Конспект урока язык художественной литературы притча 7 класс родной язык

Обновлено: 05.07.2024

Цель: познакомить с языковыми особенностями притчи.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с понятием притчи, с опознавательными признаками притчи; формировать умение находить однородные члены предложения, учить выделять их
Метапредметные:
Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Учиться воспитанию интереса к изучению языка и литературы, ценностного и внимательного отношения к слову, художественного вкуса.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные: учиться умению видеть отличительные признаки языка художественной литературы, понимать, в чем заключается особая роль слова в художественном тексте; учиться восприятию и интерпретации художественного произведения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ведущая технология: технология развития критического мышления.
компьютер, мультимедийный проектор.
Демонстрационный и раздаточный материал: наглядный материал.

Автор: Ирина Григорьевна Головач
Соавтор: Ирина Григорьевна Головач
учитель русского языка, литературы, ОРКСЭ,ОДНКНР

урок-занятие для учеников 5-7 классов.Цель : Актуализировать знания о видах чтения, через использование приемов смыслового чтения.

ВложениеРазмер
конспект 30.29 КБ
газета для информации 235.49 КБ

Предварительный просмотр:

учитель МБОУ СОШ с. Восток

Леошко Марина Дмитриевна

тип занятия : общеметодологической направленности.

Цель : Актуализировать знания о видах чтения , через использование приемов смыслового чтения.

1. Познавательные: Закрепление знаний о видах чтения; уметь использовать приёмы смыслового чтения; работать с текстом.

2. Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса; развитие умения мыслить; формирование коммуникативной компетенции.

3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к людям; осмысление своего нравственного выбора.

Оборудование: проектор, компьютер, газета, лист бумаги для работы,жетоны .

Планируемые результаты : выражать положительное отношение к процессу

познания; воспроизводить информацию, необходимую для решения любой учебной задачи ; перерабатывать информацию и систематизировать учебный материал.

1 .Мотивация к учебной деятельности . (Вступительное слово учителя)

- Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

- друзья, мы будем говорить о чтении.

2. Актуализация опорных знаний .

- Чтение нас окружает всегда.

- Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

- Что такое притчи? (ответ)

2.1. Предвосхищаем содержание 1 притчи.

- Прочитайте название. Как вы думаете, о чём притча?(ответы детей)

-Свои предположения мы будем записывать следующим образом:

- Назовите ассоциацию из притчи, которую вы нашли (духовная пища)

-А можно составить кластер, это тоже прием смыслового чтения, его тоже можно использовать на различных уроках .

-Посмотрите , как составляется кластер, он похож на ассоциативный куст. (рассм. запись на слайде)

2.2. Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.

- Есть еще один из видов чтения, это- Ознакомительный.

по цепочке.(2команда), а потом ответить на мои утверждения, ВЕРНЫ ЛИ ОНИ?!

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с

фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике

жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить

ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо,

а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро

вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

- А теперь проверьте свои ответы. Кто справился? (устное самооценивание учащихся)

1.- Купил себе человек новый дом. (Да)

2.- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

3.- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

4.- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

5.- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

2. 3. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и

точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое

- Очень часто на уроках мы используем один из видов чтения , ИЗУЧАЮЩИЙ.

КЛЮЧЕВЫЕ слова - это слова, которые помогают передать в тексте самое основное. По ключевым словам можно вспомнить содержание текста. Они вязаны с основными образами, объектами и понятиями текста, сжато представляют текст. Определяют тему текста.

- Найдите их в тексте…..

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде вполголоса).

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

При знакомстве с данной притчей был использован приём

- Сегодня мы с ВАМИ повторили виды чтения, какие? На каких уроках мы можем встретить эти виды чтения?

- познакомились с притчами. Что такое притча? Назовите их…

- Что научились делать, используя свои знания по смысловому чтению? (кластер, ассоциативный куст, выделять ключевые слова в тексте).

- На каких уроках нам это пригодится?

  • - Чему научила тебя сегодня притча….?
  • - Что с собой возьмешь в жизнь, какие слова?

(учитель читает притчу).

- ВСЁ в ВАШИХ руках, ребята! Я верю, что каждый из вас возьмет с собой в жизнь что-то нужное для себя из занятия.

2. Художественный стиль речи Общая характеристика

• Это самый богатый стиль речи, т.к. он вбирает в себя все
остальные. В нём наиболее ярко отражается
общенародный язык во всём его многообразии и
богатстве, он становится явлением искусства, средством
создания художественной образности.
• В этом стиле наиболее широко представлены все стороны
языка: словарный состав со всеми прямыми и
переносными значениями слов.

3. Сфера применения

4. Отличительные стилевые черты

5. Разновидности языка художественной литературы

6. Основные жанры художественного стиля (по родам литературы)

• Эпос- роман, повесть, рассказ, поэма,
басня, притча
• Лирика- стихотворение, поэма, песня
• Драма- трагедия, драма, комедия,.

Счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него
неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в
ладонь оставшийся кусочек глины.

• К какому жанру можно отнести эту миниатюру?
• Это притча
• - С какой целью люди сочиняли и сочиняют притчи?
• Они помогают понять, что истинно, а что ложно в жизни. В притчах
скрыты определенные идеи, которые должен постигнуть человек. В
них люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт.
• - Чему учит эта притча?
• Эта притча об ответственности человека за свою судьбу. Счастье
каждого – в собственных руках.

10. Цель нашего урока – выявить жанровые особенности притчи.

Для этого нам нужно:
• определить, чем притча отличается от
других, схожих жанров;
• проследить путь притчи в веках;
• выяснить, какую роль играют притчи в
воспитании Человека.

Басня
Краткий рассказ
Занимательный сюжет
Притча
внешний план
Иносказание
внутренний план
Прямое
наставление
мораль
Скрытое
нравоучение
тайный смысл

Краткий рассказ
Занимательный
сюжет
Внешний план
Иносказание
Внутренний план
Прямое
наставление
Мораль
Обличительные произведения, в
которых высмеиваются
общечеловеческие пороки и
слабости
Скрытое
нравоучение
Тайный смысл
Философские раздумья
человека о себе и о жизни…

17. нам следует помнить, что зерно притчи – какое-либо нравственное правило


Как вы понимаете, что такое нравственность?
• Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек.
• милосердие и сострадание
• ответственность за свои слова и поступки
• умение и желание просить прощение и прощать
• умение подчиняться
• благодарность людям
• благожелательность ко всем людям
• честность и трудолюбие

18. Итак, как мы определим притчу?

• Притча – небольшой нравоучительный
рассказ, но без прямой морали, прямого
наставления.
• Мораль каждый сам извлекает или не извлекает,
следует поучению или не следует. В притче два
смысла: первый – текстовый – строится на прямом
смысле фраз, образующих текст;
• второй – скрытый – строится на символических
значениях отдельных слов.

• а) Каков текстовый смысл притчи?
• Отец простил своего непутевого сына, вернувшегося в отчий
дом и раскаявшегося в своих проступках.
• б) А какие слова имеют символическое значение?
• Отец – символ Бога, Сын – символ каждого из нас, Покаяние –
символ осознания греха, раскаяния.
• в) В чем тайный смысл притчи?
• Бог-отец всегда принимает и простит любого из нас,
согрешившего, но непременно глубоко раскаявшегося.

• Притча – это тайна, которая побуждает к
размышлению, и дарит радость открытия.
• Человек открывает мир для себя и себя в
этом мире

Я проходил по улице. меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны.
О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я
ничего не взял с собою.
А нищий ждал. и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку.
— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в
свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Басня
мораль
Обличительные произведения, в
которых высмеиваются
общечеловеческие пороки и
слабости
Притча
тайный смысл
Философские раздумья
человека о себе и о
жизни

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРИТЧИ. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В каждой притче скрывается философское значение, урок для всех людей. В каждой притче скрывается философское значение, урок для всех людей. В притче присутствуют 2 смысла: - текстовый (строится на смысле текста) - символический (строится на символических значениях слов) 3) Притча может входить в большое литературное произведение.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. — Что ты хочешь сделать? — спросил отец. — Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить. Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам — усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство. Не жалейте, что вам не досталось их бед. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы. Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить. Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам — усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство. Не жалейте, что вам не досталось их бед. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы.

Читайте также: