Посмотреть конспект урока хвойные деревья сосна ель
Обновлено: 03.07.2024
Тип урока: урок с использованием элементов игровой технологии.
Форма проведения: ролевая игра.
1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.
2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и ели и сосны.
3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.
Словарная работа: светолюбивая, теневыносливая, ельник, бор, влаголюбивая, засухоустойчивая.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, дидактическим материалом, выступления обучающихся, просмотр презентации.
1 Орг. момент. ( Создание ситуации успеха) – слайд 1.
« Звенит заливистый звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок
Чудесным пусть будет у нас настроение,
Легко и прелестно даётся учение!
2. Мотивационное начало урока. Выход на тему.
Урок необычный – мы побываем в лесной гостиной . Все кто пришли в нашу гостиную имеют приглашения с небольшими заданиями.
3. Проверка домашнего задания.
- Назови хвойные растения.
- Каковы основные признаки хвойных? ( листья – хвоинки).
- Что такое хвоя? ( масса хвоинок).
- Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто ( голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.
- Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).
- Что такое шишка? (это видоизменённый побег).
-Загадка: Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина, а зовётся…… ( ель).
- Загадка: о сосне
У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке ветви только на макушке.
- Загадка: Она весну встречает – серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка. (берёза)
- Как можно объединить эти слова – ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.
- Что лишнее? Почему? Ель, сосна, пихта, лиственница, берёза.( берёза –лиственное дерево).
- Почему лиственницу так называют, хотя она хвойное дерево?
Изучение новой темы.
(запись темы урока в тетради) – слайд 2.
Задача нашего урока - продолжить изучение хвойных растений сосны и ели, узнать об их сходстве и отличии, пополнить знания о значении ели и сосны для человека . Хозяева гостиной семиклассники. Они будут играть роли географа, историка, биолога, эколога, врача , поэта, художника, искусствоведа, лесовода. ( встают и приветствуют всех) .Они помогут мне в проведении урока. Речь в гостиной пойдёт о царице северных лесов и её подруге.
Какие вопросы мы включили в повестку нашей встречи: слайд 3.
2. Царица северных лесов и её подруга. Мини – исследование.
5.Лес и искусство.
8.Охрана хвойных деревьев.
Хвойные деревья образуют леса, которые называются тайгой. Тайга – богатство нашей страны. А сейчас географическая справка.
Географическая справка.Географ ( рассказ по карте) - слайд 4,5,6
Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского моря, а с севера на юг – от тундры до зоны степей.
Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России.
Леса России разнообразны по составу и по числу древесных пород. На территории нашей страны встречаются и хвойные ( тайга), и смешанные леса, а на самом юге – лиственные.
Свыше 80 процентов площади лесов занимают хвойные леса.
По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.
Восточно - Европейская ( Русская) равнина занимает почти всю европейскую часть России – от западной границы до Уральских гор. Большая часть смешанных лесов расположена в европейской части России. В смешанных лесах растут хвойные и лиственные деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа, дуб.
Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. На сотни километров тянутся дремучие леса. Они занимают более половины территории республики. Сосновые боры, светлые и сухие встречаются в южной части республики. Елово- пихтовые леса растут в северо-восточной части республики. Леса –богатство нашей республики.
Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью – 31, 7%. Среди хвойных пород на 1 месте – ель. В составе лесов преобладают лиственные породы: берёза , липа, осина.
2.Царица северных лесов и её подруга.
50 млн. лет назад появилась сосна на Земле. За это время неоднократно менялся лик планеты: наступали и отступали ледники, появлялись и исчезали многие виды растений и животных, а их современница – скромная с виду сосна преодолела время, зацепилась корнями за землю и дожила до наших дней.
В России сосна обыкновенная является одним из самых распространенных деревьев. Ее можно увидеть на пространствах от берегов Белого моря вплоть до берегов Черного моря, от западных границ России — до реки Лены. Может быть, поэтому и называют ее сосной обыкновенной? Но так ли она обыкновенна? Прежде всего, ее с полным правом можно назвать самой терпеливой и неприхотливой. Покрытая пушистой хвоей сосна растет и в сухих местах, и на моховых болотах, и на голых гранитных скалах.
Сосна – неприхотливое дерево, холодостойкое,хорошо переносит зиму. Она растёт на песках, камнях, на болотах. Корни сосны уходят глубоко в землю, поэтому ей не страшны сильные ветры. Сосна менее требовательна к почве.
Лес, в котором растут только сосны, называют сосновым бором.
Сосна дерево засухоустойчивое. Хвоинки сосны тонкие, мало испаряют влагу, поэтому сосна может выдерживать засуху.
Сосна светолюбивая культура. Ствол у сосны прямой, ветки образуют крону только на верхушке дерева. Первые сучья начинаются на высоте 10 метров от земли. Форма кроны – куполообразная. Все нижние ветки сосен постепенно засыхают и отпадают, потому что веткам не хватает солнца. Их затеняют соседние деревья. Совсем другой вид имеет сосна , которая выросла на просторе. Она освещена солнцем со всех сторон. Ствол у неё менее высокий, более толстый, дерево ветвистое и коренастое. Ветки растут в стороны. Нижние ветки не засыхают и не обламываются.
Ель – высокое стройное дерево.
Лес, в котором растут только ели называют ельником.
Ель требовательна к почве: она хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Ель холодостойкая, влаголюбивая. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями.
По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ствол у ели густо усеян колючей хвоёй. Ветви ели тонкие, растут близко друг к другу, начинаются почти от земли и к вершине дерева постепенно укорачиваются. Форма кроны – пирамидальная.
Мини – исследование.( раздаточный материал – веточки сосны и ели, кора деревьев, шишки).
Исследование по плану ( на партах)
Инструкция: Рассмотрите ветки сосны и ели. Чем они похожи и чем отличаются?
Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короткие , заострённые на конце, колючие, тёмно –зелёные , расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги.
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Сосна и ель – хвойные деревья.
Тип урока : урок с использованием элементов игровой технологии.
Вид: комбинированный.
Технология : игровая.
Форма проведения : ролевая игра.
1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.
2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и ели и сосны.
3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.
Словарная работа : светолюбивая, теневыносливая, ельник, бор, влаголюбивая, засухоустойчивая.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, дидактическим материалом, выступления обучающихся, просмотр презентации.
1 Орг. момент. ( Создание ситуации успеха) – слайд 1.
« Звенит заливистый звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок
Чудесным пусть будет у нас настроение,
Легко и прелестно даётся учение!
2. Мотивационное начало урока. Выход на тему.
Урок необычный – мы побываем в лесной гостиной . Все кто пришли в нашу гостиную имеют приглашения с небольшими заданиями.
3. Проверка домашнего задания.
- Назови хвойные растения.
- Каковы основные признаки хвойных? ( листья – хвоинки).
- Что такое хвоя? ( масса хвоинок).
- Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто ( голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.
- Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).
- Что такое шишка? (это видоизменённый побег).
-Загадка: Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина, а зовётся…… ( ель).
- Загадка: о сосне
У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке ветви только на макушке.
- Загадка: Она весну встречает – серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка. (берёза)
- Как можно объединить эти слова – ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.
- Что лишнее? Почему? Ель, сосна, пихта, лиственница, берёза.( берёза –лиственное дерево).
- Почему лиственницу так называют, хотя она хвойное дерево?
Изучение новой темы.
(запись темы урока в тетради) – слайд 2.
Задача нашего урока - продолжить изучение хвойных растений сосны и ели, узнать об их сходстве и отличии, пополнить знания о значении ели и сосны для человека . Хозяева гостиной семиклассники. Они будут играть роли географа, историка, биолога, эколога, врача , поэта, художника, искусствоведа, лесовода. ( встают и приветствуют всех) .Они помогут мне в проведении урока. Речь в гостиной пойдёт о царице северных лесов и её подруге.
Какие вопросы мы включили в повестку нашей встречи: слайд 3.
2. Царица северных лесов и её подруга. Мини – исследование.
5.Лес и искусство.
8.Охрана хвойных деревьев.
Хвойные деревья образуют леса, которые называются тайгой. Тайга – богатство нашей страны. А сейчас географическая справка.
Географическая справка.
Географ ( рассказ по карте) - слайд 4,5,6
Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского моря, а с севера на юг – от тундры до зоны степей.
Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России.
Леса России разнообразны по составу и по числу древесных пород. На территории нашей страны встречаются и хвойные ( тайга), и смешанные леса, а на самом юге – лиственные.
Свыше 80 процентов площади лесов занимают хвойные леса.
По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.
Восточно - Европейская ( Русская) равнина занимает почти всю европейскую часть России – от западной границы до Уральских гор. Большая часть смешанных лесов расположена в европейской части России. В смешанных лесах растут хвойные и лиственные деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа, дуб.
Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. На сотни километров тянутся дремучие леса. Они занимают более половины территории республики. Сосновые боры, светлые и сухие встречаются в южной части республики. Елово- пихтовые леса растут в северо-восточной части республики. Леса –богатство нашей республики.
Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью – 31, 7%. Среди хвойных пород на 1 месте – ель. В составе лесов преобладают лиственные породы: берёза , липа, осина.
2.Царица северных лесов и её подруга.
50 млн. лет назад появилась сосна на Земле. За это время неоднократно менялся лик планеты: наступали и отступали ледники, появлялись и исчезали многие виды растений и животных, а их современница – скромная с виду сосна преодолела время, зацепилась корнями за землю и дожила до наших дней.
В России сосна обыкновенная является одним из самых распространенных деревьев. Ее можно увидеть на пространствах от берегов Белого моря вплоть до берегов Черного моря, от западных границ России — до реки Лены. Может быть, поэтому и называют ее сосной обыкновенной? Но так ли она обыкновенна? Прежде всего, ее с полным правом можно назвать самой терпеливой и неприхотливой. Покрытая пушистой хвоей сосна растет и в сухих местах, и на моховых болотах, и на голых гранитных скалах.
Сосна – неприхотливое дерево, холодостойкое, хорошо переносит зиму. Она растёт на песках, камнях, на болотах. Корни сосны уходят глубоко в землю, поэтому ей не страшны сильные ветры. Сосна менее требовательна к почве.
Лес, в котором растут только сосны, называют сосновым бором .
Сосна дерево засухоустойчивое . Хвоинки сосны тонкие, мало испаряют влагу, поэтому сосна может выдерживать засуху.
Сосна светолюбивая культура. Ствол у сосны прямой, ветки образуют крону только на верхушке дерева. Первые сучья начинаются на высоте 10 метров от земли. Форма кроны – куполообразная . Все нижние ветки сосен постепенно засыхают и отпадают, потому что веткам не хватает солнца. Их затеняют соседние деревья. Совсем другой вид имеет сосна , которая выросла на просторе. Она освещена солнцем со всех сторон. Ствол у неё менее высокий, более толстый, дерево ветвистое и коренастое. Ветки растут в стороны. Нижние ветки не засыхают и не обламываются.
Ель – высокое стройное дерево.
Лес, в котором растут только ели называют ельником.
Ель требовательна к почве : она хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Ель холодостойкая , влаголюбивая. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями.
По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ствол у ели густо усеян колючей хвоёй. Ветви ели тонкие, растут близко друг к другу, начинаются почти от земли и к вершине дерева постепенно укорачиваются. Форма кроны – пирамидальная.
Мини – исследование .( раздаточный материал – веточки сосны и ели, кора деревьев, шишки).
Исследование по плану ( на партах)
Инструкция: Рассмотрите ветки сосны и ели. Чем они похожи и чем отличаются?
Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короткие , заострённые на конце, колючие, тёмно –зелёные , расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги.
Пучками по две хвоинки
Проверь себя – слайд 9.
Назовите общие признаки хвойных растений?
Общие признаки – наличие хвои, шишки .
Отличия: цвет коры и хвои, длина хвои, расположение хвоинок.
Сосна и ель — вечнозелёные деревья. Часть хвои опадает в определенное время — осенью, в сентябре, а живет она три года. Перед тем как опасть, хвоинки становятся желтыми, и тогда крона становится пестрой.
Поэтому под елью, так же как под сосной. Всегда можно увидеть опавшую сухую хвою, а на ветках – зелёную.
3.Красота хвойных лесов.
Красота и величавость сосновых лесов всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников.
Постоянной и главной темой произведений И. И. Шишкина была тема Родины, раскрываемая им в образах ее прекрасной и могучей природы. Он изображал преимущественно леса, сосновые и дубовые, то есть самые мощные, самые высокие, недаром художника называли богатырем русского леса . Слайд 10
Художник - слайд 11
Кажется до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом. Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев – тех, что впереди, - не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство. Оттого и название – корабельная.
Пахнет хвоей, смолой и ароматом старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.
А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие. Молодые сосенки – зелёная семья…
Блики солнца играют в теплых водах ручья, берущего начало у мощных корней бора.
Шишкин создал монументальное полотно с гигантскими соснами, словно подпирающими ветвистыми кронами само небо. Это своеобразный итог многолетнего творчества великого художника, его лебединая песня. Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.
4.Физкультминутка.
Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.
- Мы в лесу своём друзья, и все мы дружная семья.
( Встают из-за парт и берутся за руки)
Деревья выстроились в ряд, и каждый встрече с нами рад.
(Улыбаются друг другу)
Вот этот гибкостью своею тешит взгляд,
А это – высится сурово, как солдат
Одно –раскидистые ветви простирает.
Другое – на ветру трепещет и играет.
( Весело прыгают. Садятся на свои места)
5. Лес и искусство
Хвойным деревьям посвятили свои произведения поэты.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется, рада.
М.Ю. Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета , как ризой , она
И снится ей всё, как в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
В.Рождественский.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
Наши предки придавали большое значение деревьям , среди которых им приходилось жить. На Руси из сосновых деревяшек вырезали маленьких избяных божков, а из стволов этих деревьев делали огромных идолов для языческих праздников. В качестве пожелания здоровья и долголетия сосновые ветки втыкали в свадебные повозки.
В Китае сосна олицетворяет верность .
В Японии отдают предпочтение хвойным : сосне, ели ; считают их символом жизни, символом счастья и долгой старости. В Японии научились выращивать низкорослую сосну ,занимаясь искусством бонсай.
Искуствовед – слайд 12.
В Японии существует искусство бонсай.
Предположительно искусство бонсай возникло около 2000 лет назад в Китае, но впоследствии, около 100 лет назад, оно прибрело огромную популярность в Японии и в настоящее время приобретает все больше поклонников во всем мире.
Сосну часто выращивают в горшках таким образом, чтобы дерево сохраняло свою естественную природную форму. С помощью определённых приёмов замедляется его рост. В результате небольшие деревья могут достигать возраста десятков и даже сотен лет. Но не величина и не возраст дерева поражают и очаровывают, а удивительная гармония его размера и формы.
Создание бонсай требует внимательного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения.
С сосной связан один любопытный случай. С сосной обыкновенной связано основание Петром I знаменитой Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея.
Кунсткамера – первый российский музей, основанный Петром I. Он ведет свою историю еще с конца XVII века, когда молодой царь начал собирать всевозможные диковинные вещи и инструменты. Из заграничных поездок он привозил модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных и птиц.
Учитель – слайд 13.
6. Значение хвойных.
В XIV веке царская семья облюбовала живописнейший уголок на берегу Москва-реки , построив здесь летнюю загородную усадьбу. Именно так начинается история усадьбы Коломенское. Усадьба была местом , где часто устраивались торжества и празднества. Это произошло к концу правления царя Алексея Михайловича.
Сейчас усадьба Коломенское, живописно расположившаяся на высоких берегах Москва-реки, стала одним из красивейших исторических памятников России.
Учитель . Сосновые леса богаты ягодами, всякой живностью, грибами, лекарственными травами.Сосна и ель имеют большое значение в жизни человека.
Биолог – слайды 17 и 18.
Из древесины сосны получают искусственный шёлк . Древесина сосны идет на изготовление струнных музыкальных инструментов , включая скрипки.
Древесина ели используется в строительстве ( строительные материалы), из ели получают бумагу, фанеру, спички, лекарства, канифоль, скипидар, смолу , спирт, дрова- топливо.
Сосна – поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев.
Смола – живица. Летучая часть смолы ( живицы) при охлаждении образует скипидар, а оставшаяся после перегонки золотистая хрупкая масса – канифоль. Канифоль применяется для производства бумаги, получения мыла, приготовления лака и красок. Без неё не могла бы играть скрипка. ( скрипичный концерт Н. Паганини). Скипидар применяется как растворитель лаков и красок.
Учитель слайд 19 - 20.
Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле, - это янтарь. Из него делают украшения, панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе ( ныне город Пушкин), в которой всё, начиная небольшой вещицей и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.
В 1716 году король Пруссии подарил её Петру I, чтобы скрепить союз России и Пруссии против Швеции. Комнату переправили в Россию на кораблях в 18 огромных коробках и разместили в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге как часть коллекции европейского искусства. В 1755 году царица Елизавета приказала переместить комнату в Екатерининский дворец в г. Пушкин.
Во время второй мировой войны комната была разграблена. При подходе фашистких воск к г. Пушкину работники Екатерининского дворца попытались разобрать и спрятать комнату. Но сухой янтарь начал осыпаться, и стены комнаты оклеили тонкими обоями. Однако обмануть немецких солдат не удалось. Они разобрали комнату за 36 часов, упаковали в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг, где её расположили в замке на Балтийском побережье. След шедевра потерялся в 1944 году, когда во время бомбёжки замок был полностью разрушен.
Реконструкция Янтарной комнаты, начавшаяся в 1979 году, длилась 25 лет и стоила $11 млн. Её завершение было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. В настоящее время комната расположена в государственном музее в Царском Селе и доступна для всеобщего посещения
Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна – одно из древнейших лекарственных растений.
Уже пять тысяч лет назад люди использовали 15 различных медицинских рецептов, в которых находила применение сосновая смола. Сосновым скипидаром лечили простудные заболевания. Древние шумеры использовали сосновую хвою для припарок и компрессов. Различные настойки сосновой хвои применяли с давних времен на Руси как витаминное средство. Первые строители Санкт-Петербурга ежедневно получали порцию водки, настоянной на хвое. Сосновые снадобья были непременным атрибутом путешественников XIX века. В период ленинградской блокады во время Великой Отечественной войны ослабленные голодом жители города пили настои из сосновой хвои, что спасало их от цинги. В настоящее время сосна является сырьем, из которого получают витамин С.
Сосна – зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов и микроэлементов. Чистую смолу ( живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои делают пасту, обладающую ранозаживляющими свойствами. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного средства, а также в состав кремов, предназначенных для питания кожи лица и шеи.
7. Охрана хвойных.
Хвойные растения – индикаторы загрязнения воздуха , они чувствительны к его чистоте, поэтому не очень хорошо чувствуют себя в городах. В зонах сильного загрязнения её хвоя приобретает тёмно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего 1 год при норме 3-4 года.
Эколог – слайд 21.
Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулёзной палочки. Поэтому воздух оказывает противомикробное действие. В сосновых лесах строят санатории.
Санаторий "Сосновый бор" расположен в живописном сосновом бору на берегу озера "Карась" в 28 км от столицы Республики Марий Эл города Йошкар-Ола
Все знают о ещё одной старинной традиции – ставить в доме украшенное хвойное дерево ( ель, сосну, пихту).В России обычай устраивать под Новый год ёлку приписывают Петру 1. Однако это не так. Его указ от 1700 года обязывал украшать дома и улицы ветками сосновыми и еловыми. Первая публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков.
С малых лет мы знаем ёлочку, которая приходит в наши дома на Новый год нарядная, пушистая, душистая.
1. Сколько лет вы празднуете Новый год с елкой?
2. Сколько еловых вы посадили?
Урок построен для 7-го класса коррекционной школы VIII вида по учебнику Н.В. Королёвой, Е.В. Макаревича.
Урок построен для 7-го класса коррекционной школы VIII вида по учебнику Н.В. Королёвой, Е.В. Макаревича.
Цель: познакомить учащихся с особенностями хвойных деревьев: сосны и ели.
Образовательные: формировать у учащихся представления о ели и сосне, их сходства и различия, условия произрастания и значения для человека.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности , коррекция письма и речи
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе и защите голосеменных деревьев.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, карточки
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать голосемянные растения. Узнаем о самых распространенных представителях хвойных деревьев сосне и ели, где и как они растут, как ель побеждает сосну в природе.
II. Актуализация знаний.
Какие растения называют ГОЛОСЕМЯННЫМИ?
Где у ГОЛОСЕМЯННЫХ находятся семена?
Какие ГОЛОСЕМЯННЫЕ растения вы знаете? Это ель, сосна, пихта, кедр.
III. Изучение нового материала
Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят – 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя. Хвойные растения образуют леса, которые называют тайгой. В России, особенно в Сибири, тайга занимает большие территории.(слайд 2)
Большой сосновый лес называют сосновый бор- красота и гордость нашей страны. Как изображен сосновый лес на картинах известных художников. (слайд 3) Сосна-светолюбивое холодостойкое дерево высотой до 40 метров. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём. Сосны высокие и стройные деревья. На средних и нижних участках ствола ветви отмирают и опадают. Различают сосны, выросшие в бору и сосны выросшие на открытом участке. (слайд 4)
Хвоинки сосны длинные, расположены на стебле пучками, по две хвоинки в каждом пучке. (слайд 5)
Семена созревают в шишках и лежат на их чешуйках открыто, голо. Шишки короткие, каплевидные – напоминают по форме очень крупные капли воды. (слайд 5)
Сосна – ценное дерево. Её древесину ценят в строительстве больше, чем древесину ели. Древесину сосны используют в кораблестроении, вагоностроении, в авиационной промышленности. Из смолы сосны получают скипидар, канифоль. ( слайд 6)
Сосна выделяет вещества, которые делают воздух целебным. Не случайно большинство санаториев и домов отдыха построено именно в сосновых лесах. Хвоя сосны содержит много витамина С. (слайд 7)
Еще одно замечательное хвойное дерево-ель.
Это теневыносливое холодостойкое дерево до 40 метров высотой. Для своего роста и развития требует много влаги. Поэтому еловые леса тёмные, влажные. (слайд 8)
Хвоинки ели короткие, жёсткие, колючие, расположены на ветке поодиночке. ( слайд 9)
Семена созревают в шишках. Шишки удлинённые, свисают с веток вниз. ( слайд 9)
Ель теневынослива, не гибнет в густом лесу под высокими деревьями. Если в сосновом бору появятся елочки, то они хорошо растут под соснами. А потом, когда вырастут большими, ели начинают затенять сосны. Сосны от этого погибают. Так ель побеждает сосну в природе.
Древесина ели мягкая, светло-жёлтая, легко поддаётся обработке. Её используют в строительстве, при изготовлении фанеры, бумаги, музыкальных инструментов, различных поделок и как топливо. При специальной переработке из древесины ели получают смолу, канифоль, вар, скипидар. (слайд 10)
Елочка и сосна приходят в наши дома каждый Новый год. Закон об охране природы запрещает рубить ели в лесу. Их специально выращивают в лесных хозяйствах. Таким образом деревья сохраняются в лесу.
А как еще мы с вами можем сохранить лес? Правильно. Лес надо беречь от пожара. Если имел место верховой или высокоинтенсивный низовой пожар, то насаждения будут разрушены полностью, восстановление начнётся практически с нуля: сначала появится травянистая растительность, потом лиственные леса. Смена лиственных пород деревьев на хвойные после пожара занимает очень длительный период – от 100 до 200 лет. (слайд 11)
IV.Физкультминутка.
Выполняем упражнение “Во дворе стоит сосна”.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Качаемся в стороны)
Ветки гнутся взад–вперед. (Качаемся вперёд–назад).
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты)
V. Закрепление знаний.
Ребята, сейчас мы с вами повторим все, что вы увидели, услышали и узнали о голосемянных растениях, сосне и ели.
Работа с карточками. Учащиеся читают вслух, находят правильный вариант ответа.
Используя текст учебника, заполните таблицу “Сравнение ели и сосны”. (слайд12)
Тема урока: Деревья: сосна, ель. Сравнение по листочкам (хвоинкам) и шишкам.
Тип урока: Комбинированный урок
Общая дидактическая цель по типу урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: наглядные, словесные, практические
Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.
1. Организация начала урока. Дыхательная гимнастика.
- Сейчас у нас урока развития речи. Мы будем продолжать изучать окружающий нас мир, учиться строить предложения и составлять рассказы.
- В этом лесу живет Лесовичок, который сегодня пришел к нам на урок. (Слайд. Лесовичок)
2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления
Лесовичок предлагает ответить на вопросы.
2.1.Какое слово лишнее? Почему?
- Повторите ряд слов, подберите обобщенное понятие (деревья, кустарники, травы)
2.2. Работа над антонимами
- Подберите противоположные по смыслу слова
3. Актуализация опорных знаний
- Когда Лесовичок был маленьким, ему очень интересно было наблюдать за огромными растениями.
- Как назывались эти растения, как вы думаете?
- Назовите общие части у всех деревьев.
- О каком дереве говорится в загадке?
Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
Расскажите про ель по плану. (Слайд. План)
Какое это дерево?
Как располагаются иголки?
Значение дерева в природе.
4. Введение в тему.
У меня длинней иголки,
Очень прямо я расту
Ветви - только на макушке (сосна)
Тема нашего урока: Сосна и ель - хвойные деревья. (Слайд. Тема урока)
Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно узнать про великое дерево – сосна. (Слайд. Сосна)
- Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.
Много стихов и рассказов про сосну. (Ученица читает наизусть стихотворение) А. Барто.
Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
Только мне не верится…
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит это елочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалась, что она
Не такая, как сосна.
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
6. Закрепление изученного.
6.1. Составление предложений
Описание сосны по плану (разноуровневые карточки).
Ствол (высокий, тонкий; мощный; широкий)
Ветви (располагаются высоко, раскидистое)
Иголки (длинные, крупные, тонкие, короткие);
Шишки (округлые, продолговатые)
6.2. Сравнение двух деревьев.
- Сегодня мы рассмотрим, что общего и чем отличаются ель и сосна.
- Что же у них общего?
- Благодаря хвоинкам эти деревья назвали хвойными. (Слайд. Хвоинки)
- Что такое хвоинки?
- У вас на столах лежат веточки ели и сосны. Рассмотрите их.
А) Сравнение хвоинок
- Что у вас на столах?
- Чем похожи веточки?
- Какие иголки у ели, как расположены?
Б) Сравнение шишек
- Какая из шишек еловая, какая – сосновая? Какие они по форме?
В) Сравнение веток
-Как растут ветки у ели?
6.3. Составление предложение по образцу.(Слайд. Схема предложения)
- Составьте предложение по схеме ______, а _________
- Как растут иголки у ели и сосны?
- Какие по величине шишки у ели и сосны?
- Какие по форме шишки у ели и сосны?
Правило: при назывании признаков сосны дети выполняют наклоны в стороны, признаки- ели – приседание. Исходное положение – стоя у парты.
Длинные иголки, короткие иголки, шишки круглой формы, продолговатой формы, корни неглубокие, корень уходит глубоко в почву.
7. Обобщение и систематизация знаний.
- Продолжите сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке на вопросы.
- Используйте при рассказе предложения, которые мы составляли на уроке.
- Не забывайте, что у сказки должны быть начало, главная часть, конец.
Читают текст на карточке. Рассказывают сказку.
7.2. Экологическая минутка.
- Лес – наш друг. И приходя в лес, мы должны вести себя вежливо. А что это значит? Давайте сформулируем правила вежливости с помощью принесенных Лесовичком знаков. (Слайд. Знаки)
- Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
- А лес, состоящий из этих деревьев. (хвойный)
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке развития речи?
- Тем, кто хорошо работал на уроке, получают подарки от Лесовичка. Достаньте шишку из волшебного мешочка, угадай, какого с какого она дерева?
Читайте также: