Конспект урока по литературе эпитет

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока:
- Обобщить знания учащихся в области теории литературы;
- Отработать навыки нахождения тропов в литературном произведении.

Задачи урока:
1. Образовательные
- Активизация и пополнение знаний учащихся в области теории литературы (работа с такими понятиями, как эпитет, метафора, пейзаж);
- Формирование умения учащихся читать выразительно, вдумчиво, анализировать текст, опираясь на его средства выразительности;
2. Воспитательные
- Активизация стремления учащихся к изучению произведений классической художественной литературы;
- Способствование эстетическому воспитанию учащихся;
3. Развивающие
- Способствование развитию ассоциативного и творческого мышления;
- Развитие умений анализировать и делать выводы
- Развитие навыков монологической речи учащихся;

1 этап урока – беседа с классом о том, что такое эпитет, для чего их используют поэты, писатели в своих произведениях; работа с выданным материалом.
I Задание:
Слова для справки:
Яркий, печальный, солнечный, промозглый, теплый, туманный, радостный, ветреный, чудесный, веселый, пасмурный, слякотный, бесподобный, морозный, мрачный, прозрачный, великолепный, звонкий…

- Выберите из списка слов или подберите самостоятельно такие определения, которые бы помогли рассказать о радостном для вас солнечном дне в конце зимы.
- Выберите из выписанных определений те, что могут быть эпитетами, выбор обоснуйте (какова эмоциональная окраска слов), выделите их любимым цветом;
- Пользуясь выбранными эпитетами, опишите такой день.

II Задание:
- Прочитайте подобранные дома строчки из стихотворений и назовите эпитеты, объясните.

I Задание:
Давайте проследим, как рождается метафора
1 план – что-то видим и слышим;

2 план – что-то понимаем, чувствуем;
3 план – сравниваем;
4 план – убираем первый план, соединяя чувства с теми образами, которые возникли при сравнении;

II Задание:
Попробуйте узнать, о каком стихотворении я буду сейчас рассказывать.
С. Есенин. Белая береза.
Утро. Светает. Зима. Береза стоит около дома. Видимо, ночью был мороз, и ветки дерева покрылись инеем. Снег искрится под лучами солнца, которого еще не видно, но оно вот-вот взойдет.
- Как вы догадались?
- Что я сделала со стихотворением, метафорой?

IV Задание*:
Найдите метафоры и эпитеты в следующих произведениях:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою.
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой—
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет.
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф.И. Тютчев)

Весна Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

3 этап урока – Творческое задание (может быть задано на дом)
Напишите небольшое сочинение – миниатюру с использованием образных средств выразительности речи, которые вы нашли, придумали в ходе работы на уроке.

Раздаточный материал
ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
I Задание:
Слова для справки: Яркий, печальный, солнечный, промозглый, теплый, туманный, радостный, ветреный, чудесный, веселый, пасмурный, слякотный, бесподобный, морозный, мрачный, прозрачный, великолепный, звонкий…
- Выберите из списка слов или подберите самостоятельно такие определения, которые бы помогли рассказать о радостном для вас солнечном дне в конце зимы.
- Выберите из выписанных определений те, что могут быть эпитетами, выбор обоснуйте (какова эмоциональная окраска слов), выделите их любимым цветом;
- Пользуясь выбранными эпитетами, опишите такой день
__________________________________________________________________________

Подтаявший снег – _________________________________________________________

Пение птиц – ______________________________________________________________

Солнечные зайчики – _______________________________________________________

Хрупкий лед – _____________________________________________________________
Вспомните еще приметы весны и продолжите игру.
__________________________________________________________________________

IV Задание: Найдите метафоры и эпитеты в следующих произведениях:
Весна. Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

3 этап урока – Творческое задание (может быть задано на дом)
Напишите небольшое сочинение – миниатюру с использованием образных средств выразительности речи, которые вы нашли, придумали в ходе работы на уроке.
__________________________________________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока:

Обучающие:

Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов без их применения.

Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

Развивать монологическую речь учащихся и навык выразительного чтения лирических текстов.

Развивать познавательный интерес учащихся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

Воспитывать любовь к чтению, учить ребят видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Тип урока: урок-мастерская.

Организационный момент. Мобилизующая рефлексия.

В тетрадях, на полях, пожалуйста, нарисуйте ромашку определенным цветом, отражающим ваше настроение.

Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

- Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?

- Почему наш урок будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

1.Пробуждение жизненных впечатлений .

- Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, трудолюбивый, искренний и др.)

- А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. ( Роза).

- Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. (Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро, морозная, звездная, непроглядная - ночь).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения .

- Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

- Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? (кривою поварихой, злыми жабами).

- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

Художественное определение

Чаще выражено прилагательным

Выделяет свойства, качества; выражает настроение

Создает образ

Определение постепенно выводится на слайд.

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

-Кто такие подмастерья? ( Ученики, помощники мастера). Давайте с вами поработаем (как подмастерья в мастерской) над решением проблемы НАХОЖДЕНИЯ И СОЗДАНИЯ ЭПИТЕТОВ В ТЕКСТЕ. Для этого выполним три задания:

Каковы отличительные особенности эпитетов от грамматических определений?

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день. (Выводы ребят об отличительных признаках эпитетов от грамматических определений).

Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

- Как передать эту смену настроения при чтении?

- Какой вы представили снежинку? (2-3 ответа учащихся).

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Учащиеся работают на карточках-тренажёрах; при выполнении задания можно воспользоваться подсказками, в которых даны как грамматические определения, так и эпитеты; причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

Учащиеся зачитывают варианты своих стихотворений и сравнивают со стихотворением А. Фета. Делают вывод о роли эпитетов в тексте.

Учащимся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами учащиеся.

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

( строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер (ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

Итоги урока. Рефлексия

– Назовите секреты эпитета.

- Как увидеть эпитеты в тексте?

- Какова их роль в художественном тексте?

- А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

- Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

- Как вы думаете, сможем ли мы применить полученные знания в жизни? Если да, то где? Пожалуйста, возьмите сейчас карандаши и вновь нарисуйте на полях своих тетрадей ромашку определенным цветом, отражающим ваше настроение.

2. Заключительное слово учителя.

Урок по теории литературы в 5 классе даёт обучающимся начальные знания об эпитете. В него включены разноуровневые задания, право их выбора предоставляется пятиклассникам. Итог урока – творческие работы детей. Презентация позволяет экономить время урока, наглядно демонстрировать картины природы к лирическим произведениям, включённым в его ход видеть красоту сельских пейзажей родного посёлка. В презентации использованы фотографии автора.

Использованная литература:

Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..

Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

Задачи урока:

Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов с без их применения.

Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

- Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? ( Слайд № 2.)

- Почему наш урок будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

Пробуждение жизненных впечатлений (Слайд № 4).

- Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивы, трудолюбивый, искренний и др..)

- А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.( Роза).

- Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения ( слайд № 5).

- Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

- Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? ( кривою поварихой, злыми жабами).

- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

-Кто такие подмастерья? ( Ученики, помощники мастера)

Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

- Как передать эту смену настроения при чтении?

- Какой вы представили снежинку?

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах) ( Слайд № 8).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

( строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

Итоги урока. Рефлексия (Слайд № 9)

– Назовите секреты эпитета.

- Как увидеть эпитеты в тексте?

- Какова их роль в художественном тексте?

- А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

- Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Познавательные: 1) Расширить знания учащихся о тропах. 2) Формировать понятие об эпитете, видах эпитетов, их роли в художественном тексте. 3) Расширять словарный запас учащихся.

II. Развивающие: 1) Развивать способность эмоционально откликаться на художественный текст. 2) Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

III. Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к художественному слову; 2) Воспитывать чувство уважения к чужому мнению.

Оформление доски: 1) Запись числа, темы, эпиграфа к уроку.

Оборудование урока:

мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска

Учитель: Каримова Ю.В.

I. Организационный момент. Приветствие.

II.Введение новой темы.

Объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала

Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Какую картину вы представили себе?

Какое это время года, суток?

Какой частью речи в предложении являются выделенные слова? (прилагательными).

А каким членом предложения? (определением).

Правильно. Вы назвали все определения, с помощью которых А.А.Фет изображает зиму. И не случайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотел, чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня мы познакомимся с изобразительно-выразительным средством.

Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты. Ответим на вопрос: Для чего используются эпитеты. Научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно.

Запишите в тетради число, тему.

III.Работа с эпиграфом

А вот эпиграф нашего урока. Это слова известного русского языковеда Дитмара Эльяшевича Розенталя:

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.

Как вы поняли слова Розенталя?

IV.Актуализации жизненных впечатлений. Репродуктивный метод. Прием беседы.

Проводим разминку. Посмотрим, какие вы внимательные.

1. О каком цветке идет речь? Алая, колючая, утренняя, нежная, благоухающая ароматом южной ночи (роза).

2. Определите время года по его свойствам. Долгожданная, волшебная, чудная, ослепительная, завораживающая (зима).

3. При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (при помощи эпитетов - определений).

Итак, что же такое эпитет?

Откройте стр.72. прочитайте определение.

(Эпитет – это художественное определение предмета или явления.)

Какова роль эпитета в художественном произведении?

(Помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.)

V.Объяснение нового материала. Составление опорного конспекта.

Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников.

Посмотрите на слайд.

Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Эти определения обладают особой выразительной силой - называются эпитетами.

3. Для чего поэт использует эпитеты в своем произведении? Какова их роль?

VI.Запись опорного конспекта в тетрадь.

Запишите в тетрадь опорный конспект, что на слайде:

1.Эпитет – выразительное определение

2.Выделяет свойства, качества, признаки, создает образ,

передает отношение автора, заряжает настроением.

Мы выяснили, что такое эпитет. Теперь мы закрепим отличительные особенности эпитетов.

Для этого поработаем с доской.

Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом.

Сравним: волшебное озеро; день как бы хрустальный - длинный день; золотой огонь – золотое кольцо.

Посмотрите на слайд и найдите в этих парах эпитеты.

Почему именно эти слова эпитеты? (С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение автора к предмету или явлению, создается особый образ.

Об этом сообщает эпиграф нашего урока.

VIII.Знакомство с видами эпитетов

А теперь познакомимся с видами эпитетов.

Посмотрите на слайд:

Мы можем встретиться с такими эпитетами в сказках , употребляются постоянно. Называются такие эпитеты постоянными.

Они употребляются в обыденной речи, используются в народнопоэтическом творчестве.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

- Что вы перечислили? (чувства, эмоции)

- Как еще можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты).

С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца.

На окнах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-сонных роз.

- Какие это слова по своему составу и значению? (сложные).

Таким образом, мы познакомились с видами эпитетов. Слайд:

Виды эпитетов: 1) постоянные; 2) оценочные; 3) описательные; 4) эмоциональные; 5) сложные.

Как можно определить вид эпитета?

(Нужно определить значение этого эпитета в тексте, его роль.)

IX.Закрепление изученного материала.

Теперь закрепим то, что мы узнали об эпитетах сегодня на уроке, выполняя упражнения.

Выпишите эпитеты, которые помогают представить внешний вид мальчика, и эпитеты, которые позволяют понять, почему Павлуша понравился рассказчику.

Один ученик работает у доски.

Опишите своими словами, каким вы представили себе Павлушу.

128. Перед вами несколько существительных. Придумайте к ним эпитеты.

Поле – ,Глаза – Сказка –

По цепочке 2 ряд.

Запишите домашнее задание.

П.23 пересказ, упр.130-132

XIII.Итог (в форме фронтального опроса)

Выставление оценок за урок с мотивировкой.

Подведение итогов урока.

Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока).

Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чувства).

С какими видами эпитетов познакомились? (постоянные, эмоциональные, описательные, оценочные, сложные).

Читайте также: