Хрущев 11 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Культ личности – возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии.

Марксизм-ленинизм - идеология, социально-политическое и философское учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества.

Новочеркасский расстрел – название исторических событий, произошедших в городе Новочеркасске 1—2 июня 1962 года в результате забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) и других горожан власти расстреляли.

Реформа – изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём

Тоталитарная власть – политический режим, стремящийся к полнейшему (тотальному) контролю государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

ЦК КПСС – центральный комитет коммунистической партии Советского Союза

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. /М.М.Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А.В.Торкунова.-М.; Просвещение, 2016.
  2. Новочеркасские события 1962 / Н. С. Плотникова // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. - М.; 2004—2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кроме того, еще сто человек было арестовано, из них 7 человек приговорили к высшей мере наказания, а еще 7 – к 15 годам заключения [2] . Эти события в течение десятилетия скрывались официальными властями.

Эти и другие явления периода правления Н. Хрущёва привели к государственному перевороту. В результате чего Хрущёв был смещен с поста первого секретаря ЦК КПСС. По отношению к Хрущёву оппозиционно настроены были кадровые офицеры и генералитет, а также многие авторитетные работники органов государственной безопасности. В стране отсутствовал четкий законодательный механизм смены руководства государства. С начало 1964 года готовилось смещение Хрущёва группой партийно-государственной элиты. Наиболее активную роль в перевороте играли руководитель КГБ В. Е. Семичастный, Секретарь ЦК КПСС А. Н. Шелепин, первый секретарь Харьковского обкома КПСС Н. В. Подгорный, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов, а также Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев.

Окончательных действий со стороны заговорщиков последовали после того, как Н. С. Хрущёв заявил, что в ноябре будет проведен очередной пленум ЦК, на котором будут производиться рокировки в правительстве. После этого Н. С. Хрущёв отправился на отдых.

13 октября 1964 года состоялось заседание Политбюро, на котором первым слово взял Брежнев и начал резко критиковать действующего руководителя партии в следующем:

  • ошибки управления страной;
  • создание культа личности;
  • совмещение должностей;
  • оскорбление единомышленников и членов партии;
  • разделение партии на промышленные и сельскохозяйственные составляющие.

Все присутствующие выступили против Хрущёва за исключением А. И. Микояна.

14 октября 1964 года Н. С. Хрущёв заявил о том, что он не будет бороться за власть и готов добровольно покинуть свой пост. Новым секретарем партии был избран Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров стал Косыгин.

Хрущёв был смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

Однако этот народный подъем, натолкнувшись на страх власти и партийной верхушки, постепенно превратился в иллюзию свободы, которая рассыпалась и пробудила недовольство и возмущение в обществе.

В целом хрущёвская оттепель (период в истории СССР, начавшийся после смерти Сталина и завершившийся с отстранением Хрущёва) характеризуется во внутриполитической жизни Советского Союза освобождением политических заключенных, ликвидацией ГУЛАГа ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, уменьшилось влияние идеологической цензуры. Необходимо отметить, что именно при Хрущёве СССР достиг больших успехов в покорении космоса. Было развернуто активное жилищное строительство.

Примеры и разбор решения заданий:

1. 14 октября 1964 года Н. С. Хрущёв заявил о том, что он не будет бороться за власть и готов добровольно покинуть свой пост. Новым секретарем партии был избран _______________, а председателем Совета Министров стал _______________. ______________ был смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

Ответ: 14 октября 1964 года Н. С. Хрущёв заявил о том, что он не будет бороться за власть и готов добровольно покинуть свой пост. Новым секретарем партии был избран Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров стал А. Н. Косыгин. В. М. Молотов был смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

2. Какие из нижеперечисленных обвинений предъявлялись Н.С. Хрущёву?

  1. Ошибки управления страной;
  2. Пенсионная реформа;
  3. Создание культа личности;
  4. Совмещение должностей;
  5. Убийство Джона Кеннеди;
  6. Оскорбление единомышленников и членов партии;
  7. Введение подоходного налога;
  8. Разделение партии на промышленные и сельскохозяйственные составляющие.

Ответ: 1, 3, 4, 6, 8.

Новочеркасские события 1962 / Н. С. Плотникова // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. - М.; 2004—2017. ↑

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

https://amvrmk.ucoz.ru/_nw/31/41312287.jpg

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Пробудить интерес к истории, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, предоставить школьникам возможностей для того, чтобы они осознали себя субъектами исторического развития – так я представляю цели и задачи современного учителя истории.

Интерес к истории рождается интересом к проблеме, удачно сформулированной, ведь человек начинает мыслить тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Это может быть какое-либо противоречие или проблемная ситуация. Ученики начинают высказывать свою точку зрения, то есть вовлекаются в мыслительный процесс, дискутируют и защищают свою точку зрения, прислушиваются к мнениям других, ставят уместные вопросы, аргументируют умозаключения. Идет процесс формирования коммуникативных компетенций. Эти компетенции мои ученики приобретают в ходе деловых игр.

Тип урока: итоговый (повторительно-обобщающий).

Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач; развивать умения вести диалог, способности отстаивать свою точку зрения, воспринимать иную; развивать умение работать в команде, взаимодействовать с коллективом.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважительное отношение к оценке исторических событий, к мнению собеседника; усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию, способствовать обогащению их социального опыта.

Цель и задачи урока определены с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения знаний, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. При подготовке к уроку была учтена работоспособность класса; осуществлен личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

На уроке были использованы такие формы организации учебно-познавательной деятельности как: фронтальная, групповая, индивидуальная.

В ходе урока были применены следующие методы и технологии: метод проблемного обучения, критического мышления; метод анализа и синтеза, составление опорного конспекта (обучение на моделях); личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие (методики цветовых кругов Кулешова, телесно-ориентированные), социально-воспитательные технологии, технологии развивающего обучения и др.

Целям и задачам урока отвечала и структура урока.

Организационный момент (расшифровка ребуса) включал в себя релаксацию и создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. В ходе использования методики цветовых кругов В. А. Кулешова, осуществлялась активизация нейропсихологических аспектов по выполнению предстоящих учебных и воспитательных задач в рамках применения здоровьесберегающих технологий и активизации познавательной деятельности учащихся.

https://amvrmk.ucoz.ru/_nw/31/s62827124.jpg

https://amvrmk.ucoz.ru/_nw/31/s35388380.jpg

Актуализация субъектного опыта обучающихся помогла осознать тему и определить проблемный вопрос урока, осуществить плавный переход к его основной части.

https://amvrmk.ucoz.ru/_nw/31/s70636179.jpg

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. В ходе урока акцентировано внимание на развитие ключевых компетенций, таких как: коммуникативная, социально-личностная, исследовательская, сотрудничества.

https://amvrmk.ucoz.ru/_nw/31/s15314118.jpg

https://amvrmk.ucoz.ru/_nw/31/s53684398.jpg

В процессе работы происходило приобретение учащимися своего собственного опыта, формирование умения связывать исторические события с сегодняшним днем. Ребята понимали, что в изучении истории, кроме необходимости знать свое прошлое, есть и практический смысл. Умение находить связи между настоящими и прошлыми событиями, критически рассматривать те или иные аспекты развития общества через призму деятельности исторических личностей.

При подведении итогов работы, отвечая на проблемный вопрос урока, ребята пришли к выводу, что вступая во взрослую жизнь, надо смотреть на все вопросы с разных сторон, воспринимать людей, которых встретят на жизненном пути, толерантно, понимая, что у каждого процесса, события или человека есть свои плюсы и минусы, которые дополняют друг друга и делают целостными и неповторимыми.

По ходу урока составлялся опорный конспект – участниками дебатов на доске и учащимися в тетрадях; осуществлялся контроль над деятельностью учащихся. Труд ребят оценивался словесно, при подведении итогов работы были выставлены положительные отметки. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательной, оптимистической.

https://amvrmk.ucoz.ru/_nw/31/s14875851.jpg

Творческие виды домашних заданий призваны способствовать формированию потребности в новых знаниях, созданию максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в установлении духа сотрудничества учеников и учителя, в использовании методики цветовых кругов Кулешова, элементов телесно-ориентированных методик.

Атмосфера урока, иллюстративный материал, разнообразие методов, форм и технологий работы помогли учащимся повторить, углубить и закрепить изученный материал в полном объёме. Предполагаю, что знания, усвоенные на уроке, помогут учащимся, как в дальнейшем изучении истории, так и в жизненных ситуациях.

Считаю, что поставленные цели и задачи урока достигнуты, урок прошел интересно и плодотворно.


Правление Никиты Хрущева можно датировать 1958–1964 годами. Именно в этот период он возглавлял правительство страны — Совет Министров СССР. Однако можно расширить датировку до 1953 года, то есть от его вступления на должность Первого секретаря ЦК КПСС. Кратко плюсы и минусы правления Хрущева изучают в 11 классе.

Внутренняя политика

К внутриполитической деятельности Никиты Хрущева относятся несколько направлений, связанных с развитием сельского хозяйства и экономики в целом, с борьбой за власть внутри КПСС и с изменениями в идеологии, которые связаны с развенчанием культа личности Сталина.

Никита Хрущев

Рис. 1. Никита Хрущев.

К 1953 году относится внутрипартийная борьба и устранение одного из конкурентов за власть — Лаврентия Берии. Он был, по сути, вычеркнут из истории, переименованы различные объекты, названные в его честь.

В 1954 Крымская область из состава РСФСР была передана в состав УССР. Происходили в правление Хрущева и другие административно-территориальные изменения. Например, были укрупнены некоторые регионы из-за ликвидации более мелких. Так, из состава Советской Беларуси исчезло пять областей:

  • Полесская;
  • Полоцкая;
  • Бобруйская;
  • Барановическая;
  • Пинская.

В составе РСФСР при Хрущеве были упразднены Великолукская, Арзамасская и Балашовская области. Грозненская область в 1957 году из-за возвращения депортированных чеченцев и ингушей преобразовали в ЧИАССР. Черкесская автономная область после возвращения из депортации карачаевцев была преобразована в Карачаево-Черкесскую АО, а Кабардинская АССР — в Кабардино-Балкарскую АССР после возвращения из депортации балкарцев. В 1958 году власти восстановили и Калмыцкую АССР. Зато Карело-Финская ССР в 1956 году была обратно преобразована в Карельскую АССР.

Итоги экономической политики Хрущева были противоречивыми, успехи чередовалась с неудачами. Например, освоение целинных земель в Средней Азии потребовало огромных расходов. Первые урожаи были высокими, а в начале 1960-х они стали снижаться, и СССР начал импортировать зерно. При Хрущеве прекратилась политика увеличения золотого запаса, и к 1964 он значительно снизился. Денежная реформа 1960–1961 годов привела к скрытой девальвации советского рубля и к росту цен. Следствием стали народные выступления, самое известное из которых в Новочеркасске в 1962 году подавили войска. В 1950-е годы в СССР резко выросли объемы жилищного строительства, количество построенных кв. м. впервые в истории превысило 50 млн.

Однако рост экономики в целом снизился, в том числе из-за неэффективных мер вроде введения совнархозов вместо министерств и деления обкомов на промышленные и сельскохозяйственные.

Борьба с культом личности Сталина началась в 1956 году на XX съезде КПСС и продолжилась на XXII съезда 1961 года. В результате в СССР были снесены почти все памятники Сталину и переименованы многие города и другие объекты:

  • Сталино — в Донецк;
  • Молотов — в Пермь;
  • Ворошиловград — в Луганск;
  • Сталиногорск — в Новомосковск.

В городах появились улицы расстрелянных в 1937–1938 годах героев Гражданской войны: Тухачевского, Блюхера, Якира и Егорова.

Хрущевская антирелигиозная кампания 1958–1964 годов не принесла каких-то заметных общественных успехов. Наоборот, в 1960-е годы наблюдался рост пьянства, абортов, убийств и самоубийств.

В 1957 году в ходе внутрипартийной борьбы Хрущев добился исключения из партии бывших сталинских кадров — антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и Шепилова. В следующем 1958 году он стал Председателем Совмина СССР и вскоре сменил значительную часть сталинских кадров в руководстве союзных республик.

Никита Хрущев. Кукуруза

Рис. 2. Никита Хрущев. Кукуруза.

Внешняя политика

Она была еще менее удачная, чем внутренняя. Борьба с культом личности Сталина привела к ухудшению отношений с социалистическими странами. С Албанией в 1961 году дипломатические отношения были просто разорваны. С КНР в 1960–1964 гг. произошел резкий спад объемов сотрудничества. Отношения с КНДР также стали прохладными в начале 1960-х. Зато улучшились отношения с Югославией, где правил Тито, что стало в 1948–1953 годах одной из целей советской пропаганды.

В 1955 году в дополнение к Совету экономической взаимопомощи соцстран Европы появился их военный блок — ОВД, Организация Варшавского договора. Отношения с соцстранами Европы стали хуже из-за восстания в Венгрии в 1956 году и Берлинского кризиса в 1961, который привел к строительству Берлинской стены и разделению столицы Германии. 1962 год запомнился Карибским кризисом в едва улучшившихся отношениях с США из-за размещения советских ракет на Кубе. Хрущев первым из правителей России и СССР нанес визит США и встретился с президентом Никсоном в Айове. С президентом Кеннеди он встречался в 1961 году в Вене на территории нейтральной Австрии.

Основные события внешней и внутренней политика Хрущева можно по пунктам представить в такой таблице:

Внутренняя политика

Внешняя политика

Борьба за власть, ликвидация Лаврентия Берия в 1953 году и отстранение Антипартийной группы в 1957 году

Нормализация отношений с Югославией

Борьба с культом личности Сталина в 1956–1964 годах, переименование городов, улиц и других объектов

Создание военного блока соцстран — ОВД, Венгерское восстание и Берлинский кризис в странах блока

Освоение целины с 1954 года и неудачи в сельском хозяйстве в целом к 1964 году

Ухудшение отношений с Китаем, разрыв с Албанией

Рост жилищного строительства, создание совнархозов, денежная реформа, рост цен на продукты

Начало встреч с американского лидерами после длительного перерыва (с 1945 года), визит Хрущева в США

Реабилитация депортированных народов и восстановление четырех республик на юге РСФСР

Карибский кризис 1962 года

В 1953–1964 годах стали лучше отношения с развивающимися странами — Индией, Индонезией, Египтом и некоторыми государствами Азии и Африки, которые выбрали социалистическую ориентацию, например, Мали, Гвинея, Сомали, Куба и Вьетнам. Также при Хрущеве началась торговля с Бирмой, в этой стране открылось советское посольство.

Никита Хрущев и Кеннеди

Рис. 3. Никита Хрущев и Кеннеди.

Что мы узнали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реформы Хрущева (1953-1964 гг.)

Изменения в высшем руководстве страны.

Председателем Совета Министров СССР стал Г.М. Маленков.

Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия , возглавивший министерство внутренних дел, объединенное с министерством государственной безопасности.

http://russsr.ru/wp-content/uploads/2016/09/0DwdG83w-vE123-14.jpg

Н.С. Хрущев сначала занимал пост секретаря ЦК КПСС, но в сентябре 1953 г. был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС.

Между ними и развернулась борьба за власть. Самыми минимальными шансами на победу обладал Хрущев, но именно он в итоге стал руководителем страны.

! Выиграть борьбу ему помогло то, что он возглавлял партию – главный элемент политической системы .

https://sun1-24.userapi.com/c852236/v852236429/e7e82/KD7fh8J9V3w.jpg

· Уже в декабре 1953 г. Берия был расстрелян. В 1955 г. Г.М. Маленков был смещен с поста председателя Совета Министров.

· В 1958 г. Хрущев возглавил и Совет Министров СССР, став единоличным лидером.

Хрущев взял курс на десталинизациюпроцесс преодоления культа личности и ликвидации политического режима, созданного в СССР в период правления И.В. Сталина. Наиболее активно она стала проводиться с 1956 г., после ХХ съезда КПСС.

Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушили систему страха. Возврат к репрессивной политике вслед за этим оказывался уже невозможным.

! После съезда начался процесс реабилитации (восстановление в правах) репрессированных граждан и народов, пострадавших в сталинское время. Переселенные народы возвращались обратно.

Были и негативные моменты .

· После ХХ съезда началось падение авторитета коммунистической партии.

· Доклад положил начало расколу в международном коммунистическом движении.

https://sun1-21.userapi.com/c852236/v852236429/e7ebf/lzbKM6s_zn0.jpg

Программа предусматривала создание к 1980 г. коммунизма.

https://sun1-20.userapi.com/c852236/v852236429/e7e92/_6xlSmnqHNU.jpg

Особенно быстрыми темпами развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика.

! В 1957 г. произошло упразднение министерств, вместо них были созданы 105 совнархозов. Суть реформы состояла в переходе от отраслевого к территориальному принципу. Децентрализация управления промышленностью значительно укрепила экономическую роль союзных и автономных республик, но в то же время затруднила общесоюзные связи, координацию предприятий, расположенных в различных регионах, породила определенную разобщенность.

Организация совнархозов дала некоторый эффект, затем стала сдерживать производство, так как мелочная опека местных руководителей оказалась хуже мелочной опеки отраслевых министерств.

! В начале 1960-х гг. темпы экономического роста стали неуклонно снижаться .

Ухудшение положения в экономике заставило Хрущева пойти еще на одну крупную реформу управления. В 1962 г. по производственному принципу были перестроены все руководящие органы сверху донизу.

Реформы в сельском хозяйстве.

На сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС были приняты важные решения об экономическом стимулировании сельского хозяйства. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в зависимости от вида в 2-6 раз. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

В 1954 г. началось освоение целины. В Казахстан и Западную Сибирь было отправлено около 300 тыс. добровольцев и много техники. Эти ресурсы отрывались от старопахотных районов России. В первые годы целина давала неплохой урожай. Однако уже в конце 1950-х гг. началась эрозия почв, и урожаи упали.

С целью решения кормовой проблемы были увеличены площади под кукурузу за счет уменьшения посевов зерновых.

В 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако с конца 1950-х гг., по мере укрепления Н.С. Хрущева у власти, наметился поворот к прежним административным методам руководства сельским хозяйством. Началось ограничение личных подсобных хозяйств.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС, вместо которых появились ремонтно-технические станции (РТС). Машинно-тракторные станции ликвидировались, а их техника должна была выкупаться колхозами по высокой цене и в короткие сроки. Это разорило многие колхозы.

К началу 1960-х гг. вновь обострилась продовольственная проблема. Решение правительства стимулировать развитие животноводства повышением розничных цен на мясо и масло (1962) вызвало острое недовольство городских жителей. В ряде регионов прошли митинги и демонстрации протеста, демонстрация рабочих и служащих Новочеркасска была подавлена войсками. Были жертвы.

Опасаясь дальнейшего роста социальной напряженности, партийно-государственное руководство впервые в истории России и СССР пошло на закупку зерна в США, что положило начало растущей зависимости страны от продовольственного импорта. Показателем кризиса сельского хозяйства стал провал заданий 7-летнего плана (1959-1965): фактический рост сельскохозяйственного производства за годы семилетки составил 15% вместо плановых 70%.

https://sun1-10.userapi.com/c852236/v852236429/e7e9a/Fj1xT2309rw.jpg

https://sun1-18.userapi.com/c852236/v852236429/e7ea1/DJcHYKoDBiQ.jpg

В 1957 г. под руководством С.П. Королева был запущен первый искусственный спутник, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек планеты – Ю.А. Гагарин.

Однако в целом руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях.

Социальная сфера.

В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 и более раз. Колхозники получили государственную пенсию только в 1964 г. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства.

https://sun1-6.userapi.com/c852236/v852236429/e7eb0/5IVdc1QQp6I.jpg

https://sun1-19.userapi.com/c852236/v852236429/e7ea9/UNHu__W_G-U.jpg

Внешняя политика.

В своем внешнеполитическом курсе Н.С. Хрущев руководствовался принципом мирного сосуществования капиталистической и социалистической систем. Но он не всегда соблюдался. Прорывы в отношениях с Западом сменялись кризисными ситуациями.

В 1958 г. состоялся первый визит главы советского государства в США. В 1963 г. заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах – в атмосфере, в космосе, под водой.

В 1961 г. произошел второй Берлинский кризис, итогом которого стало разделение города на Западный Берлин, обнесенного знаменитой Берлинской стеной, и Восточный Берлин, столицу ГДР.

Особенно острым стал Карибский кризис 1962 г., возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе, в непосредственной близости от США, и поставивший мир на грань ядерной войны.

Для укрепления своих позиций в странах социалистического лагеря Советский Союз использовал все возможные рычаги – от финансово-экономической и технической помощи до силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) – Организация Варшавского договора. В 1956 г. Советский Союз подавил антикоммунистическое восстание в Венгрии. В конце 1950-х гг. резко обострились отношения СССР с крупнейшей социалистической страной – Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов двух стран.

Читайте также: