Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч зч шч жч стч здч 10 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

6 Но! В словах жужелица, брыжи пишется одна буква ж; б) сс: в слове ссора и в его производных (при сочетании корня ссор и приставки на с пишутся две буквы с: рассориться); а также в словах: Россия, великоросс, российский и т. д. Но! В корне рус пишется одна буква с: русистика, обрусеть и т. д. В словах русский, белорусский согласные сс принадлежат к разным морфемам корню и суффиксу. Запомни: белорус, белоруска, Беларусь, но: Белоруссия; в) нн: в слове одиннадцать и в его производных. 2. Двойные согласные пишутся в русских словах: на стыке приставки и корня: рассердить раззадорить, бессовестный беззаветный; на стыке корня и суффикса и в суффиксах: черкесский, воспитанный, избранный и т. п. (См. правописание различных частей речи.) 3. Двойные согласные в корне, как правило, характерны для заимствованных слов: аббревиатура, аккордеон, атташе, каллиграфия и т. д. В производных от этих слов двойные согласные сохраняются: масса > массовый, касса > кассовый и т. д. Обрати внимание! Исключение составляют некоторые русифицированные образования, в которых пишется одна буква: кристалл > кристальный; колонна > колонка; манна > манка и др. (обычно двойное нн стягивается в одно перед суффиксом к ); а также уменьшительные имена лиц: Алла > Алка, Анна > Анка, Кирилл > Кирилка и т. д. Не сохраняется двойная согласная в первой части сложносокращённых слов: грамзапись (граммофонная запись), корпункт (корреспондентский пункт). 4. Запомни! Перед чит пишется сс: рассчитать, рассчитывать; перед чёт пишется с: расчёт, расчётливый. Но! Бессчётн 3.Закрепительные упражнения. Упр.127. Упр.129. Домашнее задание:пар.25,упр.128.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе 28 ноября 2017

Цели : 1. Обобщение знаний по орфографии.

2. Развитие навыков самообучения и самоконтроля.

3. Развитие умения работать в группах, ставить задачи и находить их решения.

Оборудование : языка, карточки разноуровневые, таблицы.

Технологии : личностно ориентированное развивающее обучение

Вызов . Ровесник – сверстник лексическое значение/ орфограммы

Ровесник ( срав. ро весн ик – человек, проживший одинаковое количество весен ( весн а), лет)

Бума..ка, ре..кий звук, сер..це, сва..ьба, лес..ница, жени..ьба, чудес..ный, радос..ный, безрука..ка, чу..ство,

Коллективная работа . В КИМах ЕГЭ есть задания, проверяющие умения не только анализа текста, но и знание изучаемой орфограммы.

Комплексный анализ текста

Определить тему текста.

Какова основная мысль (идея) текста.

Определите стиль и тип речи текста.

1)художественный стиль, повествование

2)художественный стиль, рассуждение и описание

3)разговорный стиль, повествование

4)публицистический стиль, описание

Из 1-2 предложений выписать слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Найдите в тексте предложение с обращением. Запишите номер предложения.

Указать номера простых предложений.

Из 3-4 предложения выписать слово с непроизносимой согласной в корне

3. Обобщение и систематизация материала по таблице.

Правописание непроизносимых согласных.

При произношении некоторых слов происходит выпадение согласного, проверяем: агентство – агент; радостный – радость, вкусный- вкусен.

Но: ровесник – сверстник, косный (отсталый) взгляд, костный (из кости) мозг.

Яства (еда, угощение) – явственно (наяву) видеть.

Шествовать (идти) – шефствовать (над кем – либо).

Закрепление знаний .

Индивидуальная работа – работа в парах с последующей самопроверкой.

Окрес…ность, радос…ный, вкус…ный, грус…ный;

чудес…ный, прекрас…ный, неизвес…н.ый, опас…ный;

ненас…ный, прекрас…ный, грус…ный, учас…ник;

вес…ник, прелес…ный, вкус…ный, чес…ный.

Домашнее задание: на выбор.

Ше..ствовать по городу.

Ви..жать от счастья.

Блес..нуть на вечере.

За правильно выполненное задание – 1 балл.

ИЛИ : Домашнее задание / выбор

Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской . 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

2. Выпишите из текста все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание

Сказка, сочиненная жизнью.

Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!

1. Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в таких сочетаниях, как вств , здн , лвств , лнц , ндск , нтск , рдц , стб , стн , стл , нужно подобрать проверочное слово, в котором после непроизносимого согласного стоит гласный.

блеснуть (но блеск, блестеть),
плеснуть (но плеск, плескать),
лестница (но лесенка),
склянка (но стекло).

Необходимо запомнить эти слова: инцидент, компрометировать, констатировать, прецедент, ровесник, сверстник, участвовать, чувство, шествовать, яства и нек. др.

3. Сочетания сч , зч , шч , жч , стч , здч , обозначающие долгий мягкий шипящий звук [ш'] , пишутся на стыке двух морфем:

Буквой щ звук [ш'] передаётся в том случае, если он входит в состав одной морфемы: защёлка, дощатый.

30.04.2020 ПК1 русский язык Правописание непроизносимых согласных
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)


изучить материал, выполнить упражнение

ВложениеРазмер
pravopisanie_neproiznosimyh_soglasnyh_i_sochetaniy_sch.docx21.53 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч

1. Сочетание согласных вызывает трудности в правописании, так как при произношении один согласный иногда выпадает. Непроизносимые согласные встречаются в сочетаниях согласных стн, здн, стл, вств, лвств, лнц, ндск, нтск, рдц, стб.

Сравните слова по написанию и произношению (рядом со словом указано, как звучат подчеркнутые сочетания согласных):

Уча ств овать /ств/

Чу вств овать /ств/

Как видно из примеров, в подчеркнутых сочетаниях согласных может быть непроизносимый согласный звук, при этом он не влияет на произношение: сн и стн звучат, как /сн/, зн и здн — как /зн/, сл и стл — как /сл/ .

  • Таким образом, если в середине слова слышатся сочетания /сн/, /зн/, /сл/, /рц/, /ств/ , то слово надо проверять.

Чтобы проверить написание слов с сочетаниями согласных вств, здн, стн, стл, стб, лнц , рдц, нтск, ндск, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором после первого или второго согласного оказался бы гласный: вку сн ый — вкус е н, се рдц е — серд е чко, здра вств уй — здрав и е, па стб ище — пас т и, гига нтск ий — гигант ы , радо стн ый — радост и . Если проверочное слово не подбирается, необходимо проверить написание слова по словарю.

Следует различать по смыслу слова:

Шефствовать ( от слова шеф) — шествовать (шествие по площади)

Явственный (явь) — яства (т.е. еда)

Костный мозг (кость) — косные взгляды

Запомните следующие слова:

Блеснуть (но блеск, блестеть)

Плеснуть (но плеск, плескать)

Лестница (но лесенка)

Склянка (но стекло)

2. В русском языке сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч и буква щ обозначают один долгий мягкий шипящий звук /ш’/, например: перебе жч ик, разно сч ик, жен щ ина — в этих словах подчеркнутые буквы звучат, как /ш’/.Чтобы не ошибиться в написании таких слов, надо разобрать слово по составу: щ входит в состав только одной части слова: жен щ ина (в корне), щ ука (в корне). А сочетания согласных встречаются на стыке двух частей слова : перево зч ик (соединение корня -воз- и суффикса -чик- ), сч итать (соединение приставки с- и корня -чит- ).

Произношение /ш’/ в слове счастье не влияет на его написание. В нем традиционно пишется сочетание сч .

! Примечание. Суффиксы — ч ик-, — щ ик- в существительных, обозначающих род деятельности, черты характера человека и наименования машин и аппаратов.

Для выбора правильного суффикса:

2) Найдите букву перед суффиксом.

  • После д, т, з, с, ж пишется суффикс — чик -: ле т чик (кто ле т ает), гру з чик (кто гру з ит), перепи с чик (кто перепи с ывает), перебе ж чик (кто перебе г ает — перебе ж ать). Исключ .: асфальт щик , брильянт щик ;
  • После других букв — суффикс — щик -: каме н щик , сва р щик , кладо в щик , стеко ль щик .

Не путать! Стакан чик , вагон чик — уменьшительно-ласкательный суффикс — чик -.

Выберите правильное написание.

Се(рдц|рц)е, со(лнц|нц)е, запа(стн|сн)ой, громо(здк|зк)ий, ле(стн|сн)ый, расчи(стк|ск)а, чуде(стн|сн)ица, па(стб|сб)ище, древе(стн|сн)ый, че(стн|сн)ый, здра(вств|ств)уй, чу(вств|ств)о, ненави(стн|сн)ый, изве(стн|сн)ый, безжало(стн|сн)ый, зави(стл|сл)ивый, преле(стн|сн)ый, ве(стн|сн)ик, сви(стн|сн)уть громко, сча(стл|сл)ивый.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Урок русского языка в 10 классе 28 ноября 2017

Цели : 1. Обобщение знаний по орфографии.

2. Развитие навыков самообучения и самоконтроля.

3. Развитие умения работать в группах, ставить задачи и находить их решения.

Оборудование : языка, карточки разноуровневые, таблицы.

Технологии : личностно ориентированное развивающее обучение

Вызов . Ровесник – сверстник лексическое значение/ орфограммы

Ровесник ( срав. ро весн ик – человек, проживший одинаковое количество весен ( весн а), лет)

Бума..ка, ре..кий звук, сер..це, сва..ьба, лес..ница, жени..ьба, чудес..ный, радос..ный, безрука..ка, чу..ство,

Коллективная работа . В КИМах ЕГЭ есть задания, проверяющие умения не только анализа текста, но и знание изучаемой орфограммы.

Комплексный анализ текста

Определить тему текста.

Какова основная мысль (идея) текста.

Определите стиль и тип речи текста.

1)художественный стиль, повествование

2)художественный стиль, рассуждение и описание

3)разговорный стиль, повествование

4)публицистический стиль, описание

Из 1-2 предложений выписать слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Найдите в тексте предложение с обращением. Запишите номер предложения.

Указать номера простых предложений.

Из 3-4 предложения выписать слово с непроизносимой согласной в корне

3. Обобщение и систематизация материала по таблице.

Правописание непроизносимых согласных.

При произношении некоторых слов происходит выпадение согласного, проверяем: агентство – агент; радостный – радость, вкусный- вкусен.

Но: ровесник – сверстник, косный (отсталый) взгляд, костный (из кости) мозг.

Яства (еда, угощение) – явственно (наяву) видеть.

Шествовать (идти) – шефствовать (над кем – либо).

Индивидуальная работа – работа в парах с последующей самопроверкой.

Окрес…ность, радос…ный, вкус…ный, грус…ный;

чудес…ный, прекрас…ный, неизвес…н.ый, опас…ный;

ненас…ный, прекрас…ный, грус…ный, учас…ник;

вес…ник, прелес…ный, вкус…ный, чес…ный.

Домашнее задание: на выбор.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся звонкие согласные.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся непроизносимые согласные.

Ше..ствовать по городу.

Ви..жать от счастья.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся непроизносимые согласные.

Блес..нуть на вечере.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

Отметьте номера тех слов, в которых нет непроизносимых согласных.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся двойные согласные.

За правильно выполненное задание – 1 балл.

ИЛИ : Домашнее задание / выбор

Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской . 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

2. Выпишите из текста все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание

Сказка, сочиненная жизнью.

Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!

Конспект урока правописание непроизносимых согласных 10 класс

Правописание согласных состоит из 5 основных правил: 1) проверяемые согласные 2) непроверяемые согласные, 3) правописание непроизносимых согласных, 4) двойные согласные в иноязычных словах, 5) удвоение согласных в русских словах. В настоящем конспекте рассматриваются первые три правила.

Проверяемые и непроверяемые согласные

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми (или труднопроверяемыми) согласными.

  1. Чтобы проверить слова с сомнительной согласной, нужно изменить слово так, чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук, например: косьба (косить) —резьба (резать) . В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась одна из букв р, л, м, н, в, например: штраф — штрафной, зубки — зубной, бегство — беглый, вымок — мокрый.
  2. Написание слов с непроверяемыми согласными проверяется по орфографическому словарю. Например: вокзал, мундштук, футбол, ягдташ.

Правописание непроизносимых согласных

3. Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: грустный — грустить, грустен (ср.: вкусный, вкусен); свистнуть — свистеть.

  • Обратите внимание, что в словах безгласный, вкусный, искусный, косный (отсталый, реакционный), опасный, ровесник, словесность, ужасный, напрасный и др. непроизносимого согласного нет (вкусен, опасен).

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), лестница (хотя лесенка), склянка (хотя стекло).


Читайте также: