Конспект орфография 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

• развить навыки вдумчивого чтения учебного материала, познавательного отношения к учебной литературе.

Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

- Прочитайте записанные на доске пословицы. Как вы их понимаете? (обсуждение). Какие пословицы знаете вы?

- Прочитайте текст упражнения (один ученик читает вслух). Выпишите в тетрадь термины, называющие различные функции русского языка в современном мире, и прочитайте их вслух.

Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. Об этом можно прочитать например, в Энциклопедическом словаре юного филолога. Русский язык вошел в состав мировых языков как язык авторитетного государства, у которого много научных открытий, политических достижений.

• Подчеркните орфограммы и объясните основную мысль высказывания. Выделите грамматическую основу последнего предложения.

• Если книга - дорога к знаниям, то что является целью этой дороги? (новые знания, интересная информация, обогащение лексикона).

Спишите с доски слова, подчеркните в них орфограммы, вспомните правила написания этих слов (комментированное письмо). На каждый вид орфограммы придумайте свои примеры (по цепочке).

(О б р а з е ц: аромат - безударная гласная о в корне, не проверяемая ударением, слово запоминается (вокзал, картофель).

• Ответьте, пожалуйста, какие нормы литературного языка вы знаете? (орфоэпические, орфографические, пунктуационные).

• Что такое пунктуация? (раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки).

• Какова роль пунктуации в литературной речи? (знаки препинания помогают более точно и полно выразить смысл письменной речи).

• Прочитайте на доске текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные знаки препинания.

Багратион лучший генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова.

• Проверка готового текста (у доски работает ученик со своим вариантом готового текста, за ним следующий работают по одному предложению, по цепочке).

• Какими знаками разделяли прямую речь и слова автора, однородные члены предложения? (Это знаки разделения.)

• Какими знаками препинания выделяли придаточные предложение, вводные слова? (Это выделительные знаки.)

• Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

• Производите взаимную проверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).

- Какие выводы можно сделать из этого рассказа о значении знаков препинания? (каждый пунктуационный знак имеет важное, смысловое значение, синтаксическую роль. )

• Прочитайте информацию о знаках завершения. Придумайте свое предложение с применением этих знаков. Запишите его (один ученик работает у доски).

• Проанализируйте информацию о знаках разделения. Придумайте свой пример с использованием этих знаков.

• дополнительное задание: 1) определите основную мысль текста; 2) озаглавьте его; 3) произведите полный синтаксический разбор последнего предложения и составьте его схему; 4) определите тип текста; 5) определите стиль текста.

• повторить правила орфографии (разделительные ъ, ь знаки; чк чн, нщ, нч, , соединительные гласные -о, -е).

На доске написаны слова с пропущенными буквами. Вспомните виды орфограмм, употребленных в этих словах, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Перепишите, обозначьте орфограммы. (проверка)

• Разберите по составу слова, объясните условия выбора приставок пре-/при-, раз-/рас-, соединительных гласных -о, -е.

Прекрасный привокзальный птицелов расходовать водопад безымянный разбудить кашевар розыск сверхинициативный преградить расчёт

Сочетание букв чк, чн, нч, нщ, рщ, чт пишутся без мягкого знака: ночной, помощник. (Кроме сочетаний с буквой л: пильщик.)

1) После приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я:

Разделительный ь пишется в корне, после корня перед буквами е, ё, ю, я, и

1)

2)

3)

1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. (К. Паустовский)

3) Тяжёлые капли, упавшие с влажной морды оленя, покрыли рябью тихую гладь воды, и красивое отражение заколебалось. (Б. Полевой)

• Вспомните о правилах написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных (учащиеся вспоминают с учителем правило, приводят примеры:

отыменных прилагательных:

Кроме слов-исключений: и в словах свиной, пряный, бараний, румяный, юный, тюлений.

-НН- пишутся в прилагательных, образованных от основ на (камень - каменный) и на -мя (пламя - пламенный), а также в суффиксах -онн, -енн отыменных прилагательных (станционный, божественный), кроме слова-исключения: ветреный, но в прилагательных с приставкой пишется -нн- (ветреный - безветренный)

4) Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый): решенная задача.

3) Упр. 22 (выборочно под диктовку учителя). Проверка по цепочке с объяснением условий выбора орфограмм.

• Вспомните орфограммы: правописание приставок пре-/ при-, правописание гласных в корне -раст -/-рос-, -лаг-/лож-, -клан-/-клон-, -гор-/-гар-, -зар-/-зор-.

• Спишите с доски слова, вставляя гласные буквы (один ученик выполняет левый столбик, второй - правый. Выборочное комментирование).

2) = пере

1) приближение

2) присоединение

3) близость к чему-либо

4) неполнота действия

Применяя правило, напишите 2-3 предложения со словами, в которых есть чередование гласных в корне. Проверка (читают вслух).

существительное:

глагол:

прилагательное:

• осуществить контроль за сформированностью навыков слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Багряный закат, бесчисленное множество, глиняная посуда, длинная очередь, юные натуралисты, объемлет ужас печенегов, неизъяснимая тишина, бесконечные войны, иметь преимущество, выращенный летом, температура возрастает, над горизонтом, пригорелый блин, горечь во рту, камыш зацвёл, испытывать дрожь, игра не стоит свеч, темно-синяя грань, областной город, громоздкий чемодан, известный баснописец.

Неаккуратность ученика; неожиданное известие; неприветливость в обращении; необрывистый берег; не правда, а ложь; не мягкий, а твердый; чувствовать неприязнь; нечаянная встреча; большие невзгоды; небрежный почерк; неточность в ответе; отнюдь не единственное решение.

• Спишите с доски слова (первые 2 столбика), напротив каждого слова укажите условия выбора орфограммы (первые 2 столбика).

• Прочитайте таблицу о правописании и(ы) после ц. Спишите с доски два правых столбика, указывая напротив каждого слова условия выбора орфограммы. Взаимопроверка в тетрадях.

• проверить умения учеников анализировать текст (определять его тему, основную мысль, композицию, стиль и т.д.).

• отработать навыки учащихся находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей.

Ребята, каждый из вас, конечно же, задумывался над тем, кем он хочет стать, чего хочет добиться в жизни. А каким характером надо обладать для достижения поставленных целей? Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные качества?

Послушайте отрывок из этой статьи, определите стиль текста. Задумайтесь нал темой, основной мыслью статьи. Подумайте и вспомните жизненные ситуации, которые могут служить примером интеллигентности.

Нет. интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование. много путешествовал, знает несколько я зыков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях понимании другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно. помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями. (Это тоже мусор, и еще какой!)

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдают удивительную чистоту в своих домах, умеют ценить хорошие песни. жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически не восприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости. долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не бунтуют из-за пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят:

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют от души и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Напишите сочинение о том, что вы делаете или планируете сделать для самовоспитания, совершенствования своих положительных черт характера. Как вы тренируете свою силу воли, формируете свои привычки, добиваетесь положительных качеств в своём нравственном облике и у своих друзей, близких?

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний.

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и спо­собов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7-х классах. Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий ха­рактер, что отвечает личностным интересам и потребностям уча­щихся.

Развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

Усвоить грамматические признаки различных частей речи (прилагательное, причастие, глагол) и систему правил, регулирующих написание суффиксов прилагательных и причастий (Н и НН, выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола), а также личных окончаний глаголов.

Совершенствовать навыки правописания, развивать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся.

Воспитывать интерес к предмету, культуру общения.

Форма урока: беседа, тренинг (выполнение тренировочных упражнений)

Оборудование: раздаточный материал, учебник, тетрадь, словари

Приветствие. Проверка домашнего задания. Вступительное слово учителя. (На доске записаны слова с пропущенными буквами: кожаный, тыквенный, рекомендуемый, стелющийся, революционный, печеный, они смотрят, диковинный, занавешенное. Учащимся предлагается вставить их) В каких морфемах были пропущены буквы? (Какие части речи представлены на доске? В каких морфемах были пропущены буквы?)

Как вы думаете, какую тему мы повторим на уроке? (Правописание суффиксов прилагательный, причастий и личных окончаний глагола).

Давайте вспомним правила, которыми мы руководствуемся при написании суффиксов прилагательных. В каких случаях, с какими суффиксами прилагательных мы испытываем трудности? Это экзаменационная тема, поэтому так необходимо закрепить её.

Учащиеся рассказывают правило написания Н и НН в прилагательных.

Задание 1. Заменить словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование. Выделите суффиксы прилагательных (словосочетания диктую, запись в столбик):

Компот из клюквы, мебель для кухни, коготь орла, поле ржи, каша из пшена, пиджак из кожи, укус пчелы, дробь барабана, пирог из тыквы, корка льда, стакан из стекла, жилет из шерсти, скамейка из дерева.

(Учащиеся выполняют задание. Проверка задания)

Теперь загадаю вам лингвистическую задачу.

Дано предложение: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас. (Запишите его)

1.В данном предложении найти зависимое слово словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень.

2.Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.

3. От глагола читать взять глагольный суффикс.

4. Из слова тающие (снега) взять суффикс.

5. Добавить окончание слова: Могучий

6. К полученному слову добавить суффикс возвратности.

Какое слово получилось? (Приближающийся) К какой части речи мы его относим? (Причастие) Сейчас поговорим с вами о суффиксах причастий. Начнем с правописания Н и НН в причастиях.

Учащиеся рассказывают правило.

А каким правилом мы руководствуемся, когда пишем гласную перед Н или НН в страдательных причастиях прошедшего времени? (глаголы на –ать, -ять, -еть передают свою гласную суффикса инфинитива и в причастия; если же глагол оканчивается на –ить, в причастии мы пишем Е)

Задание 2. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы.

Кипяче…ая вода, располож..…ый в городе, варе…ые в соле…ой воде овощи, хорошо изуч. …а, отча..…ый поступок, краш. …ый забор, краше…ые в розовый цвет волосы, покраше…ая дверь, рубашка отглаж. …а, подстриж. …ые усы, пече…ый картофель, запече…ая в яблоках утка, исписа…ый листок, писа…ая красавица, писа…ый масляными красками портрет, рва…ый рукав, вырва…ый из тетради лист, лома…ый грош, слома…ый карандаш.

А сейчас посмотрите на доску и расшифруйте данную запись:

Люб … щий спорт – любить – 2 – я

Скач…щие всадники – скакать – 1 – у

Уважа…мый – уважать – 1 – е

Вид…мый – видеть – 2 – и

Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола. Исключение: двигать – движимый (чувством долга). Как мы определяем спряжение глагола? (Ответы учащихся) Давайте потренируемся.

И сила уму уступ…т.

Правда глаза кол…т.

Каши маслом не испорт…шь.

Знание побор..т тысячи

Задание 3. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, от которых образованы данные причастия.

Изуча…мый в школе, привоз…мый из-за границы, вер…щий людям, зна…щий истину, се….щий хлеб, легко дыш…щий, леч…щий врач, оберега…мый друзьями, едва слыш…мый звук, возобновля…мая беседа, омыва…мый водами океана, увлека…щийся музыкой, стро…щийся детский сад, бор…щийся сбурей, готов…щийся к экзамену, слыш…щиймя издали гул, знач…щийся в списке, сража…щийся храбро, пил…щие дерево рабочие, ненавид…щий ложь, щебеч…щие птицы, чару…щая сказка, грохоч…щий гром, пряч…щийся от дождя, кле…щий коробку малыш, добыва…мый уголь, леле…мый родителями сын, колебл…мый ветром

И завершим наш урок написанием небольшого диктанта, в котором встречаются изученные нами сегодня орфограммы.

Текст для диктанта

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и принялось за работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького че­ловечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; затем такая же полоса засветилась несколько ближе, пополз­ла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через лошадей, понес­лась навстречу другим полосам, и вдруг вся степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

VI. Итог урока.

Выполненные задания сдаются учителю.

- Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок. Выставляю оценки.

VII. Домашнее задание. Подготовить 25 слов для диктанта по изученной теме

Задание 2. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы.

Кипяче…ая вода, располож..…ый в городе, варе…ые в соле…ой воде овощи, хорошо изуч. …а, отча..…ый поступок, краш. …ый забор, краше…ые в розовый цвет волосы, покраше…ая дверь, рубашка отглаж. …а, подстриж. …ые усы, пече…ый картофель, запече…ая в яблоках утка, исписа…ый листок, писа…ая красавица, писа…ый масляными красками портрет, рва…ый рукав, вырва…ый из тетради лист, лома…ый грош, слома…ый карандаш.

Задание 3. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, от которых образованы данные причастия.

Изуча…мый в школе, привоз…мый из-за границы, вер…щий людям, зна…щий истину, се….щий хлеб, легко дыш…щий, леч…щий врач, оберега…мый друзьями, едва слыш…мый звук, возобновля…мая беседа, омыва…мый водами океана, увлека…щийся музыкой, стро…щийся детский сад, бор…щийся сбурей, готов…щийся к экзамену, слыш…щиймя издали гул, знач…щийся в списке, сража…щийся храбро, пил…щие дерево рабочие, ненавид…щий ложь, щебеч…щие птицы, чару…щая сказка, грохоч…щий гром, пряч…щийся от дождя, кле…щий коробку малыш, добыва…мый уголь, леле…мый родителями сын, колебл…мый ветром

Задание 2. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы.

Кипяче…ая вода, располож..…ый в городе, варе…ые в соле…ой воде овощи, хорошо изуч. …а, отча..…ый поступок, краш. …ый забор, краше…ые в розовый цвет волосы, покраше…ая дверь, рубашка отглаж. …а, подстриж. …ые усы, пече…ый картофель, запече…ая в яблоках утка, исписа…ый листок, писа…ая красавица, писа…ый масляными красками портрет, рва…ый рукав, вырва…ый из тетради лист, лома…ый грош, слома…ый карандаш.

Задание 3. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, от которых образованы данные причастия.

Изуча…мый в школе, привоз…мый из-за границы, вер…щий людям, зна…щий истину, се….щий хлеб, легко дыш…щий, леч…щий врач, оберега…мый друзьями, едва слыш…мый звук, возобновля…мая беседа, омыва…мый водами океана, увлека…щийся музыкой, стро…щийся детский сад, бор…щийся сбурей, готов…щийся к экзамену, слыш…щиймя издали гул, знач…щийся в списке, сража…щийся храбро, пил…щие дерево рабочие, ненавид…щий ложь, щебеч…щие птицы, чару…щая сказка, грохоч…щий гром, пряч…щийся от дождя, кле…щий коробку малыш, добыва…мый уголь, леле…мый родителями сын, колебл…мый ветром

Задание 2. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы.

Кипяче…ая вода, располож..…ый в городе, варе…ые в соле…ой воде овощи, хорошо изуч. …а, отча..…ый поступок, краш. …ый забор, краше…ые в розовый цвет волосы, покраше…ая дверь, рубашка отглаж. …а, подстриж. …ые усы, пече…ый картофель, запече…ая в яблоках утка, исписа…ый листок, писа…ая красавица, писа…ый масляными красками портрет, рва…ый рукав, вырва…ый из тетради лист, лома…ый грош, слома…ый карандаш.

Задание 3. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, от которых образованы данные причастия.

Изуча…мый в школе, привоз…мый из-за границы, вер…щий людям, зна…щий истину, се….щий хлеб, легко дыш…щий, леч…щий врач, оберега…мый друзьями, едва слыш…мый звук, возобновля…мая беседа, омыва…мый водами океана, увлека…щийся музыкой, стро…щийся детский сад, бор…щийся сбурей, готов…щийся к экзамену, слыш…щиймя издали гул, знач…щийся в списке, сража…щийся храбро, пил…щие дерево рабочие, ненавид…щий ложь, щебеч…щие птицы, чару…щая сказка, грохоч…щий гром, пряч…щийся от дождя, кле…щий коробку малыш, добыва…мый уголь, леле…мый родителями сын, колебл…мый ветром

Задание 2. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы.

Кипяче…ая вода, располож..…ый в городе, варе…ые в соле…ой воде овощи, хорошо изуч. …а, отча..…ый поступок, краш. …ый забор, краше…ые в розовый цвет волосы, покраше…ая дверь, рубашка отглаж. …а, подстриж. …ые усы, пече…ый картофель, запече…ая в яблоках утка, исписа…ый листок, писа…ая красавица, писа…ый масляными красками портрет, рва…ый рукав, вырва…ый из тетради лист, лома…ый грош, слома…ый карандаш.

Задание 3. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, от которых образованы данные причастия.

Изуча…мый в школе, привоз…мый из-за границы, вер…щий людям, зна…щий истину, се….щий хлеб, легко дыш…щий, леч…щий врач, оберега…мый друзьями, едва слыш…мый звук, возобновля…мая беседа, омыва…мый водами океана, увлека…щийся музыкой, стро…щийся детский сад, бор…щийся сбурей, готов…щийся к экзамену, слыш…щиймя издали гул, знач…щийся в списке, сража…щийся храбро, пил…щие дерево рабочие, ненавид…щий ложь, щебеч…щие птицы, чару…щая сказка, грохоч…щий гром, пряч…щийся от дождя, кле…щий коробку малыш, добыва…мый уголь, леле…мый родителями сын, колебл…мый ветром

Цели урока: повторить материал по теме “Синтаксис и орфография”, правила с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания, обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания, знать о взаимосвязи синтаксиса и орфографии.

I. Проверка домашнего задания.

Один из учеников читает отредактированное письмо (упр. 448), класс рецензирует ответ, указывает недочёты.

II. Словарный диктант.

Микроэлемент, ассортимент, грандиозность, идеальный, классический, корректор, колоссальный, преемник, предшественник, перрон, мультимедийный, искусство, компьютер, представление, рессора, сканер, соотечественник, фейерверк, терраса, стратегия.

III. Фронтальный опрос.

— Что изучает синтаксис?

— Что изучает орфография?

— Как связаны синтаксис и орфография?

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 448 учащиеся вставляют орфограммы, вспоминают правило, на которое встретились орфограммы:

а) буквы еи в падежных окончаниях имён существительных;

б) безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

Рекомендации учителю: посоветуйте детям в случае затруднения обращаться к справочным материалам (основные буквенные орфограммы), данным на форзаце.

Учащиеся делают вывод о связи синтаксиса и орфографии.

2. Упр. 449 занимательного характера выполняют устно, исправляют ошибки в объявлениях.

Рекомендации учителю: уделите внимание лексическому значению слова коррекция, посоветуйте ученикам обратиться к толковому словарю в учебнике на с. 267, словарю иностранных слов (лат. correctio — исправление недостатков зрения).

3. Упр. 450 выполняют письменно, объясняют синтаксические условия выбора н/нн в наречиях и кратких причастиях.

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос как?) относится к глаголу — это наречие, в котором всегда пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово — сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н.

3) Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нём пишется столько н, сколько в полной форме.

4. Конструирование предложений.

Придумайте и запишите предложения с парами слов: сосредоточено — сосредоточенно, воспитана — воспитанна, оживлено — оживлённо.

5. Заполните таблицу 5—6 примерами н/нн в прилагательных, причастиях, наречиях.

6. Орфографическая диктовка.

Об этом праздничном весеннем дне; чуть-чуть колеблющийся тростник; солдат, рассказывающий о каком-то случае; по аллее, слегка усыпанной пожелтевшими листьями; нарядившиеся по-летнему девчата; из-под затухающего пламени костра; блистающие искорки серебристобелого инея; вследствие засухи; в течение недели; ввиду болезни; светит по-весеннему.

1. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

б) нестись вскач..

г) умчаться проч..

д) разжеч.. костёр

2. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё.

3. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

а) (по)другому пути

в) скажи(ка) об этом

г) (по)осеннему хмурое небо

д) относится (по)внимательнее

4. Найдите слова, в которых пишется одна буква н:

а) слушал сосредоточе..о

б) девочка умна и воспита..а

в) уставле..ая вазами

г) писа..ая красавица

д) игрушка слома..а ребёнком

5. В каких словосочетаниях не пишется слитно?

а) мусор (не)убран

б) (не)скошенная трава

в) (не)завершённая, а начатая работа

г) (не)решённая задача

д) написано ничуть (не)аккуратно

6. Найдите слова, которые пишутся раздельно:

а) (в)следствие дождей

б) подняться (в)верх

в) повесил (на)конец мачты

г) мог рассказать то(же) самое

д) шёл, (не)смотря по сторонам

7. В каком предложении пишется ни?

а) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

б) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.

в) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.

г) Н.. раз выходил он победителем из боя.

V. Домашнее задание: подготовиться к итоговому диктанту; выполнить упр. 453 (устно), упр. 452 (письменно).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: