Словесная игра в подготовительной группе конспект

Обновлено: 07.07.2024

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Игры со словами" по речевому развитию с использованием игровых и интерактивных технологий.

ВложениеРазмер
konspekt.docx 546.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №73 Кировского района Санкт – Петербурга

непрерывная образовательная деятельность

по речевому развитию

Cоставила воспитатель: Крутикова И. Г.

Санкт – Петербург 2018 год

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: закрепить полученные знания о звуках и буквах; развивать фонематический слух (умение определять количество слогов в слове); упражнять в образовании антонимов, синонимов, множественного числа существительных, упражнять в работе с деформированными предложениями; развивать речь, мышление, восприятие; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты: умеет отличать звук от буквы, даёт характеристику звуку, умеет делить слова на слоги и определять их количество; умеет подбирать антонимы к словам, образовывать множественное число существительных; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях.

Оборудование: предметные картинки, корзинка, картинка ослика; большие буквы из картона для загадок, домики с окошками, мяч

Вводное слово воспитателя.

– Ребята, вы знаете графические образы всех букв алфавита, а многие из вас умеют читать, вы умеете делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Я предлагаю вам сегодня поиграть со словами, проверить ваши знания.

Итак, первое наше задание – узнайте букву

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук…(Ж)

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква…(О)

Видим мы метро в Москве,

А над входом буква…(М)

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

У картавого Володи

Эта буква не выходит,

И, конечно, очень странно,

Но выходит у Полкана! (Р)

– А скажите мне, ребятки, чем отличается звук от буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

1. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Белка – 2 слога.)

2. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? ( Волк – 1 слог.)

3. Не на рыбу, а сеть расставляет. ( Паук – 2 слога.)

4. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. ( Кузнечик – 3 слога.)

5. Когда я чёрен – я куслив и проворен, а лишь покраснею, так и присмирею. ( Рак – 1 слог.)

6. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. ( Собака – 3 слога.)

– Послушайте шуточное стихотворение (начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака)

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

– Кого видел поэт? В каком виде они были? Носят ли свинки ботинки? А может быть, они носят чулки? ( Носки, тапочки, рукавички?) Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без… (ботинок) и…(чулок).

И щенков без…(носков).

И синичек без…(рукавичек).

дети и воспитатель

Словесные игры, то есть построенные на речевом взаимодействии без использования предметов и другой наглядности, являются прекрасным средством обучения и развития старших дошкольников, особенно в подготовительной группе. В них дети не только закрепляют и обобщают информацию, но и учатся общаться, внимательно слушать собеседника, быстро и точно отвечать на вопросы. Эти качества обязательно пригодятся им в школе.

Совместные словесные игры для взрослого и детей в подготовительной группе

утренник в детсаду

Викторину можно использовать и на утренниках, тогда её проведёт главный игровой персонаж

Таблица: примеры словесных игр для детей седьмого года жизни

Викторины для детей 6–7 лет

Викторина — разновидность словесной игры, в которой ведущий озвучивает вопросы, а игроки дают ответы. Может проводится по всем образовательным областям. Дошкольники играют в викторину чаще всего в командах, однако призы необходимо дарить как победившей, так и проигравшей команде, чтобы дети не утратили интерес к викторинам как виду деятельности. Когда дети назовут правильный ответ, его лучше подкрепить показом соответствующей картинки или слайда.

Таблица: вопросы-загадки для викторины по авторским сказкам

Фотогалерея: иллюстрации к авторским сказкам

Изображение позитивного, весёлого героя поднимет настроение детей во время викторины Показывая детям картинку с изображением героя, можно обратить внимание на его красивый наряд Для детей подготовительной группы следует выбирать иллюстрации, на которых герои одеты в национальные костюмы Этот герой может даже прийти к детям и помочь проводить викторину Сказки А. С. Пушкина могут быть включены в викторину, но по ним можно провести и отдельную игру

Викторине должно предшествовать глубокое изучение темы, которой она будет посвящена, чтобы все дети чувствовали себя уверенно и комфортно.

С ловесные игры для детей подготовительной группы без участия взрослых

дети играют в игру

В подготовительной группе дети могут играть в словесные игры самостоятельно

Большой интерес детей вызывают старые словесные игры, которые были знакомы ещё их бабушкам и мамам:

игра в испорченный телефон

Словесные игры удовлетворяют потребность детей в общении, дают возможность проявить свои способности. Кроме того, дидактические словесные игры позволяют систематизировать и углубить весь багаж знаний, накопленный ребёнком, учат быстро и результативно оперировать информацией. Организовывая словесные игры с детьми подготовительной группы систематически и подходя к этому виду деятельности творчески, педагог имеет возможность не только развивать и обучать детей, но и наладить с ними дружеские, партнёрские отношения, что необходимо для формирования правильной самооценки будущих школьников.


Словесные игры – настоящее спасение для родителей. Ими можно занять ребёнка в очереди, в электричке, в машине, по дороге к метро… Словом, когда нужно скоротать время, а под рукой ничего нет. Или всё есть, но оно успело надоесть.

Словесные игры очень полезные – развивают речь, память, фантазию, мышление, обогащают словарный запас, тренируют фонематический слух. Да и просто в них весело играть! С правильно выбранной словесной игрой время летит незаметно.

В этой подборке 14 игр, расположенных по возрастанию сложности.

Игра замечательна тем, что в неё можно играть и с малышами, загадывая что-то совсем простое, и с детьми постарше. Если видите, что ребёнок легко справляется, можно сделать ограничение до двух-трёх попыток.

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

Развитие фонематического восприятия

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным. Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы. Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Фонетическое лото

Первый игрок говорит слово, второй игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Пример: РубашкА – АрхеолоГ – ГороД – Дом и т.д.

Усложнённый вариант: придумывать слова на последние две буквы предыдущего слова.

Пример: ТельняшКА – КаюТА – ТакСИ – Сироп и т.д.

Ход игры.

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Эта забавная словесная игра особенно нравится малышам. Попросите детей загадать любой предмет мебели (стул, кресло и т.д.) или кухонную принадлежность (вилка, кочерга, скалка и т.д.).

Затем водящий задаёт игрокам разные вопросы, на которые нужно отвечать только загаданным словом.

Пример: Как тебя зовут? – Кочерга.

Что ты сегодня ел на завтрак? – Кочергу.

Какой подарок ты получил на день рождения? – Кочергу.

Другой вариант игры: игроки загадывают друг другу слова, которыми потом они будут отвечать водящему.

Усложнение: нельзя смеяться.

Ход игры.

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Игра продолжается до тех пор, пока игроки в состоянии повторить всю фразу целиком.

Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

Цель игры. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Цель игры.Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Воспитатель спрашивает: — Как тебя зовут? — Андрей. — Как твоя фамилия? — Азбукин. — Откуда ты приехал? — Из Архангельска. — Куда ты едешь? — В Астрахань. — На чём ты туда поедешь? — На автобусе. — Что там растёт? — Арбузы. — А ещё что? — Абрикосы. — Какие там птицы водятся? — Аисты. — А какие звери? — Архары. — Кто тебя встретит дома? — Алёша. — Что ты ему привезёшь в подарок? — Альбом (или алмаз, или аквариум, или атлас, или ещё что угодно, только непременно на А).

Затем воспитатель обращается к другой букве и задаёт ей подобные вопросы. — Какая твоя буква?


Словесные игры – настоящее спасение для родителей. Ими можно занять ребёнка в очереди, в электричке, в машине, по дороге к метро… Словом, когда нужно скоротать время, а под рукой ничего нет. Или всё есть, но оно успело надоесть.

Словесные игры очень полезные – развивают речь, память, фантазию, мышление, обогащают словарный запас, тренируют фонематический слух. Да и просто в них весело играть! С правильно выбранной словесной игрой время летит незаметно.

В этой подборке 14 игр, расположенных по возрастанию сложности.

Игра замечательна тем, что в неё можно играть и с малышами, загадывая что-то совсем простое, и с детьми постарше. Если видите, что ребёнок легко справляется, можно сделать ограничение до двух-трёх попыток.

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

Развитие фонематического восприятия

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным. Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы. Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Фонетическое лото

Первый игрок говорит слово, второй игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Пример: РубашкА – АрхеолоГ – ГороД – Дом и т.д.

Усложнённый вариант: придумывать слова на последние две буквы предыдущего слова.

Пример: ТельняшКА – КаюТА – ТакСИ – Сироп и т.д.

Ход игры.

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Эта забавная словесная игра особенно нравится малышам. Попросите детей загадать любой предмет мебели (стул, кресло и т.д.) или кухонную принадлежность (вилка, кочерга, скалка и т.д.).

Затем водящий задаёт игрокам разные вопросы, на которые нужно отвечать только загаданным словом.

Пример: Как тебя зовут? – Кочерга.

Что ты сегодня ел на завтрак? – Кочергу.

Какой подарок ты получил на день рождения? – Кочергу.

Другой вариант игры: игроки загадывают друг другу слова, которыми потом они будут отвечать водящему.

Усложнение: нельзя смеяться.

Ход игры.

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Игра продолжается до тех пор, пока игроки в состоянии повторить всю фразу целиком.

Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

Цель игры. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Цель игры.Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Воспитатель спрашивает: — Как тебя зовут? — Андрей. — Как твоя фамилия? — Азбукин. — Откуда ты приехал? — Из Архангельска. — Куда ты едешь? — В Астрахань. — На чём ты туда поедешь? — На автобусе. — Что там растёт? — Арбузы. — А ещё что? — Абрикосы. — Какие там птицы водятся? — Аисты. — А какие звери? — Архары. — Кто тебя встретит дома? — Алёша. — Что ты ему привезёшь в подарок? — Альбом (или алмаз, или аквариум, или атлас, или ещё что угодно, только непременно на А).

Затем воспитатель обращается к другой букве и задаёт ей подобные вопросы. — Какая твоя буква?

Читайте также: