Правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс конспект урока беларусь

Обновлено: 03.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
  2. Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.
  3. Различение разделительного мягкого знака и мягкого знака-показателя мягкости.

Глоссарий по теме:

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова и отделяет согласную букву от гласных букв Е, Ё, Ю Я,И.

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31 – 38.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19-22.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41 - 45.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 50 - 51.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 64-68.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Многие люди думают, что живут в мире обычных вещей. А между тем, если только присмотреться . То даже в алфавите можно увидеть театральную труппу, а в буквах - искусных актёров. Они разыгрывают на сцене книжных страниц разнообразнейшие пьесы. Одни едва справляются с одной ролью. А у других их столько, что они не сходят с книжных театральных подмостков ни на одну строчку!

То, что эта буква не обозначает звука и только указывает на мягкость предшествующего согласного, вам известно давно. А вот какие у неё ещё роли?

Давайте разберёмся. Для этого тоже возьмём на себя роль – роль исследователей. Проведём эксперимент со словами. По правилам в любом эксперименте должна быть гипотеза, то есть предположение. У нашего эксперимента тоже есть гипотеза. Мы с вами предположим следующее: у мягкого знака только одна роль - указывать на мягкость предшествующего согласного звука. Если убрать мягкий знак, то мягкий согласный звук заменит парный ему твёрдый согласный.

Для эксперимента подберём несколько слов с мягким знаком. Первая группа слов: мягкий знак в середине слова – коньки, мальчик. Вторая группа: мягкий знак на конце слова – окунь, моль. Третья группа: мягкий знак не совсем на конце слова - после него следует гласная буква: солью, колья.

Итак, уберём мягкий знак в словах первой группы. Коньки – конки, мальчик – малчик. Рассмотрите транскрипцию этих слов: [коН′к′и] - [коНк′и], [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик] . С исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать теперь другие парные по мягкости – твердости звуки. [коН′к′и] - [коНк′и]. Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик]. Звук [Л′] уступил место звуку [Л]. В значении слов тоже произошли изменения. Коньки – спортивный инвентарь. Конки – городские железные дороги с лошадьми, предшественницы трамваев. Мальчик – ребенок, будущий мужчина. Слово малчик вообще не имеет значения.

Уберём мягкий знак во второй группе слов. Окунь – окун, моль – мол. Рассмотрим транскрипции этих слов: [окуН′] – [окуН] , [моЛ′] – [моЛ]. Так же, как и в предыдущей группе слов, с исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать другие парные по мягкости – твердости звуки. [окуН′] – [окуН] Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [моЛ′] – [моЛ]. Звук [Л] встал на место звука [Л′]. Это так же повлияло на значение слов. Моль – мелкая бабочка, гусеница которой является вредителем. Мол - сооружение в порту для защиты судов от морских волн. Окунь – пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками. Окун – значение потерялось.

Может и с третьей группой слов будет то же самое? Больше экспериментировать не нужно? Нет! У настоящих учёных гипотеза требует многократного подтверждения. Поэтому продолжаем работать!

Итак, третья группа слов: мягкий знак не совсем на конце слова, после него следует гласная буква. Солью - солю, колья – Коля. Как и в первых двух случаях, когда мы убрали мягкий знак, значение слов изменилось. Солью - действие по удалению жидкости. Солю - действие по добавлению соли. Колья – заостренные палки. Коля - мужское имя

Но посмотрите на звуковые схемы! Мягкий согласный звук не заменил парный ему твёрдый согласный, как мы с вами предполагали!

Присмотритесь к транскрипциям этих слов: [саЛ′й′у] - [саЛ′у], [коЛ′й′а] – [коЛ′а]. Работу мягкого знака взяли на себя гласные буквы Ю и Я. Правда им при этом пришлось расстаться со звуком [Й′] – с исчезновением мягкого знака он тоже пропал.

Значит, наша гипотеза неверна? Мягкий знак не только указывает на мягкость предшествующего согласного, а выполняет ещё какую-то работу? Да, это так. Наша гипотеза не подтвердилась, но мы сделали открытие!

В таких словах как солью и колья, главная задача мягкого знака отделить согласную букву от гласной. Только при этом условии у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука – согласный звук [Й′] и последующий гласный звук.

Такой мягкий знак стали называть уже не показателем мягкости, а разделительным мягким знаком.

В некоторых словах, где есть разделительный мягкий знак, предшествующий согласный звук вовсе не мягкий, а твёрдый. Произнеси и прислушайся: вьюга, бью, ружьё, вьюнок. Буквы, стоящие перед мягким знаком обозначают твёрдый согласный звук.

Понаблюдав за большим количеством слов, учёные-языковеды выяснили, что разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И

Запомните правило! Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный мягкий знак - это орфограмма.

Как же не пропустить эту орфограмму в словах?

Вот алгоритм правописания разделительного мягкого знака.

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи, есть ли в нём звук [Й′].

Шаг 3. Определи, какие звуки слышатся до и после звука [Й′].

Шаг 4. Если перед звуком [Й′] слышится согласный звук, а после - гласный звук, то пиши разделительный мягкий знак.

Если запомните этот алгоритм и будете его применять, то ошибок в правописании разделительного мягкого знака не будет. Но надёжнее всего проверять правописание слов с разделительным мягким знаком по орфографическому словарю. Он всегда будет вашим добрым другом в безбрежном море орфограмм русского языка.

Слова с разделительным мягким знаком нужно переносить так же, как и слова с мягким знаком – показателем мягкости.

Запомните! Разделительный мягкий знак при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним. Например, при переносе слова вьюнок, часть вью- мы оставим на строчке, а часть -нок перенесём. При переносе слова перья часть пе- оставим на строке, а часть -рья перенесём.

Очень непросто научиться правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Вас часто в них будут подстерегать ошибки. Но если вы будете пользоваться теми знаниями, с которыми встретились на этом уроке, то вас ждёт успех! Кому ум служит, тот ни о чём не тужит!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Поставьте слова в таблицу.

Определите, какой мягкий знак записан в словах. Расставьте слова в соответствующий столбец таблицы.

ОКУНЬКИ, ОСЕНЬЮ, ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВЬЮГА, УЧИТЕЛЬ, ЖИЛЬЁ, КОНЬКИ, СЧАСТЬЕ, ПТИЧЬИ, КРЫЛЬЦО, ПАЛЬТО, ХЛОПЬЯ

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак. Определи, в каких из предложенных слов, пишется разделительный мягкий знак, а в каких мягкий знак – показатель мягкости.

Цели: формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный разбор, анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.

Давайте откроем тетради и запишем число. Наш сегодняшний урок начнем с каллиграфической минутки. А какую букву мы будем писать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать. (мягкий знак)

Посмотрите на буквосочетания на доске (ью, ья, ье)

Из каких букв состоят эти буквосочетания? Напишите эти буквосочетания каллиграфически верно.

  1. Словарная работа
  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.

Джунгли — дом ее родной, Там свобода и покой. Там любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна.)

  • Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб'из'йана].)
  • Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
  • Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить слово. (Ответы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

( На доске записаны слова) Больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья.

  • Сколько звуков и букв в слове коньки.? (Пять звуков и шесть букв.)

— Почему звуков меньше, чем букв? ( Мягкий знак звука не обозначает.)

- Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука.)

- Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четыре звука.)

- Назовите звуки, ([лйот].)

- Какая буква пишется на месте звука [Й']? ( Мягкий знак.)

- Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах.

IV.Работа по теме урока

- Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.

- Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.

Упр. 51 (с. 31). (Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.) Произнесите пары слов. Одинаково или по-разному они произносятся?

Пары слов произносятся по-разному: полю [пол’у], полью [пол’й’у], солю [сол’у], солью[сол’й’у].

• Какой звук вы слышите после звука [л'] в каждом из выделенных слов?

После согласного звука [л’] в словах полью и солью мы слышим согласный звук [й’] и последующий гласный звук [у].
После согласного звука [л’] в словах полю и солю мы слышим гласный звук [у].

• Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?

На письме после буквы "эль" в словах полью и солью перед буквой ю пишется разделительный мягкий знак (ь).

• Составьте предложения со словами полю и полью. Запишите их.

С утра я полю грядки на огороде. Сегодня я пол ь ю цветы в классе.

- Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? ( Если после согласного звука слышим звук [Й'], а потом идет гласная буква, то пишется разделительным мягкий знак.)

(Выполнение в соответствии с заданиями.) [й’э́] [й’ó] [й’ý] [й’á] [й’и́]
Ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи.

• Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь)? Произнесите звуки, которые обозначены буквами е, ё, ю, я, и в данных словах.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется перед буквами е, ё, ю, я, и.

• Спишите. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак (ь), двумя чертами - буквы, перед которыми он пишется.

Ател ь е, бел ь ё, в ь юга, друз ь я, руч ь и.

- Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.)

- Прочитайте правило тетушки Совы.

- Подведем итоги: между какими буквами пишется разделительный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает гласная буква?

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте.) Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. (Взмахи руками.) Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (Взмахи руками, покружиться.)

(Самостоятельное выполнение.) Вьюнóк, ли́стья, жильё, счáстье, обезья́на, ýльи, брáтья.

• Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё , ю, я, и.

• Запишите любое слово по памяти.

Записываем 1 из слов:

Вьюнок, листья, жильё, счастье, обезьяна, ульи, братья.

- Какое словарное слово встретилось в упражнении?

(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся

знакомятся с названием орфограммы.) Запишите слова, вставляя пропущенные в них слоги. Подчеркните разделительный мягкий знак (ь), выделив корень.

Плат ь е, вороб ь и, колос ь я.

- Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? ( Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если отшил звук[Й'].)

VI Домашнее задание

Выполнить упр. 55 (с. 33).

VII.Подведение итогов урока

С какой орфограммой познакомились на уроке? Что вас удивило в написании этой орфограммы? Какое задание вам было интересно выполнять?

Упражнение № 55 . Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

Варéнье, солéнье, печéнье, бездéлье, чири́канье, весéлье, новосéлье, учéнье.

• Объясните написание выделенных орфограмм. Запишите любое слово по памяти. Проверьте себя.

Варéнье (вáрка, разделительный мягкий знак) - ягоды или плоды, сваренные в сахаре.
Солéнье (соль, разделительный мягкий знак) - консервированный в растворе соли продукт питания.
Печéнье (печь, разделительный мягкий знак) - кондитерское изделие из теста.
Бездéлье (разделительный мягкий знак) - пребывание без дела, в праздности.
Чири́канье (словарное слово, разделительный мягкий знак) - издавать звуки, характерные для небольших птиц.
Весéлье (вéсело, разделительный мягкий знак) - беззаботно-радостное настроение.
Новосéлье (нóвый, разделительный мягкий знак) - новое место жительства.
Учéнье (учёный, разделительный мягкий знак) - процесс получения знаний и умений.

Записываем одно слово из всех:

В а рéн ь е, с о лéн ь е, п е чéн ь е, бездéл ь е, ч и ри́кан ь е, в е сéл ь е, н о восéл ь е, учéн ь е

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлены задания, направленные на закрепление имеющихся у детей знаний о разделительном мягком знаке.

Тема: Разделительный мягкий знак

Тема урока: Разделительный мягкий знак (4ч.)

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и выработка умений

Цели: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

Тема: Разделительный мягкий знак

Тема урока: Разделительный мягкий знак (4ч.)

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и выработка умений

Цели: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

Тема: Разделительный мягкий знак

Тема урока: Разделительный мягкий знак (4ч.)

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и выработка умений

Цели: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

1. Познавательные:

Тема: Разделительный мягкий знак

Тема урока: Разделительный мягкий знак (4ч.)

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и выработка умений

Цели: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

УУД: 1. Познавательные:

- развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

2. Коммуникативные:

- развивать слух, речь, внимание

- совершенствовать каллиграфические умения

- учить формулировать собственное мнение и позицию;

- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

3. Регулятивные:

- формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе урока.

Оборудование:
карточки с заданием, учебники.

I. Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок.

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Постарайтесь все понять

И внимательно писать.

-Откроем тетради и запишем число.

II. Введение в тему урока.

Послушайте четверостишие и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?

Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
(разделительный мягкий знак)

-Какую тему мы будем закреплять на уроке?

III. Актуализация знаний.

-Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака).

-В какой позиции буква и обозначает два звука? (После разделительного мягкого знака).
-Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я).

-Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук)

IV. Чистописание.

(Белка, еж, лиса, заяц, тюлень, енот).

Среди слов, названий животных, найдите слова, в которых есть буквы, обозначающие 2 звука. Запишите их в тетрадь. (Ёж, заяц, енот).

-Докажите, что в этих словах одна буква обозначает 2 звука).

V. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1) Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака.

а) Послушайте загадки, слова-отгадки запишем в тетрадь. (Гусь, лось, огонь, вьюга, ульи, семья.)

А сух остался. (Гусь).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(Олень).

Красная корова всю солому поела. (Огонь).

б) Замени одним словом.

Снежная буря. (Вьюга).Домики для пчёл. (Ульи). Мать, отец, дети. (Семья).

-Найдите и подчеркните орфограммы в этих словах.

-Что общего заметили в этих словах? (во всех словах есть мягкий знак)

-Проверим выполнение задания по цепочке.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-Перечислите слова, в которых ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

(Гусь, олень, огонь).

-Назовите слова с разделительным ь. (Вьюга, ульи, семья)

2)Работа в парах.

( Упражнение в распознавании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости).

-Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком.

-Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья).

Задание: запишите слова по вариантам.

1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости;

2 вариант – с разделительным мягким знаком.

VI. Употребление в словах разделительного Ь. (Комментированное письмо).

-Откройте учебник на стр.33. Найдите упр.56. Прочитайте задание. Объясните, что нужно выполнить в этом упражнении.

-Рассмотрим образец. Будем писать с комментированием.

-Как называется орфограмма в этих словах? Что разделяет ь? (Согласный и гласный).

Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа

-Найдите упр.58 на стр.34. Прочитайте задание самостоятельно. Что нужно сделать в упражнении?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы.

-Подчеркните пропущенные буквы и приготовьтесь объяснить их написание.

VIII. Упражнение в умении распознавать слова с разделительным мягким знаком, и находить в них ошибки.

Запись на доске:

Здравствуй, Дед Мороз!

Пишут Вам лисные жытели. Наступила зема. Кружит вюга, падают снежные хлопя. Принеси нам, пожалуйста, на Новый год лыжы.

-Ребята, лесные жители написали Деду Морозу письмо. Но в него закрались ошибки. Помогите лесным жителям и исправьте ошибки в словах.

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

  • Предметные:
    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
    • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
    • Учить переносить слова с мягким знаком.
    • Обогащать словарный запас учащихся.
    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.
    • Регулятивные
      • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
      • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
      • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
      • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
      • готовность слушать собеседника и вести диалог;
      • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
      • использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

      I. Организационный момент

      Вот снова прозвенел звонок –
      Мы начинаем наш урок.
      Я тетрадочку открою
      И наклонно положу.
      Я друзья от вас не скрою –
      Ручку правильно держу.
      Сяду прямо, не согнусь,
      За работу я возьмусь.

      – Записываем в тетрадях число, классная работа.

      II. Актуализация знаний

      1. Словарная работа

      Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, один ученик объясняет, какую букву, надо писать. Все записывают эти слова.

      Д…рога, б…рёза, . нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.

      – На какую тему эти слова? (Ответы детей.)

      2. Орфографическая минутка

      – Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?

      Снег, травка, глазки, улов
      Поляна, снежок, земля, бросать
      Воробьи, заячьи, ребячьи, коньки

      – Чем похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
      – Какое слово лишнее? Почему?(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
      – Докажите. Обоснуйте свой ответ.
      – Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
      – Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.

      III. Самоопределение к деятельности

      – О какой букве написано правило в стихах?

      Что за буква, кто узнает,
      Звука не обозначает.
      Может только показать,
      Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)

      Перед Е, Ё, И, Ю, Я
      Я в корнях стою, друзья.
      Воробьи, семья, жилье –
      Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

      IV. Физкультминутка

      А сейчас все дружно встали,
      Отдохнем, как на привале.
      Вправо, влево повернись,
      Наклонись и поклонись!
      Руки вверх, руки вбок
      И на месте прыг да скок!
      А теперь бежим вприпрыжку.
      Молодцы вы, ребятишки!

      V. Работа по теме урока

      1. Работа с учебником

      2. Упражнение в определении значения мягкого знака

      Карточка 1 (Приложение)

      Запиши слова в два столбика. В первый столбик с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, а в другой – с разделительным мягким знаком. Раздели вертикальной чертой слова для переноса.

      С Ь, обозначающим мягкость С разделительным Ь

      Соловьи, льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой.

      Проверка. Прочитайте слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по слогам, как вы разделили для переноса.

      – Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

      3. Упражнение в написании разделительного мягкого знака

      Карточка 2 (Приложение)

      Спиши слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак.

      Ночю, ули, шёт, лёт, птичя, вороби, лют, медвежя, деревя, семя, листя, друзя, солови, перя, заячи.

      Проверка. Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.

      4. Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. (Словосочетания читает учитель)

      Снежная буря – вьюга
      Мама, папа, дети – семья
      Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
      Дом, жилище – жильё
      Домики для пчёл – ульи
      В какое время года птицы улетают в тёплые края? – осенью

      5. Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. (Слова записаны на доске)

      сидит, на, снегирь, рябине
      птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют

      – Какие слова с мягким знаком вы не подчеркнули? Почему?
      – Какие орфограммы ещё встретились в этих предложениях?

      VI. Самостоятельная работа

      1.Выпишите только те слова, в которых надо поставить раз­делительный мягкий знак.

      Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

      – В каких словах написали разделительный мягкий знак?

      VII. Рефлексия

      – Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
      – Какие выводы сделали?
      – Какое задание вам было интересно выполнять?
      – Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя

      VIII. Домашнее задание на выбор

      Упр.65 с.37 или написать 3 пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком


      Урок поможет усовершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь, повторить основные вопросы из пройденного материала.

      Описание разработки

      Цель: 1. Совершенствование навыков правописания слов с разделительным Ь, знать правило, когда пишется разделительный мягкий Ь.

      2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

      3. Прививать любовь и бережное отношение к природе.

      Ход урока.

      1. Организационная часть.

      Слышите, ребята, я про вас.

      Хорошо ли в царстве жить?

      Все ли правила в нем знают, и как в жизни применяют? Сегодня мы это и проверим.

      2.Постановка цели урока. (Слайд№2)

      - Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике? Почему? (ь знак)

      (ученик в костюме Мягкий знак, читает стихотворение)

      Ученик: Он очень вежлив мягкий знак.

      Не любит споров он и драк.

      Во всем старается помочь.

      Он в слове мать и в слове дочь,

      И в тихом лунном слове ночь.

      Чтоб никого не огорчить,

      Он все старается смягчить.

      Так мягко просит мягкий знак,

      Что отказать нельзя никак.

      Учитель: - Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.

      - А вы хотели бы иметь такого друга?

      - Я бы хотела, чтобы вы подружились с мягким знаком и никогда не забывали о нем при письме. Сегодня на уроке мы будем учиться писать и различать разделительный мягкий знак в словах.

      3. Минутка чистописания.

      - Посмотрите пожалуйста на доску (на доске слова: конь, окуньки, дверь, письмо, вьюга.)

      - Что общего во всех этих словах? (Во всех словах есть мягкий знак)

      - Посчитайте количество звуков и букв (веер)

      конь -4 бук. 3 зв.

      окуньки- 7букв 6 зв.

      дверь- 5букв 4 зв.

      письмо- 6 букв 5 зв.

      вьюга- 5букв 5 зв.

      - Какое слово здесь лишнее? Почему?(вьюга, потому что в этом слове мягкий знак является разделительным, он пишется перед гласной ю)

      - А ещё перед какими гласными буквами, пишется разделительный мягкий знак? Это не простые буквы. В них спряталось правило. Какое? Кто напомнит? (Дети рассказывают правило)

      - Сейчас мы напишем соединение ь с гласными буквами, которые обозначают два звука.

      - Вспомним правило посадки…(ученица читает стих)

      Я тетрадь свою открою

      И наклонно положу.

      Я, друзья, от вас не скрою,

      Ручку я вот так держу.

      Сяду прямо, не согнусь,

      За работу я возьмусь.

      (запись в тетради ье, ьё, ью, ья)

      4. Работа по теме.

      - Словарная работа. (Слайд №3-8)

      Коньки, тетрадь, пальто, медведь, морковь, картофель. (дети объясняют)

      - Наблюдение над разделительным мягким знаком.

      -Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу, у него много друзей среди животных.

      -А каких лесных животных вы знаете? (ответы детей)

      Как вы думаете, кто бы мог жить рядом с разделительным мягким знаком?

      1.Кто они? Откуда? Чьи?

      Льются черные ручьи:

      Дружно маленькие точки

      Строят дом себе на кочке. Муравьи (Слайд№11)

      - Прочитайте загадку. Отгадайте. Муравьи – это много, а как будет один?(Муравей)

      - Произнесите все звуки в слове Муравьи.

      - Какие звуки слышаться после звука (В) (ответы детей Й, И)

      - Какую работу выполняет мягкий знак в этом слове?(разделяет звук В и звуки Й И)

      - Запишите слово Муравьи в тетрадь. Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.

      - Найдите в загадке слова с разделительным мягким знаком. Запишите. Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит. (чьи, льются, ручьи,)

      Читайте также: