Конспект по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе с презентацией

Обновлено: 04.07.2024

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, Коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Материалы и оборудование: иллюстрации к произведениям

I. Вводная часть.

Сегодняшнее занятие я хочу начать с приветствия, как мы с вами приветствуем друг друга каждый день? Говорим здравствуйте! Сегодня я вам предлагаю поздороваться друг с другом другим способом: вы будете в разном направлении двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встретится вам на пути, но здороваться будем определенным образом: под мои хлопки, один хлопок - здороваемся за руку, два хлопка - здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками, разговаривать не разрешается, будьте внимательны!

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о добре. – Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)

Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении, в беде. — Поэтому оказать помощь тому, кто в ней нуждается — закон не только для людей, но и для животных. Послушайте произведение В. А. Сухомлинского о том, как белочка помогла дятлу.

II. Основная часть.

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

А) Вопросы к детям для анализа.

- Ребята, вы прослушали произведение, скажите, что я вам прочитала сказку или рассказ? (сказку) Правильно, скажите чем отличается сказка от рассказа? (В Сказках всегда происходит то что не бывает в обычной жизни, звери умеют разговаривать или например люди пользуются волшебными предметами. А в рассказах речь идет о том, что было на самом деле)

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, а это главное.)

- Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что ему плохо.)

-Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Это бескорыстная помощь, благодарная помощь, помощь не требующая платы, награды.)

Б) Словарная работа:

Ребята, давайте все вместе скажем словосочетание бескорыстная помощь. Ульяна скажи словосочетание бескорыстная помощь, так как мы сказали. Олеся, скажи Бескорыстно помогать. Арсений скажи бескорыстный человек. Все эти слова образованны от слова бескорыстие, Ребята давайте все вместе скажем бескорыстие. Молодцы, правильно произнесли.

– Скажите Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось? (могла, тогда это бы обернулось трагично, дятел бы остался голодным и мог бы замерзнуть)

Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными.

– Какое дело совершила Белка? (доброе)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. Это просто старушка.

А) Вопросы детям

- Почему девочка задавала так много вопросов мальчику, который помог старушке подняться и собрать упавшие вещи?

- О чем говорят эти вопросы? (девочка считала, что помогать нужно только родным и знакомым.)

- А что мы с вами слушали, сказку или рассказ? Почему это рассказ?

(потому что в нем описывается цепочка реальных событий)

2.5. Проговаривание пословиц о добрых поступках.

Ребята, мы с вами знаем несколько пословиц о добрых поступках, назовите их.

Сделал добро - забудь, получил добро – помни.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

За добрые дела добром платят.

Жизнь дана на добрые дела.

Помог быстро - помог дважды.

III. Заключительная часть.

3.2. Итоговый анализ – рефлексия.

-Ребята, какой теме было посвящено занятие? Правильно, добру и добрым делам.

-Как вы думаете Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым –значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один.

-А какими будете вы?

- Что я сейчас прочитала Рассказ или стихотворение? (Стихотворение)

- Что вы сегодня узнали нового на занятии?

- Какими знаниями ты поделишься дома с сестрой?

Надеюсь, что все мы сегодня стали немного добрее и готовы творить добрые дела!


1) Дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка прибежала да хвостиком махнула, яичко упало – и разбилось. Курочка Ряба.
2) Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!. Репка
3) Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок
4) — Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Теремок
5) Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Маша и медведь

Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями сказок. Большое вам спасибо за вашу активность. Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете сказки, помните и любите их. И надеюсь, что каждый из вас найдет среди множества сказок сказку по душе, и много-много раз встретится со своими любимыми героями.

1. Мотивоционный этап.
Воспитатель обращает внимание на новую книгу.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей библиотеке появилась новая книга?


2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это произведение сказка или рассказ? (ответы детей). Почему? Вы можете догадаться, что сделал суслик, чтобы быть похожим на человека? (предположения детей). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, верны ваши предположения или нет.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.

Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека. Он надел на себя брюки и спросил:
- Я похож на Человека? (как вы думаете, что ответил Человек?)
- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки.
Суслик надел ещё и рубашку и спросил:
- Ну? Я похож?

- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку.
- А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. - И он надел пиджак.
- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик (Ну, хотя бы в брюках, рубашке, пиджаке суслик похож на человека?)
- Э-э-э. - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:
- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком. (Интересно,что еще придумал суслик, чтобы быть похожим на человека?)
И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.
- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ. (Представьте себе суслика в одежде, с портфелем и в очках. Представили?)
Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков. (Что же случилось с бедным сусликом?!)
- Что с тобой? - спросил Человек.
- Со мной? - спросил Суслик.
- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.
- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.
- С каким Котёнком?
- С таким Котёнком, который сидел в колодце.
- Как же он очутился в этом колодце?
- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце. И мокро в мокром колодце… (Бедный котенок! Как его жаль, правда, ребята?) И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки,(Да, без веревки как помочь котенку?! Интересно, что придумал суслик, чтобы спасти котенка) и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!
- И ты сделал верёвку?
- Сделал. (Вот какой молодец Суслик! Он не пожалел вещей, чтобы сделать веревку из них и помочь котенку). Верёвку я сделал, но теперь. Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да. Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки. Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу. Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.
- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо. - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек. (Догадались, почему так сказал Человек?)

2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Я прочитала вам произведение. Как вы думаете, это сказка или рассказ?
Воспитатель: Что же делал суслик, чтобы быть похожим на человека? Когда ему удалось стать похожим на человека? Почему?
Воспитатель: Что можно сказать о суслике, какой он по характеру? (Суслик очень добрый, смелый, он готов помогать другим животным).
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?




4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в сказке? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор? (Не костюм и прочие внешние атрибуты делают человека Человеком, а его поступки).
Воспитатель: Что вы поняли, когда познакомились с этой сказкой? Кому бы вы рассказали это произведение?
Воспитатель предлагает 2-3 детям пересказать текст рассказа, помогает при необходимости.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Эмма Мошковская. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет.



Старшая группа

Программное содержание:

-Расширить представления детей о видах сказочного жанра;

-Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;

-Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

— Развивать способности творческого самовыражения;

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.

Предварительная работа:

Материал и оборудование:

Ход занятия.

Поэт Юрий Энтин, композитор Евгений Крылатов.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети отвечают. О сказках.

Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

Воспитатель: Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.

Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.

Воспитатель: Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса за темные леса.

Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

На каждом стуле посидела,

Мишуткину похлебку съела.

Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

Мама деточек учила,

дверь чужим не открывать,

не послушались детишки и попали к волку в пасть.

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

Воспитатель: Кто герои этих сказок?

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

Воспитатель: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.

Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?

Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных.

В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Каким показан в сказке богатый, а каким бедный?

Воспитатель: Богатый – скупой, глупый и жадный, а бедный трудолюбивый, честный, добрый.

Физкультминутка.

Девочка по лесу шла, дети шагают на месте

И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком

Видит, что хозяев нет. Потянуться на носочках, головку вытянуть вперед

На столе стоит обед. Левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)

Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают

В трёх постелях полежала. Ладошки сложить вместе под щечку

Назовите сказки с элементами превращения.

Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?

Воспитатель: С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы.

Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

Воспитатель: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

Просмотр слайдов.

Воспитатель: В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?

Воспитатель: Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Герой волшебной сказки должен пройти через испытания, которые каждый раз все становятся труднее и труднее.

Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?

Проблемная ситуация.

Воспитатель: В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас вылепит свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.

Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.

Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.

Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.

Автор: Овчинникова Галина Сергеевна,

заместитель заведующей по воспитательной и методической работе,

Читайте также: