Конспект урока пушкин няне 4 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Глоссарий по теме

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный приём; олицетворение; лирический герой; эпитет; метафора; сравнение; послание

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Сегодня мы поговорим о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. Кто же это?

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне.

Воспоминания поэта о няне:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Каким чувством пронизано это стихотворение?

Стихотворение пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы, а также грустью и тоской.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему? Пауза.

С такой нежностью и любовью поэт ни к кому не относился, поэтому и называл её “Подругой”, его суровых дней, голубкой "моей дряхлой"

В чём он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? Пауза.

Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства

Это лирическое произведение. Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.

Лирический герой - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

Как вы думаете, на что похоже это стихотворение?

На письмо. Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием. Послание – это письмо в стихах.

А теперь давайте определим композицию стихотворения, то есть, как построено произведение. Оно не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины.

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.

«Подруга дней моих суровых,

Почему дни, проведённые с нею, он называет суровыми?

В самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

Читая следующие строки: «Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Как можно понять выражение “горюешь, будто на часах?

Пауза. Очень долго тоскует.

«Глядишь в забытые вороты

Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет

«Тоска, предчувствия, заботы

Использование противопоставления светлицы и черного далекого пути усиливает чувство тревоги за воспитанника. Дом, в котором поэта ждала няня, олицетворяет собой покой и место, в котором он уверен, что его всегда выслушают и поймут.

Арину Родионовну уважали и друзья поэта, в письмах к которому они просили передавать приветы доброй старушке. Александр Сергеевич в этих строках выразил всё своё уважение, любовь и благодарность за заботу о нем. Он предстал перед нами не только как талантливый поэт, но как любящий воспитанник. Правильным будет сказать, что это послание относится не только к Арине Родионовне. Его можно посвятить всем мамам, бабушкам, няням, которые дарят свою любовь детям и посвящают жизнь их воспитанию

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение возникло у вас?

В стихотворении встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.

Рассеять - разогнать в разные стороны, заставить разбежаться.

Лазурь - светло-синий цвет, синева.

Ликовать - торжествовать, восторженно радоваться.

Обвить - обмотать что-то вокруг чего-нибудь.

Алчный - жаждущий воды, влаги.

Миновать - пройти, окончиться.

Прочитайте еще раз это стихотворение

Кто является главным героем произведения?

Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом четверостишии он агрессивно настроен по отношению к ней, укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе.

Туча во втором четверостишии предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и природа. Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее обволакивала ослепительная молния. Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны.

В последнем четверостишии туча уже не кажется грозной и величественной, её даже становится жалко. Автор не грозит никому, а лишь просит скрыться и не нагонять тоску.

В этом стихотворении А.С. Пушкин мастерски воспел Родину. Пейзажная зарисовка пропитана любовью к простой природе. Её настроение неподвластно лирическому герою, а живет по своим законам. Герой знает, что появление тучи на небе после дождя неизбежно, но мимолетно.

Пушкин радуется наступлению ясного дня после освежающей бури, оттого он жаждет, чтобы последняя туча ушла с небосклона и не скрывала солнца. Туча похожа на символ беды, угрозы, которая миновала, но оставила после себя след, неприятные воспоминания. Настроение лирического героя спокойное и умиротворенное. Тревога уходит из его души так же, как ветер гонит с неба запоздалую тучу.

Также автор использовал олицетворение. Во время грозы туча печалила, облегала небо, была обвита молнией, гремела. Потом пришло состояние покоя и уже легкий ветер и освежённая земля становятся действующими объектами стихотворения.

Как вы думаете, какова тема этого произведения?

Это стихотворение о природе.

А какова основная мысль произведения?

Основная мысль стихотворения – всему своё время. Туча была уместна во время грозы, но как только прошло ее время, ей нужно уйти и рассеяться. Туча символизирует человека, который оказался не ко времени и не к месту, поэтому и не был понят.

Итак, какой вывод можно сделать? Какова особенность лирического произведения?

Основной задачей лирического произведения является передача чувств.

Стихотворения о природе часто выражают душевное состояние поэта, его переживания. В жизни человека так же, как и в природе, могут быть бури, т.е. неприятности, или ясные счастливые дни. Изображение унылой осени в стихотворении иногда связано с тоской, печалью поэта. А радость и счастье поэт может выразить, рисуя весенние картины.

Типовое тренировочное задание

Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Грустные дни, суровые дни, злые дни, безрадостные дни.

- в ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы;

- совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно - решение освоенных учебно-познавательных задач; выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий, понимать инструкции и действовать в соответствии с ними, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению, адекватно воспринимать оценку учителя.

- целенаправленно слушать учителя, одноклассников;

- применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений);

- владеть общими способами решения разнообразных конкретных задач, использовать их в процессе практической работы;

- находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, заданные факты;

- осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, конструирование, классификацию, группировку материала по заданным и самостоятельно выявленным признакам, понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, высказывать предположения, проверять их по учебнику;

- устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их;

- подводить факты языка под понятия.

- воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное.

-высказывание своего отношения к лирическим героям прочитанного произведения, к их поступкам.

- укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно, выразительно читать;

- становление сознательного отношения к своей речи, в частности к устной, контроля за ней.

Образовательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках, уметь анализировать стихотворения, понимать значения устаревших слов, осознать роль средств художественной выразительности.

Способствовать развитию: познавательной активности учащихся; наблюдательности; потребности в познании окружающего мира.

Воспитывать: культуру поведения при групповой работе, нравственные чувства, патриотическое отношение культурному наследию страны, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения.

Урок открытия новых знаний.

Учебник, презентация, раздаточный материал.

Организационно- деятельностный блок

Биография, архаизмы, сравнение, эпитеты, метафора, выразительное чтение, настроение, паузы, логические ударения, интонация.

чтение, окружающий мир

Диагностика результатов урока

-Какую цель ставили?

- Оцените деятельность на уроке.

Выразительное чтение стихотворения. Задание по выбору.

- учебник: Кубасова О.В. Литературное чтение.4класс.- Смоленск: Ассоциация 21 век; толковый словарь.

Технические средства обучения:

- презентация, компьютер, мультимедийный проектор, аудио запись.

- карточки для индивидуальной работы;

- карточки для групповой работы;

Технологическая карта урока

Мотивирование к учебной деятельности.

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на работу.

- Проверьте свои рабочие места.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

-Как вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку я взяла эти слова? О чём пойдёт речь на уроке?

Проверяют рабочее место, настраиваются на работу. Выдвигают предположения.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности.

Контролировать готовность к уроку.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

учить формулировать тему урока и определять цель.

- Ребята, посмотрите на экран перед вами памятник женщине. Как вы думаете, за какие успехи ей люди установили памятник?

(На экране памятник Арине Родионовне)

Выдвигают предположения. Контролируют правильность

Перечисляют подвиги людей.

Развитие мышления и внимания

Осуществлять анализ и синтез.

Принимать и сохранять учебную задачу. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Формировать положительную мотивацию к чтению.

Выявление места и причины затруднения.

Выявить место и причины затруднения

-Ребята, может, вы догадайтесь кто она, когда я прочитаю письмо, которое написала эта женщина своему воспитаннику? Кому написано это письмо?

-Произведение, какого поэта будем сегодня изучать?

- Правильно, Арина Родионовна родом была из новгородских крестьян. Она вынянчила всех детей в семье Пушкиных, в том числе и родившего в 1799 году Александра. Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Это было то время, когда молодой Александр жадно впитывал в себя нянины сказки, песни, народные былины.

Отгадывают автора произведения.

Вспоминают няню А.С.Пушкина Арину Родионовну.

Определяют название произведения.

Проверяют правильность ответа.

Ориентировать в мире нравственных ценностей.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать и понимать речь других.

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Постановка целей и задач.

Обучать постановке целей и прогнозированию содержания произведения по заглавию.

-Давайте попытаемся сформулировать тему и цели нашего урока, почему я прочитала письмо от няни Пушкина?

  • Цель: Раскрыть и углубить знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина;
  • Познакомиться с стихотворением А.С.Пушкина и выявить авторское отношение изображаемому;
  • Научиться читать выразительно стихотворение;

-Я предлагаю ещё одну цель создать виртуальный памятник А.С.Пушкину и его няне и выпустить стенгазету по нашей теме.

Ставят цели урока.

Прогнозируют тему урока, аргументируют свое мнение.

Развитие мышления, внимания.

Формулировать тему и определять цель урока с помощью учителя.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Первичное усвоение новых знаний.

познакомить с новым произведением, обеспечить первичное

-Мы с вами определили тему урока, цели урока и перед нами фундамент нашего памятника - пьедестал. Сам памятник мы будем создавать, выполняя различные задания на уроке. Но перед тем как приступить к заданиям мы должны познакомиться со стихотворением

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка книг, аудио запись, учебник по чтению, тетради для словарной работы, простые карандаши, ластики.

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

II. Актуализация знаний.

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского

Общества вечная благодарная память”. И.С. Аксаков

Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г. Слайд 2.

Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

А кто он ей? Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью!
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала -
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.

III. Беседа с учащимися о жизни и творчестве писателя.

Подготовленный ученик: А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне. Слайды 3, 4, 5, 6

Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах. Она так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным. Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12

Учитель: Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально. Слайд 13

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей:… вечерами слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”. Слайд 14

IV. Показательное чтение стихотворения “Няне”. Аудиозапись Василия Ивановича Качалова (Шверубовича) мастера художественного слова, артиста Московского Художественного театра.

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер. Слайд 15

V. Анализ стихотворения.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое). Слайд 16

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

- Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему? (С такой нежностью и любовью поэт ни к кому не относился, поэтому и называл её “Подругой”, его суровых дней, голубкой "моей дряхлой")

- В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? (Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства)

Жанр этого произведения-лирика. Слайд 17.

Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

Запись в тетради.

Давайте узнаем, какими чувствами поэт наделил лирического героя стихотворения?

Учитель: Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Это стихотворение можно назвать – посланием к няне. (Запись в тетрадях)

Наша задача – рассмотреть, как в стихотворении выражено настроение няни и лирического героя.

VI. Работа с текстом. Медленное, филологическое чтение с остановками на “непонятных словах”.

Подчеркните слова, которые вам не знакомы. Давайте объясним их смыл.

1. Словарная работа. Слайд 18

Дети: Кровля, ветхая, лачужка, обветшалой

Учитель: Это архаизмы — это устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова, стр. 677).

Голубка – ласковое обращение к женщине (стр.118).

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости (стр. 156).

Светлица – светлая парадная комната в доме (стр. 610).

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

2. Образное рисование.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

Ученики: Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне. Слайд 19.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми? (В самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.)

Вторые две строки

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ученики: Строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Слайд 20

Следующие четыре строки. Слайд 21.

Ты под окном своей светлицы.
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Ученики: Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Учитель: Как можно понять выражение “горюешь, будто на часах? (Очень долго тоскует)

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь: Слайд 22

Ученики: Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь. Слайд -23

Ученики: Переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.

А теперь откройте ещё один секрет этого стихотворения – посмотрите на слайд. Что увидели?

Ученики: А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике.

Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания…

Это пятая часть картинного плана. “То чудится тебе…”.

Ученики: Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба….

3. Анализ построения художественного произведения.

Учитель: Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

Композиция – это построение художественного произведения.

Как построено стихотворение?

На какие части можно его разделить? Слайд 24.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом

5. Игра “Литературные исследователи”. (Приемы)

Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни? Слайд 25

Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.

Метафора: тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”). Слайд 26.

VII. Физминутка (релаксация под музыку Шостакова Д. “Прелюдия №5”).

VIII. Чтение текста вслух.

Шёпотом прочтите стихотворение. Что услышали? Какие звуки мы словно слышим – ш, ж, ш, с, ш, ч, д, п., щ, ч, т… Можно услышать звук спиц, шаги старой няни. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания. Музыкальный, почти песенный ритм.

Определите, с какой интонацией надо читать строки: 1-2 – с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно, в раздумье

IX. Работа над выразительностью чтения.

И так исследование продолжается. Вам предстоит исследовать стихотворение с точки зрения знаков препинания. Прочитаем стихотворение с учетом всех знаков препинания. Обратите внимание на многоточия. Возьмите тексты, напечатанные на листах. По памятке, помещённой ниже, расставьте паузы, логическое ударение, обратите внимание на остальные пункты памятки.

1) Расставь паузы.

2) Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение, чертой.

3) Прочитай вслух.

Сколько героев? Назовите их. Как читать Пушкину? Что должна делать няня? Распределение ролей, элементы костюмов.

Приложение №3. Работа по карточке №2. Слайд 28, 29.

Какие чувства может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:

- страдание от разлуки,

- чувство вины за долгое отсутствие,

- признательность за время, проведённое вместе,

- настроение одиночества и тревоги,

Выбери те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне.

Подтверди свой выбор словами из стихотворения.

XII. Рефлексия. Обобщение, выставление оценок. Слайд 30.

Читая стихотворение “Няне”, мы видели, что Пушкин показывает состояние человека.

Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?

Какое чувство мучает поэта?

Дети: Поэт любил эту старую женщину, жалеет, называл “голубкой” свою крепостную крестьянку. Видит образ женщины до мельчайших деталей. (“Спицы медлят в наморщенных руках), чувствует ее душевное состояние, тоску, разделяет её предчувствия (поэтому может быть, и не заканчивает стихотворение).

Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? Докажи.

Что особенно запомнилось на уроке?

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

О чём хочется продолжить разговор?

А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

XIII. Домашнее задание

- выучи стихотворение наизусть;

- из рабочих листов создай свою книжку - малышку о няне А.С. Пушкина, добавь рисунки к стихотворению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

Дата: _____________________

Тип урока : изучение нового материала.

Планируемые результаты :

предметные умения

Формируемые УУД :

Личностные п риобщаться к русской культуре; развивать эстетические чувства и эстетический вкус; формировать экологическое сознание; развивать эмпатию, рефлексию.

Познавательные ориентироваться в тексте произведения; выделять главное; сжимать информацию; анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера, с точки зрения его языковой выразительности; ориентироваться в книгах и журналах.

Регулятивные ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу; осуществлять самоконтроль; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать.

Коммуникативные

вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Оборудование : иллюстрации.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами памятник женщине. Как вы думаете, за какие успехи ей люди установили памятник?

(На доске памятник Арине Родионовне)

- Ребята, может, вы догадайтесь кто она, когда я прочитаю письмо, которое написала эта женщина своему воспитаннику? Кому написано это письмо?

-Произведение, какого поэта будем сегодня изучать?

- Правильно, Арина Родионовна родом была из новгородских крестьян. Она вынянчила всех детей в семье Пушкиных, в том числе и родившего в 1799 году Александра. Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Это было то время, когда молодой Александр жадно впитывал в себя нянины сказки, песни, народные былины.

III . Целеполагание

- Давайте попытаемся сформулировать тему и цели нашего урока, почему я прочитала письмо от няни Пушкина?

IV . Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина

Читаю отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

- Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я прочитала? (Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Сон.)

- О ком рассказывает поэт? (О няне. Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну - самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.)

- Что вы помните об этом замечательном писателе? Какую информацию подготовили на сегодняшний урок? (Рассказывают об А.С. Пушкине., рассматривают иллюстрации на стр. 62-63.)

- Прочитайте текст о детстве А.С. Пушкина на стр. 64-65 учебника про себя.

- Что вам непонятно?

Словарная работа.

- Что такое акра? (Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы.)

- Что такое рампа? (Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену.)

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

(Первичное чтение стихотворения.)

- Что вы испытали, слушая это стихотворение?

- Как автор относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять ее чувства к поэту?

- Какие слова и выражения вам непонятны?

- Найдите в словарике объяснение выделенных слов.

Игра “Литературные исследователи”. (Приемы)

- Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни?

Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.

Метафора: тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Сравнение : горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы ” — “на черный отдаленный путь”).

VII . Подведение итогов урока

- К творчеству какого поэта мы обращались сегодня на уроке?

- Какое стихотворение узнали?

- Кому посвящено это стихотворение?

- Как звали няню А. С. Пушкина?

- Как он относился к Арине Родионовне? (Пушкин очень любил свою няню и всю жизнь испытывал глубокое чувство благодарности.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Няне" А.С.Пушкин. 4 класс, УМК "Школа России".

Тема урока: А.С.Пушкин "Няне".

Тип урока: комбинированный.

Цели: 1. познакомить с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; 2. развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудио запись, учебник, автор Л.Ф.Климанова 4класс.

I. Ход урока.

- Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

II. Речевая разминка. (слайд)

Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.

Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку!

III. Самоопределение деятельности.(слайд)

-Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

1.Жизнь и творчество А.С.Пушкина. (слайд)

- Прочитайте текст о детстве А.С.Пушкина на стр. 64-65 учебника.

IV. Физкультминутка. (слайд).

(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

(Потягивания.)

Руки в стороны, вперед,

(Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот.

(Наклоны влево – вправо.)

V.Работа со стихотворением "Няне".

1. Словарная работа. (слайд).

Арка – дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы.

Рампа – низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену.

2. Первичное восприятие стихотворения "Няне". - Прослушайте стихотворение и следите за чтением по учебнику с.66. (аудиоприложение к учебнику).

- Что вы испытывали, слушая это стихотворение?

- Как автор относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять ее чувства к поэту?

- Какие слова и выражения вам непонятны? - Найдите в словарике объяснение выделенных слов.

3. Игра “Литературные исследователи”. (Приемы)

Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни?

Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.

Метафора: тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”).

VI. Рефлексия. (слайд).

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Что вам запомнилось из биографии А.С.Пушкина?

VII. Домашнее задание.(слайд).

Читайте также: