Правление павла 1 конспект урока 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с личностью императора, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность.

познакомить учащихся с личностью Павла I;

сформировать представление о характере внутренней и внешней политики Павла I.

Развивающие:

расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы;

развивать умение анализировать факты и делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.

Оборудование:

карта “Российская империя в 18 веке”,

Тип урока: комбинированный

- овладение на уровне общего образования законченной системой исторических знаний.

-осознание ценности исторических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

- формирование и развитие посредством исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование и сохранение.

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах .

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Технологии: Развития критического мышления, ИКТ

Планируемый результаты:

Предметные: Умение изучать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных ценностей своей Родины.

Метапредметные: Владение умением работать с текстом учебника, историческим источником (анализировать, формулировать и обосновывать выводы), работа с иллюстрациями, способность решать творческие задачи.

Организационная часть. Здравствуйте дети! Я рад вас видеть и очень хочу начать работать с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

опрос по домашнему заданию.

II. Подготовка к работе с новой темой. Мотивация.

Вводное слово учителя. В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. В исторических исследованиях нет единства в оценке личности Павла I. А.С. Пушкин назвал Павла I “романтическим императором”, А.И.Герцен – “коронованным Гамлетом”

Задание на урок: “Каким же был на самом деле Павел ?? Дать оценку его правлению”.

Работа с новым материалом.

Личность императора.

Павел I родился 20 сентября 1754 года. Он был сыном императрицы Екатерины II. Павел находился по отношению к императрице в некоторой оппозиции, ненавидя свою мать, он считал её убийцей отца. Его отец, Пётр III. Ещё в детстве Павлу пришлось пережить сильнейшие потрясения: смерть отца Петра III от рук фаворитов матери, который был свергнут с престола и задушен, когда Павлу было 7лет. Екатерина старалась внушить маленькому Павлу, что его отец был пустым, никчёмным человеком. Но . Павел любил отца таким, каким тот был. Со временем у Павла сложился культ отца – мученика. С 1760 г. его главным воспитателем стал граф Н.И. Панин. С четырёх лет Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам, он получил хорошее образование.

От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Граф Н.И. Панин с детства внушал Павлу мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу. Павел по натуре был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости, живым, щедрым, весёлым и остроумным человеком. Но одновременно в его характере проявлялись вспыльчивость, своенравие, упрямство. В 1771 г. Павлу исполнилось 17 лет. Он стал совершеннолетним и ждал, что мать передаст ему престол. Екатерина же в 1773 г. женила Павла на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине, в православии наречённой Натальей Алексеевной. Через три года Наталья Алексеевна умерла от родов. ) В 1776 г. Екатерина женила Павла вторично на принцессе вюртембергской Софии-Доротее, принявшей православие под именем Марии Фёдоровны. Мария Фёдоровна, племянница прусского короля Фридриха II, была женщиной удивительной красоты и необычайных душевных качеств, обожавшей своего супруга и посвятившей ему свою жизнь. В 1781-82 супруги совершили путешествие по ряду европейских стран. Во время путешествия Павел Петрович познакомился с прусским королём лично. Пруссия в это время становилась сильным государством, её армия была одной из сильнейших в Европе. Павел Петрович стал поклонником прусского короля и его военной системы. По возвращению в Россию Павел ждал престола, а Екатерина II подарила супругам селения Гатчину и Павловск и удалил из Петербурга. В Гатчине цесаревич стал жить затворником и создавать свой мир. Сюда были переведены кавалерийский кирасирский Его Императорского высочества наследника цесаревича полк, пехотный батальон, конноартиллерийская рота и полурота матросов. Павел стал создавать свою армию. Обучение войск, парады, смотры проводились в Гатчине в любую погоду.

Осенью 1796 года Екатерина II заболела, а в ноябре императрица умерла. Новым императором стал Павел Петрович – Павел I.

Делимся на две группы. Одни- сторонники его политики ,другие противники. 5 минут для работы с раздаточным материалом. Выступление групп. После выступления 1 группы физкультминутка.

Внутренняя политика

Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.

Для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; царский жезл, скипетр и корону несли граф А.Орлов, князь П.Б.Барятинский и П.Б.Пассек – участники убийства императора.

Вопрос: Зачем Павел I через 34 года перезахоронил прах своего отца?

Ответ: Одни утверждали, что все это было проделано, для того, чтобы опровергнуть слухи о том, что Павел - не сын Петра III. Другие видели в этой церемонии стремление унизить и оскорбить память Екатерины II, ненавидевшей своего мужа. Павел заставил убийц Петра III нести императорские регалии, тем самым, выставив этих людей на публичное осмеяние.

На гробницах ненавистных супругов указали одну и ту же дату погребения. По этому поводу Н.И.Греч сказал: "Подумаешь, что они провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день".

В день своей коронации 5 апреля 1797 г. новый царь издал наиболее значительный в своё правление указ о порядке престолонаследия, введенного Петром I. Теперь права на престол должны принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии (сыновьям или братьям в порядке старшинства).

Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Затем Павел I щедро вознаградил своих сподвижников, деливших с ним долгие годы затворничества в Гатчине: А.А. Аракчеева, графа П.А. Палена, И.П. Кутайсова. На ключевые должности были назначены доверенные лица Павла I и смещены фавориты и ставленники Екатерины II.

Важным направлением внутренней политики стало ограничение дворянских прав и привилегий. В 1799 г. были ограничены дворянские привилегии, предоставленные Жалованной грамотой 1785 г. По существу, серию его актов в этом направлении можно назвать как “Разжалованная грамота дворянству”. Являться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям. Был запрещен свободный переход из военной службы в службу гражданскую. Были введены телесные наказания дворян за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации.

Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной. Вначале были реорганизованы высшие учреждения в государстве. В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного. Затем император приступил к реформированию высшего судебного органа - Сената. В 1796 г. было утверждено новое положение о Сенате. К началу 1800 г. Сенат закончил рассмотрение всех нерешенных дел. Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны. В сфере финансов Павел считал, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично. Он требовал согласовывать расходы с надобностью государства. Павел приказал переплавить на монеты часть серебряных сервизов Зимнего дворца, уничтожить до двух миллионов рублей ассигнациями для сокращения государственного долга.

Крестьянская политика. В интересах крестьянства был подписан указ от 5 апреля 1797 года, запрещающий помещикам заставлять крестьян отрабатывать барщину в праздничные дни и более трех дней в неделю. Кроме этого был введен запрет в 1798 г. на продажу дворовых и безземельных крестьян “ с молотка”. За жестокое обращение с крестьянами император приказал ссылать виновных в монастырь.

Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Павел вывесил у ворот своего дворца в Петербурге желтый ящик для подачи прошений на его имя. Подобные донесения принимались и на почте. Это было для России в новинку. Правда, этим тут же стали пользоваться для ложных доносов, пасквилей и карикатур на самого царя.

Задание: Дайте оценку крестьянской политике Павла I.

Военная реформа.

1797 год. Павел I провел ревизию личного офицерского состава в армии. Всем офицерам было приказано немедленно явиться на службу. В результате все малолетние офицеры, все формально числившиеся на службе, были уволены из армии, была прекращена практика долгосрочных отпусков.

Была установлена жесткая дисциплина и муштра. За нерадивость и грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. Уже через три недели после своего воцарения Павел I стал одевать русских солдат в неудобные немецкие мундиры и парики с косами и буклями, которые полагалось, намочив пивом или квасом, обсыпать мукой. По их поводу известна вошедшая в пословицу фраза, приписываемая Суворову: “пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак”.

Впрочем, совершенно бесполезным изобретением такой парик не был: в косице скрывался стальной прут, защищавший шею от сабельного удара сзади.

Опасаясь распространения идей Французской революции, Павел I: запретил выезд молодых людей за границу на учебу, запретил импорт книг, вплоть до нот. Закрыл частные типографии. Из русского языка изымались слова “гражданин”, “отечество”. По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по императорским указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра. Нравственные соображения обусловили запрет вальса, потому как в нём опасно сближаются особы разных полов.

Опала и гонения. Павел I говорил: “В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю”. За 34 года правления Екатерины II через Тайную канцелярию прошло 862 дела, то за 4 года правления Павла I – 721. (в 7 раз больше). С другой стороны, из заключения был освобожден Н.И. Новиков, а А.Н. Радищеву было разрешено вернуться из сибирской ссылки в свое имение.

Вопрос: Почему был освобожден Новиков и Радищев?

Павел I и церковь. Были открыты духовные академии в Петербурге и Казани. В 1800 г. издан Указ “О дозволении старообрядцам строить церкви. Синод распорядился не чинить оппонентам ни “малейшего притеснения или озлобления”. Обязали старообрядцам вернуть изъятые у них книги.

В 1798 году появился манифест Павла "Об установлении ордена Св. Иоанна Иерусалимского". Павел I хотел “прорубить духовное окно в Европу”, соединив две ветви христианства. 12 июня 1798 года Мальта была без боя взята французами. Рыцари заподозрили в измене великого магистра и лишили его сана. На этот пост был избран Павел I. Павлом рисовался образ рыцарского союза, в котором в противовес идеям французской революции процветали бы принципы ордена: строгое христианское благочестие, безусловное послушание старшим.

Внешняя политика Павла I

Поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн “лишь оборонительных”. В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей. 1797-1800 гг. – борьба России за ослабление Франции. В 1798 г. образовалась вторая антифранцузская коалиция: Россия, Австрия, Англия, Османская империя, Неаполь.

1798–1800 – Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова. Во время похода Ф.Ушаков проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Были освобождены Ионические острова, русские войска овладели о. Корфу, Неаполем и Римом. За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля, лишившись 400 человек.

Карта Средиземноморского похода.

Задание: Проследите по карте поход Ф.Ф.Ушакова.

1799 год – Итальянский поход А.В.Суворова. Это боевые действия русско-австрийской армии во главе с А.В.Суворовым против французских войск. Победы российских войск (на реках Адда и Треббия и при Нови). За 5 недель пройдено 400 км, в результате чего вся Ломбардия была очищена от французов.

1799 год – Швейцарский поход А.В.Суворова. Цель похода – разгром французских войск в Швейцарии – достигнута не была. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чертов мост и совершила переход в Мутенскую долину, где попала в окружение.

Выйдя из окружения, русская армия совершила переход через заснеженный перевал Паникс. “Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа” (Д.Милютин).

Задание: Покажите на карте походы А.В.Суворова.

В конце 1799 г. произошли изменения во внешней политике: Россия прекратила войну. Антифранцузская коалиция распалась. Наполеон пошел на примирение с Павлом 1. Их переговоры закончились разработкой плана совместных действий против Англии.

Дворцовый переворот 1801 г.

Вопрос. В чем причины дворцового переворота?

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и его причины: а) внутренние причины (курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий; его крайний деспотизм и непредсказуемость);

б) внешние причины (разрыв с Англией, угроза потери Англией Индии, что поставило бы ее на грань катастрофы). Экспорт хлеба у нас осуществлялся в основном в Англию, как, впрочем, и остальных видов сырья, будь то лес, пенька, кожа, парусина и т. д. Русские помещики наживались на экспорте русского хлеба, и эта торговля приостановилась.

Михайловский замок. За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: “Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней” 47 символов. Императора убили на 47 году.

Душой и организатором заговора стал петербургский генерал-губернатор П.А.Пален. “Заговорщики спрашивали Палена, как поступить им с императором. На это отвечал он им французской поговоркой: “Когда готовят омлет, разбивают яйца”. По одной версии, Павел был убит Н.Зубовым (зять Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: “Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок”. Пален явился во дворец только тогда, когда всё было кончено. Замысел Палена был таков - если бы убийство императора не удалось, он выступил бы в роли его спасителя, арестовав князя Александра. Характеристика графа Ростопчина была абсолютно верна: “Пален был настоящий сын Макиавелли и настоящий демон интриги”.

Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: “Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху. Что я вам сделал плохого?” Это были его последние слова.

Соответствовали ли политика Павла общим тенденциям развития Российского государства со времен Петра Великого, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой? Попытайтесь найти связь между его политикой и дворцовым переворотом 1801 г.


Проблемно-поисковый; фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Цель урока: Определить, чем отличалось правление Павла I после смерти Екатерины II.

Предметные: дать личностную характеристику императора Павла I; проанализировать основные преобразования во внутренней политике, отметив их противоречивость; подвести итоги деятельности Павла I.

Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели и задачи урока и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей; умение использовать универсальные методы работы.

Продолжить формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; давать ответы по сквозным вопросам; систематизировать материал; решать проблемные задачи; работать с текстом учебника и вести записи в тетради.

Личностные: поддерживать стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма.

Вводное слово учителя. 3 минуты

Закончилось правление великой Екатерины 2. Снова встал вопрос о престолонаследии.

Как вы думаете, на кого пал выбор в царской династии?

Законным наследником стал сын Павел 1.

Фронтальная беседа, актуализация знаний об Указе о престолонаследии 1722г.

Согласно Указу, на престол мог взойти тот, кого назначит предшественник.

Определение цели и задач урока. 3 минуты

Что мы будем изучать на уроке?

Назовите, что надо узнать в деятельности этого правителя.

Правление Павла 1.

Что он сделал для России. Определить внутреннюю и внешнюю политику.

Как вы думаете, Павел 1 остался в истории Великим, как его мать Екатерина 2?

Что нужно выяснить на уроке?

Проблема. Не знают.

Узнать, чем правление Павла 1 отличалось от правления Екатерины 2.

Его правление мы будем изучать в течение 2-х уроков.

Запишите тему этого урока:

Внутренняя политика Павла 1.

Запись темы в тетради.

Работа с текстом учебника. 7+3= 10 минут.

Мнения историков. С. 69-70.

Назовите, какое мнение сложилось у историков о правлении Павла 1. Почему историки называют Павла одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории?

Парная деятельность.

Знакомство с разными взглядами. Определение роли Павла 1. Фиксация выводов в тетради.

Работа с текстом учебника. § 24, п.1. 5 минут

Знакомство с личностью Павла 1.

Индивидуальная деятельность.

Чтение с выделением слов, дающих характеристику Павлу 1.

В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений - преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа.

Дифференцированные задания для сильных и слабых учеников.

Групповая деятельность.

Разрезная таблица (для слабых)

Работа с текстом учебника (для сильных)

Ответить на вопрос: Чем отличалось правление Павла I после смерти Екатерины II?

Итоги: Его политика, в отличие от правления Екатерины 2, была неустойчивой и непредсказуемой. Павел 1 очень сильно ущемил права и свободу дворян и солдат. Многих придворных и своих близких он настроил против себя. Старался улучшить положение крестьян.

1. Чтение текста – 1 балл

2. Наличие выводов в тетради – 1 балл

3. Составленная таблица – до 2 баллов

4. Умение работать в группе – 1 балл

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание:

§ 24, с.63, з.1 (слабым ученикам), з.6 (сильным ученикам)

Реформа престолонаследия. Указ о престолонаследии был издан 5 апреля 1797г.

Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола, ибо появилось жёсткое требование перехода короны по мужской линии (от отца к сыну).

Ослабление позиций дворянства

Ограничение прав, предоставленных Жалованной грамотой дворянству, восстановление обязанности служить.

Запрет на свободный выезд за границу.

Разрешение подвергать дворян телесным наказаниям.

Улучшение положения крестьян. Манифест о трехдневной барщине

выдавал крестьянам ссуды(деньги), построил новые дороги в селах, открыл два бесплатных медицинских госпиталя Он настаивал на необходимости законодательного урегулирования положения крепостных.

Разрешил крестьянам уходить на другие заработки в свободное от барщинных работ время

Разрешил крестьянам жаловаться на помещиков

Сократил крестьянские государственные обязанности (повинности).

Военная реформа

ввёл обмундирование войск, полностью заимствованное с прусских образцов

новые воинские уставы

ограничил срок службы 25 годами

За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование

солдатам разрешили жаловаться на злоупотребления командиров и наказывали их не так часто, как раньше


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок истории по теме: "Внутренняя политика Павла I", рассмотрены основные реформы и их значение.

№ ______ Дата: 21.04.2017

Открытый урок по истории

Тема: Внутренняя политика Павла I.

Развивать умение работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, проводить сравнение, развивать умение анализировать документы

Воспитывать интерес к истории.

Тип урока: комбинированный

1. Организация начала урока.

Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.

Сегодня мы с вами изучим личность Павла I, его основные реформы, будем работать с текстом в учебнике, отвечать на поставленные вопросы, проводить сравнение, продолжим прививать любовь к истории.

2. Актуализация знаний по теме.

Прежде чем перейти к правлению Павла I, давайте вспомним, кто его родители?

- Екатерина II и Пётр III.

- Чем нам известен Пётр III?

- Что вам известно о Екатерине II?

- Вспомните основные реформы Екатерины II?

3. Изучение нового материала.

3.1 Романтический император.

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел 1. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

Историки оценивают павловское царствование по-разному.

Дайте свою оценку политике Павла I в конце урока.

Рождение Павла в 1754 г. было встречено при дворе его бабки Елизаветы Петровны как долгожданное событие. Сразу после рождения ребенок был унесен в покои Елизаветы, куда его родителей допускали лишь по ее специальному разрешению. Фактически до 1762 г. Павел воспитывался без участия матери и отца. Кто был этот младенец? Чей он был сын? Сам он был убежден, что Петр III был действительно его отцом. Другие сомневались в этом, предполагая, что отцом Павла был Салтыков. Иные уверяли, что от красивого Салтыкова не мог родиться курносый мальчик и, что Екатерина родила мертвого ребенка, которого заменили новорожденным чухонцем из деревни котлы.

С 1761 г. главным воспитателем Павлы был назначен Н.И. Панин. Сторонник Просвещения, он мечтал воспитать из Павла идеального государя для России. И действительно, по воспоминаниям современников, молодой Павел был хорошо образованным романтическим юношей.

Работа с документом.

Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право, были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней.

1.Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович?

4.Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник?

В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Юноша без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим - спустя три года она умерла родами. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской (Марии Федоровне).

В 1781-1782 гг. Павел и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе. Во время поездки Павел вел себя неосторожно, открыто критикуя политику Екатерины. Это стало известно Екатерине, которая по возвращении сына удалила его от двора, подарив Гатчину, где Павел проводил отныне большую часть времени.

Как этот эпизод характеризует Павла I?

«Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала. В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодно…

В ночь с 3 на 4 ноября 1796 г. Павлу неоднократно снился сон. Ему снилось, что некая незримая и сверхъестественная сила возносит его к верху. В три часа ночи в Гатчину прискакал граф Зубов и сообщил, что с Екатериной случился апоплексический удар. На рассвете 5 ноября Павел вошел в спальню Екатерины и спросил у дежурного медика, есть ли надежда на выздоровление. Надежды не было. Самодержавная императрица умирала.

В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала.

Когда умерла императрица, Павел получил долгожданную корону и власть. Очевидцы событий единодушны в их описании.

Г.Р. Державин

Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Этим стремлением окрашено, по сути, все его царствование.

Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.

Современники о перезахоронении Петра III.

Последовал приказ вырыть останки Петра III. Это оказалось весьма просто: он был похоронен на кладбище Александра - Невской лавры. Кости были вложены в гроб, который был установлен на одном катафалке с гробом Екатерины. Это произвело громадное впечатление: дураки рукоплескали, благоразумные потупляли свои взоры; но первых более всего поразило то обстоятельство, что для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; из них выделялись князь Орлов и князь Барятинский.

3.2 Реформы Павла I с. 58

1. Изменение порядка престолонаследия.

В 1787 году Павел составил проект закона об изменении порядка престолонаследия, в его основу положен принцип первородства. Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии.

Спустя ровно 10 лет, в день своей коронации 5 апреля 1797 года этот закон был принят и просуществовал вплоть до падения монархии.

3.3 Реформа армии с. 59

Были разработаны новые уставы, вводилась новая форма одежды, впервые была шинель, ужесточалась воинская дисциплина. Опале и гонениям подвергались многие фельдмаршалы и генералы.

Был введён запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами.

3.4 Усиление бюрократизма.

С. 60 Найдите черты разрастающегося бюрократизма.

Бюрократи́зм — чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

3.5 Полицейский произвол

- наведение порядка генералом-губернатором Николаем Архаровым, подручных генерала звали архаровцы.

3.6 Крестьянский вопрос

Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Теперь царь назначал приемные дни и поставил возле дворца специальный ящик для челобитных, который открывал собственноручно. Были запрещены телесные наказания лиц, достигших 70-летнего возраста. Каждый государственный крестьянин получил надел в 15 десятин (десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара)

В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю. Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных.

Работа с документом.

Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797).

Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

1.Какой запрет вводил Павел I?

Ограничение дворянских прав и привилегий. Был запрещён свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации. Дарованное Екатериной право любому дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самому монарху было отменено. Возобновилось наказание палками дворян.

- освобождение от обязательной службы и предоставление заниматься своим хозяйством, увеличение дворянских владений, крестьян жаловали в награду за воинские подвиги, создано дворянское самоуправление (дворянские собрания.

Задание: Заполните таблицу:

4. Закрепление полученных знаний.

Выполните тест по изученной теме, обведите в кружок номер правильного ответа.

1. Павел I начал свое правление с:

а) восстановления Правительствующего сената б) изъятия церковных земель

в) изменения порядка престолонаследия г) губернской реформы

2. Внутренней политикой Павла I были недовольны прежде всего:

а) крестьяне б) дворяне и чиновники в) купцы г) казаки

3. В интересах крестьянства Павел I:

а) ограничил барщину тремя днями б) установил размер денежного оброка

в) перевел монастырских крестьян на положение государственных

г) запретил передачу государственных крестьян в частные руки

4. Выберите правильные ответы.

Мероприятия Павла I в отношении дворянства:

а) восстановление указа Петра I о единонаследии

б) запрет на свободный переход из армейской служ­бы в гражданскую без особого разрешения

в) восстановление обязательной службы дворян

д) отмена права дворян обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу

е) применение к дворянам телесных наказаний

Дайте свою оценку внутренней политике Павла I (высказывания учащихся)

4.1 Был ли нарушен Павлом I порядок престолонаследия, установленный Петром I.

4.2 Улучшилось или ухудшилось положение крестьян в период правления Павла I.

Итоги: Внутренняя политика Павла I, как и сама личность, были полны противоречий. Главным из них было то, что желая взойти на престол реформатором и навести порядок в стране, он оставил о себе память как о правителе – деспоте.

5. Рефлексия.

Я сегодня узнал… Мне понравилось… Я хотел бы… 6. Домашнее задание. Пр.24, изучить

Наследник Екатерины II, Павел I (1796-1801), отменил многие ее указы.

Павел I внутрення политика

Внутренняя политика Павла 1

Внешняя политика Павла 1

Внешняя политика оказалась непоследовательной. Павел I вступил в антифранцузский союз (Англия, Австрия, Турция). По совместным договоренностям войска Павла I должны были принимать участие в следующих больших военных кампаниях:

внешняя политика павла 1

В 1800 г. произошла переориентация внешней политики от союза с Англией (выход из антифранцузской коалиции) к союзу с Францией.

Читайте также: