Умножение двузначного числа на однозначное конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Дата публикации: 03.10.2014 г.

УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Цель: научиться умножать двузначные числа на однозначные с помощью алгоритма.

Задачи урока :

1) сформировать способность к выполнению письменного умножения двузначного числа на однозначное число;

2) повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель, решение примеров, используя схему и алгоритм;

3) тренировать вычислительные навыки табличного умножения и деления.

Мыслительные операции : сравнение, анализ, аналогия, обобщение.

Ход урока:

I . Актуализация знаний .

- Сейчас мы отправимся на экскурсию по необыкновенному городу – Внетабличное умножение. А вот на чём мы будем путешествовать – отгадайте.

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином! (слайд 3)

Автобус (слайд 4)

- Оформите проездные билеты – запишите число и классная работа в тетрадях.

Мы едем по улице "Вспоминай-ка". В пути вам предлагается вспомнить изученное.

  1. 1) Запишите, заменяя суммой разрядных слагаемых числа: 35, 87, 92, 15, (слайд5)

- Проверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Сделайте отметку о выполнении
(! (+), ? (-) ) (слайд 6)

2. - Мы проезжаем улицу "Знай-ка". По пути следование выполните тест (работа на нетбуках)

Цель: организовать деятельность обучающихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые, научиться умножать двузначное число на однозначное, используя распределительный закон умножения, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное

Основное содержание темы: изучение способа умножения двузначного числа на однозначное

Тип урока: открытие нового знания

Личностные умения: проявлять интерес к изучению данной темы.

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Составлять алгоритм вычислений.

- Развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

- Перерабатывать полученную информацию.

- Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия.

- Познавательный интерес к науке.

- Слушать и понимать речь других.

- Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

- Формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.

Формировать представления о способах умножения двузначного числа на однозначное.

Способствовать использованию нового при решении задач.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, физкультура

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Объем освоения и уровень владения компетенциями: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий

1. Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем наш урок.

- Математика – наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?

Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час.

- Сядьте правильно, положите тетрадь правильно, запишите число, классная работа. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний

- Запишите ряд чисел 2 4 6 8 через клетку.

- Что можно сказать об этих числах?

- Продолжите ряд чисел до конца строки.

- Запишите цифры 7 8 9, чередуя через клетку.

- Составьте все двузначные числа, используя эти цифры. Цифры могут повторяться в записи чисел.

- Какие числа вы записали? (77, 78, 79, 88, 87, 89, 99, 97, 98)

- Расположите эти числа в порядке возрастания.

- Уменьшите каждое число на 20. (Задание выполняют устно, по цепочке)

а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)

б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54)

в) Найдите частное 42 и 6. (7)

г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (9)

д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)

! Взаимопроверка в парах (обучающиеся обмениваются тетрадями) (Слайд 2)

- На какие две группы можно разделить полученные числа?

• 1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)

• 2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные)

- Числа первой группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:

- Соедините пары выражений.

30*2+6*2 40*2+5*2 (Слайд 3)

- Что заметили? (Используется словосочетание: умножение суммы на число)

3. Самоопределение к деятельности. Пробное учебное действие.

- Сегодня я принесла вам на урок один интересный предмет.

Вы сможете узнать, что это, если выполните задание (у детей на партах раздаточные карточки, работают в парах)

30 40 60 70 80 90

-Что за слово у вас получилось? (Слайд 4)

-Что такое мишень? В какой игре она используется? Знаете ли вы правила? (Дартс. Мишень — искусственная цель при тренировках и на соревнованиях по стрельбе на полигонах и в тирах; щит, цель, мета, в которую стреляют).

- Как мы говорим, если попали в центр? А если промахнулись?

- Хотите попасть в яблочко?

- Итак, наша мишень. А кто как выстрелит сегодня, посмотрим в конце урока. (Слайд 5)

- Выполните первое задание: 6*8

- Выполните второе задание: 8*9

- Выполните третье задание: 23*3

4. Выявление места и причины затруднения. Определение темы и целей урока.

- Что вызвало затруднение? Почему? (Последнее выражение, т. к. таких примеров ещё не решали)

- Что можете сказать об этом выражении?

- Какая же у нас сегодня тема урока? (Слайд 6)

- Какую цель каждый из вас перед собой поставит?

- Сформулируйте задачи урока.

• научиться решать подобные примеры

• составить алгоритм решения таких примеров;

• выяснить, где могут пригодиться полученные знания.

5. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

- Составьте ещё два похожих примера.

- Как же найти значение этих числовых выражений? Как решим эту проблему?

Работа в группах: составление алгоритма

1) представить двузначный множитель в виде суммы разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить на число

3) полученные произведения сложить (Слайд 7)

6. Физминутка (подвижная)

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа в учебнике с. 89 №5

- Потренируемся решать такие примеры, используя составленный алгоритм.

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

- Попробуйте решить примеры сами.

- По эталону проверьте работы соседей. (Слайд 8)

- Оцените их. Поднимите руки те, кто получил 5. Кто получил 4? У кого 3?

8. Физминутка (релаксация под музыку)

9. Включение в систему знаний и повторения.

- Как вы думаете, пригодятся нам новые знания? Где?

- Представьте, что мы покупаем в магазине трубочки со сгущёнкой. Одна трубочка стоит 12 рублей. Сколько стоят 3 такие трубочки? (Решаем у доски)

• Работа в парах (Слайд 9). Митя и Коля решали задачу:

- Митя решил свою задачу так: 6*3+5*3

- Коля решил так: (6+5)*3

- Кто из мальчиков решил задачу верно, докажите.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Назовите тему урока.

- Достигли ли вы своей цели?

- Кто попал в яблочко?

- Кто попал в молоко?

- Покажите на рисунке. Кто куда попал? Наклейте своё имя на мишень.

- Продолжите фразы на слайде. (Слайд 10)

Сегодня я узнал (а…

Я выполнял задания…

Расскажу дома, что …

11. Домашнее задание: Стр. 89 №4, № 8

Цель урока: учить находить способы определения значений произведения однозначного числа на двузначное.

Задачи:

  • организовывать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые.
  • создать условия для реализации метода взаимообучения;
  • воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока:

  • Техническое обеспечение: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, персональный компьютер.
  • Программное обеспечение: Microsoft Power Point,Word.

План урока

№ п/п

Узловые моменты урока

Формы и методы работы

Время

Беседа с учащимися

Активизация субъективного опыта учащихся

Организация восприятия (целеполагание)

Проблемно- поисковый метод. Постановка цели урока. Работа в группах.

Самостоятельная работа учащихся в сочетании с методом беседы.

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Решение задачи. Работа в группах

Информация о домашнем задании

Разноуровневое домашнее задание.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация.

- Как бы вы хотели, чтобы прошёл наш урок?

- Что для этого нужно сделать?

- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Снеговичок, который будет наблюдать за вашей работой и помогать выполнять задания. Слайд №2

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- С чего начнем урок? (Мы начнем урок с интеллектуальной разминки.)

- Для чего она нужна? (Она нам нужна, чтобы настроиться на работу.)

- Открываем тетради и начинаем работу.

Устный счет.

5, 70, 58, 9, 10, 67, 31, 40.

- Какое задание вы предложите? (Сравнить, выполнить математические действия, разделить на группы.)

Дети записывают числа по группам. Проверка.

- А какое задание можно выполнить с двузначными числами третьей группы?

(Представить числа в виде суммы разрядных слагаемых.)

Выполнение задания в тетрадях.

III. Организация восприятия. Постановка проблемы.

- Чем похожи выражения?

- На какие 2 группы можно разделить эти выражения?

- Запишите и найдите значения этих выражений.

Примеры второй группы ученики не смогут решить, так как они еще не знакомы с приемом умножения двузначного числа на однозначное. Создалась проблемная ситуация.

- Мы хорошо умеем умножать однозначные числа, знаем таблицу умножения, а как умножить двузначное число на однозначное.

- Давайте определим цель нашего урока:

(Найти способ и научиться умножать двузначное число на однозначное).

- Как вы предлагаете работать? (В группах, в парах)

(Легче и интересней).

- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания . Снеговик тоже подумает и предложит свои способы. За работу! (Работа в группах).

IV. Организация осмысления:

- Вы готовы к обсуждению?

- Давайте посмотрим , какие способы нашёл Снеговик?

- Как рассуждал Снеговик ? (Дети объясняют).

- Есть среди решений ваш способ или похожий?

- Какой способ вы считаете самым лучшим? Объясните свой выбор.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Чтобы умножить двузначное число на однозначное , нужно представить число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем найти значение полученных выражений, используя распределительный закон.

Работа в парах.

Найдите значение остальных выражений:

VII. Организация первичного закрепления. Работа в группах.

На каждое из трёх окон дети поставили 7 бегонии и 5 фиалок . Сколько цветов всего украшают окна класса?

- Что нужно узнать?

Обсудите в группах решение и запишите в тетрадь.

(Дети записывают решение в тетрадь).

- А сейчас попрошу одного от группы выступить и рассказать, как решали задачу.

- Что можете сказать о решении этой задачи? (У этой задачи два способа решения).

I способ: (7+5)*3=36(цв.)

  1. 7*3=21(б.)-на окнах;
  2. 5*3=15(ф.)- на окнах;
  3. 21+15=36(цв.)

VIII. Информация о домашнем задании

(домашнее задание разноуровневое).

- Кто хочет проверить свои силы в трудном задании, выполните задание №3 и № 6 на стр.73

Автор: Куриленко Оксана Викторовна

Населенный пункт: г. Воркута

1. Ф.И.О. учителя Куриленко Оксана Викторовна

5.1. Создание условий для освоения приёма умножения двузначного числа на однозначное (устные вычисления)

5.2. Предметные результаты обучения

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

Знает распределительное свойство умножения

Отрабатывает умение заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых

Закрепляет знания умножения суммы на число

Умеет выполнять внетабличное умножение чисел на основе распределительного свойства умножения.

Совершенствует вычислительные навыки и умение решать задачи.

5.3.Метапредметные результаты обучения:

Развитие мотивов учебной деятельности,

Формирование личностного смысла учения.

Развитие умения слушать и слышать другое мнение

Целеполагание, планирование, прогнозирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуляцию

выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Анализ объектов с целью выделения признаков,

построение логической цепи рассуждений,

обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

6. Дидактические задачи урока:

Формировать умение выполнять умножение двузначного числа на однозначное на основе распределительного закона умножения.

Развивать мыслительные навыки учащихся, познавательный интерес, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умение работать в группе, формирование различных видов мышления, памяти, внимания и речи

сложности, умение выдвигать гипотезы. Развитие мотивации учения через интересные факты.Развитие умений

работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, вырабатывать коммуникативные качества.

7. Тип урока: открытие нового знания

8. Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная

  1. Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выяснение места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация проекта выхода из затруднения
  6. Первичное закрепление во внешней речи
  7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону
  8. Включение в систему знаний и повторение
  9. Рефлексия учебной деятельности.

10. Учебно – методический комплекс:

  • Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация
  • Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор
  • Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика. Учебник для 3 класса. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика. Рабочая тетрадь для 3 класса.
  • Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика. Учебник для 3 класса. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика. Рабочая тетрадь для 3 класса

11. Образовательные педагогические технологии: технология деятельностного метода (Л.Г.Петерсон)

12. Межпредметные связи: литературное чтение

13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформулированные ранее – умножение круглых чисел на однозначное число, переместительный закон умножения, табличное умножение.

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

(Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

1.Орг.момент. Мотивирование учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности

Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Приветствие. Настраивает учащихся на работу. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

В начале урока я предлагаю вам разгадать ребус (слайд 1)


− Чему же будет посвящен сегодняшний урок?

− А когда наши уроки математики получаются особенно интересными?

− Как же вам нужно поработать, чтобы урок прошел интересно и с пользой для вас? Какие шаги вы должны пройти?

-Какие правила работы на уроке будете соблюдать?

- Когда мы открываем что-то новое, выполняем сложные задания, когда у нас все получается, …

-Постараемся определить то, что мы ещё не знаем и найдём способ решения

-Будем внимательными, активными. Будем соблюдать правила работы в группах и парах.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.)

П: умеют сравнивать объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства

К: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Алгоритм умножения однозначного числа на круглое;

умножение круглых чисел на однозначное число

На доске эталоны: алгоритм умножения однозначного числа на круглое и умножение круглых чисел.

− Что вы должны повторить в начале урока?

На доску вывешивается карточка с числами ( слайд 2). Работа организуется фронтально.

− Найдите закономерность в данном ряду чисел, объясните её и продолжите ряд ещё на 4 числа.

− Сгруппируйте полученные числа

− Отделите однозначные числа вертикальной чертой.

− Разделите двузначные числа на 2 группы. По какому признаку вы это сделаете?

− Какие числа мы называем круглыми? Обведите круглое число.

− Назовите приемы умножения чисел, которые вы уже изучили.

− Какие случаи входят в табличное умножение?

− Из однозначных чисел данного ряда чисел составьте и запишите выражение, в котором первый множитель в 4 раза меньше второго, найдите его значение.

− Сейчас составьте и запишите выражение, в котором первый множитель на 2 меньше второго, найдите его значение.

− Из двузначных чисел закономерности выберите число, в котором цифры десятков и единиц являются двумя первыми числами натурального ряда. Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

− Составьте выражение, из чисел ряда, первым множителем которого будет круглое число, а вторым множителем – наибольшее однозначное число. Запишите выражение, найдите его значение.

− С какими свойствами умножения вы уже знакомы?

− Из чисел данного ряда составьте выражение, иллюстрирующее переместительное свойство умножения

− Из однозначных чисел составьте выражение, иллюстрирующее сочетательное свойство умножения.

− Что вы повторили?

− У кого нет ошибок и исправлений, кто справился со всеми заданиями, оцените свою работу знаком + на полях.

− Каков следующий этап нашего урока?

На доске записывается пример: 49 * 2

− Попробуйте решить этот пример.

− У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?

− У кого есть результат, вы сможете обосновать свой ответ, пользуясь эталоном?

− Что вы не можете сделать?

− Таким образом, у всех вас возникло затруднение. Отметьте его знаком на полях.

Раз возникло затруднение, что вы должны сделаем?

То, что нам понадобится для открытия новых знаний

У доски работают 2 человека, остальные в тетрадях.

-Каждое последующее число увеличивается на 1,2,3,4,5,6,7

-Однозначные и двухзначные

-Круглые и некруглые числа.

-Табличное умножение, умножение однозначного числа на круглое, умножение круглых чисел.

1.Деятельностная: формировать у учащихся умение реализовать новые способы действий.

2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Оборудование и используемые учебные пособия:

2. КИМы по математике

3. Карточки с самостоятельной работой,

4. Дерево самооценки деятельности на уроке

Тут примеры и задачи,
Цифры, знаки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

Устный счет. Развитие вычислительных навыков

Самопроверка (запись на доске)

Каждый ряд получает лист бумаги с изображением ракеты. На ракете написаны примеры на умножение и деление по количеству учеников в ряду. После окончания игры открываю ответы на доске. Побеждает ряд, который решит все примеры быстрее других и не допустит ошибок.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Самоопределение к деятельности:

Какие примеры вызвали затруднения? ( два последних примера),

Почему? (мы еще не решали примеры на умножение двузначного числа на однозначное)

Из любого затруднения есть выход. Что нам нужно сделать, чтобы преодолеть это препятствие?

Сформулируйте тему урока, цели

3. Актуализация знаний и пробная учебная деятельность

- план работы над темой:

а) знакомимся со способами решения,

б) решаем примеры,

в) проверяем усвоение,

г) закрепляем учебный материал. Я предлагаю вам такой план работы над темой.

Давайте познакомимся со способами решения

Задания на доске.

Составим алгоритм: ЗАМЕНЮ… ПОЛУЧИЛСЯ…. УДОБНО…

Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику стр. 8, №1 с устным объяснением. 1, 2, 3 столбики. На доске и в тетради.

Читайте также: