Повесть о разорении рязани батыем конспект урока 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Обобщение и систематизация полученных знаний.
  • Формирование умений выделять главное в тексте.
  • Обучение умению отбирать текстовый материал и анализировать его для получения новых знаний.
  • Определить роль языковых средств в формировании читательского восприятия и создании образов героев;
  • Показать самоотверженность русских воинов;
  • Способствовать формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, истории нашего народа.
  • Развивать навыки учащихся по работе с текстом: добывать и анализировать полученную информацию;
  • Развивать умение учеников самостоятельного целеполагания, импровизированной речи, групповой работы.

Определяется круг известной информации по данной теме (что известно о древнерусской литературе, какие произведения читали, кому посвящены и кто изображается, художественные особенности). При этом ученики замечают разницу между беспристрастным повествованием летописей и эмоциональностью жанра слова. Корректируются первоначально поставленные цели: а что еще нужно знать, чтобы приступить к изучению и восприятию повести: время написания, историю создания и пр. Беседа с учениками логически переходит в краткую историческую справку и рассказ учителя о создании повести, сопровождающуюся демонстрацией наглядных материалов (исторические карты, иллюстрации, презентация):

"Никогда до того ни одно произведение не было исполнено такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской литературы", - Д.С. Лихачев.

Процесс осмысления содержания, т.е. основной части урока, можно графически оформить в виде таблицы-схемы, кластера, фишбоуна, который оформляется в начале урока и заполняется по мере того, как ученики добывают и усваивают новую информацию.

Следующий вид работы – групповая. Задания группам раздаются и выполняются в ходе выразительного чтения подготовленными учениками текста. Поскольку тексты древнерусской литературы представляют сложность, предыдущие уроки тексты читались учителем/запись. Задания дифференцированные, выполняются в ходе чтения учениками отрывков. Отрывок прочли – осмыслили, двинулись дальше, не углубляясь в анализ текста, это – работа групп.

  1. Найдите устаревшие слова, объясните их значение. Устаревшие слова – примета времени и реалий, так мы узнаем, к какому периоду русской литературы относится текст, и формируем представление об историческом периоде. Находят не только слова, но и выражения, значения которых объясняют самостоятельно с опорой на контекст.
  2. Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о татарах.
  3. Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о русских воинах, русской земле. В зависимости от уровня класса можно сконцентрироваться на морфологической природе слов: подчеркните прилагательные, глаголы и т.д. Анализируя наработанный материал, следует обратиться к внутренней форме слова: окаянный – каин, зловерный – злая вера, безбожный – нет бога, поганые – иноверцы, с другой стороны: труды – великие, красота – прославленная, вера –христианская. О чем это говорит? Кто говорит эти слова? Кто такой летописец? Можно ли с уверенностью сказать, кто описывает события: ордынец или русский человек? Вывод: церковь и родная земля дорога любому русскому человеку. Приоритетные ценности для общества: семья, вера, Родина.

4 . Проследите, с каких слов начинаются предложения. Есть ли зависимость? Вводится понятие анафора (единоначалие), т.к. многие предложения начинаются с союза и, а. В этом приеме можно проследить связь с организацией былинного текста.

5. Проследите, в каком порядке относительно друг друга расположены главные члены предложения? Вводится понятие инверсии: для предложений характерен обратный порядок слов (сказуемое – подлежащее, существительное – согласованное определение). Делается вывод об особенности организации древнерусского текста.

Затем группы проводят обобщение и систематизацию, а затем представляют свою работу в виде связного выступления. По мере выступления групп заполняется таблица хода урока.

Однако группы выполняют задания после чтения с остановками текста повести. Первый отрывок посвящен описанию урона, какой нанесли татары Рязанской земле. Внимание учеников акцентируется на наиболее значимых для русского человека вещах: семья, церковь. Второй отрывок рассказывает о появлении Евпатия Коловрата и его живом отклике на картину разорения родной земли. В этом и последующем отрывке внимание учеников должно привлечь описание сцены боя и поведение Евпатия и его дружины: обратить внимание на художественные средства (метафора, сравнения) и их роль, вспомнить понятие гиперболы (соотнести с былиной и проследить связь и влияние УНТ на повесть), подробнее остановиться на образе Батыя и его похвале русским воинам. Почему он так отзывается о Евпатии? Почему отпускает оставшихся воинов? Почему похвалу погибшим героям, которой традиционно для русской повести заканчивается рассказ о подвигах, автор вкладывает в уста заклятого врага Русской земли - царя Батыя и его приближенных?

На заключительном этапе урока ученикам предлагается устно подготовить связное высказывание по опорным словам. Высказывания по желанию звучат в классе, обсуждаются. Дома ученикам предлагается подумать над вопросом, который так или иначе звучал в ходе урока: раз русские войска проиграли в этой битве, то чем же восхищается автор-летописец? Чему может научить поражение? Оценивается свое впечатление от урока: на таблице хода урока условными значками отмечаются понравившиеся/не понравившиеся элементы хода урока, работы групп.

Нашествие хана Батыя на Русь Это произведение - шедевр древнерусской словесности, первая повесть в истории русской литературы. Композиция произведения двухчастная.

Многие исследователи считают фрагмент повести, связанный с Евпатием Коловратом, пересказом старинной былины о борьбе богатыря с захватчиками земли Русской. Это доказывают элементы устного народного творчества, которые присутствуют в повествовании (гиперболизация подвигов, анафора).

Патриотизм - это любовь к Родине. Настоящий патриот всегда защищает свою землю. Это место дорого ему потому, что здесь он родился, воспринял традиции и язык, здесь жили его предки и сейчас живут соотечественники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила учительской речи. "Повесть о разорении Рязани Батыем".

Рассказ учителя - одна из составляющих урока - характеризуется умение подать материал, логичностью, аргументированностью, гуманизмом. Патриотическое воспитание детей при изучении древнерусской литерат.


Нашествие Батыя на Русь

Презентация используется на разных этапах урока: повторение, изучение нового материала,работа с текстом, с картой, закрепление по вопросам. Позволяет сделать материал более наглядным, помогает организ.

Цели урока:1. Рассмотреть процесс завоевания Руси монголо-татарами, выявить причины этого события.Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, продолжить формирование умения анализировать .

Нашествие Батыя на Русь

Урок -повторение на тему "Монголо-татарское иго". Ученики сами готовились к уроку, выбрали роли. Схему урока можно использовать и на другие темы.


Образ вишневого сада и тема разорения "дворянских гнезд" в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Презентация.

Презентация к теме 10 класса "Вишневый сад" А. П. Чехова. Информативный, иллюстративный, текстовой материал. Проблемные вопросы.

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока литературы для 6 класса

воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Мурза́ (от перс. ﺍﻣﻴﺮﺰﺍﺩﻩ‎ , ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.

Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь.

Санчакбей - татарский правитель.

Сродник - то же, что родственник.

Узорочье - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.

Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о ЕвпатииКоловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIIIвека, времён нашествия Батыя.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.

- Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?

- Чем славились рязанские мастера?

Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы.

В повести вновь повторяется рассказ о гибели Евпраксии.

- Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем.

- Как названы князья?

Автор называет их братьями.

- Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?

- Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?

- Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?

Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.

- Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?

Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.

6.8.Иисследовательская работа с текстом.

- Как передана битва рязанцев с войском Батыя?

Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.

Образ общей смертной чаши много раз как рефрен настойчиво повторяется в повести. О смертной чаше, испить которую пришёл перед битвой черёд князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчёркивается равенство всех.

6.9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами.

- Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения?

6.10. Слово учителя.

- Чем заканчивается повесть?

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы для 6 класса.

воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Мурза́ (от перс. ﺍﻣﻴﺮﺰﺍﺩﻩ‎ , ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.

Наполы – пополам.

Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь.

Санчакбей - татарский правитель.

Сродник - то же, что родственник.

Узорочье - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.

Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о ЕвпатииКоловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIIIвека, времён нашествия Батыя.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.

- Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?

- Чем славились рязанские мастера?

Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы.

В повести вновь повторяется рассказ о гибели Евпраксии.

- Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем.

- Как названы князья?

Автор называет их братьями.

- Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?

- Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?

- Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?

Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.

- Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?

Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.

6.8.Иисследовательская работа с текстом.

- Как передана битва рязанцев с войском Батыя?

Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.

Образ общей смертной чаши много раз как рефрен настойчиво повторяется в повести. О смертной чаше, испить которую пришёл перед битвой черёд князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчёркивается равенство всех.

6.9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами.

- Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения?

6.10. Слово учителя.

- Чем заканчивается повесть?

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Мурза́ (от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ‎, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.

Наполы – пополам.

Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь.

Санчакбей - татарский правитель.

Сродник - то же, что родственник.

Узорочье - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.

Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.

- Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?

- Чем славились рязанские мастера?

Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы.

В повести вновь повторяется рассказ о гибели Евпраксии.

- Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем.

- Как названы князья?

Автор называет их братьями.

- Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?

- Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?

- Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?

Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.

- Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?

Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.

6.8.Иисследовательская работа с текстом.

- Как передана битва рязанцев с войском Батыя?

Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.

Образ общей смертной чаши много раз как рефрен настойчиво повторяется в повести. О смертной чаше, испить которую пришёл перед битвой черёд князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчёркивается равенство всех.

6.9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами.

- Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения?

6.10. Слово учителя.

- Чем заканчивается повесть?

IV. Подведение итогов урока.

'Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?-

В рязанские стены вломились татары!

Там сильные долго сшибались удары,

Там долго сражалась с насилием честь,

Но всё победили Батыевы рати:

Наш град - пепелище, и князь наш убит!'-

Евпатию бледный гонец говорит,

И, страшно бледнея, внимает Евпатий.

'О витязь! я видел сей день роковой:

Багровое пламя весь град обхватило,

Как башня, спрямилось, как буря, завыло;

На стогнах смертельный свирепствовал бой,

И крики последних молитв и проклятий

В дыму заглушали звенящий булат -

Всё пало. и небо стерпело сей ад!'

Ужасно бледнея, внимает Евпатий.

Где-где по широкой долине огонь

Сверкает во мраке ночного тумана,-

То грозная рать победителя хана

Покоится; тихи воитель и конь;

Лишь изредка, черной тревожимый грезой,

Татарин впросонках с собой говорит,

То, вздрогнув, безмолвный, поднимет свой щит,

То схватит свое боевое железо.

Вдруг. что там за топот в ночной тишине?

'На битву, на битву!'- взывают татары.

Откуда ж свершитель отчаянной кары?

Не всё ли погибло в крови и в огне?

Отчизна, отчизна! под латами чести

Есть сильное чувство, живое, одно.

Полмертвую руку подъемлет оно

С последним ударом решительной мести.

Не синее море кипит и шумит,

Почуя незапный набег урагана,-

Шумят и волнуются ратники хана;

Оружие блещет, труба дребезжит,

Толпы за толпами, как тучи густые,

Дружину отважных стесняют кругом;

Сто копий сражаются с русским копьем.

И пало геройство под силой Батыя.

Редеет ночного тумана покров,

Утихла долина убийства и славы.

Кто сей на долине убийства и славы

Лежит, окруженный телами врагов?

Уста уж не кличут бестрепетных братий,

Уж кровь запеклася в отверстиях лат,

А длань еще держит кровавый булат:

Сей падший воитель свободы - Евпатий!

V. Домашнее задание.

2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

Читайте также: