Конспект урока москва река пришвин

Обновлено: 04.07.2024

7 Как ловят рыбу в Москве-реке 1. Как Пришвин передает состояние человека в время рыбалки? Какие чувства испытывают герои? 2. Ограничен ли отрывок только воссозданием картины рыбалки? 3. Каким вам видится образ рассказчика? Опишите его. 4. Что общее имеет он, на ваш взгляд с писателем Пришвиным? 5. Какие художественные средства использует автор, в этом описании? Их роль? 6. Подготовьте художественный пересказ отрывка.

8 Описание ледохода на Москве-реке 1. Как Пришвин передает состояние природы во время половодья? А состояние человека? Какие чувства испытывают герои? 2. Ограничено ли описание только воссозданием картины разлива Москвы-реки? 3. Каким вам видится образ рассказчика? Опишите его. 4. Что общее имеет он, на ваш взгляд с писателем Пришвиным? 5. Какие художественные средства использует автор, в этом описании? Их роль? 6. Подготовьте художественный пересказ отрывка.

Тип урока: урок художественного восприятия.

Время: 90 мин.

Методы обучения:

  • словесные (эвристическая беседа)
  • наглядные (презентация)
  • проблемный.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Ассоциативный ряд. Творческое письмо

  • Звенигород. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Ассоциации ребят: город, Подмосковье, Одинцовский район, Москва-река, природа, одухотворённость, Саввино-Сторожевский монастырь, необычность, легенда, заповедный край, Россия, история, колокольный звон…

Примерная работа ученицы:

Звенигород – замечательный городок. Расположен он в Подмосковье, в Одинцовском районе, но известен всей России. И не только потому, что здесь находится знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь, но и потому, что жил когда в этих краях известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Охотник, знаток природы, необычный человек. Он безмерно любил этот заповедный край, с его богатой историей, легендами, с колокольным звоном над Москвой-рекой…

3. Биографическая справка.

  • Вопрос классу: почему разговор о Пришвине мы начали со Звенигорода?

(Под Звенигородом, в селе Дунино, долгое время жил писатель)

  • Давайте вспомним из прочитанной дома биографии Пришвина тот период, когда писатель жил в нашем районе.

Дунино

4. Знакомство с писателем.

Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги. Но не только. Очень многое могут дать дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя Михаила Пришвина. Обратимся к отрывкам из его дневников.

Справочный материал. Отрывки из дневников

У вас, наверное, было счастливое детство? - спросила одна женщина.
- Без обиды не обошлось, - ответил я, - но счастье мне было не в детстве, а в том, что я обиду свою обошел. Мы все должны зализать свою рану.Заживил - и счастлив. Мы должны сделать свое счастье.

Из дневников М. Пришвина

Он будет писать дневник до конца своих дней, последнюю запись сделает 15 января 1954 года (за полусуток до смерти, как вспоминает Валерия Дмитриевна, жена). Вот эта запись: "Деньки вчера и сегодня (на солнце 15о) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым".
Попробуем воссоздать образ Пришвина: каким он вам представляется на основе прочитанного?

Пример работы ученицы:

Пришвин - необыкновенный человек. Не каждый умеет радоваться тому, что есть: весенней капели, травам и цветам, листопаду, просто окружающему миру. Любой свой день он принимает как подарок Господа, находит в нём что-то особенное, доброе и делает это основой. Я увидела человека очень искреннего, глубоко порядочного. Кажется, что написанное им – сама мудрость, которая приходит к человеку с годами. Спокойствием, умиротворённостью веет от Михаила Пришвина. Хочется остановиться в нашей бешеной суете, задуматься, вспомнить о близких…

5. Работа с текстом.

Класс делится на две (четыре, в зависимости от количества учеников в классе) группы.

Задание 1 группе. Прочитайте описание ледохода. Проанализируйте отрывок, используя опорные вопросы:

- на какие части можно разделит отрывок? Озаглавьте их.
- какие художественные средства использует автор в каждой части? Их роль.
- как Пришвин передаёт состояние природы во время половодья? А состояние человека?
- какие чувства испытывают герои?
- Ограничено ли описание только воссозданием картины разлива Москвы-реки?
- каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
- что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?

Подготовьте художественный пересказ отрывка.

- какие художественные средства использует автор в этом описании? Их роль.
- как Пришвин передаёт состояние человека во время рыбалки? Какие чувства испытывают герои?
- Ограничен ли отрывок только воссозданием картины рыбалки?
- каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
- что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?

  • Чтение легенды, представленной в начале рассказа. Обращение с истории своего города. Что знают ребята?

6. Домашнее задание. Напишите небольшой рассказ о самом замечательном, на ваш взгляд, месте нашего города Одинцово.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Москва-река — центральный образ рассказа. Наряду с ним в произведении имеется ряд второстепенных на первый взгляд образов, без которых и основной немыслим.

Какие это образы?

Звенигород и Богемский лес .

Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.

Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?

Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту. В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающее действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.

Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту.

В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающее действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.

Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? Приведите примеры ее использования.

Какие цвета присутствуют в рассказе?

Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?

Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?

Мальчик Вася Веселкин — герой еще многих произведений М. Пришвина.

Мальчик Вася Веселкин — герой еще многих произведений М. Пришвина.

Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина к родным местам?

Работа в тетрадях Выпишите из текста рассказа слова и сочетания слов, воссоздающие картину

Работа в тетрадях

Выпишите из текста рассказа слова и сочетания слов, воссоздающие картину "маленькой реки" Москвы во время половодья.

Выпишите из текста описание Москвы-реки в городе Москве. Укажите название использованного автором выразительного средства.

Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке? Выпишите из текста 2-3 предложения. Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?

Что значит для героев рассказа любовь к малой родине?

Укажите название выразительного средства, использованного в данном отрывке. "И вдруг Ваня-инвалид обернулся прямо ко мне, стукнул себя в грудь кулаком и сказал с таким чувством, как будто он хотел молоком из камня навсегда вырубить свои слова".

У вас на партах путевые листы, они будут нашими помощниками в течение всего урока и послужат материалом для небольшой творческой работы.

В начале урока я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Посмотрите внимательно и скажите, знакомы ли вам эти места

Запишите мысли и чувства, которые у вас остались после просмотра.

Это можно сделать в виде небольшого связного текста либо в виде кластера.

. (Просмотр видеоролика) Озвучиваем.

Вы делали первый шажок к осмыслению, что такое малая родина. Сегодня на уроке мы продолжим эту работу, внимательно читая художественное произведение.

Сегодня на уроке мы будем обсуждать рассказ удивительного писателя. Сельский учитель, агроном. И это еще далеко не все занятия этого человека.

Я укажу лишь некоторые факты биографии, цитату из его произведения, а вы определите, о каком писателе идет речь. Как связаны ли эти факты биографии, цитаты с тематикой его произведений?

О каком писателе идет речь?

Что на ваш взгляд, мы должны сегодня обсудить?

Пришвин в течение жизни вел дневники. Заглянуть в них я предлагаю и вам.

Подчеркните важные мысли писателя, которые перекликались бы с темой сегодняшнего урока. Ответ обоснуйте.

Вот как он сам говорит о своем творчестве:

И действительно, автора интересует все, что находится рядом. Начинается рассказ с легенды о Звенигороде.

Легенда о Звенигороде. (Читаем вслух) Найдите слова, которые передают авторское отношение к городу, выпишите их.

Вывод: автор очень трепетно относится к своему городу, любит его, гордится историей, в которой отмечает, что благодаря звону колокола маленького городка удалось собрать войско, чтобы выйти навстречу неприятелю.

Под Звенигородом, в селе Дунино жил и сам писатель

После войны, пережив эвакуацию, Пришвины, привыкшие к деревенскому житью, пускаются на поиски загородной дачи. На правом берегу Москвы-реки к востоку от Звенигорода они обнаруживают деревянный дом на высоком каменном фундамента с открытой семигранной верандой. Полуразрушенный и сильно после войны пострадавший дом еле - еле держался на опорных столбах. Пришвины приобретают этот дом. Отремонтировав, переезжают.

В каких словах писатель передает отношение к своему родному селу?

Поработайте в парах: Выберите слова, где автор говорит о реке в деревне Дунино и в городе Москве. Выберите цвета, которые, на ваш взгляд, можно соотнести с каждым описанием.

Какой изобразительный прием лежит в основе рассказа о Москве-реке? (Антитеза)

Сделайте вывод: какова роль такого противопоставления?

Рассказчик говорит о любви к своей маленькой речке, к своей малой родине. Верный своему принципу рассказывать просто, в стиле разговорной речи, автор использует лексику, свойственную данному стилю.

Зачитать эпизод рыбной ловли.

На какие слова вы обратили внимание? (обращаемся к значению этих слов) Как вы думаете, зачем автор прибегает к употреблению этих слов? Разговорные слова более выразительны.

Сам автор может тонко улавливать все нюансы, которые перерастают в глубокие размышления. Прокомментируйте его слова:

Так и Москва-река разлилась во время половодья, что и конца-краю не видно.

Работа по группам

1 группа Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке? Какие чувства испытывают герои, наблюдая за разливом?

( люди радуются, видя любые изменения, преданы родным местам, умеют заметить то, мимо чего многие люди проходят равнодушно)

2 группа Образ рассказчика. Каким он вам видится? Обратите внимание на манеру повествования рассказчика. Что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?

Рассказчик горячо предан родным местам, замечает красоту природы, умеет ее чувствовать, обновление жизни связано с природой Он будто ведет диалог с читателем.

3 группа Обратите внимание на состояние природы во время половодья. Какие средства художественной выразительности использует автор при ее описании?

Природа словно говорит о себе, взаимодействует с человеческой душой

4 группа Прозе М. М. Пришвина присуща яркая метафоричность. Найдите в рассказе примеры метафор и определите их роль в тексте.

Вывод: Единство человека и природы, человек должен учиться видеть и чувствовать в природе прекрасное.

Где найти это прекрасное? Ответ в самом рассказе. Зачитать из рассказа финальный вывод.

Созвучны ли строки стихотворения теме нашего сегодняшнего разговора?

Подчеркните строки, которые вам показались наиболее важными.

Я край родной отождествляю

С благословенною землей

Всегда себя я ощущаю

Ее частицею живой.

И с зовом отчего привала

О, как мне дороги края,

Где, как исток, берет начало

Вся сущность русская моя.

В конце появляется образ белой чайки. Что она может символизировать?

Белая чайка – символ человеческой души, воплощение красоты, нежности.

Заканчивая наш разговор, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили видеоролик, который мы смотрели в начале урока. На ваш взгляд, как связан он с темой нашего урока?

В ваших путевых листах собран материал, который пригодится для небольшой творческой работы . Напишите, пожалуйста, небольшое размышление на тему:

Синквейн

Оцените самую яркую, с вашей точки зрения, миниатюру.

Я хочу, чтобы вы и в дальнейшем замечали все, что происходит вокруг, учились чувствовать и любить родную землю, делились впечатлениями. А записывали их в альманах, который я хочу вам подарить. Пусть он будет продолжением нашего сегодняшнего урока.

Заветная мечта М. М. Пришвина – обрести своего Читателя, который сначала сам “поймёт, а … уж потом всем скажет

Путевой лист

Задание 1 Посмотрите видеоролик. Запишите мысли и чувства, которые у вас остались после просмотра.

либо в виде кластера:

Моя малая родина

Задание 2 Подчеркните важные мысли писателя, которые перекликались бы с темой сегодняшнего урока. Ответ обоснуйте.

Из дневниковых записей М.М. Пришвина:

Задание 3 Легенда о Звенигороде. Выпишите слова, которые передают авторское отношение к городу.

Задание 4Работа с текстом Поработайте в парах Подчеркните слова, где автор говорит о реке в деревне Дунино (1 вариант) и в городе Москве (2 вариант). Выберите цвета, которые, на ваш взгляд, можно соотнести с каждым описанием. Ответ обоснуйте.

Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой речкой! Но вы простите нас, москвичи, мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу милую реку: пусть невелика наша речка и проста, но без нее не было бы и большой Москвы, пусть у нас небогато водой, но ведь и мы сами, люди, с малолетства бываем ростом невелики, а потом, переходя свою жизнь как разрастаемся! А рыбы у нас не меньше, чем в московской Москве, и живем мы весело…

А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве!

Задание 5 Созвучны ли строки стихотворения теме нашего сегодняшнего разговора?

Подчеркните строки, которые вам показались наиболее важными.

Я край родной отождествляю

С благословенною землей

Всегда себя я ощущаю

Ее частицею живой.

И с зовом отчего привала

О, как мне дороги края,

Где, как исток, берет начало

Вся сущность русская моя.

Задание 6 Напишите, пожалуйста, небольшое размышление на тему (на выбор):

Справочные материалы

Рассказ – малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.

Антитеза – Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов

Метафора – Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства

Олицетворение - Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы

Эпитет - Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Словарик

1. Тюкать (разг.)- стучать

2. Зазубрик - острый зубец, расположенный сбоку у рыболовного крючка

3. Подхалимка (жен. род. ) от подхалим - Льстец, угодничающий перед кем-н. ради своих корыстных целей, выгоды

На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством М.М. Пришвина, выявите художественную идею произведения "Москва-река", смысл понятия "малая родина".


Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. Недаром в его произведениях мы так часто встречаем образ весны, даже множество весен — весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека.

В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какова она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека; природа в произведениях Пришвина взаимодействует с человеческой душой.

Москва-река — центральный образ рассказа. Наряду с ним в произведении имеется ряд второстепенных на первый взгляд образов, без которых и основной немыслим.

Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту.

В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающе действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.

Обобщение цвета для Пришвина — это и результат детски жизнерадостного мировосприятия, и живописная манера.

  • Найдите примеры разговорного стиля в данном предложении (см. образец задания 6 в учебнике). Как подчеркнуто волнение героя в этой фразе?

Герой несколько раз повторяет фразу какие там. Синтаксическая конструкция предложений характерна для устной речи. Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение.

  • Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина к родным местам?

Работа в тетрадях

  1. Выпишите из текста рассказа слова и сочетания слов, воссоздающие картину "маленькой реки" Москвы во время половодья.
  2. Выпишите из текста описание Москвы-реки в городе Москве. Укажите название использованного автором выразительного средства.
  3. Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке? Выпишите из текста 2-3 предложения. Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
  4. Что значит для героев рассказа любовь к малой родине?
  5. Укажите название выразительного средства, использованного в данном отрывке. "И вдруг Ваня-инвалид обернулся прямо ко мне, стукнул себя в грудь кулаком и сказал с таким чувством, как будто он хотел молоком из камня навсегда вырубить свои слова".

Читайте также: