Заработная плата и стимулирование труда конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Труд - целесообразная деятельность по созданию материальных и духовных благ.

Заработная плата (трудовое денежное вознаграждение) – денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем наемному работнику за выполненный труд.

Квалификация – 1) степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; 2) профессия, специальность.

Право – 1) мера свободы, справедливости и ответственности человека; 2) вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства.

Основные выводы:

Итак, труд – деятельность, результатом которой является удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. За свой труд работник получает трудовое денежное вознаграждение (зарплату). Используются сдельная и повременная системы оплаты труда. Трудовая деятельность регулируется нормами трудового права. Основанием для возникновения трудовых отношений является трудовой договор, фиксирующий права и обязанности работника и работодателя. Согласование интересов работников и работодателей осуществляется через систему социального партнерства. Трудовой кодекс РФ регулирует трудоустройство несовершеннолетних.

Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. – М.: Просвещение, 2017.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: с формировать понятия о таких экономических терминах, как заработная плата, труд, разделение труда, безработица, форма оплаты труда.

Задачи урока:

- рассмотреть виды оплаты труда;
- составить сравнительную характеристику видов оплаты труда;
- выявить формы оплаты труда в современном обществе;
- совершенствовать умение размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
- воспитывать интерес к предмету путем использования нестандартных заданий.

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями модернизация, гражданская война, закон о гомстедах.

Методы : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации деятельности учащихся : коллективная, индивидуальная


Нижней границей заработной платы является прожиточный минимум.

Прожиточный минимум — уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

Структура заработной платы





Стимулирование труда — внешнее влияние на поведение человека в сфере труда, способствующее росту его заинтересованности в труде.


1 Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно раскрыть творческий потенциал личности.


Основные требования к организации стимулирования труда


Основные способы стимулирования труда



Образец задания

(Б) Сдельная форма заработной платы используется при вознаграждении за труд

1) водителя троллейбуса
2) учителя
3) тренера
4) токаря

Автор: Фимина Любовь Степановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №25 имени В.А. Малышева
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: план -конспект урока " Труд и зарплата"
Раздел: среднее образование

Ф.И.О. Фимина Любовь Степановна

Место работы: МОУ СОШ №25

Должность: учитель истории и обществознания

Базовый учебник: Обществознание. 7 класс Учебник для общеобразовательных

учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Цель урока: формирование понятия труд и зарплата, формирование осознанного

профессионального выбора в будущем.

Задачи урока. В результате изучения темы ученики должны уметь:

давать определение понятию труд, зарплата

характеризовать различные системы оплаты труда, уровни сложности труда

проводить сравнительный анализ квалифицированного и неквалифицированного

называть причины разной оплаты труда

Ожидаемые результаты. В результате изучения темы ученики должны уметь:

характеризовать различные виды зарплаты

проводить сравнительный анализ между разными видами труда и его оплаты

называть причины разной оплаты труда

учитывать изученные факторы, влияющие на оплату труда для будущего

Формы работы учащихся: осмысленное чтение учебника, обсуждение в парах и мини-

группах заданий учителя, работа с планом- схемой, индивидуальное творческое задание.

Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель даёт задание ученикам на повторение предыдущей темы из рубрики учебника «В классе

Задаёт вопрос одинаково ли оплачивается такой труд? Далее учитель предлагает детям

самостоятельно определить тему урока, цель и задачи урока. После опроса учащихся учитель

фиксирует тему и проговаривает цель и задачи урока.

Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений.

Учитель предлагает поработать в парах написать определение понятия зарплата и записать 5-6

факторов, которые влияют, по их мнению, на размер зарплаты. Далее учитель просит их зачитать

свои списки и сравнить с тем, который даётся в учебнике на стр. 80. Ученики фиксируют в тетради

определение понятия зарплата. Зачитывают перечисленные в учебнике факторы, влияющие на её

размер. У многих учеников в их списках названы в основном только факторы, связанные с

качеством и количеством труда. Остальные им не знакомы. Учитель спрашивает все ли

перечисленные автором факторы им понятны и предлагает вместе их отработать.

Этап обретения новых знаний.

Учитель предлагает объединится в две пары по 4 человека и разобрать каждый из перечисленных

факторов по плану

Что они понимают под данным условием.

Привести пример, как учитывается данный фактор при оплате труда учителя.

Привести пример другой профессии, где этот фактор является самым главным с их точки

Ученики самостоятельно в мини-группах разбирают перечисленные факторы оплаты труда по

плану учителя и в конце этого этапа ученик от группы озвучивает их ответ. Всего таких групп – 6, по

количеству условий, названных в учебнике. Учитель комментирует ответы учеников.

Этап первичного закрепления изученного материала и самостоятельной работы с

Учитель задаёт вопросы на понимание каждого из этих факторов. Особенно подчёркивая важность

такого фактора, как социальная значимость труда и просит учеников назвать какие профессии, по

их мнению, наиболее важны в наше время для общества и фиксирует ответы учеников на доске.

Далее учитель прочит учеников проговорить перечисленные факторы друг другу. Вместе с

учениками учитель анализирует зарплату учителя и факторы, влияющие на её размер. Учитель

заполняет с учениками с учениками план – схему на заготовленных распечатках. Ученики вносят

записи в распечатку. Учитель предлагает, работая в паре, в последнюю графу проставить номер

данного фактора по его значимости при начислении зарплаты. Анализ зарплаты учителя вызывает

учеников большой интерес. Как правило, ученики на первое место ставят сложность труда учителя.

При заполнении плана-схемы учитывается работа, проделанная в мини-группах. Учитель

спрашивает учеников, как они думают, а какую зарплату получает учитель. Ученики называют свои

варианты. Учитель называет среднюю зарплату учителя данной школы.

Учитель средней школы

Нагрузка учителя, например 18 часов в неделю или больше

Результаты учеников при проведении итоговой аттестации

Квалификационная категория учителя (без категории, первая,

Категория обучающихся (например, классы с углублённым

изучением предмета или педагогической поддержки)

Район расположения учебного заведения (например, район

Важность труда представителя этой профессии. Например, есть

Работа учителя не относится к категории профессий с

повышенной степенью риска

Уникальность труда учителя может учитываться для

представителей творческих профессий

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и задание на дом.

Учитель спрашивает учеников, что нового они узнали на уроке и предлагает ученикам

самостоятельно придумать задание по пройденной теме. Ученики называют разные варианты

заданий. Учитель даёт задание проанализировать изученные факторы оплаты труда их будущей

профессии или профессии их родителей. Учитель предлагает оформить работу рисунком

представителя данной профессии с атрибутами этой профессии. На следующем уроке учитель

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Заработная плата и стимулирование труда. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Особенности рынка труда Рынок труда – это система социально-трудовых отношений, между работодателями и работниками по поводу условий найма и использования рабочей силы.

Заработная плата – это Материальное вознаграждение за труд, выплачиваемое наемным работникам предприятий.

Меры государственного регулирования заработной платы Установление минимального размера оплаты труда; - 12130р. Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности; Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы; Регулирование налогообложения заработной платы и других видов трудовых доходов; Обеспечение соблюдения законодательства в сфере заработной платы

Основные факторы, определяющие величину з/п. Уровень образования; Квалификация; Опыт работы; Природные способности; Здоровье.

Прожиточный минимум - это Уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Для трудоспособного населения - 11510 рублей. Для детей - 10383 рубля

Читайте также: