Практическое значение биологических знаний 10 класс конспект урока линия жизни

Обновлено: 03.07.2024

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.

Биология наука о живой природе. Основу биологии составляют 5 фундаментальных принципов. Это клеточная теория, гомеостаз, генетика, эволюция и энергия. Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов. Зоология изучает животных, ботаника - растения, а микробиология изучает одноклеточные микроорганизмы. Внутри, биология как наука делится на области по масштабу исследования, или по применяемым методам. Так, предметом изучения гистологии и анатомии является строение организма и тканей, генетики – передача наследственной информации, биохимии - химические основы жизни, молекулярной биологии - взаимодействие между биологическими молекулами, физиологии - химические и физические функции органов и др.

Признаки живого организма:

  • обладает сложным внутренним строением;
  • у любой части организма имеется специальное назначение, и она выполняет возложенные на нее функции;
  • извлекает, преобразовывает и использует энергию, поступающую из окружающей среды, обменивается веществом и энергией;
  • реагируют на изменение окружающей среды (на внешний раздражитель);
  • способность к адаптации, то есть организмы приспосабливаются к окружающей среде;
  • способность к размножению;
  • способность к эволюции (происходит изменение от простого к сложному).

Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.

Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами:

  • единство химического состава;
  • открытость живых систем;
  • живые системы – саморегулирующиеся, самоорганизующиеся, самоуправляющиеся, самовоспроизводящиеся системы;
  • изменчивость;
  • способность к развитию и росту, то есть к увеличению в массе и размерах, возникновению новых качеств и черт;
  • дискретность и целостность.

Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.

Например, к ним можно отнести:

  • Наблюдение. Дает возможность выявлять объекты и различные явления.
  • Эксперимент. Моделируется ситуация, при которой выявляются свойства изучаемых биологических объектов.
  • Сравнение. Позволяет устанавливать общие для различных явлений закономерности.
  • Исторический метод. Познание осуществляется с учетом имеющихся данных об органическом мире. Для изучения биологических объектов применяется различная техника. Это: компьютеры, микроскопы, химические анализаторы, ультрацентрифуги, и многая другая техника.

Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.

5. основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Обязательная литература:

Дополнительные источники:

6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

7. теоретический материал для самостоятельного изучения;

Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой

Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.

Биология наука о живой природе. Основу биологии составляют 5 фундаментальных принципов. Это клеточная теория, гомеостаз, генетика, эволюция и энергия. Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов. Зоология изучает животных, ботаника - растения, а микробиология изучает одноклеточные микроорганизмы. Внутри, биология как наука делится на области по масштабу исследования, или по применяемым методам. Так, предметом изучения гистологии и анатомии является строение организма и тканей, генетики – передача наследственной информации, биохимии - химические основы жизни, молекулярной биологии - взаимодействие между биологическими молекулами, физиологии - химические и физические функции органов и др.

Признаки живого организма:

  • обладает сложным внутренним строением;
  • у любой части организма имеется специальное назначение, и она выполняет возложенные на нее функции;
  • извлекает, преобразовывает и использует энергию, поступающую из окружающей среды, обменивается веществом и энергией;
  • реагируют на изменение окружающей среды (на внешний раздражитель);
  • способность к адаптации, то есть организмы приспосабливаются к окружающей среде;
  • способность к размножению;
  • способность к эволюции (происходит изменение от простого к сложному). Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.

Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами: - единство химического состава; - открытость живых систем; - живые системы – саморегулирующиеся, самоорганизующиеся, самоуправляющиеся, самовоспроизводящиеся системы; - изменчивость; - способность к развитию и росту, то есть к увеличению в массе и размерах, возникновению новых качеств и черт; - дискретность и целостность.

Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.

Например, к ним можно отнести: - Наблюдение. Дает возможность выявлять объекты и различные явления. - Эксперимент. Моделируется ситуация, при которой выявляются свойства изучаемых биологических объектов. - Сравнение. Позволяет устанавливать общие для различных явлений закономерности. - Исторический метод. Познание осуществляется с учетом имеющихся данных об органическом мире. Для изучения биологических объектов применяется различная техника. Это: компьютеры, микроскопы, химические анализаторы, ультрацентрифуги, и многая другая техника.

Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.

8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Вставьте пропущенные слова

Что может объединить все биологические науки?

……….жизни на всех уровнях ее организации;

………биологических процессов и явлений;

Варианты ответа: закономерности; механизмы; пути развития.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Закономерности; Механизмы; Пути развития

Заполните пропуски в тексте:

Организм — это целостная система, способная к ________существованию. По количеству____, входящих в состав организмов, их делят на ________и______. _______уровень организации у одноклеточных организмов (амебы обыкновенной, эвглены зеленой и др.) совпадает с_________.

Варианты ответа: Самостоятельному; самопроизвольному; организменным; молекулярным; организации; многоклеточные;клеток;органов; одноклеточные; клеточный.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Самостоятельному, клеток, одноклеточные, многоклеточные, клеточный, организменным

Поурочное планирование к учебнику ?Биология?, 10 класс, Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 224 с.: ил.
[Карточка ресурса]

Урок 4. Практическое значение биологии

Ранняя форма биотехнологии: пивоварня

Очистка сточных вод. Инфузории

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 - 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Общая биология, 10 кл. по учебнику Пономаревой

Урок 1. . Содержание и структура

курса общей биологии

Биология – наука о жизни.

Жизнь на Земле необычайно разнообразна

Цель: расширить представление о системе биологических наук, показать значение биологических знаний и их происхождение.

Систематизировать знания учащихся о частных биологических науках;

Дать определение биологии как системы биологических наук;

Показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой;

Охарактеризовать содержание курса биологии для 10 класса и раскрыть его связь с курсом биологии для 9 класса.

2. Развивающая: формировать умение выделять проблемы и находить для них решения.

3. Воспитательная: обеспечить понимание и необходимость решения биологических и экологических проблем.

Тип урока:

Требования к ученику:

знать методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия.

уметь показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснять значение общей биологии как интегрирующей науки

понимать место общей биологии в системе биологических знаний, значение биологической науки в целом.

Обеспечение урока:

Основные понятия: Биология. Жизнь

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- Необходимые принадлежности к урокам в 10 кл,

ТЕМА УРОКА, ЦЕЛЬ

3. Вступление (справочный материал)

Биология зародилась в античное время (Гиппократ, Аристотель, Гален), но получила свое наименование в 1802 г., когда термин был предложен Ж.Б.Ламарком и Г.Р.Тревиранусом.

4. Актуальность биологических знаний в современном мире

Современная биология – быстроразвивающаяся наука. Сегодня она имеет совершенно иной облик, чем 10 лет назад. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально-техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной. Современная биология – система биологических наук

Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой

Система биологических дисциплин

Биология охраны природы

Ботаника – наука о растениях

Зоология- наука о животных

Анатомия –наука о строении организмов

Гигиена- наука о сохранении своего здоровья

Микология - о грибах

Энтомология – о насекомых

Орнитология – о птицах

Бриология - о мхах

Дендрология – о деревьях

Лихенология – о лишайниках

Ихтиология – о рыбах

Цитология – о клетке

Гистология –

Современная биология опирается на достижения других естественных наук – физики, химии, математики

Биофизика, биохимия, биометрия – математическая биология

Другие направления в систематике биологических наук: по уровням организации жизни, по систематическим категориям, по способу поведения и передачи информации.

6. Место общей биологии в системе биологических наук

Общая биология – область знания, рассматривающая наиболее универсальные для вего живого закономерности.

Дополните схему:

Учение о клетке

(эволюционное учение)

Биология развития тканей

Изменчивость и наследственность

Улучшение пород животных и сортов растений

Биополимеры клетки

Учение о происхождении жизни

Дифференцировка всех биологических наук привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки.

Интеграция – объединение, взаимопроникновение наук друг в друга

Общая биология - она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровне.

- Что может объединять все биологические науки?

(*Закономерности жизни на всех уровнях ее организации,

*Механизмы биологических процессов и явлений,

* пути развития органического мира)

Цель общей биологии: изучать закономерности жизни, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира.

7. История развития биологии.

1. История становления и развития науки биологии.

Понятие биология упоминается уже в сочинениях Т. Роозе, 1797 и К. Бурдаха, 1800. Но специально предложено как термин Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом в 1802, независимо друг от друга.

1. Период до появления

земледелия и скотоводства

земледелия и скотоводства

3. Появление древних государств (Греция, Рим)

Ученые: Аристотель (описал около 500 видов животных),

Теофраст ("Отец" ботаники),

Гален (выдающийся римский врач)

4. Период Средневековья

5. Период Возрождения

(XVI - XVIII ст.н.э.)

Ученые: Роберт Гук (открытие клетки),

Антон ван Левенгук (открытие одноклеточных),

Карл Линней ("вид", классификация живых организмов)

6. Создание клеточной теории и развитие

эволюционных идей (XIX ст.н.э.)

Ученые: Т.Шванн, Шлейден, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, Э.Геккель

7. "Генетический" период (с 1900 года)

Г.Мендель, Т.Морган, Уотсон и Крик

8. Развитие молекулярной биологии, генетической инженерии, биотехнологии.

Северо Очоа (1905–1993) и Артур Корнберг (1918–2001) - механизм биосинтеза РНК и ДНК

Маршалл Ниренберг (1927–2010), Роберт Холли (1922–1993), Хара Гобинда Хорани (1922–2010) - расшифровка генетического кода и его роль в синтезе белков

Х.Г. Хорана - первый синтез гена в 1969г.

Если в 9 классе программа курса предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении, то в курсе биологии 10 – 11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы. Рассмотренные ранее, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии со стандартом в полной средней школе на базовом уровне.

Два компонента содержания образования: базовый – параграфы выделены красным цветом, зелёным - материал, дополняющий базовый уровень, желтым – материал, на который следует обратить особое внимание.

Наличие словаря особых понятий – стр.209.

Вывод (основные положения):

1. Биология изучает строение, жизнедеятельность, среду оби­тания всех живых организмов.

2. Биология исследует многообразие существующих и вымер­ших живых существ.

3. Общая биология рассматривает общие свойства живых орга­низмов, закономерности, присущие жизни во всех ее прояв­лениях.

4. Значение биологии огромно, и с ее развитием связано реше­ние проблем всего человечества.

Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, повторить и углубить знания об основных биологических науках; подготовка К ЕНТ;

Развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

Воспитательные: развивать коммуникативные способности через посредство работы в парах, группах, индивидуально, живой обмен мнениями, идеями между учащимися.

Содержание учебного материала

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

II. Зна II.Знакомство с

Организационно- психологический настрой.

1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений.

А). Что такое биология?

Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово).

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырёх слов).

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

2. Интересная, значимая.

3. Открывает, изучает, экспериментирует.

4. Помогает понять живую природу.

Б) . Биология – наука о жизни.

Современная биология – быстроразвивающаяся наука.

Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.

Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.

Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения.

В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.

В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

. Скажите, при заполнении таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения?

Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;

ботаника – строение и жизнедеятельность растений;

зоология собирает и систематизирует сведения о животных;

микология изучает грибы;

общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.

Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);

физиология – учение о функциях живых организмов;

анатомия – наука о внутреннем строении существ.

К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),

экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),

палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).

В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.

Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.

Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.

Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.

Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).

Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.

Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.

Что же изучает общая биология?

Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

? Что может объединять все биологические науки?

Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.

Цель: выяснить причины многообразия видов на планете.

Как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?

• выяснить происхождение жизни на Земле

• узнать, как развивалась жизнь на планете

• познакомиться с механизмом образования видов

• установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой

• выяснить структурную организацию живых организмов

Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.

Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.

Д). Методы исследования живой материи.

Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью , т.е. разделенностью на функ-цио-нальные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.

Е). Вклад ученых в развитие биологии.

Работа в группах по заданию:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Читайте также: