Конспект урока черный человек есенин

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: показать, как создается трагический пафос поэмы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение поэмы.

I. Слово учителя

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

II. Аналитическая беседа с комментариями учителя

— Как бы вы определили жанр поэмы и ее композицию?

Поэма начинается с обращения:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

— Попробуем проследить, как создается трагический пафос 1-й части поэмы.

Трагизм нарастает постепенно. В начале поэмы возникает образ, обычно вызывающий усмешку:

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Маячить больше невмочь.

— Какую роль в создании трагического пафоса играет лексика?

— Понаблюдаем за цветовой гаммой. Что меняется по сравнению с традиционным есенинским многоцветьем?

— Комментируем начало второй части. Вторая часть начинается как будто мирно:

Тих покой перекрестка.

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду.

Вся равнина покрыта

Сыпучей и мягкой известкой,

И деревья, как всадники

Съехались в нашем саду.

Вот опять этот черный

На кресло мое садится,

Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

Ах, положим ошибся!

Ведь нынче луна.

Что же нужно еще

Напоенному дремой мирку?

Может, с толстыми ляжками

И ты будешь читать

Свою дохлую томную лирику?

И вот стал он взрослым,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

III. Тест по произведениям С. А. Есенина (см. Приложение в конце книги)

IV. Практикум по творчеству С. А. Есенина

Домашнее задание

1. Читать раннюю лирику Маяковского.

Дополнительные материалы к урокам

И однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных паданий Есенина остается что-то, что глубока привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и пред своею совестью, что во всех доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, — и за все захотел расплатиться ценой страшной. Правда же его — любовь к родине, пусть незрячая, но великая. Ее исповедовал он даже в облике хулигана:

Я очень люблю родину!

Горе его было в том, что он не сумел назвать ее: он воспевал и бревенчатую Русь, и мужицкую Руссию, и социалистическую Инонию, и азиатскую Рассею, пытался принять даже СССР, — одно лишь верное имя не пришло ему на уста: Россия. В том и было его главное заблуждение, не злая воля, а горькая ошибка. Тут и завязка, и развязка его трагедии. Февраль 1926

(В. Ходасевич. Некрополь.)

II. Анализ стихотворений

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Творчество В. В. Маяковского

Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893—1930)

Цель урока: дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере.

Оборудование урока: портреты и фотографии Маяковского.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, доклад ученика, чтение и анализ стихотворений, комментированное чтение.

I. Вступительное слово учителя

III. Слово учителя

Творческий дебют Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов.

IV. Повторение

— Что вы помните о футуризме (урок 22), о его эстетической программе?

Комментарии учителя

Таковы ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов.

V. Работа с книгой

VI. Чтение и анализ стихотворений

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Заметим, что антиэстетизм Маяковского — это принцип, как вообще у футуристов. (Антиэстетизм — отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности).

VII. Заключительное слово учителя

VIII. Практикум по раннему творчеству В. В. Маяковского

— Какие необычные, усложненные и деформированные зрительные образы встречаются в известных вам ранних стихах поэта?

— Как отмеченная исследовательницей особенность соотносится с футуристическим пониманием образности в поэзии?

3. К. Д. Муратова замечает: «Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадается на плоскости и объемы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассеченных частей.

с окон бегущих домов

— В каких еще стихах раннего Маяковского есть подобная игра словами и их частями? Какую роль в образной структуре стиха эта игра выполняет?

8. К. Д. Муратова пишет: «Раннему творчеству Маяковского присуще подчеркивание одинокости лирического героя, сетование на бездушие окружающего мира.

Я одинок, как последний глаз

— Есть ли в окружающем поэта мире то, что вызывает его симпатии, то, что не относится к нему бездушно если судить по ранней лирике Маяковского?

— Как часто в ранней поэзии Маяковского слово занимает целый стих? Как вы думаете, о каком стремлении свидетельствует такая особенность стиха Маяковского?

— Как вы считаете, какой характер поэзии Маяковского сообщает то, что фраза приравнивается к слову? О каком отношении к слову свидетельствует данная особенность и как она соотносится с теорией и практикой футуристической школы в поэзии?

— Прокомментируйте мысль ученого. Согласны ли вы с ней? Почему?

Домашнее задание

2. Выучить (на выбор) стихотворение Маяковского и поставить вопросы, которые оно вызывает, для обсуждения в классе.

  • Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
  • Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • Воспитывающая: вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С.Есенина.

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.
А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”

Ход урока

1. Слово учителя.

Слайд 1. Загадка “чёрного человека”

Образ “черного человека” - один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя.

“Черный человек” - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Окончательно поэма завершена в ноябре 1925 года, за 1,5 месяца до смерти поэта.

Слайд 2-6. История создания поэмы.

Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

В цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривал он со своим двойником-отражением или молча наблюдал за собой и как бы прислушивался к самому себе.

Вы знаете, что в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице “Англетер” Есенин покончил жизнь самоубийством.

Может, потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта.

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.

“Кто это был? И что ему во мне?” вопрошает Моцарт в трагедии Пушкина. Зададимся и мы этим вопросом.

2. Выразительное чтение поэмы “Черный человек”

Презентация чтения или видеоряд и чтение Сергеем Безруковым.

Анализ поэмы сопровождается слайдами презентации

Во вступлении скажем о том, что извлечь художественный смысл из произведения можно не прежде, чем уяснив себе его (произведения) жанровую природу. Речь идет не о родовой черте жанра, т. е. не о том, что “Черный человек” поименован “поэмой” и, стало быть, связан с поэзией. Речь о видовой жанровой черте — о таком понятии жанра произведения, когда он отвечает на вопрос: для чего оно? При подобном понимании жанр произведения — это сущность вещи, ее самодостаточность. Поэтому судить о жанре следует по той проблематике, которая для своего воплощения потребовала именно этого жанра. Внимательно вчитываясь в поэму, мы видим, что “Черный человек” — это художественная исповедь поэта, причем, как и положено ей, исповедь беспощадная, не щадящая самолюбия исповедующегося перед читателем героя поэмы.

Художественная исповедь Есенина.

а) “Черный человек” написан в форме обращения (письма) к другу, которому герой (сам поэт?) сразу же сообщает: “Я очень и очень болен” и, в частности, жалуется на бессонницу, виновником которой считает некоего Черного человека: “Черный человек/Спать, не дает мне всю ночь”;

б) в той же форме письма к другу воспроизведены два монолога Черного человека, обращенные к герою поэмы. При всей похожести этих монологов они существенно разнятся между собой. Первый — почти панегирик некоему поэту (“хоть с небольшой, / Но ухватистой силою”), авантюристу (“Но самой высокой / И лучшей марки”), второй содержит обличающее введение к такому панегирику и обличение относится к собеседнику: “Я не видел, чтоб кто-нибудь /Из подлецов / Так ненужной глупо / Страдал бессонницей”, “И ты будешь читать / Свою дохлую томную лирику?”;

в) отчего же такой разнобой монологов? От обнаруживающего с самого начала разного понимания жизненных ценностей героя и Черного человека. Обратим внимание на оценочный эпитет героя: “Черный человек / Водит пальцем по мерзкой-книге. ” и на отношение к той же книге Черного человека: “В книге много прекраснейших / Мыслей и планов”. А ведь речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом, которого герой поэмы называет “скандальным” и беседовать о нем с Черным человеком решительно Отказывается.

Чувства героя поэмы.

В них можно выделить подвид: предчувствие. Но сперва все-таки о чувствах. Что испытывает герой, слушая первый монолог Черного человека? Возмущение, желание, чтобы тот оставил его в покое:

Черный человек! Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе Живешь водолазовой.
Что мне до жизни Скандального поэта.
Пожалуйста, другим Читай и рассказывай.

О какой “водолазовой” службе говорит герой? Очевидно, речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает Черный человек и из которых черпает свои сведения.

А почему второй монолог Черного человека доводит героя поэмы до бешенства: “Я взбешен, разъярен, / И летит моя трость/Прямо к морде его, / В переносицу. ”? Видимо, потому, что слишком узнаваем портрет, который рисует своему собеседнику Черный человек:

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами.

Герой попросту не может здесь не узнать себя. Он не может произнести снова: “Что мне до жизни / Скандального поэта”. То есть если прежде он не понимал или делал вид, что не понимает, о ком идет речь, то теперь Черный человек высказался до конца — полностью прояснил ситуацию: “скандальный поэт” — это он, собеседник Черного человека.

Что же до предчувствия героя, то оно связано с толкованием черного человека в народных преданиях и легендах.. Черный человек в фольклоре — символ смерти. Так что в первом же обращении героя к другу: “Я очень и очень болен” не случайно это нагнетание: “очень и очень”, — герой предчувствует смерть.

3. Чувства Черного человека.

Черный человек — не антипод героя, как можно решить поначалу. Он выступает в роли его другого “я”, обличающего “я” первое. Его позиция после первого отпора ему героем очень характерна:

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой,—
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

Ведь речь о том, что герой не узнает себя в словесном портрете, который рисует ему Черный человек. Вот отчего— “голубая блевота”, “Жулик и вор” и т. п. — Черный человек не верит герою.

Но второй отпор Черному человеку со стороны героя открывает весьма неожиданную вещь: оказывается, что герой поэмы галлюцинировал: “Я в цилиндре стою. / Никого со мной нет”. Трость, которую бросил в Черного человека герой поэмы, разбила зеркало!

4. Введя в поэму образ “прескверного гостя” — Черного человека, Есенин заставил его наговорить о герое самые нелицеприятные вещи. Но если учесть, что Черный человек — это зеркальное отражение героя,,то следует отдать должное полноте исповедальности поэта, бесстрашию его исповеди.

III. Пушкин написал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: “Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Не лгать — можно; быть искренним невозможность физическая. ” Эту физическую невозможность Есенин преодолел: его искренность в поэме “Черный человек” выдержана до конца.

Выводы записываем в тетрадь (демонстрируются на экране):

- "Прескверный гость" — чёрный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

-Поэма "Черный человек" глубоко индивидуальна, лирична, в то время как предметом эпоса традиционно считаются масштабные исторические события и обобщения. Здесь же только жизнь человека.

-Герой С. Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени. Структура поэмы такова, что в центре - мир человека. Отсюда ведущий прием реализации авторского замысла - лирическая исповедь.

-Ощущение глубокого трагизма не покидает нас с первых до последних страниц поэмы,она пропитана болью. Кажется, выхода нет.

-Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Образ самого “прескверного гостя” - черного человека имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму “Моцарта и Сальери” Пушкина, где фигурирует загадочный черный человек.

Составление ассоциативного ряда со словом “черный” (черная зависть, черная молва, черная ночь, черная душа и.т.д.)

Приметы внешности черного человека(какой у него голос, движения, одежда, внешность)

Приятный образ для зрения, для слуха или отталкивающий? Никаких деталей безобразной внешности нет. Чем же вам не понравился этот образ? По душе ли лирическому герою поэмы этот незваный ночной гость? Какие чувства испытывает лирический герой до прихода гостя? Найдите в тексте слова, передающие его внутреннее состояние.

Ответы учащихся.

Рассмотрим звуковой, и слуховой, предметный ряд стихотворения. Это было ваше домашнее задание.

Как вы думаете, что может испытывать человек, находясь в такой атмосфере?

Страх и одиночество усиливаются или исчезают с появлением ночного гостя?

Какие чувства испытывает лирический герой после прихода ночного гостя (подтвердите текстом)?

Лирический герой не хочет ни видеть, ни слышать черного человека. Он ему неприятен, страшен, отвратителен. Почему?

Сколько раз за ночь приходит черный человек? Почему он столь навязчив? Чего он хочет от лирического героя? Цель его визита? В чем обвиняет он? И обвиняет ли? Или намекает?

Учитель: Как бы там ни было, очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то “певец бревенчатой избы”.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: “Что, на ваш взгляд, скрывается за образом “черного человека”?”.

Кто такой черный человек? Поэма – это предчувствие смерти или желание жизни?

На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.

ВложениеРазмер
urok-proekt_po_poeme_s.esenina.zip 41.72 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина
  2. Выявить идейно-художественное своеобразие поэмы
  3. Развитие навыка анализа поэтического текста

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой черный человек

Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего.

Кто такой черный человек? Поэма – это предчувствие смерти или желание жизни?

На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.

В 1913 году в письме к Марии Бальзамовой юный Есенин размышлял о

А. Миклашевская вспоминает: "Мы сидели вокруг стола, на окне сидела какая-то женщина, кажется, ее звали Анна. Есенин стоял у стола и читал свою последнюю поэму - "Черный человек". Он всегда хорошо читал свои стихи, но в этот раз было даже страшно. Он читал так, будто нас никого не было и как будто "черный человек" находится здесь, в комнате. Я видела, как ему трудно, как он одинок"1. Аналогичные мотивы звучат и у писателя М. Ройзмана: "Сергей сел на кровати, положил правую забинтованную по локоть руку (Есенин тяжело ранил руку стеклом. - С.К.) поверх одеяла, во время чтения "Черного человека" поднял ее левой, обхватил. Это напоминало то незабываемое место в пьесе М. Горького "На дне" (МХАТ), когда татарин, встав на колени и, обняв левой рукой забинтованную правую, молится, раскачиваясь из стороны в сторону.

Поэма была длинней, чем ее окончательный вариант. В конце ее лирический герой как бы освобождался от галлюцинаций. Приходил в себя. Последние строки Сергей прочитал почти шепотом.

Все - поза Есенина, его покачивание, баюканье забинтованной руки, проступающее на повязке в одном месте пятнышко крови, какое-то нечеловеческое чтение поэмы производило душераздирающее впечатление. Сергей, просветленный, казалось, выросший на наших глазах, господствовал над нами, смотрел поголубевшими глазами. В. Шершеневич, А. Мариенгоф, И. Грузинов, Н. и Б. Эрдман, Г. Якулов были восхищены поэмой". Ощущение боли и гнета передавалось каждому слышавшему поэму из уст автора. Поэт Н. Асеев, которому С. Есенин читал поэму недели за две до смерти, писал: "Из-за нее передо мной вставал другой облик Есенина, не тот общеизвестный, с одинаковой для всех ласковой улыбкой, не то лицо "лихача-кудрявича" с русыми кудрями, а живое, правдивое, творческое лицо, умытое холодом отчаяния, внезапно просветлевшее от боли и страха перед вставшим своим отражением. ". Болезненность состояния поэта, приступы галлюцинаций, вызванные алкогольной интоксикацией, отмечает В. Наседкин в воспоминаниях о последнем годе С. Есенина: "Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным (Сам С. Есенин неоднократно отрицал подобные заявления и утверждал, что пьяным никогда не пишет. Это подтверждает в случае с "Черным человеком" и Софья Толстая-Есенина. - С.К.) в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собой и как бы прислушивающимся к самому себе". Воспоминания современников ("В 1925 году мне было 14 лет, - говорит сестра поэта Александра Есенина, - но в семье меня считали еще ребенком. Такое отношение ко мне было и у Сергея. Я помню, как, написав поэму "Черный человек" и передавая рукопись Кате, он сказал ей: "Шуре читать эту вещь не нужно"", собственно есенинские замечания породили традицию негативно-траурного восприятия поэмы. Итог раздвоения личности, пьяного разгула - симптомы психического расстройства видит в поэме (но не в жизни) С. Есенина, которая может послужить материалом для психиатра А. Воронский: "Образ Есенина двоится. Два человека вели в нем тяжкую, глухую и постоянную тяжбу: юноша с кроткими глазами, более синими, чем небо. и городской гуляка, скандалист и озорник, безрассудный мот и больной человек, менявший позы, нарочито подчеркивающий и заострявший свои противоречия, обнажавший их напоказ, игравший ими для авантюристических целей в сюжете Но в его поэзии преодолел все-таки первый человек, и "Черный человек" чаще всего уступал ему свое место". Двойственность натуры Есенина отмечает и жена А. Мариенгофа, актриса А. Никритина: "Умом, сердцем, кровью любил деревню, а был городским человеком".

-Что по-вашему, послужило источником, толчком для создания такой трагической поэмы?

(Заполнение первого столбика).

Работа с интернет- ресурсами.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Так начинается эта знаменитая поэма. Многие современники считали, что Есенин написал её в пьяном бреду. Не знаю. С одной стороны, на такую мысль наводит предельное обнажение автором собственной души, запредельная искренность. С другой - гений (даже трезвый!) в предчувствии смерти может позволить себе сказать миру, что думает о нём и о своей собственной персоне. А то, что Сергей Есенин предчувствовал смерть, на мой взгляд, заметно едва ли не в каждой строке "Чёрного человека".

Конечно, вино в России - больше, чем вино. И всё-таки трагическая честность есенинской поэмы не могла быть плодом только пьяного бреда. Воспоминания приятелей "последнего поэта деревни" Мариенгофа и Шершеневича говорят о том, что, вернувшись из-за границы осенью 1923 года, Есенин читал свою поэму "Чёрный человек в чёрной перчатке". А в конце 1955-го вдова гения Софья Андреевна Толстая-Есенина в беседе с журналистом заметила, что ей приходилось слышать о том, что "Чёрный человек" писался её мужем в состоянии опьянения, но на самом деле поэма стала плодом упорного труда.

Уверен, что именно так всё и произошло. В советские времена было принято считать, что замысел возник у Есенина в годы, когда он с Айседорой Дункан покинул Россию и отправился в путешествие по "загнивающему Западу". А мне кажется, что поэт всю свою жизнь шёл к этой поэме. В нашей стране никогда не было легко: ни при царе, ни при большевиках. Есенин чувствовал трагический нерв своего времени. Ещё в двадцать один поэтом были написаны строки:

Не в моего ты Бога верила,

Россия, родина моя!

Ты, как колдунья, дали мерила,

И был как пасынок твой я.

Заканчивалось стихотворение обращением к России: "О, будь мне матерью напутною в моём паденье роковом".

1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(заполнение второго столбика)

С.Есенин работал 2 года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

- Каким вы видите черного человека (заполнение первого столбика)

Создайте портрет черного человека, нарисуйте (формат А4)

(Сцена в туалете. Погашен свет, гром, молния. Есенин видит в зеркале Чёрного человека).

  1. Кто такой чёрный человек? (заполнение второго столбика)

(дьявол, двойник, галлюцинация пьяного человека)

  1. В чем причина болезни поэта? (заполнение первого столбика)

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Маячить больше невмочь.

Разговор пьяного человека перед зеркалом с самим собой. Но тема стороннего взгляда на себя встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости:

С каждым годом я становлюсь чужим

И себе, и жизнь кому велела.

Где-то в поле чистом, у межи,

Оторвал я тень свою от тела.

Прядите, дни, свою былую пряжу,

Живой души не перестроить ввек.

Никогда с собой я не полажу,

Чужой я человек.

Ночная зловещая птица.

Сеют копытливый стук.

Вот опять этот чёрный

На кресло моё садится,

Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

  1. противоположный белому, нечистый
  2. название дьявола
  3. нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебному человеку

Что можно сказать о двойнике? (заполнение второго столбика)

Чёрный человек — двойник героя. Узнав о себе беспощадную правду и поняв, что чёрный человек в нём самом, лирический герой растерян и подавлен. Поэтому поэма оканчивается на такой трагической ноте.

. Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мною нет.
Я один.
И разбитое зеркало. )

- Как соотносится цвет поэмы с её содержанием? (заполнение первого столбика)

Какие цветовые эпитеты использует С.Есенин в поэме? (заполнение второго столбика, цитирование из поэмы)

Палитра поэмы "Черный человек" чрезвычайно многоцветна. Однако, на первый взгляд, может показаться обратное: преобладание черно-белых тонов с редким вкраплением голубого и желтого. Что же позволяет говорить о значимости эпизодически упоминаемых цветов? Их эстетическая ценность. Именно сквозь цветовую гамму желтого, точнее золотого, и голубого в их соотношении с балладностью черно-белой гаммы вырисовывается истинная расстановка акцентов цветовой символики в поэме. Поэма с достаточной четкостью отражает преобладание того или иного оттенка цвета в определенный период творчества С. Есенина. Молодому поэту его жизнь представляется рассветом мира, сказочного в своей красоте. Голубым цветом залито все вокруг: "О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку", "В прозрачном холоде заголубели долы" и др. Вторым значимым цветом является желтый, золотой, причем акцент делается именно на золото: "Где златятся рогожи в ряд", "Луна над крышей, как злат бугор", и даже цвет юности у Есенина золотой: "зелень золотистая" и т.д. Это исконные цвета С. Есенина. Просто желтый появится значительно позже. И может быть фактическое обозначение в речи черного человека цвета волос мальчика как "желтые" говорит о чуждости этого образа черному человеку. Это классический яркий блеск иконы, который традиционно используется поэтом в различных вариациях для прорисовки различных образов. Поэт рисует не только чистые цвета, но и полутона, оттенки. Так, "с помощью синего, который, в зависимости от тональности основного желтого, то голубеет, то лиловеет, Есенин не только повышает активность цвета, но и разводит, когда это нужно, слишком близкие желтые: "Чистит месяц в соломенной крыше // Обоймленные синью рога". Чтобы месяц, запутавшийся в желтой соломе, яркой на фоне лунной и притом весенней ночи, не погас, Есенин обнимает яркой синевой - по сравнению с которой ночь кажется тьмой - его молодые рожки"57.

- Как построена поэма, какова её композиция?

- Почему поэт использовал в своей поэме зеркало? (заполнение первого столбика)

Ключевой образ зеркала. (заполнение второго столбика)

Знак зеркала - это один из ключевых образов-знаков поэмы. Зеркало - характерный для поэзии С. Есенина образ. Значение зеркала у С. Есенина приобретают лужа: "В черной луже продрогший фонарь // Отражает безгубую голову" ("Сторона ль ты моя, сторона. ", 1921 г.; I, 185); гладь озера, пруда: "В синих отражаюсь затонах // Далеких моих озер. // Вижу тебя, Инония, // С золотыми шапками гор" ("Инония", 1918 г.; II, 58), "Отражаясь, березы ломались в пруду" ("Подражанье песне", 1910 г.; I, 72), "Смолкшим колоколом над прудом // Опрокинулся отчий дом" ("Нощь и поле, крик петухов. ", ; I, 111) и т.д. В зависимости от нашего понимания этого образа изменяется и восприятие произведения в целом. Следует определить угол зрения, под которым мы смотрим на образ-знак зеркала в поэме и на образ зеркала как отношения "я" и "не-я" в литературе и философии. Например, зеркало для М. Бахтина и Ж. Лакана41. Выбирая отправной точкой взгляд на зеркало, как на предмет, в котором отражено "я" (Лакан), мы, непременно, подойдем к утверждению, делаемому с завидным упорством критиками: черный человек - alter ego лирического героя поэмы, его двойник, которому отдана темная сторона души. Тем более, что тема стороннего взгляда на себя, наряду с мотивами самоотчуждения: "Нет любви ни к деревне, ни к городу" ("Не ругайтесь. Такое дело. ", 1922 г.; I, 187), "Язык сограждан стал мне как чужой // В своей стране я словно иностранец. " ("Русь советская", ; II, 81)42, встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости.

Поэма - это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало.

Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают следующей легендой.

Легенда о зеркале.

- Что такое разговор? (заполнение первого столбика)

- Что представляет собой поэма? (заполнение второго столбика)

Итак, поэма открывается тягостным признанием:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен…

Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам.

Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.

- Так кто же Чёрный человек? Желание жизни или предчувствие смерти?

Я никогда не встречал человека, так любящего жизнь, по-звериному любящего, как Есенин. Ни у кого я не наблюдал такого страха перед смертью, как у него. Особенно в самые страшные годы Октября, когда повсюду смерть мельтешилась. Смерть. Он боялся быть случайно убитым, боялся умереть от тифа, от испанки, от голода. Боялся даже проходить мимо полуразрушенных (в то время частных) домов, чтоб кирпич не свалился ему на голову, чтоб качающаяся балка не сорвалась и не придавила его. Он ужасно боялся случая — Смерти.

Запись в тетрадь.

"Прескверный гость" — чёрный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.

Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

Кому было выгодно, чтобы его не стало? Кто желал его смерти? (Риторические вопросы)

  1. -Расскажите версии смерти С.Есенина ( предварительное домашнее задание)

(заключительная серия, приход Чёрного человека)

Вопрос о Чёрном человеке: кто он?

Может, символ внешнего представления о лирическом герое поэме, характеризующий не столько поэта, сколько отношение к нему его окружения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Друг мой, друг мой. Я очень и очень болен"

(анализ поэмы Есенина "Чёрный человек")

Продолжить знакомство с творчество С.А.Есенина; разобрать идейно-художественное своеобразие поэмы и образ Чёрного человека; совершенствовать навыки лингвистического анализа литературного произведения; научить аргументировать свои мысли; повторить теорию литературы и средства выразительности.

Сегодня мы с вами мы познакомимся с поэмой Сергея Александровича Есенина "Чёрный человек". Она вызывает разные эмоции и чувства. Каждый в ней увидит что-то своё. Я попросила Диану и Дашу сегодня помочь нам понять образ поэмы, но не через слова, а через рисунок. А что получится, мы посмотрим в конце.

Поэма Сергея Есенина была впервые опубликована в журнале "Новый мир" 1 января 1926 года.

- А когда Есенина нашли повешенным в гостинице "Англетер"?

То есть через несколько дней после смерти поэта. Поэтому многие посчитали данную поэму реквиемом (заупокойная панихида).

Замысел поэмы возник у Есенина в 1923 году, когда он находился в Америке.

- А какое настроение у него преобладало в Америке?

Впервые Сергей Александрович прочитал ее в 1925 году. Люди, которые слышали эту поэму вживую, говорили, что печатный текст слишком отличается от того, что читал сам поэт. Печатный вариант оказался гораздо мягче.

Как вы понимаете, что после публикации поэмы появилась масса критических статей. Вот одни из них.

1. "Последние стихи поэта в известной своей части являются материалом для психиатра и клиники" (Александр Воронский)

2. "Попытки укрыться за кабацким разгулом, мотивы отчаянного хулиганства и озорства, естественно, находят своё завершение в мотивах смертного похмелья, болезни, бреда, полубезумия". (Лелевич)

3. "Чёрный человек" - настолько субъективен и патологичен, что из этого материала вряд ли получится сколько-нибудь значительное художественное произведение. Это уже агония не только писателя, но и человека" (Павел Медведев)

4. Какие чудесные, искренние и трогательные стихи написал он перед смертью, как великолепна его поэма "Чёрный человек", которая только что вышла из печати. Мы потеряли великого русского поэта" (Максим Горький)

"Чёрный человек" - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых произведений. Да и события, которые предшествовали её написанию, были неутешительные. Так вот, чтобы самим убедиться в таинственности и неоднозначности данного литературного произведения, давайте её прослушаем в исполнении народного артиста России Сергея Безрукова.

Перед вами также лежит текст этой поэмы. Вы можете следить, и если вам какие-то слова непонятны, вы их подчеркните.

- какие впечатления? Какие эмоции?

Прослушав поэму, мы теперь можем сказать, какую цель мы должны сегодня поставить, и что мы должны раскрыть?

Тема двойничества (чёрного человека) поднималась не раз в русской. У Пушкина в трагедии "Моцарт и Сальери" Моцарт восклицает:

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Существует легенда о Моцарте и Чёрном человеке.

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра.

В 19 веке Некрасов написал стихотворение "Поэт и гражданин". По мнению Некрасова, патриотизм и гражданственность - это разные понятия. И в сюжете стихотворения это хорошо видно. Поэт лежит на диване, к нему приходит гражданин и начинает обвинять его в бездействии:

Гражданин. Опять один, опять суров,

Лежит - и ничего не пишет.

Поэт. Прибавь: хандрит и еле дышит -

И будет мой портрет готов.

Гражданин. Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нём нет, поверь,

А просто пошлое уродство,

Лежать умеет дикий зверь.

Твои поэмы бестолковы,

Твои элегии не новы,

Сатины чужды красоты…

Читая поэму Некрасова, видишь диалог. Но если все строфы соединить в одну, то получается монолог поэта с самим собой.

"Чёрный человек" - это прямое продолжение стихотворения Некрасова "Поэт и гражданин", написанное через 70 лет, а ещё через 50 лет Высоцкий написал стихотворение "Мой чёрный человек в костюме сером"

Мой черный человек в костюме сером.

Он был министром, домуправом, офицером,

Как злобный клоун он менял личины

И бил под дых, внезапно, без причины.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,

Мой хрип порой похожим был на вой,

И я немел от боли и бессилья

И лишь шептал: "Спасибо, что живой".

Я суеверен был, искал приметы,

Что мол, пройдет, терпи, все ерунда.

Я даже прорывался в кабинеты

И зарекался: "Больше - никогда!"

Вокруг меня кликуши голосили:

"В Париж мотает, словно мы в Тюмень,-

Пора такого выгнать из России!

Давно пора,- видать, начальству лень".

Судачили про дачу и зарплату:

Мол, денег прорва, по ночам кую.

Я все отдам - берите без доплаты

Трехкомнатную камеру мою.

И мне давали добрые советы,

Чуть свысока похлопав по плечу,

Мои друзья - известные поэты:

Не стоит рифмовать "кричу - торчу".

И лопнула во мне терпенья жила -

И я со смертью перешел на ты,

Она давно возле меня кружила,

Побаивалась только хрипоты.

Я от суда скрываться не намерен:

Коль призовут - отвечу на вопрос.

Я до секунд всю жизнь свою измерил

И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято,-

Я это понял все-таки давно.

Мой путь один, всего один, ребята,-

Мне выбора, по счастью, не дано.

Так что повторюсь, тема двойничества не нова.

- Так кто или что это Чёрный человек? Кем он является для лирического героя или самого автора?

В образе Чёрного человека мы видим черты Владимира Маяковского. Все знают, что между Маяковским и Есениным всегда шёл литературный поединок. Оба - крупнейшие литературные фигуры того времени.

Давайте возьмём текст. Мы ещё с вами не изучали творчество Маяковского, но я вам помогу найти в поэме его лексические обороты. Маяковский был "литературным хамом". Он мог жёстко и хлёстко написать. И Чёрный человек говорит теми лексическим единицами, которыми говорил Маяковский.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет „она“,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?


Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую, —
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Эта лексика Маяковского, это его эпатаж.

В любом произведении автор поднимает ряд проблем. Кстати, в ЕГЭ по русскому языку есть задание: прочитайте текст, сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Вот теперь и мы будем с вами формулировать проблемы, которые Есенин затронул в своей поэме.

Автор поднимает вопрос собственного ничтожества. Это внутренний диалог. Чёрный человек не желает поэту смерти. Он лишь хочет показать ему, как тот живёт. В начале поэмы лирический герой боится его "нагоняя на душу тоску и страх".

Мы знаем, что Есенин позволял себе эту вредную привычку. А человек в алкогольном опьянении может совершать непристойные дела. Чёрный человек продиктован тем состоянием, которое бывает с похмелья. Это больная совесть. И тем больше мужества у Есенина, который нашёл в себе силы пройти путь падения до конца и зафиксировать для нас его хронику, чтобы мы уже по этому пути не сделали ни шагу.

Синет в окошко рассвет.

Что ты, ночь, наковеркала.

3. Развенчание любви.

- О ком говорит Есенин:

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

(Айседора Дункан)

Их совместная жизнь закончилась очень быстро. Поэт понял, что ошибся в своих чувствах. Это была любовь? Он высмеивает свою страсть, показывает контраст между тем, кого он представлял, и тем, кем был на самом деле.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.


Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

4. Разочарование в творчестве.

Поздние стихи Есенина уже не были такими шедеврами. Но их всё равно любил народ. Это героизм поставить во главу своего произведения не только распад личности, но и творческий коллапс. Это можно сравнить с врачом, анатомирующим себя. Само он называет свою лирику "дохлой" и "томной", она годится лишь для обольщения прыщавых курсисток.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет „она“,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Поэма построена в форме диалога. Чем-то она похожа на пьесу. Иногда во внутрь диалога вкрадываются ремарки, указывающие на то, что должно происходить на сцене.

В поэме есть пролог и эпилог. (Что это такое?)

Пролог - это обращение к другу.

Друг мой, друг мой.

Я очень и очень болен…

Эпилог - исчезновение гостя, развенчание лирики.

Основная часть поделена на два действия. В первом действии лирический герой боится Чёрного человека, Появление Чёрного человека - это соблазн и ужас от его появления .

Во втором - вступает с ним в схватку.

Синет в окошко рассвет.

Что ты, ночь, наковеркала.

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

И разбитое зеркало…

Всё это говорит, что перед нами не просто лирика, а лироэпос.

-Теперь давайте обратимся к средствам выразительности, используемые в произведении.

Здесь присутствуют метафоры. (Это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Иногда её называют скрытым сравнением. Давайте их найдём.

Осыпает мозги алкоголь

- Что может осыпаться. Как мы понимает эту метафору?

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица…

Ей на шею ноги

маячить больше невмочь…

Это болезненная метафора отсылает нас к суицидальным мыслям.

Кстати, многие считают, что нельзя читать НА ШЕЮ НОГИ. У Есенина Г и Ч были очень похожи. Софья Андреевна Толстая-Есенина говорила, что Есенин читал НОЧИ. Тогда эта строка превращается в метафору. В последнее время Сергей Александрович часто задумывался о смерти.

Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Ищем и записываем

Пустым и безлюдным полем

Мерзкая книга

Отвратительных громил и шарлатанов

Весёлые прялки

Ухватистая сила

Голубой блевотой ( blue water - голубая вода)

Ночная зловещая птица

Данные эпитеты навевают тоску и страх.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

И деревья, как всадники

И гнусавя, надо мной,

Как над усопшим монах…

Олицетворение - воплощение чего-либо в образе живого существа.

И деревья…съехались в нашем саду

Плачет птица

Ветер свистит

Метели заводят

Что ты, ночь, наковеркала…

Трактуют природу в унисон мрачному настроению поэта.

Повторение - повторяющееся место, явление. Это короли выразительности поэмы.

Слушай, слушай

Друг мой, друг мой

Чёрный человек, чёрный, чёрный

Они подчёркивают важность событий или состояний, акцентирует на них внимание.

Бросаются в глаза жаргонизмы - слова, ограниченные сферой употребления.

Водолазовой

Жаргонизмы обладают экспрессией. Здесь они употребляются как отрицательные слова.

Все эти средства выразительности помогают нам понять странную картину, созданную талантом поэта.

Поэма "Чёрный человек" стала беспощадным самообличением поэта. В каждой строке ощущается неизбежность происходящего. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, признанное демонстрировать всем, что всё хорошо, - всё это завело его в тупик. Гордость не позволила ему жаловаться, просить помощи и искать снисхождения.

"Чёрный человек" - это зеркальное отражение героя, разговор с самим собой. Она индивидуальна и лирична. Это исповедь. Это бой с чёрным человеком, который живёт в каждом из нас.

Послушайте стихотворение современного автора. Стихотворение взято из интернета.

Мне грезились ужасные виденья:
Как будто чёрный-чёрный человек,
Зажав в руке ярчайшее свеченье,
Вопил какой-то нереальный бред.

Мне очи ярким солнцем ослепляя,
Его сжимал в руке он всё сильней;
О, как я гибели ему тогда желала!
Но он всё выше становился, всё смелей.

Сглотнув с увядших, пересохших губ
Последнюю горячую слезу,
Я слышала сквозь вопли сердца стук,
Не смея ни подняться, ни вздохнуть.

Я лишь просила небеса ответить,
Набраться солнцу снова прежних сил,
Но чёрный человек меня заметил,
И с яростью меня он раздавил.

И, задохнувшись от могучей боли,
Упала я, о милости моля,
А рядом… Рядом раздавались стоны
Раздавленных, таких же, как и я.

Эта поэма - предсмертный памятник Есенина самому себе. Если бы не она, трагический уход из жизни Есенина был бы не понят. Он собственноручно написал эпитафию.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении медиаурока возможно рассмотреть изучаемую тему с практической точки зрения или с позиции, которая неожиданна для учащихся. В данной ситуации возникает необходимость использования разных понятий изученной темы для интерпретации, систематизации материала темы и формирования суждений по теме.

Место урока в системе уроков: первый

Цели урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки.

- Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

- О чем вы задумались, прослушивая произведение Моцарта?

- Какой цвет вы бы выбрали, если бы переносили эту музыку на лист бумаги?

Дискуссия с классом после прочтения статьи:

- В каком году создана поэма? Чем ознаменован 1925 год для Есенина?

Читайте также: