Личность конспект урока 11 класс
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Человек. Общество. Право.
Дата: 28.11.2015
Тема урока: Личность и общество
Цель урока: Познакомить с научными представлениями об уникальности человеческой личности, показать о влиянии социальных и природных условий на её формирование, роль и значение личности в обществе.
Задачи урока:
Образовательные: Выявить особенности развития общества на современном этапе. Охарактеризовать молодежные субкультуры.
Развивающие: развитие коммуникабельности и культуры общения, ориентирование на успех;
Воспитательные: воспитывать гуманизм, уважение к представителям человеческого общества, культуру поведения в обществе
Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, проблемный, групповая работа
Тип урока: изучение нового материала
Организационный момент
Актуализация знаний
- Что такое личность?
-Как становятся личностью?
-Когда формируется личность?
Каждый человек - личность?
Проблема урока: Личностью рождаются или становятся?
Работа с терминами:
ИНДИВИД– единичный представитель человеческого рода (человек, как отдельная особь среди людей)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность (человек, как один из многих, но с учетом его личных особенностей: манера поведения, характер)
ЛИЧНОСТЬ - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств человека (человек с социально значимыми качествами)
На формировании личности оказывают влияние социальная среда и обстоятельства жизни. Современные специалисты выделили три вида среды, которой оказывается человек
1) природно-географическая среда: (тяжелые природные условия жизни заставляют человека раскрыть все свои способности и наоборот)
2) общественная среда – (общество или социум), улица, школа, работа и т.д.
3) домашняя среда и обстоятельства жизни.
И еще самосовершенствование. Человек, не обладающий волей, стремлением к достижению цели, он деградирует. Главное – внутреннее желание измениться в лучшую сторону.
Работа с презентацией
Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.
Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом.
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов.
От возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает.
От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.
Работа в группах: ознакомится с раздаточным материалом, сделать анализ, и дать характеристику молодежной субкультуре:
Раздел: Основы социологии
Глава: Личность и общество
Цель: понимать суть взаимодействия личности и общества в процессе в процессе выполнения личностью различных социальных ролей в процессе социализации.
Задачи урока:
познакомиться с понятиями индивид, личность, социализация, социальная роль и социальные конфликты.
развитие коммуникабельности и культуры общения, ориентирование на успех
воспитывать гуманизм, уважение к представителям человеческого общества, культуру поведения в обществе
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: комбинированный
Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.
Фронтальный опрос
Что вы понимаете под социальной структурой общества?
Расскажите вкратце о каждом структурном элементе общества:
- демографическая (демографический взрыв, демографическое возрождение, депопуляция)
Что вы понимаете под социальной мобильностью?
Объяснение нового материала
Индивид, индивидуальность, личность
ИНДИВИД– единичный представитель человеческого рода (человек, как отдельная особь среди людей)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность (человек, как один из многих, но с учетом его личных особенностей: манера поведения, характер)
ЛИЧНОСТЬ - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств человека (человек с социально значимыми качествами)
Работа с терминами по презентации
Какое значение вы вкладываете в понятия Индивид – Индивидуальность - Личность -----Социализация
Социализация и её виды
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе
1.Дотрудовая – охватывает периоды детства, отрочества и юности . Институты социализации здесь: семья,дошкола, школа, высшая школа.
2.Трудовая – охватывает весь период трудовой деятельности взрослого человека. Осн. институт социализации – трудовой коллектив.
3.Посттрудовая – охватывает период деятельности людей пожилого, пенсионного возраста. Институты социализации здесь коллективы пожилых, общю орг. и др.
Структура личности: социальный статус и социальная роль
Виды социальных ролей
Я В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ РОЛЯХ
Лет в десять, дома, со своими,
Ты носишь собственное имя.
Но чуть на улицу попал,
Ты это имя потерял.
Здесь нет имен, здесь носят клички.
А в школе? Тут свои привычки,
Большим тебя считают тут
И по фамилии зовут.
Итак, три звания, три роли:
В семье, на улице, и в школе.
Самоутверждение далеко не всегда осуществляется положительными качествами человека. Иногда люди проявляют грубость, жестокость и даже насилие, чтобы показать свое преимущество над другими. К счастью, хороших людей гораздо больше, чем плохих! (Айнагуль И.).
Успех - понятие социума. Достигая успеха, мы оказываемся на более высокой социальной ступени, являясь владельцами денег, власти, славы, признания, почёта, уважения и тому подобного.
Успех немедленно поднимает другого человека в наших глазах, гиперболизируя все его достоинства, словно увеличительное стекло. Поэтому тот, кто стоит ниже на социальную ступень, всегда травмирован психологически тем, что у другого человека есть то, чего нет у него. Он всегда уколот этим, что служит ему стимулом для развития честолюбия и амбиций, направленных на расширение своих возможностей в социуме, и позволяющих подниматься и подниматься вверх.
Чтение
притчи и ответы на вопросы дадут возможность учащимся проследить роль трудолюбия в достижении успеха.
Что помогло мужчине найти путь к своему успеху?
Как развивалась его карьера?
Какой вывод сделали вы, прочитав эту притчу?
Пожелания учащимся
УСПЕХ
Ирина Павлидис
Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека. Задачи урока: 1. Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении, принадлежности к царству животных. 2. Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать. 3. Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.
Содержимое разработки
Цель урока: Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении, принадлежности к царству животных.
Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.
Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека.
Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок-лекция (с элементами поиска и диспута).
1.Организация начала урока;
2 (3). проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 (2). подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация ЗУН);
4. изучение нового материала;
5. закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6. обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 (8). подведение итогов и результатов урока;
8 (7). задание на дом.
Организация проверки домашнего задания:
Б. Три-четыре учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках /компьютер/:
Положение человека системе органического мира - вставить пропущенные слова:
Подотряд Человекообразные обезьяны
Секция Высшие узконосые обезьяны
В это время с остальными учащимися организуется фронтальная беседа по следующим вопросам:
- какие существуют группы доказательств эволюционного происхождения человека?
- почёму человек является биосоциальным видом?
- в чём заключаются особенности дриопитеков как наиболее вероятных предков человека?
После этого происходит проверка выполненного задания на доске с использованием метода взаимопроверки.
Лекция учителя сопровождается заполнением схемы учителем, учащиеся конспектируют - полученный материал должен выглядеть следующим образом:
- масса тела 20-65 кг.
- ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела
- клыки небольшие, зубы расположены в виде широкой дуги
- масса мозга 450-550 гр.
- объём мозга 550 см 3
- стадный образ жизни
- способность к примитивной обработке орудий труда
В 1959 году на склоне кратера Нгоронгоро (плато Серенгети) в Олдовайском ущелье вместе с останками одного из австралопитеков (зинджантропа) были найдены кости посткриниального скелета, а в1960 году на том же месте - череп существа, значительно более близкого человеку, чем австралопитеки. Это существо назвали Homo habilis – Человек умелый (человек галечной культуры).
- масса головного мозга 650 грамм (до 775 грамм)
- первый палец стопы не отведён в сторону (морфологическая перестройка, связанная с прямохождением, полностью завершилась)
- концевые фаланги кисти короткие и плоские
- грубые галечные орудия
- вероятно использование огня
Столь же примитивные орудия найдены недавно в Горном Алтае и Якутии, их возраст до 1 млн. 400 тыс. лет. Если эти датировки подтвердятся и будут найдены скелетные останки, следует признать, что Человек умелый был широко распространён не только в Африке, но и в Азии.
Архантропы (древнейшие люди), Homo erectus /Человек выпрямленный/. Представителями являлись питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Средняя Европа), атлантроп (Алжир), телантроп (Южная Африка), олдовайский питекантроп (Центральная Африка).
- мощное развитие надбровного валика
- отсутствие настоящего подбородочного выступа
- низкий и покатый лоб
- масса головного мозга 800-1000 грамм
- объём мозга 900-1055 см 3
- средний рост 150-160 см. и выше
- развитая орудийная деятельность
- скорее всего, огонь поддерживали, но добывать сами не могли
- возникновение речи, основанной на трудовой деятельности и общественном образе жизни - даёт толчок развитию в прогрессивном направлении- выделении человечества из мира органической природы
Палеантропы (древние люди), Homo sapiens Neanderthalensis /Человек разумный/. Представителями являлись неандертальцы.
Учитель: Теперь, имея общий план описания эволюции человека, попробуйте самостоятельно найти информацию об этой группе людей, используя различные источники:
Репродуктивный уровень: использование учебника основ общей биологии.
А)- используя ресурсы Интернет, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;
Б)- используя научную литературу, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;
3. Исследовательский - сопоставить всю полученную информацию, сведя данные в единую таблицу.
(работа организуется в группах в зависимости от уровня знаний, при этом позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса).
- низкий скошенный лоб и затылок
- сплошной надглазничный валик
- большое лицо с широко расставленными глазами
- обычно слабое развитие подбородочного выступа
- крупные зубы, короткая массивная шея
- масса головного мозга 1500 гр.
- объём мозга 1200-1600 см 3 (причём сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением)
- способность к добыче и активному использованию огня
- первобытно- стадный образ жизни
- орудия-остроконечники и скребла- были более совершенными, чем примитивные обработанные гальки
Дополнительный материал:
Увеличение числа находок позволило выяснить, что неандертальцы - неоднородная группа. Неоднородность проявляется не только при сравнении неандертальцев, живших, например, но о. Ява, в Африке, Средней Азии или в Крыму, но и при сравнении многочисленных скелетов, обнаруженных в одном и том же месте. Возможно, существовало две главные дифференцированные расы:
Поздние неандертальцы - характеризовались описанными выше признаками (см. таблицу). Они имели мозг, в котором, как и у архантропов, форма лобных долей была клювовидной. Скелет имел крупные остистые отростки позвонков – свидетельство мощно развитой мускулатуры. Они очень небольшими (видимо, семейными) группами могли выжить и побеждать в борьбе за существование. В них как бы был воплощён чрезвычайно обычный эволюционный принцип мощного физического развития, приносящий успех группе в борьбе за существование.
Ранние неандертальцы - характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга – развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей – говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий от орды к возникновению общества. В группах этих неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных условий окружающей среды. Они оказались совершенно на ином эволюционном пути – выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60-50 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим и мы с вами, - Человека разумного – Homo Sapiens.
Учитель: Но о современных людях (неоантропы), представителем которых является кроманьонец, мы познакомимся на следующем уроке.
А теперь, обратив внимание на полученные таблицы, попробуйте ответить на вопросы:
1. Какие факторы (биологические или социальные) усиливали своё воздействие на эволюцию человека?
2. Что происходило с объёмом головного мозга человека, почему?
4. Можете ли вы сказать, что эволюция человека носила линейный характер? Какая, на ваш взгляд, из схем, полученных на доске, является наиболее точной?
Г ипотезы происхождения человека
ступенчатая скачкообразная
кроманьонец кроманьонец
( homo sapiens)
н еандерталец неандерталец
(homo neanderthalensis )
питекантроп (синантроп) питекантроп
ч еловек прямоходящий (homo erectus)
ч еловек умелый (homo habilis) человек умелый
а встралопитеки (Australopithecus) австралопитеки
дриопитеки дриопитеки
Домашнее задание: § 46.
Знать: стадии эволюции человека.
Уметь: характеризовать биологические и социальные особенности, а так же
направления эволюции представителей рода Homo.
Подведение итогов урока и рефлексия:
- Вам было интересно на уроке?
- Что нового для себя вы открыли?
- Как считаете, хорошо ли вы работали?
- Как можете оценить свою работу?
- Оценка работы учащихся учителем.
-75%
Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Тип урока: урок изучения нового.
Задачи урока:
Оборудование : учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013., презентация, карточки с заданиями.
Основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, наркомания, алкоголизм.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
- Будем думать, анализировать.
- Будем работать с учебником.
- Будем строить кластер.
- Будем выполнять задания.
- Будем делать записи в тетради.
Речевая разминка.
II. Актуализация знаний
Организует беседа с учащимися по вопросам:
– Что такое социальные нормы? (Ответ. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.) (Слайд 1)
– Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?
(Ответ: способы регулирования поведения:
- дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- предписание – указание на требуемое действие.
- запрет – указание на действия, которые не следует совершать. (Слайд 2)
Задание. Определите, к какому виду социальных норм относится?
- Ставить елку на Новый год.
- Платить налоги государству.
- Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
- Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием.
- Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз.
- Отмечать 7 января Рождество, а на Пасху красить яйца и печь кулич.
- Переходить улицу нужно сначала посмотрев налево, а потом направо.
- Не ввозить наркотики в другие страны.
- Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
- Нельзя играть со спичками и зажигалками.
- Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.
– Как осуществляется социальный контроль?
– Какую роль в нем играют санкции?
— Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
– А, ЭТО поведение можно назвать социальной нормой? (Слайд 3)
— Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. (Слайд 4)
План
- Отклоняющееся поведение.
- Алкоголизм, наркомания.
- Причины отклоняющегося поведения.
— Каковы цели урока?
III. Изучение нового.
Работа с учебником. Учащиеся на протяжении урока составляют кластер.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.
— Учёные изучали отклоняющееся поведение школьников. Они задавали пятиклассникам и десятиклассникам вопрос: Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди ваших сверстников? Ответы учащихся приведены в графическом виде.
— Сделайте выводы о результатах опроса.
— Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Свой ответ обоснуйте.
— Приведите свои различные примеры отклоняющегося поведения.
- Перешел улицу на красный свет.
- Развел костер в неположенном месте.
- Публично оскорбил пожилого человека.
- Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.
— Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы, характеризуя….
Проявления отклоняющегося поведения:
- на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)
- малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)
- на уровне государства (чиновник вымогает взятку)
Каковы последствия отклоняющегося поведения?
- не причиняет вреда обществу
- причиняет вред обществу
- причиняет вред и человеку и обществу
2. Алкоголизм, наркомания.
- Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм и наркомания.
- Как возникает алкоголизм?
- Какое влияние оказывает алкоголь на организм?
- У подростков, молодых людей риск развития алкогольной зависимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.
- У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.
- В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.
Любителям пива
Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.
- У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем возрасте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психическими отклонениями повышается в 2—3 раза.
- Эффективность лечения наркомании, даже с использованием самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).
3. Причины отклоняющегося поведения.
- Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.
- Молодые люди переоценивают свою силу воли
- Склонность к риску у молодёжи.
- Нежелание отставать от других.
- Неблагополучные семьи
- Переоценка жизненных ценностей
- Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.
III. Закрепление.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Социальные нормы, отклоняющееся поведение.
- Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это ….
- Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это ….
- Как может проявляться отклоняющееся поведение?
- Каковы последствия отклоняющегося поведения?
- Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это ….
- Почему люди так делают?
Задание 2. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ.
1. От павлина к свинье
Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.
Задание 3. ПОПЫТАЙСЯ ПОСПОРИТЬ.
• Не обязательно становиться наркоманом, можно только попробовать и прекратить.
• Многие потребляют наркотики и ничего — живы.
• Пить да гулять, добра наживать (старинный тост).
• Нужно принять закон, запрещающий пьянство.
Задание 4. РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ.
IV. Обобщение. Итог урока.
- Рефлексия. У каждого ученика лист с двумя шкалами.
— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Читайте также: