Конспект автоматизация л в словах со стечением согласных

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Выполнила: учитель – логопед

МАДОУ «ЦРР – детский сад №10

Давлятянова Г. А.

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах и словах.

Задачи обучающие:

Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].

Продолжать учить правильно, произносить звук [Л] в слогах и словах.

Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах.

Продолжать учить правильно, употреблять предлог ПО.

Учить согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе (летали, плыли)

Дифференциация произношения звуков [Л] и [Р] в связной речи.

Задачи коррекционные:

Развивать артикуляторную моторику, внимание, координированность движений с речью, зрительную память; мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Задачи воспитательные:

Воспитывать чувство уверенности в себе, чувство сопереживания, усидчивость, работоспособность.

Оборудование:

Ход занятия:

Организационный момент. Развитие фонематического слуха

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.(использование ПК).

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.

Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

Гимнастика для глаз.

Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке. Графический диктант.

Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. А помогать нам будет звук, который слышится в словах лужи, лампа, лошадь. Какой это звук? Чья это песенка? Правильно. Это песня самолёта.

Ребенок: Да.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Посмотри, Айболит принёс нам карту-схему пути. По ней мы видим, что путь нам предстоит начать с дороги. Сядем на лошадь и поскакали.

Логопед: Ехали мы, ехали по дороге, к завалу приехали. Чтобы разобрать этот завал придётся потрудиться: поднимаем и убираем с дороги стволы деревьев;

Логопед: Переносим эти брёвна подальше в лес, чтобы людям и животным не пришлось, как нам перешагивать по ним, как по ступенькам.

Ребенок: выполняет упражнения для язычка.

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Логопед: Шли, мы шли по лесу, и до болота дошли. А в болоте живут лягушки, поют они свои песенки и не слушают нас. Вот эта лягушка поёт – ЛА-ЛА-ЛА, повтори за ней, вторая поёт – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ, третья - ЛО-ЛО-ЛО, а четвёртая – ЛУ – ЛУ – ЛУ. Попробуем спеть их песенки вместе, что получится? Сможешь ли ты повторить? И не забудь, лягушки у нас весёлые и улыбка у нас должна быть широкая! (уточнение артикуляции звука)

Ребенок повторяет за логопедом:

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Логопед: Ну, вот лягушки спрашивают нас, что же привело нас в такую глушь леса. Они могут нам помочь обойти болото, если шагать мы будем точно по следу и повторять волшебные слоговые дорожки.

Ребенок выполняет задание по планшету слоговых дорожек (№1) лягушек, (презентация на ПК) переводя с одной кочки палец на другую, произнося одновременно обратный слог, если произносит неправильно, то возвращается на прежнюю кочку (лист кувшинки – при произношении обратных слогов с йотированными гласными звуками) – планшет №2(презентация на ПК)

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.

Ребенок повторяет слоговые дорожки со стечением согласных звуков. Планшет №3

ШЛА-ШЛЫ-ШЛО-ШЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ, и т.д.

Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

Логопед: Смотри, что это стоит вдали? Это он, наш плот! Сядем на плот и поплывём по реке.

- ты что делаешь? /плыву/,

- на чём? /на плоту/.

- Как сказать правильно, одним предложением? /Я плыву на плоту.

- Скажи так же только ещё про меня, Айболита, наших гостей и про всех вместе. /я плыву на плоту, ты плывёшь на плоту, он плывёт на плоту, она плывёт на плоту, мы плывём на плоту, они плывут на плоту./

Гимнастика для глаз.

Логопед: Проплыли мы мимо валунов по реке. Приплыли к берегу. А перед нами гора. Посмотри вверх, ты видишь её вершину? А теперь посмотри вниз под ноги, где же тропинка? Посмотри вправо, а затем влево: нет ли надёжней тропинки?

Ребенок выполняет гимнастику для глаз.

Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке.

Ребенок выполняет узор графического диктанта под диктовку.

Логопед: Вот и добрались до вершины горы, а что делать дальше? Орёл предложил проводить до берегов Африки по воздуху. Мы с орлом полетели.

Угадай, про что я говорю: про бабочку, про самолёты, или про жука? Доскажи фразу:

Угадай, про что я говорю: про акулу, пароход или рыбы? Доскажи фразу:

Молодец, вот мы и добрались до берегов Африки, здесь мы с Айболитом попрощаемся и повторим для него наш путь, чтобы он не забыл, как вернуться домой.

Сначала он ехал по дороге, пробирался по лесу, плыл по волнам, лез по горам, летел на орле и добрался до Африки . С каким звуком мы сегодня путешествовали? Молодец, на этом наше занятие заканчивается.

автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними;

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- совершенствовать пространственные ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

Тип занятия:

Этап работы:

Организационная форма проведения:

Возраст ребёнка:

Оборудование:

Лингвистический материал:

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда находится игрушка Клоун.

- Посмотри, кто к нам пришёл. Это клоун. Он выступает в цирке, веселит людей. Клоун любит знакомиться с детьми, заводить новых друзей. Он пришёл, чтобы с тобой подружиться. Познакомимся с клоуном и покажем ему, как мы умеем заниматься. Придумаем клоуну интересное, смешное имя. (Ребёнок под руководством учителя-логопеда придумывает и выбирает имя клоуну).

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).

- Научим клоуна выполнять артикуляционную гимнастику.

- Научим клоуна делать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять – Загибаем пальчики правой руки, начиная с большого.

Вышли белки поиграть. Ритмичные сжимание пальцев в кулак и их разжимание.

Одна куда-то подевалась – Загибаем пальчики правой руки, начиная с мизинца.

Четыре белочки осталось.

А теперь, скорей смотри,

Их осталось ровно три.

Ну и ну! Какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна –

Осталось белочка одна.

Затем гимнастика выполняется на левой руке.

- В цирке выступают не только клоуны, но и различные звери. Одного из них ты сейчас увидишь.

- Посмотри, кто-то спрятался в зарослях. Узнай, кто это. Для этого тебе нужно сильно подуть на заросли.

Кто там спрятался, узнай.

Дунь на заросли скорей

И увидишь, что за зверь!

Методические рекомендации:

1. Следить за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи при вдохе.

2. Следить за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки при вдохе.

3. Следить за тем, чтобы струя выдыхаемого ребёнком воздуха была сильной и целенаправленной (направленной на картинку).

4) Игра "Эхо" (на автоматизацию звука [л] в слогах со стечением согласных).

Произносятся ряды слогов:

- Поиграем с клоуном (выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова):

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. Наклоны вперёд, назад.

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. Ребёнок садится за стол.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

- Посмотри, клоун принёс тебе загадки. Разгадай их.

Очень уж опасный зверь,

Не найти в лесу страшней,

Острый взгляд и чуткий нюх,

В серой шубе ходит он! (ВОЛК)

Орешки очень я люблю,

В дупло укромное сложу,

Запасы впрок осуществляю,

И зиму сытно проживу! (БЕЛКА)

И выше не сыщешь

Ах, красива эта птица,

Розоватый дивный цвет,

Ноги тонкие, прямые,

И зовут её … (ФЛАМИНГО)

- Молодец, ты правильно разгадал все загадки.

- КЛА, КЛЯ, КРА, КРЯ, КЛО, КЛЁ, КРО, КРЁ, КЛУ, КЛЮ, КРУ, КРЮ, КЛЫ, КЛИ, КРЫ, КРИ.

- Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [л])

- Клоуну пора возвращаться в цирк. Попрощайся с ним. Пригласи клоуна к нам в гости. Пусть ещё приходит к нам.

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключения Л. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.

3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

Логопедическое пособие для дыхательной гимнастики "Узнай, кто спрятался в зарослях"

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях и связном тексте со стечением согласных.

Задачи:
закрепить правильное произношение звука [л] в стечении согласных; продолжать формировать навык чтения слогов со стечением согласных, закреплять умение проводить звуковой анализ двусложного слова со стечением согласных;
развивать артикуляционную моторику, внимание, память, воображение, ориентировку в пространстве, зрительное и слуховое восприятие;
воспитывать навыки самоконтроля за произношением, желание активно работать на занятии, умение сотрудничать друг с другом;

В 5-6 лет ребенок должен уже освоить сложные сонорные звуки, к которым относится [Л]. У детей могут возникать сложности с этим, поэтому важна комплексная работа логопеда. Учитывайте, что звук намного проще поставить, чем корректировать. Автоматизация звука Л предполагает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации.

  • Губы приоткрыты, нейтральны.
  • Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.
  • Задняя часть спинки языка поднята, средняя часть – опущена.
  • Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло.
  • Воздух на выдохе проходит по бокам языка.
  • Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).


Автоматизация звука Л в слогах

Автоматизировать фонему нельзя, пока ребенок не научится произносить ее изолированно. Важно подготовить мускулатуру речевых органов с помощью специальных упражнений перед закреплением. Звуки, которые смешиваются ребенком при разговоре, автоматизируются отдельно на разных занятиях.

Автоматизация Л в прямых слогах:
ЛА – ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

В обратных слогах:
АЛ – АЛ – АЛ – АЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ
УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

В интервокальных слогах:
АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ
УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ
ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ
ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – УЛУ

Со стечением согласных:
КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ
СЛУ – СЛА – СЛЫ – СЛО
ФЛО – ФЛУ – ФЛА – ФЛЫ
ХЛЫ – ХЛА – ХЛО – ХЛЫ
ПЛЫ – ПЛУ – ПЛО – ПЛА


Автоматизация звука Л в словах

Необходимо быстро переходить от закрепления фонемы в слогах к словам. В словах Л окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Слова помогают закрепить фонему в различных позициях, создать необходимые артикуляционные шаблоны.


Автоматизация Л в начале слова

  • лак, лаз, лапа, лама, лавина;
  • лом, лоб, лодка, ложка, ловушка;
  • луч, лук, лужа, лунка, луковица;
  • лыжи, лыко, лыжник.

В середине слова

  • калач, салат, палата, булавка;
  • полы, голы, каналы, волы;
  • болото, калоши, молоток, колобок, колодец;
  • голубь, палуба, тулуп, каблук, блуза;
  • алмаз, алфавит, галка, халва.

В конце слова

  • зал, бал, спал, упал, канал;
  • пол, кол, угол, футбол, сокол;
  • пел, дятел, мел, хотел, Павел;
  • жил, выскочил, выносил, вытащил;
  • качнул, мускул, стукнул, ущипнул;
  • котёл, пошёл, козёл, шёл;
  • гонял, мял, менял, таял, снял, поднял.

Слова с двумя звуками [Л]

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных

Глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.


Автоматизация звука Л в предложениях

Ребенку необходимо контролировать правильность произношения [Л], а также передавать суть высказывания.

Автоматизация Л в текстах

Для работы выбираются тексты небольшого объема, которые обогащены отрабатываемой фонемой.

Автоматизация Л в стихах

После того, как ребенок научится без ошибок произносить фонему в словах, насыщенных ею фразах и предложениях, нужно начинать закрепление в стихотворениях. Для логопедических занятий желательно подбирать стихи, которые не содержат оппозиционные звуки [Л’] и [Р]. Также нужно подбирать те произведения, которые понятны ребенку и соответствуют его уровню общего развития.

Логопедическое занятие должно проходить в игровой форме, поэтому можно использовать различные картинки, визуализирующие автоматизируемый звук. Важно объяснить ребенку, почему нужно правильно разговаривать. В этом процессе крайне важна роль родителей, которые должны следовать рекомендациям логопеда и повторять занятия дома

Читайте также: