Посмотреть конспект урока хвойные деревья сосна ель

Обновлено: 03.07.2024

Тип урока: урок с использованием элементов игровой технологии.

Форма проведения: ролевая игра.

1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.

2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и ели и сосны.

3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.

Словарная работа: светолюбивая, теневыносливая, ельник, бор, влаголюбивая, засухоустойчивая.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, дидактическим материалом, выступления обучающихся, просмотр презентации.

1 Орг. момент. ( Создание ситуации успеха) – слайд 1.

« Звенит заливистый звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок

Чудесным пусть будет у нас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

2. Мотивационное начало урока. Выход на тему.

Урок необычный – мы побываем в лесной гостиной . Все кто пришли в нашу гостиную имеют приглашения с небольшими заданиями.

3. Проверка домашнего задания.

- Назови хвойные растения.

- Каковы основные признаки хвойных? ( листья – хвоинки).

- Что такое хвоя? ( масса хвоинок).

- Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто ( голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.

- Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).

- Что такое шишка? (это видоизменённый побег).

-Загадка: Не страшна ей стужа,

Не страшна метель,

Острая вершина, а зовётся…… ( ель).

- Загадка: о сосне

У меня длинней иголки, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке ветви только на макушке.

- Загадка: Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка. (берёза)

- Как можно объединить эти слова – ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.

- Что лишнее? Почему? Ель, сосна, пихта, лиственница, берёза.( берёза –лиственное дерево).

- Почему лиственницу так называют, хотя она хвойное дерево?

Изучение новой темы.

(запись темы урока в тетради) – слайд 2.

Задача нашего урока - продолжить изучение хвойных растений сосны и ели, узнать об их сходстве и отличии, пополнить знания о значении ели и сосны для человека . Хозяева гостиной семиклассники. Они будут играть роли географа, историка, биолога, эколога, врача , поэта, художника, искусствоведа, лесовода. ( встают и приветствуют всех) .Они помогут мне в проведении урока. Речь в гостиной пойдёт о царице северных лесов и её подруге.

Какие вопросы мы включили в повестку нашей встречи: слайд 3.

2. Царица северных лесов и её подруга. Мини – исследование.

5.Лес и искусство.

8.Охрана хвойных деревьев.

Хвойные деревья образуют леса, которые называются тайгой. Тайга – богатство нашей страны. А сейчас географическая справка.

Географическая справка.Географ ( рассказ по карте) - слайд 4,5,6

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского моря, а с севера на юг – от тундры до зоны степей.

Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России.

Леса России разнообразны по составу и по числу древесных пород. На территории нашей страны встречаются и хвойные ( тайга), и смешанные леса, а на самом юге – лиственные.

Свыше 80 процентов площади лесов занимают хвойные леса.

По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.

Восточно - Европейская ( Русская) равнина занимает почти всю европейскую часть России – от западной границы до Уральских гор. Большая часть смешанных лесов расположена в европейской части России. В смешанных лесах растут хвойные и лиственные деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа, дуб.

Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. На сотни километров тянутся дремучие леса. Они занимают более половины территории республики. Сосновые боры, светлые и сухие встречаются в южной части республики. Елово- пихтовые леса растут в северо-восточной части республики. Леса –богатство нашей республики.

Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью – 31, 7%. Среди хвойных пород на 1 месте – ель. В составе лесов преобладают лиственные породы: берёза , липа, осина.

2.Царица северных лесов и её подруга.

50 млн. лет назад появилась сосна на Земле. За это время неоднократно менялся лик планеты: наступали и отступали ледники, появлялись и исчезали многие виды растений и животных, а их современница – скромная с виду сосна преодолела время, зацепилась корнями за землю и дожила до наших дней.

В России сосна обыкновенная является одним из самых распространенных деревьев. Ее можно увидеть на пространствах от берегов Белого моря вплоть до берегов Черного моря, от западных границ России — до реки Лены. Может быть, поэтому и называют ее сосной обыкновенной? Но так ли она обыкновенна? Прежде всего, ее с полным правом можно назвать самой терпеливой и неприхотливой. Покрытая пушистой хвоей сосна растет и в сухих местах, и на моховых болотах, и на голых гранитных скалах.

Сосна – неприхотливое дерево, холодостойкое,хорошо переносит зиму. Она растёт на песках, камнях, на болотах. Корни сосны уходят глубоко в землю, поэтому ей не страшны сильные ветры. Сосна менее требовательна к почве.

Лес, в котором растут только сосны, называют сосновым бором.

Сосна дерево засухоустойчивое. Хвоинки сосны тонкие, мало испаряют влагу, поэтому сосна может выдерживать засуху.

Сосна светолюбивая культура. Ствол у сосны прямой, ветки образуют крону только на верхушке дерева. Первые сучья начинаются на высоте 10 метров от земли. Форма кроны – куполообразная. Все нижние ветки сосен постепенно засыхают и отпадают, потому что веткам не хватает солнца. Их затеняют соседние деревья. Совсем другой вид имеет сосна , которая выросла на просторе. Она освещена солнцем со всех сторон. Ствол у неё менее высокий, более толстый, дерево ветвистое и коренастое. Ветки растут в стороны. Нижние ветки не засыхают и не обламываются.

Ель – высокое стройное дерево.

Лес, в котором растут только ели называют ельником.

Ель требовательна к почве: она хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Ель холодостойкая, влаголюбивая. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями.

По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ствол у ели густо усеян колючей хвоёй. Ветви ели тонкие, растут близко друг к другу, начинаются почти от земли и к вершине дерева постепенно укорачиваются. Форма кроны – пирамидальная.

Мини – исследование.( раздаточный материал – веточки сосны и ели, кора деревьев, шишки).

Исследование по плану ( на партах)

Инструкция: Рассмотрите ветки сосны и ели. Чем они похожи и чем отличаются?

Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короткие , заострённые на конце, колючие, тёмно –зелёные , расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Сосна и ель – хвойные деревья.

Тип урока : урок с использованием элементов игровой технологии.

Вид: комбинированный.

Технология : игровая.

Форма проведения : ролевая игра.

1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.

2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и ели и сосны.

3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.

Словарная работа : светолюбивая, теневыносливая, ельник, бор, влаголюбивая, засухоустойчивая.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, дидактическим материалом, выступления обучающихся, просмотр презентации.

1 Орг. момент. ( Создание ситуации успеха) – слайд 1.

« Звенит заливистый звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок

Чудесным пусть будет у нас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

2. Мотивационное начало урока. Выход на тему.

Урок необычный – мы побываем в лесной гостиной . Все кто пришли в нашу гостиную имеют приглашения с небольшими заданиями.

3. Проверка домашнего задания.

- Назови хвойные растения.

- Каковы основные признаки хвойных? ( листья – хвоинки).

- Что такое хвоя? ( масса хвоинок).

- Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто ( голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.

- Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).

- Что такое шишка? (это видоизменённый побег).

-Загадка: Не страшна ей стужа,

Не страшна метель,

Острая вершина, а зовётся…… ( ель).

- Загадка: о сосне

У меня длинней иголки, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке ветви только на макушке.

- Загадка: Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка. (берёза)

- Как можно объединить эти слова – ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.

- Что лишнее? Почему? Ель, сосна, пихта, лиственница, берёза.( берёза –лиственное дерево).

- Почему лиственницу так называют, хотя она хвойное дерево?

Изучение новой темы.

(запись темы урока в тетради) – слайд 2.

Задача нашего урока - продолжить изучение хвойных растений сосны и ели, узнать об их сходстве и отличии, пополнить знания о значении ели и сосны для человека . Хозяева гостиной семиклассники. Они будут играть роли географа, историка, биолога, эколога, врача , поэта, художника, искусствоведа, лесовода. ( встают и приветствуют всех) .Они помогут мне в проведении урока. Речь в гостиной пойдёт о царице северных лесов и её подруге.

Какие вопросы мы включили в повестку нашей встречи: слайд 3.

2. Царица северных лесов и её подруга. Мини – исследование.

5.Лес и искусство.

8.Охрана хвойных деревьев.

Хвойные деревья образуют леса, которые называются тайгой. Тайга – богатство нашей страны. А сейчас географическая справка.

Географическая справка.

Географ ( рассказ по карте) - слайд 4,5,6

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского моря, а с севера на юг – от тундры до зоны степей.

Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России.

Леса России разнообразны по составу и по числу древесных пород. На территории нашей страны встречаются и хвойные ( тайга), и смешанные леса, а на самом юге – лиственные.

Свыше 80 процентов площади лесов занимают хвойные леса.

По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.

Восточно - Европейская ( Русская) равнина занимает почти всю европейскую часть России – от западной границы до Уральских гор. Большая часть смешанных лесов расположена в европейской части России. В смешанных лесах растут хвойные и лиственные деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа, дуб.

Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. На сотни километров тянутся дремучие леса. Они занимают более половины территории республики. Сосновые боры, светлые и сухие встречаются в южной части республики. Елово- пихтовые леса растут в северо-восточной части республики. Леса –богатство нашей республики.

Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью – 31, 7%. Среди хвойных пород на 1 месте – ель. В составе лесов преобладают лиственные породы: берёза , липа, осина.

2.Царица северных лесов и её подруга.

50 млн. лет назад появилась сосна на Земле. За это время неоднократно менялся лик планеты: наступали и отступали ледники, появлялись и исчезали многие виды растений и животных, а их современница – скромная с виду сосна преодолела время, зацепилась корнями за землю и дожила до наших дней.

В России сосна обыкновенная является одним из самых распространенных деревьев. Ее можно увидеть на пространствах от берегов Белого моря вплоть до берегов Черного моря, от западных границ России — до реки Лены. Может быть, поэтому и называют ее сосной обыкновенной? Но так ли она обыкновенна? Прежде всего, ее с полным правом можно назвать самой терпеливой и неприхотливой. Покрытая пушистой хвоей сосна растет и в сухих местах, и на моховых болотах, и на голых гранитных скалах.

Сосна – неприхотливое дерево, холодостойкое, хорошо переносит зиму. Она растёт на песках, камнях, на болотах. Корни сосны уходят глубоко в землю, поэтому ей не страшны сильные ветры. Сосна менее требовательна к почве.

Лес, в котором растут только сосны, называют сосновым бором .

Сосна дерево засухоустойчивое . Хвоинки сосны тонкие, мало испаряют влагу, поэтому сосна может выдерживать засуху.

Сосна светолюбивая культура. Ствол у сосны прямой, ветки образуют крону только на верхушке дерева. Первые сучья начинаются на высоте 10 метров от земли. Форма кроны – куполообразная . Все нижние ветки сосен постепенно засыхают и отпадают, потому что веткам не хватает солнца. Их затеняют соседние деревья. Совсем другой вид имеет сосна , которая выросла на просторе. Она освещена солнцем со всех сторон. Ствол у неё менее высокий, более толстый, дерево ветвистое и коренастое. Ветки растут в стороны. Нижние ветки не засыхают и не обламываются.

Ель – высокое стройное дерево.

Лес, в котором растут только ели называют ельником.

Ель требовательна к почве : она хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Ель холодостойкая , влаголюбивая. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями.

По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ствол у ели густо усеян колючей хвоёй. Ветви ели тонкие, растут близко друг к другу, начинаются почти от земли и к вершине дерева постепенно укорачиваются. Форма кроны – пирамидальная.

Мини – исследование .( раздаточный материал – веточки сосны и ели, кора деревьев, шишки).

Исследование по плану ( на партах)

Инструкция: Рассмотрите ветки сосны и ели. Чем они похожи и чем отличаются?

Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короткие , заострённые на конце, колючие, тёмно –зелёные , расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги.

Пучками по две хвоинки

Проверь себя – слайд 9.

Назовите общие признаки хвойных растений?

Общие признаки – наличие хвои, шишки .

Отличия: цвет коры и хвои, длина хвои, расположение хвоинок.

Сосна и ель — вечнозелёные деревья. Часть хвои опадает в определенное время — осенью, в сентябре, а живет она три года. Перед тем как опасть, хвоинки становятся желтыми, и тогда крона становится пестрой.

Поэтому под елью, так же как под сосной. Всегда можно увидеть опавшую сухую хвою, а на ветках – зелёную.

3.Красота хвойных лесов.

Красота и величавость сосновых лесов всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников.

Постоянной и главной темой произведений И. И. Шишкина была тема Родины, раскрываемая им в образах ее прекрасной и могучей природы. Он изображал преимущественно леса, сосновые и дубовые, то есть самые мощные, самые высокие, недаром художника называли богатырем русского леса . Слайд 10

Художник - слайд 11

Кажется до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом. Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев – тех, что впереди, - не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство. Оттого и название – корабельная.

Пахнет хвоей, смолой и ароматом старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.

А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие. Молодые сосенки – зелёная семья…

Блики солнца играют в теплых водах ручья, берущего начало у мощных корней бора.

Шишкин создал монументальное полотно с гигантскими соснами, словно подпирающими ветвистыми кронами само небо. Это своеобразный итог многолетнего творчества великого художника, его лебединая песня. Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.

4.Физкультминутка.

Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.

- Мы в лесу своём друзья, и все мы дружная семья.

( Встают из-за парт и берутся за руки)

Деревья выстроились в ряд, и каждый встрече с нами рад.

(Улыбаются друг другу)

Вот этот гибкостью своею тешит взгляд,

А это – высится сурово, как солдат

Одно –раскидистые ветви простирает.

Другое – на ветру трепещет и играет.

( Весело прыгают. Садятся на свои места)

5. Лес и искусство

Хвойным деревьям посвятили свои произведения поэты.

Протянула мне лапу сосна

С красноватым чешуйчатым цветом.

Цвет сосновый, смолою дыша,

Был не слишком приманчив для взгляда.

Но сказал я сосне: хороша!

И была она, кажется, рада.

М.Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета , как ризой , она

И снится ей всё, как в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

В.Рождественский.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Наши предки придавали большое значение деревьям , среди которых им приходилось жить. На Руси из сосновых деревяшек вырезали маленьких избяных божков, а из стволов этих деревьев делали огромных идолов для языческих праздников. В качестве пожелания здоровья и долголетия сосновые ветки втыкали в свадебные повозки.

В Китае сосна олицетворяет верность .

В Японии отдают предпочтение хвойным : сосне, ели ; считают их символом жизни, символом счастья и долгой старости. В Японии научились выращивать низкорослую сосну ,занимаясь искусством бонсай.

Искуствовед – слайд 12.

В Японии существует искусство бонсай.

Предположительно искусство бонсай возникло около 2000 лет назад в Китае, но впоследствии, около 100 лет назад, оно прибрело огромную популярность в Японии и в настоящее время приобретает все больше поклонников во всем мире.

Сосну часто выращивают в горшках таким образом, чтобы дерево сохраняло свою естественную природную форму. С помощью определённых приёмов замедляется его рост. В результате небольшие деревья могут достигать возраста десятков и даже сотен лет. Но не величина и не возраст дерева поражают и очаровывают, а удивительная гармония его размера и формы.

Создание бонсай требует внимательного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения.

С сосной связан один любопытный случай. С сосной обыкновенной связано основание Петром I знаменитой Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея.

Кунсткамера – первый российский музей, основанный Петром I. Он ведет свою историю еще с конца XVII века, когда молодой царь начал собирать всевозможные диковинные вещи и инструменты. Из заграничных поездок он привозил модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных и птиц.

Учитель – слайд 13.

6. Значение хвойных.

В XIV веке царская семья облюбовала живописнейший уголок на берегу Москва-реки , построив здесь летнюю загородную усадьбу. Именно так начинается история усадьбы Коломенское. Усадьба была местом , где часто устраивались торжества и празднества. Это произошло к концу правления царя Алексея Михайловича.

Сейчас усадьба Коломенское, живописно расположившаяся на высоких берегах Москва-реки, стала одним из красивейших исторических памятников России.

Учитель . Сосновые леса богаты ягодами, всякой живностью, грибами, лекарственными травами.Сосна и ель имеют большое значение в жизни человека.

Биолог – слайды 17 и 18.

Из древесины сосны получают искусственный шёлк . Древесина сосны идет на изготовление струнных музыкальных инструментов , включая скрипки.

Древесина ели используется в строительстве ( строительные материалы), из ели получают бумагу, фанеру, спички, лекарства, канифоль, скипидар, смолу , спирт, дрова- топливо.

Сосна – поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев.

Смола – живица. Летучая часть смолы ( живицы) при охлаждении образует скипидар, а оставшаяся после перегонки золотистая хрупкая масса – канифоль. Канифоль применяется для производства бумаги, получения мыла, приготовления лака и красок. Без неё не могла бы играть скрипка. ( скрипичный концерт Н. Паганини). Скипидар применяется как растворитель лаков и красок.

Учитель слайд 19 - 20.

Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле, - это янтарь. Из него делают украшения, панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе ( ныне город Пушкин), в которой всё, начиная небольшой вещицей и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.

В 1716 году король Пруссии подарил её Петру I, чтобы скрепить союз России и Пруссии против Швеции. Комнату переправили в Россию на кораблях в 18 огромных коробках и разместили в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге как часть коллекции европейского искусства. В 1755 году царица Елизавета приказала переместить комнату в Екатерининский дворец в г. Пушкин.

Во время второй мировой войны комната была разграблена. При подходе фашистких воск к г. Пушкину работники Екатерининского дворца попытались разобрать и спрятать комнату. Но сухой янтарь начал осыпаться, и стены комнаты оклеили тонкими обоями. Однако обмануть немецких солдат не удалось. Они разобрали комнату за 36 часов, упаковали в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг, где её расположили в замке на Балтийском побережье. След шедевра потерялся в 1944 году, когда во время бомбёжки замок был полностью разрушен.

Реконструкция Янтарной комнаты, начавшаяся в 1979 году, длилась 25 лет и стоила $11 млн. Её завершение было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. В настоящее время комната расположена в государственном музее в Царском Селе и доступна для всеобщего посещения

Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна – одно из древнейших лекарственных растений.

Уже пять тысяч лет назад люди использовали 15 различных медицинских рецептов, в которых находила применение сосновая смола. Сосновым скипидаром лечили простудные заболевания. Древние шумеры использовали сосновую хвою для припарок и компрессов. Различные настойки сосновой хвои применяли с давних времен на Руси как витаминное средство. Первые строители Санкт-Петербурга ежедневно получали порцию водки, настоянной на хвое. Сосновые снадобья были непременным атрибутом путешественников XIX века. В период ленинградской блокады во время Великой Отечественной войны ослабленные голодом жители города пили настои из сосновой хвои, что спасало их от цинги. В настоящее время сосна является сырьем, из которого получают витамин С.

Сосна – зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов и микроэлементов. Чистую смолу ( живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои делают пасту, обладающую ранозаживляющими свойствами. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного средства, а также в состав кремов, предназначенных для питания кожи лица и шеи.

7. Охрана хвойных.

Хвойные растения – индикаторы загрязнения воздуха , они чувствительны к его чистоте, поэтому не очень хорошо чувствуют себя в городах. В зонах сильного загрязнения её хвоя приобретает тёмно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего 1 год при норме 3-4 года.

Эколог – слайд 21.

Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулёзной палочки. Поэтому воздух оказывает противомикробное действие. В сосновых лесах строят санатории.

Санаторий "Сосновый бор" расположен в живописном сосновом бору на берегу озера "Карась" в 28 км от столицы Республики Марий Эл города Йошкар-Ола

Все знают о ещё одной старинной традиции – ставить в доме украшенное хвойное дерево ( ель, сосну, пихту).В России обычай устраивать под Новый год ёлку приписывают Петру 1. Однако это не так. Его указ от 1700 года обязывал украшать дома и улицы ветками сосновыми и еловыми. Первая публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков.

С малых лет мы знаем ёлочку, которая приходит в наши дома на Новый год нарядная, пушистая, душистая.

1. Сколько лет вы празднуете Новый год с елкой?

2. Сколько еловых вы посадили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен для 7-го класса коррекционной школы VIII вида по учебнику Н.В. Королёвой, Е.В. Макаревича.

Урок построен для 7-го класса коррекционной школы VIII вида по учебнику Н.В. Королёвой, Е.В. Макаревича.

Цель: познакомить учащихся с особенностями хвойных деревьев: сосны и ели.

Образовательные: формировать у учащихся представления о ели и сосне, их сходства и различия, условия произрастания и значения для человека.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности , коррекция письма и речи

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе и защите голосеменных деревьев.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, карточки

Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать голосемянные растения. Узнаем о самых распространенных представителях хвойных деревьев сосне и ели, где и как они растут, как ель побеждает сосну в природе.

II. Актуализация знаний.

Какие растения называют ГОЛОСЕМЯННЫМИ?

Где у ГОЛОСЕМЯННЫХ находятся семена?

Какие ГОЛОСЕМЯННЫЕ растения вы знаете? Это ель, сосна, пихта, кедр.

III. Изучение нового материала

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят – 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя. Хвойные растения образуют леса, которые называют тайгой. В России, особенно в Сибири, тайга занимает большие территории.(слайд 2)

Большой сосновый лес называют сосновый бор- красота и гордость нашей страны. Как изображен сосновый лес на картинах известных художников. (слайд 3) Сосна-светолюбивое холодостойкое дерево высотой до 40 метров. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём. Сосны высокие и стройные деревья. На средних и нижних участках ствола ветви отмирают и опадают. Различают сосны, выросшие в бору и сосны выросшие на открытом участке. (слайд 4)

Хвоинки сосны длинные, расположены на стебле пучками, по две хвоинки в каждом пучке. (слайд 5)

Семена созревают в шишках и лежат на их чешуйках открыто, голо. Шишки короткие, каплевидные – напоминают по форме очень крупные капли воды. (слайд 5)

Сосна – ценное дерево. Её древесину ценят в строительстве больше, чем древесину ели. Древесину сосны используют в кораблестроении, вагоностроении, в авиационной промышленности. Из смолы сосны получают скипидар, канифоль. ( слайд 6)

Сосна выделяет вещества, которые делают воздух целебным. Не случайно большинство санаториев и домов отдыха построено именно в сосновых лесах. Хвоя сосны содержит много витамина С. (слайд 7)

Еще одно замечательное хвойное дерево-ель.

Это теневыносливое холодостойкое дерево до 40 метров высотой. Для своего роста и развития требует много влаги. Поэтому еловые леса тёмные, влажные. (слайд 8)

Хвоинки ели короткие, жёсткие, колючие, расположены на ветке поодиночке. ( слайд 9)

Семена созревают в шишках. Шишки удлинённые, свисают с веток вниз. ( слайд 9)

Ель теневынослива, не гибнет в густом лесу под высокими деревьями. Если в сосновом бору появятся елочки, то они хорошо растут под соснами. А потом, когда вырастут большими, ели начинают затенять сосны. Сосны от этого погибают. Так ель побеждает сосну в природе.

Древесина ели мягкая, светло-жёлтая, легко поддаётся обработке. Её используют в строительстве, при изготовлении фанеры, бумаги, музыкальных инструментов, различных поделок и как топливо. При специальной переработке из древесины ели получают смолу, канифоль, вар, скипидар. (слайд 10)

Елочка и сосна приходят в наши дома каждый Новый год. Закон об охране природы запрещает рубить ели в лесу. Их специально выращивают в лесных хозяйствах. Таким образом деревья сохраняются в лесу.

А как еще мы с вами можем сохранить лес? Правильно. Лес надо беречь от пожара. Если имел место верховой или высокоинтенсивный низовой пожар, то насаждения будут разрушены полностью, восстановление начнётся практически с нуля: сначала появится травянистая растительность, потом лиственные леса. Смена лиственных пород деревьев на хвойные после пожара занимает очень длительный период – от 100 до 200 лет. (слайд 11)

IV.Физкультминутка.

Выполняем упражнение “Во дворе стоит сосна”.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Качаемся в стороны)
Ветки гнутся взад–вперед. (Качаемся вперёд–назад).
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты)

V. Закрепление знаний.

Ребята, сейчас мы с вами повторим все, что вы увидели, услышали и узнали о голосемянных растениях, сосне и ели.

Работа с карточками. Учащиеся читают вслух, находят правильный вариант ответа.

Используя текст учебника, заполните таблицу “Сравнение ели и сосны”. (слайд12)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Деревья: сосна, ель. Сравнение по листочкам (хвоинкам) и шишкам.

Тип урока: Комбинированный урок

Общая дидактическая цель по типу урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.

2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;

создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.

3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.

1. Организация начала урока. Дыхательная гимнастика.

- Сейчас у нас урока развития речи. Мы будем продолжать изучать окружающий нас мир, учиться строить предложения и составлять рассказы.

- В этом лесу живет Лесовичок, который сегодня пришел к нам на урок. (Слайд. Лесовичок)

2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления

Лесовичок предлагает ответить на вопросы.

2.1.Какое слово лишнее? Почему?

- Повторите ряд слов, подберите обобщенное понятие (деревья, кустарники, травы)

2.2. Работа над антонимами

- Подберите противоположные по смыслу слова

3. Актуализация опорных знаний

- Когда Лесовичок был маленьким, ему очень интересно было наблюдать за огромными растениями.

- Как назывались эти растения, как вы думаете?

- Назовите общие части у всех деревьев.

- О каком дереве говорится в загадке?

Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (ель)

Расскажите про ель по плану. (Слайд. План)

Какое это дерево?

Как располагаются иголки?

Значение дерева в природе.

4. Введение в тему.

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Ветви - только на макушке (сосна)

Тема нашего урока: Сосна и ель - хвойные деревья. (Слайд. Тема урока)

Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно узнать про великое дерево – сосна. (Слайд. Сосна)

- Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.

Много стихов и рассказов про сосну. (Ученица читает наизусть стихотворение) А. Барто.

Я у мальчиков спросила:

- Это что за деревце?

Только мне не верится…

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит это елочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалась, что она

Не такая, как сосна.

Во дворе стоит сосна

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперед,

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать-

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

6. Закрепление изученного.

6.1. Составление предложений

Описание сосны по плану (разноуровневые карточки).

Ствол (высокий, тонкий; мощный; широкий)

Ветви (располагаются высоко, раскидистое)

Иголки (длинные, крупные, тонкие, короткие);

Шишки (округлые, продолговатые)

6.2. Сравнение двух деревьев.

- Сегодня мы рассмотрим, что общего и чем отличаются ель и сосна.

- Что же у них общего?

- Благодаря хвоинкам эти деревья назвали хвойными. (Слайд. Хвоинки)

- Что такое хвоинки?

- У вас на столах лежат веточки ели и сосны. Рассмотрите их.

А) Сравнение хвоинок

- Что у вас на столах?

- Чем похожи веточки?

- Какие иголки у ели, как расположены?

Б) Сравнение шишек

- Какая из шишек еловая, какая – сосновая? Какие они по форме?

В) Сравнение веток

-Как растут ветки у ели?

6.3. Составление предложение по образцу.(Слайд. Схема предложения)

- Составьте предложение по схеме ______, а _________

- Как растут иголки у ели и сосны?

- Какие по величине шишки у ели и сосны?

- Какие по форме шишки у ели и сосны?

Правило: при назывании признаков сосны дети выполняют наклоны в стороны, признаки- ели – приседание. Исходное положение – стоя у парты.

Длинные иголки, короткие иголки, шишки круглой формы, продолговатой формы, корни неглубокие, корень уходит глубоко в почву.

7. Обобщение и систематизация знаний.

- Продолжите сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке на вопросы.

- Используйте при рассказе предложения, которые мы составляли на уроке.

- Не забывайте, что у сказки должны быть начало, главная часть, конец.

Читают текст на карточке. Рассказывают сказку.

7.2. Экологическая минутка.

- Лес – наш друг. И приходя в лес, мы должны вести себя вежливо. А что это значит? Давайте сформулируем правила вежливости с помощью принесенных Лесовичком знаков. (Слайд. Знаки)

- Продолжите, ель и сосна - …. деревья.

- А лес, состоящий из этих деревьев. (хвойный)

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке развития речи?

- Тем, кто хорошо работал на уроке, получают подарки от Лесовичка. Достаньте шишку из волшебного мешочка, угадай, какого с какого она дерева?

Читайте также: