Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками 3 класс школа россии конспект

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями по группам.

Форма урока: урок – исследование

Тип урока: освоения новых знаний

– Готовы ли вы к уроку? Оцените свою готовность по алгоритму:

Всё ли на парте?

Всё ли в порядке?

Вот книжки на столе,

А вот - тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

Необходимо приложить старание,

Мы отправляемся навстречу знаниям!

– Ну, что ж. У нас порядок не только на рабочих местах, но и в душе.

Мы настроены, внимательны, у нас все получится.

- Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений и развиваем руку.

Запись на доске:

- Определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Они не обозначают звуков. Какие это буквы? В каких словах они присутствуют?

Эти буквы мы напишем с двумя другими буквами, которые мы сейчас определим вместе. Первая из них является безударной гласной в корне. Какая это буква и в каком слове? ( Буква е, в слове теплица).

Вторая буква есть в каждом слове. Какая это буква? ( Буква п).

Терпенье и труд все перетрут.

Определите алгоритм написания соединений. Запишите пословицу, объясните смысл.

Списывая, не спеши,

Букву к буковке спиши.

— Запишите одним словом.

а) Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса. (Язык)

б) Тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении. (Ученик)

в) Человек, исполняющий в порядке очереди какие-либо служебные или общественные обязанности. (Дежурный)

г) Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Бывают школьными, нотными. Что это? (Тетрадь)

д) Длинная коробочка, футляр для хранения карандашей, ручек. (Пенал)

е) Вид верхней одежды, надеваемой поверх платья, костюма. (Пальто)

ж) Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования. (Карандаш)

з) Крестьянское селение. (Деревня)

— На какую орфограмму записаны слова?

— Расставьте ударение. Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму.

Язык, ученик, дежурный, тетрадь, пенал, пальто, карандаш, деревня.

- Устно составить предложение с любым из данных слов. Одно записать у доски.

  • анализ предложения;
  • разобрать по членам предложения;
  • объяснить орфограммы;

На доске записаны слова:

Отъезд, налью, йод, объём, зелёный, Илья, майка.

– Какой звук слышится во всех этих словах? ([й’]). Проверим.

– Разбейте слова на две группы.

(Дети самостоятельно разбивают слова на группы.)

– Добавьте по одному слову в каждую группу. (Задание для тех детей, которые быстро справились с заданием.)

– Проверим. (Ученики объясняют деление на группы)

а) буква й обозначает звук [й’] в словах: йод, зелёный, майка;

б) гласная буква обозначает [й’] в словах: отъезд, налью, объём, Илья.

– Чем интересны слова второй группы? (Во всех словах второй группы есть разделительные знаки.)

– Когда нужны разделительные знаки?

– Что показывают разделительные знаки?

– Что вы заметили? (Мягкий и твердый знаки выполняют одну и ту же работу, они показывают, что гласная буква обозначает два звука.)

– Какой вопрос возникает в связи с этим? (– Зачем два знака?Когда писать мягкий знак, когда писать твердый знак?)

Сегодня мы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, мы определим сами.

- Название каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь)

Совершенно верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а вторая лаборатория изучает слова с разделительным мягким знаком.Не секрет, что предмет нашего исследования (разделительный мягкий и твердый знак) не новый. Он уже подвергался изучению, исследованию. Мы исследовали некоторые темы. И теперь нам предстоит не только совершенствовать свои ранее полученные знания, но и узнать много нового и интересного.

Тема: Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками.

Цели : формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком

- образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ

Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой

Познавательные: строят несложные рас суждения, устанавливают причинно - следственные связи,

делают выводы, формулируют их; анализируют изучае мые языковые объекты с выделением их

существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную з адач у; учитывают пра ви ло в

планировании и контроле способа реше ния; адекватно воспринимают оценку своей работы

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе ; строят монологическое высказывание,

адекватно используют речевые средства для решения разл ичных коммуникативных задач.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Цель: развивать умения различать в словах разделительные твёрдый и мягкий знаки, учить учащихся правильно переносить слова с разделительным твёрдым знаком, распознавать в словах изученные орфограммы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать в словах разделительный твёрдый и мягкий знаки; правильно переносить слова с разделительным твёрдым знаком; понимать учебную задачу и стремиться к её выполнению.

I .Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так. Посмотрите на соседа и улыбнитесь. Начнём урок.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Индивидуальная работа.

Спишите слова. Выделите приставки, подчеркните разделительный твёрдый знак и гласные после него.

Разъехаться, въехать, подъехать, съехать, отъехать, подъехать, подъезд. отъезд, въезд, разъезд, съезд, ,объезд, объявить, объяснить. объявление, разъяснение, разъярённый.

2. Работа в парах.

Разделите слова на две группы.

Объехал, ночью, гостья, осенью, разъезд, вьют, съедобные, объявление, объяснил, подъезд, съезд, обезьяна, бьют, шьют, оладьи, бельё, подъём. ружьё, пью, веселье.

- По каким признакам вы разделили слова на группы?

- Назовите слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.

3. Перенос слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.

- Давайте вспомним правило переноса слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

(При переносе слов с одной строки на другую буквы ь и ъ знаки нельзя отделять от стоящей перед ней буквы).

- Запишите слова, разделяя их для переноса. Выделите приставки. Какое слово лишнее?

Подъезд, разъяснение, объём, съезд. обезьяна, подъём, объявил, съехал, въезд, съёжился.

- Найдите лишнее слово.

- Докажите, что это слово лишнее.

III . Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова на доске.

Руч…и, об…зд, лист…я, с…ел, с…едобный, л…ёт, п…ёт.

- Назовите орфограммы в словах

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

- Сформулируйте тему урока.

IV .Работа по теме урока. (Работа по учебнику.)

- Из какой сказки взяты эти строки?

- Выполните задания упражнения.

V . Физминутка.

Мы шагаем по дорожке.

( Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши.

Раз, два! раз, два!

( Хлопки в ладоши.)

К солнышку, к тучке.

VI . Продолжение работы по теме урока.

1. Упр.272. (стр. 137).

( Самостоятельное выполнение упражнения. Проверка.)

2. Перенос слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.

- Вспомним правила переноса слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. (Учащиеся рассказывают правила переноса слов.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся научатся различать в словах разделительный твёрдый и мягкий знаки; правильно переносить слова с разделительным твёрдым знаком; понимать учебную задачу и стремиться к её выполнению.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Цель: развивать умения различать в словах разделительные твёрдый и мягкий знаки, учить учащихся правильно переносить слова с разделительным твёрдым знаком, распознавать в словах изученные орфограммы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать в словах разделительный твёрдый и мягкий знаки; правильно переносить слова с разделительным твёрдым знаком; понимать учебную задачу и стремиться к её выполнению.

Оборудование: доска, учебник, индивидуальные карточки

I. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на свою парту. Всё ли в порядке? Посмотрите на соседа и улыбнитесь. Начнём урок.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Индивидуальная работа (у доски ученики).

1) Спишите слова. Выделите приставки, подчеркните разделительный твёрдый знак и гласные после него.

Разъехаться, въехать, подъехать, съехать, отъехать.

Отъезд, въезд, разъезд, съезд, объезд, подъезд.

Объявить, объяснить, объявление, разъяснение, разъярённый. Проверка.

2)Из словаря (в конце учебника) выписать слова с мягким знаком (задание для слабого ученика)

2. Работа в парах.

- Разделите слова на две группы.

Объехал, ночью, гостья, осенью, разъезд, вьют, съедобные, объявление, объяснил, подъезд, съезд, обезьяна, бьют, шьют, оладьи, бельё, подъём. ружьё, пью, веселье.

- По каким признакам вы разделили слова на группы?

- Назовите слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.

3. Перенос слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.

- Давайте вспомним правило переноса слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

(При переносе слов с одной строки на другую буквы ь и ъ знаки нельзя отделять от стоящей перед ней буквы).

- Запишите слова, разделяя их для переноса. Выделите приставки. Какое слово лишнее?

Подъезд, разъяснение, объём, съезд. обезьяна, подъём, объявил, съехал, въезд, съёжился.

- Найдите лишнее слово.

- Докажите, что это слово лишнее.

III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

- Прочитайте слова на доске.

Руч…и, об…зд, лист…я, с…ел, с…едобный, л…ёт, п…ёт.

- Назовите орфограммы в словах

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

- Сформулируйте тему урока.

- Что нового хотели бы узнать?

IV. Работа по теме урока. (Работа по учебнику.)

- Из какой сказки взяты эти строки?

- Выполните задания упражнения.

V. Физминутка под музыку.

Мы шагаем по дорожке.( Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши.

Раз, два! раз, два!( Хлопки в ладоши.)

Поднимаем ручки( Руки вверх.)

К солнышку, к тучке.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Упр.272. (Самостоятельное выполнение упражнения. Проверка.)

2. Перенос слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.

- Вспомним правила переноса слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. (Учащиеся рассказывают правила переноса слов.)

Читайте также: