План конспект по истории беларуси начало вов

Обновлено: 07.07.2024

Беларусь в условиях германской оккупации.

Попытки государственного самоопределения Беларуси после Октябрьской революции.

Польско-советская война 1919–1921 гг. и второе провозглашенне Советской Социалистической Республики Беларуси.

Раздел II. БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ

БССР в годы новой экономической политики . — План-конспект урока

Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг..

Политика белорусизации.

Проведение индустриализации в БССР.

Коллективизация сельского хозяйства в БССР . — План-конспект урока

Общественно-политическая жизнь в конце 1920-х — 1930-е гг. — План-конспект урока, План-конспект урока

Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920–1930-е гг. — План-конспект урока

Западная Беларусь под властью Польши.

Б елорусская культура в Западной Беларуси . — План-конспект урока

Раздел III. БССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН (10 ч)

Германский оккупационный режим.

Развертывание борьбы против оккупантов.

Расширение движения Сопротивления.

Освобождение БССР от германских захватчиков . — План-конспект урока

Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией.

БССР — участница основания ООН.

Дополнительно:

Полезно:

На сайте размещены отсканированные материалы (статьи) из печатных изданий "Беларускі гістарычны часопіс" и "Гісторыя і грамадазнаўства" (архив)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Образовательная:

- познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;

- сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;

- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

2. Воспитательная:

- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

- охарактеризовать героизм советских людей;

3.Развивающая:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать , оценивать.

По источнику передачи и восприятию информации:

По степени самостоятельности мышления:

- индивидуальная, парная, фронтальная.

ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

Ноутбук, телевизор; кадры военной кинохроники ; презентация; карта военных действий.

Объем учебного времени : 40 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

Оборонительные сражения Красной Армии.

Причины поражения Красной Армии.

Битва за Москву.

Контрнаступление советских войск под Москвой.

10. Блокада Ленинграда.

Организационный момент.

- Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас снова видеть.

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

а) Западная Белоруссия;

б) Западная Украина;

г) Варшавское королевство;

2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии

б) договор с Германией

в) война с Финляндией

4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

б) на Чехословакию

5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

7. Когда был образован СССР?

а) 7 ноября 1917;

б) 30 декабря 1922 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

8. Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

9. Принятие СССР в Лигу Наций:

10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

б) фронтальный опрос (2 минуты):

1. Когда и какими действиями началась вторая мировая война?

( 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу.)

2. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

- 3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

II . Мотивация.

Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

-Цель урока (слайд )

-Постановка проблемного вопроса (слайд )

III . Формирование новых знаний.

- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов.

-Прослушивание записи. (Слайд , 1мин 10 сек)

2. Работа с документом.

-Учебник страница 212.

-Ответы на вопросы.

(Все Отечество, независимо от возраста, пола ,национальности, поднялось на эту войну).

-Рассказ учителя: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Уходили на фронт и жители страны

ФИЗМИНУТКА: Левой ,правой-шаг вперёд(шагают на месте)

На войну идёт народ.

Смотрим мы по сторонам,

Но не видно врага нам.

Мы склонились над землёй

Слава Родине родной ( хлопают в ладоши).

(-22 июня 1941 года было воскресным днём. В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В крае была объявлена мобилизация. У военкоматов и и призывных пунктов стояли очереди из числа желающих идти на фронт.

За годы войны в армию призвали более 166 тысяч крымчан. В первые дни войны около 82 наших земляков подали заявление о зачислении в Красную армию добровольцами.

В 1941 году война прервала мирную жизнь села. Сборный пункт возле исполкома сельского совета, провожала славных сынов и дочерей на жестокую битву с фашизмом.

Фронтовая жизнь… Здесь готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой каждого человеческого поступка, подвиги совершались в каждом бою. Более 35 манайцев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.)

4. Рассказ учителя:

-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд ). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников (слайд ).

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

5. Словарная работа.

Работа с новыми определениями:

-Блицкриг-молниеносная война (6-8 недель);

-мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

7. Соотношение сил.

Германия, её союзники

Солдаты и офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Орудия и минометы

За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны, наступление постепенно замедлялось.

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).

8. Работа с учебником.

- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

9.Рассказ учителя.

Битва за Москву.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. (Видео запись ). В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

10. Беседа по вопросам:

-Какое значение имела победа под Москвой?

-Учебник стр. 215.

-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)

11.Запишите в тетради основные события битвы за Москву (Слайд №11)

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

11.Блокада Ленинграда (слайд ).

-Просмотр видео Блокадный Ленинград (слайд )

12. Рассказ учителя:

-Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд ). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.

V. Закрепление.

Тест. (Слайд )

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса ; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов ; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

VII . Итог урока

- Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд )

Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны? (Слайд )

-Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

-Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

-Войска не были приведены в боевую готовность.

-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

-Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

VIII . Рефлексия (Слайд №20)

Самооценка: как я усвоил материал:

IX . Д/з- п. 29

Объявление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание (дифференцированное):

Для всех: Прочитать соответствующий параграф учебника(29); ответить на вопросы;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.

Причинами неудач Красной Армии.

Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.

Ходом оборонительных сражений под Москвой.

развивающие:

Развивать у учащихся логическое мышление.

Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.

Формировать представление об основных периодах войны.

Формировать навыки само- и взаимооценки.

воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.

Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя. Учебник “История России” А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс.

I. Оргмомент. Постановка цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний по теме “Советский Союз накануне Великой отечественной войны”

Беседа с классом по вопросам:

- Почему переговоры между СССР. Англией и Францией закончились провалом?

- Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Германией?

- Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское правительство?

- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

III. Изучение новой темы.

Накануне Великой Отечественной войны.

Причины и начало войны.

Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 года.

Битва за Москву.

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

Накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы и задания:

Какие планы были у Германии на лето 1941 года?

Покажите на карте все государства, которые названы в документе. (Польша, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия, Болгария, Германия, СССР)

Чтение выдержек из статьи “Разведка накануне войны” о советском разведчике Рихарде Зорге (“Рамзае”) – энциклопедия для школьников Великая Отечественная война.1941-1945. – М., 2012, с. 68.

Вывод: Причины отступления Красной Армии впервые дни войны – И. В. Сталин и его окружение допустили просчеты в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

Причины и начало войны.

Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;

По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;

В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

Силы сторон.

Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и миномётов (48 тысяч у Германии и её союзников, 47 тысяч у СССР). По численности танков (9,2 тыс.) и самолётов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и её союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолётов)

Вопрос: Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Вывод: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в силах. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.

Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 года.

22 июня немецкий генерал-полковник Ф. Гальдер записал в служебном дневнике: “Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать” (просмотр хроники).

Факторы, осложнявшие и затруднявшие организацию обороны страны:

во-первых, Германия перевела свою экономику на производство новейшей боевой техники значительно раньше Советского Союза, кроме того, она захватила вооружение более 200 дивизий разгромленных или капитулировавших армий капиталистических стран Европы. Только во Франции агрессор захватил 4930 танков и бронетранспортеров, 3 тыс. самолетов;

во-вторых, необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства и военной экономики значительно ослабили усилия, направленные на укрепление обороны страны, привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства;

в-третьих, грубые просчеты нашего политического и военного руководства в боевой подготовке войск, определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара противника, недооценка его сил и переоценка возможностей своих войск;

в-четвертых, отсутствие у командного и рядового состава Советских Вооруженных Сил необходимого боевого опыта, их ориентация на стремительное контрнаступление и победу “малой кровью”.

Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к концу осени 1941 г. нескольких миллионов. Это объяснялось не только превосходством противника в силах и средствах вооруженной борьбы. Красная Армия все еще не обладала достаточным опытом ведения войны таких масштабов, организации взаимодействия родов войск, наиболее эффективного использования боевой техники. Ставка ВГК, командование фронтов, военачальники и командиры разных степеней учились искусству ведения войны в крайне сложной обстановке, допуская в этих условиях и серьезные ошибки.

В начале октября 1941 г. стратегический фронт на главном, московском направлении оказался прорванным. Пять советских армий были окружены в районе Вязьмы. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Обстановка достигла критического рубежа, когда противник форсировал канал Москва – Волга и частично прорвался к Химкам. (Просмотр хроники “Наступление немецких войск” см. слайд № 9).

Вопрос: В чём вы видите причины неудач Красной армии впервые месяцы войны?

Вывод: B результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки продвинулись в северо-западном направлении на 400 – 500 км, в западном – на 450 – 600 км, в юго-западном – на 300 – 350 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву. Над страной нависла смертельная опасность.

Битва за Москву.

Планируя так называемый “Блицкриг”, гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ею до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения. 6 сентября оно снова принимает решение захватить Москву. Гитлеровцам казалось, что с выполнением задачи будет достигнута конечная цель “Блицкрига” - разгром Советского Союза. 30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву.

Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по войскам Брянского фронта в районе Шостки. 2 октября на позиции Западного фронта и Резервного фронта обрушились основные силы группы армий “Центр”. Развернулись тяжелые бои. Советские войска стойко отражали удары врага. Однако слабость их оборонительных позиций и многократное превосходство в живой силе и технике позволили ему в первый же день наступления вклиниться в полосу обороны наших войск.

ЦК партии и ГКО в эти крайне тревожные дни видела свою задачу в том, чтобы любой ценой отстоять столицу, быстро мобилизовать на ее защиту силы народа и ресурсы страны. 5 октября ГКО принял специальное постановление о мерах по защите Москвы. Главным рубежом войск Западного фронта была определена Можайская линия обороны. 6 октября Ставка дала директивные указания о приведении этого участка в боевую готовность и выделении для этого из ее резерва 6-ти стрелковых дивизий, 6-ти танковых бригад, более 10-ти противотанковых артиллерийских полков и пулеметных батальонов. Сюда спешно перебрасывались также несколько дивизий Северо-Западного и Юго-Западного фронтов и часть сил правого крыла Западного фронта. Всего в течение недели к Можайскому рубежу было подтянуто 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артполков и ряд других частей. Но эти соединения не были полностью укомплектованы, и их общая численность не превышала 90 тыс. человек. (см. слайды № 30-32).

К декабрю 1941 г. общая обстановка на северо-германском фронте изменилась. Красная Армия остановила продвижение врага на всем фронте, а на флангах развернула наступательные действия.

Несмотря на то, что враг по-прежнему обладал численным превосходством в людях и боевой технике, инициатива в ведении боевых действий стала переходить к Советским Вооруженным Силам. Первые победы под Москвой, Тихвиным и Ростовом еще более укрепили моральное состояние советских воинов. Созрели условия для перехода в контрнаступление на главном, западном, направлении. Оно должно было сыграть большую роль в решении важнейших задач - вырвать у врага стратегическую инициативу, изменить ход войны в свою пользу.

Впервые же дни контрнаступления советские войска, нанеся по врагу сильные удары, освободили несколько крупных населенных пунктов. Гитлер потребовал от группы армий “Центр” удерживать районы, имевшие важное оперативное и военно-хозяйственное значение. Немецко-фашистское командование, пополнив войска людьми и вооружением, всячески старалось отразить контрнаступление Красной Армии. Однако этому не суждено было осуществиться (см. карту слайд № 34).

После войны фашистские генералы скрепя сердцем были вынуждены признать, что удары советских войск под Москвой едва не привели их армию к катастрофе. Генерал Вестфаль, например, заявил, что “немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения”.

В ходе наступательных действий советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тыс. населенных пунктов, в том числе города Калинин и Калугу, ликвидировали опасность окружения Тулы. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району отпала.

Вопрос: Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод: Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Оборона Ленинграда.

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался “в клещах” окружения. Немецко-германская группа армий “север” стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой, южнее озера Ильмень, под Старой Руссой, в районе Красногвардейска советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Однако врагу удалось оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую оборону советских войск и поднявшихся на защиту своего города трудящихся ленинградцев.

Под руководством Военного совета Ленинградского фронта, партийных и советских организаций Ленинграда и области вокруг города создается система оборонительных сооружений, формируется народное ополчение, в тылу врага партизанские отряды.8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних юго-западных и южных подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, трудящихся Ленинграда, ВМФ в тяжелейших условиях блокады, длившейся почти 900 дней и вошедшей в историю как непревзойденный пример воинской и гражданской доблести, стойкости и массового героизма советских людей (кинохроника - см. слайд № 42).

Кровопролитные бои шли уже на южных окраинах Ленинграда, на Пулковских высотах. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: “Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод”.

Начались постоянные бомбежки города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим оценкам – до 850 тысяч (см. слайд № 45-47).

Вопрос: Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод: 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Старт проекта “Хочу все знать!” презентация – о Г.К. Жукове.

IV. Закрепление изученного материала на уроке.

Работа по решению проблемно задания.

1 группа. Впервые месяцы германские войска нанесли ряд крупных поражений советским войскам. Выберите и прикрепите на магнитах причины.

2 группа. Выберите и прикрепите к доске всё то, что повлияло на быстрое продвижение немецких армий вглубь территории СССР.

3 группа. Героическое сопротивление, каких городов сорвало гитлеровский план молниеносной войны?

Выберите листы с названием городов и прикрепите их к доске.

4 группа. Расположите на доске в хронологической последовательности события 1941 года.

Цель урока: организовать деятельность учащихся, в результате которой они будут знать о трагических событиях в Волковысском крае в годы Великой Отечественной войны и уметь приводить примеры подвигов своих земляков.

Задачи личностного развития:

  • способствовать развитию памяти, пространственно-образного мышления, совершенствовать умение анализировать и комментировать учебный
    материал;
  • содействовать воспитанию уважения к историческому прошлому родного края, формированию негативного отношения к войне.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и все … (слышат).
Голова хорошо … (думает).

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы. Тогда мы начинаем.

Учитель: Сегодня наш волшебный клубочек приглашает нас в…

А куда, попробуйте угадать, послушав разговор своих одноклассников.

Разговор двух учеников:
– Я буду задавать вопросы, а ты на них отвечать.
– Хорошо.
– Это место находится в городе или селе?
– Оно может находиться и в городе, и в селе.
– Там живут или работают?
– Там работают люди, а вот живут – вещи.
– А вещи дорогие?
– Дорогие. Но для сердца и памяти.
– Там бывают гости?
– Да.
– А на какую букву начинается это слово?
– На “м”.
– Это магазин!
– Нет. Вещи там не продаются.
– Почему?
– Потому что они принадлежат всем людям.
– А зачем они людям?
– Чтобы знать свое прошлое, думать, познавать историю нашего края, школы.
– Ничего не понимаю! Ребята, помогите!
(Учащиеся высказывают предположения. Вместе с учителем определяют, что это музей).

Учитель: В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому, что дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти. Одни из них могут подарить посетителю новые знания, другие просто радуют глаз своей красотой. Третьи заставляют задуматься.

– Скажите пожалуйста, что нужно приобрести, для того чтобы попасть в музей? (Билет).

Учитель: Правильно, но для того, чтобы его получить, нужно выполнить задание, которое мне передал хранитель музея. Оно содержится в этом конверте.

(Учитель открывает конверт и читает задание:

– Давайте подумаем и вместе выполним это задание.

Правила поведения в музее

  1. Перед тем, как войти в зал музея, нужно оставить верхнюю одежду в гардеробе.
  2. По залу следует передвигаться бесшумно (не разговаривать и не смеяться).
  3. Не загораживать собою экспонаты музея и не трогать их руками.
  4. При передвижении по залу музея стараться не мешать окружающим.
  5. Не мусорить.

Учитель: Молодцы, вы блестяще справились с этой задачей и получаете билеты в музей. Теперь вы можете внимательно рассмотреть экспонаты, но помните о правилах поведения в музее.

(Учащиеся проходят к экспонатам, рассматривают их).

Учитель: Прослушайте фрагмент песни и определите тему урока.

(Звучит фрагмент песни “Священная война. Заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Какую книгу я держу в руках? (Ответы учащихся).


Учитель: Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Ответы учащихся).

Для того, чтобы она раскрыла нам свои тайны, прослушайте выступление учащегося и определите, как пострадал наш город в самом начале войны.

– Когда же был захвачен Волковыск? Такой вопрос возникает довольно часто. Уже спустя несколько дней после начала войны немцы уже были в нашем городе.

Волковыск и многие населенные пункты района подверглись бомбежке. Внезапные удары по мирному городу вызвали пожары и большие разрушения. Город горел. Были нанесены огромные человеческие и материальные потери: уничтожены огнем и разрушены 1650 жилых домов и 1715 иных строений, 19 школ, 4 избы-читальни, уничтожили все медицинские учреждения, в том числе больницу, поликлинику, тубдиспансер.

На западной окраине шли ожесточенные бои. Первыми жертвами стали мирные люди, в том числе старики, женщины, дети, которых война застала врасплох. Перед войной в Волковыске находился штаб 36-й кавалерийской дивизии с одним из своих полков и некоторыми специальными подразделениями. Несмотря на упорное сопротивление, наша армия не смогла противостоять механизированным и бронетанковым частям гитлеровской армии. Город пал. Начались черные дни оккупации.

Учитель: Скажите, как разворачивались трагические события в первые дни войны?


Хранитель музея оставил нам информационную записку, из которой мы сможем узнать о самых страшных и трагических следах немецкой оккупации. Задание хранителя музея: определить их по тексту записки.

– Волковыск был оккупирован 27 июня 1941 года и находился под оккупацией более трех лет. За это время захватчики совершили много преступлений. Сразу после захвата города гитлеровцы ввели в действие режим устрашения и начали ежедневные массовые убийства и избиения евреев. Было создано еврейское гетто на территории еврейского квартала.


– Гетто – это место, куда насильственно переселяли евреев в процессе преследования и уничтожения во время оккупации.


– До войны, в девяти километрах от Волковыска находилась деревня Шауличи.

В ней проживало 366 человек. 7 июля 1943 года сюда нагрянули фашистские каратели. На месте деревни осталось пепелище. Все население, в том числе 120 детей, было уничтожено. Но это не сломило дух наших соотечественников. Они были глубоко убеждены, надо защищать свое Отечество.

– Какие поступки гитлеровцев были самыми жестокими на нашей земле? (Ответы учащихся)

– Что такое еврейское гетто? (Ответы учащихся)

– Какая трагедия произошла в деревне Шауличи? (Ответы учащихся)

Учитель: Наверное, вы немного устали и для того, чтобы поднять ваш боевой дух, давайте выполним упражнения строевой подготовки солдат.

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!


– Прочитайте текст и определите воинское подразделение, освобождавшее наш город и оставившее память о себе в названии одной из улиц города.

Одним из боевых соединений Красной Армии в годы Великой Отечественной войны была 2-я Московская – 129-я Орловская Краснознамённая, ордена Кутузова стрелковая дивизия. Бойцы этой дивизии проявили образцы мужества в боях за освобождение Волковыска, в её честь названа одна из улиц нашего города. Трем воинам этой дивизии было присвоено звание почётных жителей города Волковыска. Солдаты этой дивизии водружали знамя освобождения на дом № 94 по улице Советской.

Учитель: Солдаты какого воинского подразделения освобождали наш город и оставили память о себе в названии одной из улиц города? (Ответы учащихся).

Учитель: Первым отрядом следопытов СШ № 3 Волковыска была проведена работу, направленная на изучение истории освобождения родного города и боевой путь 129-й Орловской ордена Кутузова стрелковой дивизии. Ребята завязали переписку с советом ветеранов в Москве и пионерами 615-й Московской школы. К этой работе подключились и пионеры 620-й школы, решившие создать музей. Наши учащиеся встречались со своими сверстниками и ветеранами 129-й дивизии в Москве. Некоторое время они переписывались, обменивались материалами. Позже связь оборвалась.

В музее хранится письмо ветерана 129-й Орловской дивизии Шевчука В.К. (демонстрация).

Обратите свое внимание на пригласительный билет встречи с ветеранами 129-й Орловской дивизии в 1981 г.

Результатом осуществлённой работы стал обширный материал, собранный об этой дивизии. В нашем музее хранятся фотографии, книги, воспоминания, подарки ветеранов.

Вот дневник – летопись этой славной дивизии, которая прошла путь от Москвы до Берлина (учитель листает страницы летописи).

– Ребята, а задумывались ли вы, откуда у героев этих книг храбрость, позволившая им совершить подвиг? (Ответы учащихся).

Учитель: Верно, они выполняли свой долг, защищая Родину, кроме того, ненавидели врага, были смелыми и отважными.

На кладбище по ул. Советской, расположенном неподалеку от нашей школы, есть могила солдата, за которой ухаживают наши ученики. Что же это за человек?

– Это могила Якова Кирилловича Мудренко. Учащиеся СШ № 3 долгое время поддерживали связь с женой Якова Кирилловича. Вели переписку, собрали обширный биографический материал, объединённый в одноименном альбоме (демонстрация альбома).

Учитель: Посмотрите на фотографию Я.К. Мудренко и предположите, какими чертами характера он обладал? (Ответы учащихся, составление словесного портрета).

– В 1965 г. его жена, Вера Евстафьевна приезжала в Волковыск. Из одного ее письма, с которым мы сейчас познакомимся, вы больше узнаете об этом человеке и сможете сравнить предполагаемые черты характера с поступками Якова Кирилловича.

Чтение отрывка из письма:

Учитель: поменялось ли ваше впечатление о Якове Кирилловиче после чтения письма его жены? Какие поступки этого человека заставили вас так думать?

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с героическим прошлым нашего народа, беспримерной стойкостью его в годы Великой Отечественной войны, с самоотверженностью воинов, смело защищавших свою родную землю от ненавистного врага.

– Подумайте, почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? О ее героях? (Ответы учащихся: потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы).

– Нам осталось выполнить последнее задание хранителя музея: ответить на предложенные вопросы и оставить свои впечатления от экскурсии в музейной книге отзывов.

– В чем особенность сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)

– Каким историческим событиям посвящены музейные экспонаты? (Ответы учащихся)

– Какие экспонаты музея вызвали у вас большую заинтересованность? Почему? (Ответы учащихся)

– Какие моменты урока вам больше запомнились? (Ответы учащихся)

– В чем вы видите пользу своего прихода в музей? (Ответы учащихся). Запись впечатлений в книге отзывов.

Учитель: Мы всегда будем помнить наших героев, всегда будем гордиться их подвигом. Они всегда будут жить в наших сердцах и в этом их бессмертие.

– Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минуту молчания, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.

Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда,– помните!
Какой ценой завоевано счастье, – заклинаю, –
ПОМНИТЕ!

Учитель: Зажжем в их память свечи и почтим минутой молчания.

(Учащиеся зажигают свечи. Включается негромкая запись колокольного звона).

Учитель: Выразите свое отношение к уроку с помощью знаков, предложенных на экране.

– Поднимите выбранный вами знак.

Комментирование учителем оценивания занятия учащимися.

Читайте также: