Поведение насекомых инстинкты конспект

Обновлено: 05.07.2024

Организационная структура урока

1. Организационный этап урока.

3.Изучение новой темы:

В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала ( визуализация результатов деятельности).

1 .Организационный этап урока: (учитель приветствует класс)

В этот день и в этот час

Снова рада видеть вас!

Пожелаю вам, друзья,

Быть достойными себя!

Не стесняться, не краснеть,

И за соседа поболеть!

Помоги себе, ему

если он попал в беду

А) По каким признакам представителей членистоногих объединяют в один тип?

Б) Какие признаки говорят об усложнении членистоногих?

В) Назовите основные среды жизни членистоногих и приведите примеры?

Задание: Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение

1.Членистоногие на Земле заселили все возможные среды обитания

2.К членистоногим относятся раки, стрекозы, скорпионы, комары, дафнии

3.Хитиновый покров с возрастом животного становится легко растяжимым

4.У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевы сосуды

5.Тело речного рака, как и других десятиногих раков, состоит из членистой головогруди и членистого брюшка. На брюшке раков имеются ножки

6. Органы выделения у высших раков – зелёные железы

7.Ракообразные ведут только водный образ жизни

8.У десятиногих раков имеется жевательный желудок и цедильный желудок

9.Органы дыхания пауков – трахеи и лёгкие

10.Для всех пауков характерно плетение ловчей сети

11.При жаберном дыхании кровь переносит по организму кислород и углекислый газ

12.У паукообразных нет усиков

13.Дафнии и многие другие планктонообразные ракообразные – фильтраторы воды

14.Все пауки дышат атмосферным воздухом

15.У пауков желудок жевательный

16.Тело у пауков состоит из головогруди и брюшка, а у клещей оно слитное

17.У пауков имеются ядовитые ногощупальца

19.У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног, передние ноги имеют клешни

20.Мокрицы относятся к классу ракообразных

3. Изучение новой темы:

А) Актуализация знаний:

1.Учитель: На ваших столах находятся рисунки животных. Каждому обучающемуся необходимо определить животных типа Членистоногих. По каким признакам вы их определили? (Признаки: есть крылья (способность к полёту), хорошо развиты органы чувств, ноги, усики, глаза).

2. Учитель: Найдите среди них насекомых. Каковы их признаки?

Что объединяет всех этих животных? За что они получили такое название?

(Такой игровой момент позволяет, во- первых, актуализировать знания по теме, визуально запомнить название и внешний вид животного и распределить его по классам, во – вторых, разделить класс на 3 группы для дальнейшей групповой работы учащихся)

Учитель: Ребята! Отгадайте загадки.

1.Летит, пищит, 2. Спал цветок и вдруг проснулся
Ножки длинные тащит, Больше спать не захотел
Случай не упустит Шевельнулся, встрепенулся
Сядет и укусит. (комар) Взвился вверх и улетел. (бабочка)

3.Домовитая хозяйка 4.Имя взял у кузнеца,
Полетела над лужайкой, Цвет – у огурца,
Похлопочет над цветком Крылья – у мошки,
Он поделится медком. (пчела) Ножки – у блошки. ( кузнечик)

5.На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь . (кузнечик )

6.Работник садовый - 7. Ни зверь, ни птица, Поясок медовый (пчела ) А нос, как спица.

8.Целый день летает, Летит – кричит.
Всем надоедает: Сядет - молчит.
Ночь настанет, Кто его убьёт -
Тогда перестанет . (муха ) Свою кровь прольёт (комар)

Учитель: Ребята! О каких животных идёт речь? Какой вопрос у вас возникает? Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить на уроке? (Ребята формулируют тему урока сами).

Учитель: Сегодня мы с вами изучим особенности строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые. Запишите в тетрадь сегодняшнее число, название темы.

Учитель: Перечислите признаки. К какому классу они относятся?

Общие признаки насекомых.

- тело состоит из трёх отделов - головы, груди, брюшка

- брюшко имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы -между сегментами (свое название они получили за характерные насечки на брюшке)

- наличие у них трёх пар ног(на брюшке ног нет) второе название класса – шестиногие

- одну пару усиков

- реже одну, или две пары крыльев, или отсутствуют

- это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1 млн. видов, живущих и процветающих на планете Земля

- среда обитания: почва, воздух, водоёмы, организмы человека, животных и растений

- образ жизни: свободноживущие и паразиты

- рост сопровождается линькой

Учитель : Создана наука по изучению этих животных. Как же она называется? Наука - энтомология.

В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Визуализация результатов деятельности ( представители групп вывешивают свои таблицы на доску).

Учитель: Давайте поговорим, что у вас получилось? Какие типы ротовых органов характерны для насекомых? (спросить одну группу, если нужны уточнения, спросить у остальных групп).

Учитель: Итак, мы выяснили, что, насекомые в зависимости от образа жизни, имеют разные типы ног.

Учитель: Давайте поговорим, что у вас получилось?

1. Назовите насекомых, имеющих ротовой аппарат: сосущий, грызущее- лижущий, колюще- сосущий. Как это связано с характером питания?

2. В чём сходство и различии систем внутренних органов у насекомых и паукообразных? (Спросить одну группу, если нужны уточнения, спросить у остальных групп).

Учитель: Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называется сложное поведение насекомых

1.Ядовитый родственник насекомых (скорпион)

2.Самое прожорливое насекомое (саранча)

4.Она всё лето пела и танцевала (стрекоза)

5 .Маленький рачок – фильтратор (дафния)

6.Его съела прожорливая лягушка (кузнечик)

7. От его страшного вида задрожали и упали в обморок звери (таракан)

Теперь давайте проверим, как вы запомнили.

Разминка физкультминутка (вопрос – ответ)

1.Признаки класса Ракообразные - садимся хлопаем

2.Признаки класса Паукообразные – хлопаем в ладоши

3.Признаки класса Насекомые – встаём хлопаем

А) У этих организмов грызущий ротовой аппарат (встали хлопаем)

Б) Тело покрыто прочным панцирем, пропитанным углекислым кальцием (садимся хлопаем)

В) Имеют четыре пары ноги (встали)

Г) Во взрослом состоянии они не растут и не линяют (хлопаем)

Д) Фасеточные глаза сидят на стебельках (садимся и хлопаем)

Е) Внекишечное пищеварение (хлопаем в ладоши)

Ё) Имеют три пары ног (встали хлопаем)

ж) Инстинкт – сложное поведение у……..(хлопаем)

4.Откладывает яйца на капусту.

5. Домашнее задание:

1) Взяв за основу слово, насекомое, составить кроссворд, используя названия видов класса насекомые.

2) Взяв за основу слово, членистоногие, составить кроссворд, используя названия видов класса ракообразные и паукообразные.

Итак, сегодня, мы познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности класса Насекомые. Надеюсь, что вы научились отличать по внешнему виду насекомых от ракообразных и паукообразных.

Вы ещё раз убедились, что насекомые самые многочисленные животные на Земле. Они освоили водную, наземную, почвенную, воздушные среды. Среди них немало прекрасных летунов, пловцов, бегунов, землекопов и других специалистов. Есть общественные, одиночные, хищные и паразитические. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям, несмотря на то, что они имеют непостоянную температуру тела. Мы не можем не изучать их , так как, есть переносчики заболеваний, полезные насекомые. Многие насекомые стали редкими и требуют охраны. Для них создаются заповедники, заказники. А какое участие вы можете принять их охране? Подумайте об этом.

7. Рефлексия: Наш урок подошёл к концу.

  • Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Какое новое знание вы получили на уроке?
  • Какая часть урока вам понравилось?

1. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир- Бек, И.В.Муштавинская. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам)


Поведение насекомых – это совокупность актов, которыми они реагируют на изменения внешней среды и которые предназначены для взаимодействия с ней; это результат объединения нескольких видов нервных реакций: условных и безусловных рефлексов, инстинктов, таксисов и тропизмов.

Содержание:

Безусловные рефлексы

В простейшем понимании рефлекс можно охарактеризовать как ответную реакцию организма на какой-то раздражитель. Рефлексы бывают условными и безусловными. Условные приобретены на протяжении жизни, безусловные являются врожденными. Последние составляют изначальную основу поведения насекомых. [2]


рефлекс, возникающий при потере опоры

Расправление крыльев у саранчи –

рефлекс, возникающий при потере опоры


Ярким примером безусловного рефлекса является так называемый рефлекс движущегося пятна. Хищные насекомые, такие как стрекозы или богомолы, бросаются преследовать любой объект, который приходит в движение и напоминает им добычу. [2] У саранчи наблюдается рефлекс взлета – расправление крыльев при потере контакта ног с твердым субстратом. [2] (фото)

Весьма интересен так называемый безусловный рефлекс общего торможения – при толчке или падении многие жуки, бабочки, гусеницы прекращают двигаться, прижимают к телу конечности и притворяются мертвыми. Все это делает их менее заметными и менее привлекательными для потенциальных хищников. Данное явление еще носит название танатоз. [1]

Очень сильно это свойство выражено у палочников: если насекомое бросить на землю, оно не только некоторое время будет обездвижено, но и на короткий период потеряет чувствительность к каким бы то ни было раздражителям. У постельного клопа и других скрытно живущих насекомых танатоз проявляется тогда, когда они попадают в особенно узкие щели субстрата; реакция общего торможения в такой ситуации запускается раздражением чувствительных рецепторов кутикулы. Насекомое на время застывает, а потом тихонько выбирается из щели. Такой механизм препятствует тому, чтобы клоп или таракан окончательно застрял и погиб от голода. [1]


Охота и питание – примеры


Инстинкты

Инстинкт – это форма сложного поведения, определенный стереотип действий в ответ на какой-то фактор. Инстинкты в наибольшей степени проявляются у насекомых в двух сферах жизни: добыча питания (фото) и размножение. Также стереотипы поведения встречаются при строительстве жилищ, выборе места для откладки яиц и т.д. [2] Исследователи склоняются к мнению, что инстинкты – это особые, усложненные формы безусловных рефлексов. [1]

Инстинкты могут быть реализованы только в тех условиях, которые идеально для этого подходят. Например, сфекоидные осы (осы рода Sphex) охотятся на сверчков и кузнечиков. Поймав добычу, они парализуют ее, повреждая насекомому брюшную нервную цепочку, после чего хватают жертву за усики и оттаскивают в гнездо. Но если у добычи отрезать антенны, то оса не найдет их, потеряет к насекомому интерес как к добыче и улетит. Кстати, это интересное наблюдение доказывает, что насекомые не могут мыслить: прояви оса хоть какие-то признаки разумности, она бы утащила жертву, схватив ее за конечность или крыло, но в отсутствии усиков у жертвы инстинкт не срабатывает. [1]


Палочник – насекомое с


Таксисы и тропизмы

Среди тропизмов чаще всего наблюдаются фото- (на свет), хемо- (на определенные химические раздражители), гиро- (на влажность) и термотропизм (на температуру). В дополнительных пояснениях эти реакции не нуждаются. А вот наиболее актуальными таксисами являются иные: клино-, фобо-, тропотаксис и другие. Они более сложны и интересны. [2]

Фоботаксис

Клинотаксис

Тропотаксис

Инстинкт у насекомых

Насекомые

Все многообразие форм приспособительных реакций живых организмов делят на две группы. Первая группа — это врожденные инстинкты, деятельность и поведение живых существ, которое передается по наследству. Инстинкты сложились как приспособления к постоянным и периодическим явлениям окружающей среды.

Вторая группа объединяет виды поведения, которые животные обрели в индивидуальной жизни, точнее то, что каждый зверь своим умом понял и выстрадал. Данные реакции помогают организму приспособиться к неожиданным, быстро изменяющимся условиям существования.

Обе формы приспособительной деятельности включают последовательные ряды действий, направленных на достижение полезных для организмов результатов. Однако программирование таких действий внутри врожденной и приобретенной деятельности может осуществляться по-разному.

Как правило, инстинктивная деятельность строится на основе жестких программ. Изучая жизнь насекомых, выдающийся французский натуралист Ж. Фабр обратил внимание на интереснейшую форму инстинктивного поведения желтокрылой осы — сфекса.

На определенном этапе развития у этих ос под влиянием внутренних гормональных изменений и факторов внешней среды (прежде всего температуры воздуха и продолжительности дня) начинается созревание яиц. Возникает и потребность отложить их. Этот этап поведения хищной осы служит типичным примером инстинктивной деятельности.

Оса начинает с того, что в укромном месте роет норку определенной формы. Затем она улетает на охоту за дичью, которая должна послужить пропитанием для личинок, как только они вылупятся из яиц. Дичь для сфекса — это полевой сверчок. Сфекс обнаруживает сверчка и парализует его мощными ударами жала в нервные узлы. Подтащив его к норке, оса оставляет его возле входа, сама же опускается в норку проверить обстановку.

Убедившись, что в норе посторонние отсутствуют, оса затаскивает туда свою жертву и откладывает на его грудь свои яйца. Так же она может затащить в нору ещё несколько сверчков, для того, чтобы заделать ими вход. Затем она улетает, и на это место она уже не возвратится.

Если внимательно рассмотреть все этапы поведения осы, можно заметить, что все её движения развертываются по уникальной программе подчинённой единственному результату — кладке яиц. Учёный Ж.Фабр много раз отодвигал сверчка, которого оса оставляла у входа во время проверки норы. В этом случае, выбравшись из норы и заметив, что добыча слишком далеко, оса вновь хватала её, подтаскивала к входу, а затем спускалась в норку, но снова одна. Оса без устали повторяла все действия: подтаскивала сверчка, потом бросив его, проверяла норку, чтобы опять вернуться за ним.

Итак, в поведении осы каждый предыдущий итог ее деятельности, направленный на достижение какого-то этапного результата, определяет развитие последующего действия. Если оса не получает сигнал об успешном завершении предыдущего этапа, она ни за что не перейдет к следующему.

Похоже строятся все формы инстинктивной деятельности. Это подтвердили ученые, изучавшие на всех материках и в пучине морей и океанов манеры и повадки крылатых, четверолапых, чешуйчатых, ластоногих, землероющих и прочих наших соседей по планете.

Чем шире открывалось человеку многоцветие инстинктивного поведения животных, тем пленительнее влекла его к себе величайшая тайна живой природы. На каких внутренних свойствах организма основаны инстинкты? После открытия в 1951 —1953 гг. Дж. Д. Уотсоном, Ф. Криком и М. Уилкинсом структуры ДНК этот вопрос конкретизировался, и сейчас он звучит так: как закодировано в генах врожденное поведение и как они управляют им?

Наиболее яркий и содержательный ответ на этот вопрос дала группа американских нейробиологов под руководством Э. Кэндела. Они исследовали у морской улитки аплизии такую же форму поведения, как и у сфекса, — откладывание яиц. Кладка яиц аплизии, — рассказывают участники этих опытов — представляет собой шнур, содержащий более миллиона яиц. Как только под действием сокращающихся мускулов протока гермафродитной железы, где и происходит оплодотворение, яйца начинают выталкиваться наружу, улитка прекращает двигаться и питаться. Частота дыхания и сердцебиения у нее возрастает.

Улитка захватывает шнур яиц ртом и, двигая головой, помогает ему выйти из протока, а затем закручивает в моток. Наконец движением головы животное прикрепляет кладку к твердой основе.

Э. Кэндел и И. Купферман нашли в брюшном ганглии (т. е. скоплении нейронов) аплизии так называемые пазушные нервные клетки. Из них получили экстракт и ввели его в организм других улиток. И вот оказалось, что власть каких-то веществ из этого экстракта над поведением моллюсков была так велика, что улитки немедленно начинали откладывать яйца, даже если срок их созревания еще не подошел. Более того, и неоплодотворенные улитки, получив такой экстракт, совершали отдельные движения из ритуала откладки яиц.

Ученых заинтересовали вещества, составляющие действующее начало экстракта пазушных клеток. Ими оказались 4 пептида (т. е. короткие цепочки из аминокислот), один из которых получил название ГОЯ — гормон откладки яиц. Сразу заметим, что это открытие не было полной неожиданностью. Среди других биологически активных веществ пептиды сейчас исследуются наиболее интенсивно.

Ведь эти белки-крошки, действуя в ничтожных количествах, регулируют практически все жизненно важные процессы организма: питание, дыхание, выделение, размножение, терморегуляцию, сон и т. д. Число пептидов, выделенных из разных тканей, уже превысило 500. Многие из них синтезируются в нервной ткани и непосредственно управляют поведением.

Кроме запуска этих командных нейронов у четверки пептидов из пазушных клеток нашлись и другие профессии, тесно сопряженные ради одной конечной цели — откладки яиц. Один пептид замедляет сердечный ритм. Другой сокращает проток гермафродитной железы, чтобы шнур вышел наружу. Третий подавляет у улитки аппетит, чтобы прожорливая мамаша не пообедала собственным потомством.

Из половой системы улитки Ф. Штрумвассер и его коллеги выделили еще 2 пептида. Их назвали пептид А и пептид Б. Они-то и заставляли пазушные клетки выделять четверку пептидов, о которых только что было рассказано. Благодаря этому открытию стали понятнее механизмы запуска функциональной системы откладки яиц.

Нейробиологи сначала предположили, а потом доказали, что синтез пептидов из одной функциональной группы природа поручает одному и тому же гену или, по крайней мере, нескольким генам, но тесно взаимосвязанным общностью регуляторных механизмов.

Однако как ни заманчивы были эти гипотезы, их еще требовалось подтвердить на других животных помимо аплизии. Лишь тогда можно было бы говорить о всеобщности в природе принципа контроля над целостной реакцией организма одного гена, кодирующего группу функционально связанных пептидов. И это уже удалось сделать.

Американские ученые Н. И. Тублитц и его коллеги доказали, что несколько взаимосвязанных генов кодируют группу пептидов, управляющих конечной стадией метаморфоза табачной моли — выходом насекомого из куколки. Запускает эту жесткую поведенческую программу один крупный пептид. Он синтезируется в нервной системе и начинает выделяться в кровь за два с половиной часа до вылупления моли. Выбравшись из куколки, насекомое расправляет крылья. Управляют этими процессами три других пептида. Два из них способствуют наполнению кровью грудных сосудов, откуда она затекает в кровеносные сосуды крыльев и расправляет их. Третий пептид действует на соединительную ткань крыльев. Пока они расправляются, он придает им пластичность, а затем — постоянную жесткость.

С 1980 по 1983 г. в лабораториях профессора С. Нума (Япония) и доктора П. Сибурга (США) установлена последовательность гена, печатающего белок препроопиомеланокортин. В мозге эта огромная молекула разрезается ферментами на несколько коротких цепочек — пептидов. В организме животных и человека пептиды препроопиомеланокортина образуют единую функциональную систему. С ее действием мы все знакомы. Благодаря ей наш организм отвечает на сильные и неожиданные раздражители врожденной реакцией — стрессом.

Однако работа в этом направлении только начинается. Ведь врожденное поведение млекопитающих, которое-то и служит конечной целью всех исследований науки о мозге, на самом деле никогда не бывает так жестко запрограммировано, как реакции сфекса, аплизии или табачной моли. Значение факторов внешней среды, которые подметил еще Ж. Фабр, наблюдая за хищной осой, в инстинктивном поведении теплокровных животных несравненно больше. А соответственно и принципы генетического контроля сложнее, пластичнее и в чем-то уже иные.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

После того как пчелы прилетят к месту сбора, они садятся только на те цветки, запах которых был на теле прилетевшей в улей первой пчелы. Некоторые виды рабочих муравьев разводят тлей и ухаживают за ними, так как используют их сладкие испражнения в пищу. Ряд тропических видов муравьев выращивают под землей плесень и грибы, которые служат пищей для их личинок.

Все эти действия насекомых настолько целесообразны, что можно подумать о их разумном действии. На самом деле это связано с инстинктами.

Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни.

Это врожденная форма поведения животного. Инстинкты характеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения. В неизменяющихся условиях инстинкты полезны, но бессознательные, автоматические действия становятся бесполезными при изменившейся ситуации. Эту особенность инстинктов можно показать на следующем примере.

Оса Сфекс

Оса Сфекс

Оса сфекс проявляет заботу о своем потомстве, заключающуюся в последовательных, целесообразных действиях: она строит гнездо-норку, заготавливает живых насекомых — пищу для своих личинок.

Безусловные рефлексы и инстинкты не могут обеспечить полностью приспособление животного к постоянно меняющимся условиям жизни. Это приспособление достигается условными рефлексами, формирующимися в течение индивидуальной жизни животного.

Оса Наездник

Наездники являются чрезвычайно интересной и практически очень важной группой насекомых. Их самки откладывают свои яйца в яйца, личинки и куколки различных видов насекомых. Личинки наездников не имеют ног. Питаются они тканями и гемолимфой хозяина. Для окукливания личинка наездника пробуравливает покровы насекомого и выползает наружу. В результате нанесенных повреждений личинками наездников их хозяева погибают.

Наездники — мелкие насекомые с длинными усиками. Брюшко большинства видов наездников имеет стебельчатое строение. У самок хорошо развит яйцеклад. Наездники помогают человеку в борьбе с различными насекомыми — вредителями сельскохозяйственных культур. Например, самка белянкового мелкобрюха, отыскав гусеницу капустной белянки, садится на нее верхом (в связи с чем ее назвали наездником), прокалывает кожу яйцекладом и откладывает свои яйца. Другие виды наездников поражают личинок самых различных вредителей (непарного шелкопряда, жуков-дровосеков, тлей и др.). Есть такие виды наездников, которые откладывают свои яйца в клещей, являющихся переносчиками возбудителей болезней.

К настоящим наездникам близко стоят и другие полезные насекомые. Так, трихограмма откладывает по одному яйцу в каждое яйцо бабочек. Поэтому только одной кладкой поражается значительное число яиц. Теленомус откладывает свои яйца в яйца клопов-черепашек.

Читайте также: