Конспект урока легенда о матерях

Обновлено: 07.07.2024

- Недавно все отмечали День Матери: делали поделки, рисовали рисунки, писали письма, сочиняли стихи, оформляли газеты, приглашали мам и показывали для них концерт, дома старались им помочь по хозяйству…

- А ради чего всё это делалось ? (выслушать мнение детей)

- А всё ли вы знаете о жизни своих мам?

- А что такое легенда? (пока учитель выслушивает мнение учеников, один ученик находит объяснение в толковом словаре).

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)

- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

3. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Задание - работа с карандашом для всех учащихся

- подчеркнуть откуда у моряков сила.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери - не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

4. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

- Подтвердились ли ваши предположения?

5. Анализ произведения -

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

- Что сказано о жизни людей?

- Что узнали о стрелах счастья?

- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

- Что узнали о чайках?

- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

- Можно ли поступок матерей считать героическим?

- Как же надо относиться к нашим мамам?

- Какова главная мысль произведения?

6. Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Материнская молитва со дна моря достаёт.

- Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

7. Работа с иллюстрацией в книге и фотографиями на доске

- К какому эпизоду соответствует данные картины?

8. Отработка выразительного чтения в парах (последнего смыслового отрывка)

- Кого похвалил сосед за выразительное чтение?

9. Выбор качеств настоящего мужчины.

- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)

10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

А любить и во всём помогать своей мамочке?

Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Молодцы! Желаю всем терпения, взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

Информация для учителя

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАОУ Апрелевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок по литературному чтению

Иван Федорович Панькин

Разработала и провела:

учитель начальных классов

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;

• воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.

• работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.

• роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.

• вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.

• учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Оборудование и оформление доски:

1 Толковый словарь Ожегова

2. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)

4. Пословицы о матерях

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс

Урок чтения у нас!

И сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их.

И мы хотим гостей порадовать,
Чему нас учат, показать.
Ведь гости эти – наши мамы,
Они хотят о нас все знать.

-Сегодня у нас необычный урок-педагогическая мастерская, творческая мастерская слова.

-Давайте обратимся за помощью к нашему большому другу-толковому словарю под редакцией С .И. Ожегова и посмотрим, что такое мастерская. Кто напомнит, как правильно работать со словарём?

-Вспомним экскурсию в школьную мастерскую. Что вы там видели?

-А. что можно увидеть в мастерской художника?

- На нашем уроке: дощечки, гвозди, краски и холсты-это слова и предложения.

-МАМА…Вслушайтесь в это слово Повторяя движения губ матери, вы произнесли первое слово в своей жизни слово: МАМА. Пройдёт 10,15,50 лет забудутся в вашей памяти многие события, люди, встречи. Но, чтобы не пережил ты, вспоминая всегда будут возвращать вас в светлый мир вашего детства, к образу матери научившей вас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на которой вы родились и выросли и которая называется РОДИНОЙ.

О маме каждый человек помнит всегда. Даже в войну под пулями. Каждый солдат вспоминал свою маму.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет,

Тебя вспоминаю, такую родную
Такую хорошую-слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В народе живёт много хороших. Ласковых слов о матери.

В последний воскресный день ноября во многих странах празднуется день Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник.

Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.

- А что такое легенда? Где можно узнать значение слова? Куда можно обратиться? (Толковый словарь).

- Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа. Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

3.Словарная работа:

ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),

НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),

ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),

ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)

МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ? (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до 1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).

4. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Задание - работа с карандашом для всех учащихся

- подчеркнуть откуда у моряков сила.

5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

- Подтвердились ли ваши предположения?

6. Анализ произведения -

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

- Что сказано о жизни людей?

- Что узнали о стрелах счастья?

- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

- Что узнали о чайках?

- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

- Можно ли поступок матерей считать героическим?

- Как же надо относиться к нашим мамам?

7. Рефлексия.

Мы сегодня много говорили о высоком назначении женщины, о матери. Я думаю, что у каждого из вас сегодня чувство тепла, нежности переполнили вас. Скажите, часто ли вы признаетесь в любви своим матерям?

Запомните, от каждого нежного слова, каждого признания, поцелуя сердца ваших мам будут крепнуть, лица молодеть, а силы прибавляться. Помните об этом, дети!.

(Звучит отрывок из стихотворения)

Первое слово ребенок сказал – мама.
Вырос, солдатом пришел на вокзал, мама.
Вот он в атаке на дымную землю упал, мама.
Встал и пошел, и губами горящими к жизни припал, мама.
Люди, братья мои, берегите своих матерей.
Настоящая мать человеку дается однажды.

Сейчас, после всего сказанного, зачитайте свои сочинения в которых вы выразили свои чувства к маме.

Дети зачитывают свои сочинения о маме

8. Работа с пословицами в парах. (соединить начало пословицы с её окончанием)

Нет такого дружка, как родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Сердце матери греет лучше солнца.

Слепой щенок и тот к матери ползёт.

Материнская молитва со дна моря достанет.

- Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

9. Выбор качеств настоящего мужчины.

- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым….

10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

-Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

-А любить и во всём помогать своей мамочке?

-Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Молодцы! Желаю взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

11. Поэтическая минутка.

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.

Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходиться туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.

Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.

За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она — наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.

Чудесные подарки мы

На праздник маме дарим:

Воздушный красный шарик.

Ещё мы дарим песенку –

Пусть будет маме весело.

Никогда не станет большим, благородным человеком тот, кто с детства не умел быть хорошим сыном, нежной дочерью.

Подумайте только, как многим обязаны вы своей маме!

Сколько бессонных ночей провела она над твоей кроваткой, когда ты был малышом! Сколько забот отдала она тебе, пока ты подрос! Да и сейчас, наверное, ты ей стоишь немало труда. Ведь она готова пожертвовать всем, лишь бы тебе было хорошо.

А всегда ли вы цените её любовь к вам?[

- А я хочу обратиться к вам дети со словами стихотворения Расула Гамзатова:

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей сильнее мела
Выбелила косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Отдохнуть им очень нужно дать.
Вам наказ даю, напоминаю:
Дети мира, берегите мать!

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с новым разделом учебного пособия;

· работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы;

· вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

Развивающие:

  • развивать внимание к авторскому слову (выборочное чтение);
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения .

Воспитательные:

  • формирование представлений о добре и зле;
  • воспитывать любовь, нежность, чуткое отношение к матери.

Материально-техническое обеспечение урока:

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: Смешанный (первичное восприятие текста, беседа, работа с текстом произведения, самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы, итог урока, задание на дом).

Цель методическая: использование информационно-коммуникативных

технологий на уроках литературного чтения.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка: прочитать про себя, шёпотом, вслух, соблюдая интонацию, ласково.

Солнца ярче для меня – мама.

Мир и счастье для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама.

Зов летящих журавлей – мама!

В родниках чиста вода – мама.

В небе яркая звезда - мама!

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.

- Созвучно ли с тем, что объяснял Знаток?

- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

Словарная работа:

Сайды 6 – 12

Цель: подготовка к восприятию произведения.

ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),

НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),

ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),

ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)

МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до 1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).

4. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

- Я прочитаю начало этого произведения, а вы постарайтесь дать ответ на вопрос:

- Когда и где происходили описанные в легенде события?

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.

- Так, когда и где происходили описанные в легенде события?

(Описанные в легенде события происходили очень давно на побережье Черного моря.)

Задание - работа с карандашом для всех учащихся: подчеркнуть откуда у моряков сила. Цель: активизация мыслительной деятельности.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери - не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

– Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

Цель: создать условия для более точного понимания прочитанного и эмоциональной отзывчивости учащихся.

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

- Подтвердились ли ваши предположения?

6. Физкультминутка для глаз

7. Анализ произведения

- Какие главные герои в легенде? ( Матери, Нептун)

Задание: К какому герою какая музыка подходит?

Цель: конкретизировать понимание текста.

- Найдите в тексте как выглядел Нептун? (Иллюстрация на доске)

- Какие были матери? (Красивые, нестареющие)

- Что вы узнали о стрелах счастья? (Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля).

- Юноши все с трелы выпустили в море. Как Нептун отреагировал? (Разгневался. – Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он).

- Как поступили матери? ( Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям).

- Какая вторая угроза Нептуна? (– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!)

- Кто помог сыновьям? (Матери. Отдали дочерям Нептуна свою красоту. Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек).

- Какая третья угроза Нептуна? (– Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли,что на море нет дорог и тропинок.)

- Как помогли матери? ( – Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам. Отдали свет своих глаз звёздам)

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети садятся за парты)

9. Самостоятельная работа.

Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Перед каждым из вас лежат на столах рабочие листы, на которых даны тесты. В тестах представлено 3 вопроса. На каждый вопрос даны 3 ответа. Надо выбрать правильный ответ и в окошке напротив него поставить галочку. Но чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, I группа прочитает про себя 2 часть и даст по ней ответы, II группа прочитает 3 часть и ответит на поставленные вопросы в тестах, III группа поработает с 4 частью и соответствующими вопросами к ней.

Тест для I группы.
1.Угроза Нептуна.
а) Порву им руки.
б) Похороню в пучине.
в) На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
2.Решение женщин.
а) Отдали всю свою силу сыновьям.
б) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость
в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.
Тест для II группы.
1.Угроза Нептуна.
Похороню в пучине.
На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
Порву им руки.
2.Решение женщин.
а) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
б) Отдали всю свою силу сыновьям.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.

Тест для III группы.
1.Угроза Нептуна.
а) На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
б) Похороню в пучине.
в) Порву им руки.
2.Решение женщин.
а) Отдали всю свою силу сыновьям.
б) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.
10. Проверка самостоятельной работы.

Цель: составление схематического плана произведения.

Прослушаем ответы I группы.

- Какова была первая угроза Нептуна? (Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей.)

- Почему он собирался это сделать? (Нептун был разъярен: он был уверен в том, что люди никогда не решатся испытать свое счастье в море.)

- Какое решение приняли женщины? (Отдать силу сыновьям.)

- Почему матери так поступили? (Ради спасения своих детей они пожертвовали своей силой.)

- Расскажите о действиях сыновей. (Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и на побежали домой.)

- Что после этого стало с матерями юношей? (Они стали слабыми.)

- Почему нельзя смеяться над слабыми женщинами? (Потому что они отдали всю свою силу детям.)

Прослушаем ответы II группы.

- Чем теперь угрожал Нептун? (Порвать руки юношам.)

- Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна?

(Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей.)

- Каковы были действия сыновей?(Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.)

- Почему, встретив на улице некрасивую женщину, нельзя над ней смеяться?(Потому что надо помнить о том, что ради жизни и благополучия своих детей, она пожертвовала собственной красотой.)

Прослушаем ответы III группы.

- Какова же последняя угроза Нептуна? (Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно.)

- Какое решение приняли матери? (Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой.)

- Каковы были действия сыновей? (Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.)

На доске иллюстративный план легенды.

11. Обобщение.

Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)

На свете всё найдёшь,

кроме отца и матери.

Без отца – полсироты,

а без матери и вся сирота.

Нет такого дружка,

как родная матушка.

При солнышке тепло,

при матери добро.

Птица радуется весне,

а младенец матери.

со дна моря достаёт.

- Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

11. Итоги урока.

- Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

- Откуда у моряков взялась сила? (Моряки постоянно получали помощь своих матерей, именно поэтому они стали сильными, крепкими, непобедимыми. Матери моряков отдали ради спасения сыновей все лучшее, что у них было.)

- Можно ли поступок матерей назвать героическим? (Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.)

- Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас? (Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание) они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям.)

- Как мы должны относиться к маме? (Мы должны с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней, быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.)

- Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения. (Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)

- И закончить наш урок хочется словами:

Любите как святыню!

Любите крепче самого себя!

Она нам жизнь дала и воспитала.

ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА.

12. Рефлексия

-Что поучительного взяли для себя?

Кто обещает любить и во всём помогать своей мамочке?

13. Домашнее задание (разноуровневое).

1. Выразительное чтение отрывка.

2. Пересказ отрывка.

3. Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

•воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.

•работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.

•роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.

•вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.

•учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Оборудование и оформление доски:

1 Толковый словарь Ожегова

2. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)

4. Пословицы о матерях

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс

Урок чтения у нас!

И сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их.

И мы хотим гостей порадовать,
Чему нас учат, показать.
Ведь гости эти – наши мамы,
Они хотят о нас все знать.

-Сегодня у нас необычный урок-педагогическая мастерская, творческая мастерская слова.

-Давайте обратимся за помощью к нашему большому другу-толковому словарю под редакцией С .И. Ожегова и посмотрим, что такое мастерская. Кто напомнит, как правильно работать со словарём?

-Вспомним экскурсию в школьную мастерскую. Что вы там видели?

-А. что можно увидеть в мастерской художника?

- На нашем уроке: дощечки, гвозди, краски и холсты-это слова и предложения.

-МАМА…Вслушайтесь в это слово Повторяя движения губ матери, вы произнесли первое слово в своей жизни слово: МАМА. Пройдёт 10,15,50 лет забудутся в вашей памяти многие события, люди, встречи. Но, чтобы не пережил ты, вспоминая всегда будут возвращать вас в светлый мир вашего детства, к образу матери научившей вас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на которой вы родились и выросли и которая называется РОДИНОЙ.

О маме каждый человек помнит всегда. Даже в войну под пулями. Каждый солдат вспоминал свою маму.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет,

Тебя вспоминаю, такую родную
Такую хорошую-слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В народе живёт много хороших. Ласковых слов о матери.

В последний воскресный день ноября во многих странах празднуется день Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник.

Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.

- А что такое легенда? Где можно узнать значение слова? Куда можно обратиться? (Толковый словарь).

- Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа. Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

3.Словарная работа:

ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),

НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),

ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),

ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)

МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ? (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до 1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).

4. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Задание - работа с карандашом для всех учащихся

- подчеркнуть откуда у моряков сила.

5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

- Подтвердились ли ваши предположения?

6. Анализ произведения -

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

- Что сказано о жизни людей?

- Что узнали о стрелах счастья?

- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

- Что узнали о чайках?

- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

- Можно ли поступок матерей считать героическим?

- Как же надо относиться к нашим мамам?

7. Рефлексия.

Мы сегодня много говорили о высоком назначении женщины, о матери. Я думаю, что у каждого из вас сегодня чувство тепла, нежности переполнили вас. Скажите, часто ли вы признаетесь в любви своим матерям?

Запомните, от каждого нежного слова, каждого признания, поцелуя сердца ваших мам будут крепнуть, лица молодеть, а силы прибавляться. Помните об этом, дети!.

(Звучит отрывок из стихотворения)

Первое слово ребенок сказал – мама.
Вырос, солдатом пришел на вокзал, мама.
Вот он в атаке на дымную землю упал, мама.
Встал и пошел, и губами горящими к жизни припал, мама.
Люди, братья мои, берегите своих матерей.
Настоящая мать человеку дается однажды.

Сейчас, после всего сказанного, зачитайте свои сочинения в которых вы выразили свои чувства к маме.

Дети зачитывают свои сочинения о маме

8. Работа с пословицами в парах. (соединить начало пословицы с её окончанием)

Нет такого дружка, как родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Сердце матери греет лучше солнца.

Слепой щенок и тот к матери ползёт.

Материнская молитва со дна моря достанет.

- Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

9. Выбор качеств настоящего мужчины.

- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым….

10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

-Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

-А любить и во всём помогать своей мамочке?

-Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Читайте также: