Чрезвычайные ситуации на дорогах конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: рассмотреть ситуации соблюдения правил дорожного движения, условия установки светофоров.

Задачи урока:

определить ситуации, в которых необходимо соблюдать правила дорожного движения;

рассмотреть опасности проведения игр на проезжей части дороги или около нее;

рассмотреть существующие виды светофоров и перекрестки на которых они устанавливаются;

сформировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения, внимательность и осмотрительность при их соблюдении;

развитие интереса к предмету ОБЖ;

развитие навыков индивидуальной работы и в группах;

отработка навыков работы с различными источниками информации;

отработка навыков публичного выступления.

Через улицу, мой друг,

Не беги на остановку.

Прежде осмотрись вокруг.

Жизнь дается только раз.

Не теряй её сейчас!

Ребята, мы с вами живем в современном мире, по улицам которого движутся машины, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров.

Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно- транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты, под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек.

Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы.

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек. Каждый десятый из них ребенок , 180 тысяч человек получают травмы.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяют сейчас серьезное внимание.

Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта- это наиболее частые нарушения правил дорожного движения.

А особо много их с участием детей.

А что же такое – Правила дорожного движения?

Чтобы знать правила дорожного движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко становятся виновниками несчастий.

А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колесами которых погибают дети! Некоторые водители после ДТП не в состоянии длительное время, а то и всю жизнь, водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой работой. Нередко водители автомобиля, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться, как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес травмы ни в чем не повинным людям.

Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим. Какую ошибку допустил ученик?

Ребята, дадим определение, что такое дорога.

Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади.

По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

Первый электрический светофор появился в США в 1914 году в Кливленде, а затем в Нью-Йорке и Чикаго. Управлялся он вручную и имел два цвета: зеленый и красный. Функции желтого сигнала выполнял предупредительный свисток полицейского.

В 30-е годы 20 в. во многих странах, в т.ч. в Москве, устанавливаются стрелочные светофоры.

В 20-е годы 20 в. на улицах Москвы появились первые светофоры семафорного типа для регулирования движения.

В 1930 г. был установлен отечественный трехцветный электрический светофор с ручным управлением, а автоматические светофоры появились у нас в 1968 году.

Говорит беспечный Петя:

-Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боиться,

А не я грузовика!

Отчего и почему

Должен путь ученик

Если может грузовик

(Показываю учащимся таблицы: зависимость тормозного пути от скорости и состояния дороги).

Физкультминутка

На дорогах России, как у большинства стран установлено правостороннее движение транспортных средств.

Движение бывает одностороннее и двустороннее. Об этом указывают дорожные знаки.

Давайте проверим, как вы знаете дорожные знаки.

Учащимся следует восстановить дорожный знак из разрезанных частей, назвать его и сказать какой группе дорожных знаков принадлежит восстановленный командой знак.

Правила для пешехода

Пешеход должен идти по тротуару или пешеходной дорожке, а при их отсутствии по обочине дороги;

При движении по краю проезжей части пешеход должен идти на встречу движения;

Пересекай проезжую часть по пешеходным переходам;

Строго подчиняйся сигналам светофора;

Не успев перейти улицу перед приближающимся транспортом, не мечись, а остановись и дай возможность водителю объехать тебя;

Будь внимательным и осторожным в ненастную погоду;

Не выходи с тротуара на проезжую часть дороги;

Сейчас вы получите проблемную ситуацию. Решение этой проблемы вам необходимо проиграть.

Вы едите на велосипеде. Вам нужно попасть в магазин, который находится на другой стороне дороги. Перед вами пешеходный переход. Ваши действия.

( Убедиться, что машины не мешают переходить дорогу, слезть с велосипеда и провести его по пешеходному переходу).

Вы вышли на своей остановке автобуса. Ваш дом находится на другой стороне улицы. Ваши действия.

(Никаких "обойду слева" "обойду справа" - только дождаться, пока автобус уедет, и тогда, убедившись, что нет опасности, переходить дорогу).

Ваша задача перейти проезжую часть, в том месте, где нет пешеходного перехода. Ваши действия.

( Посмотреть налево, потом направо, убедиться, что нет опасности, и переходить дорогу перпендикулярно к обочине, чтобы как можно меньше находиться на проезжей части).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторение опасных ситуаций, которые подстерегают нас на дорогах. Мы знаем, что вещи не бывают ни добрыми, ни злыми, ни опасными, ни безопасными. Такими их делает сам человек. На занятии ведётся разговор о том, как и когда автомобиль становится опасным. В конце занятия проводится коллективная работа, изготовление макета микрорайона. По готовому макету повторяют правила дорожного движения.

проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;

правил водителей велосипедов;

пользование общественным транспортом;

воспитывать у учащихся культуру поведения.

Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.

Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: кроссворд, дорожные знаки, бумажный светофор, набор букв для конкурса капитанов, карточки с вопросами, грамоты для награждения, музыкальное сопровождение.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя.

(На сцену выходят участники игры. У каждого участника на груди эмблема.)

Приветствие команд

Учитель: Позвольте вас познакомить с правилами игры.

1. За каждый правильный ответ команда получает зелёный кружок Светофорчика.

2. Если команда не сможет ответить, то слово предоставляется другой команде.

3. За дополнительные ответы – жёлтый кружок.

4. За нарушение порядка во время игры – красный кружок.

5.Та команда, которая наберёт больше зелёных и жёлтых кружков, победит.

II. Конкурсная программа.

Какая команда угадает больше дорожных знаков. За каждый правильно названный знак 1 балл.

Учитель. Инспекторам дорожного движения приходится выезжать на ДТП и разбираться в сложившейся ситуации. Вот и вам придется грамотно принять решение. Задача команды — в течение З минут разобраться в дорожной ситуации и принять правильное решение. (Командам раздаются конверты с заданием.)

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ответ: Три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.

Из автобуса вышли шесть человек, трое из них, пока автобус стоял на остановке, перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили правильно?

Ответ: Один. Правильно подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу.

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги, двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?

Ответ: Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.

Каждой команде раздаются карточки с кроссвордами.

Учитель: Данный конкурс заключается в том, какая команда быстрее разгадает кроссворд и узнает дорожный знак, обозначающий опасный участок дороги.

1. Бывает надземным, подземным, пешеходным. (переход)

2. Любая часть для движения по улице, проспекту. (дорога)

З. Специальное место для ожидания общественного транспорта. (остановка)

4. Любимое транспортное средство, водителем которого вы можете стать. (велосипед)

5. Кто управляет движение машин и пешеходов? (регулировщик)

6. Человек, идущий по дороге. (пешеход)

7. Бывает железнодорожным, воздушным, водным, сухопутным. (транспорт)


Игра со зрителями.

Вам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:

На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)

Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед.)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем.)

Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед.)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету.)

На чем летал старик Хоттабыч? (Ковер-самолет.)

Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа.)

На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд.)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ним комарики…

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

Кто путешествовал в мультфильме "Чунга-Чанга"? (Кораблик.)

На чем катался Кай? (На санках.)

На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре.)

В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке.)

При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (Повозка.)

На чем перебиралась Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете.)

На спинку стула прикрепить три шарика: красный, жёлтый, зелёный.

Если ученик попал в зелёный шарик, то он удачно перешёл дорогу, и получает 1 очко.

Если в красный, то выбывает из игры.

Если в жёлтый, то получает право бросить ещё раз.

(Все вопросы оформлены в виде билетов, каждому участнику команды предоставляется возможность ответить на вопрос)

В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, жёлтый, зелёный)

Что обозначает красный свет светофора? (стоп)

Что обозначает жёлтый свет светофора? (внимание, приготовься к пути)

Что такое зебра? (это пешеходный переход)

С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет)

Где могут ездить велосипедисты? (по специально отведённой для них велосипедной дорожке)

Как нужно двигаться по загородной дороге? (по обочине, навстречу идущему транспорту, тогда издали увидишь машину)

Как нужно обходить автобус? (Только сзади, а ещё лучше подождать, когда он уедет)

Что такое перекрёсток? (это пересечение улиц)

Как регулируется движение на перекрёстке? (светофором, а если он сломался, то регулировщиком)

Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, речной или морской)

Как нужно вести себя в транспорте? (громко не разговаривать, не кричать, не толкаться, уступать место старшим и обязательно оплачивать проезд).

6 конкурс. Конкурс капитанов.

Прошу капитанов команды выйти на середину зала.

(Капитаны получают плакаты из букв, на которых написано “Уважайте светофор”, но буквы перепутаны

Учитель: Пока у нас жюри подводит итоги прошедших конкурсов. Послушайте частушки.

Красный свет — сигнал тревоги

В светофоровых глазах.

Не ходите по дороге,

Оставайтесь на местах.

Даже если вы спешите

На работу иль в кино,

Подождите все равно!

С площадей и перекрестков

На меня глядит в упор,

С виду грозный и серьезный,

Очень важный светофор!

Чтобы вдруг не оказаться

У машины на пути,

Нам автобус и троллейбус

Слева нужно обойти.

Я иду по тротуару,

Здесь машинам нет пути!

Ну а знаки мне расскажут,

Где дорогу перейти!

Просто все, скажу я вам,

Только выполнять их нам

Нужно очень строго!

Чья команда отгадает больше, та и получает больше баллов. Каждая отгаданная загадка 1 балл.

На двух колесах я качу

Двумя педалями верчу. (Велосипед)

Что за белые полоски

Видим мы на перекрестке. (Переход)

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда.

И подскажут и помогут

Говорящие цвета. (Светофор)

Среди нив петляя,

Без конца и края.

Ни в клубок смотать. (Дорога.)

Посмотри силач какой

На ходу одной рукой.

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Два брата убегают,

Наш приятель тут как тут -

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка

По дорожке той ползёт,

Весь обоз одна везёт.

В два ряда дома

Вдоль дороги стоят

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица)

Мы машины нужные,

На помощь нас зови.

У нас на дверце боковой

III. Подведение итогов игры.

Учитель: Сегодня вы повторили ПДД и узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите… крепкими и здоровыми.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Чрезвычайные ситуации на дорогах. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

194910 194936 194930 194935 194919 194929 194942 194911 194940 194918 194948 194947 194913 194944 194932 194941 194951 194934 194933 194906 194912 194949 194922 194923 194907 194950 194945 194909 194943 194946

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Основные виды транспорта. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. ДТП. Основные причины ДТП. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Требования безопасности на авиационном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. Меры безопасности на железной дороге. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный (рис 14.).


Рис. 14. Виды транспорта

Для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте.Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 километров) и более является автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек, экономические потери составляют в среднем 500 миллиардов долларов. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения.

ДТП — это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП — лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГАИ, велосипедист, дорожный рабочий.

Основные причины ДТП

1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

2. Превышение скорости движения.

3. Неисправность транспортного средства.

4. Плохое состояние дороги.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

6. Наезд на пешехода.

7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Если вы попали в аварию:

• сохраняйте самообладание в любой ситуации;

•пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

• покиньте автомобиль только после полной его остановки;

• определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

• покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

• отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

• вызовите сотрудников ГАИ, спасателей, пожарных, медиков. Окажите помощь пострадавшим;

• при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов;

• сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГАИ;

• при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте.Современный мир и общество невозможно представить без авиации. ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

• нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

• категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

• запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

• запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

• запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте.В транспортной системе РК лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

• сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

• пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

• наезд поездов на автомобили и т.д;

• воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.

Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в послед нее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Меры безопасности на железной дороге:

• нельзя ходить по железнодорожному пути;

• во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

• нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;

• нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

• нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;

• в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;

• на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;

• заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;

• нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;

Контактная подвеска над вагонами (электровозы) находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности. Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе - 2,5 м/мин. В течение 15 - 20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С. Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара необходимо сообщить проводнику или начальнику состава. До прибытия специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огнетушителей. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.

Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения ЧС. Это приводит к травмированию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Основные требования безопасности на наземном транспорте:

• ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;

• входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;

• нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, которые связаны со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

В случае возникновения ЧС необходимо:

• соблюдать спокойствие, не паниковать;

• быстро покинуть транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойти на безопасное расстояние;

• выполнить команды водителя;

• в случае пожара незамедлительно сообщить об этом водителю, попытаться погасить огонь с помощью огнетушителя;

• быстро покинуть горящее транспортное средство и отойти на безопасное расстояние.

Читайте также: