Авторитарные режимы в европе польша испания конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Загрузить презентацию (944 кБ)

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о тоталитарных режимах в европейских странах в 20-30 гг. XX века. Выяснить причины прихода фашистов к власти, общие и особенные черты фашистских режимов в Италии, Германии и Италии. Уделить внимание роли личности в истории (На примере характеристики Бенито Мусолини и Адольфа Гитлера) и моральной оценке фашизма.

План.

Список литературы.

Задания.

Вопросы для сравнения

Италия

Германия

Год создания фашистской партии

Год формирования правительства фашистским лидером

Период стабильности был прерван крахом на Нью-Йоркской бирже (24 октября 1929 г.), ознаменовавшим начало мирового экономического кризиса. Мировой экономический кризис 1929-1933гг. обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Возникла угроза разрушения европейской цивилизации со стороны фашизма.

1. Что такое фашизм?

Ученики: фашизм является одной из форм тоталитаризма.

Что такое тоталитаризм? Каковы характерные черты тоталитаризма?

  • установление однопартийной системы
  • уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии
  • полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии
  • ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
  • уничтожение гражданских свобод
  • построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом
  • унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни
  • авторитарный способ мышления
  • культ национального вождя
  • массовые репрессии

Каковы причины прихода фашистов к власти?

Ученики:

2. Сравнительная характеристика фашистских режимов в Италии и Германии. Общее и особенное

Вопросы для сравнения

Италия

Германия

Год создания фашистской партии

1919. Мюнхен. Основатель партии рабочий А. Дрекслер

Год формирования правительства фашистским лидером

  • Контроль за экономикой (отраслями промышленности, торговлей) через корпорации. Действие вертикальной системы корпораций в четырех отраслях: промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы
  • Милитаризация экономики
  • Монополизация банковской системы
  • Автаркия
  • Государственное регулирование (Верховный орган руководства экономикой – Генеральный совет немецкого хозяйства; гос. военные заказы; контроль производства и сбыта в сельском хозяйстве). Были приняты законы, допускавшие конфискацию или ограничение собственности
  • Сочетание частной и государственной собственности
  • Милитаризация экономики
  • Планирование (диктат номенклатуры выпускаемой продукции, цен на неё, размера зарплаты и числа работников, порядок использования прибыли )
  • Автаркия

Корпорации регулировали социальные отношения

Урегулирование отношений с Ватиканом.

1929г – Латеранские соглашения были подписаны между Пием ХI и Муссолини, предусматривающие государственный суверенитет города Ватикан

Любая оппозиция среди верующих подавлялась

Расизм: элита белой расы – арийцы и национализм

Таким образом, мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии к власти приходят фашисты. В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.

При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.

Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.

Какой из политических режимов: фашистский в Италии или нацистский в Германии представляется вам тоталитарным в более полной мере?

Политический режим в Германии представляется тоталитарным в более полной мере, т.к. в Италии главой государства считался король Виктор Эммануил III, т.е. сохранялась монархия, определенное влияние в стране имел Ватикан, юг Италии контролировала мафия.

Основателем европейского фашизма считается Б.Муссолини, а одним из тех, кто оставил самый мрачный след в истории ХХ в – А. Гитлер. Еще в 1922г. в письме к Гитлеру Йозеф Геббельс писал: «Подобно восходящей звезде вы предстали пред нами, вы совершили чудо, прочистили наши мозги и дали нам веру, нам – блуждавшим в мире отчаяния и скепсиса… Впервые мы увидели человека, сорвавшего маски с лиц, искаженных жаждой наживы, - с лиц всех этих парламентских ничтожеств… Вы выразили больше, чем вашу собственную боль… Вы высказали потребность целого поколения, блуждающего в поисках цели в мире утраченных идеалов.

Характеристики Б. Муссолини и А.Гитлера

Какие личные качества Гитлера способствовали тому, что безвестный ефрейтор, каким он был в первую мировую войну, недоучившийся художник стал вождем немецкого народа?

Решительный, волевой, фанатично преданный идее.

Согласны ли вы с тем, что в 1933 г. в Германии произошла простая смена правительства?

Нет. Т.к., произошла смена буржуазно-демократического режима на тоталитарный. То есть изменилась одна из форм государства.

Работа с документами. См. приложение №1.

Что означают выражения?

3. Особенности франкизма.

Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного. Каковы особенности данного режима?

  • фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы
  • режим навязан извне
  • большое влияние сохранила церковь
  • режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой
  • Франко уклонился от официального вступления в войну
  • все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией

Работа с документами. См. приложение №2

Итак, в 20-30-е гг. в европейских странах к власти приходят фашисты, совершившие в дальнейшем злодеяния, поражающие воображения. Эти злодеяния нельзя оправдать, какими бы то ни было теориями, концепциями, ссылками на объективный ход исторического развития, на особенности массовой психологии немцев и т. п. Моральная оценка фашизма однозначна, но она не освобождает нас от необходимости понять, что сделало эти преступления возможными. Разумеется, было бы самонадеянным считать, что на одном семинаре мы сможем изучить все аспекты, касающиеся зарождения и развития тоталитарных режимов. Разговор будет продолжен на уроках по обществознанию и отечественной истории.

Необходимо напомнить о неофашистах на современном этапе. Каждый из нас волен выбирать свой путь, но в одном я убеждена, человеку мыслящему, думающему, образованному не по пути с фашистами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока нового способа деятельности

На основе анализа полученной из различных источников информации выяснить причины установления авторитаризма в странах Европы, предпосылки формирования фашизма

На основе работы с текстом учебника узнать об основных событиях, связанных с периодом установления авторитарных режимов в Европе, установить логические связи между этими событиями.

Характеризовать итальянский фашизм. Объяснять, почему Италия стала первой страной Европы,

Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Испании.

1) Объяснять причины установления авторитарных режимов в Европе.

2) Характеризовать авторитаризм и тоталитаризм

3) Объяснять , почему возникла возможность прихода фашистов к власти в Европе

Регулятивные УУД:

Развивать умения принимать и сохранять учебную задачу;

Развивать умения принимать роль в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД:

Развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Развивать умения искать, анализировать место и роль основных событий; объяснять причины происходящих событий; анализировать Развивать умения работать с книгой; составлять сравнительную таблицу

Коммуникативные УУД.

Развивать умения выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; готовность к сотрудничеству

- Формирование уважения к мировому историческому наследию;

- Осмысление опыта мировой истории для дальнейшего недопущения ошибок

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

Понятие «авторитаризм, тоталитаризм, политический режим

Формирование авторитарных режимов

Предпосылки фашистского движения

Муссолини и идеи фашизма

Создание фашистского режима в Италии.

Режим Франко в Испании

Организационная структура урока

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Опрос домашнего задания фронтально - индивидуально :причины экономического бума 1920-х годов, развитие культуры, рост соц.партий

Письменно- признаки империализма

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Включение в учебный процесс

Проявление положительного отношения к учебной деятельности

Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Многие историки утверждают, что причины развязывания второй мировой войны следует искать в итогах ВВС. Как вы думаете почему?

Почему в Европе установились авторитарные режимы? Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования.

Понимают значение своей деятельности, определяют правила делового сотрудничества

Объявляет тему урока

Предлагает сформулировать задачи, корректирует ответы

Как и где он себя проявил?

Работа с причинно-следственными связями исторических фактов.

Обучающиеся учатся: ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса

Изучение нового материала

Учитель предлагает материал для наблюдения в виде презентации и систему вопросов.

Понятие «авторитаризм, тоталитаризм, политический режим

Формирование авторитарных режимов

Предпосылки фашистского движения

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Организация усвоения детьми нового способа действий при просмотре учебного фильма

Выдает информацию, контролирует ее усвоение через систему вопросов

Связь с обществознанием: форма государства:- политический режим

Работа с терминами. Определяет способы, методы, с помощью которых государство осуществляет свою власть. Соотношение между обществом и государством (либо общество для людей – Древняя Греция, либо люди для государства – восточные Деспотии

Политический режим – это приемы и методы осуществления политической власти

Демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный)

Авторитаризм –

Тоталитаризм –

Организует работу с текстом стр.63 и беседу с классом

В чем отличие авторитаризма от тоталитаризма?

Организует самостоятельную работу с текстом –как авторитарные режимы пришли к власти в Европе?

Организует беседу в ходе которой формируется таблица (Приложение)

Все ли после итогов 1 мировой войны были довольны?

К чему привел экономический подъем? К кризису

К какому эшелону капиталистического развития мы относим Италию, Испанию, Германию, Японию? Как это отражается на экономике – догоняющее развитие, ускоренная модернизация, насильственная ломка традиционных социальных институтов – запись экономических предпосылок

Что мы говорим о серах общества? Действуют они отдельно или взаимосвязаны? Следовательно, экономическая , политическая и социальная сферы взаимосвязаны!

После мировой войны что произошло с империями- разрушились (Российская, а-венгерская, германская), к чему может привести эк. Кризис? – нарастанию противоречий – заполняем 2 колонку

Как война повлияла на взгляды людей о насилии ?- спокойное отношение, культ силы- заполняем 3 колонку.

Муссолини и идеи фашизма

Создание фашистского режима в Италии.

Выскажите свой взгляд на фигуру дуче? Почему стало возможным приход к власти фашистов ? почему отцом фашизма является Италия (Муссолини), а более кровавый след оставил после себя Гитлер?

Получают информацию от учителя, ее усваивают для дальнейшей работы

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал

Новое знание обучающиеся получают в результате беседы
полученную информацию фиксируют в таблице

Занимаются поиском информации из текста учебника стр.56-57

Включаются в процесс обсуждения- каковы были предпосылки прихода к власти фашистов в Европе

Получают информацию из фильма, закрепляют ее в виде дальнейшего обсуждения с учителем

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний . Поиск необходимой информации в одном историческом источнике для определения причин

Первичное осмысление и закрепление изученного

Включение нового знания в систему знаний;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Режим Франко в Испании

Просматривая презентацию, учитель дает опережающее задание-0 общее и особенное в действиях двух вождей Италии и Испании

Правы ли историки, что итоги 1 мировой войны спровоцировали возможность прихода к власти тех сил в Европе, которые развязали 2 мировую войну? Почему в Европе пришли к власти авторитарные режимы? Чем отличается авторитаризм от тоталитаризма?

Использует приобретенные знания в практической деятельности,
Ориентируются в информации. Высказывают свое суждения с опорой на презентациию

Умение ориентироваться в содержании предмета. Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждения по результатам сравнения.

Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах ее достижения

осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности

и подведем итоги урока:

Сегодня на уроке я…

Самым полезным и интересным для меня было..

Я встретился с трудностью при …

У меня хорошо получилось…

Мне это необходимо для

Анализирует деятельность по достижению цели

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность

§ 6, вопросы и задания после §,

Фиксируют задание в дневниках

психологические

1) Ускоренная модернизация, приведшая к ломке традиционной социальной структуры; развитие рыночной системы при сохранении большой роли государства в экономике.

2) Несбалансированная отраслевая, торговая и региональная структура.

3) Мировой экономический кризис 1929—1933 гг.

1) Поражение в Первой мировой войне и крушение империй.

2) Нарастание политических противоречий вследствие мирового экономического кризиса.

3) Предотвращение угрозы революции

1) Насильственный слом традиционного общества привёл к утрате людьми уверенности в себе, стремлению подчиниться кому-либо более

сильному и влиятельному.

2) В результате Первой мировой войны получили широкое распространение представления о

Естественности насилия, культ силы, неразборчивость в средствах, спокойное отношение к массовым убийствам, жестокость.

Процесс демократизации не принёс большинству народов Европы заметного улучшения жизни. Особенно это касалось среднеразвитых стран – тех, которые не входили в число лидеров индустриального прогресса. В них ещё преобладал сельский образ жизни. Средние слои, готовые активно участвовать в политической жизни, были ещё довольно малочисленны. Народные массы, которые на короткое время пробудились к общественной жизни, вскоре вернулись к своим ежедневным заботам. Демократические завоевания воспринимались многими как бесполезное приобретение, приводящее к политической нестабильности. В Европе один за другим стали устанавливаться авторитарные режимы.

В 1923 г. произошли авторитарные перевороты в Болгарии и Испании. В Болгарии против установления власти военных выступили партии демократической направленности. Но коммунисты не поддержали их восстание, и оно было разгромлено. Коммунисты во главе с Георги Димитровым в сентябре 1923 г. решили самостоятельно выступить против диктатуры, но на этот раз сил у них оказалось недостаточно, и восстание было подавлено. В Испании во время переворота рабочие организации не стали выступать в поддержку парламентаризма, потому что парламентские партии ничего не сделали для улучшения положения трудящихся.


К середине 1930-х гг. в Восточной Европе осталось только одно демократическое государство – Чехословакия. Авторитарные режимы установились в большинстве стран Европы. Но авторитаризм, как и парламентская демократия, был неустойчив, потому что диктаторы не имели прочной опоры среди населения. Решить эту проблему стремились создатели тоталитарных режимов.

Муссолини и идеи фашизма

По окончании войны Италия не получила обещанных ей Антантой территорий. Муссолини утверждал, что итальянцев, сражавшихся на фронте, обманули и предали. В 1919 г. он основал собственную партию, которая широко использовала революционные лозунги, выступала за сплочение нации под руководством вождя (дуче). Дуче должен был добиться расширения итальянской колониальной империи и за счёт других народов обеспечить процветание итальянцев. Сторонники Муссолини – служащие, рабочие, бывшие фронтовики – объединялись в союзы (фаши). Это слово и послужило названием идеологии и движения – фашизм.


Разгон демонстрации в Риме


Создание фашистского режима

Первые успехи Муссолини обеспечили ему симпатии большинства населения. На выборах 1924 г., проходивших в обстановке насилия, блок фашистов и некоторых праволиберальных партий получил большинство. Но оппозиция продолжала острую критику Муссолини, и при первой же серьёзной неудаче своей политики он мог потерять власть. Тогда Муссолини решился на новый переворот. Фашисты убили депутата-социалиста Джакомо Маттеотти. В знак протеста депутаты-социалисты, коммунисты и часть либералов покинули парламент. Эти депутаты считали, что без их участия парламент станет неправомочен и Муссолини будет вынужден пойти на уступки. Но в борьбе с диктаторами такая тактика не даёт результата.


Муссолини (справа) во главе похода на Рим

Фашистский режим в Италии


Все итальянцы должны были поддерживать идеологию фашизма хотя бы на словах. Противников режима отправляли в тюрьмы. Однако Муссолини обошёлся без массового террора. До Второй мировой войны было казнено лишь несколько политических заключённых.

Вне подчинения фашистам оставалась лишь католическая церковь. После присоединения Рима к Италии папа римский занимал по отношению к государству враждебную позицию. Большинство итальянцев были католиками, и дуче не мог открыто выступить против церкви. Он предпочёл договориться с ней. В 1929 г. Муссолини и папа Пий XI подписали соглашения, по которым церковь признавала Итальянское королевство и обещала ему свою поддержку. В обмен на это папа становился главой собственного суверенного государства Ватикан, которое занимало целый квартал в Риме. Расширялась роль церкви в системе образования и брачно-семейных отношений.


Вспомните, когда Рим был присоединен к Итальянскому королевству.

Первоначально Муссолини поддерживал свободу предпринимательства. Но после начала мирового экономического кризиса, в конце 1920-х гг., он был вынужден перейти к этатизму. В 1933 г. был создан государственный Институт промышленной реконструкции (ИРИ), в руки которого перешло несколько крупных банков и корпораций. Рабочие и крестьяне были прикреплены к рабочим местам, государство стало регулировать цены и зарплату. Это помогло преодолеть кризис. Но более глубокие проблемы страны Муссолини рассчитывал решить с помощью внешних завоеваний.


Начало борьбы с фашизмом

Опыт Италии вызывал не только протесты, но и восхищение во многих странах мира. Представителям бизнеса казалось, что фашистскими методами можно легко покончить с сопротивлением рабочих, с социалистическими идеями. Фашистское движение развернулось по всей Западной Европе. Против него выступали социалисты, коммунисты и либералы.

В Австрии в 1933 г. премьер-министр Энгельберт Дольфус, опираясь на фашистов и консерваторов, отменил демократические свободы и начал создавать диктаторский режим, во многом похожий на итальянский. Социалисты и коммунисты в феврале 1934 г. подняли вооружённое восстание. Армия подавила это выступление, режим Дольфуса устоял.

Иным был исход борьбы с фашизмом во Франции. В этой стране в начале 1930-х гг. выросли фашистское и праворадикальное движения. Правые считали необходимым создать авторитарный режим, но не разделяли социальных идей фашизма. Фашисты рассчитывали прийти к власти с помощью правых радикалов, а потом избавиться от них.


После разгона демонстрации фашистов. Париж. Февраль 1934 г.

Либеральные партии не могли оказать сопротивление фашистам, так как не располагали массовыми организациями. Социалисты и коммунисты обличали друг друга, и их сторонники не выступали совместно. Воспользовавшись ситуацией, в феврале 1934 г. тысячи фашистов и правых радикалов двинулись к зданию парламента, чтобы разогнать его. Тогда к парламенту пришли тысячи противников фашизма. Здесь были и социалисты, и коммунисты, и либеральные демократы. В других условиях они выступали друг против друга, но теперь объединились. Демонстрации противников фашизма оказались более мощными. Демократические свободы во Франции были сохранены.

В 1920—1930-е гг. в большинстве европейских стран установились диктатуры, в том числе – фашистская диктатура в Италии во главе с Муссолини. Он приступил к созданию первого тоталитарного государства – режима, в котором государственный центр с помощью системы массовых организаций и государственного регулирования экономики пытался руководить всеми сторонами жизни общества, подавляя любое проявление недовольства. Народы Европы оказывали сопротивление распространению фашизма.


Авторитарный режим (авторитаризм) – политическая система, при которой власть при проведении своей политики независима от населения, подавляет оппозицию репрессивными методами.

Тоталитарный режим (тоталитаризм) – политическая система, при которой власть стремится к тотальному (всеобщему) контролю над всеми сторонами жизни общества и сознанием людей. Как правило, такой режим утверждает своё господство средствами террора.

Денационализация– возвращение в частные руки национализированной ранее собственности.


• 1922 – приход Муссолини к власти в Италии.

• 1923 – авторитарные перевороты в Болгарии и Испании.

1. Почему в Европе возникли авторитарные режимы?

2. Чем тоталитарные режимы отличаются от авторитарных?

3. Как фашистский режим обеспечивал контроль над обществом?

4. Как изменялось отношение Муссолини к государственному регулированию экономики?

Реформы фашистского режима


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 10 ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Глава 10 ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Между обнаружением вражеского самолета (действие, вероятность которого практически никак не зависела от ТТХ истребителя) и открытием огня на поражение находится этап боевого маневрирования, успех которого, разумеется, зависит от летных

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг Возникновение тоталитарных режимов в Западной Европе. Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

Часть четвертая Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне

Часть четвертая Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской концентрационной системы. Жан-Луи Марголен — Китай, Вьетнам, Лаос, КамбоджаПьер Ригуло

Авторитарные режимы 1938–1944 гг.

Авторитарные режимы 1938–1944 гг. Авторитарный режим Кароля II. С точки зрения основных своих государственных учреждений Великая Румыния перестала существовать с момента установления первой диктатуры в своей истории, а выборы 1937 г. впервые предоставили возможность

Итальянский мост

Итальянский мост Итальянский мостМост сооружен против Итальянской улицы. Длина моста 21,3 м, ширина — З м. Название происходит от Итальянского дворца, построенного в 1720-х гг. на левом берегу Фонтанки, на месте нынешнего здания филиала Российской государственной

Авторитарные системы

Авторитарные системы Во всех типах социальной организации, предполагающих государство, общество передает ему право применения насилия как инструмента поддержания порядка. Самодержавная монархия, олигархия как власть немногих, авторитаризм как признаваемый обществом

Тоталитарные режимы

Тоталитарные режимы Чтобы понять логику события того времени, нужно учитывать повсеместный расцвет тоталитарных режимов, с 1933 г. укреплявших свои политические и военные позиции, и фактически управлявших Европой. Если посмотреть на события того времени с позиций

4. СИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ 1922–1933 гг

4. СИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ 1922–1933 гг Позиция Всемирной сионистской организации по отношению к итальянскому фашизму определялась одним критерием: позицией Италии по вопросу о сионизме. Когда Муссолини был враждебен к сионистам, Вейцман критиковал его; но,когда он

10. СИОНИСТСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ

10. СИОНИСТСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ Поразительное продвижение Менахема Бегина к власти в 1977 г., после продолжительного участия в оппозиции в сионистском движении, совершенно естественно вызвало значительный интерес к его личной карьере. Однако сам Бегин,

14. ВСЕМИРНАЯ СИОНИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ, 1933–1937 гг

14. ВСЕМИРНАЯ СИОНИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ, 1933–1937 гг В 1933 г. Муссолини (Находился у консерваторов в большом фаворе. Его считали единственным человеком, пользовавшимся благосклонным вниманием своего сумасбродного ученика в Берлине, и сионисты надеялись,

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Жан-Луи Марголен — Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа Пьер Ригуло — Северная Корея

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Жан-Луи Марголен — Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа Пьер Ригуло — Северная Корея Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской

§ 22. Коммунистические режимы в Азии

§ 22. Коммунистические режимы в Азии Строительство социализма в КитаеСразу после прихода к власти Коммунистическая партия Китая (КПК) приступила к проведению индустриализации и социалистическим преобразованиям. Стала поступать советская помощь – оборудование, сырьё,

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг.

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг. Возникновение тоталитарных режимов в Западной ЕвропеМногие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Ускоренная модернизация, приведшая к ломке традиционной структуры; развитие рыночной системы при сохранении большой роли государства в экономике.

2. Несбалансированная отраслевая, торговая и региональная структура.

1. Поражение в Первой мировой войне и крушение империй.

3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

2. Нарастание политических противоречий вследствие мирового экономического кризиса

1. Насильственный слом традиционного общества привел к утрате людьми уверенности в себе, стремлению подчиниться кому-либо более сильному и влиятельному.

3. Предотвращение угрозы революции

2. В результате первой мировой войны получили широкое распространение представления о естественности насилия, культ силы, неразборчивость в средствах, спокойное отношение к массовым убийствам, жестокость.

3.Обида за поражение в войне.

Изменения в обществе после Первой мировой войны Человеческие потери. Перемены в общественном сознании и культуре. Социальные последствия - Погибло 10 миллионов человек, каждый седьмой, призванный в армию, не вернулся с фронта. Нарастание пессимизма – убеждённости в худшем. - Рост националистических настроений – идеи о превосходстве одной нации над другими. Изменения в экономике. Падение уровня жизни людей, рост безработицы, налогов, инфляции. -Страдают не только рабочие и крестьяне, но и представители средних слоёв – торговцы, ремесленники, служащие. - Усилилась роль женщины в обществе. Начался переход с военных ресурсов экономики на мирные.

Изменения в обществе после Первой мировой войны

Человеческие потери. Перемены в общественном сознании и культуре.

Социальные последствия

  • - Погибло 10 миллионов человек, каждый седьмой, призванный в армию, не вернулся с фронта.
  • Нарастание пессимизма – убеждённости в худшем.
  • - Рост националистических настроений – идеи о превосходстве одной нации над другими.

Изменения в экономике.

  • Падение уровня жизни людей, рост безработицы, налогов, инфляции.
  • -Страдают не только рабочие и крестьяне, но и представители средних слоёв – торговцы, ремесленники, служащие. - Усилилась роль женщины в обществе.
  • Начался переход с военных ресурсов экономики на мирные.

К. Фридрихом в работе "Природа тоталитаризма" (1954):

Понятия: фашизм, тоталитаризм

Смысл тоталитаризма обосновал

Призвал к тотальному подчинению человека

государству и растворению индивида

идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле

в политической истории, поскольку все

человеческое и духовное теряет ценность

вне государства

термин вошел после

речи Б. Муссолини в 1925 г

К. Фридрих работа"Природа тоталитаризма" (1954) – характеристика тоталитаризма:

Официальная идеология , которая претендует на охват всех аспектов человеческого существования и ориентируется на достижения извечных целей, например на создание " совершенного общества";

Массовая партия , которая сливается с государственной бюрократической организацией

Централизованный контроль и руководство экономикой

Монополия партии над эффективными средствами коммуникации

Система террористической полицейской власти

Концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия

К. Фридрихом в работе

К. Фридрихом в работе "Природа тоталитаризма" (1954):

Понятия: фашизм, тоталитаризм

Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой вождя ( фюрера, дуче, лидера партии)

Формирование своеобразного феномена "государство-партия"

" растворение " гражданского общества в государстве,

Действия вождя и партийная догма не подлежат критике.

Пример: во всех школах Италии висел портрет Б. Муссолини с надписью "Муссолини всегда прав"

Общественные организации должны проводить генеральную линию партии в жизнь

„ После римских цезарей, после римских пап, настоящий Рим это фашизм, который одновременно и стар и нов, и он требует мирового признания.“

„ Наша программа проста. Мы хотим управлять Италией.“

Парад фашисткой молодёжной организации Рим 1929г.

Идеи фашизма и национал-социализма

Национал-социализм

Цели фашистов (сравнительная таблица)

Цели итальянских фашистов

Цели немецких фашистов

  • Захват колоний в Африке
  • Обеспечение этническим немцам высокого уровня жизни за счет других народов

2. Установление однопартийной системы и подчинение профсоюзов интересам фашистского государства

3. Защита граждан от преступности и безработицы

2. Обеспечение этническим немцам высокого уровня жизни за счет других народов

3. Ликвидация безработицы и преступности

4. Построение сильной экономики на основе принципов самодостаточности (автаркии)

4. Создание сильной государственной экономики

5. Установление контроля над Средиземноморьем

5. Отказ от условий Версальского договора и предъявление территориальных претензий соседним странам

Читайте также: