Формирование основ музыкальной культуры дошкольников конспект

Обновлено: 07.07.2024

2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

· Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

· Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируется эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.

· Музыкальные шедевры формируют у ребёнка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребёнка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры ребёнка – важнейшая задача, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

· Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности, уровень овладения деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня культуры личности. В широком смысле деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.

· Принцип единства сознания и деятельности определяет сферу внутренних проявлений любого личностного образования, в том и музыкальной культуры.

· Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности вступают способности. Отечественная теория способностей (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретённого в структуре личности.

· Содержание понятия музыкальная культура ребёнка в трудах основоположников отечественной методики музыкального воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания обще эстетических составляющих музыкальной культуры личности. Так Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки.

· Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связанно с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие.

· Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К. В. Тарасовой (музыкальность), Н. А. Чичереной (предпосылки музыкального вкуса), И. В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А. В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку) Г. А. Никашиной (эстетические чувства), Е. В. Могилиной (музыкальные способности).

· В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника АА. И. Катинене, выделяя музыкальную деятельность, музыкальны опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребёнка, начиная с 4-х летнего возраста.

Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребёнка предполагает целенаправленную работу:

· По развитию музыкальности ребёнка

· По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности

· По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного отношения как компонентов музыкального сознания

· По формированию ценностного отношения к музыке

Тема 1.6. Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей.

1. Виды и формы организации музыкальной деятельности детей

2. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.

Виды активной, доступной ребёнку художественной деятельности в области музыкального искусства.

· Слушаниемузыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения.

Слушание выступает в разных формах:

- как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;

- как специальное занятие;

- как методический прием обучения

· Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ёё детям, а дети слушают

· В форме специального занятия слушание даётся с целью обогащения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расширения их музыкального опыта.

· Как методический принцип слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.

Пение –деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни.

· Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

· Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Музыкально-ритмические движения –это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении.

Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-дидактические игры– музыкально-сенсорная деятельность ребёнка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах – металлофоне и ударных – полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

· Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребёнка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения.

· Например, если педагог исполнит песню перед началом пения детей, то они будут стремится к подражанию, воспримут произведение в целом, в результате лучше его исполнят.

· Предварительное слушание песни, ее мелодии создает общее настроение, восстанавливает образованные раннее временные связи в слуховом анализаторе коры головного мозга и помогает ребёнку правильно взять первый звук. И. М. Сеченов указывал, что память к яркому ощущению тем сильнее, чем недавнее, реальнее ощущение, чем свежее впечатления.

· Предварительное слушание музыки к пляске, игре восстанавливает музыкальный образ в целом, воздействует на слуховой и двигательный анализаторы, настраивает ребёнка на соответствующий темп, ритм движения. Сам процесс движения под музыку – это активный процесс восприятия музыки.

Дошкольное детство – период интенсивного становления личности, этап формирования фундаментальных психологических новообразований. Именно тогда закладываются основы духовной культуры ребенка, активизируется чувственная сфера.

Одной из важных задач музыкального воспитания является формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

· Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности;

· Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника осуществляется через развитие отдельных компонентов музыкальной речи, таких как:

· музыкальность, к которой относятся следующие способности: эмоциональная отзывчивость; музыкально-ритмическое чувство; мелодический слух; репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление;

· музыкально-эстетическое сознание, которое включает в себя: интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические переживания; музыкальные предпочтения ; первоначальные знания в области музыкального искусства.

Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах , как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.

В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.

Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирования , прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.

Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра , она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

Творческая деятельность детей дошкольного возраста проявляется: в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального инструмента; в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании; в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения; в озвучивании персонажей сказок; в музыкальной рефлексии — способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, слова.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию. Формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Таким образом, эстетическое развитие ребенка происходит преимущественно в процессе обучения в определенной последовательности различным видам музыкальной деятельности, то есть в результате становления основ музыкальной культуры личности.

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m2a7690f7.jpg

Конспект открытого занятия по теме:

для детей подготовительной группы

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту

высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Эстетическое развитие старших дошкольников через эмоциональное восприятие музыки и осознание ими средств музыкальной выразительности при передаче великолепия и многообразия зимней природы .

Задачи:

Обучающие: учить детей различать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, способность к импровизации, двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки

Развивающие : развивать навыки коммуникации , самоорганизации и контроля, создать у детей эмоциональный отклик на музыку, продолжить формирование ритмических и певческих навыков.

Воспитательные: воспитать грамотного и заинтересованного слушателя.

Реализовать такие психологические характеристики детей, как воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатию (сопереживание).

подготовки открытого занятия.

Беседа с ребятами подготовительной группы о зиме, её проявлениях и образах.

Оборудование: мультимедийный центр, компьютер, оркестратор, проектор либо телевизор.

Ход беседы

Дети входят в зал, и рассаживаются на стульчики по обе стороны зала.

Установление эмоционального контакта.

Педагог . Сегодня, ребята, у нас не совсем обычная встреча, мы поговорим с вами о красоте. А поможет нам в этом особая гостья, а кто она- вы узнаете, отгадав загадку.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Де ти: - Зима!

Педагог :

Для начала – весёлая разминка!

Музыкально – ритмические разминка.

(по окончании разминки ребята садятся на свои места)

Педагог: Славно согрелись ребята. Хотите больше узнать о зиме.

Развитие чувства ритма.

Педагог: Хорошо! Тогда вперёд! П ослушайте ритмическое упражнение, я прочитаю вам зимнее четверостишие, которое состоит из чередования коротких и длинных хлопков. Определите, пожалуйста, количество длинных хлопков.

Педагог прохлопывает в ладоши ритмический рисунок упражнения.

На полянку, на лужок,

Тихо падает снежок, Улеглись пушинки

Педагог: Ребята, сколько длинных хлопков вы услышали?

Дети: шесть (иные ответы детей)

Педагог: Правильно ребята? (варианты прихода к истине в процессе общения)

А сейчас мы усложним задание.

Педагог делит детей на две группы: одна группа детей прохлопывает в ладоши первую фразу, другая по коленям вторую фразу. Затем группы меняются. По окончании педагог предлагает прохлопать ритмический рисунок всем вместе.

Педагог: А теперь – музыка !

Слушание музыки.

Снежинки кружатся, на землю ложатся, как тысячи белых ежат.

Шапкой на дерево, шубкой на землю - От холода пусть не дрожат.

- Землю укрою,- скажет снежинка.- Пусть ей будет тепло!

И под сугробом выживет кустик - Всем морозам назло!

Создавать эмоциональный отклик на музыку, развивать способность, анализировать переживания, развивать воображение.

А какими вы их увидели?

Дети: Мерцающими, светящимися, падающими!

Дети: - Металлофон, треугольник, колокольчики.

Педагог: Правильно! Эти музыкальные инструменты очень точно передают образ мягкой, сказочной, застывшей зимней природы.

- «Посмотрите и послушайте, пожалуйста, эту зимнюю зарисовку , ( Слушают и смотрят зарисовку на музыку М. Таривердиева )

Педагог: Вам понравилось, ребята? А скажи-ка ( обращение к одному ребёнку ), какое настроение природы ты почувствовал? А что ты увидел ? ( к другому ребёнку)

Дети: (возможные ответы детей ) - Мечтательное, спокойное, загадочное, зачарованное !

Педагог:

Верно, и музыка передаёт это настроение, это волшебство и сказку ?

А у нас свами ребята есть замечательная песня, передающая то же настроение и называется она…Зимняя сказка…. Давайте споём её.

Педагог:

Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.

-Ребята, скажите, а какой ещё бывает зима?

Дети: - морозная, студёная, ледяная, страшная и могучая (иные ответы детей).

(возможные реплики и возгласы, поддержка и развитие впечатлений и эмоций на уровне короткой беседы)

Очень хорошо! Все ваши впечатления были интересными, оригинальными.

Педагог:

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Развитие эмпатии: ориентации на эмоциональное состояние и поведение другого, у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта. Развитие способности общаться с помощью пантомимики, мимики, жестов. Развитие внимания.

Подведение итогов через общение с детьми о прошедшем занятии.

Наше занятие подходит к концу

(направление беседы и возможные наводящие вопросы)

Какой бывает зима?

Скажите пожалуйста, какая музыка вам больше понравилась и чем она вам запомнилась?

Какие музыкальные инструменты наиболее точно отображают загадочность и мягкую красоту природы? А звучание каких вызывают тревогу и ощущение опасности?

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее при применении педагогической модели, в которой возможна интеграция разных видов деятельности.

Список используемой литературы.

1.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 -6 лет. -ТЦ Сфера.2008

2. Минина Е. А. Праздники, развлечения и игровые занятия для детей с детском саду для детей 5

-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

3.Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990.

4.И. Каплунова, И. Новоскольцева .Праздник каждый день(подготовительная группа).

Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников

В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, побуждающего их к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Слышать, воспринимать музыку – это значит различать её характер, следить за развитием музыкального образа.

Основной задачей музыкального восприятия является формирование эмоциональной отзывчивости на музыку – одной из важнейших музыкальных способностей. О.П. Радынова ставит вопрос о доступности содержания музыки. Не стоит при восприятии искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и не программную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам.

Возрастные возможности старших дошкольников и опыт восприятия, накопленный в младшем возрасте, способствуют развитию музыкального мышления. Музыкальное мышление – это осознание ребёнком выразительности музыкального образа на основе различения музыкальных интонаций, их смены и развития. С помощью игр, бесед дети получают представление о различной высоте и продолжительности звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Дети находят черты общего и различного в характере частей, фраз, отдельных интонаций. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, речь детей, с помощью которой они выражают свои впечатления.

Полюбившиеся произведения слушаем в разном возрасте. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают в произведении для себя новый смысл. Деление репертуара по возрастам носит довольно условный характер. В этом состоит суть принципа программы, который называется – концентрический или спиралевидный. Он позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального развития ребёнка.

Принцип адаптивности допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы, с учётом опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми, возрастными особенностями.

Принцип синкретизма программы – это взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Восприятие побуждает к творческой эстетической активности: музыкально-ритмические движения, ритмопластика, дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций.

Автором программы предложены следующие методы работы:

1. Метод контрастного сопоставления репертуара.

2. Методы уподобления характеру звучания музыки.

Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений – это метод и принцип программы, позволяющий в проблемной форме показать музыкальные произведения, заинтересовать детей.

Методы уподобления характеру звучания музыки:

1. Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки. (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения). Этот метод удовлетворяет потребность ребёнка в движении.

2. Тактильное уподобление характеру музыки. Используется с детьми раннего и младшего возраста.

3. Вокальное уподобление. Это напевание педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций, фраз детьми в младшем возрасте. И напевание полюбившихся мелодий в старшем возрасте, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке.

4. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента.

5. Цветовое уподобление используется для закрепления представления о характере музыки, формы пьесы.

6. Интонационное и мимическое уподобление характеру звучания музыки. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления.

Все выше перечисленные методы тесно взаимосвязаны с основными педагогическими методами: наглядными, словесными и практическими.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Показ репродукций картин, иллюстраций нежелателен перед прослушиванием музыки. Целесообразно использовать показ иллюстраций после неоднократного прослушивания пьесы, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе. Наглядность использую для того, чтобы усилить впечатление детей или показать незнакомые явления и образы.

Не следует навязывать ребёнку представление о музыке, как о звуковой иллюстрации каких-либо явлений; здесь птички поют, это полетела бабочка, а это бежит ручеёк. Моменты изобразительности должны отмечаться в опоре на различение характера музыки, чувств, настроений, выраженных в ней.

Применение практического метода осуществляется через творческие действия в разных видах деятельности. Практический метод приобретает характер проблемности, если показать не один вариант выполнения действий, а два или несколько. Проблемную ситуацию можно усложнить, если предложить знакомые движения или разнообразить их в соответствии с музыкой.

Формы организации музыкальной деятельности детей.

Кроме организованных занятий ребёнку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. Она может звучать фоном для другой деятельности (рисования, тихих игр). Воспитатель лишь иногда, по ходу звучания музыки привлекает внимание детей к смене её характера, настроений. Такие прослушивания длятся 10-15 минут, в зависимости от внимания детей. Повышается уровень музыкальной культуры воспитателя.

Читайте также: