Конспект экскурсии в природу родного края для любой возрастной группы доу
Обновлено: 07.07.2024
Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.
1. Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае
1. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы
1. Воспитывать уважительное отношение к истории Пермского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней
Предварительная работа:
-экскурсии с родителями по достопримечательностям Пермского края;
-рассматривание коллекции фотографий о Кунгурской Ледяной пещере, Хохловке и Музее ложек;
-оформление фотоэкспозиции "Мой Пермский край"
- дидактические и развивающие игры "Природа Урала", "Лесные жители", "Достопримечательности Перми и Пермского края" (по типу мемори)
- оформление в группе выставки "Изделия народных умельцев"
-составление картотеки "Подвижные игры народов Урала", изучение игр с детьми
- чтение книг и рассматривание иллюстраций о городе Перми
Оборудование:
- карта Пермского края
- презентация "Мой любимый край"
- магнитная доска, магнитики-флажки
- надувные шары количеству детей
-изделия народных умельцев (изделия из камня, бересты, лозы, дерева и т.д.)
- ложки из разных материалов
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель вносит в группу карту Пермского края, дети заинтересовываются картой, рассматривают.
Воспитатель :
- Покажите, где мы с вами живем? (на Урале)
-Ребята, как называется наш край? (Пермский край)
-Как называется город, в котором мы живем? (Пермь)
-Посмотрите, какой большой наш Пермский край, в нем очень много городов и деревень, сколько неизведанных мест он таит в себе, хотите отправится на экскурсию по Пермскому краю?
Ответы детей.
Я предлагаю один из самых быстрых видов транспорта - пассажирский вертолет
Слайд №1 - изображение вертолета
- Занимайте места в нашем вертолете (стульчики стоят полукругом перед экраном)Карту мы возьмем с собой, чтобы отследить наш маршрут движения.
Карта крепится на магнитную доску, один из детей отмечает флажком город Пермь
Слайд №2 - изображение города Перми сверху
Воспитатель: Мы пролетаем с вами над нашим городом, посмотрите, какой он красивый!
Я люблю родной свой город.
Он всегда красив и молод.
Не найти таких прекрасных
Улиц, парков, площадей.
И живет здесь очень много
Слайд №3 - изображение города Кунгура сверху (фото сделано во время фестиваля воздушных шаров, ежегодно проходящем в городе Кунгуре нашего края)
- Посмотрите, к какому городу нашего Пермского края мы подлетаем?
-Какие молодцы! Как вы догадались?
Дети рассказывают о фестивале, так как многие ездили туда с родителями. Давайте, посмотрим, а вы справитесь с воздушными шарами?
Разминка "Шарик"
Дети берут надувные шарики и стараются удержать их в воздухе с помощью воздушной струи, не задевая шарик руками.
После разминки садятся на места.
- А какая еще достопримечательность есть в городе Кунгуре, о которой знают не только в России, но и за границей?
Ответы детей ( Кунгурская ледяная пещера)
Слайд №4 - изображение Кунгурской ледяной пещеры
Слайд №5 - фото из Кунгурской ледяной пещеры
Воспитатель:
-Посмотрите, ребята, это настоящее подземное царство. Как сказочно и красиво в этом царстве. Очень многие люди приезжают издалека, чтобы посмотреть на это чудо. Пещеру называют жемчужиной Урала. Кто из вас уже побывал в Кунгурской ледяной пещере?
Дети делятся своими впечатлениями. Отмечают на карте город Кунгур флажком.
- Нам надо отправляться дальше.
Слайд №6 - изображение смешанного леса сверху
Воспитатель:
-Посмотрите, под нами простираются бескрайние леса. Скажите, какой это лес?
Дети рассматривают картинку, обсуждают. Подводится итог, что лес смешанный.
- Какие деревья могут расти в уральских лесах7
- Какие животные обитают здесь?
Отмечаются дети, которые наиболее активные.
Слайд №7 - изображение деревни сверху
Воспитатель:
- Смотрите, впереди виднеется деревня, нам надо сделать остановку и отдохнуть.
Дети встают со стульев.
Слайд №8 - фото Музея под открытым небом - Хохловка
Воспитатель:
- Эта деревня называется Хохловка, она очень старинная. Посмотрите, какие здесь красивые, старые дома, в них когда-то жили люди. А сейчас это музей под открытым небом, сюда тоже приезжает много людей, чтобы посмотреть на эту красоту. Люди в старину занимались различными ремеслами. Какие народные ремесла вы знаете?
Дети подходят к стенду с различными изделиями народных ремесел, выбирают изделие и рассказывают о нем(в группе работает выставка изделий народных умельцев)
Воспитатель:
-А после работы люди всегда отдыхали- они пели песни, плясали и, конечно, играли.
Слайд №9 - изображение народных игр
-Вот и мы с вами поиграем в народную игру "Липкие пеньки"
Игра "Липкие пеньки"
Выбираются 4-5 "пеньков", они присаживаются на корточки на площадке в разных местах, широко расставив руки в стороны. Игроки стоят на одной стороне площадки, их задача - по сигналу ведущего, перебежать на другую сторону площадки. "Пеньки" не дают это сделать, осаливая руками игроков. Передвигаться пенькам нельзя, а руками крутить в разные стороны можно. Осаленные игроки становятся "пеньками".
Воспитатель:
-Давайте отправимся дальше, вы увидите еще мастерство народных умельцев.
Дети отмечают флажком на карте Хохловку и садятся на места.
Слайд №10 - изображение поселка Нытва сверху.
- Мы подлетаем с вами к поселку Нытва. Этот поселок знаменит тем, что здесь изготавливают ложки. Ложки обычные и необычные, деревянные и металлические, простые и резные.
Слайд №11 - фото из Музея ложки п. Нытва
Дети рассматривают коллекцию фотографий различных ложек из Музея.
Детям демонстрируются ложки, изготовленные из разных материалов(деревянные, металлические, алюминиевые и т.д.)
Воспитатель:
-Время уже много и нам пора отправляться в детский сад.
Дети отмечают флажком поселок на карте.
Слайд №12 - фото реки Кама
Воспитатель:
-Ребята, мы возвращаемся в детский сад и летим через большую и красивую реку, кто помнит, как называется эта река? (река Кама)
Ответы детей. Один или два ребенка рассказывают о реке.
Слайд №13- изображение вертолета
Воспитатель:
-Вам понравилась экскурсия на вертолете по Пермскому краю? Что больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель благодарит детей за активность, проявленное дружелюбие.
Стихотворение взято с сайта maam . ru сайт для воспитателей
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Полный текст материала Конспект НОД "Экскурсия по родному краю" подготовительная группа смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
0
2 Юрьевна4453 • 15:13, 24.02.2015
0
1 Natanetta • 18:58, 23.02.2015
Очень понравился ваш проект! Замечательно, что вы воспитываете в детях патриотизм, любовь к своему краю и привлекаете к этому родителей.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.
Задачи: Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка) :
-Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;
-Формировать навыки поведения в природе.
-Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение узнавать и называть деревья на экологической тропе.
-Расширить и пополнить знания съедобных и несъедобных грибах.
-Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :
-Развивать эстетическое восприятие.
Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению родного края, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы
Планируемый результат: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, задает вопросы; пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно - следственными связями (как? почему? Зачем, владеет начальными знаниями о себе, природном, социальном и культурном мире, в котором живет.
Средства, оборудование, материалы: игрушка или изображение птицы сорока, конверт с письмом, маршрутная карта экологической тропы
Музыкально-литературные: технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: раздаточные материалы:
Беседа перед экскурсией (проводится в групповом помещении, перед прогулкой).
- Что такое тропа?
- А что такое экологическая тропа?
- Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа : растения, насекомые птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной (летом, осенью, зимой) и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.
- Ну, что хотите пройти по экологической тропинке?
- Молодцы. Правила поведения вспомнили.
- Ходить нужно только по тропинкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.
- Если кто -то идет на встречу, нужно уступить дорогу, но не надо вставать на газон.
- Если увидишь мусор, нужно подобрать его.
- Нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев.
Дети с воспитателем выходят на улицу.
- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?
- Сорока прилетела с письмом. Давайте, прочитаем, что же здесь написано:
- Ну что ребята, отправимся в путешествие?
Воспитатель достает из конверта маршрутную карту экологической тропы и предлагает рассмотреть маршрут, обращая внимание на условные обозначения.
Где начинается наша экологическая тропинка, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Стоит на поляне,
В желтой кофточке,
В белом сарафане.
- Где растет береза на нашей экологической тропе? Давайте к ней подойдем и поздороваемся.
- Кто хочет померяться с ней силой?
Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле?
- Для чего дереву нужны корни?
- Какие части дерева вы еще знаете?
- Что больше всего любят березы?
- Да, березы любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
- Береза самое распространенное дерево на всей Руси, ее можно встретить повсюду. Она украшает наши города, это очень красивое дерево. Много стихов и песен сложил про нее народ, и называют ее "Русская красавица". Это дерево - символ нашей Родины.
А теперь мы поиграем.
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения:
- Ребята, много песен есть о красоте берёзы, и мы знаем русский народный хоровод.
- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.
Наше путешествие продолжается и нам пора в путь.
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья.
Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!
Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. (На дороге стоит корзинка)
- А это что в корзине нам осень подарила?
- На какие две группы делятся все грибы?
- А почему вы не взяли грибы, оставшиеся на корзинке?
- Скажите, как они называются?
- Теперь, дети, расскажите, где надо искать съедобные грибы?
- Правильно, многие грибы получили свои названия от названий деревьев, под которыми они растут. В грибную пору сколько ни бродишь в лесу с корзинкой, всякий раз убеждаешься в одном и том же: настоящие грибы не броские, не любят выставлять себя напоказ. Их не вдруг и заметишь. Их надо искать, да еще как! Однако мало одного упорства, надо знать, где и какой гриб можно найти, ибо у каждого гриба свое место и своя стать. Иные набираются сил в негустой траве у просек и заброшенных лесных тропинок, на небольших осветленных полянках, в подлеске, возле обомшелого пня, в соседстве с теми или иными деревьями. Другие забираются подальше, в тенистое мелколесье, под густые навесы мохнатого ельничка, в узорчатую тень перистых папоротников.
- Посмотрите дети, сколько подарков нам дала природа: и ягоды, и грибы.
- А где они растут, отгадайте загадку:
Там морковка, там капуста,
Там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда друзья
Нам пускать никак нельзя.
- А что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли?
- Давайте вспомним, столько вкусных овощей растёт на огороде?
- И эти растения не могут жить без воды. А давайте теперь, будем его поливать.
Только поливать нужно внимательно.
Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет,
В лейку воду набираем
И на грядке поливаем…
- А теперь давайте отгадаем загадки и про огород:
В землю голову он спрятал,
Остры стрелы обнажил,
Если был бы он послаще,
Я бы с ним тогда дружил.
В середине сладенький.
Черных домиков полно.
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
Урожай собран, продолжать путь к конечной точке нашей экскурсии.
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
- Вот и закончилась наша прогулка! Давайте поблагодарим Лесовика за такую интересную экскурсию и Осень за её подарки несметные.
- А как называется то качество, когда всё отдают и ничего не жалеют?
- Значит, в осеннее время года природа очень щедра! Она для нас ничего не жалеет и заботится о нас. А как мы можем отблагодарить природу и позаботиться о ней?
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь взлетает мотыльком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Дети читают стихи:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать,
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!
В гармонии, дружбе
С природой будем жить.
Давайте же будем
Ребята, у каждого из вас есть смайлики трех цветов: черный, серый и красный.
Если черный – экскурсия не понравилась, ничего интересного не было; если серый – иногда было интересно; а если красный – все понравилось.
Предложить детям отобразить свои впечатления в рисунке во второй половине дня.
Открытый просмотр прогулки по экологической тропе Цель: Обобщить знания детей об объектов экологической тропы Задачи: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической.
Прогулка по экологической тропе При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой.
4. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
- Беседы с детьми о нашем родном крае;
- Дети рассматривали карту и иллюстрации животного и растительного мира Орловской области;
- Д/и “Кто живёт в орловском полесье”
- Беседовали о профессии лесничего.
- Карта Орловской области;
- Иллюстрации животного и растительного мира;
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
Доброе утро солнцам и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)
Мотивация с сюрпризным моментом: появление воздушного шарика с письмом.
- Ой ребята, к нам ещё один гость, который задержался.
Это же шарик прилетел! Да он не простой! Посмотрим, что он нам принес?
Это письмо, прочитаем ее?
Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте дорогие дети!
Ребята, а кто из вас знает, кто такой лесовичок? Что он делает в лесу?
Дети: Это человек, который охраняет и бережет лес. Следит за порядком в лесу, ухаживает и помогает животным и птицам, попавшим в беду, подкармливает их в зимние стужи и морозы.
Воспитатель: Как же в этой ситуации поступить?
Физкультминутка (звуки леса)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто нас встречает? (Лесовичок.)
Лесовичок: Спасибо, ребята, что пришли ко мне на помощь.
Лесовичок: Посмотрите на эти фотографии и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправимся?
(Ответы детей: в Орловское полесье.)
- А как вы думаете, для чего он был создан?
Дети: Чтобы сберечь природу, где все растения и животные находятся под присмотром у человека.
- Орловское полесье – очень красивое место. Там есть сосновые боры, березовые рощи, тихие озера, лесные ручейки. Природа Орловского полесья привлекательна в любое время года.
- Я приглашаю вас в национальный парк - Орловское полесье. У входа в парк Орловское полесье стоит статуя девушки, которая как бы приглашает всех людей зайти в парк и полюбоваться его красотой, а из-за спины у неё выглядывает доверчивый оленёнок, который надеется, что гости парка никого не обидят.
А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
(Ответ детей: не ломать ветки деревьев; не оставлять в лесу мусор; нельзя убивать насекомых; бережно относится к диким птицам и животным и т.д.)
В национальном парке люди посадили редкие растения, собрали редких животных, чтобы люди помнили о них, заботились и любовались.
- А каких животных и птиц из Орловского полесья вы знаете? (Зубр, Медведь, Страус- краткий рассказ детей по схеме.)
Ребята давайте сейчас поможем лесовичоку вернуть животных?
Дидактическая игра “Кто живёт в орловском полесье”
Цель: Уточнить и обобщить знания детей о животных, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к животным. картинки с изображением животных, дети должны выбрать тех животных, которые в Орловском Полесье живут и прикрепить к картинке.
Молодцы, вы всех нашли правильно. Теперь можем идти дальше.
Дети подходят к дереву.
- Что это за дерево? (Ель.)
Возле него стоит шкатулка из бересты.
Воспитатель: Ребята, вот шкатулка. Это Старичок-Лесовичок приготовил нам сюрприз. Давайте посмотрим, что там внутри.
Педагог открывает шкатулку. В ней лежат шишки с приколотыми к ним загадками.
– Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать.
1. В белом сарафане встали на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
3. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)
4. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит. (Крапива.)
(Дети отгадывают загадки.)
– Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете деревья и растения которые растут в Орловском полесье.
Воспитатель: А теперь, ребята отгадайте загадку:
Любит морковку. (Заяц.)
- Давайте сядем за столы и сделаем зайчика, чтобы лесовичок отнёс его в Орловское полесье.
(Дети делают зайчика.)
-А теперь давайте положим зайчиков в корзинку.
- Ребята! Помогли мы?
Воспитатель: Жаль, нам пора возвращаться в группу давайте скажем лесовичку: Спасибо и до свидания.
Лесовичок: До свидания!
Воспитатель: Закрываем глаза и произнесем волшебные слова: (звучит пение птиц)
В ладоши хлопнем.
Дружно за руки возьмёмся.
В садик нам всем возвращаться пора.
Окрываем глаза. (Птицы перестают петь.)
Воспитатель подводит итог:
- Вот мы и вернулись друзья, Вам понравилось?
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Орловском полесье.)
- Вы знаете какое-нибуть стихотворение?
Стихотворение (раск. реб)
Край родной, Орловское полесье,
Ты же наша гордость и краса!
Высоко взметнулись в поднебесье
Стройные могучие леса.
- Что вам запомнилось больше всего, о чем вы расскажете своим родным дома?
Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края. Задачи: Образовательные: Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивающие: Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание. Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе родного края. - Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
в подготовительной группе
воспитатель Меликова Альбина Гаджимурад
образование: среднее специальное,
не оконченное высшее
категория – 1 квалификационная категория.
Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края.
Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М.М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Ход занятия: ( Музыкальное приветствие)
Я здороваюсь везде
Дома и на улице
Даже здравствуй говорю
Я соседской курице
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй вольный ветерок
Мне здороваться не лень
Мне здороваться не лень
Воспитатель – Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
– Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете?
- Нет земли краше, чем Родина наша
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Береги землю любимую, как мать родимую.
Дети, как понимаете эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!"
Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".
- Как вы думаете ребята, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин? (рассуждения детей)
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топают)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (топают)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопают)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хлопают)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (топают)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (топают)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (хлопают)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хлопают)
Молодцы ребята! А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
И в лесу все очутились
Подойдите поближе, вот мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив зимний лес!
-Что мы видим в зимнем лесу? (Деревья)
-Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам)
-Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).
Ребята, а что будет, если не будет деревьев – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.
- Деревья первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, давайте слоложим деревья в наш ларец.
Отправляемся дальше, посмотрите ребята поляна и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие- то узоры. Как вы думаете что это?
(следы зверей), давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
-Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
-Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).
3) Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
-Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)
-А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж)
У волка – лисята, они живут в логове
У медведя – зайчата, они живут в норе
У белки – волчата, они живут в берлоге
У волка - бельчата они живут в дупле
У зайца - медвежата они живут в берлоге
У лисы – волчата они живут в дупле
Животные это второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, мы их сложим в наш ларец.
Ребята тихо, а чьи это голоса слышны? (звучит запись с голосами птиц)
-все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
-Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
-А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)
-Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, чайки, соловей
-Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, вороны, дятел, галки).
- Почему воробья назвали воробьём? (потому что, он воровал зерна, и люди кричали вора бей).
- Почему Сороку назвали сорокой ( потому что на ней белое перение похожее на сорочку).
А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц:
Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.
Описание игры: разделить детей на подгруппы. Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины с изображением перелётных птиц, а другой зимующих птиц и выложить у себя на столе.
Сала дам синичке.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
А как вы думаете ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку.
( так как зимой птицам холодно и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них. Вот наша кормушка, давайте добавим в неё корм, а когда пойдём на прогулку, то повесим нашу кормушку. Вы согласны?
Птицы, это третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, и их мы тоже положим в наш ларец.
Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова
Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
И в саду все очутились
Вот мы с вами вернулись в детский сад. Проходите, занимайте свои места.
Ребята, когда мы с вами были в лесу, я у вас спросила, какую пользу нам приносят деревья? Вы мне ответили (Предают красоту, чистый воздух, укрытие от солнца, древесину). А сейчас я предлагаю вам по-ближе познакомиться с древесинной.
Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.
Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете что это? (древесина, камень). Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он? ( тяжелый, холодный), а теперь давайте рассмотрим древесину? Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая). А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет), а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет), значит древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из древесины. Ребята мы с вами проверили, что древесина не тонет, но древесина легко горит. Поэтому в лесу нельзя разводить костры, а что ещё нельзя делать в лесу: нельзя сорить на природе, нельзя разрушать гнезда, нельзя ломать ветки, нельзя пугать птиц и зверей, нельзя шуметь. Правильно ребята, необходимо бережно к ним относится.
Ребята мы сегодня с вами были в лесу. Что мы делали в лесу? ( знакомились с сокровищами леса), С какими сокровищами леса сегодня с вами познакомились? ( Деревьями, животными, птицами).
Сегодня наш ларец наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш ларец другими сокровищами. А так как природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача - беречь её.
Наше занятие подходит к концу, кто-нибудь, из вас может рассказать стихотворение о природе родного края?
Читайте также: