с помощью эталона.

Изучение новой темы: работа с текстом, прием «Составление опорного конспекта"

Записывают, внимательно слушают, задают вопросы

IV.Этап закрепления нового материала

Цель этапа:

Проверить свое умение применять новое учебное содержание

в типовых условиях на основе сопоставления своего решения

с эталоном для самопроверки.


На рисунке изображены схемы четырех атомов. Электроны изображены в виде черных точек. Какая схема соответствует атому ?


2. Ядро состоит из 92 протонов. Записать количество электронов и определить, какой это химический элемент.

2 92 электрона. Уран

Цели этапа:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Учитель предлагает заполнить таблицу самооценки.

При этом могут записать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Читайте также: