Практическое значение биологических знаний 10 класс конспект урока линия жизни
Обновлено: 03.07.2024
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.
Биология наука о живой природе. Основу биологии составляют 5 фундаментальных принципов. Это клеточная теория, гомеостаз, генетика, эволюция и энергия. Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов. Зоология изучает животных, ботаника - растения, а микробиология изучает одноклеточные микроорганизмы. Внутри, биология как наука делится на области по масштабу исследования, или по применяемым методам. Так, предметом изучения гистологии и анатомии является строение организма и тканей, генетики – передача наследственной информации, биохимии - химические основы жизни, молекулярной биологии - взаимодействие между биологическими молекулами, физиологии - химические и физические функции органов и др.
Признаки живого организма:
- обладает сложным внутренним строением;
- у любой части организма имеется специальное назначение, и она выполняет возложенные на нее функции;
- извлекает, преобразовывает и использует энергию, поступающую из окружающей среды, обменивается веществом и энергией;
- реагируют на изменение окружающей среды (на внешний раздражитель);
- способность к адаптации, то есть организмы приспосабливаются к окружающей среде;
- способность к размножению;
- способность к эволюции (происходит изменение от простого к сложному).
Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.
Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами:
- единство химического состава;
- открытость живых систем;
- живые системы – саморегулирующиеся, самоорганизующиеся, самоуправляющиеся, самовоспроизводящиеся системы;
- изменчивость;
- способность к развитию и росту, то есть к увеличению в массе и размерах, возникновению новых качеств и черт;
- дискретность и целостность.
Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.
Например, к ним можно отнести:
- Наблюдение. Дает возможность выявлять объекты и различные явления.
- Эксперимент. Моделируется ситуация, при которой выявляются свойства изучаемых биологических объектов.
- Сравнение. Позволяет устанавливать общие для различных явлений закономерности.
- Исторический метод. Познание осуществляется с учетом имеющихся данных об органическом мире. Для изучения биологических объектов применяется различная техника. Это: компьютеры, микроскопы, химические анализаторы, ультрацентрифуги, и многая другая техника.
Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.
5. основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Обязательная литература:
Дополнительные источники:
6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
7. теоретический материал для самостоятельного изучения;
Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой
Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.
Биология наука о живой природе. Основу биологии составляют 5 фундаментальных принципов. Это клеточная теория, гомеостаз, генетика, эволюция и энергия. Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов. Зоология изучает животных, ботаника - растения, а микробиология изучает одноклеточные микроорганизмы. Внутри, биология как наука делится на области по масштабу исследования, или по применяемым методам. Так, предметом изучения гистологии и анатомии является строение организма и тканей, генетики – передача наследственной информации, биохимии - химические основы жизни, молекулярной биологии - взаимодействие между биологическими молекулами, физиологии - химические и физические функции органов и др.
Признаки живого организма:
- обладает сложным внутренним строением;
- у любой части организма имеется специальное назначение, и она выполняет возложенные на нее функции;
- извлекает, преобразовывает и использует энергию, поступающую из окружающей среды, обменивается веществом и энергией;
- реагируют на изменение окружающей среды (на внешний раздражитель);
- способность к адаптации, то есть организмы приспосабливаются к окружающей среде;
- способность к размножению;
- способность к эволюции (происходит изменение от простого к сложному). Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.
Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами: - единство химического состава; - открытость живых систем; - живые системы – саморегулирующиеся, самоорганизующиеся, самоуправляющиеся, самовоспроизводящиеся системы; - изменчивость; - способность к развитию и росту, то есть к увеличению в массе и размерах, возникновению новых качеств и черт; - дискретность и целостность.
Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.
Например, к ним можно отнести: - Наблюдение. Дает возможность выявлять объекты и различные явления. - Эксперимент. Моделируется ситуация, при которой выявляются свойства изучаемых биологических объектов. - Сравнение. Позволяет устанавливать общие для различных явлений закономерности. - Исторический метод. Познание осуществляется с учетом имеющихся данных об органическом мире. Для изучения биологических объектов применяется различная техника. Это: компьютеры, микроскопы, химические анализаторы, ультрацентрифуги, и многая другая техника.
Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Вставьте пропущенные слова
Что может объединить все биологические науки?
……….жизни на всех уровнях ее организации;
………биологических процессов и явлений;
Варианты ответа: закономерности; механизмы; пути развития.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Закономерности; Механизмы; Пути развития
Заполните пропуски в тексте:
Организм — это целостная система, способная к ________существованию. По количеству____, входящих в состав организмов, их делят на ________и______. _______уровень организации у одноклеточных организмов (амебы обыкновенной, эвглены зеленой и др.) совпадает с_________.
Варианты ответа: Самостоятельному; самопроизвольному; организменным; молекулярным; организации; многоклеточные;клеток;органов; одноклеточные; клеточный.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Самостоятельному, клеток, одноклеточные, многоклеточные, клеточный, организменным
Поурочное планирование к учебнику ?Биология?, 10 класс, Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 224 с.: ил.
[Карточка ресурса]
Урок 4. Практическое значение биологии
Ранняя форма биотехнологии: пивоварня
Очистка сточных вод. Инфузории
Поддержка ресурса
Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 - 47492 от 25.11.2011
При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Общая биология, 10 кл. по учебнику Пономаревой
Урок 1. . Содержание и структура
курса общей биологии
Биология – наука о жизни.
Жизнь на Земле необычайно разнообразна
Цель: расширить представление о системе биологических наук, показать значение биологических знаний и их происхождение.
Систематизировать знания учащихся о частных биологических науках;
Дать определение биологии как системы биологических наук;
Показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой;
Охарактеризовать содержание курса биологии для 10 класса и раскрыть его связь с курсом биологии для 9 класса.
2. Развивающая: формировать умение выделять проблемы и находить для них решения.
3. Воспитательная: обеспечить понимание и необходимость решения биологических и экологических проблем.
Тип урока:
Требования к ученику:
знать методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия.
уметь показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснять значение общей биологии как интегрирующей науки
понимать место общей биологии в системе биологических знаний, значение биологической науки в целом.
Обеспечение урока:
Основные понятия: Биология. Жизнь
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Необходимые принадлежности к урокам в 10 кл,
ТЕМА УРОКА, ЦЕЛЬ
3. Вступление (справочный материал)
Биология зародилась в античное время (Гиппократ, Аристотель, Гален), но получила свое наименование в 1802 г., когда термин был предложен Ж.Б.Ламарком и Г.Р.Тревиранусом.
4. Актуальность биологических знаний в современном мире
Современная биология – быстроразвивающаяся наука. Сегодня она имеет совершенно иной облик, чем 10 лет назад. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально-техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной. Современная биология – система биологических наук
Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой
Система биологических дисциплин
Биология охраны природы
Ботаника – наука о растениях
Зоология- наука о животных
Анатомия –наука о строении организмов
Гигиена- наука о сохранении своего здоровья
Микология - о грибах
Энтомология – о насекомых
Орнитология – о птицах
Бриология - о мхах
Дендрология – о деревьях
Лихенология – о лишайниках
Ихтиология – о рыбах
Цитология – о клетке
Гистология –
Современная биология опирается на достижения других естественных наук – физики, химии, математики
Биофизика, биохимия, биометрия – математическая биология
Другие направления в систематике биологических наук: по уровням организации жизни, по систематическим категориям, по способу поведения и передачи информации.
6. Место общей биологии в системе биологических наук
Общая биология – область знания, рассматривающая наиболее универсальные для вего живого закономерности.
Дополните схему:
Учение о клетке
(эволюционное учение)
Биология развития тканей
Изменчивость и наследственность
Улучшение пород животных и сортов растений
Биополимеры клетки
Учение о происхождении жизни
Дифференцировка всех биологических наук привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки.
Интеграция – объединение, взаимопроникновение наук друг в друга
Общая биология - она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровне.
- Что может объединять все биологические науки?
(*Закономерности жизни на всех уровнях ее организации,
*Механизмы биологических процессов и явлений,
* пути развития органического мира)
Цель общей биологии: изучать закономерности жизни, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира.
7. История развития биологии.
1. История становления и развития науки биологии.
Понятие биология упоминается уже в сочинениях Т. Роозе, 1797 и К. Бурдаха, 1800. Но специально предложено как термин Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом в 1802, независимо друг от друга.
1. Период до появления
земледелия и скотоводства
земледелия и скотоводства
3. Появление древних государств (Греция, Рим)
Ученые: Аристотель (описал около 500 видов животных),
Теофраст ("Отец" ботаники),
Гален (выдающийся римский врач)
4. Период Средневековья
5. Период Возрождения
(XVI - XVIII ст.н.э.)
Ученые: Роберт Гук (открытие клетки),
Антон ван Левенгук (открытие одноклеточных),
Карл Линней ("вид", классификация живых организмов)
6. Создание клеточной теории и развитие
эволюционных идей (XIX ст.н.э.)
Ученые: Т.Шванн, Шлейден, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, Э.Геккель
7. "Генетический" период (с 1900 года)
Г.Мендель, Т.Морган, Уотсон и Крик
8. Развитие молекулярной биологии, генетической инженерии, биотехнологии.
Северо Очоа (1905–1993) и Артур Корнберг (1918–2001) - механизм биосинтеза РНК и ДНК
Маршалл Ниренберг (1927–2010), Роберт Холли (1922–1993), Хара Гобинда Хорани (1922–2010) - расшифровка генетического кода и его роль в синтезе белков
Х.Г. Хорана - первый синтез гена в 1969г.
Если в 9 классе программа курса предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении, то в курсе биологии 10 – 11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы. Рассмотренные ранее, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии со стандартом в полной средней школе на базовом уровне.
Два компонента содержания образования: базовый – параграфы выделены красным цветом, зелёным - материал, дополняющий базовый уровень, желтым – материал, на который следует обратить особое внимание.
Наличие словаря особых понятий – стр.209.
Вывод (основные положения):
1. Биология изучает строение, жизнедеятельность, среду обитания всех живых организмов.
2. Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ.
3. Общая биология рассматривает общие свойства живых организмов, закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях.
4. Значение биологии огромно, и с ее развитием связано решение проблем всего человечества.
Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, повторить и углубить знания об основных биологических науках; подготовка К ЕНТ;
Развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;
Воспитательные: развивать коммуникативные способности через посредство работы в парах, группах, индивидуально, живой обмен мнениями, идеями между учащимися.
Содержание учебного материала
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
II. Зна II.Знакомство с
Организационно- психологический настрой.
1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений.
А). Что такое биология?
Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:
1 – понятие (слово).
2 – прилагательные (два слова).
3 – глаголы (три слова).
4 – предложение (из четырёх слов).
5 – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
2. Интересная, значимая.
3. Открывает, изучает, экспериментирует.
4. Помогает понять живую природу.
Б) . Биология – наука о жизни.
Современная биология – быстроразвивающаяся наука.
Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.
Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.
Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.
Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения.
В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).
Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.
. Скажите, при заполнении таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения?
Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;
ботаника – строение и жизнедеятельность растений;
зоология собирает и систематизирует сведения о животных;
микология изучает грибы;
общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.
Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.
Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);
физиология – учение о функциях живых организмов;
анатомия – наука о внутреннем строении существ.
К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),
экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),
палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).
В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.
Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.
Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.
Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.
Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).
Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.
Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.
Что же изучает общая биология?
Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.
? Что может объединять все биологические науки?
Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.
Цель: выяснить причины многообразия видов на планете.
Как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?
• выяснить происхождение жизни на Земле
• узнать, как развивалась жизнь на планете
• познакомиться с механизмом образования видов
• установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой
• выяснить структурную организацию живых организмов
Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.
Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.
Д). Методы исследования живой материи.
Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью , т.е. разделенностью на функ-цио-нальные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.
Е). Вклад ученых в развитие биологии.
Работа в группах по заданию:
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
Читайте также:
- Конспект занятия по рисованию зайца
- Создание картины жизнь моей семьи 7 класс конспект урока
- Акцентологические нормы конспект урока
- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 10 класс конспект урока и презентация
- Открытый урок 5 класс английский язык прошедшее простое время фгос конспект