Согласные звонкие и глухие конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Презентация и конспект включают в себя закрепление материала.

ВложениеРазмер
конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные" 11.29 КБ
презентация к уроку русского языка "Звонкие и глухие согласные" 894.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звонкие и глухие согласные:

Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.

Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.

Развивать фонематический слух.

Формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать мышление и память.

Воспитывать внимание к языковым явлениям.

Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных.

Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.

Игрушки: Кнопочка () в коробке и Лохматик в лукошке.

Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.

Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.

Л. - Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.

Л. - Какие звуки называются согласными?

Д. - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.

Л. - Какие бывают согласные звуки?

Д. - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Л. - Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.

- Какой согласный звук называется звонким?

Д. - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Л. - Какой согласный звук называется глухим?

Д. - Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.

Л. - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

Д. - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

III. Дифференциация звуков по звонкости - глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.

Л. - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)

З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.

На доске камень (рядом с ним шест для указателей, указатели с надписями “тропинка” и “дорожка” (лежат возле камня перевернутые. От камня влево отходит цепочка слогов с глухими согласными, вправо – цепочка слогов со звонкими согласными (по 3-4 слога). Здесь же под камнем коробочка и лукошко с игрушками (можно поставить их на стул у доски, потом его убрать).

Л. - Перед вами два пути Выбирай, куда идти. Где тропинка, где дорожка, Поразмысли ты немножко.

Надо поставить указатели

- Что надо узнать?

Д. - Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.

Л. - Какой первый звук в слове тропинка?

Д. - В слове тропинка первый звук [т] - согласный глухой.

Л. - Значит, тропинка состоит из слогов.

Д. - .. .с глухими согласными.

Л. - Какой первый звук в слове дорожка?

Д. - В слове дорожка первый звук [д] - согласный звонкий.

Л. - Значит, дорожка состоит из слогов.

Д. - .. .со звонкими согласными.

Л. - Кто догадался, где тропинка?

Р. - Вот это - тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.

Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.

В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.

(Далее дети проверяют оставшиеся слоги).

Л. - Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!

Д. - В слоге (ма) согласный звук [м] - он звонкий.

(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).

Л. - Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,

давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?

(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)

- Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.

Л. - Какой первый звук в слове Кнопочка?

Д - В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.

Л. - Вот тебе, Кнопочка, наушники - символ глухого звука. (

- Какой первый звук в слове Лохматик?

Д. - В этом слове первый звук [л] - согласный звонкий.

Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!

( Логопед читает надпись на камне).

По тропинке вы пойдете
Там полянку вы найдете.

(Дети читают хором цепочку слогов).

Л. - Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!

На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза.

3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.

Л. - Какой первый звук в слове полянка?

Д. - В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.

(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).

Л. - На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.

(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).

Д. - Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д .

Л. - Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки ), а в траве прыгают кузнечики (Картинки выставляются на доске) Оставим эти картинки?

Д. - Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.

4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.

Л. - У каждого есть вот такой листок.В середине листа - полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.

Л. - Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?

(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).

5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.

Л. - А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.

(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона).

- Кто здесь третий лишний?

Д. - Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон - животные.

Л. - Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.

Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку (звоночек ). Скажите, кто теперь лишний?

Д. - Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.

(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ).

Л. - Кто здесь третий лишний?

Д. - Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ - это растения.

Л. - Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?

(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)

Д. - Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах - глухой.

Л. - Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?

Д. - Крот, колокольчик и хвощ.

Л. - Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку - Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?

(Логопед проходит с лукошком мимо детей . Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).

А теперь попрощаемся с игрушками.

Л. - Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.

Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, -
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.

Л. - А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)

Л. - Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?

(Логопед читает на камне)

- А пойдете по дорожке -
Может быть, найдете кошку.

- Странно.
Звонкая дорожка
Мимо быстрой речки,
Под названьем Ласка,
Вдоль берез высоких
Привела нас в сказку.

Л. - Какой первый звук в слове сказка?

Д. - Первый звук [с], он согласный, глухой.

Л. - Очень Странно. Шли по звонкой дорожке.

(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)

Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.

На доске иллюстрации к сказке “Репка”.

Узнали, какая сказка?

Бедная, бедная, бедная книжка
Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка
В сказке случилась большая беда
Кошка ушла, не знают куда.

Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.

В сказке все плачут теперь без конца.
Нет в этой сказке былого конца.
Кошку на место скорее верните!
Звонкою сказке стать помогите!

Л. - Что случилось в этой сказке?

Д. - Из сказки ушла кошка.

Л. - Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.

7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.

Л. - Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?

Д. - Первый звук [р"], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек - точку.

Л. - Работайте самостоятельно.

Л. - Кто догадался, почему прогнали кошку?

Д. - Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка - на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.

Л. – Но, почему же тогда все плачут?

Д. - Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.

Л. - Как нам кошку вернуть в сказку?

Д. - Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)

Л. - Что изменится?

Д. - Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.

Л. - Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!

После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки.

8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.

Л. - Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким - листья объедают.

На доске выставляются картинки: козы, косы.

Д. - Траву срезают косы, листья объедают козы.

Л. - Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?

Д. - Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы - глухой.

Л. - А чем еще отличаются эти слова?

Д. - У них разные значения.

Л. - Что будет, если звук [з] поменять на [с]?

Д. - Козы превратятся в косы.

Л. - Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:

Жила-была коса с козлятами.

В каком слове ошибка?

Д. - Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.

Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!

Д. - Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.

IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 5 кл. Согл. зв. и глух..ppt

Согласные звонкие и глухие

Описание презентации по отдельным слайдам:

Согласные звонкие и глухие

Согласные звонкие и глухие

МКОУ Подгоренская СОШ№1 Подгоренского района Воронежской области Урок подгото.

МКОУ Подгоренская СОШ№1 Подгоренского района Воронежской области Урок подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна

В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Ветерок поиграл с кленом и пол.

В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше. Отзвенит ручьями весна, и наступит лето. Тут ее тоска взяла, и царица умерла. В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь. Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать. Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва. Весело, радостно играют у высокой сосны белки. Красив, наряден русский лес. Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.

Жалоба. Дядя прашу тебя, памаги Твоей плимяннице Оли, А то небудет ее наги В.

Жалоба. Дядя, прошу тебя, помоги Твоей племяннице Оле, А то не будет ее ноги.

Дуб – Пруд – Кружка – Сказка – Ходьба – Прут – Косьба – Молотьба – Крошка – д.

Дуб – Пруд – Кружка – Сказка – Ходьба – Прут – Косьба – Молотьба – Крошка – дубы пруды кружек сказок ходить прутик Косить молотить крошить

гря…ка тетра…ка зу…ки шу…ки сне…ки пиро…ки

гря…ка тетра…ка зу…ки шу…ки сне…ки пиро…ки

грядка тетрадка зубки шубки снежки пирожки

грядка тетрадка зубки шубки снежки пирожки

Все напишем правильно И запомним правило: Парный в слове проверяй, Рядом глас.

Все напишем правильно И запомним правило: Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй. Парные согласные Самые опасные.


Выбранный для просмотра документ План-конспект урока Согласные звонкие и глухие..docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя школа №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Урок русского языка 5 класс

Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна

1. Сформулировать представление о некоторых особенностях фонетической

системы русского языка и русской звучащей речи.

2. Создать базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики.

3. Повторить орф. №1,2, 3, синтаксис простого и сложного предложения.

4. Вырабатывать навыки грамотного письма.

5. Развивать культуру устной и письменной речи.

6. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку.

Объявление темы и целей урока. (Показ слайда № 1)

П. Повторение.

Два человека работают по карточкам у доски.

Дядя прашу тебя,

памаги Твоей плимяннице Оли,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

И паставить мне пять.

(При проверке демонстрируется слайд № 3)

Задание: перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, подобрав проверочные слова и объяснив написание, расставьте знаки препинания. Какие орфограммы не усвоила Оля?

В каком слове окончание -и?

Сладкий и горький

Какое слово пишется слитно:

На вопрос Что такое предмет? отвечает:

Два человека работают по карточкам на месте (карточки - по усмотрению учителя).

Работа с классом. Цифровой диктант (слайд № 2).

I вариант записывает номера сложных предложений, II вариант записывает номера предложений с однородными членами.

В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.

Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.

Отзвенит ручьями весна, и наступит лето.

Тут ее тоска взяла, и царица умерла.

В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь.

Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.

7) Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва.

8) Весело, радостно играют у высокой сосны белки.

9) Красив, наряден русский лес.

10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.

Ночь, меч, туч, встреч.

Ширь, чудо, жюри, жизнь.

Налью, на пне, надою, напьюсь.

Поздний, местный, прелестный, прекрасный .

По какому признаку одно слово в строчке лишнее?

Ш. Объяснение нового материала.

По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости - глухости).

Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т.е. произносятся как парные им глухие)

Дуб - ду[п], пруд - пру[т]

Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются)

Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т.е. их произношение в этой позиции не меняется.)

Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.)

Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т.е. произносятся как парные им звонкие).

Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений).

Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости - глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] - пруд и пру[т] - прут, а записать его надо двумя разными буквами.

Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку). Четко вслух читаются примеры,

Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные).

В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило.

Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные.

Закрепление.

На доске записаны слова : t гря. ка, тетра. ка, зу. ки, шу. ки, сне.. .ки, пиро.. .ки. (Слайд)

Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник Е.В.Бунеевой). Урок построен в технологии проблемно-диалогического обучения, с использованием здоровьесберегающих технологий. Используется групповая форма работы. Урок дополнен презентацией и файлом с заданием для работы на интерактивной доске Smart.

ТЕМА: Парные звонкие и глухие согласные

Ход урока:

Организация начала урока

- Я тоже хочу подарить вам свою добрую улыбку.

И вы улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Ведь с маленькой удачи начинается большой успех!

Я желаю Вам успехов, умных и интересных мыслей! (Слайд №2)

Актуализация знаний

Запишите по картинкам самостоятельно

я держу в передних лапах

мёд - любимейшую снедь,

потому зовусь … (медведь) (Слайд №3)

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные

Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолет,

И огромный пароход! (карандаш) (щелчок)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать…

Что такое? Я - … (тетрадь) (щелчок)

Весь день домой и на работу

Возить людей его забота.

Носит обувь из резины

И питается бензином! (автобус) (щелчок)

- Взаимопроверка (появляются слова) (щелчки)

Вот и первый успех! Молодцы!

- Что общего между этими словами? К какой части речи относятся?

(словарные слова, имена существительные, …)

- Назовите в последнем слове все буквы, обозначающие согласные звуки (втбс) (Слайд №4)

- Что между ними общего? (парные)

- На какие 2 группы их можно разделить? (звонкие и глухие) (щелчок)

- Назовите парные им по звонкости/глухости

(в – ф, д – т, б – п, з – с)

- Все ли парные согласные мы назвали? Назовите недостающие пары

- Хором еще раз повторим все парные согласные (Слайд №5)

- С какой целью мы запоминаем парные согласные? (парные согласные на конце слова оглушаются, их надо проверять)

- Вернемся к словарным словам. Что еще между ними общего? (парные согласные на конце слова)

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Парные согласные на конце слова) (щелчок)

Постановка проблемы и открытие новых знаний

- Прочитайте слова (щелчок)

Назовите выделенные буквы. Скажите, какие звуки они обозначают?

алмаз, берег, улыбка, морковь

(алмаз – буква З обозначает звук с, …)

- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(лишнее слово улыбка – парная согласная в середине слова, в остальных словах – парная согласная на конце)

- Уточните тему урока (Парные согласные на конце и в середине слова) (щелчок)

- Назовите слова с парной согласной на конце слова.

Запишите их, подбирая проверочные слова. Орфограмму обозначьте.

Если забыли, где можем узнать? учебнике, с. 138)

алмаз – алмазы

- Почему эти слова являются проверочными? (после парной согласной стоит гласная)

- Как же проверить слова с парной согласной на конце? (Слайд №6)

- Нужно ли проверять парную согласную в слове улыбка? Почему? (оглушается)

Почему происходит оглушение? Перед каким звуком стоит б? (перед глухим согласным)

- Как вы думаете, можно ли наше правило использовать для того, проверить правописание согласных букв в середине слова? Докажите.

улыбка – улыбочка

- Сформулируйте правило для слов с парной согласной в середине (щелчок)

- Попробуйте объединить эти 2 правила в одно.

(чтобы проверить слова с парной согласной на конце и в середине слова, нужно так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный) (щелчок)

(Слайд №7)

Ты, дружок, их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Физминутка

Если услышите слово с парным согласным на конце – присесть, если в середине – встать и хлопнуть в ладоши.

Пароход, подружка, город, сапог, тетрадка, багаж, двор * , сосед, лягушка, сюрприз, сапожки, слон * .

Закрепление изученного

- Рассмотрите слова (Слайд №8)

Какое задание мы должны выполнить?

- Вставьте пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова

яго . ка сторо . ка

расска . лягу . ка

детекти . салфе . ка

берё . ка зага . ка

- работа в группах (карточки)

- Вы знаете правила работы в группе?

Выберите капитана. Распределите обязанности: кто будет читать предложение, кто – исправлять ошибки, кто – защищать работу группы, т.е. объяснять правописание слов. Работайте дружно!

Алина и Аделина – подрушки. Алина любит читать книшки. Она читает скаски, загатки.

Аделина приехала в горот Салавад из Уфы. У Аделины на даче красивый прут.

Летом девочки ходят на лук за ягодами.

- Итак, приготовьтесь защитить свою работу (Слайд №9)

(от каждой группы капитан объясняет по одному предложению)

Дополнительно

- Составьте и запишите предложение (ИД - 1)

Под, ёж, берёзкой, на, устроил, пригорке, норку

Под берёзкой на пригорке ёж устроил норку.

- Найдите слова по теме сегодняшнего урока. Орфограмму подчеркните.

Итог урока

- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока (парные согласные)

- Что нового узнали? (парные согласные в середине слова проверяем так же, как и в конце слова)

- Как же проверить парные согласные на конце и в середине слова?

Тест (на листах) (Слайд №10-12)

- Обведите букву правильного ответа

1. Найди строчку, в которой все согласные парные

2. Найди слово с парным согласным на конце слова

3. Подбери проверочные слова. Найди слово с парным согласным б

4. Найди слово, которое не требует проверки

5. Какое из данных слов будет проверочным для слова город?

6. Найди лишнее слово

- Прочитайте только те буквы, которые вы обвели. Что получилось? (Умница)

- Кто доволен своей работой?

- Кто был сегодня лучшим помощником?

- Какие трудности остались?

Д/з придумать и записать в 2 столбика по 4 слова с парным согласным на конце слова и в середине слова

Алина и Аделина – подрушки. Алина любит читать книшки. Она читает скаски, загатки.

Аделина приехала в горот Салавад из Уфы. У Аделины на даче красивый прут.

Летом девочки ходят на лук за ягодами.

Обведите букву правильного ответа

1. Найди строчку, в которой все согласные парные

2. Найди слово с парным согласным на конце слова

3. Подбери проверочные слова. Найди слово с парным согласным б

4. Найди слово, которое не требует проверки

5. Какое из данных слов будет проверочным для слова город?

6. Найди лишнее слово

Обведите букву правильного ответа

1. Найди строчку, в которой все согласные парные

2. Найди слово с парным согласным на конце слова

3. Подбери проверочные слова. Найди слово с парным согласным б

4. Найди слово, которое не требует проверки

5. Какое из данных слов будет проверочным для слова город?

6. Найди лишнее слово



к а р а ндаш м е дведь а втобус т е традь

к а р а ндаш

м е дведь

а втобус

т е традь

Б В Т С

В Г Д Ж З Б П К Т Ш С Ф алма з , бере г , улы б ка, морко в ь

алма з , бере г , улы б ка, морко в ь

Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова , надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный . Чтобы правильно написать согласную букву на конце и в середине слова , надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный . Чтобы правильно написать согласную букву в середине слова , надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный .

Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова , надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный .

Чтобы правильно написать согласную букву на конце и в середине слова , надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный .

Чтобы правильно написать согласную букву в середине слова , надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный .

улы б ка - улы б а ется Д З Ж В Г Б П Ф К Т Ш С

улы б ка -

улы б а ется

тра в ка расска з яго д ка ры б ка алма з ланды ш салфе т ка берё з ка

тра в ка расска з

яго д ка ры б ка

алма з ланды ш

салфе т ка берё з ка

Алина и Аделина – подрушки. Алина любит читать книшки. Она читает скаски, загатки. Аделина приехала в горот Салавад из Уфы. У Аделины на даче красивый прут. Летом девочки ходят на лук за ягодами.

Алина и Аделина – подрушки. Алина любит читать книшки. Она читает скаски, загатки.

Аделина приехала в горот Салавад из Уфы. У Аделины на даче красивый прут.


Тема: Цвети, земля моя! Звонкость и глухость согласных звуков.

Цели: познакомить учащихся с звонкими и глухими согласными звуками; формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки; развивать связную речь, внимание, наблюдательность, память, фонематический слух; обогащать словарный запас учеников; уметь четко и правильно выражать свои мысли; уметь составить звуковую модель слова, составить рассказ по картине; воспитывать бережное отношение к живой природе

Планируемый результат: знать согласные звуки, различать звонкие и глухие согласные

Место урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Тип урока: изучение нового материала

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: согласный звук, звонкие и глухие согласные.

2. Букварная тетрадь , 1 класс, Уфа, Китап , 2015

Оборудование: картинки цветов: лилия, мак, подснежник, сирень, ромашка, ландыш, тюльпан, василек, букет, незабудка.

I .Создание комфортной психологической ситуации.

Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать руками круг)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями)

Здравствуй, вольный ветерок! (помахать руками перед лицом)

Здравствуй, маленький цветок! ( руки внизу и покачать)

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую! (пожать одной рукой другую)

II .Упражнения для речевого аппарата и дыхательная гимнастика.

III .Создание ситуации успеха.

А) Усвоение новых слов

-Смотрим на слайд и попробуем узнать о чем сегодня будем говорить? (Цветы)

-Какие они? Ответы учеников.

-Сейчас отгадаем загадки про цветы.

1)Растёт в саду мальчонка

В красной рубашонке.

Красный, белый, золотистый.

Только жаль, что не душистый. (Тюльпан).

2)Стоит в поле кудряшка-

Что это такое? (Ромашка)

3) На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар. (одуванчик)

4)Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

5)Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя.

С мелкими гвоздями,

Полюбуйся дикими красивыми (гвоздика)

6)На садовой на дорожке

Белый колокол на ножке.

Ароматом всех пьянит

Пчёл и бабочек манит. (Лилия)

-Еще какие цветы вы узнали, как они называются? (сирень, незабудка, маки, ландыши, ирис, василек). Запоминаем название цветов.

7)На кустах в саду растёт-

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт руками…(Роза) слайд 22

IV . Выход к проблеме урока.

-На доске сделаем звуковую модель слова роза.

-Что вы видите на рисунке? Слайд 24

- Да это роса. Напишем на доске звуковую модель этого слова.





- Мы записали два разных слова, а модели одинаковые. Давайте сравним слова. Произносим первое слово (Р-р-р-о-о-з-з-з-а-а).А второе слово. (Р-р-р-о-о-с-с-а-а)

-(В первом слове слышим звук [з], а во втором –[с] ).

-Дети произносим звук [з] и наблюдаем за работой органов речи. Рот приоткрыт, задняя часть языка поднимается вверх и примыкает к нёбу. Произносим з-з-з.

-Сейчас произносим звук [с]. Органы речи расположены точно также, как при произношении звука [з]

V .Разрешение проблемы урока.

-В чем отличие этих звуков? Почему звук [з] произносится чётче и ярче? В чём причина?

-Произносим звуки громко и шёпотом несколько раз.

-Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.)

-Как называются такие согласные звуки ?

-Первый звук звучит как? (звонко звучит, значит эти согласные звонкие)

-Второй звук звучит как? (глухой звук, значит глухие согласные).

Динамическая минутка.

Сначала читаю первую чистоговорку и показываю движение, а дети точно должны воспроизвести все звуки и повторить движения.

Ту-ду-ту – улицу мету

(размахивать кистями рук вправо-влево);

Па-ба-па – рассыпалась крупа

Ба-па-ба – вот стоит изба

(кистями рук изобразить домик);

Ду-ту-ду – я домой иду.

(дети сжимают обе руки в кулачки, разгибают указательный и средний палец и как будто идут ими по парте).

-Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?

Заслушиваются ответы учащихся.

- Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?

-Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой глухим?

Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.

Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.

Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.

-Можно еще закрыв уши пальцами, проверить, звенит или не звенит (если дрожат-согласный звук звонкий). В звуковых моделях слов, как-то надо показать, что звук- звонкий, что вы предлагаете. Ответы.

Вывод. Слышу голос-звонкий согласный . Слышу шум-глухой согласный

Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся хлопают в ладоши, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся топают ногами.

Слова для игры: лилия, мак, подснежник, сирень, ромашка, ландыш, тюльпан, василек, букет, незабудка.

Физминутка для глаз.

VI . Работа по учебнику.

1.Работаем парами и ответим на вопрос друг другу: Сколько здесь цветов?

2.Работа по сюжетной картинке.

-Что радует нас на этом развороте учебника? (Яркие красивые цветы)

-Ещё что? (Красивый разноцветный парк, где играют зверята)

-Почему зайчонок рад?

-Какой совет бы ты дал ему? А Бегемоту? Мишке?

-О чем забыли зверята? Познакомим этих зверят правилами поведения в парке. Какие правила вы знаете, вместе вспомним.

1) в парке нельзя ходить по газонам;

2) нельзя рвать цветы с клумб, грядок;

3) на территории парка нельзя сорить;

4) надо соблюдать тишину и порядок.

3.Работа со стихотворением В.Берестова

-словарная работа: плетём венки; Слайд 27.

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

-А сейчас мы с вами продолжим учиться писать элементы букв.

Проверка осанки, положения ручки в руке, положения тетради. Повторение правила:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, разжимают их и встряхивают пальцы. Упражнение повторяется 3—5 раз.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование знаний о способе проверки парных согласных на конце слова.

1. Научить находить парный согласный в конце слова, который подлежит проверке; усвоить способ проверки парного согласного на конце слова.

2. Развивать определенные действия в работе с данными словами:

а) обнаружить в слове парные согласные;

б) определить их место в слове;

в) отметить букву, которая обозначает звонкий согласный, а произносится как глухой;

г) подобрать проверочное слово;

д) сделать вывод о единообразном написании слов: глаз — глаза.

З. Воспитывать интерес к чтению через сказки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный , наглядный.

Оборудование: карточки, сказочные герои, таблица, звездочки, тучка, солнышко.

1.Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

2. Психологическая минутка

- Какое настроение у вас сейчас?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка, посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите ее и покажите.

- Все ваше настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

- А для начала улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

3.Оформление тетради

4.Понятие о парных звонких и глухих согласных

а)Беседа о сказках.

-Герои сказок помогут узнать секрет согласных букв.

Красная шапочка(загадка).На доске записаны буквы: В; Б; С; Ш; З; П; Д; Ж; Т; Ф; К; Г.

- Прочитайте буквы. Что вы, ребята, заметили?

- На доске записаны звонкие и глухие согласные.

- Что помогло вам разделить эти буквы на две группы?

- Звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие согласные без голоса. Это нам и помогло разделить буквы на звонкие и глухие. Каждая из этих букв имеет пару, т.е. у этих букв при произношении встречается одинаковая преграда. Только один произносится с голосом ,а другой без голоса

- Какая тема нашего урока?(Правописание звонких и глухих согласных.)

- Сегодня мы будем учиться правильно, писать слова с парной согласной и подбирать проверочные слова.

5.Минутка чистописания

- Запишите буквы, записанные на доске парами. Постарайтесь не ошибиться.


На доске появляется таблица.

-Прочитайте парами звонкие и глухие согласные и запомните их.(Дети читают.)

Учитель называет слова: дуб, багаж, сторож, письмо, зелень, страна, флаг, дорога, ворона, город, шапка, кит, посуда.

-Как произносится парный согласный в начале слова?

Вывод: парные согласные в начале слова слышатся ясно, четко.

7.Наблюдение над парными согласными в сильной и слабой позиции. Буратино(загадка)

Задание: записать соответствующие буквам звуки.

-Мы знаем, что парный согласный в начале слова звучит ясно, четко. Но они еще встречаются и в конце слова. Буратино принес вам карточки со словами , в которых есть парные согласные .Он просит в скобках указать как они звучат в словах.

-Что нужно для этого сделать? (Произнести слово и обозначить звук)

дуб рукав круг вез ёж

дубы рукава круги вези ежи

— Проверяем. Сравним пару дуб и дубы. В какой позиции находится согласный на конце слова Дуб?( В слабой)

- В каком случае произносимый звук соответствует написанной букве?(В слове дубах)

-Сравните позиции звуков. Как вы думаете, почему согласный в этом слове находится в сильной позиции?(За согласным следует гласный)

- Что же произошло с парными согласным на конце слова дуб?( Заменяется в произношении парным глухим — оглушается)

С остальными словами задания дети работают аналогично.

Вывод: парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, т.е. правописание не соответствует произношению.

-В какой позиции должен находиться согласный, чтобы не сделать ошибки при написании?(В сильной)

-В каком случае согласный находится в сильной позиции? ( Если за ним следует гласный)

-В каком случае согласный находится в слабой позиции? (На конце слова)

-Как проверить на конце слова парный согласный?

Правило стр.103 №6

8.Физминутка
Прыжок – если на конце слова парный согласный.
Приседание – если нет этой орфограммы.
Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза.

9.Составление алгоритма

- Давайте составим алгоритм .Алгоритм – это задание, состоящее из команд. Если правильно выполнить все команды одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу.

А у нас задача научиться правильно писать парные согласные на конце слова

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

10.Закрепление изученного

а) Работа у доски. Сова(загадка)

- Какие слова требуют проверки? (Слова с парными согласными на конце слова)

-Какие слова являются проверочными? (Слова, в которых согласный стоит перед гласным)

-К словам подобрать проверочные слова

Гвоздь, гриб, желудь, арбуз, след.
б)Работа по вариантам.Винни –Пух (загадка)

ДРУ……, ШКА….. ГОРО…. КРО….

- Прочитайте слова. Как произносятся согласные при чтении? (Согласные произносятся глухо).

- Во всех ли словах вы будете записывать глухую согласную?

- В одном случае будем записывать звонкую согласную, в другом случае - глухую согласную.

Работаем по вариантам. Дети первого варианта записывают слова, которые пишутся со звонкой согласной, дети второго варианта записывают слова, которые пишутся с глухой согласной.

1 вариант :друг, город; 2 вариант: шкаф, крот.

в) Работа в группах. Незнайка (загадка)

- Ребята, найдите ошибки, которые допустил Незнайка.

На карточках у каждой группы текст.

Зимой медветь спит в берлоге.

Бабушка испекла вкусный пирок.

У дома большой фруктовый сат.

г)Графический диктант.Ослик (загадка)

– Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую бы вы написали на конце слов– отгадок.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Зимнее стекло
Весною потекло.(Лёд)

За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)

Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (Снег)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.(Гриб)

11. Домашнее задание: стр. 102 №2

12. Итог урока Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок

- С какими согласными познакомились на уроке?( Звонкие и глухие парные согласные)
- Назовите парные согласные.( Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С)
-Какие звуки звонкие, а какие глухие?(Б,В,Г,Д,Ж,З – звонкие, П,Ф,К,Т,Ш,С – глухие)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце слова?
(Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

13. Рефлексия

- Вы очень хорошо работали на уроке. Парные согласные в вашу честь и с вашей помощью устраивают праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную, оранжевую звёздочки. Если было трудно – синюю. Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, приклеивают, затем – мальчики.

- В начале урока мы обозначили наше настроение. А в конце урока оно изменилось?

Читайте также: