Как жили европейцы и во что они верили конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- Подумайте, как рост предпринимательской деятельности повлиял на состав общества в городе и деревне.

- Сравните положение европейских крестьян в начале нового времени с положением крестьян в эпоху средневековья.

- За счет каких социальных групп шло формирование новых классов – буржуазии и наемных рабочих.

- Существует ли связь между Великими географическими открытиями и рождением капитализма?

- Объясните термины: откупщик, капиталист, батрак, новое дворянство.

  1. “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны”
  2. “Столетия редкого человека”
  3. “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты”
  4. “О чем может рассказать мода”

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале нового времени, с жизнью монархов и дворян, купцов, ремесленников, крестьян. Но знаете ли вы, в каких условиях они жили, какова была в то время продолжительность жизни, что ели эти люди, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога? То, что происходит изо дня в день, называется повседневностью. Об этом сегодня мы и поговорим на уроке.

Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

1) “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны” – этим и словами начиналась молитва французских крестьян в XVII веке. Постоянные войны, как внешние, так и междоусобные, рождали в XVI-XVII веках чувство неуверенности и страха у широких масс населения Европы. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила сама себя и солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права ношения оружия.

Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров. В таких условиях население росло медленно.

2) Особенно высока смертность была среди новорожденных: только половина из них достигала 10-ти летнего возраста. Средняя продолжительность жизни была 30 лет. Редко кто доживал до 70 лет.

Мужчины, несмотря на бесконечные войны, жили дольше. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали еще в цветущем возрасте – между 20 и 40 годами. Как вы думаете, почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле, дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто как не женщина при недостатке еды отдает свой кусочек детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI веке 2/3 населения европейских стран составляли мужчины и 1/3 –женщины.

Распространению эпидемий способствовали низкий уровень личной гигиены и почти полное отсутствие медицинской помощи.

Если в XIV-XV веках в городах было очень много бань и население их охотно посещало, то в XVI-XVIII веках бани почти исчезают. С ростом эпидемий бани превратились в рассадники заразы, их стали бояться. В Лондоне в 1800 не было ни одного банного заведения. Правда, в зажиточных домах были “мыльни”. Они располагались в полуподвалах, в них находились парильня и деревянные кадки, здесь можно было вымыться горячей водой. Ванные комнаты были большой редкостью даже в очень богатых домах.

Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.

Только к концу XVII века в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения давайте обратимся к таблице “Численность европейского населения” (работа с таблицей).

3) В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. В те времена питание европейцев, естественно, зависело и от времени года, и от климата. Но главное – от имущественного положения семьи. Недаром говорили: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!”

- Ребята, давайте убедимся в правильности этого высказывания, исходя из документов того времени (работа с документом)

Таким образом, чем выше была ступенька иерархической лестницы, на которой стоял человек, тем изысканнее и утонченнее была его пища.

- Итак, чем питались в новое время европейцы?

В XVI-XVIII веках питались в основном растительными продуктами, да и тех было мало. Урожай еще долго оставался низким. Пшеница, рис, кукуруза (после открытия Америки) были малодоступны. Белый хлеб до XVIII века считался редкостью, приметой роскоши. Только в 1850 году произошла “революция” белого хлеба, к этому времени пшеница вытеснила прочие зерновые.

Мясо население европейских стран ело не часто. Раз в неделю, да и то солонину. Очень важной деталью к такой скудной пище была рыба. Потребление рыбы предписывалось и религией. В христианском календаре насчитывалось более 150 постных дней. В эти дни есть мясо не могли даже очень богатые люди, а вот рыбу – пожалуйста. Даже на рынках в эти дни мясо и масло продавать было нельзя.

В XVIII веке в Европе начинают пить новые напитки – чай, кофе, шоколад. Современник писал в 1782 году: “Нет ни одного буржуазного дома, где бы вам не предложили кофе. Нет ни одной продавщицы, кухарки, горничной, которая бы не пила за завтраком кофе с молоком”.

4) Менялась жизнь – менялась и мода. Новый идеал красоты появился в начале нового времени в Италии, где пробудился интерес к личности человека. Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот , белые зубы.

В сравнении с эпохой готики одежда стала более объемной.

Платья шились в основном из тяжелых и дорогих тканей, насыщенных и теплых цветов, богато украшались кружевами. Необходимой принадлежностью каждой дамы были перчатки, веер, ювелирные украшения, зонтик, муфта. Главным нововведением стала обувь. С появлением обуви на высоком каблуке ее стали делать на правую и левую ногу, а не на одну, как было раньше.

Особые требования были к корсетам. На один корсет уходило до килограмма китового уса. В это жесткое “обмундирование” затягивали талию, которая, по предписанию моды, должна была быть не толще, чем у осы.

Мужская мода была более практичной и основывалась на подражании военной одежде. Под действием солдатского стиля одежда постепенно утрачивала свой тяжеловесный характер. Камзол, безрукавка, широкая войлочная шляпа со страусиными перьями, высокие ботфорты, широкий кушак- вот основные детали мужского костюма. Чтобы как-то смягчить военный стиль, в изобилии используются кружева, которыми отделывают детали одежды, вплоть до отворотов ботфортов.

Одежда духовенства была более консервативной. Единственное, что изменилось, то, что служители церкви стали использовать более тонкие и дорогие ткани.

Крестьянская же одежда должна была отвечать следующим качествам: быть удобной, не мешать работать и не дорого стоить. Поэтому гардероб крестьянина состоял из льняной рубахи штанов, грубого шерстяного или суконного камзола, плаща с капюшоном, голову прикрывала шляпа.

Костюм в то время показывал принадлежность человека к определенному слою населения. И даже если у крестьянина или горожанина водились денежки, он не имел права одеваться как представитель высшего общества.

Имеющие деньги люди простого звания и хотели бы одеться богато, но власти принимали “запретительные” постановления, касающиеся костюмов.

В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать “князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина”. Так что одежда- это не только средство защиты от холода, дождя или солнца и не только стремление человека проявить свой личный вкус (работа по иллюстрациям).

Закрепление. Ответы на познавательное задание.

Планируемый результат: Учащиеся понимают, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Домашнее задание: §6 пересказ; ответить на вопросы. В конце параграфа творческое задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в аристократической семье (по выбору).

В XVI–XVII вв. население Европы заметно выросло. Если в середине XV в. здесь жило около 55 млн человек (сейчас примерно столько живет в какой-нибудь одной большой европейской стране), то в конце XVII в. – почти вдвое больше. Увеличение населения было связано с ростом продолжительности жизни. Возросла урожайность, люди стали лучите питаться, получили возможность больше заботиться о младенцах, стариках и больных. Большое значение имело развитие медицины и гигиены.


Сосуд для хранения лекарств

Однако человеческая жизнь все еще оставалась плохо защищенной. Как и встарь, ей угрожали три страшных бедствия: голод, болезни и война. Особенно опасным было то, что они часто действовали вместе. Так, война нарушала нормальное развитие хозяйства, вслед за военным разорением приходил голод, а из-за него, в свою очередь, люди легче становились жертвами эпидемий. Например, Франция – далеко не самая бедная часть тогдашней Европы – пережила в течение XVI в. тринадцать голодовок в масштабе всей страны, в XVII в. – еще одиннадцать. И это – не считая тех многочисленных случаев, когда голод обрушивался на какую-нибудь одну провинцию. Множество жизней уносили эпидемии чумы, оспы и тифа, с которыми все еще не умели бороться. И в любой момент человек мог оказаться жертвой насилия со стороны солдат, разбойников или разъяренной толпы.


Большой рынок в Харлеме. Голландия. Художник Б. Хейде

Подавляющее большинство европейцев по-прежнему жило в деревнях, но городское население росло быстрее, чем сельское, и горожан становилось все больше. Город, особенно большой, развивался быстрее деревни и вел ее за собой не только в области экономики: условия жизни, одежда, манеры поведения тоже сначала менялись в городе, а уже потом – в сельской округе.


Какие три главные опасности по-прежнему угрожали населению Европы в XVI–XVII вв.?

Давайте представим себе улицы европейского города 400 лет назад, мысленно заглянем в дом горожанина той эпохи.

В XVI–XVII вв. по всей Европе в городах строили гораздо больше, чем раньше. Старые дома перестраивали или вовсе сносили, чтобы расчистить место для новых зданий. Однако строительство было достаточно хаотичным, городские улочки оставались узкими и извилистыми, хватало на них и грязи. Но, к счастью, так дело обстояло не везде. Нередко власти и сами горожане заботились о благоустройстве городов. Иногда (при сносе старых кварталов, в случае большого пожара) появлялась возможность для более регулярного строительства. Тогда улицы расширялись и выпрямлялись, появлялись частные и общественные сады и парки.

Ночью города погружались во тьму. Уличные фонари даже в середине XVII в. были еще редкостью, и в безлунные ночи запоздалые прохожие пользовались факелами. Но обычно люди старались возвращаться домой засветло, ведь ночные улицы были небезопасны.

Земля в городе стоила дорого, поэтому дома строились в несколько этажей и прижимались друг к другу длинными боковыми сторонами. На улицу они обычно выходили узкими фасадами шириной в два-три окна. Строили из камня, кирпича, дерева и глины. В XVI–XVII вв. каменных зданий по всей Европе стало уже гораздо больше.

В условиях тесной городской застройки от частых пожаров выгорали кварталы, улицы и целые города. В знаменитом лондонском пожаре 1666 г. сгорело 1200 домов – не менее трети города. Опасаясь пожаров, городские власти часто поощряли замену соломенных крыш черепичными, но в XVI–XVII вв. такие крыши были только у наиболее богатых домовладельцев.


Спальня в английском доме. XVI в.

Дома крестьян обычно были ниже, проще и традиционнее городских. Чаще всего они состояли из одного-единственного жилого помещения, служившего одновременно кухней, спальней и гостиной.

Человеку себя дома

В домах ремесленников или купцов на первом этаже обычно располагалась мастерская или лавка, на втором – жилые помещения хозяев. Прислуга часто ютилась на чердаках.

Даже в богатых домах почти все комнаты были проходными: потребность уединиться не характерна для людей того времени. Лишь во дворцах знати появились личные кабинеты.

Интерьеры богатых домов пышно украшались. Стены комнат расписывали, обивали тканями, кожей или бумажными обоями. Появилась мода на гобелены. Полы покрывали коврами или циновками, выкладывали керамической плиткой. Европейцам был уже известен паркет, но даже во дворцах он еще оставался редкостью.

Серьезной проблемой оставалось освещение. В домах попроще окошки закрывали слюдой, тканью или бумагой. В богатых домах появились оконные стекла, хотя и весьма отличные от нынешних: они составлялись из небольших толстых кусков стекла, вставленных в свинцовую оправу. Света в доме стало больше, но его все равно не хватало. Вечерами использовали факелы, свечи, огонь камина и очага.

Камин и очаг служили и для обогрева жилищ, но их тепла было недостаточно. С XVI в. широко использовались печи. Тем не менее в домах бывало холодно, их обитателям приходилось тепло одеваться.


Гладильщица. Художник Я. Дюк


Какие новшества появились в домах европейских горожан в XVI–XVII вв.?

Человек за обеденным столом

Различия в питании верхов и низов общества стали в XVI–XVII вв. заметнее, чем прежде. Бедняки ели хлеб, лепешки, разные каши и супы. Стол мог разнообразиться овощами и зеленью, но часто состоял из одного-единственного блюда. Мясо употребляли по праздникам, а вот рыбу – значительно чаще. Пили дешевое вино и пиво.


Семейная трапеза. Голландия. XVII в.

Нынешнему европейцу пища того времени показалась бы слишком острой. Мода на пряности, охватившая Европу в эпоху Великих географических открытий, прошла лишь к концу XVII в.

В XVI в. Европа познакомилась с таким экзотическим напитком, как шоколад, который был завезен в Испанию из Америки. О чае и кофе европейцы узнали в XVII в., но даже в высших слоях общества привычными они стали лишь в XVIII в. Довольно медленно внедрялись и другие культуры, заимствованные европейцами в ходе Великих географических открытий: картофель, кукуруза, а также табак.


Гуляки. Художник Я. Стен

Парадные обеды во дворцах знати были великолепным зрелищем. Длинные столы покрывали скатертями, на них выставляли драгоценную посуду. Солонки, блюда, кубки для вина нередко были настоящими произведениями искусства. Обед обычно сопровождался музыкой и представлениями. По сравнению с более ранним временем застольные манеры тоже сделали шаг вперед, но, с нашей точки зрения, все еще оставляли желать лучшего: мясо ели руками (вилка в XVI в. была в ходу только в Италии), кубок с вином мог идти по кругу, пальцы иной раз вытирали о скатерть.

Одежда европейцев в XVI–XVII вв. стала гораздо разнообразнее, чем прежде. Расширился ассортимент тканей. Всевозможные ленты, пуговицы и пряжки украшали и мужские и женские костюмы. Мода уже тогда властвовала в Европе, заставляя менять костюмы гораздо чаще, чем это было практически необходимо, и обеспечивая работой множество ткачей, портных, ювелиров… Существовала своя мода на обувь и перчатки, парфюмерию и прически. В середине XVII в. появились и надолго вошли в обиход длинные мужские парики с завитыми локонами.

Мода рождалась во дворцах государей и аристократов, затем ее перенимали дворяне и богатые горожане, а им, в свою очередь, подражали остальные. К тому времени, как нововведения достигали низших слоев общества, в высшем свете они уже устаревали, и все начиналось сначала.

В конце XV – первой половине XVI в. главными законодателями моды были итальянцы. Позже, с середины XVI в., могущество Испании обеспечило общеевропейскую популярность испанской одежде – черным сдержанным костюмам с высокими воротниками. А с XVII в. признанным законодателем мод в Европе стала Франция.

У костюма была и еще одна задача – показать принадлежность человека к определенному общественному слою. Богатому горожанину было запрещено выходить на улицу в такой же одежде, как у представителей высшего общества. К примеру, в Германии по постановлению 1530 г. пояс купца мог стоить не более 20 флоринов, а дворянина – до 200 флоринов. Впрочем, часто экономные горожане, особенно в протестантских странах, и сами не хотели слишком тратиться на одежду.

Мир страхов и суеверий


Сожжение ведьм. Германия. XVI в.

У инквизиторов были основания с подозрением относиться к верованиям простолюдинов. Крестьяне все еще представляли христианство весьма приблизительно, в глубине души оставаясь язычниками. Связанные трудом с землей, с природой, они были уверены в ее одушевленности и считали, что на природу можно и нужно воздействовать с помощью магии. Поэтому незаменимыми людьми в деревне были колдуны и колдуньи, владевшие этим искусством. Магический подход к природе распространялся даже на христианские обряды. Так, действенным средством против насекомых-вредителей служило заклинание. Да и само единобожие крестьян было относительным: повсюду больше поклонялись какому-нибудь местному святому, чем далекому и непонятному Христу.

Люди XVI в. жили в обстановке неизбывных страхов. Они легко впадали в панику, верили самым нелепым слухам. Торжеству страха способствовали разные причины: постоянная близость смерти, распространение ересей, вера во всемогущество дьявола и его слуг. К последним причислялись и еретики, и иудеи, и наступавшие на Европу турки, и, конечно же, ведьмы.

В эпоху Средневековья церковь осуждала народную веру в ведьм как нелепое суеверие. Но к концу XV в. позиция церкви изменилась: в ведьмах стали видеть пособниц дьявола, заключивших с ним договор и губящих по его наущению добрых христиан. Появились трактаты и папские буллы, призывавшие к расправам над ведьмами. Стихийные расправы над ними, изредка случавшиеся в средневековой Европе, сменяются массовыми судебными преследованиями.

Примерно с середины XVI в. охота на ведьм приняла массовый характер. Волны гонений прокатывались по всей Европе в течение более чем столетия. На кострах погибли десятки тысяч невинных людей, в основном женщин. Лишь к концу XVII в. гонения пошли на убыль.


Почему охота на ведьм развернулась именно в XVI в.? Можно ли считать это случайностью?

В XVI–XVII вв. в повседневной жизни людей произошли значительные перемены. Изменился облик городов и домов, мебель, рацион питания, одежда. При этом повседневная жизнь и представления о мире верхних слоев общества менялись быстрее, чем у простых людей, поэтому различия между верхами и низами общества стали более глубокими, чем прежде.


Гобелен — разновидность тканого ковра ручной работы, часто с изображением античных и библейских сцен.

1. Чем объясняется быстрый рост населения в Европе в XVI–XVII вв.?

2. Что изменилось в облике городов и городских домов по сравнению с предшествующим периодом? Что осталось прежним?

3. Как изменилось в это время питание европейцев?

4. В чем состояло значение моды в европейском обществе XVI–XVII вв.?

5. Как соотносились христианство и язычество в представлениях простых людей того времени? Почему сельские жители дольше оставались язычниками, чем горожане?

6. Почему церковь боролась с народной культурой?

1. Представьте себе, что вы попали в богатый городской дом XVI в. Попробуйте составить описание нескольких его комнат.

2. На основании текста параграфа и содержащихся в различных разделах учебника иллюстраций попробуйте описать костюмы разных слоев тогдашнего общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Во что они верили

Во что они верили Еще одно, последнее сказанье – и интермедия закончена моя.Считают ли монголов монотеистами или политеистами – абсолютно нам не важно. Одни утверждают, что тенгрианство – культ бога Неба Тенгри – включает в себя и поклонение богине Земли Умай, и богу

Даже тогда им не очень верили!

14. Люди долго не верили, что Германик-Ермак погиб

14. Люди долго не верили, что Германик-Ермак погиб Далее Тацит и Светоний подчеркивают удивительное обстоятельство: римляне долго не верили, что Германик погиб и были убеждены, что он все еще жив. Мы цитируем.«В Риме, лишь только стали доходить вести о болезни Германика…

Глава 3. Как жили древние кельты и во что они верили

Глава пятнадцатая Мы верили в дружбу больше, чем в судьбу

Глава пятнадцатая Мы верили в дружбу больше, чем в судьбу Однажды после бомбежки перегона Витебск — Полоцк в экипаже моего ленинградского друга воздушные стрелки опять прозевали зашедший в атаку вражеский истребитель, и тот прицельно всадил в самолет Саши Леонтьева

Европейцы или азиаты?

Европейцы или азиаты? Этот вопрос почему-то ставится именно в такой, максималистской форме. Или — или. Причем после такого максимализма все дружно приходят к выводу, что русские, Русь и Россия — нечто особое, отдельное и от Европы, и от Азии. И это действительно так. Европа

1.5. ЕВРОПЕЙЦЫ О СМУТЕ

1.5. ЕВРОПЕЙЦЫ О СМУТЕ Европейцы в России начала XVII в. В конце XVI — начале XVII в. в России появилась масса европейцев; некоторые из них оставили дневники или написали книги. Труды европейцев оказали влияние на русскую мифологию о Смутном времени, но не сразу, а через два

Во что верили инки?

Во что верили инки? Нетрудно предположить, что инки унаследовали от своих предшественников не только технические приемы и навыки хозяйственной деятельности, но и религиозно-духовные представления, приспособив их для собственных идеологических задач.Вселенная инков, по

Европейцы или азиаты?

Европейцы или азиаты? Этот вопрос почему-то ставится именно в такой, максималистской форме. Или — или. Причем после такого максимализма все дружно приходят к выводу, что русские, Русь и Россия — нечто особое, отдельное и от Европы, и от Азии. И это действительно так. Европа

Новые европейцы

Новые европейцы Кто-то на грехи Ватикана смотрел спокойно, а кто-то – нет. Волнения и недовольства католиков были подобны эпидемиям чумы, им не удивлялись, считали обычным явлением в церковной жизни Средневековья.Первыми о пороках Ватикана вслух заговорили богомилы. Так

§ 17. Как жили европейцы и во что они верили

§ 17. Как жили европейцы и во что они верили Население ЕвропыВ XVI–XVII вв. население Европы заметно выросло. Если в середине XV в. здесь жило около 55 млн человек (сейчас примерно столько живет в какой-нибудь одной большой европейской стране), то в конце XVII в. – почти вдвое

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Как жили европейцы и во что верили.

1.Образовательные: Обобщить знания учащихся по раннему и позднему Средневековью.

2.Развивающие: продолжить развитие у учащихся умения работать с историческими документами, дополнительным материалом, задавать и отвечать на поставленные вопросы. Развитие коммуникативных навыков, культуры речи.

3.Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на воспитание у учащихся чувства уважения к окружающему миру и обществу.

Орг. момент.(настроить класс на работу, озвучить план работы на данный урок, озвучить домашнее задание):

Опрос домашней работы в тестовом режиме ( раздаются листочки, на перемене, класс отвечает на 5 вопросов, проверяет и сдает работы) озвучить, то что исправления в листочке уже трактуются как неправильный ответ.

Имя итальянского ученого- астронома, которого сожгли на площади Цветов в Риме;(Д, Бруно)

Французский ученый , выделивший новое направление в философии признающей приоритетным разум основой познания. (Р. Декарт)

Польский ученый астроном доказавший, что Земля вращается вокруг Солнца. (Н, Коперник)

Испанский врач, описавший малый круг кровообращения. (М. Сервет)

Работа с новым материалом проводиться по типу зеркала ( выходя ребята с материалом, который они подготовили как дополнительный, всего 3 доклада и работа по новой теме с учебниками:

Население Европы (численность, причины увеличения, проблемы, урбанизация населения) стр. 153- 154;

Облик жилищ (план города, освещение, дом) стр. 155.

Мир страхов и суеверий. (христианство в позднее средневековье в деревне) стр. 160.

Закрепление материала. Вопросы:

Изменилась ли жизнь в средневековом городе за прошедшие столетия?

Какие проблемы остались в городе?

Изменилась ли жизнь в деревне?

Почему крестьяне по-прежнему обращались к миру своих богов?

Домашняя работа. (п.17., дополнительный материал) в начале урока обратить внимание.

Возможная личностная проблема: увеличение разрыва между слоями населения (богатыми и бедными, городскими и сельскими жителями)

Планируемые результаты изучения материала.

Учащиеся получают знания об изменениях, произошедших в жизни населения Европы, с различных точек зрения, какие проблемы остались и на что они повлияют в будущем.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Проблемный или частично- поисковый метод. Предварительно предложены задания на дом. Варианты проблемных заданий:

Как изменилось население Европы по сравнению с 15 – 16 веком.

Облик города по сравнению с 15 – 16 веком.

Проблема суеверий. ( предлагаются учащимся заранее на предыдущем уроке.)

Форма урока: комбинированный урок.

Развитие умений учащихся.

Основные понятия и термины

Источники информации: школьные и внешкольные.

Учебник, п. 17. Чтение научно-популярной литературы, иллюстрации к учебнику. Интернет.

Выводы по уроку

Опрошен материал предыдущего урока;

Изучена и систематизирован новый материал ( сравнение раннего и позднего Средневековья)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 072 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.05.2016 2008
  • DOCX 18.1 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бочкарева Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1.Образовательные: Обобщить знания учащихся по раннему и позднему Средневековью.

2.Развивающие: продолжить развитие у учащихся умения работать с историческими документами, дополнительным материалом, задавать и отвечать на поставленные вопросы. Развитие коммуникативных навыков, культуры речи.

Орг. момент.(настроить класс на работу, озвучить план работы на данный урок, озвучить домашнее задание):

Имя итальянского ученого- астронома, которого сожгли на площади Цветов в Риме;(Д, Бруно)

Французский ученый , выделивший новое направление в философии признающей приоритетным разум основой познания. (Р. Декарт)

Польский ученый астроном доказавший, что Земля вращается вокруг Солнца. (Н, Коперник)

Испанский врач, описавший малый круг кровообращения. (М. Сервет)

Население Европы (численность, причины увеличения, проблемы, урбанизация населения) стр. 153- 154;

Облик жилищ (план города, освещение, дом) стр. 155.

Изменилась ли жизнь в средневековом городе за прошедшие столетия?

Какие проблемы остались в городе?

Изменилась ли жизнь в деревне?

Возможная личностная проблема: увеличение разрыва между слоями населения (богатыми и бедными, городскими и сельскими жителями)

Планируемые результаты изучения материала.

Учащиеся получают знания об изменениях, произошедших в жизни населения Европы, с различных точек зрения, какие проблемы остались и на что они повлияют в будущем.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Как изменилось население Европы по сравнению с 15 - 16 веком.

Облик города по сравнению с 15 - 16 веком.

Форма урока: комбинированный урок.

Развитие умений учащихся.

Основные понятия и термины

Источники информации: школьные и внешкольные.

Учебник, п. 17. Чтение научно-популярной литературы, иллюстрации к учебнику. Интернет.

Опрошен материал предыдущего урока;

Изучена и систематизирован новый материал ( сравнение раннего и позднего Средневековья)

Читайте также: