Конспект урока н и нн в прилагательных 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

2. Грамматический разбор предложения

Всю ночь мшары дышали лекарственным запахом.

1) Дать характеристику предложению, подчеркнуть главные и второстепенные члены;
2) Все ли слова в предложении являются общеупотребительными? (Диалектное – мшары)
3) Какое слово употреблено в переносном значении?
4) Выполнить словообразовательный разбор слова лекарственный. Объяснить правописание суффикса.

3. Работа на доске и в тетрадях. Образуй от существительных прилагательные, выдели словообразовательные суффиксы:

луна – лунный
обед – обеденный
станция – станционный
овёс – овсяный
гусь – гусиный

– Правило. В каком случае в суффиксах прилагательных пишется НН, а в каком – Н?

4. Отгадай загадку:

Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (Оконная рама)

– Что объединяет все прилагательные? (Являются исключениями)
– Запишите загадку, выделите суффиксы.
– Сколько Н пишется в слове оконная? Почему?

5. Задание: образуй от полных прилагательных краткие, составь с ними нараспространённые предложения:

ветреный – погода ветрена
туманный – даль туманна
пустынный – степь пустынна

– Вывод? Сколько Н пишется в кратких прилагательных?

6. Лингвистические задачи

Задача №1. Какое слово написано правильно: длина – длинна? Докажи.
(Оба слова написаны правильно. Длина – существительное. Длина линейки невелика. Длинна – краткое прилагательное. Линейка (какова?) длинна.)

Задача №2. Почему в слове старинный две Н?
(Слово старинный образовано с помощью суффикс Н от слова старина с основой на Н: старинный – старина – старый)

7. Шуточное стихотворение

Туман одно включает Н,
Но, если вечер был туманный,
В основе Н и суффикс Н –
И получается два Н.
Запомни этот случай странный.
Осёл ударил в барабан,
И звук раздался барабанный.
Из бани выскочил баран,
За ним вдогонку веник банный.

– Сколько Н пишется в прилагательных?
– Выполнить словообразовательный разбор подчёркнутых прилагательных. Вывод.

8. Распределительный диктант. Запиши прилагательные в два столбика (в первый столбик с одной Н, во второй – с НН):

Орли..ый, восторже..ый, авиацио..ый, оси..ый, сви..ой, экскурсио..ый, костя..ой, масля..ый, комари..ый, серебря..ый, безветре..ый, письме..ый, звери..ый, чугу..ый, солвьи..ый, бесчисле..ый, регистрацио..ый, весе..ий, цели..ый, шерстя..ой, искусстве..ый, хозяйстве..ый.

Проверка и оценка работы.

куринный
румяный
нефтяной
картинный
кухоный
отечественный
юный
тыквенный
свинной
берестяной
осений
лебединный
ветренный
тюлений

10. Работа со светофором (устно). Если тезис верный – зелёный сигнал, неверный – красный.

А) Прилагательное обозначает предмет –
Б) Прилагательное отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие +
В) В суффиксе ОНН всегда пишется две НН +
Г) В суффиксе ЯН всегда пишется одна Н – (стеклянный, оловянный, деревянный)
Д) В кратких прилагательных всегда одна Н –
Е) В суффиксе ИН пишется одна Н +
Ж) В слове карманный пишется одна Н, так как в нём суффикс АН –
З) Слова ветреный и безветренный пишутся одинаково –
И) Слова зелёный, синий, румяный, свиной пишутся с одной Н +

11. Контроль знаний. Работа по карточкам (вставь Н или НН)

обществе…ое мнение
полотня…ая скатерть
чугу…ая решётка
ветре…ый день
багря…ые закаты
гуси…ые лапки
мыши…ая нора
маши…ое отделение
болезне…ое чувство
соломе…ая шляпа
клюкве…ое варенье
песча…ый берег
деревя…ый дом
государстве…ый флаг
кожа…ый портфель
ржа…ой хлеб
румя…ое лицо
карма…ый фонарик

12. Домашнее задание: Упр. 325, повторить словарные слова.

13.Рефлексия

– Что понравилось на уроке?
– Что вызвало затруднение?
– Как оцениваешь свои знания, приобретённые на уроке?

знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;

развивать орфографическую зоркость, формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;

воспитывать любовь и уважение к русскому языку

Ожидаемые результаты

ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

Метапредметные:

ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

ученик может построить логическую цепь рассуждений;

ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

ученик может планировать свою деятельность;

ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

ученик может осуществлять целеполагание; может осуществлять коррекцию действий.

ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;

ученик правильно производит морфемный анализ слов.

Задачи урока:

познакомить учащихся с правописанием -н-, -нн- в суффиксах прилагательных.

научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.

рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Каждый шаг может привести

тебя к открытию.

Организационный момент. Приветствие. (1 слайд эпиграф)

Подготовительный этап

Мотивация (2 слайд)

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Кто может сделать открытие? Какие люди? ( смелые, умные, трудолюбивые)

А вы делали для себя когда-нибудь открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. У вас на столах лежат маршрутные листы, которые вы будете заполнять во время урока. Запишите дату.

Актуализация изученного.

Повторение изученного материала: фронтальный опрос, выполнение заданий

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи (Морфология)

Какую часть речи мы изучаем? Что мы знаем об этой части речи?

Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

Самый распространённый способ образования прилагательных _ ( суффиксальный ).

по 2 примера прилагательных разных разрядов ( по рядам)

( качественные – хмурый, таинственный; относительные – ледяные, стеклянные; притяжательные – гусиные, утиные)

Б)Работа с текстом (4 слайд)

Хорош3 русский зимний лес зимою4. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой3 лёгкой пылью…

Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.

Тема и идея текста (Описание зимнего леса. Автор восхищается красотой природы зимой)

Докажите, что перед вами текст (тема, идея, стиль, автор, абзацы, план, можно озаглавить, предложения связаны по смыслу и стоят в определенной последовательности )

Определите стиль текста (художественный)

Определите тип речи (описание)

Назовите отличительную черту текста-описания (наличие в тексте прилагательных)

Какова роль прилагательных в тексте (делают речь образной, выразительной)

Прилагательные каких разрядов вам встретились в тексте (качественные, относительные). Перечислите их (качественные – хорош, тихий, глубокие, чистые, молодых, белая, высокими, синеватые, стройных; относительные – русский, зимний, ) В какой форме употреблены имена прилагательные в тексте (полной и краткой – хорош)

Задание выполняется у доски (пока класс работает с текстом)

Хорош3 русский зимний лес зимою4. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

(лес) хорош – (каков?) имя прилагательное, обозначает признак предмета

Постоянные признаки: качественное

Непостоянные признаки: краткая форма, единственное число, мужской род

(пылью) серебристой – (какой?) имя прилагательное, обозначает признак предмета

Постоянные признаки: относительное

Непостоянные признаки: единственное число, женский род, Творительный падеж

(пылью) (какой?) серебристой

В)Ребята, какие способы образования имен прилагательных вы знаете? (суффиксальный, приставочный, сложение) приведите примеры (ситцевый, синеватый, неправильный, предобрый, русско-немецкий, железнодорожный)

Что перед вами изображено? (слайд 5)

После корня он стоит

Его я если заменю,

Другое слово получу.

(Ответы детей – суффикс)

- ев - - ов - - ист - - ит - - овит- - к - - ск - - оват- - тельн - - чив - - ин - - ан - - ян - - енн - - онн - - н –

Правильно, это суффикс - часть слова (морфема), которая находиться после корня и служит для образования новых слов.

Г) Образуй словосочетание. Замените словосочетания существительное + существительное на словосочетания существительное + прилагательное (слайд 6,7 )

Решетка из чугуна - Чугун-н-ая решетка

Повидло из клюквы - Клюкв-енн-ое повидло

Шляпка из соломы - Солом-енн-ая шляпка

Замок из льда - Лед-ян-ой замок

Перо гуся - Гус-ин-ое перо

Ложка из серебра - Серебр-ян-ая ложка

Дом из дерева - Дерев-янн-ый дом

Посмотрим, с помощью чего образованы эти прилагательные. От какой части речи образованы эти прилагательные? Какие же суффиксы образовали эти слова? (Суффиксы –н-, -енн-, -ян-, -янн-, -ин-)

С какой же проблемой мы столкнулись?

Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах прилагательных?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Изучение новой темы

Работа в группах

Материалы для наблюдения: соловей – соловь- ин –ый (суффиксальный способ), сон – сон – н –ый (суффиксальный способ)

Гус-ин-ый туман- н-ый

Задания для анализа предложенного словарного ряда:

Выделите суффиксы прилагательных.

Какие значения имеют эти суффиксы?

Какой суффикс всегда ударный?

В чём сложности правописания этих суффиксов?

Сравните слова в столбиках.

Образуйте прилагательные от данных существительных, сделайте вывод о правописании –Н- и –НН- Используйте материал для наблюдений.

1группа Кожа, серебро, лебедь, зверь, телефон, старина, государство,

2 группа Осень, песок, дерево, серебро, утро, традиция, лебедь, невежество

3 группа Старина, мужество, кость, пчела, глина, солома, станция, ветер

4 группа Нефть, лекция, чувство, тыква, лошадь, дрова, олово, лимон

Группы выступают. Подводим итог. Формулируем правило

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику, составляют опорный конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:


Алгоритм (слайд 8)

Н и НН в суффиксах прилагательных


Определи, от какой части речи образовано слово


От существительного


Да

Определи, какой суффикс прибавлен к основе?

-онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин

Да Да

Пиши - НН Пиши – Н

Исключения: ветреный, Исключения: стеклянный,

но (безветренный) оловянный, деревянный

(слайд 9,10 слова-исключения)

Оценочно –рефлексивный этап. Применение новых знаний в практической учебной деятельности.

Здесь вы можете проверить свои умения применять правило на письме. Вам предлагается выбрать задание первого или второго уровня и выполнить его в тетради. Время выполнения заданий - 3 минуты.

Задания 1 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы

а). утре..ий, мыши..ый, кури..ый, бесчувств..ый

б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый, каме..ый

в). жестя..ой, це..ый, дли..ый, дли..ый

Задания 2 уровня

Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на два столбика: 1) – н- ; 2) – нн-

Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый.

Задания 3 уровня

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

а).береста, чугун, глина, клюква;

б). лимон, кость, кухня, телефон;

в).журавль, петух, дерево, серебро.

Задания 4 уровня

Словосочетания сущ. + сущ. Замените на сущ. + прилаг., выделите суффиксы имен прилагательных

Изделие из серебра, солдатик из олова, ремень из кожи, песня соловья, шкурка от лимона, кувшин из глины, мука из ржи, свитер из шерсти, дорожка из песка, морс из клюквы.

Правописание н –нн в кратких прилагательных. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных? (слайд 12)

Краткая форма прилагательных имеет столько же –Н сколько и полная

Ценная вещь – вещь ценна

Ветреная погода – погода ветрена

Разведённый на масле, работающий на масле (печенье, двигатель)

Состоящий из соли (столб)

(двигатель, оспа) связанный с движением

Намазанный маслом, пропитанный маслом (блин, руки, каша)

Содержащий соль (каша)

(День, человек ) связанный с ветром

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная.

Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами: масляный – масленый, соляной – солёный.

Закрепление изученного материала (слайд 13,14)

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание

Чугу…ая решётка, ветре…ый день, багря…ые закаты, гуси…ые лапки, маши…ое отделение, болезне…ое чувство, дикови…ое происшествие, стари…ые часы, ю…ое лицо, ледя…ая гора, холсти…ый мешок, петуши…ые бои, жестя…ая коробочка, жизне…ая драма, величестве. ая колонна, лебеди…ая песня

V. Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.

2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?

Рефлексия (слайд 15)

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

г) я ничего не понял

Домашнее задание:составить таблицу с опорным материалом по изученной теме; выписать имена прилагательные из художественных текстов и распределить по столбикам Н и НН.

/data/files/s1538301239.pptx (Правописание Н и НН в именах прилагательных)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык. 6 класс

Тема: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных

Цель: 1. Познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

2. Сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных.

3. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

4. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Оборудование: индивидуальные конспекты, сигнальные карточки, правило.

I. Оргмомент

Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. У каждого из вас на партах карточки с текстом и различными заданиями, по которым мы будет сегодня работать.

II. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению

Работа с текстом.

Для того, чтобы вы настроились на работу, наш урок мне хотелось бы начать со сказки. (Учитель читает текст, звучит музыка. Карточки с текстом у каждого ученика).

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.

В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.

Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками.

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

III. Объявление темы и цели урока

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему.

(Цель урока учащиеся формулируют сами).

Цель урока : познакомиться с прилагательными с н-нн в суффиксах и научиться правильно их писать.

IV. Изучение нового материала.

1. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • От каких частей речи образуются прилагательные? (От существительных, глаголов, наречий)

Мы сегодня будем говорить о прилагательных, которые образуются от существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора Н и НН в

именах прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в

суффиксах прилагательных; формировать орфографическую зоркость.

2. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,

умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать

творческие способности учащихся, умение учащихся самостоятельно добывать знания ,систематизировать и применять их на практике.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине,

природе, чувство прекрасного, приобщать к музыке, живописи.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата,

умение оценивать результаты работы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассницей, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

предметные УУД: формировать умение выбирать н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных,

умение использовать морфемно -словообразовательный анализ при выборе н или нн в отыменных прилагательных.

Оборудование: учебник, толковый словарь, компьютер, проектор, экран,

1.Организация начала занятия

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом:

Именно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.

Я не буду лентяем в умственном отношении.

Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

2.Мотивирование к учебной деятельности

— Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

У Оли в тетрадке

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу – написано

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у

— Волшебное слово в тетрадке

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

но только с ошибкой. –

так вот что такое

Ведь это простое

— Почему Олю не поняли?

— Важно ли быть грамотным? А что для этого необходимо делать?

Языковая разминка

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…

2. В предложении имена прилагательные бывают…

3. Основные способы словообразования имен прилагательных…

4. Чаще всего имена прилагательные образуются…

5. Сложные прилагательные пишутся…

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте к ним задание.

(Из каждого ряда необходимо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в 4-ую строку. Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.)

1.трёх(этажный), осе..ий, серо(глазый);

2.юго(западный), серебр..ый, темно(зеленый);

-Какое слово можно исключить из первого ряда, почему?

— Какое слово лишнее во втором ряду?

— Что можете сказать о третьем ряде слов?

4. Выявление места и причины затруднения.

— Прочитайте слова которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.

— В какой части прилагательных пропущены орфограммы?

— А теперь сравните свои записи с правильным вариантом .

— Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем?

5.Построение проекта выхода из затруднения.

— Значит, какова тема нашего урока?

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске..

1. Познакомиться с правилом…

6.Реализация построенного проекта.

-Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

— Вспомните, в какой морфеме находится орфограмма?

— От каких частей речи образованы прилагательные?

— С помощью каких суффиксов? Что Вы заметили?

— Обратимся к учебнику, страница 177.

А теперь, используя материал учебника ,сформулируйте правило

о правописании Н, НН в суффиксах прилагательных.

Назовите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

7.Первичное закрепление с проговариванием.

-Как Вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Составим алгоритм наших действий.

А) От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

Обратимся к толковому словарю.

— К какому роду относится это слово?

— А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде. Вспомните сказку А. С. Пушкина.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – по верх текучих вод

Лебедь белая плывет…

Б) Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так на краткие формы.

— Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

-Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

— Подберите синонимы и антонимы к слову РУМЯНЫЙ

8.Физкультминутка

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение 414 .По указанным моделям образовать имена прилагательные (по 4 слова из каждой группы).

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своей одноклассницы.

10. Включение в систему знаний и повторение .

Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите

Н или НН, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

— Поставь себе оценку:

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения?

— Объясните правописание выделенных слов.

Работа с учебником. Упражнение 417(2).Преобразовать каждое словосочетание по образцу: изделие из дерева -деревянное изделие

Читайте также: