Конспект занятия занимательный русский язык 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Час занимательного русского языка

Цели: развитие интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; укрепление и сплочение детского коллектива.

Ход урока

В занятии принимают участие 2 команды. Они выполняют задания.

1. Волшебный сундучок.

Учитель.

Вот волшебный сундучок,

На дверях его замок,

В нем живут отгадки

На все мои загадки.

Ключ волшебный вставим в щель

И откроем в сказку дверь.

1. Дом по улице идёт,

На работу нас везёт.

Он не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. . (Автобус.) А

2. Полон хлевец белых овец. (Зубы.) З

3. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) Я

4. Какой колокольчик не звенит? (Цветок полевой.) Ц

1. Чист и ясен, как алмаз.

Дорог не бывает.

Он от матери рождён,

Сам её рождает. (Лед.) Л

2. Конь стальной,

Хвост льняной. (Игла.) И

3. В середине алый, сахарный,

А кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) А

В чести у всех. (Сахар.) С

Угадавшим загадки вручаются карточки с заглавными буквами красного цвета.

2. Назовите команду.

3. Продолжите стихотворение.

Учитель. Я буду читать отрывки из разных стихотворений, но только по 2-3 строчки, а вы будете продолжать все вместе хором вслед за мной.

В помощь на доске записаны имена поэтов, даны их портреты.

1. У лукоморья дуб зеленый, .

(Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом).

2. Унылая пора! Очей очарованье.

(Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.)

3. Вороне где-то бог послал кусочек сыру.

(На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.)

4. Люблю грозу в начале мая.

(Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.)

5. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

(То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.)

6. Вот моя деревня.

(Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

7. Черемуха душистая

С весною расцвела.

(И ветви золотистые,

Что кудри завила.)

8. По небу голубому.

(Проехал грохот грома,

И снова все молчит.)

4. Составьте слова.

- Каждая команда составляет слова, используя имена существительные, в которых есть одна гласная буква О, две гласных О, три гласных О.

Побеждает команда, быстрее и правильнее составившая три столбика слов. Жюри подводит итоги.

О

ОО

ООО

- Что такое имя существительное?

5. Буква заблудилась.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Очень странные дела

Учитель. Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву - путешественницу, хором назовите нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного.

1. Закричал охотник: «Ой!

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры.

3. Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

4. Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

5. Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

6. Жучка будку не доела.

6. Угадайте глагол.

- Каждая команда придумывает четыре глагола и пытается их изобразить движениями, делает вид, что летает, пишет, спит, читает, рисует, бежит, кушает.

Глаголы игроки угадывают с помощью болельщиков.

- Что такое глагол? (Игроки получают дополнительный балл за ответ на этот вопрос.)

Слова: самолет, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.

(Жюри подводит итоги.)

8. Назовите профессию.

- Каждая команда получает по 4 предметные картинки с изображением людей разных профессий. Назовите того, кто изображен на картинке. Почему вы так решили?

На картинах изображены: учитель, врач, продавец, велосипедист, печник, футболист.

9. Составьте фразу.

- Каждый игрок из команды напишет по одному слову на доске, чтобы получилась фраза.

Последним игрокам разрешается дописывать 2-3 слова, чтобы завершить фразу.

Побеждает та команда, которая сумеет подобрать слова так, чтобы получилась законченная и осмысленная фраза.

10. Поставьте под ударение.

Если буква гласная Ты немедленно ее

Вызвала сомнение, Ставь под ударение.

Учитель. Я буду называть слова с сомнительными безударными гласными, а вы дружно подберите и назовите к нему проверочное слово.

Слова могут быть такие:

Тропа-тропы, трава-травы, стена-стены,

холода - холод, молоток - молот, река - реки,

холмы - холм, поля - поле, голова - головы,

борода - бороды, нога - ноги, листок - лист.

11. Дежурная буква.

Учитель. Я буду про себя читать алфавит, а кто-то остановит меня. Букву, на которой произойдет остановка, мы назовем дежурной.

Каждая команда по очереди называет имена существительные, которые начинаются с этой буквы.

Выигрывает та команда, которая не ошибалась и не повторяла имена существительные.

12. Подскажите словечко.

- Я буду читать стихотворения, а вы дружно хором подхватываете ответ:

1. Нет конца у строчки,

Где стоят три точки.

Кто придумает конец,

Тот и будет . (молодец)!

2. То в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я . (тетрадь).

3. Я с собой ее ношу,

Не макаю, но пишу.

4. Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

5. Без разгона ввысь взлетаю,

Отправляется в полет

Наш проворный . (вертолет).

6. Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

7. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой . (велосипед).

13. Придумайте веселый рассказ.

- Каждая команда через 2 минуты должна озвучить веселый рассказ, составленный по картинке. (Заранее подобрать картинку.)

14. Соберите пословицу.

- Напоследок наш волшебный сундучок припас для вас сокровища народной мудрости - пословицы.

Из слов, найденных в сундучке, команды собирают пословицы.

Ум хорошо, а два лучше.

Не спеши языком, торопись делом.

Подведение итогов.

Игроки выстраиваются в две шеренги. Жюри подводит итоги.

Доска оформлена в виде страниц книги. В класс под музыку входят две команды по 6 человек. Остальные учащиеся – болельщики.

Вступительное слово учителя:

Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

Сегодня, наш урок – игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.

Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. На уроке вы сможете проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Во время игры мы приоткроем лишь некоторые страницы занимательной грамматики.

Посмотрите, что это за страницы (учитель открывает название страниц на доске)Думайка, Отгадайка, Прочитайка, Решайка, Соображайка. А за прочтение этих страниц, в награду за это, книга позволит нам открыть последнюю страницу – Поздравление.

По страницам занимательной грамматики.

1) Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем свою игру.

- Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.

  1. Мера площади (ар);
  2. Попугай (ара);
  3. Птица (аист);
  4. Артист (актер);
  5. Запах (аромат);
  6. Южный фрукт (абрикос);
  7. Вид спорта (атлетика);
  8. Наука о сельском хозяйстве (агрономия);
  9. Раздел математики (арифметика).

Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.

надо записать 33 слова, все они должны быть именами существительными по 5 букв в каждом слове. Средние (третьи) буквы всех слов должны составить полный русский алфавит.

  • - - а - - шпала;
  • - - б - - рыбак;
  • - - в - - ответ;
  • - - г - - вагон;
  • - - д - - лодка;
  • - - е - - смена;
  • и т.д.

II. Прочитайка.

Прочитайте, если сможете.

Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы и сейчас пишут так.

Китайцы пишут свои иероглифы особым образом: они рисуют тушью знаки вертикальными колонками сверху вниз, начиная с правой стороны листа.

Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чтения вы изберете?

О И Е М Е А
М П И И Т Р
Ь А Н Н И Б
С Н А В Т О

Обратите внимание на письмо (читайте снизу вверх, начиная с нижнего правого угла).

Вышли как-то лунным вечером зайцы на прогулку, хотели в лес забраться, но на опушке увидели большой камень, на котором что-то написано, Смотрят зайцы и недоумевают.

Белка, сидящая на камне, кричит им сверху, каким образом прочесть эту таинственную надпись, но зайцы, к сожалению, не знают беличьего языка, а сами не могут никак разгадать, что написано.

Помогите зайцам прочесть эту надпись.

Т Х Т Ё И
У О А Т Й
Д Д М З В
А И Ж Л О
Н Т И Ю Л
Е Е В Щ К

Туда не ходите, там живет злющий волк. (Читаем сверху вниз, начиная с верхнего левого угла).

III. Отгадайка.

1) В этой загадочной лесенке заполните горизонтальные строчки именами существительными первого склонения так, чтобы каждое слово состояло не менее чем из шести букв, при чем последние пять букв должны быть одинаковыми во всех словах.

2) В горизонтальных рядах впишите по букве в каждую клетку, и вы получите существительные первого склонения женского рода, которые обозначают названия ягод, созревающих в наших лесах.

  • Малина;
  • Калина;
  • Рябина;
  • Черника;
  • Ежевика;
  • Брусника;
  • Голубика;
  • Земляника;
  • Костяника.

1. Задачи–шутки. Загадки–шутки. (для болельщиков).

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).
  2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. (тень).
  3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (яма).
  4. Кто говорит на всех языках? (эхо).
  5. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (кот).
  6. Какой месяц короче всех? (май – 3 буквы).
  7. Какая птица больше всех похожа на утку? (селезень).
  8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (огню).
  9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале).
  10. Без чего не испечешь хлеба? (без корки).
  • Это слово из шести букв можно найти на полу (паркет).
  • П - - - - -
  • Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина (пакет).
  • П - - - -
  • Ещё одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах (пакт).
  • П - - -
  • Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист (пат).
  • П - -
  • Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце (па).
  • П -

V. Соображайка.

Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский.

Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы.

Ответ: Образование – самое великое благо для человека.

Подведение итога урока.

Какие страницы занимательной грамматики вам особенно запомнились. В какие игры вам ещё хочется поиграть?

Мы приоткрыли лишь некоторые страницы занимательной грамматики. Познакомтесь с книгами. (Учитель знакомит детей с выставкой книг).

А вот и награда. Последняя страница нашей книги. Поздравление. Но прочтёт её тот, кто решит ещё одну логическую задачу.

Читайте: (на воздушных шариках написано слово Молодцы!)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

по русскому языку

для 3 класса

учитель начальных классов

Зайцева Елена Николаевна

Донецк

1.Расширить кругозор детей. Вспомнить некоторые правила по русскому языку, развивать интерес к родному языку, развивать воображение, речь, мышление.

1.Орг момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

2.Вступление.

Я поздравляю вас с началом учебного года и желаю вам здоровья, отличных успехов в учебе.

Мы перешли во 2 класс, и будем изучать много предметов. На математике мы будем решать , на чтении знакомиться с новыми героями, новыми произведениями. На окружающем мире учиться охранять природу, беречь ее. На физкультуре будем укреплять свое здоровье. Но нигде нам не обойтись без знаний русского языка.

Ведь не зря этот год назван годом русского языка и чтения.

Учите русский - годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда в нем самом!

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Его называют великим и могучим. На нем говорят не только русские, он понятен каждому человеку, живущему в России.

Так говорили о русском языке известные писатели.

Нет силы более могучей, чем знания: человек, вооруженный знанием,- непобедим.

Среди великих качеств нашего языка есть одно совершено удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

Сегодня мы с вами тоже узнаем кое- что новое о русском языке

Нам доверено с тобой, провести урок удачно

Чтоб находчивость и знания проверить .

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг родной язык,

И в это все мы верим.

3.Игры и задания.

Стали буквы четко в строй

Строй как строй,

Он зовется алфавит

Всюду путь ему открыт

Буквы разуму верны

И за это, им, даны

В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете их знать, тем богаче будет ваша речь, тем точнее и ярче вы будете выражать свои мысли.

- А вы знаете слова?

(два ряда, выходят по 1 человеку, кто больше и правильнее напишет слов.)

-Учимся писать стихи.

У меня есть 3 щенка,

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите,

Клички для щенков найдите.

Какое правило мы должны помнить при написании кличек?

В русском языке есть выражения, которые называются крылатыми.

Раскрой их смысл:

1.Рукой подать. (близко)

2.Через час по чайной ложке. (медленно)

3.Морочить голову. (обманывать)

4. Во весь дух. (быстро.)

5Прикусить язык. (молчать)

6.Засучив рукава. (работать хорошо)

- Найди спрятавшиеся слова.

Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точка.

Ребята в русском языке много слов, которые одинаково произносятся, а

значение имеют, разные. (Многозначные)

Пеночка на молоке. Овсянка-птичка.

А есть слова, которые не расходятся в произношении и написании.

Веселый урок.

Метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне,

Как- то рано по утру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре

Вот сидим мы с ним в кине.

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашне и без пальты.

Любит кина детвора

Если в кинах кенгура

Ходит, бродит по шоссу

Носит в сумках шимпанзу

Кенгуру в кафе зашел

Занял там свободный стол.

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню

Хохотал на всю киню.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать

Будут польта выдавать.

-Получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

Да потому, что эти слова не изменяются

-Определи части речи и составь рассказ.

Красивый, язык, делает, речь, выразительной, интересной, передает, мысли, учит, писать, верный, спутник, жизнь.

А вот какой рассказ придумали другие ребята.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Русский язык помогает нам дружить.

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Помни правило склонения.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

А приставки и частицы-

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться

Люблю тебя грамматика1

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика

Осилю понемногу я!

На этом наш необычный урок заканчивается, но вы еще многому научитесь в школе, и я вам желаю удачи во всем!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Сегодня мы в очередной раз убедимся в том, что изучать русский язык это не только необходимо, но и очень интересно.

2. - Мы совершим путешествие по стране занимательной грамматики вместе с волшебным Колобком (слайд 2)

Наш Колобок попал в волшебную страну Руссляндию, его ждут необычные приключения, и вместе с ним мы попытаемся пройти эти испытания.

Вы готовы к испытаниям?

Чтобы успешно пройти испытания, нам нужно немного размяться. Я буду называть названия взрослого животного, а вы название детёныша.

Утка – утёнок, Лиса – лисёнок,

Слон – слонёнок, Заяц – зайчонок,

Лошадь – жеребёнок, Лось - лосёнок

Гусь – гусёнок, Собака - щёнок

Индюк – индюшонок, Тигр - тигрёнок

Курица – цыплёнок, Овца - ягнёнок

Медведь – медвежонок, Верблюд - верблюжонок

Волк – волчонок, Бегемот – ( нет названия)

Корова – телёнок,

Задание 1(стр. 34) . Разгадайте кроссворд. Слова-отгадки должны оканчиваться на шипящие звуки.

По горизонтали.

Чёрная корова весь мир поборола.

Загадаю загадку, кину на грядку.

В рост пойдёт - калачом взойдёт.

В домике этом машины ночуют,

Здесь им не холодно, здесь им не дует.

Из сучьев и веток своими руками

Зелёненький домик построим мы сами.

Зимой всё съест, а летом спит,

Тело тёплое, а крови нет.

По вертикали.

1. На лёд он вылез из воды

С усами, но без бороды.

И мокрый, к льдине не примёрз,

Хотя на улице мороз. (Морж.)

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ.)

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?(Грач)

Разгадайте ребусы (СМОТРИ ЗАМЕТКИ К СЛАЙДУ)

ТЕМ+НОЖ –Ж=ТЕМНО

ГОРА –А+И+ЗОНТ=ГОРИЗОНТ

ТЕ+ПЛОТ-Т=ТЕПЛО

СТОЛ+ЯР=СТОЛЯР

МОРЖ – РЖ=РОЗА – А=МОРОЗ
Ответы: темно, щавель, горизонт, тепло, столяр, мороз

Остановка «Гора восхождения











(Тепло, пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)

(На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места )

- А наверху горы мы видим городок, где много-много зонтиков.

- Мы должны переплыть на Островок пословиц поэтому нам нужно нарисовать по клеточкам якорь. ( Стр.36)

Рисование по клеточкам

Прочитайте слова в парах. Как называются такие слова в русском языке? Вставь в пословицы по смыслу антонимы. Объясни значение данных народных высказываний

… говори, да … делай.

…земля, …рук не любят.

Иди …, а оглядывайся….

У мудрого человека … уши и … язык

Слова для справок: длинный – короткий, чёрный – белый, меньше – больше, вперёд – назад

(На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места )

- Поднимаем якорь.

У меня в руках бутылка. И в ней обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в эту бутылкуи отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас.

Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова. Восстановите текст, используя эти слова.

( страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль, помощь)

Пример ответа обучающихся класса:

На этой остановке нам предстоит устно сочините сти­хотворную строчку. В случае затруднения можно восполь­зоваться рифмующимися словами.

Задание 4. Дана рифма. Задача: устно сочините сти­хотворную строчку. В случае затруднения можно восполь­зоваться рифмующимися словами.

Рифмующиеся слова: горох, творог, пирог, помог, по­рог.

Примеры. Ох-ох, ох, с неба сыплется горох.

Ох-ох-ох, до чего хорош творог!

Ох-ох-ох, испеку с утра пирог.

Ох-ох-ох, Славик бабушке помог.

Ох-ох-ох, не пущу вас на порог!

Рифмующиеся слова: вода, никогда, беда, ерунда, труда.

Примеры. Да-да-да, по трубе течёт вода.

Да-да-да, вы не ссорьтесь никогда!

Да-да-да, с этим мальчиком беда!

Да-да-да, это просто ерунда!

Да-да-да, найду дорогу без труда.

Рифмующиеся слова: барабан, караван, баран, буран, банан.

Примеры. Ан-ан-ан, бейте громче в барабан.

Ан-ан-ан, идёт верблюдов караван. Ан-ан-ан, на мосту стоит баран.

Ан-ан-ан, начинается буран.

Ан-ан-ан, съем, пожалуй, я банан.

Рифмующиеся слова: красота, кота, места, доброта, чистота

3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского

языка в начальной школе. – М.:Чистые пруды, 2007

4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание

традиционных и нетрадиционных форм обучения - СПб: СМИО Пресс,2004

Читайте также: