Техника безопасности при ручных и машинных работах конспект 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.

ВложениеРазмер
5.6.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

Инструменты и приспособления.

Техника безопасности при выполнении ручных работ .

Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор инструментов для выполнения ручных работ.

Проверка готовности учащихся.

  • Для чего надо знать свойства тканей?
  • Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?
  • Назовите положительные свойства х/б тканей.
  • Назовите положительные свойства льняных тканей.
  • Назовите отрицательные свойства х/б и льняных тканей.

3.Изучение нового материала.

  • Какие качества развивает у девушки умение шить?
  • Что нужно для того, чтобы научиться шить?
  • Как вы считаете, какими ручными работами вы уже владеете?

- Перед тем, как начнем работу с тканями, которые мы изучили, надо правильно оборудовать свое рабочее место.

  • Очень важно, чтобы то место, где мы шьем, было хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  • Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить.
  • Голову слегка наклонить вперед.
  • Нельзя опираться грудью о стол.
  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
  • Перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.

Для выполнении различных ручных работ необходимы следующие инструменты:

  • Сантиметровая лента,
  • Ножницы,
  • Иглы для ручных работ,
  • Булавки,
  • Наперсток, нитки, подушечка для игл и булавок,
  • Мел.

Инструменты должны храниться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего.

После работы все инструменты и рабочее место надо обязательно убирать.

Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров и без заусенцев. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от №1 до №12, самые толстые иглы №12.

Иглы подбирают в зависимости от ткани, из которой шьется изделие. Для х/б тканей используют иглы №1-3.

От номера иглы зависят и нитки, которыми шьют. Если шьют из х/б ткани, то используют нитки № 40-80.

Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола иглы. Его надевают на средний палец правой руки. Наперстки также различают по номерам, и он должен точно соответствовать толщине пальца.

Сантиметровая лента – это лента из прорезиненной ткани, ее длина 150 см, ширина 1-2 см, с металлическими закрепками на концах. Она применяется для снятия мерок с фигуры человека, при раскрое, при шитье и тогда, когда надо проверить размеры изделия, которое шьем.

Ножницы используют для раскроя ткани и для других ручных операций. Ножницы также делятся по номерам от 1 до 8 и размер зависит от выполняемой операции и такни, из которой шьётся изделие.

Ножницы должны закрываться без резкого звука, лезвие – хорошо резать по всей своей длине.

Булавки бывают с металлической или стеклянной головкой. Их используют для скалывания деталей изделий, при креплении лекал из бумаги к ткани, на примерке. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.

Портновский мел применят для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Края мела должны быть заточены. Чтобы проводимые линии были тонкими. Вместо мела можно использовать - тонко заточенное сухое мыло.

Колышек - приспособление для удаления наметки при шитье. Он представляет собой стержень длиной около 10см, заостренный с одной стороны. Он может быть сделан из дерева, кости или стекла.

При выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами.

  • Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.
  • Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкалывать в свою одежду.
  • Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
  • Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.
  • Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.
  • Передают ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

4. Закрепление изученного материала .

1. Работа с текстом п.3 ( учебник,с.14-20)

Вопросы и задания:

- Прочитайте, какие относятся к ручным. ( Операции, выполняемые ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из деталей или изделий временных стежков )

- Какие опасности могут встретиться в работе?

- Что нужно сделать во время работы?

- Что сделаете по окончании работы?

- Что принято называть рабочим местом?

- Расскажите по рисунку 9 на с.16 учебника о правильной посадке при выполнении ручных работ.

1.Проверка заполненной в рабочей тетради таблицы. Учащиеся сравнивают, правильно ли они заполнили графы с инструментами и приспособлениями для выполнения ручных работ.

2. Объяснение основных понятий по теме (учебник, с.21)

3. Уборка рабочего места.

6.Домашние задание: учить п.3; ответить на вопросы 1-4 на с.21 учебника; у комплектовать рабочее место необходимыми инструментами и приспособлениями в соответствии с правилами техники безопасности.

Тема: Технология выполнения ручных работ.

Цели : ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; сформировать навыки правильного применения терминологии; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор образцов с ручными работами.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличия материалов и инструментов.

1. Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

2. Что относится к приспособлениям?

  1. Что принято называть рабочим местом?
  2. Какие требования к организации рабочего места предъявляются учащимся?

- При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: заметывание, наметывание, выметывание, обметывание срезов , пришивание, сметывание . По виду выполняемых операций при выполнении ручных работ применяется следующая терминология.

Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами

Иглы и булавки


1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

Санитарно-гигиенические требования и

правила безопасности при работе на швейной машине

Санитарно-гигиенические требования

1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.

3. Стул должен стоять против иглы.

4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.

5. Ногт должны опираться всей ступней на пол или подставку.

Правила безопасной работы

1. Волосы спрятать под косынку.

2. На швейную машину не класть посторонние предметы.

3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.

4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.

5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.

7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.

8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Правила работы на швейной машине.

1. Маховое колесо вращать только на себя.

2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.

4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).

5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.

6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.

7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.

8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.

9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.

Правила безопасности при работе электрическим утюгом

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг выключить.

Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами

Иглы и булавки


1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

Санитарно-гигиенические требования и

правила безопасности при работе на швейной машине

Санитарно-гигиенические требования

1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.

3. Стул должен стоять против иглы.

4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.

5. Ногт должны опираться всей ступней на пол или подставку.

Правила безопасной работы

1. Волосы спрятать под косынку.

2. На швейную машину не класть посторонние предметы.

3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.

4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.

5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.

7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.

8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Правила работы на швейной машине.

1. Маховое колесо вращать только на себя.

2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.

4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).

5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.

6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.

7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.

8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.

9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.

1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;

6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;

7. Спицы и крючок храните в чехле, по окончанию работы уберите их в место, недоступное для маленьких детей;


3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;

8. При глажке не касайтесь рукой горячих поверхностей утюга и не смачивайте проглаживаемую ткань обильно водой.

Урок по технологии, 5 класс (ФГОС) Тема:

Методы проведения : фронтальная беседа, рассказ, демонстрация презентации.

Тип урока: объяснение нового материала.

Термины: инструктаж.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- ориентация на анализ соответствия результа­тов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-повышение уровня мотивации учебной деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы.

Регулятивные УУД:

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

-развивать способность смыслового восприятия новых понятий по теме урока;

-осуществлять анализ полученной информации.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.

Содержание урока

Формирование УУД

1. Организационный момент.

- проверка наличия учащихся;

- подготовка рабочего места.

Личностные - подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта

2. Введение в тему урока.

Тема, постановка целей и задач урока.

Сегодня мы с радостью пользуемся всеми благами современной цивилизации — смотрим телевизор, слушаем музыку, разговариваем по телефону и т.д.
Вы постоянно сталкиваетесь со множеством вещей, которые облегчают жизнь человека. Возможно, когда вырастите, вы будете создавать такие же вещи сами. Все предметы и вещи созданы благодаря двум отраслям знания: науке и технологии.

У нас сегодня вводный урок, и поговорим о технике безопасности не только на уроках технологии, но и в любой ситуации.

Учитель: как вы понимаете, что такое инструктаж? (Ответы учащихся).

Учитель : какие вы знаете инструктажи по технике безопасности?

- план работы на учебный год по предмету;

ИНСТРУКТАЖ - это

( франц . instruire — осведомлять , обучать , наставлять лат . — см . инструкция ) - вид обучения , объяснения задания ; в охране труда сопровождается последующей проверкой усвоенного и регистрацией в специальном журнале .

Лица , показавшиенеудовлетворительные знания , к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти И .

Различают ( исходя из содержания и назначения ) вводный , первичный , повторный , внеплановый и целевой И нструктаж.

Личностные - Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)

вводный инструктаж учащихся по охране труда.

1. быть готовым к уроку;

2. соблюдать правила т/б;

3. входить в класс за 5 мин. до звонка;

4. после звонка входить только с разрешения учителя;

5. работать только за своим столом;

6. начинать и заканчивать работу по требованию учителя;

7. не отвлекаться самому и не отвлекать от работы одноклассников;

8. инструменты использовать только по назначению;

9. хранить инструменты в предназначенном для них месте;

10. по окончанию работы убирать рабочее место.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.

4.Объяснение нового материала

Инструкция по пожарной безопасности

1. Общие требования:

• Мастерская должна содержаться в чистоте.

• Эвакуационные проходы не загромождать предметами.

• Учащиеся должны знать план эвакуации из здания.

• По окончании занятия убрать рабочие места.

2. Запрещается:

• Хранить в здании легковоспламеняющиеся жидкости и материалы.

• Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.

3. Действия при возникновении пожара :

• Сообщить о пожаре по телефону 01 в пожарную часть.

• Немедленно оповестить людей о пожаре.

• Эвакуироваться согласно плану эвакуации из здания.

Повтори правила, используя слова-подсказки

Общие требования

Запрещается

Действия при возникновении пожара

2 - . не загромождать.

3 - . должны знать.

4 - . убрать, обесточить.

2 - . оставлять без присмотра.

ЗАПОМНИ ! при пожаре звони 01!

Если же стряслась беда,

Что тогда Вам делать?

Не теряться никогда, действовать умело:

Нужно мужество найти к телефону подойти,

Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.

И назвать ещё потом город, улицу и дом.

И квартиру, где живете, и с каким она замком.

И ещё сказать: «Даю Вам фамилию свою.

Ну, а дальше – не орите – в руки Вы себя берите.

Действуйте по правилам, слаженно и грамотно!

Инструкция по охране труда при работе с иголками, булавками

1. Общие требования. Опасные факторы:

• уколы пальцев рук.

2. Перед началом работы:

• проверить качество игл, отсутствие ржавых и погнутых;

• пересчитать количество игл.

3. Во время работы:

• хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять на рабочем столе;

• шить иголками только с наперстком;

• схемы прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

4. В аварийных ситуациях:

• в случае поломки иглы или булавки обломки не бросать на пол, собрать все части и выбросить в урну;

• при получении травмы, работу прекратить и сообщить об этом учителю.

5. По окончании работы:

• пересчитать количество игл, при отсутствии недостающих, обязательно постараться их найти;

• убрать иголки и булавки в специально отведенное место.

Инструкция по охране труда при работе с ножницами

1. Общие требования. Опасные факторы:

2. Перед началом работы:

• проверить исправность инструмента.

3. Во время работы:

• ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя;

• передавать ножницы друг другу ручками вперед.

4. В аварийных ситуациях:

• при поломке ножниц работу прекратить;

• при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

• убрать ножницы в специально отведенное место.

Закончи предложение

1. Перед работой проверь …

2. На рабочем месте ножницы должны лежать…

3. Передавать ножницы нужно…

4. После работы ножницы…

Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом

1. Общие требования. Опасные факторы:

• поражение электрическим током.

2. Перед началом работы:

• проверить исправность утюга, целостность шнура и вилки;

3. Во время работы:

• включать и выключать утюг только сухими руками;

• при работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура;

• во избежание ожогов не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань;

• во избежание пожара не оставлять включенный в сеть утюг без присмотра.

4. В аварийных ситуациях:

• при неисправности утюга, утюг отключить и сообщить учителю;

• при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

• отключить утюг от сети.

Инструкция по охране труда при работе с режущими инструментами

1. Общие требования. Опасные факторы:

2. Перед началом работы:

• проверить исправность инструментов;

3. Во время работы:

Соблюдайте максимальную осторожность:
картофель чистите желобковым ножом, рыбу - скребком, мясо проталкивайте в мясорубку деревянным пестиком, ножи и вилки передавайте только ручкой вперед.
Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезайте на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, а кончики их находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.
Соблюдайте осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживайте обрабатываемые продукты (фрукты, овощи), не обрабатывайте слишком маленькие части.

4. В аварийных ситуациях:

• при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

• убрать инструменты в специально отведенное место.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.

Познавательные – развивать способность смыслового восприятия информации;

-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

4. Физминутка (движения)

Регулятивные– организация совместного действия:

-обмен способом действий.

5.Подведение итогов урока.

У: Сегодня на уроке..

Хочу всем пожелать…

Личностные - самоопределение, осознание своих возможностей на основе сравнения “Я” и “Хороший ученик”;

- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

7.Домашнее задание (по желанию).

Домашнее задание на 2 –ой урок: повторить правила по технике безопасности на уроках технологии.

Читайте также: