Повторение и обобщение по теме лексика фразеология 6 класс урок конспект

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: Повторение и закрепление пройденного материала.

Методы работы:

  • вербальный, наглядный, практический;
  • репродуктивный, проблемно-поисковый,
  • повторение, закрепление.

Оборудование:

  • изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  • картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты.
  • слайды.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока

- Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, хорошо вам знакомых. Особенный тем, что мы отправимся в большую страну русского языка – Лексика и Фразеология.

- Цель нашего урока сегодня - закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

III. Работа по теме урока

1. Терминологический диктант.

- Ребята, начнем мы наш урок с терминологического диктанта. Я читаю значение определения, а ваша задача записать термин (Учащиеся по одному работают у доски)

Вопросы:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

2. Слова, противоположные по лексическому значению.

3. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

4. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

5. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

6.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

7. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

8. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

9. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания цельные по своему значению.

Ответы:

5. Устаревшие (историзмы и архаизмы).

2. Устный опрос.

- Ребята, а теперь подробнее поговорим о фразеологизмах.

- Что такое фразеологизмы? (это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению).

- Как возникают фразеологизмы. Назовите источники возникновения фразеологизмов? (собственно русские фразеологизмы связаны с историей возникновения нашей Родины, с обычаями наших предков: как с гуся вода. Многие возникли из пословиц: собаку съел, медвежья услуга, как белка в колесе. Много фразеологизмов пришло к нам из библии: манна небесная, Фома неверующий и т.д.)

- Как опознать фразеологизмы? Как отличать их от обычных словосочетаний? (Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота. Но есть и фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово.Смысл этих выражений показывает их единство. Фразеологизмы можно распознать с помощью подбора синонимов и антонимов)

3. Работа с таблицей (заполняют таблицу на доске, подбирают синонимы и антонимы)

- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся;

- развивать умение работать в группах.

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению русского языка;

- воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование:

проектор, компьютер, экран

ВложениеРазмер
obobshchayushchiy_urok_po_v_6_klasse_po_russkomu_yazyku.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

администрации муниципального образования Киреевский район

Обобщающий урок по теме:

по русскому языку в 6 классе

русского языка и литературы

Гатаулина Наталья Александровна

Тип урока: обобщающий урок в форме игры

в нетрадиционной форме.

- формировать умение применять полученные знания на практике;

- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

- развивать творческое мышление, активность учащихся;

- развивать умение работать в группах.

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению русского языка;

- воспитывать бережное отношение к родному языку.

проектор, компьютер, экран

I. Организационный момент.

(Звучит первый куплет песни В. Шаинского)

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем.

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим не простой урок, а урок-КВН. (Участники приветствуют друг друга). Открывает наш Клуб весёлых и находчивых конкурс – Теоретическая разминка.

(Вопросы задаются двум командам (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов?

2) Как называется раздел русского языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов?

1) Какие слова называются диалектными?

2) Какие слова называются профессиональными?

1) Какие слова называются общеупотребительными?

2) Какие слова называются заимствованными?

1)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

2)Чем объяснить появление новых слов, как они называются?

1)Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

2) Какие слова называются историзмами, архаизмами?

а) Устаревшие слова замените синонимами

1.стезя – дорога 2. льзя - можно

чело – лоб уста - губы

ланиты – щеки очи - глаза

внимать – слушать кика - кичиться

брадобрей – парикмахер кокошник – женский головной убор

сюртук – мужская одежда в талию брань - битва

с длинными полами десница - правая рука

денница – утренняя заря

б) Замените заимствованные слова русскими:

1) брошюра – небольшая книжечка

2) финал – завершение, конец

1) инструкция – указание

2) антракт - перерыв

1) шоссе – дорога

2) контролировать - проверять

1) агрессивный – враждебный

2) анонс – предварительное объявление

1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение

2) директор – руководитель учреждения

1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)

2)стабильный – прочный, постоянный

Учитель. Угадайте слово по его лексическому значению

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац);

2) Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).

1) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.).

2) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.).

а) Замените одним словом следующие фразеологизмы:

1.мозолить глаза – надоедать 2. точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать бить баклуши - бездельничать

намять бока – бить держать язык за зубами - молчать

хоть глаз выколи – темно яблоку негде упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко с три короба – много

б) Подбери синонимы - фразеологизмы к данным фразеологизмам:

1)Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся .

2)Видимо - невидимо – с три короба, как собак нерезаных, конца – краю нет .

Передайте значение фразеологизмов с помощью жестов. (По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм)

Задания на карточках:

1 . сесть в калошу 2. водить за нос

дело в шляпе льёт как из ведра

намылить шею связать руки

реветь в три ручья лить крокодиловы слёзы

воды в рот набрал прикусить язык

зарубить на носу стоять на задних лапках

1. Железный гвоздь; румяная девочка; сладкий пирог; колючий еж; золотые часы; черная шаль; кудрявый малыш.

2. Загорелась дача; гаснет свеча; собака воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет.

Подводим итоги конкурсов, награждение, выставляем оценки.

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс

Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста.


Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс.





Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Прививать интерес к изучению русского языка.

Развивать умение работать в группах.

Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование : презентация, словари, оценочные листы, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

II . Обобщение и систематизация изученного.

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слова из цифр:

Запишите тему урока: Лексика. Фразеология.

Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Выполняя разные виды работ, мы будем заполнять оценочный лист.

2. Терминологический диктант.

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Слова, противоположные по лексическому значению.

Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

4. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

5. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

6.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

7. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

8. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

9. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

1.Омонимы. 2. Антонимы. 3. Синонимы. 4. Диалектизмы. 5. Устаревшие (историзмы и архаизмы). 6. Профессионализмы. 7. Жаргонизмы. 8. Заимствованные. 9. Неологизмы.

3. Работа с выставкой словарей.

Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические, орфографические, толковые, фразеологические, антонимов, синонимов, иностранные словари).

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

Работа с синонимами и антонимами.

Укажите предложения с синонимами, антонимами.

Ученье- свет, а неученье — тьма.

Ох, какое было солнце! Оно светило, сияло изо всех сил.

Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.

Мягко стелет, да жестко спать.

Маленькое дело лучше большого безделья.

С нами не приключилось ничего такого невероятного и фантастического.

7. Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

Придумайте к слову сначала антоним, потом синоним.

Мрак-
Плакать-

- Какова роль синонимов и антонимов? /делают нашу речь ярче, выразительнее, помогают избегать повторов.

5. Работа с профессионализмами. (по рядам)

- Какие слова мы называем профессионализмами? Работаем по рядам.

- Выберите и сгруппируйте термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

опера артиллерия микстура император аккумулятор адвокат

кларнет снаряд бронхит крестьяне карбюратор прокурор

романс десант ингаляция воевода шиномонтаж судья

скрипка патрон прививка феодализм бампер свидетель

нота батальон фурункул реформа тормоз обжалование

1)Музыканты Военные 2)Врачи Историки 3)Шофёры Юрист

6.Работа с диалектизмами

/инсценирование .

Мы попали в одну деревню. А вот и люди, которые здесь живут. Давайте прислушаемся к их разговору :

- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

- Хорошо, бабушка. А бураков для борща взять?

- Возьми. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем.

- Я мигом, бабушка.

- Все ли вам, ребята, понятно? А почему мы не все поняли из их разговора? (они употребляют слова, которые встречаются только в той или иной местности).

- Как называются такие слова? (Диалектные).

Задание: выпишите диалектные слова (минимум 5 слов, замените их общеупотребительными).

Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.

Мялица - мялка, снаряд, которым мнут лен и коноплю, очищая волокна от кострицы.

Кринка - молочный горшок, узковатый и высокий.

Пряженец - лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом.

Каравайцы - пшеничные блины.

• Оценка задания: 1 балл за каждое слово.

Работа с заимствованными словами . (диффреренцированная работа)

а) Замени заимствованные слова исконно русскими.

б) Найдите заимствованные слова, определи из какого языка они пришли.

Задание: Прочитайте названия блюд. Сделайте заказ, в который войдут только блюда, в название которых входит хотя бы одно заимствованное слово. По каким графическим приметам вы догадались? Определите заимствованные слова, из какого языка пришло к нам название того или иного блюда.

Салат (итал.) с авокадо (португ.)

Теплый салат из филе кролика

Салат из осетрины

Салат из языка с грибами

Борщ красный с фасолью (гречес.)

Окрошка с квасом

Гречка с луком и грибами

Рис (гречес.) отварной

Картофель фри (француз.)

Ассорти из ягод

Мороженое с сиропом (француз)

Торт (итальянс.) с лесными ягодами

Яблоки в карамели (француз.)

Кофе (гол, араб) со сливками

Коктейль (англ.) ягодный

Чай ( тюркс, китайск) черный

Аж,пю, бю,кю,ню, шт, хт,тч, дж

8. Работа с устаревшими словами. Установите соответствие между словами 1 2 групп.

Очи, чело, ланиты, десница

уста, перст, баталия, выя,

глаголет, брадобрей, рамена

Щеки, глаза, губы, шея,

лоб, говорит, палец,

битва, парикмахер, рука, плечи

брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

9. Работа с фразеологизмами

Что такое фразеологизм?

Запишите фразеологизмы, в состав которых входит

частей тела человека. Разводить руками, прибрать к рукам, рукой подать, из рук в руки, чужими руками жар загребать.

Вопросы-шутки:

Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.

Тестирование
1. Укажите заимствованное слово.
а) стена,
б) белокурый,
в) ветеран,
г) стул.
2. Укажите устаревшее слово.
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
3. Укажите профессиональное слово.
а) книга,
б) изобретение,
в) печать,
г) зубило.
4. Укажите диалектное слово.
а) морковь,
б) овощи,
в) свекла,
г) бурак.
5. Укажите неологизм.
а) соревнование,
б) луноход,
в) аппарат,
г) корабль.
6. Укажите фразеологизм.
а) Петя плохо работал.
б) На уроке Петя работал спустя рукава.
в) Он не выполнил задания.
г) Он бездельничал.

7.Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.

8.Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый,

б) робкий – скупой,

в) презирать – уважать
8. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?
а) перен.,
б) обл.,
в) спец.,
г) устар.

3. Итог урока.

Посчитайте средний балл.

Давайте наш урок закончим фразеологизмом.

Вы устали, так как работали прилежно, хорошо (до седьмого пота).

Многие выполнили работу безупречно (комар носа не подточит)

Но некоторые работали плохо. (Спустя рукава)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 231 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.03.2017 3630
  • DOCX 79.5 кбайт
  • 173 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Светашова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Обобщение и систематизация изученного материала. совершенствование навыка работы со словарями.

2. Лексический анализ слова.

3. Работа с информационными источниками.

Исконно русские слова – слова, которые возникли в русском языке или были унаследованы из языков-предков. Баба-яга. Сосуд.

Заимствованные слова – слова, которые пришли в русский язык из других языков. Баскетбол (англ.). Пальто (фр.).

Архаизмы – устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном языке. Очи – глаза. Выя – шея.

Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений. Фельдъегерь. Веретено.

Диалектизмы – территориально ограниченные слова. Бурак. Векша.

Профессионализмы – слова, употребляемые представителями одной профессии, сферы деятельности. Верстак. Карбюратор.

Жаргонизмы – слова, употребляемые представителями социальных групп, объединённых по возрасту, профессии, принадлежности к общественному классу.

Высокая лексика – стилистически окрашенная лексика, которая употребляется в ораторской, художественно-поэтической речи. Стезя. Верноподданный.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие переносный смысл. Как с гуся вода. Курам на смех.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
  4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Начнём с толкования значения слова. Что такое рука? Рука – это каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев.

В этом значении слово употребляется чаще всего. У человека две руки, протянуть руку для приветствия, помыть руки перед едой. Но у слова рука есть и другие значения. Мы говорим: рука мастера, это рука Пушкина, имеем в виду почерк, творческую манеру кого-либо.

Когда нужно получить согласие на замужество, просят руки, предлагают руку и сердце.

Это не все значения слова рука, но мы уже можем сделать вывод: это слово многозначное.

В нашем словаре есть этимологическая страница. Выясним происхождение слова рука. Первоначальная гипотеза – слово исконно русское. Проверим её с помощью этимологического словаря.

Образовано слово от праславянского, от которого произошли: древне-русское рука, русское, украинское, белорусское рука́.

Любопытно, что среди слов, называющих руку и её части, есть устаревшие. Так, раньше у правой и левой руки были свои названия. Шуйца – левая рука, десница – правая. Ладонь называлась длань, палец – перст.

Продолжаем наше исследование. Определим сферу употребления слова. Гипотеза: слово является общеупотребительным. Новый частотный словарь русской лексики доказывает нашу гипотезу. Слово входит в десятку самых употребительных имён существительных, занимает 7-ое место в рейтинге.

Об общеупотребительности свидетельствуют и фразеологизмы со словом рука.

С протянутой рукой

Протянуть руку помощи

Чужими руками загребать жар

И много других фразеологизмов.

Вот пример фразы сразу с тремя фразеологизмами:

Отдавать нужно в добрые руки, держать себя – в железных руках, а обладать – золотыми.

Всякими были они,

Добрые мамины руки.

Помню их в светлые дни,

В горькие годы разлуки.

В детстве они, как броня,

Нас от беды прикрывали,

Мази втирали в меня,

За руку ласково брали.

Если нужно выразить своё отношение к руке, рукам, мы образуем от них слова с оценочными суффиксами: ручонка – о маленькой руке, ручища – о большой.

Если нужно указать на определённую часть руки, мы используем слова кисть, плечо, локоть, предплечье. Эти слова чаще всего используются в научной речи.

Дополним наш словарь орфоэпической страничкой.

Нужно правильно произносить слова и фразы: схватить за́ руку (за́ руки); взять плащ на́ руку; наложить повязку на ру́ку; взять ребёнка на́ руки; передавать с рук на́ руки; сказать по́д руку; вести по́д руки; идти рука о́б руку.

Если продолжить исследование, то у нас появятся новые странички словаря одного слова: словообразовательная, морфологическая, синтаксическая. Но это тема других уроков.

Тренировочные задания

Подчёркивание элементов

Прочитайте текст. Найдите в нём слова сниженного употребления. Подчеркните их.

А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает.

Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, – шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к чёрту в сторону.

Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай. (М. Зощенко)

Для выполнения задания нужно обратить внимание на слова ограниченного употребления, необычно звучащие. Стакашек – стакан, чаишко – чай, малость – мало, кокнул – разбил, выкушал – выпил.

Правильный ответ

А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает.

Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, – шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к чёрту в сторону.

Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай. (М. Зощенко)

Выбор элементов из выпадающего списка

Определите, к активной или пассивной лексике относятся слова.

Зипун (активная, пассивная)

Вечер (активная, пассивная)

Костёр (активная, пассивная)

Светлый (активная, пассивная)

Ланиты (активная, пассивная)

Чело (активная, пассивная)

Офлайн (активная, пассивная)

Ситком (активная, пассивная).

Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что к пассивной лексике относятся слова, которые в современном языке употребляются редко. Потому что уже вышли из лексикона (зипун, ланиты, чело) или ещё не вошли в активный лексикон носителей языка (ситком, офлайн).

Правильный ответ

Зипун (активная, пассивная), вечер (активная, пассивная), костёр (активная, пассивная), светлый (активная, пассивная), ланиты (активная, пассивная), чело (активная, пассивная), офлайн (активная, пассивная) ситком (активная, пассивная).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок в 6 классе

- формировать умение применять полученные знания на практике

- развивать творческое мышление, активность учащихся

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

- привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

- воспитывать бережное отношение к родному языку

1.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы начать стихотворением (текст проецируется на экран)

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"

*О чём мы сегодня будем говорить? Какой раздел русского языка изучает слова?

-Ребята, сформулируйте задачи урока?

Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова (проецируется на экран). Прочитайте и подумайте, о каких словах идет речь?

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово, что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

- Какое слово мы можем назвать добрым?

- К чему нас призывает автор?

Задание 1. Учитель. Сила слова беспредельна. Вспомним пословицы о словах.

- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?

Сердечное слово вылетит- не поймаешь

Слово не воробей: молчание-золото

Доброе слово что орех без ядра

Слово- серебро до сердца доходит

Пустые слова- в беде поможет и в горе утешит

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов.

- Как называется такой прием в литературе?

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы ув…данье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистою покрыты н…беса,

И ре…кий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой з…мы угрозы.

Унылая (пора) – (грустная, тоскливая);

пышное (увяданье) – (красивое);

редкий (луч) – (не частый).

-В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты)

- Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные)

- В каком значении, прямом или переносном, они употреблены?

- Что такое переносное значение слова? ( переносное значение: слово называет что-либо похожее на то, что названо прямым значением)

-Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента?

Указать лишнее слово и дать обоснование.

1)Большой, маленький, огромный.

2)Сладкий, солёный, вкусный.

3)Кафтан, костюм, треуголка.

Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Замените иноязычные слова русскими синонимами:

• абзац (красная строка)

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

Ты- со мною, я-с тобой, разные мы очень

- Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь. ( Антонимы.)

- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)

Подберите антонимы к словам:

недруг – приятель вверх – вниз

близко – далеко холодный – горячий

смелый – трусливый, робкий защита – нападение, обвинение

Ответить фразеологизмом. Как можно:

• Сильно краснеть? (До корней волос.)

• Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

• быстро бежать? (Сломя голову.)

• Промокнуть? (До костей.)

• Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

• Громко кричать? (Во все горло.)

Замените одним словом следующие фразеологизмы:

мозолить глаза – надоедать точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать бить баклуши – бездельничать

намять бока – бить держать язык за зубами – молчать

хоть глаз выколи – темно яблоку негде упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко с три короба – много

Передайте значение фразеологизмов (карточки) с помощью предметов, жестов.

сесть в калошу водить за нос

дело в шляпе льёт как из ведра

намылить шею связать руки

реветь в три ручья лить крокодиловы слёзы

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки о русском языке изучает слова?

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

3.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой:

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

5.Слова, употребляемые жителями одной местности:

5.Слова, вышедшие из повседневного употребления:

Проверка тестов. Выставление оценок.

- Скажите, для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, слова в переносном значении? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)

Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте всё словарное богатство русского языка и тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным человеком.

Оцените наш урок.

На столах у вас лежат смайлики.

- Если вы хорошо усвоили материал и вам было интересно сегодня на уроке, то выберите улыбающийся смайлик.

- Если вам что-то осталось непонятно и особого интереса эта тема не вызвала – серьёзный смайлик.

- Если вы не поняли данную тему и вам было неинтересно на уроке – грустный смайлик.

Читайте также: