Конспект продуктивной деятельности для детей с зпр

Обновлено: 04.07.2024

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность и самостоятельность, чувство бережного отношения к зимующим птицам, желание помогать им.

Оборудование и материалы: ватные палочки, краски (гуашь), влажные салфетки, клеёнчатые салфетки, тарелочки под чистые и использованные ватные палочки, заготовки птиц, ели (3 штуки), образцы дятла, снегиря, синицы, музыкальное сопровождение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект коррекционно-развивающей НОД по лепке

Баранки (ср. гр.)

Коррекционно-развивающие задачи: развивать у детей тактильно-двигательное и зрительное восприятие ,мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к результатам своей работы; воспитывать у детей интерес к процессу лепки из теста.

Материал и оборудование: фартуки, дощечки для лепки, блюдо, матрешки, соленое тесто, кукла, бублики и баранки (муляжи).

Словарная работа: отщипывать, разминать, раскатывать, соединять, прижимать.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что Настенька держит в руках бублики и баранки. Баранки – большие, а бублики – поменьше.

Ай, качи, качи, качи,

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи!

Налетели тут грачи,

Дети приступают к лепке. Воспитатель заинтересовывает пассивных, помогает своими действиями тем детям, у которых не получается.

Воспитатель предлагает отщипнуть еще тесто и продолжить работу, а готовые баранки выкладывает на жостовские подносы.

Конспект коррекционно – развивающей НОД по лепке

Цель: Освоение способа создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

1. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания, примазывания и оттягивание пластилина

2. Развивать у детей умения самостоятельно передавать в лепке форму и строения знакомого образа

3. Корригировать мелкую моторику рук

4. Воспитывать у детей чувство удовлетворения от хорошей и красиво сделанной поделки.

Активизация словаря: комок, угольки, сучки, скульптура, снежный покров

Материал: демонстрационный: плакат с изображением снеговиков, отличающихся друг от друга, игрушка зайчика, снеговика; раздаточный: картон голубого цвета, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стеки, салфетки.

I. Организационный момент

Дети сидят по двое за столами. На столах принадлежности для лепки, бросовый материал.

II. Основная часть

1. Вступительная беседа

Воспитатель держит в руках игрушку вороны

- Сегодня по дороге на занятия я встретила Каркушу, она была такой грустной. Новогодние праздники закончились, и Каркуша заскучала. Но когда я ей рассказала, чем мы с вами будем заниматься, ей очень захотелось побывать на нашем занятии. Оставим Каркушу у нас?

- Тогда помогите ей отгадать загадку.

Меня не растили, из снега слепили

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза – угольки, губы – сучки

Холодный, большой, кто я такой? (Снеговик)

- Ребята, а почему он так называется?

- Его лепят из снега.

- А каким образом это делают?

- Скатывают комки из снега и ставят один на другой.

- Скажите, а комки одинаковые по величине?

- Комки разные: снизу самый большой, на него ставят комок поменьше, а где голова – самый маленький.

- Верно. Дети любят лепить снеговиков. Послушайте, как это делали дети из стихотворения Агнии Барто:

Мы не ели, мы не пили

Бабу снежную лепили…

Улыбаясь как живая

В парке, в тишине

Встала баба снеговая

Но темнеет – вот досада!

Гаснет свет зари

По домам ребятам надо

Вдруг нахмурилась Наташа

Ей всего пять лет…

Говорит: - «Мне бабу жалко,

Мы не ели и не пили

Бабу новую слепили…

Скоро стихнет звон трамвая

Наша баба снеговая будет не одна

- Мы тоже будем лепить снеговиков. Перед началом лепки необходимо подготовить руки к работе.

Разотру ладошку сильно - Растирание ладоней

Каждый пальчик покручу - Захватить каждый пальчик у основания и

вращательными движениями дойти до

Поздороваюсь с ним сильно - Сцепить (указательные, средние,

безымянные и мизинцы) пальцы между

И вытягивать начну - Каждый пальчик массировать от основания к

ногтям всеми пальцами другой руки

Руки я затем помою - Потереть ладошкой одной руки о тыльную

сторону другой руки

Пальчик к пальчику сложу - Соединить пальцы обеих рук

На замочек их закрою

И тепло поберегу - Пальцы в замок

4 Объяснения работы

Воспитатель рассказывает этапы выполнения поделки, которые зафиксированы на рисунке – схеме

5 Упражнения на развитие тактильных ощущений

- Вы ребята знаете, что снеговик сделан из снега и что бы он ни растаял, ему нужен холод. Сейчас мы отыщем в волшебном мешочке все холодные вещи, и тогда наши снеговики не растают.

Дети по очереди подходят к воспитателю и, опустив руку в мешочек, ощупывают, находящиеся в нем предметы. Холодные предметы (кусочек льда в целлофановом пакетике, железная ложка и др.) выставляют на стол

- Замечательно, справились с заданием, а теперь приступайте к лепке снеговика, используя схему – подсказку

III. Самостоятельная работа

Проводится индивидуальная работа с детьми с целью коррекции умения раскатывать, сплющивать и оттягивать пластилин

Проведение пальчиковой гимнастики

В гости к пальчику большому - Выставляются вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому - Соединить кончики обеих рук

Указательный и средний

Безымянный и последний - Поочерёдно называемые пальцы

соединяются с большими на двух

Сам мизинчик малышок - Вверх выставляются только мизинцы,

пальцы сжаты в кулак

Постучался о порог - Кулачки стучат друг о дружку

Вместе пальчики друзья

Друг без друга ни куда - Ритмично сжимать и разжимать пальцы на

- Какие красивые и разные снеговики получились у ребят. Предлагаю устроить для Каркуши выставку ваших работ.

- Каркуше очень понравились ваши поделки. Но она не запомнила, как вы их делали. Кто поможет Каркуше вспомнить этапы выполнения снеговика?

Каждый из детей рассказывает по одному этапу технологии лепки снеговика из пластилина.

- Спасибо, ребята Каркуше очень понравилось у нас на занятии, и она обещала придти к нам ещё.

Конспект НОД по изобразительной деятельности.

Программное содержание:

развивать внимание, мелкую моторику ,наблюдательность;

побуждать детей использовать готовые работы в игровой деятельности;

учить детей основам безопасности в быту;

воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Конспект занятия по аппликации в ст.группе.

Тема: Одежда.
Цель: Формировать у ребенка активный интерес к окружающему миру и предоставлять возможность ребенку отображать действительность, формировать целенаправленную деятельность и развивать общие интеллектуальные умения.
Задачи. Образовательные:
• Учить выполнять аппликацию по образу, наклеивая предметы различной формы, величины и цвета.
• Продолжать формировать у детей положительное отношение к выполнению аппликации.
• Учить называть внешние признаки предметов.
• Учить ориентироваться на листе бумаги.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям.
• Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к поделкам, трудолюбие), самостоятельность.
• Воспитывать оценочное отношение детей к своим работам и работам своих сверстников.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать умение правильно располагать заготовки аппликации и соблюдать последовательность их наклеивания.
• Фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях.
• Учить анализировать образец.
• Развивать мелкую моторику.
• Коррегировать личностные качества эмоционально-волевой сферы детей (самоконтроль, усидчивость, умение выражать свои чувства).

• Подготовительная часть.
1. Организационный этап.
2. Вводная беседа.
В: Сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: Посмотрите, кто еще пришел к нам в гости?
Д: Кукла.
В: Давайте поиграем с ней и посмотрим как она одета.
Д: Да.
В: Сейчас у нас на улице какое время года?
Д: Зима.
В: На улице тепло или холодно?
Д: Холодно.
В: А что мы ей оденем, чтобы она не замерзла на улице?
Д: На ноги - штаны,
На туловище – курточку,
На голову – шапку,
На шею – шарф,
На руки – варежки.
В: Молодцы! Правильно!
Дети по одному выходят и одевают какой-либо предмет из одежды.
В: А как можно назвать одним словом все эти вещи?
Д: Одежда!
В: Хорошо. Молодцы.

• Основная часть
1. В: У нас с вами сегодня занятие "Аппликация". Для занятия нам потребуются: клей, заготовки одежды из цветной бумаги, куколка, наклеенная на бумагу, салфетки для рук.
В: Покажите мне клей.
Д: Показывают клей.
В: Покажите одежду для куколок .Найдите у себя на столе курточку.
Д: Дети показывают курточку.
В: Найдите шапочку.
Д: Дети показывают шапочку.
В: Найдите шарфик.
Д: Находят и показывают шарфик.
В: А теперь давайте найдем варежки.
Д: Находят варежки.
В: Молодцы. А как все эти предметы можно назвать одним словом?
Д: Одежда!
В: Хорошо! Правильно!

2. Анализ объекта изображения (образца) по форме, величине, строению, цвету и положению в пространстве.
В: А что это у меня изображено на картинке?
Д: Одежда!
В: А зачем она нужна нам?
Д: Чтобы одевать зимой, когда холодно.
В: Назовите… Что мы одеваем сначала, а что потом?
Д: Называют одежду.
3. Определение последовательности выполнения аппликации.
В: Посмотрите на картинку. Мы будем с вами одевать мальчика и девочку и начнем делать нашу аппликацию в следующей последовательности.
В:Сначала мы оденем нашей куколке курточку, затем наденем шапку и шарф. Потом варежки.
В: А теперь давайте у себя на столе оденем нашу куколку в такой же последовательности. Дети по очереди делают работу у себя на столах, а потом рассказывают вслух последовательность аппликации на нашу куколку.
4. Делаем пальчиковую и артикуляционную гимнастику (см. приложение).
5. 4. Работа над аппликацией и руководство процессом.
В: Сначала все приклеиваем курточку.
Затем приклеиваем шапочку и шарфик.
Только потом приклеиваем варежки.
Воспитатель помогает детям, осуществляя фронтальное и индивидуальное руководство процессом наклеивания аппликации.

Заключительная часть.
1.Подведение итогов занятия.
В: Что мы с вами сегодня делали?
Д: Клеили!
В: А что мы клеили?
Д: Куртку, шапку и шарфик, варежки.
В: Как можно назвать одним словом все эти предметы?
Д: Одежда.
В: А чем мы пользовались, для того, чтобы приклеить одежду?
Д: Клеем.
В: А еще чем?
Д: Заготовками из цветной бумагой.
В: Значит, как называлось наше занятие?
Д: Аппликация.
В: На этом наше занятие закончено. Давайте покажем друг другу свои работы. Хорошо! Все посмотрели! Молодцы.
В: Все могут встать и подойти со своими работами сюда для совместной фотографии.
В: Спасибо вам за внимание!

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР “Путешествие в страну математики”

Автор: Большакова Вероника Андреевна
Учебное заведение: Ярославская область, г. Углич, МДОУ д/с №4 "Олимпийский"
Краткое описание работы: Конспект составлен для детей с ЗПР, он отличается интересными, яркими заданиями. Дети выполняют упражнения с удовольствием, хотя и имеют сложности в развитии.

“Игры для детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра”

Автор: Лаптева Наталья Ивановна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №178" г.о. Самара
Краткое описание работы: В работе приведена подборка психологических игр для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), а именно для детей с ЗПР (задержка психического развития) и детей с РАС (расстройство аутистического спектра).

Автор: Куряткова Елена Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ МО "Город Архангельск" "Детский сад компенсирующего вида номер 162 "Рекорд"
Краткое описание работы: В данной работе представлены различные игры и упражнения на закрепление знаний и умений по теме "Семья", а так же на развитие логических умений.

Конспекты культурных практик на тему “Маленькие исследователи”

Автор: Валитова Светлана Анваровна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №26"
Краткое описание работы: представлены конспекты культурных практик к программе Дороновой "Миры детства конструирование возможностей"

Конспект НОД с использованием ИКТ “Знакомство с русским национальным костюмом”

Автор: Шипулина Светлана Геннадьевна Зотина Наталия Борисовна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29" Нижегородская обл. г. Балахна
Краткое описание работы: Интегрированное занятие (ознакомление с окружающим миром и развитие речи + рисование) по ознакомлению детей с ЗПР с русским национальным костюмом.

Автор: Спиридонова Татьяна Степановна
Учебное заведение: МБДОУ № 17 "Ручеек"
Краткое описание работы: Работа адресована студентам педвузов, родителям, психологам, логопедам, заинтересованным в развитии детей 4-5 лет с диагнозом ЗПР. Материалы конспекта относятся к лексической теме "Времена года. Осень".

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: “Поиграем с Жучкой”

Автор: Гагарина Анна Валерьевна
Учебное заведение: ГКУЗ АО "Северодвинский специализированный дом ребенка"
Краткое описание работы: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога, может использоваться в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Автор: Гагарина Анна Валерьевна
Учебное заведение: ГКУЗ АО "Северодвинский специализированный дом ребенка"
Краткое описание работы: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит развитие педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Поэтому одной из актуальных проблем современной педагогики остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного и коррекционного процесса. А для того, чтобы решить эту проблему, необходимы совершенствование методов и форм организации коррекционно-развивающей работы, поиск новых, более эффективных путей формирования личности ребенка, которые учитывали бы реальные его возможности.

ЗПР конституционального генеза.

ЗПР соматогенного генеза.

ЗПР психогенного генеза.

ЗПР церебрально-органического генеза.

Для детей с ЗПР характерны отставание в развитии мышления и речи, плохая память, нарушение эмоционально-волевой сферы, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. У детей с ЗПР особенно страдают такие психические функции, как ощущения, восприятия и речь, которые начинают развиваться на более раннем этапе развития. Поэтому процесс переработки сенсорной информации у них существенно отличается от подобного процесса нормально развивающихся детей. Скорость их зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы. В связи с нарушением восприятия сенсорных эталонов они затрудняются выделять свойства предметов, их существенные признаки. Этому способствует и то, что у таких детей не сформированы обследовательские действия, поэтому они не могут долго играть одной игрушкой, склонны к бессодержательным играм типа борьбы, бега. У детей с ЗПР снижен контроль за качеством выполнения работы, т. к. они, как правило, не воспринимают отклонения.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формирование изобразительной деятельности, в том числе рисования.

В работе Лебедевой Е.Н. представлена характеристика особенностей рисования детей с ЗПР. Они испытывают затруднения при выборе предмета, который можно изобразить, затрудняются в выборе темы, не проявляют при этом активности и самостоятельности. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур. Дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко. У детей с ЗПР не наблюдается стремление к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание о том, что имеются краски, карандаши разного цвета, не побуждают детей к их использованию. Поэтому их работы примитивны. Кроме этого многие дети неадекватно используют цвет (например, снеговика могут нарисовать красным цветом).

По мнению Екжановой Е.А. даже к 6-летнему возрасту предметный рисунок схематичен, упрощен. Рисуя человека или животного, изображают только крупные детали, а мелкие могут отсутствовать. Дети часто изображают цветы, дома и деревья одинаковой величины. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.

У многих детей изучаемой категории даже к подготовительной группе еще недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, затрудняются в прорисовке мелких деталей, плохо владеют приемами закрашивания. Несмотря на то, что рисунки выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно. Поэтому, для детей с ЗПР характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к изобразительной деятельности.

Такова качественная характеристика изобразительной деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Однако, такие авторы, как Т.А. Власова, Н.Ю. Борякова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Е.А. Екжанова и др., иучающие данную категорию детей, подчеркивают показатели обучаемости. Они отмечают, что дети с ЗПР способны продуктивно использовать дозированную помощь взрослых, могут перенести найденное решение на аналогичное задание, демонстрируют хорошие потенциальные возможности психического развития. Поэтому так необходимо своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений у детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

В связи с этим особый интерес представляет изучение нетрадиционных техник изображения и их использование в коррекционной работе с дошкольниками.

Доступность нетрадиционных техник приводит детей к удивлению, ситуации успеха, что является важным принципом в работе с детьми с ЗПР. Это стимулирует их желание понять и реализовать способы рисования. А задача воспитателя научить детей разумно пользоваться этим многообразием.

Лебедева Е.Н. отмечает, что благодаря высокой коррекционной значимости нетрадиционных техник у детей появляется уверенность в изобразительной деятельности. При контакте пальцев с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В дальнейшем при экспериментировании с водой и краской у детей развиваются восприятие цвета и чувство цвета. Постепенно дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки элементов образного мышления, что важно для их дальнейшего развития.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Это обуславливается тем, что работа с нетрадиционными средствами не только интересна и увлекательна, но и посильна. Тем самым ребёнок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх.

Как правило, дети с ЗПР часто копируют образец, чего не может наблюдаться, используя нетрадиционные техники изображения, так как они знакомятся не с образцом, а со способом действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это способствует развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.

Использование нетрадиционных техник изображения позволяют организовать совместную деятельность детей по созданию коллективных произведений. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально личностного развития особенно эффективны арт-терапевтические техники, которые успешно применяют психологи и психотерапевты. Арт-терапия – это терапия искусством, понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства и в частности – рисования.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с проблемами в развитии в целом. О необходимости использования в коррекционной работе нетрадиционных техник изображения говорили многие авторы: Лебедева Е.Н., Дубровская, Екжанова Е.А., Утробина К.К. и др.

Однако особенности ребенка с задержкой психического развития предполагают особый подход к организации занятий, поэтому не все предложенные формы, методы работы с нетрадиционными техниками рисования можно использовать при работе с детьми ЗПР. Наработки авторов можно применять частично, упрощая или наоборот, усложняя. Важной задачей является определение тематики занятий, соответствующих общему тематическому планированию всей коррекционно-развивающей работы.

Значит, возникает необходимость определить круг задач, содержание, разработать методику проведения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, учитывающих их особенности.

Сравнительные результаты исследования дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной и контрольной групп показывают эффективность разработанной нами методики, необходимость проведения такой работы, начиная с младшей возрастной группы, а та же продолжения начатой работы в подготовительной группе.

Таким образом, в ходе работы были решены все поставленные нами задачи, и цель работы в целом была достигнута.

Читайте также: