Личность конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Человек. Общество. Право.

Дата: 28.11.2015

Тема урока: Личность и общество

Цель урока: Познакомить с научными представлениями об уникальности человеческой личности, показать о влиянии социальных и природных условий на её формирование, роль и значение личности в обществе.

Задачи урока:

Образовательные: Выявить особенности развития общества на современном этапе. Охарактеризовать молодежные субкультуры.

Развивающие: развитие коммуникабельности и культуры общения, ориентирование на успех;

Воспитательные: воспитывать гуманизм, уважение к представителям человеческого общества, культуру поведения в обществе

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, проблемный, групповая работа

Тип урока: изучение нового материала

Организационный момент

Актуализация знаний

- Что такое личность?

-Как становятся личностью?

-Когда формируется личность?

Каждый человек - личность?

Проблема урока: Личностью рождаются или становятся?

Работа с терминами:

ИНДИВИД– единичный представитель человеческого рода (человек, как отдельная особь среди людей)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность (человек, как один из многих, но с учетом его личных особенностей: манера поведения, характер)

ЛИЧНОСТЬ - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств человека (человек с социально значимыми качествами)

http://multicourse.deploy.am.com.ua/public_html/img/user/modul_2/1/12.jpg

На формировании личности оказывают влияние социальная среда и обстоятельства жизни. Современные специалисты выделили три вида среды, которой оказывается человек

1) природно-географическая среда: (тяжелые природные условия жизни заставляют человека раскрыть все свои способности и наоборот)

2) общественная среда – (общество или социум), улица, школа, работа и т.д.

3) домашняя среда и обстоятельства жизни.

И еще самосовершенствование. Человек, не обладающий волей, стремлением к достижению цели, он деградирует. Главное – внутреннее желание измениться в лучшую сторону.

Работа с презентацией

Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов.

От возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает.

От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Работа в группах: ознакомится с раздаточным материалом, сделать анализ, и дать характеристику молодежной субкультуре:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Основы социологии

Глава: Личность и общество

Цель: понимать суть взаимодействия личности и общества в процессе в процессе выполнения личностью различных социальных ролей в процессе социализации.

Задачи урока:

познакомиться с понятиями индивид, личность, социализация, социальная роль и социальные конфликты.

развитие коммуникабельности и культуры общения, ориентирование на успех

воспитывать гуманизм, уважение к представителям человеческого общества, культуру поведения в обществе

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: комбинированный

Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.

Фронтальный опрос

Что вы понимаете под социальной структурой общества?

Расскажите вкратце о каждом структурном элементе общества:

- демографическая (демографический взрыв, демографическое возрождение, депопуляция)

Что вы понимаете под социальной мобильностью?

Объяснение нового материала

Индивид, индивидуальность, личность

ИНДИВИД– единичный представитель человеческого рода (человек, как отдельная особь среди людей)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность (человек, как один из многих, но с учетом его личных особенностей: манера поведения, характер)

ЛИЧНОСТЬ - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств человека (человек с социально значимыми качествами)

Работа с терминами по презентации

Какое значение вы вкладываете в понятия Индивид – Индивидуальность - Личность -----Социализация

Социализация и её виды

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе

1.Дотрудовая – охватывает периоды детства, отрочества и юности . Институты социализации здесь: семья,дошкола, школа, высшая школа.

2.Трудовая – охватывает весь период трудовой деятельности взрослого человека. Осн. институт социализации – трудовой коллектив.

3.Посттрудовая – охватывает период деятельности людей пожилого, пенсионного возраста. Институты социализации здесь коллективы пожилых, общю орг. и др.

Структура личности: социальный статус и социальная роль

Виды социальных ролей

Я В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ РОЛЯХ

Лет в десять, дома, со своими,

Ты носишь собственное имя.

Но чуть на улицу попал,

Ты это имя потерял.

Здесь нет имен, здесь носят клички.

А в школе? Тут свои привычки,

Большим тебя считают тут

И по фамилии зовут.

Итак, три звания, три роли:

В семье, на улице, и в школе.

Самоутверждение далеко не всегда осуществляется положительными качествами человека. Иногда люди проявляют грубость, жестокость и даже насилие, чтобы показать свое преимущество над другими. К счастью, хороших людей гораздо больше, чем плохих! (Айнагуль И.).

Успех - понятие социума. Достигая успеха, мы оказываемся на более высокой социальной ступени, являясь владельцами денег, власти, славы, признания, почёта, уважения и тому подобного.
Успех немедленно поднимает другого человека в наших глазах, гиперболизируя все его достоинства, словно увеличительное стекло. Поэтому тот, кто стоит ниже на социальную ступень, всегда травмирован психологически тем, что у другого человека есть то, чего нет у него. Он всегда уколот этим, что служит ему стимулом для развития честолюбия и амбиций, направленных на расширение своих возможностей в социуме, и позволяющих подниматься и подниматься вверх.
Чтение
притчи и ответы на вопросы дадут возможность учащимся проследить роль трудолюбия в достижении успеха.

Что помогло мужчине найти путь к своему успеху?

Как развивалась его карьера?

Какой вывод сделали вы, прочитав эту притчу?

Пожелания учащимся

УСПЕХ
Ирина Павлидис


Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека. Задачи урока: 1. Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении, принадлежности к царству животных. 2. Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать. 3. Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.

Содержимое разработки

Цель урока: Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении, принадлежности к царству животных.

Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.

Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека.

Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Урок-лекция (с элементами поиска и диспута).

1.Организация начала урока;

2 (3). проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 (2). подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация ЗУН);

4. изучение нового материала;

5. закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6. обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 (8). подведение итогов и результатов урока;

8 (7). задание на дом.

Организация проверки домашнего задания:

Б. Три-четыре учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках /компьютер/:

Положение человека системе органического мира - вставить пропущенные слова:

Подотряд Человекообразные обезьяны

Секция Высшие узконосые обезьяны

В это время с остальными учащимися организуется фронтальная беседа по следующим вопросам:

- какие существуют группы доказательств эволюционного происхождения человека?

- почёму человек является биосоциальным видом?

- в чём заключаются особенности дриопитеков как наиболее вероятных предков человека?

После этого происходит проверка выполненного задания на доске с использованием метода взаимопроверки.

Лекция учителя сопровождается заполнением схемы учителем, учащиеся конспектируют - полученный материал должен выглядеть следующим образом:

- масса тела 20-65 кг.

- ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела

- клыки небольшие, зубы расположены в виде широкой дуги

- масса мозга 450-550 гр.

- объём мозга 550 см 3

- стадный образ жизни

- способность к примитивной обработке орудий труда

В 1959 году на склоне кратера Нгоронгоро (плато Серенгети) в Олдовайском ущелье вместе с останками одного из австралопитеков (зинджантропа) были найдены кости посткриниального скелета, а в1960 году на том же месте - череп существа, значительно более близкого человеку, чем австралопитеки. Это существо назвали Homo habilis – Человек умелый (человек галечной культуры).

- масса головного мозга 650 грамм (до 775 грамм)

- первый палец стопы не отведён в сторону (морфологическая перестройка, связанная с прямохождением, полностью завершилась)

- концевые фаланги кисти короткие и плоские

- грубые галечные орудия

- вероятно использование огня

Столь же примитивные орудия найдены недавно в Горном Алтае и Якутии, их возраст до 1 млн. 400 тыс. лет. Если эти датировки подтвердятся и будут найдены скелетные останки, следует признать, что Человек умелый был широко распространён не только в Африке, но и в Азии.

Архантропы (древнейшие люди), Homo erectus /Человек выпрямленный/. Представителями являлись питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Средняя Европа), атлантроп (Алжир), телантроп (Южная Африка), олдовайский питекантроп (Центральная Африка).

- мощное развитие надбровного валика

- отсутствие настоящего подбородочного выступа

- низкий и покатый лоб

- масса головного мозга 800-1000 грамм

- объём мозга 900-1055 см 3

- средний рост 150-160 см. и выше

- развитая орудийная деятельность

- скорее всего, огонь поддерживали, но добывать сами не могли

- возникновение речи, основанной на трудовой деятельности и общественном образе жизни - даёт толчок развитию в прогрессивном направлении- выделении человечества из мира органической природы

Палеантропы (древние люди), Homo sapiens Neanderthalensis /Человек разумный/. Представителями являлись неандертальцы.

Учитель: Теперь, имея общий план описания эволюции человека, попробуйте самостоятельно найти информацию об этой группе людей, используя различные источники:

Репродуктивный уровень: использование учебника основ общей биологии.

А)- используя ресурсы Интернет, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;

Б)- используя научную литературу, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;

3. Исследовательский - сопоставить всю полученную информацию, сведя данные в единую таблицу.

(работа организуется в группах в зависимости от уровня знаний, при этом позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса).

- низкий скошенный лоб и затылок

- сплошной надглазничный валик

- большое лицо с широко расставленными глазами

- обычно слабое развитие подбородочного выступа

- крупные зубы, короткая массивная шея

- масса головного мозга 1500 гр.

- объём мозга 1200-1600 см 3 (причём сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением)

- способность к добыче и активному использованию огня

- первобытно- стадный образ жизни

- орудия-остроконечники и скребла- были более совершенными, чем примитивные обработанные гальки

Дополнительный материал:

Увеличение числа находок позволило выяснить, что неандертальцы - неоднородная группа. Неоднородность проявляется не только при сравнении неандертальцев, живших, например, но о. Ява, в Африке, Средней Азии или в Крыму, но и при сравнении многочисленных скелетов, обнаруженных в одном и том же месте. Возможно, существовало две главные дифференцированные расы:

Поздние неандертальцы - характеризовались описанными выше признаками (см. таблицу). Они имели мозг, в котором, как и у архантропов, форма лобных долей была клювовидной. Скелет имел крупные остистые отростки позвонков – свидетельство мощно развитой мускулатуры. Они очень небольшими (видимо, семейными) группами могли выжить и побеждать в борьбе за существование. В них как бы был воплощён чрезвычайно обычный эволюционный принцип мощного физического развития, приносящий успех группе в борьбе за существование.

Ранние неандертальцы - характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга – развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей – говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий от орды к возникновению общества. В группах этих неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных условий окружающей среды. Они оказались совершенно на ином эволюционном пути – выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60-50 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим и мы с вами, - Человека разумного – Homo Sapiens.

Учитель: Но о современных людях (неоантропы), представителем которых является кроманьонец, мы познакомимся на следующем уроке.

А теперь, обратив внимание на полученные таблицы, попробуйте ответить на вопросы:

1. Какие факторы (биологические или социальные) усиливали своё воздействие на эволюцию человека?

2. Что происходило с объёмом головного мозга человека, почему?

4. Можете ли вы сказать, что эволюция человека носила линейный характер? Какая, на ваш взгляд, из схем, полученных на доске, является наиболее точной?

Г ипотезы происхождения человека

ступенчатая скачкообразная

кроманьонец кроманьонец

( homo sapiens)


н еандерталец неандерталец

(homo neanderthalensis )



питекантроп (синантроп) питекантроп

ч еловек прямоходящий (homo erectus)

ч еловек умелый (homo habilis) человек умелый

а встралопитеки (Australopithecus) австралопитеки


дриопитеки дриопитеки

Домашнее задание: § 46.

Знать: стадии эволюции человека.

Уметь: характеризовать биологические и социальные особенности, а так же

направления эволюции представителей рода Homo.

Подведение итогов урока и рефлексия:

- Вам было интересно на уроке?

- Что нового для себя вы открыли?

- Как считаете, хорошо ли вы работали?

- Как можете оценить свою работу?

- Оценка работы учащихся учителем.


-75%


Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Тип урока: урок изучения нового.

Задачи урока:

Оборудование : учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013., презентация, карточки с заданиями.

Основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, наркомания, алкоголизм.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

  • Будем думать, анализировать.
  • Будем работать с учебником.
  • Будем строить кластер.
  • Будем выполнять задания.
  • Будем делать записи в тетради.

Речевая разминка.

II. Актуализация знаний

Организует беседа с учащимися по вопросам:

– Что такое социальные нормы? (Ответ. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.) (Слайд 1)

– Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?

(Ответ: способы регулирования поведения:

  1. дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  2. предписание – указание на требуемое действие.
  3. запрет – указание на действия, которые не следует совершать. (Слайд 2)

Задание. Определите, к какому виду социальных норм относится?

  1. Ставить елку на Новый год.
  2. Платить налоги государству.
  3. Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
  4. Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием.
  5. Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз.
  6. Отмечать 7 января Рождество, а на Пасху красить яйца и печь кулич.
  7. Переходить улицу нужно сначала посмотрев налево, а потом направо.
  8. Не ввозить наркотики в другие страны.
  9. Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  10. Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  11. Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.

– Как осуществляется социальный контроль?

– Какую роль в нем играют санкции?

— Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

– А, ЭТО поведение можно назвать социальной нормой? (Слайд 3)


— Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. (Слайд 4)

План

  1. Отклоняющееся поведение.
  2. Алкоголизм, наркомания.
  3. Причины отклоняющегося поведения.

— Каковы цели урока?

III. Изучение нового.

Работа с учебником. Учащиеся на протяжении урока составляют кластер.


ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

— Учёные изучали отклоняющееся поведение школьников. Они задавали пятиклассникам и десятиклассникам вопрос: Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди ваших сверстников? Ответы учащихся приведены в графическом виде.


— Сделайте выводы о результатах опроса.

— Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Свой ответ обоснуйте.

— Приведите свои различные при­меры отклоняющегося поведения.

  1. Перешел улицу на красный свет.
  2. Развел костер в неположенном месте.
  3. Публично оскорбил пожилого человека.
  4. Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.

Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы, характеризуя….

Про­явления отклоняющегося поведения:

  • на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)
  • малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)
  • на уровне государства (чиновник вымогает взятку)

Каковы последствия отклоняющегося поведения?

  • не причиняет вреда обществу
  • причиняет вред обществу
  • причиняет вред и человеку и обществу

2. Алкоголизм, наркомания.

  • Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм и наркомания.
  1. Как возникает алкоголизм?
  2. Какое влияние оказывает алкоголь на организм?
  • У подростков, молодых людей риск развития алкогольной за­висимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.
  • У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.
  • В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.

Любителям пива

Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.

  • У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем воз­расте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психи­ческими отклонениями повышается в 2—3 раза.
  • Эффективность лечения наркомании, даже с использовани­ем самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).

3. Причины отклоняющегося поведения.

  • Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.
  • Молодые люди переоценивают свою силу воли
  • Склонность к риску у молодёжи.
  • Нежелание отставать от других.
  • Неблагополучные семьи
  • Переоценка жизненных ценностей
  • Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.

III. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Социальные нормы, отклоняющееся поведение.

  • Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это ….
  • Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это ….
  • Как может проявляться отклоняющееся поведение?
  • Каковы последствия отклоняющегося поведения?
  • Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это ….
  • Почему люди так делают?

Задание 2. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ.

1. От павлина к свинье

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Задание 3. ПОПЫТАЙСЯ ПОСПОРИТЬ.

• Не обязательно становиться наркоманом, можно только попробовать и прекратить.

• Многие потребляют наркотики и ничего — живы.

• Пить да гулять, добра наживать (старинный тост).

• Нужно принять закон, запрещающий пьянство.

Задание 4. РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ.

IV. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия. У каждого ученика лист с двумя шкалами.


— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Читайте также: