Ткацкие переплетения 6 класс технология конспект

Обновлено: 05.07.2024

2. Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.

3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

4. Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.

5. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

6. Развитие сенсорных и моторных навыков.

7. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

8. Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

1. кабинет (мастерская) трудового обучения;

2. инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.

Дидактическое обеспечение:

1. Презентация “Ткацкие переплетения и дефекты тканей” выполненная в Microsoft Power Point;

2. учебник (учебное пособие);

3. рабочая тетрадь;

4. таблицы ткацких переплетений;

5. образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;

6. коллекции тканей из натуральных волокон;

7. коллекции тканей различных видов переплетений;

8. коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;

9. карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;

10. инструкционно – технологические карты по выполнению ткацких переплетений;

11. образцы видов переплетений

12. образцы поузловой обработки переплетений

13. материалы для контроля знаний учащихся

14. карточки-задания для проведения лабораторной работы “Определение достоинств и недостатков переплетений”

Методы обучения:

1. словесные: вопросы, объяснение, беседа

3. наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.

4. практические: лабораторная работа по определению достоинств и недостатков простых переплетений, самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов саржевого, сатинового, атласного переплетений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Карточки настроений.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

Сегодня мы будем работать в группах поэтому нам нужно разделиться на команды.

“ Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты”.

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Дидактическая игра “ Ромашка” к доске попрошу выйти по одной девочке из каждой группы

И взять с ромашки по 2 лепестка вслух назвать номера вопросов и подготовить ответы в группах.

Вопросы к классу:

Какие волокна называются натуральными?

Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно.

Какова последовательность первичной обработки шерсти?

Что называют натуральным шелком?

Перечислить стадии тутового шелкопряда.

Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

Как определить в ткани долевую и уточную нить?

Что такое основа и уток?

По образцу определить долевую нить в ткани.

ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ.

4. Изложение учителем нового материала.

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Для того чтобы выбрать необходимую нам ткань нужно знать не только свойства волокон из которых сделаны эти ткани, но и переплетения в которых они выполнены?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений и их признаками.

Виды простых переплетений:

С полотняным переплетением мы познакомились в прошлом году. Сегодня познакомимся с остальными переплетениями.

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.

Раппорт определяют числом входящих в него нитей.

Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry

Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.

Саржевое переплетение. (слайд)

Если приглядеться к ткани с саржевым переплетением можно увидеть полосы, которые расположены по диагонали, идущие снизу вверх и слева направо. На лицевой стороне ткани косые линии более выпуклые. Применяют при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей. При раскрое таких тканей необходимо следить за тем, чтобы не было перекоса ткани при настиле.

Признаки образования ткацкого саржевого переплетения:

1. Минимальное число переплетений в раппорте – три.

2. Ткацкий рисунок сдвигается на одну нить при каждом следующем прокладывании уточной нити.

Сатиновое и атласное переплетения. (слайд)

Лицевая сторона у таких тканей гладкая и блестящая, из-за редкого переплетения нитей основы и утка резко отличается от изнаночной.

Если лицевая сторона ткани выработана из нитей утка, ткань называют сатином, а переплетение – сатиновым.

Если лицевая сторона ткани выработана из нитей основы, ткань называют атласом, а переплетение – атласным. Атласным переплетением получают некоторые хлопчатобумажные, льняные и шёлковые ткани.

Достоинства - блестящая поверхность и красивый внешний вид. Недостатки – сильная осыпаемость и скольжение при настиле и пошиве. Из-за этого недостатка может возникнуть перекос ткани.

Признаки образования ткацкого сатинового и атласного переплетений:

1. Минимальное число нитей в раппорте – пять.

2. Ткацкий рисунок сдвигается в каждом горизонтальном ряду на две нити.

5. Закрепление изученного материала.

Лабораторная работа.

Сейчас я раздам образцы тканей, а вам нужно будет определить в каком переплетении она была выполнена. Групповая работа с образцами тканей разных переплетений и ИК. По окончанию работы учащиеся делают вывод от группы.

С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?

Что такое раппорт?

5. Практическая работа:

Выполнение ткацких переплетений по инструкционным картам (сатиновое переплетение, саржевое переплетение, атласное переплетение).

Вводный инструктаж учителя: проверка готовности к началу работы учащихся.

Работа в группах.

Сегодня ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений из цветной бумаги. Для каждой группы переплетения будут разные. Распределить переплетения с помощью жребия.

6. Пробное выполнение приемов практической работы

Я раздам задания с подробным описанием их выполнения.

7. Самостоятельная работа учащихся по ИК.

Приступаем к работе.

Текущий инструктаж учитель проводит по ходу выполнения учащимися ткацких переплетений. Консультирует, дает рекомендации, оказывает помощь.

Целевые обходы:

Контроль соблюдения правил техники безопасности, проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, контроль за рациональным использование учебного времени учащимися.

Оценки за выполненную работу заносятся в карту группы – оценки детей.

Действия учителя.

Что у нас получилось?– ткацкие переплетения.

Учитель собирает карты группы, подводит итог практической работы по результатам, и получившимся ткацким переплетениям.

Проверка карточек группы (выставления оценок).

По окончанию работы:

― разбор типичных ошибок учащихся;

― вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Вывод учителя.

Не у всех вас получились образцы переплетений правильно. Как можно назвать, одним словом эти ошибки?

Ответ детей и вывод (дефекты, дырки, пропуски).

ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ.

9. Изложение учителем нового материала.

Вы правы мы получили ткацкие дефекты.

Прежде чем раскроить ткань ее просматривают по всей длине и ширине, нет ли на ней ткацких дефектов, т. е. недостатков, повреждений. Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.

Причины появления дефектов:

- Разладка механизмов ткацкого станка.

Ткацкие дефекты портят внешний вид готового изделия, поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти. Обнаруженные дефекты необходимо обвести мелом или ниткой.

К основным ткацким дефектам относятся:

1. Утолщение нити.

2. Нарушение целостности ткани.

3. Непропечатанные места

5. Перекос рисунка.

10. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:

А вашим домашним заданием будет посещение магазина тканей, где вы сможете взять интервью у продавца о наличии в настоящее время на прилавках магазинов ткацких дефектов. Принести на следующее занятие два лоскута шерстяной и шелковой тканей размером 15×20 см, клей, ножницы, линейку, ручную иглу, нитки.

11. Уборка рабочих мест.

12. Подведение итогов урока учителем:

1. Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

2. Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Вопросы по теме:

1. Что вы узнали сегодня на уроке?

2. Чему научились?

3. Что называется раппортом?

4. Какие ткацкие переплетения относятся к простым?

5. Назовите признаки образования саржевого, сатинового и атласного переплетений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока технологии по теме: Виды ткацких переплетений. Дефекты тканей.

"Виды ткацких переплетений. Ткацкие дефекты"

Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений

Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.

Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.

Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

Развитие сенсорных и моторных навыков

Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.

инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.

2. Дидактическое обеспечение:

учебник (учебное пособие);

таблицы ткацких переплетений

образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;

коллекции тканей из натуральных волокон;

коллекции тканей различных видов переплетений;

коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;

карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;

образцы видов переплетений

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

“ Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты”.

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? Ответы написать на листах и прикрепить на доску

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Каждый возьмёт по 1 вопросу (на карточках) и ответит письменно

Вопросы к классу:

Какие волокна называются натуральными?

Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно

Какова последовательность первичной обработки шерсти?

Что называют натуральным шелком?

Перечислить стадии тутового шелкопряда.

Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

Как определить в ткани долевую и уточную нить.

Что такое основ, а что уток.

По образцу определить долевую нить в ткани.

4. Изложение учителем нового материала.

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками .

Запись в тетрадь: Виды простых переплетений.

Запишите в тетрадь следующие термины.

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.

Раппорт определяют числом входящих в него нитей.

Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry

Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.

Саржевое

переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное

(сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Полотняное переплетение

нить основы и утка переплетаются через одну.
одинаковый рисунок с лица и изнанки
большая прочность и износостойкость

Саржевое переплетение

Нить утка перекрывает две нити основы через одну нить.
Рисунок в виде рубчика идущего в косом направлении.
Растяжимость
Осыпаемость

Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы:

С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?

Что такое раппорт?

Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.

Виды дефектов.

Ткацкие дефекты:

нарушение целостности ткани

Дефекты печати:

непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);

перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);

засечка (полоса ткани без рисунка).

Целью нашего урока было узнать подробнее:

Зачем нам нужно знать волокнистый состав тканей, различать ткацкие переплетения, находить дефекты тканей?

Ответ детей: устно.

Сегодня на уроке мы доказали, что изучение волокнистого состава ткани, ткацких переплетений и дефектов ткацкого производства нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 6 технология

Тема:Виды ткацких переплетений .

1. Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений

2. Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”.

3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

4. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

5. Развитие сенсорных и моторных навыков.

6. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

Методы обучения:

1. словесные: вопросы, объяснение, беседа

3. наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент:

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Вопросы к классу:

Какие волокна называются натуральными?

Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно.

Какова последовательность первичной обработки шерсти?

Что называют натуральным шелком?

Перечислить стадии тутового шелкопряда.

Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

Как определить в ткани долевую и уточную нить?

Что такое основа и уток?

По образцу определить долевую нить в ткани.

4.Объяснение новой темы.
В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:
1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые
Простые (гладкие) ткацкие переплетения:
- полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое
Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

http://www.korolevstvo-masterov.ru/images/shitje/tkani/pereplpolotn.jpg


Схема полотняного переплетения.

Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".

http://www.korolevstvo-masterov.ru/images/shitje/tkani/pereplsapzh.jpg


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

http://www.korolevstvo-masterov.ru/images/shitje/tkani/pereplsatin.jpg

На поверхности сатина - уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

http://www.korolevstvo-masterov.ru/images/shitje/tkani/pereplatlas.jpg

На поверхности атласа - основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Мелкоузорчатые переплетения

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.

http://www.korolevstvo-masterov.ru/images/shitje/tkani/pereplrepsprod.jpg


Схема продольного репсового переплетения.

http://www.korolevstvo-masterov.ru/images/shitje/tkani/pereplrepspoper.jpg


Схема поперечного репсового переплетения.

"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.

http://www.korolevstvo-masterov.ru/images/shitje/tkani/pereplrogozhka.jpg


Схема переплетения "рогожка".

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа - чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа ("Ёлочка")

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения ::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями : вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:
- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

5. Закрепление изученного.

Вопросы по теме:

1.С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?

2.Что такое раппорт?

3. Что вы узнали сегодня на уроке?

4. Чему научились?

5. Что называется раппортом?

6. Какие ткацкие переплетения относятся к простым?

7. Назовите признаки образования саржевого, сатинового и атласного переплетений.

Цели урока:1. Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений2. Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.4. Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.5. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.6. Развитие сенсорных и моторных навыков.7. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.8. Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания. Методическое оснащение урока:Материально-техническая база:1. кабинет (мастерская) трудового обучения;2. инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.Дидактическое обеспечение:1. Презентация “Ткацкие переплетения и дефекты тканей” выполненная в Microsoft Power Point;2. учебник (учебное пособие);3. рабочая тетрадь;4. таблицы ткацких переплетений;5. образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;6. коллекции тканей из натуральных волокон;7. коллекции тканей различных видов переплетений;8. коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;9. карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;10. инструкционно – технологические карты по выполнению ткацких переплетений;11. образцы видов переплетений12. образцы поузловой обработки переплетений13. материалы для контроля знаний учащихся14. карточки-задания для проведения лабораторной работы “Определение достоинств и недостатков переплетений” Методы обучения:1. словес

Читайте также: