Конспект экскурсии в природу родного края для любой возрастной группы доу

Обновлено: 07.07.2024

Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.

1. Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае

1. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы

1. Воспитывать уважительное отношение к истории Пермского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней

Предварительная работа:

-экскурсии с родителями по достопримечательностям Пермского края;

-рассматривание коллекции фотографий о Кунгурской Ледяной пещере, Хохловке и Музее ложек;

-оформление фотоэкспозиции "Мой Пермский край"

- дидактические и развивающие игры "Природа Урала", "Лесные жители", "Достопримечательности Перми и Пермского края" (по типу мемори)

- оформление в группе выставки "Изделия народных умельцев"

-составление картотеки "Подвижные игры народов Урала", изучение игр с детьми

- чтение книг и рассматривание иллюстраций о городе Перми

Оборудование:

- карта Пермского края

- презентация "Мой любимый край"

- магнитная доска, магнитики-флажки

- надувные шары количеству детей

-изделия народных умельцев (изделия из камня, бересты, лозы, дерева и т.д.)

- ложки из разных материалов

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель вносит в группу карту Пермского края, дети заинтересовываются картой, рассматривают.

Воспитатель :

- Покажите, где мы с вами живем? (на Урале)

-Ребята, как называется наш край? (Пермский край)

-Как называется город, в котором мы живем? (Пермь)

-Посмотрите, какой большой наш Пермский край, в нем очень много городов и деревень, сколько неизведанных мест он таит в себе, хотите отправится на экскурсию по Пермскому краю?

Ответы детей.

Я предлагаю один из самых быстрых видов транспорта - пассажирский вертолет

Слайд №1 - изображение вертолета

- Занимайте места в нашем вертолете (стульчики стоят полукругом перед экраном)Карту мы возьмем с собой, чтобы отследить наш маршрут движения.

Карта крепится на магнитную доску, один из детей отмечает флажком город Пермь

Слайд №2 - изображение города Перми сверху

Воспитатель: Мы пролетаем с вами над нашим городом, посмотрите, какой он красивый!

Я люблю родной свой город.

Он всегда красив и молод.

Не найти таких прекрасных

Улиц, парков, площадей.

И живет здесь очень много

Слайд №3 - изображение города Кунгура сверху (фото сделано во время фестиваля воздушных шаров, ежегодно проходящем в городе Кунгуре нашего края)

- Посмотрите, к какому городу нашего Пермского края мы подлетаем?

-Какие молодцы! Как вы догадались?

Дети рассказывают о фестивале, так как многие ездили туда с родителями. Давайте, посмотрим, а вы справитесь с воздушными шарами?

Разминка "Шарик"

Дети берут надувные шарики и стараются удержать их в воздухе с помощью воздушной струи, не задевая шарик руками.

После разминки садятся на места.

- А какая еще достопримечательность есть в городе Кунгуре, о которой знают не только в России, но и за границей?

Ответы детей ( Кунгурская ледяная пещера)

Слайд №4 - изображение Кунгурской ледяной пещеры

Слайд №5 - фото из Кунгурской ледяной пещеры

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, это настоящее подземное царство. Как сказочно и красиво в этом царстве. Очень многие люди приезжают издалека, чтобы посмотреть на это чудо. Пещеру называют жемчужиной Урала. Кто из вас уже побывал в Кунгурской ледяной пещере?

Дети делятся своими впечатлениями. Отмечают на карте город Кунгур флажком.

- Нам надо отправляться дальше.

Слайд №6 - изображение смешанного леса сверху

Воспитатель:

-Посмотрите, под нами простираются бескрайние леса. Скажите, какой это лес?

Дети рассматривают картинку, обсуждают. Подводится итог, что лес смешанный.

- Какие деревья могут расти в уральских лесах7

- Какие животные обитают здесь?

Отмечаются дети, которые наиболее активные.

Слайд №7 - изображение деревни сверху

Воспитатель:

- Смотрите, впереди виднеется деревня, нам надо сделать остановку и отдохнуть.

Дети встают со стульев.

Слайд №8 - фото Музея под открытым небом - Хохловка

Воспитатель:

- Эта деревня называется Хохловка, она очень старинная. Посмотрите, какие здесь красивые, старые дома, в них когда-то жили люди. А сейчас это музей под открытым небом, сюда тоже приезжает много людей, чтобы посмотреть на эту красоту. Люди в старину занимались различными ремеслами. Какие народные ремесла вы знаете?

Дети подходят к стенду с различными изделиями народных ремесел, выбирают изделие и рассказывают о нем(в группе работает выставка изделий народных умельцев)

Воспитатель:

-А после работы люди всегда отдыхали- они пели песни, плясали и, конечно, играли.

Слайд №9 - изображение народных игр

-Вот и мы с вами поиграем в народную игру "Липкие пеньки"

Игра "Липкие пеньки"

Выбираются 4-5 "пеньков", они присаживаются на корточки на площадке в разных местах, широко расставив руки в стороны. Игроки стоят на одной стороне площадки, их задача - по сигналу ведущего, перебежать на другую сторону площадки. "Пеньки" не дают это сделать, осаливая руками игроков. Передвигаться пенькам нельзя, а руками крутить в разные стороны можно. Осаленные игроки становятся "пеньками".

Воспитатель:

-Давайте отправимся дальше, вы увидите еще мастерство народных умельцев.

Дети отмечают флажком на карте Хохловку и садятся на места.

Слайд №10 - изображение поселка Нытва сверху.

- Мы подлетаем с вами к поселку Нытва. Этот поселок знаменит тем, что здесь изготавливают ложки. Ложки обычные и необычные, деревянные и металлические, простые и резные.

Слайд №11 - фото из Музея ложки п. Нытва

Дети рассматривают коллекцию фотографий различных ложек из Музея.

Детям демонстрируются ложки, изготовленные из разных материалов(деревянные, металлические, алюминиевые и т.д.)

Воспитатель:

-Время уже много и нам пора отправляться в детский сад.

Дети отмечают флажком поселок на карте.

Слайд №12 - фото реки Кама

Воспитатель:

-Ребята, мы возвращаемся в детский сад и летим через большую и красивую реку, кто помнит, как называется эта река? (река Кама)

Ответы детей. Один или два ребенка рассказывают о реке.

Слайд №13- изображение вертолета

Воспитатель:

-Вам понравилась экскурсия на вертолете по Пермскому краю? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель благодарит детей за активность, проявленное дружелюбие.

Стихотворение взято с сайта maam . ru сайт для воспитателей


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Полный текст материала Конспект НОД "Экскурсия по родному краю" подготовительная группа смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0

2 Юрьевна4453 • 15:13, 24.02.2015

0

1 Natanetta • 18:58, 23.02.2015

Очень понравился ваш проект! Замечательно, что вы воспитываете в детях патриотизм, любовь к своему краю и привлекаете к этому родителей.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Задачи: Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка) :

-Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;

-Формировать навыки поведения в природе.

-Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение узнавать и называть деревья на экологической тропе.

-Расширить и пополнить знания съедобных и несъедобных грибах.

-Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :

-Развивать эстетическое восприятие.

Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению родного края, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы

Планируемый результат: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, задает вопросы; пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно - следственными связями (как? почему? Зачем, владеет начальными знаниями о себе, природном, социальном и культурном мире, в котором живет.

Средства, оборудование, материалы: игрушка или изображение птицы сорока, конверт с письмом, маршрутная карта экологической тропы

Музыкально-литературные: технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: раздаточные материалы:

Беседа перед экскурсией (проводится в групповом помещении, перед прогулкой).

- Что такое тропа?

- А что такое экологическая тропа?

- Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа : растения, насекомые птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной (летом, осенью, зимой) и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.

- Ну, что хотите пройти по экологической тропинке?

- Молодцы. Правила поведения вспомнили.

- Ходить нужно только по тропинкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.

- Если кто -то идет на встречу, нужно уступить дорогу, но не надо вставать на газон.

- Если увидишь мусор, нужно подобрать его.

- Нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев.

Дети с воспитателем выходят на улицу.

- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?

- Сорока прилетела с письмом. Давайте, прочитаем, что же здесь написано:

- Ну что ребята, отправимся в путешествие?

Воспитатель достает из конверта маршрутную карту экологической тропы и предлагает рассмотреть маршрут, обращая внимание на условные обозначения.

Где начинается наша экологическая тропинка, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Стоит на поляне,

В желтой кофточке,

В белом сарафане.

- Где растет береза на нашей экологической тропе? Давайте к ней подойдем и поздороваемся.

- Кто хочет померяться с ней силой?

Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

- Что её так крепко удерживает в земле?

- Для чего дереву нужны корни?

- Какие части дерева вы еще знаете?

- Что больше всего любят березы?

- Да, березы любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

- Береза самое распространенное дерево на всей Руси, ее можно встретить повсюду. Она украшает наши города, это очень красивое дерево. Много стихов и песен сложил про нее народ, и называют ее "Русская красавица". Это дерево - символ нашей Родины.

А теперь мы поиграем.

- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения:

- Ребята, много песен есть о красоте берёзы, и мы знаем русский народный хоровод.

- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.

Наше путешествие продолжается и нам пора в путь.

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья.

Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!

Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. (На дороге стоит корзинка)

- А это что в корзине нам осень подарила?

- На какие две группы делятся все грибы?

- А почему вы не взяли грибы, оставшиеся на корзинке?

- Скажите, как они называются?

- Теперь, дети, расскажите, где надо искать съедобные грибы?

- Правильно, многие грибы получили свои названия от названий деревьев, под которыми они растут. В грибную пору сколько ни бродишь в лесу с корзинкой, всякий раз убеждаешься в одном и том же: настоящие грибы не броские, не любят выставлять себя напоказ. Их не вдруг и заметишь. Их надо искать, да еще как! Однако мало одного упорства, надо знать, где и какой гриб можно найти, ибо у каждого гриба свое место и своя стать. Иные набираются сил в негустой траве у просек и заброшенных лесных тропинок, на небольших осветленных полянках, в подлеске, возле обомшелого пня, в соседстве с теми или иными деревьями. Другие забираются подальше, в тенистое мелколесье, под густые навесы мохнатого ельничка, в узорчатую тень перистых папоротников.

- Посмотрите дети, сколько подарков нам дала природа: и ягоды, и грибы.

- А где они растут, отгадайте загадку:

Там морковка, там капуста,

Там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда друзья

Нам пускать никак нельзя.

- А что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли?

- Давайте вспомним, столько вкусных овощей растёт на огороде?

- И эти растения не могут жить без воды. А давайте теперь, будем его поливать.

Только поливать нужно внимательно.

Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:

Дождик долго не идет,

В лейку воду набираем

И на грядке поливаем…

- А теперь давайте отгадаем загадки и про огород:

В землю голову он спрятал,

Остры стрелы обнажил,

Если был бы он послаще,

Я бы с ним тогда дружил.

В середине сладенький.

Черных домиков полно.

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

Урожай собран, продолжать путь к конечной точке нашей экскурсии.

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Вот и закончилась наша прогулка! Давайте поблагодарим Лесовика за такую интересную экскурсию и Осень за её подарки несметные.

- А как называется то качество, когда всё отдают и ничего не жалеют?

- Значит, в осеннее время года природа очень щедра! Она для нас ничего не жалеет и заботится о нас. А как мы можем отблагодарить природу и позаботиться о ней?

Жить в зелёном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь взлетает мотыльком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Дети читают стихи:

Будем лес любить, оберегать.

Будем взрослым в этом помогать,

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все навеки!

В гармонии, дружбе

С природой будем жить.

Давайте же будем

Ребята, у каждого из вас есть смайлики трех цветов: черный, серый и красный.

Если черный – экскурсия не понравилась, ничего интересного не было; если серый – иногда было интересно; а если красный – все понравилось.

Предложить детям отобразить свои впечатления в рисунке во второй половине дня.

Открытый просмотр прогулки по экологической тропе Цель: Обобщить знания детей об объектов экологической тропы Задачи: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической.

Прогулка по экологической тропе

Прогулка по экологической тропе При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой.

4. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.

- Беседы с детьми о нашем родном крае;

- Дети рассматривали карту и иллюстрации животного и растительного мира Орловской области;

- Д/и “Кто живёт в орловском полесье”

- Беседовали о профессии лесничего.

- Карта Орловской области;

- Иллюстрации животного и растительного мира;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцам и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)

Мотивация с сюрпризным моментом: появление воздушного шарика с письмом.

- Ой ребята, к нам ещё один гость, который задержался.

Это же шарик прилетел! Да он не простой! Посмотрим, что он нам принес?

Это письмо, прочитаем ее?

Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте дорогие дети!

Ребята, а кто из вас знает, кто такой лесовичок? Что он делает в лесу?

Дети: Это человек, который охраняет и бережет лес. Следит за порядком в лесу, ухаживает и помогает животным и птицам, попавшим в беду, подкармливает их в зимние стужи и морозы.

Воспитатель: Как же в этой ситуации поступить?

Физкультминутка (звуки леса)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто нас встречает? (Лесовичок.)

Лесовичок: Спасибо, ребята, что пришли ко мне на помощь.

Лесовичок: Посмотрите на эти фотографии и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправимся?

(Ответы детей: в Орловское полесье.)

- А как вы думаете, для чего он был создан?

Дети: Чтобы сберечь природу, где все растения и животные находятся под присмотром у человека.

- Орловское полесье – очень красивое место. Там есть сосновые боры, березовые рощи, тихие озера, лесные ручейки. Природа Орловского полесья привлекательна в любое время года.

- Я приглашаю вас в национальный парк - Орловское полесье. У входа в парк Орловское полесье стоит статуя девушки, которая как бы приглашает всех людей зайти в парк и полюбоваться его красотой, а из-за спины у неё выглядывает доверчивый оленёнок, который надеется, что гости парка никого не обидят.

А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

(Ответ детей: не ломать ветки деревьев; не оставлять в лесу мусор; нельзя убивать насекомых; бережно относится к диким птицам и животным и т.д.)

В национальном парке люди посадили редкие растения, собрали редких животных, чтобы люди помнили о них, заботились и любовались.

- А каких животных и птиц из Орловского полесья вы знаете? (Зубр, Медведь, Страус- краткий рассказ детей по схеме.)

Ребята давайте сейчас поможем лесовичоку вернуть животных?

Дидактическая игра “Кто живёт в орловском полесье”

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о животных, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к животным. картинки с изображением животных, дети должны выбрать тех животных, которые в Орловском Полесье живут и прикрепить к картинке.

Молодцы, вы всех нашли правильно. Теперь можем идти дальше.

Дети подходят к дереву.

- Что это за дерево? (Ель.)

Возле него стоит шкатулка из бересты.

Воспитатель: Ребята, вот шкатулка. Это Старичок-Лесовичок приготовил нам сюрприз. Давайте посмотрим, что там внутри.

Педагог открывает шкатулку. В ней лежат шишки с приколотыми к ним загадками.

– Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать.

1. В белом сарафане встали на поляне,

Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)

2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

3. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)

4. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит. (Крапива.)

(Дети отгадывают загадки.)

– Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете деревья и растения которые растут в Орловском полесье.

Воспитатель: А теперь, ребята отгадайте загадку:

Любит морковку. (Заяц.)

- Давайте сядем за столы и сделаем зайчика, чтобы лесовичок отнёс его в Орловское полесье.

(Дети делают зайчика.)

-А теперь давайте положим зайчиков в корзинку.

- Ребята! Помогли мы?

Воспитатель: Жаль, нам пора возвращаться в группу давайте скажем лесовичку: Спасибо и до свидания.

Лесовичок: До свидания!

Воспитатель: Закрываем глаза и произнесем волшебные слова: (звучит пение птиц)

В ладоши хлопнем.

Дружно за руки возьмёмся.

В садик нам всем возвращаться пора.

Окрываем глаза. (Птицы перестают петь.)

Воспитатель подводит итог:

- Вот мы и вернулись друзья, Вам понравилось?

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Орловском полесье.)

- Вы знаете какое-нибуть стихотворение?

Стихотворение (раск. реб)

Край родной, Орловское полесье,

Ты же наша гордость и краса!

Высоко взметнулись в поднебесье

Стройные могучие леса.

- Что вам запомнилось больше всего, о чем вы расскажете своим родным дома?

Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края. Задачи: Образовательные: Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивающие: Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание. Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе родного края. - Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

в подготовительной группе

воспитатель Меликова Альбина Гаджимурад

образование: среднее специальное,

не оконченное высшее

категория – 1 квалификационная категория.

Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края.

Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.

- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М.М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.

Ход занятия: ( Музыкальное приветствие)

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй маленький дубок

Здравствуй вольный ветерок

Мне здороваться не лень

Мне здороваться не лень

Воспитатель – Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

– Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете?

- Нет земли краше, чем Родина наша

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Береги землю любимую, как мать родимую.

Дети, как понимаете эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).

"Наша планета Земля

Очень щедра и богата,

Горы, леса, степи, поля-

Дом наш родимый, ребята!"

Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".

- Как вы думаете ребята, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин? (рассуждения детей)

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (топают)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топают)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (хлопают)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (хлопают)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (топают)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (топают)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (хлопают)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (хлопают)

Молодцы ребята! А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Один, два, три, четыре, пять

Надо глазки закрывать

И в лесу все очутились

Подойдите поближе, вот мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив зимний лес!

-Что мы видим в зимнем лесу? (Деревья)

-Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам)

-Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"

*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)

*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)

*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)

-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).

Ребята, а что будет, если не будет деревьев – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.

- Деревья первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, давайте слоложим деревья в наш ларец.

Отправляемся дальше, посмотрите ребята поляна и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие- то узоры. Как вы думаете что это?

(следы зверей), давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

-Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

-Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).

3) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

-Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)

-А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж)

У волка – лисята, они живут в логове

У медведя – зайчата, они живут в норе

У белки – волчата, они живут в берлоге

У волка - бельчата они живут в дупле

У зайца - медвежата они живут в берлоге

У лисы – волчата они живут в дупле

Животные это второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, мы их сложим в наш ларец.

Ребята тихо, а чьи это голоса слышны? (звучит запись с голосами птиц)

-все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)

-Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)

-А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)

-Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, чайки, соловей

-Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)

Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, вороны, дятел, галки).

- Почему воробья назвали воробьём? (потому что, он воровал зерна, и люди кричали вора бей).

- Почему Сороку назвали сорокой ( потому что на ней белое перение похожее на сорочку).

А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц:

Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.

Описание игры: разделить детей на подгруппы. Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины с изображением перелётных птиц, а другой зимующих птиц и выложить у себя на столе.

Сала дам синичке.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

А как вы думаете ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку.

( так как зимой птицам холодно и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них. Вот наша кормушка, давайте добавим в неё корм, а когда пойдём на прогулку, то повесим нашу кормушку. Вы согласны?

Птицы, это третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, и их мы тоже положим в наш ларец.

Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова

Один, два, три, четыре, пять

Надо глазки закрывать

И в саду все очутились

Вот мы с вами вернулись в детский сад. Проходите, занимайте свои места.

Ребята, когда мы с вами были в лесу, я у вас спросила, какую пользу нам приносят деревья? Вы мне ответили (Предают красоту, чистый воздух, укрытие от солнца, древесину). А сейчас я предлагаю вам по-ближе познакомиться с древесинной.

Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.

Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете что это? (древесина, камень). Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он? ( тяжелый, холодный), а теперь давайте рассмотрим древесину? Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая). А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет), а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет), значит древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из древесины. Ребята мы с вами проверили, что древесина не тонет, но древесина легко горит. Поэтому в лесу нельзя разводить костры, а что ещё нельзя делать в лесу: нельзя сорить на природе, нельзя разрушать гнезда, нельзя ломать ветки, нельзя пугать птиц и зверей, нельзя шуметь. Правильно ребята, необходимо бережно к ним относится.

Ребята мы сегодня с вами были в лесу. Что мы делали в лесу? ( знакомились с сокровищами леса), С какими сокровищами леса сегодня с вами познакомились? ( Деревьями, животными, птицами).

Сегодня наш ларец наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш ларец другими сокровищами. А так как природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача - беречь её.

Наше занятие подходит к концу, кто-нибудь, из вас может рассказать стихотворение о природе родного края?

Читайте также: